Аудит затрат на обслуживающие хозяйства и производстваАудит затрат на обслуживающие хозяйства и производстваДопустить к защите Руководитель _____________________ "_____"__________________ 2001 года КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «Аудит затрат на обслуживающие хозяйства и производства » Выполнил слушатель группы Научный руководитель Ижевск 2001 год СОДЕРЖАНИЕ Стр. ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 1. Организационная и правовая форма предприятия 4 2. Анализ положения на рынке, характеристика продукции 4 3. Анализ финансового состояния предприятия за отчетный период 5 ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА 2.1. Методика организации аудиторской проверки 7 2.2. Аудиторские риски 10 2.3. Цели и задачи аудита счета «Обслуживающие производства и хозяйства 12 2.4. План и программа аудита затрат на обслуживающие хозяйства и производства 13 2.5. Рабочие документы аудита 18 2.6. Тестирование системы контроля учета 21 ГЛАВА 3. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА ЗАТРАТ НА ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ ХОЗЯЙСТВА И ПРОИЗВОДСТВА ОАО «N» 3.1. Нормативные документы аудита 23 3.2. Расчет аудиторского риска и уровня существенности 24 3.3. Отчет об аудиторской проверке затрат на обслуживающие хозяйства по ОАО «N» 24 АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31 ВВЕДЕНИЕ Аудит – это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета (документов Системы нормативного регулирования бухгалтерского учета), соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству РФ, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия. Современный аудит - это особая организационная форма контроля. Он неплохо зарекомендовал себя в условиях развитой рыночной экономики, даже экономики условно-рыночной, переходного типа, которая сложилась сейчас в России. Современный аудит - это неотъемлемый элемент инфраструктуры рынка В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов устанавливаются точность отражения в них финансового положения и результатов деятельности предприятия, соответствие ведения бухгалтерского учета установленным требованиям и критериям, соблюдение проверяемым предприятием действующего законодательства. Особое значение имеет тот факт, что проверку достоверности отчетности предприятия, соблюдение действующего законодательства и составление аудиторского заключения по этому вопросу выполняет независимый аудитор. Цель аудита – выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности, оказание услуг, помощь, сотрудничество с клиентом. Цель ревизии – выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных. В данной курсовой работе проводится аудит затрат на обслуживающие хозяйства и производства на примере ОАО «N». Данное предприятие до недавнего времени имело на балансе достаточно много обслуживающих хозяйств и производств, но в процессе деятельности свернуло многие из них. Контролю учета затрат на эти производства уделяется гораздо меньше внимания, чем на основное производство, поэтому на данный момент необходимо проверка обоснованности применяемой методики учета затрат на обслуживающие производства и хозяйства, проверка обоснованности отнесения отдельных видов расходов на затраты, анализ достоверности бухгалтерской отчетности по этим производствам. ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 1. Правовая и организационная форма предприятия Предприятие «N» - открытое акционерное общество, в которое было приватизировано по первому варианту. Дата регистрации предприятия – 1994 год. Во главе предприятия находится Совет директоров в составе 7 человек. При ОАО созданы 12 дочерних и зависимых обществ. 1.2. Анализ положения на рынке, характеристика продукции Рынки, на которых оперирует предприятие, являются: - предприятия оборонной отрасли промышленности, - предприятия нефтехимической промышленности, - предприятия пищевой промышленности Конкурентами в основном являются зарубежные фирмы Преимуществом ОАО «N» является значительно меньшая стоимость продукции. Основными направлениями деятельности предприятия являются: - создание прогрессивных методов и средств изготовления важнейших изделий оборонной отрасли промышленности – 44,1% - создание высокопроизводительного импортозамещающего технологического оборудования для топливно-энергетического комплекса и нефтехимической промышленности - - 18,0% - создание специализированного технологического оборудования для предприятий общего машиностроения, деревообрабатывающей промышленности - 32,3% - создание специализированного высокопроизводительного оборудования для предприятий агропромышленного комплекса – 5,6% - оказание технических услуг предприятиям республики. 1.3.Характеристика финансового состояния предприятия за отчетный период. По данным за 9 месяцев 2001 года проведен анализ финансового состояния предприятия. База для сравнения – аналогичный период 2000 года. Из данных бухгалтерской отчетности следует, что валюта баланса возросла на 11 139 тыс.