Первая медицинская помощь при остановке сердцаПервая медицинская помощь при остановке сердцаПри остановке или очень резком ослаблении сердечной деятельности кровоток по сосудам прекращается.Основные признаки остановки сердца: . Потеря сознания . отсутствие пульса . остановка дыхания . бледность или синюшность кожи и слизистых оболочек . разширение зрачков . судороги Следует отметить, что массаж сердца должен производится одновременно с вентиляцией легких. Внешний массаж сердца состоит в ритмичном сдавливании сердца между грудиной и позвоночником. При нажатии на сердце кровь выжимается из его плоскостей и поступает из левого желудочка в аорту и дальше,в том числе,по сонным артериям в головной мозг,а из правого желудочка направляется в легкие,где происходит важный мехагизм оживления организма - насыщение крови кислородом. После того, как давление на грудь прекращается,плоскости сердца снова наполняются кровью. Потерпевшего укладывают спиной на твердую основу.Оказывающий помощь становится сбоку от потерпевшего и поверхностями ладоней (основанием кистей, а не пальцами),которые накладываются друг на друга,нажимает на нижнюю треть груди. массаж сержца проводят толчками,нажимая на руку всем телом до 50 раз в минуту.Амплитуда колебаний грудной клетки при этом у взрослого человека должна составлять около 4-5 см.У детей массаж сердца следует проводить предельно аккуратно, только одной рукой,а у детей грудного возраста - кончиками пальцев с частотой 100-120 нажатий в минуту. Если оживление проводит один человек, то через каждые 15 нажатий на грудину с интервалом в 1 секунду,он должен приостановить массаж,провести 2 сильных искусственных вдоха методом "рот в рот" или "рот в нос".При участии 2-х оживляющих необходимо после каждых пяти нажатий производить вдох.Если через час после начала массажа и вентиляции легких сердечная деятельность не возобновляется и зрачки остаются широкими,оживдение можно прекратить.При появлении четких признаков истинной смерти оживление может быть прекращено раньше. Основные мероприятия по поддержанию жизни. Они включают в себя восстановление проходимости дыхательных путей с последующей искусственной вентиляцией и поддержкой кровообращения без использования специального оборудования. Рекомендованная последовательность действий представлена на рисунке 1. При приближении к пациенту с возможной остановкой сердца реаниматор должен убедиться в отсутствии опасности для собственного здоровья и только потом проводить реанимацию. Хотя такие ситуации и редки в больнице, остановка сердца может происходить вследствие электротравмы или отравления токсическими веществами. В таких ситуациях реаниматор должен принимать в расчет имеющийся риск для себя и по возможности его устранять. Проверять наличие сознания лучше всего громко обращаясь к пострадавшему, стараясь растормошить его за плечо. Если реакции не последовало, позовите на помощь и начните оказывать помощь. Восстановление проходимости дыхательных путей может выполняться без каких- либо трудностей путем разгибания головы и поднятия подбородка. У некоторых пациентов на фоне такого маневра может потребоваться введение воздуховода. Следует удалить съемные зубные протезы и прочие инородные тела из ротовой полости. Вспомогательная вентиляция должна проводиться при отсутствии спонтанного дыхания у пациента. Ее можно осуществлять путем вдувания выдыхаемого воздуха (рот в рот, рот в нос, используя карманную маску Лердела) или при помощи самораздувающихся мешков, обычно с дополнительным кислородом. Подача кислорода в мешок должна осуществляться через резервуар на входном клапане мешка. Адекватность вентиляции оценивается по движению грудной клетки во время вдоха. Обычно оптимальным является дыхательный объем 400-500 мл. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАНИМАЦИИ ВЗРОСЛЫХ [pic] Пошлите или пойдите за помощью в соответствии с рекомендациями Рис. 1. Рекомендованная последовательность мероприятий по реанимации взрослых Компрессия грудной клетки (ранее известная как массаж сердца) проводится при отсутствии пульса на магистральных (сонной) артериях. Манипуляция создает положительное давление в грудной клетке во время фазы компрессии. Клапаны вен и сердца обеспечивают антеградное поступление крови в артерии. Когда грудная клетка принимает исходную форму, кровь возвращается в грудную клетку из венозной части системы кровообращения. Небольшой кровоток обеспечивается за счет сдавления сердца между грудиной и позвоночником. При проведении компрессии грудной клетки кровоток составляет 25% от нормального сердечного выброса. Настоящие рекомендации предлагают на каждые 5 компрессий проводить один вдох при наличии двух реаниматоров. В случае только одного реаниматора 15 компрессий должны сопровождаться двумя вдохами. Частота компрессий должна составлять 100 в минуту. Начиная компрессию грудной клетки: Положите пациента на твердую поверхность Найдите середину грудины и отмерьте 2 пальца от ее нижнего края (рисунок 2). Не убирая пальцев положите ребро ладони второй руки на грудину. Положите обе руки как показано на рисунке 3 и сжимайте грудину на 4-5 см у взрослых. Сохраняйте руки прямыми и разогнутыми в локтях (рисунок 4), убедитесь, что давление прилагается на грудину, но не на ребра. Выполняйте компрессию адекватно, важно находиться над пациентом. Если потребуется - встаньте на подставку. Регулярно меняйте реаниматора, так как он быстро устает при тщательном выполнении. Реаниматор, выполняющий компрессии, должен громко считать «1, 2, 3, 4, 5», а реаниматор, выполняющий вентиляцию, должен считать количество завершенных циклов. Показано, что раннее начало оказания первичной помощи улучшает исход, особенно если откладывается проведение квалифицированного поддержания проходимости ВДП и дефибрилляция. При проведении первичной реанимации обеспечивается минимальный уровень доставки кислорода, что можно рассматривать как жизненно важное поддерживающее мероприятие, способное воздействовать на непосредственную причину остановки сердца и восстановить в определенной степени спонтанное кровообращение, предотвращая переход сердечного ритма в асистолию. [pic] [pic] [pic] |Остановка сердца и дыхания у ребенка 1—8 лет | | | |Что нужно знать: | |Описанные ниже приемы восстановления сердечной деятельности и дыхания никогда| |не заменят навыков, приобретенных в ходе специального обучения: | |специальная подготовка позволяет проводить реанимацию гораздо успешнее. | |Если нарушения дыхания вызваны инородным телом, см. «Инородное тело в | |дыхательных путях у ребенка старше 1 года, с потерей сознания». | | | |Чего не следует делать: | |Если сердце у ребенка бьется, надавливаний на грудную клетку делать не нужно:| |это может привести к остановке сердца. Если вы подозреваете у ребенка травму | |позвоночника, не двигайте его голову и шею, когда определяете, дышит ли он. | |Когда обращаться к врачу Если рядом есть другой человек, пусть один из вас | |немедленно вызывает неотложную помощь, а другой начинает сердечно-легочную | |реанимацию. | |Если вы оказались в одиночестве, зовите на помощь. Если вы владеете | |реанимационными приемами, выполняйте их в течение 1 минуты, а затем вызовите | |неотложную помощь. | |Если рядом с вами никого нет и вы не владеете приемами сердечно-легочной | |реанимации, немедленно вызовите неотложную помощь. | | | |[pic] | |[pic] | |[pi|Чтобы выяснить, в сознании ли ребенок, | |[pic] | |c] |осторожно потеребите его и позовите по | | | | |имени. | | | |[pic] | |[pic] | |[pic] | |[pi|Если ребенок не реагирует, то, крепко | |[pic] | |c] |поддерживая рукой голову и шею и не сгибая | | | | |ему спину, положите ребенка на твердую | | | | |поверхность лицом вверх и обнажите ему | | | | |грудь. | | | |[pic] | |[pic] | | | |[pi|Чтобы освободить дыхательные пути от | |[pic] | |c] |запавшего