На главную

Наука БЖД


Наука БЖД

Московский департамент образования.

Московский городской педагогический университет.

Реферат

на тему: «Наука БЖД, цель, задачи и практическое применение».

Выполнен: студенткой очно-

заочного отделения 5 курса 2

группы Ратниковой А. А.

Москва

2004

План работы.

Введение………………………………………………………………………….3

1. Наука БЖД……………………………………………………………………4

2. Цель, задачи и практическое значение науки………………………………6

Заключение……………………………………………………………………….8

Библиография…………………………………………………………………….9

Введение.

Жизнедеятельность человека протекает в постоянном контакте со средой

обитания, окружающими предметами, людьми. Среда обитания может оказывать

благотворное или неблагоприятное влияние на состояние здоровья человека,

его самочувствие и работоспособность.

Защитой человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного

и естественного происхождения и достижением комфортных условий

жизнедеятельности и занимается наука БЖД – безопасность жизнедеятельности.

Дисциплина "БЖД" интегрирует области знаний по охране труда (ОТ),

охране окружающей среды (ООС) и гражданской обороне (ГО). Объединяющим ее

началом стали: воздействие на человека одинаковых по физике опасных и

вредных факторов среды его обитания, общие закономерности реакций на них у

человека и единая научная методология, а именно, количественная оценка

риска несчастных случаев, профессиональных заболеваний, экологических

бедствий и т.д. БЖД базируется на достижениях и таких наук, как психология,

эргономика, социология, физиология, философия, право, гигиена, теория

надежности, акустика и многие другие. В итоге эта дисциплина рассматривает

вопросы по БЖД со всех точек зрения, т.е. комплексно решает исследуемый

вопрос.

1. Наука БЖД.

БЖД – наука о нормированном, комфортном и безопасном взаимодействии

человека со средой обитания.

Решение проблемы БЖД состоит в обеспечении нормальных (комфортных)

условий деятельности людей в их жизни, в защите человека и окружающей его

среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия

вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни. Поддержание

оптимальных условий деятельности и отдыха человека создаёт предпосылки для

высшей работоспособности и продуктивности.

Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни

и здоровья людей за счет снижения травматизма и заболеваемости. Поэтому

объектом изучения БЖД является комплекс отрицательно воздействующих явлений

и процессов в системе «человек – среда обитания».

Основополагающая формула БЖД – предупреждение и упреждение

потенциальной опасности.

Предметом изучения дисциплины являются вопросы обеспечения безопасного

взаимодействия человека со средой обитания и защиты населения от опасностей

в чрезвычайных ситуациях.

Аксиомы БЖД:

1. Всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна.

2. Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия,

способствующие её максимальной эффективности.

3. Все естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты

деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к

длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания,

т.е. обладают остаточным риском.

4. Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных

воздействий на человека и биосферу.

5. Безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не

превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного

воздействия.

6. Экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не

превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного

воздействия.

7. Допустимые значения техногенных негативных воздействий обеспечивается

соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим

системам, технологиям, а также применениям систем экобиозащиты

(экобиозащитной техники).

8. Системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических

процессах обладают приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля

режима работы.

2. Цель, задачи и практическое значение науки.

Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки - защита

человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и

естественного происхождения и достижение комфортных условий

жизнедеятельности.

Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и

умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических,

биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. Это и

определяет совокупность знаний, входящих в науку о безопасности

жизнедеятельности.

Эта дисциплина решает следующие основные задачи:

- идентификация (распознавание и количественная оценка)

негативных воздействий среды обитания;

- защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или

иных негативных факторов на человека;

- ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и

вредных факторов;

- создание нормального, то есть комфортного состояния среды

обитания человека.

Основные функции БЖД - обеспечить безопасность труда и

жизнедеятельности человека, охрану окружающей природной среды через:

- описание жизненного пространства;

- формирование требований безопасности к источникам негативных

факторов – назначение ПДВ, ПДС, ПДЭВ, допустимого риска и т.

д.;

- организацию мониторинга состояния среды обитания и

инспекционного контроля источников негативного воздействия;

- разработку и использование средств биозащиты;

- реализацию мер по предотвращению и ликвидации последствий ЧС;

- обучение населения основам БЖД, подготовку специалистов всех

уровней и форм деятельности.

Практическое значение данной дисциплины исходит из целей и задач,

которые реализует наука БЖД. Таким образом, основное практическое значение

БЖД – это защита жизни и здоровья людей в чрезвычайных ситуациях.

Заключение.

Наука БЖД исследует мир опасностей, действующих в среде обитания

человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от опасностей. В

современном понимании наука о БЖД изучает опасности производственной,

бытовой и городской среды как в условиях повседневной жизни, так и при

возникновении ЧС техногенного и природного происхождения.

Изучение курса БЖД позволяет получить, расширить и углубить знания в

области анатомо-физиологических свойств человека и его реакциях на

воздействие негативных факторов; комплексного представления об источниках,

количестве и значимости травмирующих и вредных факторов среды обитания;

принципов и методов качественного и количественного анализа опасностей;

сформулировать общую стратегию и принципы обеспечения безопасности; подойти

к разработке и применению средств защиты в негативных ситуациях с общих

позиций.

Библиография.

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. /Под ред. профессора Э. А.

Арустамова. – М.: Изд. Дом «Дашков и Ко», 2000 – 678 с.

2. Гринин А. С., Новиков В. Н. Безопасность жизнедеятельности: учебное

пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002 – 288 с.

3. Хван Т. А., Хван П. А. Основы безопасности жизнедеятельности. Серия

«Учебники и учебные пособия». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 – 384 с.

© 2010