Мировой опыт использования банковских пластиковых карточек и его применение в РоссииМировой опыт использования банковских пластиковых карточек и его применение в России1. Рынок ГКО 1.1 История вопроса История государственных краткосрочных облигаций, получивших краткое наименование "ГКО", началась с постановления Правительства Российской Федерации от 8 февраля 1993 г. N107, которым были утверждены "Основные условия выпуска и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций". Это постановление правительства было одной из попыток изыскания финансовых ресурсов для покрытия огромного дефицита государственного бюджета, и она, как теперь можно заключить, оказалась удачной. У ГКО масса достоинств (доходность, ликвидность и надежность, которая обеспечена государством), поэтому функционирующий с мая 1993 г. рынок ГКО ныне занимает одно из ведущих мест в структуре фондового рынка России. 1.2 Основные условия выпуска Эмитентом ГКО является Министерство финансов, а Центральный банк - гарантом их своевременного погашения и одновременно агентом по обслуживанию их выпусков. Центральному банку предоставлено право регламентировать (по согласованию с Минфином) вопросы выпуска и размещения ГКО во всем, что не предусмотрено Основными условиями. Согласно условиям, первичное размещение ГКО осуществляется, как правило, 4 раза в месяц на срок 3,6 и 12 месяцев. Решение о выпуске ГКО принимаются Минфином по согласованию с Центральный банком, при этом устанавливается объем и период размещения выпуска. ГКО выпускаются в электронной форме номинальной стоимостью 100 тыс. и (с октября 1994 г.) 1 млн. рублей. ГКО непохожи на обычные ценные бумаги. Они не выпускаются в виде бумажных, пластиковых или металлических бланков или монет, а существуют исключительно в виде записей на счетах в уполномоченных банках. При продаже со счета продавца списывается сумма, равная стоимости проданных бумаг, и зачисляется на счет покупателя. Первичные торги (когда в орращение запускаются облигации новой серии) проводятся раз в неделю по вторникам. При этом сначала удовлетворяются заявки на покупку облигаций с наименьшей скидкой (доходностью). Назначается цена отсечения, ниже которой никто ГКО не купит. После этого удовлетворяются так называемые неконкурентные заявки - тех дилеров, которые перестраховались и решили купить ГКО в самую последнюю очередь по средней цене продажи. Время от времени Министерство финансов объявляет о дополнительной эмиссии облигаций, первичный аукцион по размещению которых уже состоялся (второго, третьего и т.д. траншей). Но весь выпуск с учетом дополнительных траншей погашается в один и тот же срок. Номинальная стоимость государственных облигаций установлена в размере 1 млн. рублей. Однако продаются они по цене ниже номинала, которая определяется в ходе торгов первичного размещения. Аукционная цена устанавливается на основании дилерских заявок, в которых участники торгов указывают, по какой цене и в каком количестве они хотели бы приобрести облигации. Поэтому доходом для владельцев облигаций является разница между ценой, по которой ГКО были куплены, и номиналом, по которому они будут погашаться. Каждый из выпусков ГКО имеет свой "жизненный" цикл, в различнын этапы которого их цена и доходность, существенно меняются. Выгоднее всего покупать ГКО на аукционе, а не на вторичных торгах. Так, доходность этой ценной бумаги максимальна, как правило, во время первичного аукциона, затем она испытывает определенные колебания. Например, в течение двух недель с момента проведения аукциона, как правило, наблюдается понижение доходности (вследствие роста цены ГКО на вторичных торгах). Потом она относительно стабилизуется. До введения правительством валютного корридора на доходность ГКО значительное влияние оказывал курс доллара. Так резкое подорожание СКВ делало привлекательным спекулятивные валютные операции. На ММВБ стекались денежные средства, в том числе и с рынка ГКО. Все старались продать имеющиеся облигации, в результате увеличивалось предложение и снижался спрос, цена ГКО падала. Владельцами ГКО могут быть как юридические, так и физические лица. По каждому выпуску могут быть установлены определенные ограничения в отношении потенциальных владельцев этих облигаций. В соответствии с законодательством при покупке государственной ценной бумаги покупатель уплачивает налог по ставке 0,1% от суммы сделки, а доходы, получаемые юридическими и физическими лицами по государственным облигациям, не облагаются налогом на прибыль. 