языка, приподнимите ребенку | | | | |подбородок и отведите голову назад. | | | | |Если вы подозреваете у ребенка травму | | | | |позвоночника, выдвиньте его нижнюю челюсть | | | | |вперед, стараясь при этом не двигать голову | | | | |и шею. Рот ребенка должен оставаться | | | | |открытым. | | | | | |[pic] | | | |[pi|Наклонитесь ухом ко рту ребенка, чтобы | |[pic] | |c] |услышать его дыхание, и посмотрите, движется| | | | |ли его грудная клетка. Присматривайтесь и | | | | |прислушивайтесь не более 5 секунд. | | | | | |[pic] | |[pic] | |[pi|Если ребенок не дышит, приступайте к | |[pic] | |c] |искусственному дыханию. | | | | |Не меняя положения головы ребенка, большим и| | | | |указательным пальцами зажмите ему нос и | | | | |плотно прижмите свой рот к его рту. Сделайте| | | | |2 медленных полных вдувания воздуха, с | | | | |паузой между ними. | | | |[pic] | |[pic] | |[pic] | |[pi|Если грудная клетка во время искусственного | |[pic] | |c] |дыхания не приходит в движение, измените | | | | |положение головы ребенка и сделайте еще 2 | | | | |вдувания воздуха. | | | | |Если грудная клетка во время искусственного | | | | |дыхания не приходит в движение, значит, | | | | |дыхательные пути непроходимы. См. «Инородное| | | | |тело у ребенка старше 1 года, с потерей | | | | |сознания». | | | |[pic] | |[pic] | | | |[pi|Заметив, что грудная клетка приподнимается | |[pic] | |c] |во время искусственного дыхания, | | | | |прикоснитесь двумя пальцами к адамову | | | | |яблоку. Переместите пальцы в углубление | | | | |между адамовым яблоком и мышцей на боковой | | | | |стороне шеи. В течение 5—10 секунд пытайтесь| | | | |нащупать пульс. | | | | | |[pic] | | | |[pi|Если пульс есть, продолжайте искусственное | |[pic] | |c] |дыхание, производя по 1 вдуванию воздуха | | | | |каждые 4 секунды. Через каждые 15 вдуваний | | | | |проверяйте пульс. | | | | |Через 1 минуту вызовите неотложную помощь. | | | | |Потом продолжайте искусственное дыхание с | | | | |проверкой пульса. | | | | | |[pic] | |[pic] | |[pi|Если пульса нет, начинайте непрямой массаж | |[pic] | |c] |сердца. | | | | |Не меняя положения головы ребенка, положите | | | | |выступ своей ладони ему на грудину 5 раз | | | | |так, чтобы грудина каждый раз опускалась на | | | | |2,5—4 см. Нажимайте на грудину плавно и | | | | |ритмично, не отрывая от нее выступа ладони. | | | |[pic] | |[pic] | |[pic] | |[pi|Чередуйте 1 вдувание воздуха с 5 нажатиями | |[pic] | |c] |на грудину. Повторите эти приемы 10 раз. | | | |[pic] | |[pic] | | | |[pi|Снова в течение 5—10 секунд пытайтесь | |[pic] | |c] |нащупать пульс. | | | | | |[pic] | | | |[pi|Повторяйте приемы, описанные в пунктах 10 и 11, до появления пульса или | |c] |прибытия врача. Если пульс восстановился, повторяйте прием, описанный в | | |пункте 8. | |Остановка сердца и дыхания у ребенка старше 8 лет | | | |Что нужно знать | |Описанные ниже приемы восстановления сердечной деятельности и дыхания | |никогда не заменят навыков, приобретенных в ходе специального обучения: | |специальная подготовка позволяет проводить реанимацию гораздо успешнее. | |Если нарушения дыхания вызваны инородным телом, см. «Инородное тело в | |дыхательных путях у ребенка старше 1 года, с потерей сознания». | |Чего не следует делать | |Если сердце у ребенка бьется, надавливаний на грудную клетку делать не | |нужно: это может привести к остановке сердца. | |Если вы подозреваете у ребенка травму позвоночника, не двигайте его голову | |и шею, когда определяете, дышит ли он. | |Когда обращаться к врачу | |Если рядом есть другой человек, пусть один из вас немедленно вызывает | |неотложную помощь, а другой начинает сердечно-легочную реанимацию. | |Если вы оказались в одиночестве, зовите на помощь. Если вы владеете | |реанимационными приемами, выполняйте их в течение 1 минуты, а затем | |вызовите неотложную помощь. | |Если рядом с вами никого нет и вы не владеете приемами