На главную

Банковское право


Банковское право

ТАВРИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА N1

ПО БАНКОВСКОМУ ПРАВУ

Симферополь - 1997 г.

РЕЦЕНЗИЯ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

___________________________________________________

ПЛАН

I. ВВЕДЕНИЕ

II.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ПРИ КРЕДИТОВАНИИ

III.ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ БАНКОВ НА ПРАВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ

С МОНЕТАРНЫМИ МЕТАЛЛАМИ

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

V.СПИСОК ИЗУЧЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. В В Е Д Е Н И Е

В отличие от других социальных идей и политических ориентаций

демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и

приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как

будущее государственного строя Украины. Решение этой задачи связано не

только с созданием современного законодательства, обеспечением

законности деятельности государства и его органов, муниципальной системы и

общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции,

независимого правосудия, но с преодолением достигшего опасных пределов

правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах

государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого

уровня правовой культуры общества и каждого человека.

Необходимым условием развития этих процессов является их правовое

сопровождение и обеспечение государством - единственной на территории

страны политической организации, осуществляющей суверенитет, источник

которого - народ Украины. Но государство и право имеют не только

инструментальное значение и " самостоятельную ценность. Одновременно это

право жить цивилизованной жизнью и средство обеспечить человеку

соответствующие свободы". К этой цели общество придет только через

повышение ответственности, возложенной " на институты государственной

власти", решительные действия по экономическому, политическому и

социальному реформированию, созданию качественной " правовой базы для

таких

действий".

Это потребует высокопрофессионального состава юристов и достаточной

правовой грамотности государственных служащих и других лиц, занятых

юридической деятельностью. Общественная полезность и престижность этой

деятельности значительно возрастает в период революционных преобразований,

социальной конструкции общества, его новых экономических и

политических ориентаций.

Профессионализм юриста заключается в его знании и умении

ориентироваться в различных отраслях права. Финансовое право занимает

ведущее место среди остальных отраслей права,так как в повседневной жизни

между физическими и юридическими лицами возникают постоянно товарно-

денежные отношения и любой юрист обязан знать как по закону разрешать

споры возникающие при этих отношениях.

Предложенная ниже тема - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ НАРУШЕНИЙ

ПРИ КРЕДИТОВАНИИ. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ БАНКОВ НА ПРАВО

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С МОНЕТАРНЫМИ МЕТАЛЛАМИ наиболее интересна в связи с

переходам нашего общества от социалистических к капиталистическим

отношениям и как следствие этого интересна глубокая правовая реформа

вокруг финансово-правовых отношениях.

II.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗНЫЕ ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ПРИ КРЕДИТОВАНИИ

Кредит (credit) - предоставление кредитором ссуды в денежной или

товарной форме при условии возврата в определенный срок и, как правило, с

уплатой процентов. Существуют три формы кредита - коммерческий,

банковский и государственный. Коммерческий кредит предоставляется одним

предприятием другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа и имеет

товарную форму. Банковский кредит предоставляется банками в денежной форме.

Государственный кредит предоставляется юридическими и физическими лицами

государству, которое является заемщиком для мобилизации государством

средств для финансирования государственных расходов, особенно, когда

государственный бюджет является дефицитным. Государственный кредит

выступает в разных формах: натурального займа; выпуска государством

облигаций, казначейских обязательств и иных кредитных документов, в

частности сертификатов Государственного банка.

Рассмотрим виды ответственности при нарушении кредитования первых двух

форм кредита, так как при государственном кредите заемщиком выступает

государство и нарушений в данном случае, как правило, не встречается.

Согласно ст.4ст.Законом Украины “О банках и банковской деятельности”1

Украина формирует и использует собственные кредитные ресурсы, которые

составляются из средств банков, излишки средств на банковских счетах

предприятий, учреждений и организаций республики, вкладов граждан, средств

в межбанковских расчетах и других денежных ресурсов.

Коммерческие банки осуществляют кредитные операции в пределах

кредитных ресурсов , которые они создают в процессе своей деятельности.

Коммерческие банки при необходимости могут на договорных началах занимать

ресурсы один у другого, привлекать и размещать деньги в форме депозитов,

вкладов и осуществлять взаимные операции, предусмотренные их уставами

(ст.29 Закона Украины “О банках и банковской деятельности).