2. Рынок КО 2.2 История вопроса В начале 1994 года Минфин выступил с инициативой выпуска нового рыночного долгового инструмента государства - казначейских векселей. Идея состояла в эмиссии бездокументарных процентных обязательств с фиксированной ставкой в 40% годовых/ Скромная величинатставки, по первоначальному замыслу, должна была бать компенсирована правом зачета векселями обязательных резервов коммерческих банков, которые рассматривались в качестве основных покупателей. Однако ЦБ выступил категорически против изменения действующего порядка резервирования, а без этого надежда заинтересовать банки окончательно угасла и от вексельного проекта пришлось отказаться. Резкое обострение проблемы текущей бюджетной задолженности и нарастание взаимных неплатежей предприятий послужили толчком к изменению схемы эмиссии и обращения новых бумаг. Было решено использовать их не для новых заимствований, а для оформления уже существующей бюджетной задолженности. Это привело к замене векселя (безусловного обязательства заплатить) на казначейские обязательства, обращение (а по некоторым сериям и погашение) которых обставлено рядом условий, в частности, требованием на прохождение опеделенного числа расчетных цепочек (от одного до пяти индоссаментов). В результате появился новый инструмент, обладающий одновременно свойствами векселя, государственной ценной бумаги, налогового освобождения и средства расчета. 2.2 Основные условия выпуска Выпуск, размещение, обращение и погашение казначейских обязательств (КО) регламентируются следующими нормативными актами: - постановление Правительства РФ от 9 августа 1994 г. N906 "О выпуске казначейских обязательств"; - Письмо минфина РФ от 21 октября 1994 г. N140 "Положение о порядке размещения, обращения и погашения казначейских обязательств" Эмитентом КО является Минфин РФ, и выпускаются они в бездокументарной форме на основании договоров с уполномоченными банками-депозитариями. КО являются государственными ценными бумагами и могут приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и предоставленные услуги без ограничений, а также быть предметом залога. Для Минфина определены условия по бюджету финансированию в текущем году. Месячный лимит финансирования делится на две части: одна предусматривает расчеты деньгами, а другая - казначейскими обязательствами. после получения лимита финансирования посредством КО отраслевой департамент начинает формировать выпуски КО для своей отрасли.Затем каждый отраслевой департамент делает договор со своей отраслью о финансировании части расходов посредством КО, в подписании которого участвует выбранный отраслевым департаментом банк-депозитарий. После этого выпускается приказ министра финансов о выпуске определенной серии КО, оформляется глобальный сертификат, и серия запускается в работу. Глобальный сертификат - это и есть практически КО, его бумажный носитель, там написано, что по каждому выпуску существуют какаие-то ограничения, в частности, количество необходимых индоссаментов. Казначейские обязательства выпускаются сериями, причем буква индекса серии соответствует отрасли промышленности, для которой выпущены облигации, первые четыре цифры - дата выпуска (день и месяц) и последние две - порнядковый номер серии. Каждая серия КО , ка куже говорилось выше, обслуживается определенным банком-депозитарием, который регистрирует все сделки с бумагами данной серии и занимается их погашением. Обращение КО допускается в ограниченной форме и неограниченной форме. При ограниченной форме обращения МФ РФ определяет порядок обращения КО и накладываемые ограничения для владельцев обязательств. Порядок обращения КО и ограничения по обращению фиесируются в договоре МФ РФ с уполномоченным банком-депозитарием, который несет ответсвенность за контроль по целевому использованию КО. К числу ограничений могут относится: - обязательность расчета КО только с целью погашения кредиторской задолженности; - ограничения на право передачи КО только юридическим лицам; - минимальное число операций с учетом вышеуказанного; - ограничения по срокам учета и обмена на налоговые освобождения. Таким образом, конкретный порядок расчетов КО зависит от содержания договора МФ РФ с уполномоченным банком-депозитарием. После того как бумаги получают определенное количество передаточных надписей, они приобретают рыночный статус (т.е. возможность досрочной реализации), могут передаваться любому юридическому лицу, т.е. поступают на открытый рынок как государственные ценные бумаги с доходностью 40% годовых. Есть утвержденный коэффициент по финансированию отложенных бюджетных расходов в 1995 году, равный 1,36. На его базе установлена ставка процентного дохода по КО. Таким образом соблюдается паритет по финансированию бюджетных расходов между деньгами и казначейскими обязательствами. Финансирование расходов с помощью КО при нынешней их ставке есть один из способов вынужденной экономии средств. КО могут быть погашены и без необходимых индоссаментов, но к моменту завершения общего срока обращения, т.