сердечно-легочной | |реанимации, немедленно вызовите неотложную помощь. | | | |[pic] | |[pic] | |[pi|Чтобы выяснить, в сознании ли ребенок, | |[pic] | |c] |осторожно потеребите его и позовите по | | | | |имени. | | | |[pic] | |[pic] | |[pic] | |[pi|Если ребенок не реагирует, то, крепко | |[pic] | |c] |поддерживая рукой голову и шею и не сгибая| | | | |ему спину, положите ребенка на твердую | | | | |поверхность лицом вверх и обнажите ему | | | | |грудь. | | | |[pic] | |[pic] | | | |[pi|Чтобы освободить дыхательные пути от | |[pic] | |c] |запавшего языка, приподнимите ребенку | | | | |подбородок и отведите голову назад. | | | | |Если вы подозреваете у ребенка травму | | | | |позвоночника, выдвиньте его нижнюю челюсть| | | | |вперед, стараясь при этом не двигать | | | | |голову и шею. Рот ребенка должен | | | | |оставаться открытым. | | | | | |[pic] | | | |[pi|Наклонитесь ухом ко рту ребенка, чтобы | |[pic] | |c] |услышать его дыхание, и посмотрите, | | | | |движется ли его грудная клетка. | | | | |Присматривайтесь и прислушивайтесь не | | | | |более 5 секунд. | | | | | |[pic] | |[pic] | |[pi|Если ребенок не дышит, приступайте к | |[pic] | |c] |искусственному дыханию. | | | | |Не меняя положения головы ребенка, большим| | | | |и указательным пальцами зажмите ему нос и | | | | |плотно прижмите свой рот к его рту. | | | | |Сделайте 2 медленных полных вдувания | | | | |воздуха, с паузой между ними. | | | |[pic] | |[pic] | |[pic] | |[pi|Если грудная клетка во время | |[pic] | |c] |искусственного дыхания не приходит в | | | | |движение, измените положение головы | | | | |ребенка и сделайте еще 2 вдувания воздуха.| | | | | | | | | |Если грудная клетка во время | | | | |искусственного дыхания не приходит в | | | | |движение, значит, дыхательные пути | | | | |непроходимы. См. «Инородное тело у ребенка| | | | |старше 1 года, с потерей сознания». | | | |[pic] | |[pic] | | | |[pi|Заметив, что грудная клетка приподнимается| |[pic] | |c] |во время искусственного дыхания, | | | | |прикоснитесь двумя пальцами к адамову | | | | |яблоку. Переместите пальцы в углубление | | | | |между адамовым яблоком и мышцей на боковой| | | | |стороне шеи. В течение 5—10 секунд | | | | |пытайтесь нащупать пульс. | | | | | |[pic] | | | |[pi|Если пульс есть, продолжайте искусственное| |[pic] | |c] |дыхание, производя по 1 вдуванию воздуха | | | | |каждые 5 секунд. Через каждые 12 вдуваний | | | | |проверяйте пульс. | | | | |Через 1 минуту вызовите неотложную помощь.| | | | |Потом продолжайте искусственное дыхание с | | | | |проверкой пульса. | | | | | |[pic] | |[pic] | |[pi|Если пульса у ребенка нет, начинайте | |[pic] | |c] |непрямой массаж сердца. | | | | |Не меняя положения головы ребенка, | | | | |положите выступ своей ладони ему на | | | | |грудину на 2 пальца выше ее нижнего края. | | | | |Свою другую руку положите сверху. Пальцы | | | | |рук сомкните замком, при этом они не | | | | |должны касаться груди ребенка. Подайтесь | | | | |чуть вперед и в течение 10 секунд резко | | | | |нажмите на грудину 15 раз так, чтобы | | | | |грудина каждый раз опускалась на 4—5 см. | | | | |Нажимайте на грудину плавно и ритмично, не| | | | |отрывая от нее выступа ладони. | | | |[pic] | |[pic] | |[pic] | |[pi|Чередуйте 2 вдувания воздуха с 15 | |[pic] | |c] |нажатиями на грудину. Повторите эти приемы| | | | |4 раза. | | | |[pic] | | | | | | | |[pic] | | | |[pi|Снова в течение 5—10 секунд пытайтесь | |[pic] | |c] |нащупать пульс. | | | | | |[pic] | | | |[pi|Повторяйте приемы, описанные в пунктах 10 и 11, до появления пульса или| |c] |прибытия врача. Если пульс восстановился, повторяйте прием, описанный в| | |пункте 8. | | | |Инородное тело в дыхательных путях у ребенка старше 1 | |года, с потерей сознания | | | |За чем нужно следить | |Чтобы выяснить, в сознании ли ребенок, слегка потрясите | |его за плечо и позовите по имени. Если он не реагирует, | |приступайте к описанным ниже приемам первой помощи. | |Чего не следует делать | |Не пытайтесь ухватить пальцами предмет, застрявший у | |ребенка в горле: вы можете протолкнуть его еще глубже. | |Если ребенок перестал дышать, не начинайте реанимационных | |мероприятий, пока дыхательные пути не будут свободны. | |Когда обращаться к врачу | |Если рядом есть другой человек, пусть один из вас вызывает| |неотложную помощь, а другой приступает к описанным ниже | |приемам первой помощи. | |Если вы оказались в одиночестве, зовите на помощь. | |Вызовите неотложную помощь, если это можно сделать быстро.