На главную

Парижский клуб кредиторов


Парижский клуб кредиторов

Государственный Комитет Российской Федерации по Высшему Образованию.

Российская Экономическая Академия им. Г. В. Плеханова

Кафедра « Банковское Дело».

Доклад.

Тема : « Парижский Клуб Кредиторов ».

Выполнила: студентка 4 курса группы 2417

Института Финансов

Грибовская Надежда Васильевна.

МОСКВА , 2001.

Содержание.

Особенности организационной структуры Парижского Клуба.……….…………………2

I. ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ПАРИЖСКОГО КЛУБА.

Принципы Парижского клуба……………………………………...………………3

2. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по

погашению задолженности…………………………………………...…………………………………3

3. Условия погашения для должников………………...………………………………4

4. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств

среди кредиторов…………………………………………………………………………..5

II. условия реструктуризации долга………………...……………………….6

1. Торонтские условия……………………………………………………………….…….6

1. Хьюстонские условия………………………………………………….………………7

2. Тринидадские и Лондонские условия………………………………………….……..7

3. Последние варианты………………………………………………………..………….8

4. Стандартные условия…………………………………………………………….……8

III. РОССИЯ И ПАРИЖСКИЙ КЛУБ……………………………………………………9

1. Какова ситуация с нашей бывшей задолженностью…………….………………..9

2. Задолженность России по Парижскому клубу……………………...……………10

3. Внеклубная задолженность России……………...………………………………..10

4. Задолженность перед Россией в рамках Парижского

клуба…………….………11

5. Последствия вступления России в Парижский Клуб……………….……………11

6. Сегодняшняя ситуация…………..…………………………………………………13

Заключение ………………………………………………………………………………..15

Список литературы………………………….……………………………………………..16

Особенности организационной структуры Парижского Клуба.

Парижский клуб – неформальное объединение правительств стран-кредиторов,

которыми являются Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия,

Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США,

Швейцария, Швеция, Франция, Финляндия и Япония. Объединение было создано в

1956 году с целью реструктуризации задолженности развивающихся стран.

Членство в Парижском Клубе предполагает постоянный обмен информацией между

кредиторами о задолженности и ходе ее погашения. Все соглашения стран-

должников с Парижским Клубом содержат статью, обязывающую их не

предоставлять третьим странам более выгодных условий погашения долга перед

ними, чем условия, предоставленные членам Клуба. Наиболее бедным странам

списывается до 80% их внешнего долга официальным кредиторам. Принятая

Клубом практика ограничивает также сумму уступки страной-кредитором активов

на вторичном рынке долгов пределом в 20 млн. долларов или 10% от общей

суммы требований к данной стране-кредитору ( в зависимости от того, что

больше ). Парижский Клуб функционирует в тесном сотрудничестве с МВФ. Если

какое-либо государство-должник, испытывающее экономические трудности

(например, по части баланса платежа), начинает осуществлять программу

оздоровления под эгидой МВФ. Парижский клуб совместно с правительством

данной страны вырабатывает соглашение о реструктуризации её внешнего

государственного долга. В результате появляется возможность уменьшить

пассивное сальдо платёжного баланса, не сокращая при этом объём импорта

товаров и капиталов.

В рамках Парижского Клуба страны, испытывающие трудности в выплате долгов

другим государствам и частные учреждениям, проводят переговоры со своими

кредиторами о пересмотре условий и графиков платежей. Пожалуй, само

название «Парижский Клуб» не совсем точное , хотя это неформальное

объединение , а не официальная международная организация. У него нет штаб-

квартиры, секретариата, а главное, нет устава. Другими словами, этот клуб

не имеет юридического статуса.

Парижский Клуб не очень известен широкой публике, что отчасти связано с

проводимой им политикой конфиденциальности : кредиторы стараются не

раскрывать информацию, касающуюся их оценки экономического и финансового

положения того или иного должника и масштабов предоставляемых льгот по

погашению долгов. Решение о том, должна ли такая информация предоставляться

третьим сторонам и в каком объеме, принимается самим должником. Тем не

менее, за 40 с лишним лет своего существования Клуб стал одним из главных

действующих лиц в проведении международной стратегии в области кредитования

и обеспечения погашения задолженностей. Указанная стратегия нередко

корректируется, но в ее основе по-прежнему лежат два принципа : проведение

внутренних реформ и структурной перестройки с предоставлением внешней

финансовой помощи в форме новых займов или льготных условий погашения

прежних долгов.

В 1956 году, как только клуб был организован, первые переговоры с

официальными кредиторами в Париже провело правительство Аргентины с целью

выработки взаимоприемлемой для пересмотра графиков платежей по

гарантированным государством экспортным кредитам. В следующие полтора

десятилетия с просьбами о пересмотре графиков платежей в клуб обращались

Бразилия, Чили и Турция. Наибольшая активность приходится на последние

двадцать лет, когда около 100 стран заключили более двухсот соглашений о

реструктурировании долгов на сумму боле 350 млрд. долл.[1] Свою лепту

вносят также и коммерческие банки, значительно сокращая обязательства

должников по погашению не гарантированных государством кредитов.

Особенность структурной организации Парижского Клуба состоит в том, что

он являет собой собрание представителей суверенных государств-кредиторов

под председательством высокопоставленного чиновника государственного

Казначейства Франции Франсуа Перье. Будучи созданный не как постоянно

действующий орган, а для решения конкретных проблем погашения кредитов

отдельным должникам, Клуб руководствуется рядом принципов, например,

принципом консенсуса. Некоторые из них периодически пересматриваются.