е. на 365-й день с момента эмиссии. Наиболее важным фактором, который влияет на доходность КО дальних серий, является перспектива получения по ним налоговых освобождений. Первоначально предполагалось, что налоговые льготы будут оформляться как именные сертификаты, которые бы выпускались в четырех экземплярах и затем по сложной цепочке попадали ко всем заинтересованным лицам (налоговым органам, банку-депозитарию и держателю). Схема, по которой сейчас крупные предприятия добиваются освобождения, обычно такова: в уполномоченный банк- депозитарий подается заявление с просьбой о погашении КО налоговыми освобождениями. После того как это заявление визируется, оно может выступать в качестве налогового освобождения. С точки зрения налогообложения доход по этой бумаге состоит из двух частей. Первая - процентный доход, который совершенно четко льготируется по действующему законодательству как доход по государственной ценной бумаге. Вторая - дисконтная часть дохода - не является доходом по государственной ценной бумаге, и, естественно, на нее распространяется общий налоговый режим. 3. Рынок облигаций федерального займа 3.1 История вопроса 14 июня 1995 года семейство государственных ценных бумаг пополнилось новым членом - облигациями федерального займа с переменным купоном (ОФЗ). Это произошло на фоне совершенно новой финансовой ситуации в России. Доходность валютных вложений стала отрицательной, резко снизились ставки рублевых инструментов с фиксированным доходом. Все это привело к образованию избыточной рублевой денежной массы, связывание которой является основной целью выпуска ОФЗ. При этом Министерство финансов находится перед дилеммой: либо выпуск “короткого” инструмента с доходностью, ориентированной на текущие ставки рынка, либо выпуск “длинного” инструмента с удорожанием внутреннего заимствования (и это на фоне падающей инфляции). Разрешить это противоречие стало возможным благодаря выпуску ОФЗ: стоимость их обслуживания определяется текущей коньюктурой рынка ГКО, донако срок погашения новых бумаг превышает год. Оценивая ОФЗ с точки зрения инвестора, следует учесть, что благодаря плавающему купону эти бумаги имеют дополнительную степень свободы. Сравним годовые выпуски ГКО и ОФЗ. Если после размещения выпуска ГКО ставки рынка долговых обязательств возрастают, единственным возможным поведением этого выпуска бцдет падение цены в целях повышения рыночной привлекательности (и наоборот). В случае с ОФЗ колебания цены нивелируется за счет изменения величины купона, что для инвестора означает меньший риск колебания цены и как следствие риск потери части капитала при инвестировании. Купонный доход по ОФЗ будет выплачиваться ежеквартально. 3.2 Основные условия выпуска ОФЗ Согласно постановления Правительства РФ от 15 мая 1995 года N458 “О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций федеральных займов” эмитентом облигаций является Министерство финансов РФ. Все операции по размещению и обращению облигаций на рынке ценных бумаг, включая расчеты и учет прав на облигации, осуществляются через учреждения Банка Россииили уполномоченные им организации. Номинальная стоимость облигации составляет 1 млн. рублей. Эмитент по согласованию с банком России устанавливает для каждого отдельного выпуска облигаций его объем; порядок расчнта купонного дохода, определяемого на основе доходности по ГКО; дату размещения; дату погашения; даты выплаты купонного дохода (или порядок их определения); ограничения на долю объема выпуска, приобретаемую нерезидентами. Выпуск считается состоявшимся, если в период размкщения было продано не менее 20 процентов от количества предполагавшихся к выпуску облигаций. Купонный доход в виде процента к номинальной стоимости по облигациям федерального займа с переменным купоном не облагается налогом на прибыль у юридических лиц и подоходным налогом у физических лиц в соответствии с действующим законодательством. Прибыль в виде положительной разницы между ценой продажи и ценой покупки облигации (без учета сумм накопленного купонного дохода) подлежит налогообложению в общем порядке 4. Рынок облигаций Государственного сберегательного займа 4.1 История вопроса С 27 сентября 1995 года Министерствол финансов приступило к размещению облигаций Государственного сберегательного займа (их можно назвать ОСЗ по аналогии с устоявшимся сокращением облигаций федерального займа - ОФЗ). Эмиссия этого типа облигаций ориентирована на население России, общие сбережения которого, по различным оценкам, составляют от 10 до 20 млрд. долларов. в настоящее время их основная масса хранится в виде наличной валюты (после введения “валютного корридора” - наличных рублей) или лежит во вкладах в коммерческих банках. Цель нового займа действительно весьма нетрадиционна - дать населению возможность воспользоваться теми преимуществами на рынке ценных бумаг, которые до сего дня получали только юридические лица, вкладывая средства в достаточно надежные и ликвидные государственные обязательства. Появилась надежда, что действия государства на рынке ценных бумаг значительно уменьшат напряженность, связанную с проблемами частных вкладов. Разумеется, объявление Минфина о выпуске ОСЗ чисто случайно совпало с кризисом, однако более удачного момента найти было трудно. государство как бы поспешило указать населению единственно возможный выход из создавшегося положения - забрать деньги из банков и приобрести государственные, абсолютно надежные ценные бумаги. При успешной организации планов по размещению ОСЗ Минфин профинансирует неинфляционными методами дефицит бюджета, “свяжет” денежные излишки населения, обеспечит людям сохранность и приличный доход, пожнет неплохие политические плоды до президентских выборов. 