На главную

Денежно-кредитная политика Банка Англии


Денежно-кредитная политика Банка Англии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра финансов

РЕФЕРАТ

на тему: "Денежно-кредитная политика Банка Англии".

|Студент ФЭФ, 4 курс, ФФ - 4 |Д. В. Славников |

|Руководитель |И. П. Заева |

МИНСК 2000

Банк Англии.

Банк Англии, как и центральные банки других стран, в настоящее время

находится в центре финансовых и экономических перемен, требующих от них

новых усилий по адаптации к меняющимся условиям. Это вызывает необходимость

внесения принципиальных изменений в их функции, организацию и технологию, а

также радикально нового подхода к межбанковской кооперации и международному

сотрудничеству.

Банк Англии обладает формальной независимостью от правительства, хотя

работает под руководством Министерства Финансов. Срок полномочий

управляющего Банка Англии не зависит от сиены правительства.

Очень сложную роль Банку Англии приходится выполнять, осуществляя

контроль и регулирование денежно-кредитной сферы. Связанные с этим функции

вовлекают Банк в орбиту национальной экономической политики, где, помимо

глубоких профессиональных знаний, требуется умелое политическое

маневрирование. Круг соображений, стоящих за каждым его шагом, неизменно

расширяется и зачастую бывает противоречивым:

интересы внутренней денежной политики оказываются в конфликте с задачами

стабилизации курса фунта стерлингов;

финансирование бюджетного дефицита путем выпуска новых займов подрывают

антиинфляционные усилия правительства;

контроль над объемом кредитов идет вразрез со стимулированием конкуренции

среди банков и т.д.

Тем не менее, в Англии денежно-кредитные методы регулирования

экономики остаются среди важнейших инструментов государственного

монополистического вмешательства, а роль в них центрального банка особенно

значительной в связи с тем, что в стране практически отсутствуют

влиятельные кредитные учреждения, принадлежащие государству.

Первой целью центрального банка является поддержание ценности

национальной валюты. Денежная политика призвана способствовать стабилизации

реальной стоимости денежной единицы измерения. В Великобритании денежная

политика осуществляется главным образом посредством регулирования

процентной ставки.

В настоящее время понятие “стабильный уровень цен” во многих

странах наполняется практическим содержанием. В большинстве из них

стабилизацию связывают с очень низким уровнем инфляции. В случае

дестабилизации вся вина не должна списываться на слабое управление

денежной политикой или ее практическое отсутствие. Причины, как правило,

кроются гораздо глубже. Так, в начале 70-х годов цели краткосрочной

стабилизации и ценовой стабильности пришли в противоречие под влиянием

нефтяного кризиса и усиления требований профсоюзов - в этих условиях

центральному банку мало, что удавалось сделать, чтобы исправить положение.

Достижение ценовой стабильности в настоящее время в Англии имеет

2 направления:

1) достижения среднего уровня инфляции 25% или меньше и

2) более открытый (свободный) режим проведения денежной политики.

Проведение монетарной политики, то есть определения, главным

образом, уровня процентных ставок, обеспечивающих достижение инфляционной

цели, возложено на Банк Англии и Казначейство ( Банк Англии в отличии от

других банков не может действовать независимо от правительства). Принятый в

1946 году Акт Банка Англии дает Казначейству право выпускать указания Банку

Англии и, хотя Казначейство никогда это право не использовало, отношения

между ними таковы, что финальное решение по поводу процентных ставок

принимает Министр Финансов. Тем не менее, Банк Англии играет очень важную

роль в принятии решения. Теперь Банк Англии публикует квартальный Отчет по

инфляции (Inflation Report), который содержит подробный анализ информации,

а также протокол встречи Министра и Управляющего публикуется через 6 недель

после их встречи по поводу процентных ставок.

При подготовке Отчета по инфляции и процентным ставкам Банк

Англии принимает во внимание внутренние и внешние экономические и

монетарные факторы, которые будут иметь отношение к инфляции будущих двух

лет. Совет Банка по процентным ставкам содержит информацию об изменениях,

влияющих на промышленность и торговлю в различных регионах Англии,

предоставляемую агентами Банк Англии.

После того, как решение о методах денежной политики принято,

Банк Англии начинает действовать, используя механизмы, описанные ниже.

Процентные ставки.

Выполняя свою роль на внутренних денежных рынках, Банк Англии

влияет на процентные ставки в краткосрочном аспекте. Являясь банком

правительства и банком банков, Банк Англии способен достаточно точно

предсказать характер потоков платежей со счетов правительства на счета

коммерческих банков и наоборот, и действовать в зависимости от ситуации.