Поскольку Парижский Клуб не имеет фиксированного членства , в

переговорном процессе в рамках Клуба может участвовать любое государство-

кредитор, являющееся держателем обязательств по долгам, по которым может

потребоваться пересмотр условий погашения . Большую часть займов и кредитов

развивающиеся страны , а также государства Центральной и Восточной Европы

получают от стран-членов Организации экономического сотрудничества и

развития (ОЭСР) , поэтому последние почти всегда участвуют в таких

переговорах.. Среди других традиционных участников переговоров в Парижском

Клубе следует назвать МВФ, Всемирный банк, Конференцию ООН по торговле и

развитию (ЮНКТАД) и, естественно, саму страну-должника, обратившуюся с

просьбой о пересмотре задолженности. Ряд крупных должников, например Россия

и Бразилия, сами предоставляют значительные кредиты другим странам, и их

должники также обращаются в Парижский Клуб. Таким кредиторам выгодно решать

вопросы уже на многосторонней основе.

Многосторонний подход является наиболее эффективным и облегчает работу в

административно-организационном плане, так как должник имеет возможность

вести переговоры со всеми кредиторами одновременно, а не с каждым в

отдельности. Кроме того, кредиторы придают большое значение принципу

равенства или равномерного распределения бремени невыплаченных

задолженностей. Они хотят быть уверенными в том, что полученные от них

льготы в отношении условий погашения долга не использованы для обслуживания

долговых обязательств другими кредиторами.

I. ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ПАРИЖСКОГО КЛУБА.

Принципы Парижского клуба.

В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами:

наличие непосредственной угрозы прекращения платежей,

обусловленность реструктуризации долга обязательством должника

проводить определенную экономическую политику,

равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди

кредиторов.

Первые два принципа — это условия, которые страна-должник обязана

выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита

может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции

кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между

собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов,

кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и

требования. Россия и международные клубы кредиторов.

1. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению

задолженности.

Для того чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены,

должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои

обязательства по выплате внешнего долга. Как правило, наличие крупных

задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов является для

Парижского клуба достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре

будут прекращены. Кроме того, Парижский клуб может проанализировать степень

серьезности проблем данной страны с помощью прогноза МВФ о состоянии

платежного баланса страны на будущий год.

Такие договорные обязательства по платежам, как правило, относятся к

кредитам или особым финансовым условиям, предоставленным либо

непосредственно правительству страны-должника, либо его уполномоченным

учреждениям и ведомствам (долг государственного сектора), либо частным

юридическим лицам, если они поместили сумму в местной валюте, равную сумме

задолженности, в отечественный коммерческий банк или в центральный банк

данной строены, и перевод средств иностранному кредитору в конвертируемой

валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валюты (долг частного

сектора).

Неспособность частного должника привлечь достаточные средства в

национальной валюте для приобретения необходимой суммы в иностранной валюте

(чтобы потом выплатить долг иностранному кредитору) не считается наличием

непосредственной угрозы прекращения выплат по погашению задолженности.

Такая ситуация представляет собой реализацию коммерческого риска и не

влечет никакой ответственности со стороны государства.

2. Условия погашения для должников.

Смягчение условий погашения задолженности путем отсрочки платежей

направлено на то, чтобы должнику восстановить кредитоспособность через

осуществление всеобъемлющих реформ и преобразований. Поэтому государства-

кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолженностей лишь при

условии принятия странами-должниками программ макроэкономических

преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ.

Данному факту государства-кредиторы придают большое значение. Обычно, в

согласованном протоколе о пересмотре условий погашения задолженности

содержится такое замечание: «Положения настоящего протокола сохраняют силу

до тех пор, пока Республика Х имеет договоренность с Международным валютным

фондом о дополнительных ссудах».

У должников, испытывающих финансовые трудности, зачастую накапливаются

большие суммы неплатежей по погашению задолженности не только перед

официальными и частными кредиторами, но и перед МВФ. Устав МВФ запрещает

предоставлять таким странам новые кредиты и ссуды и, следовательно,

заключать с ними соответствующие дополнительные договоренности. А это, в

свою очередь, лишает страны-кредиторы Парижского клуба возможности

урегулировать финансовые отношения с такими странами.

Чтобы вырваться из этого заколдованного круга, Парижский клуб разработал

специальную стратегию, согласно которой страна-должник должна осуществлять

программу макроэкономических преобразований в соответствии с требованиями,

которые предъявляются к получателям дополнительных ссуд от МВФ. По мере

успешного внедрения такой программы страна постепенно завоевывает право на

получение финансовой помощи Фонда. И тогда эти права используются для

погашения имеющихся задолженностей. К моменту завершения указанной

программы страна-должник должна полностью рассчитаться с долгами и

приобрести право на получение кредитов от МВФ в обычном порядке.

Обусловленность кредитов обязательствам должников проводить определенную

экономическую политику не является строгим юридическим термином.

Определения этого принципа нет даже в Договорах о Международном валютном

фонде и о Всемирном банке. Некоторые страны-должники утверждают, что

обусловленность кредитов МВФ обязательством проводить определенную

экономическую политику лишь усугубляет экономические трудности. Почему они

так считают?

План преобразований МВФ, который излагается в письме-обязательстве страны-

заемщика, включает в себя, как правило, следующие требования:

. ограничение роста денежной массы,

. сокращение дефицита государственного бюджета,

. контроль над предоставлением кредитов, совершенствование

политики обменного курса национальной валюты (речь идет об

устранении искусственного завышения курса путем девальвации),

. устранение контроля над ценами, совершенствование торгового

баланса,

. ограничение вмешательства государства в экономику.