В настоящее время одним из основных видов деятельности банков в Украине

является выдача кредитов физическим и юридическим лицам. Как правило, эти

кредиты выдаются под залог в соответствии с Законом Украины “О залоге”2 .

При этом стоимость залога должна быть не ниже самого кредита и суммы

процентов, оговоренных в договоре. При этом в договоре также

предусматриваются штрафные санкции в случае не возвращение кредита и

процентов по нему в оговоренные сроки.

Клиент, который не выполнил обязанностей по своевременному возвращению

кредита, объявляется неплатежеспособным.

При объявлении клиента неплатежеспособным банк обязан оповестить

клиента, его учредителей и основных кредиторов, орган, который

зарегистрировал устав клиента и опубликовать объявление о

неплатежеспособности клиента в прессе.

В отношении клиента, объявленного неплатежеспособным, банк имеет право

использовать следующие меры:

- досрочно взыскать выданные кредиты и приостановить выдачу новых ссуд;

- изменить очередность платежей, направив непосредственно на погашение

просроченной задолженности по кредиту выручку клиента от реализации

продукции, работ и услуг согласно уставного права банка;

- передавать оперативное управление администрации, назначенной с

участием банка;

- реорганизовать должника;

- ликвидировать должника с реализацией заложенного в банке имущества в

соответствии с законодательством(ст.35 Закона Украины “О банках и

банковской деятельности”).

Однако существует и уголовное ответственность за противоправные

действия в сфере кредитования. Так, в ст. 148-5 УК Украины ( Мошенничество

с финансовыми ресурсами) закреплено, что предоставление гражданином -

предпринимателем или учредителем либо собственником субъекта

предпринимательской деятельности, а также должностным лицом субъекта

предпринимательской деятельности заведомо ложной информации государственным

органам, банкам или другим кредиторам с целью получения субсидий,

субвенций, дотаций кредитов либо льгот по налогам при отсутствии признаков

хищения - наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением

права занимать определенные должности или заниматься определенной

деятельностью на срок до трех лет.

Те же действия, если они совершенные повторно или причинили крупный

материальный ущерб государству либо кредитору, - наказываются лишением

свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать

определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до

пяти лет с конфискацией имущества.

III.ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ БАНКОВ НА ПРАВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С

МОНЕТАРНЫМИ МЕТАЛЛАМИ

Действующим валютным законодательством Украины предусмотрено, что к

валютным ценностям относятся монетарные металлы - золото и металлы

иридиево-платиновой группы в каком бы то ни было виде и состоянии, за

исключением ювелирных, промышленных и бытовых изделий из этих металлов, а

также лома этих металлов. Они накапливаются в банке в виде афинованных

(доведенных до наивысших проб согласно стандарту) запасов1 .

Операции с монетарными металлами на внешнем рынке проводит

Национальный банк Украины либо через банки уполномоченные им на ведение

внешнеэкономических операций.

Банк, который желает осуществлять операции с монетарными металлами

должен иметь в лицензии Национального банка Украины либо в дополнении к

ней соответствующее решение на право проведения этих операций.

К заявлению на получение разрешения на право проведения операций с

монетарными металлами прилагаются надлежащим образом утвержденные следующие

документы:

- заверенный руководителем банка заявителя бизнес-план, который

предусматривает работу с монетарными металлами;

- рекомендация регионального управления Национального банка Украины на

выдачу разрешения;

- рекомендация Государственной сокровищницы Национального банка

Украины;

- справка о соответствии квалификационным требованиям экспертов,

которые непосредственно осуществляют операции с монетарными металлами;

- справка о наличии технических средств, которые необходимы для

выполнения операций с монетарными металлами.

Для получения разрешения на право проведения операций с монетарными

металлами коммерческий банк должен иметь необходимое помещение для приема и

хранения монетарных металлов, а также соответствующее оборудование.

Перечень этого оборудования приводится в приложении N1 к Инструкции N243

от 27 09 1995 г. “О порядке выдачи лицензии Национального банка Украины на

право осуществления коммерческими банками операций с валютными ценностями”.

