На главную

Взрыв на Черном Море


Взрыв на Черном Море

Ядерный взрыв в Черном море

Вероятно, он был произведен 4 декабря 1960 года под днищем крейсера

"Адмирал Нахимов", но эхо его звучит до сих пор

Огромная приливная волна сорвала с якорей и вынесла на ялтинскую набережную

группу барж, буксиров и рыбацких сейнеров. Позднее по радио объявили о

последствиях землетрясения и предупредили о возможных новых толчках. Но их

не было. И никто не мог предположить, что было взорвано глубинное ядерное

устройство неподалеку от побережья Крыма.

Виталий КОСТРИЧЕНКО

Имя Нахимова носили несколько российских кораблей, большинство из которых

постигла трагическая судьба. Первым кораблем, названным в честь адмирала,

стал броненосный крейсер "Адмирал Нахимов", построенный на Балтийском

заводе в Санкт-Петербурге и вступивший в строй 3 декабря 1887 года. В

Цусимском сражении крейсер получил тяжелые повреждения и был затоплен у

острова Цусима 15 мая 1905 года. Следующим кораблем, носившим имя адмирала,

стал легкий крейсер, заложенный в 1913 году в Николаеве. Революция и

гражданская война прервали его достройку, а 26 декабря 1922 года корабль

переименовали в "Червону Украl..ну". Крейсер вступил в состав военно-

морских сил 21 марта 1927 года.

В начале Отечественной войны "Червона Украl..на" участвовала в обороне

Севастополя и 12 ноября 1941 была повреждена германской авиацией. Затонула

ночью следующего дня.

Имя "Адмирал Нахимов" получил и трофейный грузопассажирский пароход

"Берлин". Ночью 3 августа 1986 года это судно было протаранено у

Новороссийска теплоходом "Петр Васев" и в считанные минуты затонуло. При

этом погибло большое число пассажиров.

В настоящее время имя "Адмирал Нахимов" носит бывший атомный ракетный

крейсер Северного флота России "Калинин", вступивший в строй 30 декабря

1988 года и получивший свое новое имя 27 мая 1992 года. Какая ждет судьба

его, пока неизвестно, но на крейсере уже были две крупные аварии с

затоплениями ракетных погребов.

Самым таинственным кораблем советского флота остается легкий крейсер

"Адмирал Нахимов" проекта 68-бис (типа "Свердлов"). Единственный корабль,

документы которого изъяты из Центрального военно-морского архива Комитетом

государственной безопасности, а все фотоснимки и негативы крейсера были

тщательно изъяты Особым отделом флота. Какую же тайну скрывает "Адмирал

Нахимов"?

Попробуем разобраться.

Известно, что официально флаг корабля был спущен 15 февраля 1961 года, и на

нем расписались оставшиеся 59 человек экипажа, а сам флаг сдан на "вечное

хранение" в Центральный военно-морской музей в Ленинграде. Этот факт

говорит о причастности крейсера к весьма значительному событию. Можно также

предположить, что происшедшее с крейсером событие имело общегосударственное

политическое значение.

В поисках истины нам может помочь кое-что другое. Через четыре месяца после

спуска флага, т. е. в июне 1961 года, ракетный корабль Черноморского флота

"Прозорливый" проводил ракетные стрельбы новыми противокорабельными

ракетами "КСЩ" (корабельный снаряд "Щука"). После двух попаданий ракет КСЩ

мишень развалилась, и для продолжения испытаний потребовалась новая.

Испытатели обратились к "Адмиралу Нахимову". По словам одного из участников

событий, пожелавшего не называть себя, корабль стоял окрашенный ярко-

красным свинцовым суриком напротив Морского госпиталя в Северной бухте. На

корабле не было ни одной деревянной, медной или дюралюминиевой детали, а

весь корпус покрыт весьма дорогой краской! Остался только металл: корпус с

башнями и механизмами. Согласие на расстрел крейсера было получено на

удивление быстро, а ведь возраст новейшего крейсера только-только достиг

семи лет! Корабль вывели на буксирах в сторону Одессы (миль на 50) и

оставили в дрейфе. С дистанции 72 км "Прозорливый" выпустил по нему ракету,

которая попала в левый борт между первой и второй башнями главного калибра.

"Нахимов" получил сквозную пробоину, а от разлившегося топлива ракеты

возник пожар, длившийся около 12 часов и с трудом потушенный спасателями.

Когда и куда отволокли потом корпус выгоревшего крейсера, достоверно

неизвестно. В описанном выше эпизоде интересны минимум два факта: легкость

отдачи под расстрел вполне нового хоть и списанного по непонятной причине

крейсера и описание состояния корпуса. Описание полностью соответствует

представлениям того времени о комплексе дезактивационных работ. Тайной,

столь упорно скрываемой "компетентными органами", может оказаться участие

корабля в проведении ядерных испытаний на Черном море!