Однако в практическом плане программы преобразований МВФ связаны с

сокращением расходов на социальные нужды (образование, здравоохранение и

т.п.) и отменой государственных дотаций на производство продуктов питания и

других товаров и услуг первой необходимости. Выполнение таких программ во

многих случаях приводило к беспорядкам и политической нестабильности, так

что при осуществлении подобных планов стабилизации правительство страны-

должника нередко вынужденно прибегать к репрессивным мерам против

собственного народа.

Бывают и исключения из этого правила: если страна-должник не является

членом МВФ, она обсуждает необходимые преобразования непосредственно с

кредиторами. Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу

экспертом для оценки, реальной экономической обстановки. Такие группы были

направлены в 1994 году в Польшу и Мозамбик до того, как эти государства

вступили в МВФ. Такой же подход был принят и в отношении Кубы, а эта страна

не является членом МВФ. Кроме того, кредиторы утверждают, что страны-

должники неохотно идут на такие условия; ведь в отличие от МВФ Парижский

клуб не в состоянии предоставить новые кредиты в качестве стимула к

проведению экономических реформ.

4. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств

среди кредиторов.

Данное правило называют еще принципом равных условий. Оно обеспечивает

равномерное распределение среди кредиторов бремени проблем, связанных с

пересмотром условий погашения долговых обязательств. В целях упрощения этой

работы кредиторы Парижского клуба, как правило, договариваются о том, что

для всех кредитов, предоставленных данной стране до определенного срока,

будет установлен один и тот же льготный период и срок погашения.

Указанный принцип распространяется и на кредиторов, не участвующих в

переговорах в рамках Парижского клуба. Официальные кредиторы не хотят,

чтобы уступки, предоставляемые Парижским клубом, использовались должниками

для покрытия долговых обязательств перед другими категориями кредиторов.

Поэтому в протоколе о пересмотре условий погашения задолженностей

содержится требование в адрес страны-должника о необходимости добиваться

аналогичных уступок по условиям погашения внешних задолженностей и от

других кредиторов. Соответствующее положение протокола гласит: «В целях

обеспечения равных условна для государств-кредиторов от частных кредиторов,

правительство Республики «икс» обязуется добиваться от иностранных

кредиторов, в том числе от банков и фирм-поставщиков, отсрочек и условий

рефинансирования аналогичных изложенным в настоящем протоколе в отношении

кредитов с аналогичным сроком погашения, с тем чтобы не допустить

возникновения неравных условии для различных категории кредиторов».

Переговоры в Парижском клубе не требуют больших затрат, однако для

представителей стран-должников эта процедура унизительна и неприятна. Как

правило, переговоры в Парижском клубе завершаются в течение одного дня, но

иногда бывают более продолжительными. Самые короткие за всю историю клуба

переговоры были в октябре 1983 г., когда для достижения договоренностей с

делегацией Малави потребовался всего один час. Случается, что переговоры

занимают довольно много времени, а бывает, что и заходят в тупик. «Иногда

переговоры почти полностью проваливаются в результате возникновения в

последнюю минуту каких-то умопомрачительных моментов, — вспоминает один из

участников Парижского клуба Питер Маунтфельд. — Помню, как совершенно

неожиданно разрешилась одна из таких паровых ситуаций в мужском туалете в

Центре Клебера, когда соседом моим оказался управитель одного африканского

Центрального банка».

II. Условия реструктуризации долга.

Реструктуризация долга – это одна из форм реорганизации условий долга, в

ходе которой должники и кредиторы договариваются об отсрочке выплат

задолженностей по основной сумме кредита и по процентам, срок которых

должен наступить в определенный период времени, а также о новом графике

таких платежей. В последнее время реструктуризация внешнего долга стала

достаточно популярной практикой. В Парижском Клубе реструктурируются долги

правительств и гарантированные ими долги, а в Лондонском – задолженности

перед коммерческими банками. В рамках Парижского клуба реструктуризация

задолженности большей частью применяется в отношении беднейших стран, хотя

не всегда.

В отношении разных стран государствами-кредиторами применяются различные

методы. В результате этих подходов в настоящее время четко обозначились

четыре категории стран-должников:

| |

|Категории стран-должников |

|Беднейшие страны: Торонтские, Лондонские, Неапольские условия |

|Беднейшие из стран со средним уровнем дохода: Хьюстонские условия. |

|Богатые из стран со средним уровнем дохода: стандартные условия |

|Парижского Клуба |

|Исключения: в отдельных случаях сумма внешнего долга страны может |

|быть сокращена на особых условиях в силу политических и иных |

|соображений. |

1. Торонтские Условия.

Были приняты в 1988 году.

| |

|ТОРОНТСКИЕ УСЛОВИЯ |

|Данные условия могут применяться лишь в отношении стран с доходом на|

|душу населения не выше установленного Всемирным банком уровня, |

|который дает право на получение кредитов от Международной ассоциации|

|развития ( в настоящее время – 540 долларов в год ). |

|Кредиторам предлагаются следующие варианты условий, которые они |

|могут предоставлять должникам : |

|Вариант А ( уменьшение суммы долга ): |

|Списать треть долга; |

|В отношении остальной части долга пересмотреть условия погашения по |

|рыночным процентным ставкам ; |

|Срок погашения 14 лет, включая льготный период в 8 лет. |

|Вариант В ( долгосрочные долги ) : |

|Проценты начисляются по рыночным ставкам; |

|Срок погашения 25 лет, включая льготный период в 14 лет. |

|Вариант С (уменьшение платежей по обслуживанию долга ) : |

|Предоставление льготных процентных ставок ( выбрать большую из двух |

|величин : 3,5% в год или половина рыночной ставки; |

|Срок погашения 14 лет, включая льготный период в 8 лет. |

Страны, получившие отсрочку по погашению долгов в соответствии с

Торонтскими условиями : Республика Мали, Центральноафриканская Республика,

Мадагаскар, Нигер, Танзания и др. В период 1988-1990 гг. Парижским Клубом

было заключено 26 соглашений о пересмотре долгов на основе Торонтских

условий на общую сумму в 5,8 млрд. долл.