В частности в этом приложении приведен исчерпывающий перечень

указанного оборудования для проведения операций с монетарными металлами

необходимы:

- весы для взвешивания монетарных , которые должны иметь

соответствующие свидетельства об их проверке, которая проводится не реже

одного раза в год;

- инструменты (лупы, шаберы, скальпели, плоскогубцы, надфили,

напильники и т.п.);

- химические реактивы для определения проб драгоценных металлов;

- сейфы или металлические шкафы для хранения монетарных металлов;

- эксперта, уровень подготовки которого соответствует квалификационным

требованиям, которые необходимы ему для осуществления операций с

монетарными металлами.

Квалификационные требования к эксперту коммерческого банка, который

осуществляет операции с монетарными оговорены в Приложении N2 той же

инструкции. Так, в частности там закрепляется, что для экспертов, которые

осуществляют операции с монетарными металлами необходимы:

- навыки работы с монетарными металлами;

- знание действующих нормативно-технических документов на монетарные

металлы, промышленные и ювелирные изделия из драгоценных металлов;

- знания физико-химических особенностей драгоценных металлов и

владение физико-химическими методами их исследования;

- умение определять содержание недрагоценных металлов и других металлов

в промышленных и ювелирных изделиях из драгоценных металлов;

- знание устройства весов и умение их использовать при определении

веса драгоценных металлов.

Решение о выдачи лицензии и виды операций с монетарными металлами,

которые может осуществлять коммерческий банк, принимает комиссия

Национального банка Украины по лицензированию коммерческих банков на право

проведения операций с валютными ценностями, к работе в которой могут

привлекаться специалисты Государственного хранилища Национального банка

Украины.

Коммерческий банк, после получения лицензии, обязан ежемесячно давать

отчет про наличие и движение монетарных металлов в управление валютного

контроля и лицензирования Национального банка Украины.

После выдачи лицензии коммерческому банку на осуществление операций с

монетарными металлами с ним может быть заключен договор на их поставку в

Государственное хранилище.

IV.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конечно,в объеме 1-й контрольной работы трудно полностью осветить

такую глубокую и обширную тему как ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ

НАРУШЕНИЙ ПРИ КРЕДИТОВАНИИ И ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ БАНКОВ НА ПРАВО

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С МОНЕТАРНЫМИ МЕТАЛЛАМИ, однако фундаментальные

понятия и базовые положения в указанной работе приведены. Несмотря на

то,что правотворческий подход к финансовым отношениям по-российскому и по-

украинскому законодательству несколько отличаются друг от друга,но эти

отличия не столь существенные и к тому же по ряду объективных и

субъективных причин российская правотворческая мысль немного опережает

украинскую,что дает нашим законодателям использовать положительный опыт

накопленный российскими юристами после принятия тех или иных нормативных

актов, и избегать ошибок,обязательно встречающихся на таком тернистом пути

как правотворчество.

Используя положительный опыт не только России ,но и других развитых

государств,учитывая национальные и исторические особенности нашего народа

Украина станет демократическим и правовым государством.

V. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Гражданское право.Часть 1.Учебник/ Под ред.Ю.К.Толстого,А.П.

Сергеева.- М.:Издательство ТЕИС,1996. - 292-300с.

2.Гражданский кодекс Украинской ССР: Нучн.-практ.коммент. Пер. с

укр. /И.Г.Агапов,М.И.Бару,И.А.Беленчук и др. -К: Политиздат Украи-

ны,1981.- 639 с.

3.Конституция (Основной Закон) Украины - Принятая Верховным Сове-

том Украины 28.06.1996г.

4. О банках и банковской деятельности: Закон Украины от 20 марта 1991

г.

5. О залоге: Закон Украины от 2 октября 1992 г.

6. О порядке выдачи лицензий Национального банка Украины на право

осуществления коммерческими банками операций с валютными ценностями.//

Инструкция N243 Национального банка Украины от 27 09 95 г.

7.Политологический словарь. - К.: ИнноЦентр. - 1991.

8.Советское финансовое право: Учебник.-М.: Юрид.лит.,1987.-464 с.

9.Юридический энциклопедический словарь. - М.: СЭ. - 1984.

1 О банках и банковской деятельности: Закон Украины от 20 марта 1991 г.//

Ведомости Верховного Совета Украины.- N28,- ст.234.

2 О залоге: Закон Украины от 2 октября 1992 г.//Правда Украины,1992,11

ноября.

1 О порядке выдачи лицензии Национального банка Украины на право

осуществления коммерческими банками операций с валютными

ценностями.//Инструкция N243 Национального Банка Украины от 27 09 1995 г.

© 2010