руб. или на 8,66%, что свидетельствует о расширении объема хозяйственной деятельности предприятия. Сравнение динамики активов и финансовых результатов (таблица1.1) показали, что в исследуемом периоде темп прироста прибыли выше, чем темп прироста выручки от реализации продукции, который , в свою очередь, выше, чем темп прироста активов. Это свидетельствует о том, что в отчетном периоде использование активов было более эффективным. Это показывает и сравнительная рейтинговая оценка основных показателей финансовой деятельности предприятия. Увеличилась, по сравнению с прошлым периодом, стоимость имущества предприятия, и, несмотря на уменьшение стоимости внеоборотных активов, улучшилась его структура. Таблица 1.1 Сравнение динамики активов и финансовых результатов Тыс.руб. |Показатели |Базисный |Отчетный |Темп прироста | | |период |период |показателя (%) | |Средняя за период величина |130810 |134143 |2,55 | |активов предприятия | | | | |Выручка от реализации за |20934 |23106 |10,38 | |период | | | | |Прибыль от реализации за |2210 |3450 |56,11 | |период | | | | Коэффициент износа, рассчитанный по формуле равен 0,39, что говорит о том, что достаточно большая часть основных средств требует обновления и ремонта. При более детальном анализе структуры и динамики оборотных активов отмечаем, что их удельный вес в стоимости активов увеличился на 9,55 % и поднялся до 33,56%. При этом отмечается рост материально-производственных запасов а также наиболее мобильных активов - денежных средств на 3,88 % в структуре оборотных средств. Последнее благоприятно для предприятия. Уменьшилась дебиторская задолженность, что говорит о систематической работе с дебиторами, уменьшились запасы готовой продукции на 6,62%, что говорит об улучшении ее сбыта. Пассивная часть баланса увеличилась на 11139 тыс.руб. или на 8,66%. Удельный вес собственных средств довольно значительный в структуре баланса, на начало отчетного периода составляет 85,31%, на конец отчетного периода – 78,15%. Причиной такого снижения доли собственных средств является рост кредиторской задолженности с 14,69% до 21,85%.Коэффициент автономии уменьшился с 0,85 до 0,78, что выше нормативного таким образом, обязательства ОАО могут быть покрыты собственными средствами, но тем не менее, его снижение говорит об уменьшении финансовой независимости. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств увеличился с 0,17 до 0,30, но тоже лежит в пределах нормативного. Его увеличение тоже свидетельствует о снижении финансовой независимости. Исследование финансовой устойчивости предприятия показало, что в этом отчетном периоде она несколько снизилась, по сравнению с предыдущим, но все же предприятие может проводить независимую финансовую политику. Предприятие является платежеспособным, а баланс предприятия ликвидным. Показатели деловой активности предприятия можно оценить как удовлетворительные: наблюдается рост таких показателей, как оборачиваемость кредиторской задолженности, оборачиваемость собственного капитала, но наблюдается снижение, хоть и незначительное, остальных показателей. В целом на основе проведенного анализа можно сделать выводы, что текущее оперативное управление финансами в отчетном исследуемом периоде было удовлетворительным. Таблица 1.2. Основные показатели деятельности ОАО «N» тыс.руб. |№ |Содержание |01.01.01 |01.07.01 | |п.п | | | | |1. |Выручка от реализации |20934 |23106 | | |продукции (за минусом | | | | |НДС) | | | |2. |Себестоимость |11600 |14932 | | |реализации продукции | | | |3. |Прибыль чистая |879 |3435 | |4. |Дебиторская |12391 |9781 | | |задолженность | | | |5. |Кредиторская |18733 |30245 | | |задолженность | | | |6. |Сумма чистых активов |109683 |109190 | |7. |Уставный капитал |74 |74 | |8. |Добавочный капитал |111321 |107387 | |9. |Среднесписочная |426 |473 | | |численность работников | | | |10. |Средняя заработная |2,07 |2,86 | | |плата работников | | | ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА 2.1. Методика организации аудиторской проверки Аудиторская проверка — это сложный и длительный процесс. Аудиторы постоянно работают над тем, чтобы максимально сократить время проверки, не снижая при этом ее качества, и, следовательно, не увеличивая аудиторский предпринимательский риск. Перечень основных нормативных документов включает законы, положения по бухгалтерскому учету, методические указания, инструкции ГНС и др., которыми должен руководствоваться аудитор при проверке соответствующего раздела учета. Аудиторские стандарты — это единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей профессиональной деятельности. Соблюдение аудиторских стандартов в процессе осуществления аудиторской деятельности гарантирует определенный уровень качества аудита и надежности его результатов. Аудиторские стандарты являются также основанием в суде для доказательства качества проведения аудита и в зависимости от того, насколько отступил аудитор от стандарта, определяется мера ответственности аудитора. Аудитор, допустивший в своей практике отступление от какого-либо стандарта, должен быть готов объяснить причину этого. Значение аудиторских стандартов состоит в том, что они: - при их соблюдении обеспечивают высокое качество аудиторской проверки; - содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений; - определяют