Торонтские условия предназначены не для всех стран-должников. Они

применяются лишь в отношении очень тяжелых обстоятельств по обслуживанию

долгов и предоставляются странам с низким средним доходом на душу населения

и хроническими проблемами платежного баланса на период осуществления ими

глубокой структурной перестройки.

2. Хьюстонские условия.

Приняты в 1990 году в отношении бедных стран, у которых годовой доход на

душу населения превышает установленный максимальный уровень ( в настоящее

время это 785 долларов), дающий право на реструктуризацию долгов на основе

Торонтских условий.

| |

|Хьюстонские условия. |

|Срок погашения коммерческих кредитов увеличен до 15 лет, льготный |

|срок 8 лет. |

|Срок погашения кредитов, предоставленных в рамках программ |

|официального содействия развитию, увеличен до 20 лет, льготный |

|период – 10 лет |

|Положение о переводе долга. Кредиторам предоставлено право продавать|

|или обменивать долговые обязательства по погашению всей суммы |

|кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия |

|развитию, либо 10 % непогашенной суммы кредитов (либо обязательства |

|по погашению коммерческих кредитов на сумму в 10 % млн. долл. , если|

|данная величина окажется больше, чем упомянутые 10 %). |

Чтобы попасть в категорию беднейших из стран со средним уровнем дохода,

государство должно удовлетворять двум из следующих критериев. Чтобы стать

на пересмотр кредита на основе Хьюстонских условий с точки зрения размера

долга, страна должна удовлетворять двум из трех критериев.

| |

|Критерии для пересмотра долгов. |

|Годовой доход на душу населения не должен превышать установленный |

|Всемирным банком потолок (1235 долларов). |

|Соотношение суммы долга кредиторам Парижского Клуба и суммы долга |

|коммерческим кредиторам должно составлять 1,5 |

|Установленные показатели масштабов задолженности : |

|Сумма долга не менее 50% объема ВВП; |

|Отношение суммы долга к стоимости экспорта не менее 275%; |

|Коэффициент запланированного обслуживания долга не менее 30%. |

Некоторые страны, входящие в указанную категорию, занялись

реструктуризацией своих долгов на основе Хьюстонских условий, причем

первыми были Польша и Египет. Другие решили провести обменные операции с

государственными долговыми обязательствами, как это допускается

Хьюстонскими условиями. Так поступили Конго, Сальвадор, Гондурас, Марокко и

Нигерия. В период с 1990 по 1992 год на основе Хьюстонских условий

заключено 15 соглашений о пересмотре долгов на общую сумму примерно 18,4

млрд. долларов.

3. Тринидадские и Лондонские условия (усиленные Торонтские условия).

Приняты в 1990-1997 гг. в отношении наименее развитых стран и других

беднейших государств.

| |

|Тринидадские условия |

|Аннулирование 2/3 долга стран-должников, входящих в соответствующие |

|категории. |

|Гибкий график платежей в соответствии с экспортными возможностями |

|страны-должника: |

|Реструктуризация оставшейся части долга не 25 лет, |

|Предоставление льготного периода в 5 лет, |

|Капитализация процентов за первые 5 лет. |

|Гибкий график платежей в соответствии с экспортными возможностями |

|страны-должника |

|Отбор кандидатов на предоставление льготных условий по критериям, |

|аналогичным Торонтским условиям. |

| |

|Лондонские условия |

|Аннулирование 25% долга и реструктурирование оставшейся суммы на 23 |

|года с 6-летним льготным периодом и начислением процентов по рыночным |

|ставкам |

|Реструктурирование долга с применением льготных процентных ставок на |

|23 года без льготного периода. |

|Реструктурирование долга по рыночным процентным ставкам на 25 лет с |

|16-летним льготным периодом. |

|Реструктурирование обязательств по обслуживанию кредитов, |

|предоставленных в порядке оказани официального содействия развитию, на|

|30 лет с 20-летним льготным периодом. |

За период 1991-1993 гг. были пересмотрены долги 10 стран на общую сумму

4 млрд. долл. (Гвинея, Гондурас, Мавритания, Мали, Мозамбик, Сьерра-Леоне).

4. Последние варианты (Неапольские, Лионские, Инициатива HIPC)

| |

|Неапольские условия |

|67%-ное списание по чистой приведенной стоимости или реструктурирование |

|долга с целью его сокращения на 67% по ставкам ниже рыночных ( ВВП на |

|душу населения менее 500 долл., или долг/экспорт более 350%). |

|50%-ное списание (для других категорий) |

|Капитализация 50% и их выплата в течение 33 лет с 8-летним льготным |

|периодом, остальная часть в течение 23 лет с 6-летним льготным периодом с|

|прогрессивной шкалой амортизации. |

|Реструктуризация на 40 лет с 16-летним или 20-летним льготным периодом, |

|проценты по прежней ставке. |

В 1995-1998 гг. более 30 странам с низким уровнем дохода ( в том числе 20

африканским странам южнее Сахары) Парижский Клуб сократил задолженность на

условиях Неаполя, из них 7 странам – на 67%.