Когда поток платежей со счетов банков на счета правительства превышают

обратный поток, возникает ситуация, в которой банковские запасы ликвидных

активов снижаются, и появляется нехватка средств на денежном рынке. В

противном случае появляется избыток наличности, но более обычная ситуация -

это появление дефицита, который устраняется Банком Англии, устанавливающим

такую процентную ставку, при которой средства обеспечиваются на каждый

день.

Для того, чтобы не работать с каждым банком индивидуально, Банк

Англии использует учетные дома в качестве посредника. Это

специализированные дилеры, которые имеют запасы торговых векселей и в

которые главные банки помещают лишнюю наличность. Учетные дома пользуются

заемными услугами Банка Англии, который может обеспечить наличные средства,

купив ценные бумаги учетных домов либо предоставив им ссуды. Ставки, по

которым производятся эти операции, влияют на процентные ставки для

экономики в целом. Когда Банк Англии изменяет эту ставку, коммерческие

банки сразу же, как правило меняют свою базисную ставку, по которой

определяется ставка по депозитам и ставка ссудного процента.

Валютный курс.

Процентные ставки влияют на внутренние денежные условия, такие

как условия кредита, потребительский спрос, инвестиции, выпуск продукции и

цены. Они также могут оказывать влияние на стоимость фунта стерлингов в

переводе на другую иностранную валюту. При других равных условиях, чем выше

процентные ставки, тем больше иностранных средств привлекается в фунт

стерлингов, таким образом, они влияют на валютный курс фунта стерлингов по

отношению к иностранным валютам.

Банк Англии может оказывать влияние на валютный курс, используя

золотой и валютный запасы страны. Банк Англии может управлять запасами от

имени Казначейства. Резервы содержатся на специальном счете, который

называется Валютный Уравнительный Счет (Exchange Equalisation Account). Он

был образован еще в 1930-х годах с целью выявления неожиданных колебаний во

“внешней стоимости” стерлинга. Процесс, известный как валютная интервенция,

состоит в том, что Банк Англии покупает фунт стерлинга за иностранную

валюту, когда необходимо сдержать падение курса или продает их, пытаясь

удержать рост курса. Эти операции, конечно, не могут точно определить курс

фунта стерлингов на рынке, а существует масса других способов, помимо

официальной интервенции.

Будучи членом Механизма валютных курсов (ERM - exchange rate

mechanism) с 8 октября 1990 года, Великобритания была обязана поддерживать

курс своей валюты в определенных рамках по отношению к иностранным валютам.

После выхода из ERM 16 сентября 1992 года Великобритания перешла к

плавающему валютному курсу.

Кратковременные процентные ставки и валютная интервенция

являются принципиальными инструментами монетарной политики в

Великобритании. В прошлом использовались и другие инструменты. Например, в

начале 1980-х Банк Англии продал больше государственного долга, чем было

необходимо для удовлетворения нужд правительства, с целью уменьшить

денежную массу в обращении. Эта политика была отменена в 1985 году. Другие

инструменты включали в себя введение специальных ” потолков банковского

кредитования” (отменен в 1971 году); требования к банкам содержать резервы

в Банке Англии в соответствии с тем, насколько быстро росло число их

вкладов (отменен в 1980 году); издание руководства по банковскому

кредитованию, нацеленного на уменьшение объемов выдачи кредитов клиентам.

Резервная политика.

Одним из важнейших инструментов современной монетарной политики

является резервная политика основанная на изменение требований центрального

банка к обязательным (минимальным) резервам коммерческих банков и других

кредитных институтов. Все основные орудия денежно-кредитного контроля

направлены в первую очередь на регулирование величины остатков на резервных

счетах кредитных учреждений в центральном банке или условий пополнения этих

счетов.

Исторически обязательные резервы развились из необходимости для

коммерческих банков всегда иметь наготове денежную наличность в виде так

называемых кассовых резервов для бесперебойного выполнения платежных

обязательств по возврату депозитов вкладчикам и проведения расчетов с

другими банками. Иными словами, кассовые резервы, хранившиеся коммерческими

банками в центральном банке, служили гарантийным фондом для погашения

депозитов.

С созданием высокоразвитой двухуровневой банковской системы

кассовые резервы коммерческих банков, помещаемые ими на счета в центральном

банке, перестали быть гарантийным фондом для погашения задолженности по

вкладам. Немаловажную роль здесь сыграло улучшение организации и техники

совершения банковских операций, а также создание системы страхования

депозитов. Как отмечают некоторые экономисты, современным банкам обычно

достаточно иметь в наличии не более 2% своих денежных средств.