действия аудитора в конкретных ситуациях. Стандарт, так же как и другие нормативные документы, должен содержать такие непременные реквизиты, как номер стандарта; дата ввода в действие; цель разработки; сфера применения стандарта; анализ проблемы; возможные процедуры решения проблемы. Помимо аудиторских стандартов, являющихся нормативными документами и обязательными для применения, в аудиторских фирмах могут разрабатываться и собственные, внутрифирменные аудиторские стандарты. Документы третьего уровня, регулирующие аудиторскую деятельность, носят вспомогательный характер и основная их цель — помощь в технической реализации требований правил (стандартов), в разработке прогрессивных приемов и рациональных способов организации аудиторской деятельности. Эти документы разрабатываются в каждой аудиторской организации самостоятельно и призваны обеспечить единый подход к аудиторской проверке в данной аудиторской организации. Рассмотрим основные процедуры аудиторской проверки: - сбор аудиторских доказательств; - использование результатов внутреннего аудита и результатов работы экспертов: - составление рабочих инструкций; - разработка рабочих аудиторских документов; - аудиторская выборка; - оценка результатов проверки и составление аудиторского заключения. Приведем общие рекомендации по выполнению такой работы. Выделим основные положения, на которые необходимо обратить внимание: - нормативная база для проведения аудита; - предметная область проведения проверок; - методика проверки разделов учета и работ, подлежащих аудиту; - особенности проведения аудита в условиях использования клиентом вычислительной техники для ведения учета. Нормативная база, используемая для организации проверок, подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя нормативная база — соответствующие законы, положения, методические материалы по учету и отчетности, налогообложению и аудиторские правила (стандарты). Внутренняя нормативная база — это учетная политика субъекта, различные методические и инструкционные материалы по организации учета на конкретном предприятии. Они подлежат анализу и сопоставлению с действующей методологией. Методики по различным разделам учета должны разрабатываться по единой схеме. Для проверки каждого раздела бухгалтерского учета составляется методика, которая должна включать в себя: - Перечень основных нормативных документов; - Описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту Законом о бухгалтерском учете, Положением о бухгалтерском учете и отчетности, отражаемых в учетной политике; - Первичные документы по разделу учета; - Регистры синтетического и аналитического учета и отчетность; - Классификатор возможных нарушений; - Вопросник аудитора для составления программы проверки; - Методы сбора аудиторских доказательств, применяемые при проверке; - Описание контрольных процедур. Вопросник аудитора для составления программы проверки содержит необходимые вопросы, которые необходимо включить в план проверки. Эти вопросы направлены на выявление возможных нарушений в организации учета, оформлении документов, дополнении отчетности, внутреннего контроля. Вопросники целесообразно составлять в виде таблиц с вариантами ответов и выводов Методы сбора аудиторских доказательств, применяемые при проверке, являются типовыми. Используются восемь основных методов: - наблюдение за инвентаризацией или участие в ней, - наблюдение за выполнением хозяйственных или бухгалтерских операций, - устный опрос, - получение письменных подтверждений, - проверка документов клиента, - проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц, - проверка арифметических расчетов, - проведение анализа. Описание контрольных процедур для выявления возможных нарушений или злоупотреблений по соответствующему разделу учета. Все процедуры строятся по единой схеме и включает в себя: - наименование контрольной процедуры; - цель проведения контрольной процедуры; - перечень средств (первичные документы, регистры аналитического и синтетического учетов клиента, нормы, нормативы и различная справочная информация), необходимых для выполнения процедуры; - описание техники исполнения процедуры; - описание формы представления результатов проведенной процедуры ведущему аудитору. Все процедуры снабжены классификационными номерами, позволяющими делать ссылки на них в программе аудиторской проверки у конкретного клиента. В соответствии с Порядком составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности, одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ (от 09.02.96 г.) по результатам осуществляемой проверки аудитор (аудиторская фирма) должен выразить мнение о достоверности этой отчетности в форме безусловно положительного, условно положительного или отрицательного аудиторского заключения либо отказаться в аудиторском заключении от выражения своего мнения, Аудиторское заключение не должно трактоваться экономическим субъектом и заинтересованными пользователями аудиторского заключения как гарантия аудиторской фирмы в том, что иные обстоятельства, оказывающие или способные оказать влияние на бухгалтерскую отчетность, не существуют. Если в результате аудиторской проверки экономический субъект устранил существенные недостатки и нарушения в бухгалтерском учете, в соблюдении законодательства, а также внес соответствующие поправки в бухгалтерской отчетности до представления ее заинтересованным пользователям, то аудиторское заключение не должно содержать указаний на эти поправки. Формы аудиторских заключений, рекомендованы Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ и одобрены этой же Комиссией в качестве правил (стандарта) аудиторской деятельности. 