С 1997 г. действуют Лионские условия, которые предлагают 80%-е снижение

долговых обязательств, а также доведение соотношения внешний долг/экспорт

до 200-250% и платежи/экспорт до 20-25%.

Проект под названием « ИНИЦИАТИВА HIPC» предусматривает целенаправленные

усилия по снижению бремени долга самых бедных развивающихся стран при

условии проведения в этих странах в течение определенного периода реформ по

финансовому оздоровлению, одобренных Всемирным банком и МВФ.

5. Стандартные условия Парижского Клуба .

| |

|Стандартные (классические) условия |

|Реструктуризация до 10% долга ( в некоторых случаях только основной долг)|

| |

|Срок погашения 10 лет с 5-летним льготным периодом |

|Рыночные ставки. |

III. РОССИЯ И Парижский Клуб .

Официальный документ.

О присоединении Российской Федерации к Парижскому клубу кредиторов

17 сентября 1997г. в Париже Правительством Российской Федерации подписан

Меморандум о взаимопонимании, оформивший присоединение Российской Федерации

к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве полноправного

государства-участника.

Присоединение к Парижскому клубу способствует дальнейшей интеграции

России в международную финансовую систему и основывается на следующих

принципах, изложенных в положениях Меморандума о взаимопонимании:

Равноправное участие России в рассмотрении вопросов урегулирования

задолженности государств-должников. Начиная с даты подписания Меморандума

российские долговые требования приобретают тот же статус, что и аналогичные

требования членов Парижского клуба.

Признание и применение при урегулировании задолженности перед Россией

официального курса Госбанка СССР.

Предоставление начальной скидки на задолженность государств-должников

перед Россией. В настоящее время Россия присоединяется к международным

программам оказания безвозмездной помощи беднейшим странам для поддержания

минимального уровня существования их населения, и в этой связи

присоединение Российской Федерации к деятельности Парижского клуба

кредиторов в качестве государства-участника предусматривает уменьшение

абсолютного объема финансовых требований б. СССР к государствам-должникам в

зависимости от их экономического положения.

В течение 1998-1999гг. планируется подписание двусторонних соглашений с

27 государствами-должниками о реструктуризации их задолженности перед

Россией на условиях Парижского клуба кредиторов.

1. Какова ситуация с нашей бывшей задолженностью.

Внешний государственный долг России достался ей в наследство от СССР.

Все страны СНГ, кроме Украины, доверили России на определенных условиях

обслуживания своего внешнего государственного долга. Общий суммарный долг

всех стран СНГ иностранным кредиторам (исключая Украину) в 1993 году

составил около 70 миллиардов долларов (внешний долг СССР в 1987 году

составил 40 миллиардов долларов). Выплатить этот государственный долг в

сравнительно короткие сроки крайне сложно, поскольку валютная выручка

России от ее экспорта резко сократилась и в еще большей степени

сократилась доля государства в этой выручке. Практически Россия может

ежегодно выплачивать своим кредиторам не более 2,5 миллиардов долларов в

год, что приблизительно равно сумме ежегодных процентов по внешней

задолженности. В 1993 году Парижский клуб и Лондонский клуб (объединяют

частных кредиторов, преимущественно транснациональные банки) отсрочили на

несколько лет выплату основой части российского долга. Но отдавать его

придется.

Сегодня внешний долг России условно можно разделить на семь составляющих:

. займы международных организаций(64% или 128,3 млрд.$)

. реструктурированный долг СССР;

. кредиты и займы российских банков(9%);

. кредиты и займы российских компаний(12,5% или 25 млрд.$);

. валютные облигации внутреннего займа(6% или 11,4 млрд.$);

. еврооблигации(8% или 16,2 млрд.$)

. субфедеральные внешние займы и кредиты(1% или 2,8 млрд.$).

Россия сейчас имеет дело с тремя группами кредиторов: официальными

кредиторами, в основном входящими в Парижский клуб, коммерческими банками,

или Лондонским клубом, и, наконец, коммерческими фирмами и банками,

входившими ранее в Токийский клуб.

К обязательствам России перед Парижским клубом относится задолженность по

кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках

межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или

застрахованным правительственными страховыми организациями. Двойственное

положение России в составе Парижского клуба заключается в том, что мы

выступаем в качестве должника одних стран(37 млрд. $) и, одновременно,

кредитора других стран(50-100 млрд. $).

На 1999-2001 года приходится пик расчетов страны по внешнему долгу.

Ежегодно Россия на выплату процентов и погашение собственно кредитов и

займов должна тратить 18-20 млрд. долларов (сумма, сопоставимая с доходной

частью бюджета). Надвигающийся пик образовался из-за того, что

обязательства по старым, еще советским долгам, наложились на обязательства

по кредитам и займам, полученным после 1.01.92 года. В принципе размер

суверенного российского долга сравнительно невелик. На начало 1998 года

общая задолженность перед внешними кредиторами составила примерно 130 млрд.

$, из них 100 млрд. осталось от СССР. До прихода к власти С. Кириенко сумма

внешнего долга не превышала 35% ВВП и не являлась критической. Однако за 5

месяцев правления "технократический кабинет" к этой сумме добавил примерно

16-17 млрд. долларов: крупные заимствования, сделанные за Апрель-Август;

конверсия внутреннего долга во внешний и резкая девальвация рубля привели к

тому, что внешний долг сейчас близок к 45% ВВП.

Что касается международного кредитного рейтинга современной России, то

после знаменитого внутреннего дефолта, он один из самых низких в мире.

Задолженность России по Парижскому клубу.