В настоящее время минимальные резервы имеют двойное назначение:

1. они должны обеспечивать постоянный уровень ликвидности коммерческих

банков );

2. они являются инструментом центрального банка для регулирования денежной

массы, платеже- и кредитоспособности коммерческих банков.

Регулирование центральным банком норм указанных резервов влияет

непосредственно на величину оборотных фондов коммерческих банков, а,

следовательно, на их кредитно-финансовый потенциал. При увеличении нормы

обязательных резервов уменьшается размер оборотных фондов банков, и

наоборот.

По существу, обязательные резервы представляют собой часть

кассовых (денежных) резервов, которые коммерческие банки должны постоянно

хранить в налично-денежной форме, в виде вкладов в центральном банке или в

ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным

депозитам, полученным займам и кредитам. Основу же денежной наличности

банков составляют депозиты их клиентов. В банковской практике та доля

банковских резервов, хранение которой на специальных счетах в центральном

банке подписывается законом, получила название “ резервные требования “.

Именно они, обладая наибольшим удельным весом, занимают ведущее место в

системе обязательных резервов.

Обычно минимальный остаток (баланс) вкладов коммерческих банков

в центральный банк - норма обязательных резервов - определяется

национальным банковским законодательством в процентном отношении к

соответствующим статьям активов или пассивов кредитных институтов. Норма

резервов может дифференцироваться в зависимости от срока деятельности,

величины активов и пассивов банков, видов и размеров привлекаемых ими

депозитов (до востребования, срочный, сберегательный, специальный и прочие

вклады) в национальной и иностранной валюте, гражданства вкладчика

(резидент, нерезидент), региона деятельности банков и других условий.

В принципе величина минимальных резервов может определяться

двояким способом - по отношению к банковским пассивам либо по отношению к

банковским активам. Способ определения резервных требований по отношению к

банковским пассивам является наиболее старым. Суть его состоит в том, что

коммерческие банки должны резервировать в обязательном порядке часть

привлеченных депозитов клиентов на счетах в центральном банке. Коммерческие

банки Великобритании содержат 0,35% стерлинговых депозитов на счете в Банке

Англии. В некоторых странах базисом исчисления размера минимальных резервов

служат предоставленные кредиты. На практике нормы обязательных резервов по

пассивам могут устанавливаться по отношению ко всем банковским пассивам или

их отдельным статьям. Применяя подобный избирательный подход, центральный

банк пытается таким образом стимулировать или ограничивать развитие тех или

иных видов депозитных операций банков.

Разновидностью метода определения резервных требований по

отношению к банковским пассивам является метод установления минимальных

резервов к изменению объема совокупных пассивов банков, то есть к

увеличению или уменьшению их сальдо за определенный период времени, которое

формируется в результате поступлений денег на основные корреспондентские

счета и выдач с них денежных средств.

Второй способ определения величины резервных требований по

отношению к банковским активам является чисто французским изобретением и на

практике применяется значительно реже. Сущность его заключается в

лимитировании (количественном ограничении) кредитных вложений посредством

установления верхних пределов общей суммы кредитов или их прироста. Причем

указанные параметры устанавливаются в индивидуальном порядке для каждого

коммерческого банка. Также, могут лимитироваться объем и число кредитов,

предоставляемых одному клиенту банком. Такие директивные параметры получили

название “кредитных потолков” и соответственно метод - метод кредитных

потолков. В Англии этот метод использовался до 1971 года. За нарушение

установленных кредитных лимитов коммерческие банки подвергались со стороны

Банка Англии санкциям в виде уплаты высокого учетного процента или

обязательного перечисления на беспроцентные счета в Банк Англии суммы,

равной превышению этих лимитов.

Таким образом, центральный банк может регулировать темпы роста

денежной массы, используя технику кредитных ограничений.

У каждого способа определения резервной базы по отношению к

банковским пассивам или к банковским активам есть свои преимущества и

недостатки. С одной стороны, обязательные резервы способствуют улучшению

банковской ликвидности, когда они рассчитываются на основе пассивных

банковских операций. В данном случае их влияние на экономику является

опосредованным. Установление обязательных резервов по пассивным операциям

ведет к снижению размера выдаваемых банком ссуд: ресурсы удорожаются, если

банк не намерен сократить общий объем активных кредитных операций.