| |Затем приступайте к описанным ниже приемам первой помощи. | |Даже если вам удалось извлечь инородное тело из | |дыхательных путей и ребенок кажется вам вполне здоровым, | |обратитесь к врачу. | | | |[pic] | |[pic] | |[pi|Крепко поддерживая рукой | |[pic] | |c] |голову и шею и не сгибая | | | | |ребенку спину, положите | | | | |его на твердую поверхность| | | | |лицом вверх и обнажите ему| | | | |грудь. | | | |[pic] | |[pic] | |[pic] | |[pi|Большим и указательным | |[pic] | |c] |пальцами откройте ребенку | | | | |рот и придавите язык | | | | |большим пальцем. Если вы | | | | |различаете в горле | | | | |инородное тело и видите, | | | | |что его можно извлечь, | | | | |сделайте это. | | | |[pic] | |[pic] | | | |[pi|Присмотритесь и | |[pic] | |c] |прислушайтесь, дышит ли | | | | |ребенок. | | | | |Чтобы язык не закрывал | | | | |дыхательное горло, | | | | |приподнимите ребенку | | | | |подбородок и отведите | | | | |голову назад. Рот ребенка | | | | |должен оставаться | | | | |открытым. Наклонитесь ухом| | | | |ко рту ребенка, чтобы | | | | |услышать его дыхание, и | | | | |посмотрите, движется ли | | | | |его грудная клетка. | | | | |Присматривайтесь и | | | | |прислушивайтесь не более 5| | | | |секунд. | | | | | |[pic] | | | |[pi|Если ребенок не дышит, | |[pic] | |c] |приступайте к | | | | |искусственному дыханию. | | | | |Не меняя положения головы | | | | |ребенка, большим и | | | | |указательным пальцами | | | | |зажмите ему нос и плотно | | | | |прижмите свой рот к его | | | | |рту. Сделайте 2 медленных | | | | |полных вдувания воздуха, с| | | | |паузой между ними. | | | | | |[pic] | |[pic] | |[pi|Если грудная клетка во | |[pic] | |c] |время искусственного | | | | |дыхания не приходит в | | | | |движение, измените | | | | |положение головы ребенка и| | | | |сделайте еще 2 вдувания | | | | |воздуха. | | | |[pic] | |[pic] | |[pic] | |[pi|Если грудная клетка | |[pic] | |c] |ребенка по-прежнему не | | | | |движется, начинайте | | | | |надавливания на живот. | | | | |Встаньте на колени у ног | | | | |ребенка или, опустившись | | | | |на пол, обхватите коленями| | | | |его бедра. Положите выступ| | | | |своей ладони на середину | | | | |живота ребенка чуть выше | | | | |пупка (то есть значительно| | | | |ниже грудины). Свою другую| | | | |руку положите сверху. | | | |[pic] | |[pic] | | | |[pi|Произведите 6—10 резких | |[pic] | |c] |надавливаний на живот | | | | |ребенка, направляя свои | | | | |движения вверх. | | | | | |[pic] | | | |[pi|Большим и указательным | |[pic] | |c] |пальцами откройте ребенку | | | | |рот. Если вы различаете в | | | | |горле инородное тело и | | | | |видите, что его можно | | | | |извлечь, сделайте это. | | | | |Присмотритесь и | | | | |прислушайтесь, дышит ли | | | | |ребенок. | | | | |Если ребенок не дышит, | | | | |приступайте к | | | | |сердечно-легочной | | | | |реанимации. | | | | |Если ребенку от 1 до 8 | | | | |лет, см. «Остановка сердца| | | | |и дыхания у ребенка 1—8 | | | | |лет». | | | | | |[pic] | | | |[pi|Если извлечь инородное | |[pic] | |c] |тело не удается, сделайте | | | | |ребенку 2 вдувания | | | | |воздуха, произведите 6—10 | | | | |надавливаний на живот и | | | | |снова загляните в горло. | | | | |Повторяйте эти действия до| | | | |выталкивания инородного | | | | |тела или прибытия врача. | | | | | |
|