В процессе распада бывшего СССР кредитные линии, предоставленные

правительствами развитых стран «под перестройку», продолжали действовать (в

отличие от займов коммерческих банков), продукция поступала всем бывшим

союзным республикам, в то время как обслуживание накопленного долга

осуществлялась только за счет средств Российской Федерации. В рамках

базового соглашения (1996 г.) по долгосрочной реструктуризации официальной

задолженности России заключены двусторонние межправительственные соглашения

с 18-ю странами-членами клуба: Австралией, Австрией, Бельгией,

Великобританией, Германией, Данией, Испанией, Италией, Канадой,

Нидерландами, Норвегией, Португалией, США, Швейцарией, Швецией, Францией,

Финляндией и Японией. Кроме того, подписано свыше 60 межбанковских

соглашений о порядке учета и погашения задолженности и почти столько же

коммерческих контрактов по выверке сумм задолженностей. Отсроченный долг

подлежит погашению с 2002 по 2020 гг. нарастающим, а затем убывающим

графиком платежей. Агентом по соответствующим операциям определен

Внешэкономбанк.

Внеклубная задолженность России.

Россия взяла на себя также обязательства по урегулированию задолженности

бывшего СССР и перед странами, не входящими в Парижский клуб. Остатки

задолженностей предполагается гасить в основном товарными поставками. Так,

например, долг перед Словакией в настоящее время составляет 1,8 млрд.перед

Венгрией — 480 млн., Республикой Корея — 170 млн., Болгарией — 100 млн.,

Польшей - 20 млн. долл. Неурегулированы вопросы пока с некоторыми

странами, в частности, например, с Китаем, ОАЕ, Румынией, Ю. Кореей,

Кувейтом.

[pic]

Рис. 1. Структура внешних финансовых активов России

4. Задолженность перед Россией в рамках Парижского клуба.

Большая часть межгосударственных кредитов в этой подгруппе была формой

финансовой поддержки дружественных СССР политических режимов в странах

третьего мира, т.е. предоставлялась без сколько-нибудь серьезного анализа

платежеспособности заемщиков. Как следствие, обязательства большинства

государств относятся теперь к разряду сомнительной и даже безнадежной

задолженности. Из суммарного долга 51-ой страны России в 120 млрд. долл.

почти треть приходится на 25 стран, обратившихся в этот клуб с просьбой о

реструктуризации задолженности. В рамках клуба у России 5 крупнейших

должников: Алжир, Вьетнам, Йемен, Мозамбик и Эфиопия. Например, на нашу

страну приходится 80% (или 6,5 млрд. долл.) всей задолженности Йемена,

Остальные страны выплачивают (в СКВ и товарами) в лучшем случае лишь пятую

часть оговоренной в соглашениях суммы. Членство России в клубе дает нам

хоты маленькую, но надежду на увеличение сумм выплат. Конечно, процент

списания долгов, на который нам придется пойти в рамках клуба, большой. Он

определяется двумя факторами — уровнем развития страны и долей военных

поставок в сумме долга. Поэтому дисконт может составлять от 35 до 80%.

Одним из направлений работы с финансовыми активами бывшего СССР является

продажа на тендерной основе активов, выраженных в клиринговых и других

замкнутых валютах. Сюда относятся, в первую очередь, долги Индии,

Пакистана, Бангладеш, Монголии, Лаоса и некоторых других государств.

5. Последствия вступления России в Парижский Клуб.

Сам факт вступления России в Парижский клуб — явление для нас и для

Запада положительное. Во-первых, мы добились фиксации курса рубля по

задолженности на уровне тогдашнего официального курса — 60 копеек за

доллар. Во-вторых, раньше Россия, являясь крупным кредитором, существовала

как бы отдельно и сама пыталась решать связанные с задолженностью вопросы,

это не давало Западу возможности проводить в отношении стран-должников

разработанной им программы. Теперь миссии МВФ, находясь в тех или иных

странах и рассматривая вопросы о предоставлении им очередных траншей,

ставят перед ними требования о необходимости заключения соглашений с

Россией о погашении задолженности.

Есть, однако, и проблемные моменты. Поскольку Парижский клуб формально не

отвечает за ранее заключенные двусторонние соглашения, то и страны-должники

начинают уже думать - платить по ним или не платить. Тем более, что со

многими странами не определен механизм оценки старых долгов, особенно если

раньше они выражались в переводных рублях (например, если коэффициент

пересчета долгов Вьетнама, Монголии и Кубы установить как 1:1, то сумма

может превысить 50 млрд.).

У стран, не поддерживающих отношения с Парижским клубом, долги более

крупные. Единственным исправным плательщиком в последнее время остается

лишь Индия, погашающая до 1 млрд. долл. ежегодно .

После распада СССР предполагалось, что каждое из государств будет нести

свою долю ответственности по внешнему долгу (к тому времени — около 90

млрд. долл.), а также иметь соответствующую долю в активах бывшего Союза.

Но, как быстро выяснилось, только Россия могла обслуживать свои

обязательства. Поэтому по взаимному согласию было объявлено, что Россия в

обмен на отказ бывших республик от причитающейся им доли активов принимает

на себя все их долги. Такое непростое решение позволило нашей стране в то

время сохранить свои позиции на международных финансовых рынках и

обеспечило доверие к нам потенциальных западных инвесторов.

Переговорный процесс между Российской Федерацией и сообществом

кредиторов (сначала советских, а затем и российских) начался сразу же после

распада СССР в конце 1991 г. Можно условно выделить четыре основных этапа

реструктуризации долговых обязательств бывшего СССР-

Первый этап, берущий отсчет с 1992 г., включал в себя ведение

предварительных переговоров, в ходе которых российскому правительству

предоставлялись краткосрочные трехмесячные отсрочки по выплатам внешнего

долга. К данному периоду можно отнести и получение первого кредита МВФ (1

млрд. долл.).