Результатом этого является рост взимаемых банком по активным операциям

процентных ставок и сокращение объемов кредитов. С другой стороны,

основанные на кредитных операциях нормы обязательных резервов, выступают в

качестве прямого ограничителя осуществления инвестиций, способствуя в целом

поддержанию умеренных процентных ставок. Исключение составляют периоды,

когда центральный банк проводит политику, направленную на урегулирование

платежного баланса страны, например путем привлечения иностранных

капиталов. Но метод установления резервных требований по отношению к

банковским активам не лишен и существенных недостатков. Кредитные

ограничения - это самая жесткая форма воздействия на кредит. В свою

очередь, такая практика приводит к снижению деловой активности в стране,

ухудшению функционирования банковской системы в целом, препятствует

развитию конкуренции в банковском деле, затрудняет доступ мелких и средних

фирм к банковскому кредиту, ухудшая их платеже- и кредитоспособности и

финансовое положение.

В конечном счете, нормы резервов отрицательно влияют на

рентабельность коммерческих банков, способствуют уменьшению доходов банков,

которые вынуждены “замораживать” часть своих пассивов или активов на

специальных счетах в банке. Происходит, как бы недополучение прибыли и

банки стремятся компенсировать упущенную выгоду путем либо повышения

процентов по кредитам, либо снижения процентов, выплачиваемых по

привлеченным средствам.

Лишь на короткие промежутки времени кредитные ограничения

вводились в Великобритании. По мнению многих западных экономистов, данный

метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством. Поэтому к

прямому ограничению объемов банковского кредитования центральный банк

прибегает обычно в периоды усиления инфляции или кризисов платежного

баланса.

Существуют некоторые вариации в соотношении между расчетным

периодом и периодом выполнения (поддержания) коммерческими банками

обязательств перед центральным банком, в течении которого необходимые суммы

минимальных резервов должны храниться на резервных счета. Расчетный период

и период выполнения обязательств в разных странах неодинаковы. В

Великобритании этот период составляет 6 месяцев. Именно на такой срок

перечисляются активы в Банк Англии.

Вопрос заключается в величине временного интервала между

расчетным периодом и периодом хранения указанных резервов. Чем больше

данный интервал, тем меньше связь реальной величины резервов с состоянием

денежно-кредитной сферы в данный момент, и, следовательно, тем меньше

эффективность регулирующих мер центрального банка, особенно в краткосрочном

плане.

Снижение эффективности роли минимальных резервов как инструмента

денежно-кредитной политики обусловлено взятым в 80-е годы курсом на

финансовую либерализацию. Но все же прием и хранение текущих и срочных

вкладов кредитных институтов продолжает оставаться одной из важнейших

функций современного центрального банка, несмотря на то, что эти депозиты

занимают небольшой удельный вес в балансе центральных банков. Без этого

центральные банки не смогут выполнять свои остальные функции, то есть быть

“банком банков”, “банкирами и кассирами правительства”, проводить

официальную денежно-кредитную и валютную политику, снабжать экономику

необходимым количеством денег в безналичной и налично-денежной форме,

управлять внутренним и внешним государственным долгом, осуществлять надзор

за банками и финансовыми институтами.

Операции на открытом рынке.

Важнейшей функцией Банка Англии является управление государственным

долгом страны. Английское правительство расходует, как правило, больше, чем

оно получает в виде налогов.

Ежедневные потоки средств между правительством и рынком

отражаются движениями средств на счете Национального Кредитного Фонда

(National Loans Fund - NLF) в Банке Англии. В случае краткосрочного

дефицита NLF может покрыть его, взяв средства в Банке Англии, а лишние

средства помещаются в Банке.[1]

Такое прямое финансирование является только краткосрочным и

принципиальная роль Банка Англии, который действует от имени Казначейства,

привлечь средства. Банк контролирует новый долг правительства и

существующий объем долга. Тремя основными формами правительственных займов

являются казначейские векселя, правительственные фондовые бумаги (известные

как высоконадежные ценные бумаги) и займы на валютном рынке.

Казначейские векселя - это краткосрочные (обычно сроком 3 или 6

месяцев) ценные бумаги IOU - I owe you, выпускаемые Банком Англии регулярно

каждую неделю. Их главной целью является не финансирование расходов

правительства, а изъятие наличности из системы для того, чтобы

способствовать проведению монетарной политики. Количество выпускаемых

векселей зависит от потоков средств в будущем. Векселя продаются по цене

ниже их погашаемой стоимости, а дисконт отразит процентную ставку.

(Например, если процентная ставка составляет 7% и вексель сроком на 3

месяца номинальной стоимостью 1000000 ф. ст. будет продаваться по цене

983000 ф. ст.: 17000 ф. ст. прибыли за 3 месяца будут эквивалентны годовой

процентной ставке 7% ). Векселя могут покупаться и продаваться на рынке

некоторое число раз.