4.2 Основные условия выпуска В приложении к приказу N99 от 5 сентября 1995 года Министерства финансов РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 9 августа 1995 года N836 “О государственном сберегательном займе”, а также постановлением Правительства РФ от 10 августа 1995 года N812 “О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций Государственного сберегательного займа Российской Федерации”определены условия выпуска и обращения облигаций. Эмитентом облигаций является Министерство финансов РФ. Выпуск осуществляется в бумажной форме на предъявителя номиналом 100 и 500 тысяч рублей. Первый транш составил 1 трлн. рублей и будет погашен ровно через год - 27 сентября 1996 года. Доходность будет привязана к ОФЗ, и аналогично ОФЗ купонный доход будет выплачиваться ежеквартально. Процентный доход по купону определяется Эмитентом на каждый купонный период и равняется последней официально объявленной купонной ставке по ОФЗ. Ставка купона по ОФЗ, в свою очередь, зависит от доходности ГКО. Процентный доход объявляется за неделю до начала купонного периода. Размер процентного дохода по каждой облигации ваплачивается, исходя из номинальной стоимости облигации. Продажа облигаций осуществляется уполномоченными банками и финансовыми организациями, определяемыми Эмитентом и заключившими с ним договор купли-продажи облигаций. Уполномоченные банки и другие финансовые организации вправе покупать облигации на рынке по рыночным ценам, в том числе путем котировок облигаций. В отличие от предшествующих аналогичных займов - известный всем трехпроцентный заем РФ, где государство продавало и покупало облигации, - на этот раз выбран другой путь: государство продает все облигации крупным коммерческим банкам. Однако, самым крупным держателем облигаций скорее всего будет Сбербанк. Банки, выкупившие бумаги “на себя”, то есть выступившие классическими андеррайтерами, в дальнейщем смогут, учитывая, вероятно самую высокую купонную ставку, оставить одну половину пакета у себя, а другую - продать оптом и в розницувсем желающим пот свободной цене. Банки будут заключать договор с Минфином, согласно которому 90 процентов бумаг должно быть продано в течение 60 дней. Из 90 процентов этих бумаг 50 процентов должно быть продано за наличные деньги. ОСЗ — облигации на предъявителя, то есть регистрировать свои права на них нигде не придется. Каждая облигации будет иметь хождение ровно год со дня выпуска. Облигация имеют четыре отрывных купона, запрлатив один раз за облигацию в момент ее приобретения, держатель имеет возможность получать доход частями, четырежды в течение года, в конце же срока вместе с выплатой по четвертому купону будет возвращаться и сама сумма, обозначенная в качестве номинала облигации. 5. Облигации внутреннего валютного займа 5.1 История вопроса Сама история возникновения облигаций внутреннего валютного займа(ОВВЗ), появившихся в конце 1993 года в результате банкротства Внешэкономбанка СССР, предполагала активное влияние на рыной этих бумаг прежде всего иностранных инвесторов, Являющихся их основными владельцами. Оценивая перспективы ОВВЗ, иностранцы использовали привычные им критерии - рынок стал реагировать не только на экономические факторы, но и на политические изменения, став самым “нервным”. По этой причине на котировочную цену ОВВЗ всегда оказывали воздейстие три группы факторов: наличие или отсутствие интереса иностранных инвесторов к работе на рынке ОВВЗ, активность российских операторов рынка по совершению арбитражных сделок, а также ситуация в политической жизни России, влияющая на первые две группы факторов. 5.1 Основные условия выпуска Постановлением Совета Министров - Павительства РФ от 15 марта 1993 года N222 были утверждены условия выпуска внутреннего государственного валютного облигационного займа. Минфином от имени Российской Федерации был произведен выпуск ОВВЗ на общую сумму 7 885 000 000 долларов США. Выпуск был представлен облигациями с номиналами в 1000, 10000 и 100000 долларов США, выпущенными пятью сериями со сроками погашения через 1 год то даты выпуска, через 3 года, 6, 10 и 15 лет от даты выпуска. Датой выпуска займа является 14 мая 1993 года. Неотъемлимой частью облигации является комплект из купонов, количество которых определяется сроком погашения облигаций. На облигации начисляется 3 процента годовых начиная с 14 мая 1993 года. Проценты уплачиваются один раз в год 14 мая держателям облигаций после предъявление соответствующего купона. Начисление процентов прекращается в день погашения облигаций. Период предъявления облигаций и купонов к оплате определен в 10 лет начиная с конца календарного года, в течение которого подошел срок оплаты соответствующих облигаций и купонов. Сумма основного долга по облигациям при их погашении, а также сумма причитающихся к выплате процентов, не подлежит обложению налогами. |
|