В течение второго этапа - с 1993 по 1995 г. - Россия подписала первые

соглашения по реструктуризации долгов. Так, и в апреле 1993 правительство

России заключило первый договор о реструктуризации задолженности перед

официальными кредиторами, входящими и Парижский клуб. За этим последовали

еще два подобных соглашения в 1994 и 1995 гг., в соответствии, с которыми

Россия брала на себя обязательства по обслуживанию долгов СССР, сроки

уплаты которых приходились на период с декабря 1991 г. - по январь 1995 г.

Началом третьего этапа можно считать апрель 1996 г., когда договоренности

с Парижским клубом были дополнены всесторонним соглашением, по которому

Россия должна в общей сложности (включая предварительные договоренности)

выплатить кредиторам Парижского клуба сумму порядка 38 млрд. долл. Из них

-15% должны быть выплачены в течение последующих 25 лет вплоть до 2020 г.,

а оставшиеся 55%, включавшие в себя наиболее краткосрочные обязательства

перед членами Парижского клуба, - в течение 21 года. При этом

реструктурированный номинал долга должен погашаться нарастающими платежами

начиная с 2002 г.

Наконец, началом заключительного этапа реструктуризации советских долгов

можно считать конец 1996 г., когда ведущие рейтинговые агентства мира стали

присваивать России кредитные рейтинги (агентство IBCA первоначально

присвоило рейтинг ВВ+, Moody's -Ва2, Standard & Poor's - ВВ-). Достаточно

высокий рейтинг, который иностранные эксперты дали России, способствовал

росту оптимистических настроений по поводу развития российской экономики.

Однако чрезмерный энтузиазм, отчасти спровоцированный рейтингами, привел к

тому, что в последующий период происходило стремительное наращивание

задолженности, со стороны, как государственных органов власти, так и

корпоративного и банковского секторов. При отсутствии системы управления

государственным долгом это привело к образованию необоснованно высоких

пиковых нагрузок на федеральный бюджет, в частности, в 1998-1999 гг.

Достигнуты договоренности об урегулировании задолженности СССР странам

бывшего СЭВ, Южной Кореи, ОАЭ и некоторым другим государствам. Здесь

основным инструментом урегулирования выступает метод погашения долга

товарными поставками. Реструктуризация внешнего долга (прежде всего,

отсрочка на 25 лет в выплате основного долга участникам Парижского и

Лондонского клубов) на время смягчила кризис с выплатой внешней

задолженности, но принципиально не решила его.

В техническом плане различается реструктуризация, включающая списание

долгов, и не включающая. Соглашения о реструктуризации, как с Парижским,

так и с Лондонским клубами не включают списание долгов. Это вытекает из

того, что Россия не относится к беднейшим странам с высокой задолженностью

и обладает огромными сырьевыми ресурсами. Частичное списание долга странами-

кредиторами ведет не только к снижению размера российской задолженности, но

и к уменьшению сумм платежей по обслуживанию долга. Однако этому

преимуществу противостоит потеря кредитоспособности, так что страны,

которым частично списан долг, сталкиваются с проблемой получения новых

кредитов. Но такая проблема перед Россией не стоит. Значит, облегчение

российского платежного баланса может быть достигнута с помощью таких

инструментов, как отсрочка погашения задолженности и выплат процентов по

кредитам на основе соглашений о реструктуризации. Кроме того, за счет

отсрочки по долгам СССР к процессу реструктуризации дола могут быть

привлечены новые договоры.

Однако обе эти возможности предполагают готовность кредиторов согласиться

на значительные уступки. На это, видимо, им придется пойти, так как крах

такого крупного должника, как Россия, может повлечь за собой крах всей

финансовой системы Запада. В качестве условий для значительных уступок со

стороны западных кредиторов Россия должна согласовать с МВФ новые

стабилизационные программы (см. таблицу №4 приложения).

С помощью реструктуризации необходимо добиться сокращения валютных

трансфертных платежей, согласовав с западными кредиторами следующие

основные моменты:

1. со стороны кредиторов желателен отказ от части долгов по кредитам,

полученным СССР. Желательно также согласовать определенный пакет долгов,

который может на длительный период обслуживаться Россией. Необходимо

избежать реструктуризации уже реструктурированных долгов, поскольку это

означает неприемлемые затраты для кредиторов. Такой отказ от погашения

долга может быть оправдан только тем исторически уникальным переходом от

планового хозяйства к рыночному, который осуществляет сейчас Россия. По

остальным видам задолженности, видимо, необходимо заключение соглашения

типа MYRA.

2. по мере необходимости следует включить в переговоры о реструктуризации

долгов вопрос о задолженности, полученной после 1.01.91. Таким образом,

речь будет впервые идти о соглашении по долгам РФ (без долгов СССР). При

этом следует опираться на условия отсрочки погашения долгов, обычно

применяемые Парижским и Лондонским клубами.

Однако реструктуризировать весь долг практически невозможно.

6. Сегодняшняя ситуация.

ВЭБ выплатил около 10 млн долл в счет погашения процентов по долгам

Парижскому клубу кредиторов. Эти средства будут переведены странам - членам

Парижского клуба кредиторов. При этом большинство приходится на основного

кредитора России в рамках этой организации - Германию.

Всего по итогам 2001 г Россия должна направить на погашение процентов по

кредитам Парижского клуба кредиторов около 1,24 млрд долл.