Высоконадежные ценные бумаги правительства - это долгосрочные

ценные бумаги ( их жизнь может длиться от 5 до 40 лет), выпускаемые для

финансирования дефицита, возникаемого в результате превышения

правительственных расходов над его доходами. Процент по ним представляет

собой купонный процент, выплачиваемый каждые 6 месяцев. Например, ценная

бумага “ 8% Teasury Stock 2015” предполагает выплату 8% в год от

номинальной стоимости держателю данной ценной бумаги, а в 2015 году она

будет погашена. Облигации обращаются на рынке “первоклассных” ценных бумаг,

а их цена изменяется в зависимости от изменения процентных ставок,

экономических условий и от цены, которую инвесторы готовы заплатить за

долгосрочные ценные бумаги.

Главная цель - продать достаточное количество таких ценных бумаг

каждый год, чтобы удовлетворить потребность государственного сектора в

средствах для покрытия дефицита (PSBR - public sector borrowing

requirement) , который включает в себя не только бюджет правительства, но и

бюджет местных органов власти и государственных корпораций. Когда доходы в

бюджет наоборот превышают расходы (как было в Англии в конце 1980-х годах),

цель - сбалансировать бюджет с помощью покупки этих ценных бумаг, т.е.

извлечения их из оборота.

Облигации в малых количествах выпускаются в случае, если спрос

превышает предложение, на вторичный рынок участниками рынка “первоклассных”

облигаций (GEMM - gilt-edged market dealers). Участники этого рынка - это

дилеры, которые имеют прямые контакты с Банком Англии. Банк Англии может не

продавать сразу весь пакет выпущенных облигаций, а продавать их на рынке

постепенно при удобных условиях. Решения по поводу вида, срока и

количества облигаций принимается в зависимости от рыночных условий в данное

время. Одно неизменное условие - облигация должна быть привлекательной для

инвесторов.

Департамент Регистрации Банка Англии ведет реестр держателей

“первоклассных” ценных бумаг. Это главный метод обработки данных,

учитывается около миллиона счетов ценных бумаг, каждый год учитывается

около полумиллиона переводов. В дополнении к этому в Банке Англии

существует Central Gilts Office, через который проходят автоматизированные

платежи участников “первоклассных” облигаций. Это очень важный инструмент

рынка “ первоклассных” ценных бумаг в настоящее время.

Валютные займы принимают разнообразные формы, а их величина

зависит от того, хочет ли правительство создать валютные резервы. Валютные

займы включают облигации, выраженные в других валютах и среднесрочные

кредиты, взятые в Международном Валютном Фонде (в 1960-х и в 1970-х годах).

Значительная часть займов выражена в ECU в виде казначейских векселей

сроком 1 месяц и казначейских билетов со сроком 3 года.

Банковский надзор.

Надзор за кредитно-финансовыми учреждениями в разных странах

отличается как сочетанием форм организации надзорной деятельности, так и

самой структурой системы. К странам, в которых надзорная деятельность

является прерогативой исключительно центрального банка, относится

Великобритания.

Банк Англии реализует функции надзора путем:

регулирования выхода организации на рынок банковских услуг. Создание

банка регулируется банковским законодательством. Например, минимальный

размер первоначального капитала должен составлять не менее 5 миллионов

фунтов стерлингов для банков и не менее 1 миллиона фунтов стерлингов для

других кредитных институтов;

установления для банков экономических нормативов и норм деятельности

и осуществления документарного надзора за их соблюдением;

проведения инспекционных проверок на местах (в Англии эта обязанность

возлагается на внешних аудиторов;

выдвижения требований к кредитным учреждениям по устранению выявленных

недостатков и контроля за их выполнением банками в строго определенные

сроки;

вмешательства в случае необходимости в деятельность кредитных

организаций.

Используемая литература.

1. Банки и банковская деятельность: Англия // Банковские услуги. –

1997- №1. - с.26

2. Банковская хроника: Лондон. // Бизнес и банки. – 1995. - №37. -

с. 7

3. Великобритания / Институт мировой экономики и международных

отношений АН СССР; отв. ред. С. П. Марзоевский и Е. С. Хесин. -

М.: Мысль. – 1981. - с. 85

4. Дробозина Л. А., Можайсков О. В. Финансовая и денежно-кредитная

система Англии. - М.: Финансы, 1976. - с. 126

5. Крупнов Ю. С. Резервная политика центральных банков за рубежом

// Банковское дело – 1997 - №3. - с. 28; №4. - с. 34

6. Смирнов В. П. Банковская система Великобритании // Банковское

дело – 1995 - №9. - с. 24

Автор: Славников Дмитрий Васильевич

slavnikov_d@mail.ru

-----------------------

© 2010