По достоверным воспоминаниям ныне покойного ветерана Севморзавода

Тимофеева, перед списанием крейсер подвергся осмотру в Северном доке

Севастополя. При этом было выявлено "обширное повреждение подводной части

корпуса корабля в виде перебитого киля и деформаций подводной обшивки и

килевых конструкций, невидимых на воде"э Весьма интересное и

многозначительное описание, свидетельствующее о том, что корпус "Адмирала

Нахимова" подвергся мощнейшему динамическому удару, полностью

деформировавшему подводную часть корабля, да так, что о восстановлении

корпуса не могло быть и речи. Но какая сила смогла так деформировать корпус

бронированного крейсера длиной более 200 метров? Только подводный ядерный

взрыв и только в районе феодосийского ракетно-артиллерийского полигона.

Санкцию на испытание ядерного оружия в Крыму в Черном море мог дать только

Н. С. Хрущев. Этот руководитель вполне мог, не подумав о последствиях,

отдать такое устное распоряжение. И вот тогда на безлюдном и отдаленном

феодосийском полигоне (с глубинами 300-2000 метров) вполне мог вырасти

ядерный "гриб". Судя по повреждениям "Нахимова", испытывалось подводное

взрывное устройство или ядерная глубинная бомбаэ Глубина подрыва вряд ли

превышала 400-500 метров. На крейсер обрушился мощный динамический удар и

вода с радиоактивными осадками. Были при этом взрыве жертвы или нет, уже не

узнаешь, но автор сильно сомневается, что с корабля сняли экипаж,

предупредили население о возможной высокой приливной волне и т. д., и т. п.

А что произошло дальше? Сейсмологические станции Турции, Румынии, Болгарии

и других стран зарегистрировали сильный толчок у побережья Крыма, в

акватории Черного моря. Огромная приливная волна сорвала с якорей и вынесла

на ялтинскую набережную целую группу барж, буксиров и рыбацких сейнеров.

Тут же по линии МИДа последовали официальные запросы. Вот тут-то и принялся

за дело КГБ СССР. Изъяли все документы по крейсеру, по полигону, взяли

подписку о неразглашении, провели работу по выдаче ядерного взрыва за

обычное землетрясение. Ведь и советским курортникам не слишком приятно было

бы узнать, что они купаются в радиоактивных водах и кушают зараженные

морепродукты. Комитет госбезопасности поработал отлично: вот уже три с

половиной десятилетия об "Адмирале Нахимове" напрочь забыли все.

Автор посетил Гидрометеослужбу Черноморского флота и поинтересовался

перечнем землетрясений у побережья Крыма в описываемый период. К своему

изумлению он узнал, что в этот период произошло только одно (!)

землетрясение. А случилось оно 4 декабря 1960 года в пяти милях мористее

мыса Меганом, на глубине 500 метров, силою в 3-4 балла. Человеческих жертв

и разрушений нет.

К сведению, мыс Меганом находится в очень безлюдном месте, рядом с

Карадагским заповедником. Совсем рядом находится и феодосийский ракетно-

артиллерийский полигон. Время проведения "землетрясения" выбрано очень

удачно: середина зимы, побережье безлюдное, в море не ходят даже рыбаки.

Никто бы ничего не узнал, если бы не сейсмологи. Характеристики так

называемого "землетрясения" очень схожи с характеристиками, получаемыми при

взрыве ядерных глубинных бомб.

Флаг крейсера совершенно точно спущен 15 февраля 1961 года. "Землетрясение"

произошло 4 декабря 1960 года, а крейсер якобы списан на слом еще 29 июля

1960 года. Вот такие три датыэ Но если "Нахимова" исключили в июле 1960

года, то флаг бы спустили в худшем случае 31 декабря 1960 года, а не в

следующем финансовом году! Уже 1 января 1961 года экипаж должен был быть

расформирован, никто бы не платил ему жалованья. А вот если корабль

участвовал в проведении "землетрясения" 4 декабря 1960 года, а потом прошел

докование, то еще в конце декабря стало ясно, что корабль надо срочно

дезактивировать и списывать из-за невозможности восстановления подводной

части корпуса. И здесь дата спуска флага вполне логична и объяснима: двух с

гаком месяцев на все вполне хватило бы. Так что приказ Главкома - это явная

"липа", оформленная задним числом. Необходимость избавиться любым способом

от главной улики - корпуса списанного "Нахимова" - объясняет и легкость

отдачи крейсера под расстрел ракетами. Дескать, утонет ну и слава Богу! А

он, проклятый, и не горит, и не тонет!

© 2010