Россия намерена в полном объеме перечислять все средства,

направляемые на погашение процентов по долгу, которые заложены в бюджете на

текущий год. При этом российская сторона намерена добиваться переговоров о

реструктуризации задолженности по основному долгу Парижскому клубу

кредиторов, объем которого составляет около 48,4 млрд долл.

#G0

Теперь ВВП РФ вырастет на 27%.

По оценке депутатов, благодаря арифметическому увеличению ВВП доходы и

расходы бюджета должны возрасти на 41,2 млрд руб, что соответствует

необходимому увеличению расходов на процентные платежи по долгу Парижскому

клубу кредиторов.

Подход депутатов следует признать весьма удачным. Ведь благодаря ему

ВВП РФ вырастет сразу на 27% – до 8,3 трлн руб. (в 2000 году он составил

6,5 трлн). Таким темпам роста экономики должна позавидовать любая страна.

В результате этого роста никаких дополнительных мер от

правительства не потребуется – все деньги соберутся в бюджет и так,

принимая во внимание тот факт, что предприниматели будут также исправно

платить налоги. Предприниматели в общем тоже совсем не пострадают –

налоговая нагрузка останется прежней (а то правительство собиралось

увеличить эффективность налоговой системы). Наконец, не будет никаких

сокращений социальных программ – все они будут финансироваться в полном,

заранее оговоренном объеме, и доходы бюджета будут плавно увеличены на 41,2

млрд руб. По мнению депутатов, такие изменения в бюджет позволят решить

проблему обслуживания государственного внешнего долга и одновременно

сохранить в бюджете расходы на социально значимые нужды.

Таким образом, министр финансов России Алексей Кудрин убедил

депутатов в том, что Россия должна обязательно выполнить свои обязательства

перед Парижским клубом кредиторов. Он потратил немало времени на

запугивание думцев, уверяя, что если Россия перестанет платить долги, с ней

перестанут торговать и выгонят из «большой восьмерки». На депутатов

подействовало. И они, не мудрствуя лукаво, решили просто приписать лишние

цифры к нынешнему бюджету.

Очевидно, что российская экономика не может расти приписанными ей

темпами – в конце концов, ни одна экономика мира не может так быстро расти.

За одним «но» – если Центробанк станет активнее печатать деньги, то темпы

роста экономики могут быть выполнены и даже значительно перевыполнены.

Инфляция в России с начала года уже составила 4%, что означает 32% в

годовом исчислении. Таким образом, думцы не сильно ошиблись, увеличив ВВП

России на 27%.

Главная проблема во всех расчетах депутатов – расчетный курс

доллара, который зависит от объемов валютных поступлений в Россию. Чем

быстрее будет инфляция в России, тем меньше нефтяников захотят продавать

свои доллары на ММВБ. В результате курс доллара тоже может пойти вверх, и

тогда депутатам придется вновь пересматривать параметры бюджета – на этот

раз с тем, чтобы параметры социальной политики правительства

соответствовали новому валютному курсу.

Заключение

Россия стремится к комплексному решению проблемы международной

задолженности при соблюдении баланса интересов кредиторов и заемщиков.

Нынешний долговой кризис стал следствием крайне неблагоприятного

переплетения субъективных и объективных факторов. Глубина их воздействия

настолько велика, что ощущается до настоящего времени. Меры, включая

масштабные внешние заимствования и реструктуризацию долгов, не смогли

предотвратить наступление кризиса.

Не уделялось внимание структуре и эффективности новых заимствований и

способности своевременно возвращать долги. Отсутствие промышленной

политики, твердой линии на направление внешних ресурсов на производство в

производство для преодоления спада и возобновления экономического роста

обусловило их концентрацию в финансовой сфере, а также использование для

покрытия бюджетного дефицита. Эти тенденции на фоне непрерывного сокращения

ВВП, промышленного производства и инвестиций в реальный сектор экономики

свидетельствовали о нарастании кризиса внешней задолженности. Рыночные

институты регулирования внешнего долга в трансформационный период без

вмешательства государства оказались не способными противостоять стихийным

процессам в стране. Следствием неуправляемых процессов в экономике стало

перерастание кризиса внешнего долга в системный финансовый кризис августа

1998 года.

Следующая неблагоприятная тенденция в долговых отношениях -

самовоспроизводство внешней задолженности, когда все больше новых

заимствований используется на обслуживание старых долгов. Если своевременно

не принять меры, возникнет опасность создания грандиозной пирамиды:

растущие заимствования не будут компенсироваться ростом производства, так

как лишь незначительная часть кредитов находит дорогу в реальный сектор

экономики.

Очень важно остановить рост внешней задолженности России. Без перелома

этой крайне опасной тенденции восстановление экономики может растянуться на

неопределенно долгое время, а способность страны выплатить обязательства

перед внешними кредиторами окажется под вопросом.

Если все заинтересованные стороны не будут предпринимать односторонних

шагов и проявят готовность к разумным компромиссам, преодоление кризиса

станет возможным с минимальными потерями, как для должников, так и для

кредиторов.

Список литературы.

1. «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения»

под ред. Л. Н. Красавиной, Москва, 2000.

2. Паниев Ю. ”Вступление в клуб стоит мессы” // “Сегодня” №125, 1997

3. Саркисянц А. Г., «Проблемы внешней задолженности России.» Деньги и

кредит, 1999 г., №2, с 94-108.

4. «Финансы. Денежное обращение. Кредит»

под ред. Л. А. Дробозиной. Москва, 1997.

5. www.rambler.ru

6. www.minfin.ru

7 www.recep.org

8. Национальная электронная библиотека, 1998 год

-----------------------

[1] International Monetary Fund, World Economic Outlook, 1992-1998,

Washington D.C.,IMF, 1992-1998.

© 2010