2.2. Аудиторские риски С аудитом финансовой отчетности непосредственно связаны следующие виды риска: предпринимательский и аудиторский. Предпринимательский риск заключается в том, что аудитор может потерпеть неудачу из-за конфликта с клиентом даже при условии, что представленное аудиторское заключение положительное. Он зависит от следующих факторов: - конкурентоспособности аудитора ; - недружественной рекламы деятельности аудитора ; - вероятности судебных исков по отношению к аудитору; - финансового состояния клиента; - характера операций клиента; - компетентности администрации и учетного персонала клиента; - сроков проведения аудита и т.д. Аудиторский риск заключается в следующем: аудитор делает вывод и отражает в заключении тот факт, что финансовая отчетность у клиента составлена правильно. В действительности же она содержит существенные ошибки. Аудиторский риск содержит несколько компонентов. Для анализа его составляющих представим аудиторский риск в виде следующей упрошенной предварительной модели: ПАР = ВХР * РК * РН, где ПАР — приемлемый аудиторский риск (относительная величина). Выражает меру готовности аудитора признать тот факт, что финансовая отчетность может содержать существенные ошибки после того как уже завершен аудит и дано положительное аудиторское заключение; ВХР — внутрихозяйственный риск (относительная величина). Выражает вероятность существования ошибки, превышающей допустимую величину, до проверки системы внутрихозяйственного контроля; РК — риск контроля (относительная величина). Выражает вероятность того, что существующая ошибка, превышающая допустимую величину, не будет ни предотвращена, ни обнаружена в системе внутрихозяйственного контроля: РН — риск необнаружения (относительная величина). Выражает вероятность того, что применяемые аудиторские процедуры и подлежащие сбору доказательства не позволят обнаружить ошибки, превышающие допустимую величину. Для составления более эффективного плана можно использовать способ вычисления риска, а именно, определить риск необнаружения и соответствующее количество подлежащих сбору свидетельств. В этих целях модель аудиторского риска преобразуют следующим образом: [pic] При этой форме модели риска ключевым фактором становится риск необнаружения, ибо он предопределяет необходимое количество свидетельств. Требуемое количество свидетельств обратно пропорционально уровню риска необнаружения. Чем меньше уровень риска необнаружения, тем больше требуется свидетельств. Приемлемый аудиторский риск — это субъективно установленный уровень риска, который готов взять, на себя аудитор. Если аудитор определит для себя меньший уровень аудиторского риска, то это будет означать, что он стремится к большей уверенности в том, что финансовая отчетность не содержит существенных ошибок. Величина приемлемого аудиторского риска может быть выражена следующим соотношением: [pic] Нулевой риск означает полную уверенность аудитора в том, что финансовая отчетность не содержит существенных ошибок. Необходимо отметить, что аудитор не может гарантировать полного отсутствия существенных ошибок. Большинство аудиторов считает, что величина приемлемого аудиторского риска не должна превышать 5%. На величину приемлемого аудиторского риска могут оказывать влияние следующие основные факторы: - уровень компетентности аудитора; - финансовое состояние аудитора; - степень доверия внешних пользователей к финансовой отчетности; - масштаб бизнеса клиента; - организационно-правовая форма клиента; - форма собственности и ее распределение в уставном капитале клиента; - характер и сумма обязательств клиента; - уровень внутреннего контроля клиента; - вероятность банкротства у клиента и т.д. Внутрихозяйственный риск — это установленный аудитором уровень риска, отражающий подверженность финансовой отчетности существенным ошибкам. При установлении уровня внутрихозяйственного риска не принимается во внимание внутрихозяйственный контроль, поскольку он входит в модель аудиторского риска как самостоятельный элемент, называемый риском контроля. Риск контроля представляет собой оценку аудитором эффективности системы внутрихозяйственного контроля клиента с точки зрения ее способности предотвращать или обнаруживать ошибки. Риск необнаружения — это риск, который аудитор готов взять на себя в той степени, в какой он рискует не обнаружить существенных ошибок в финансовой отчетности при помощи аудиторских процедур, предполагая, что в системе внутрихозяйственного контроля их не смогли обнаружить и исправить. Риск необнаружения исчисляется по трем остальным рискам, входящим в модель аудиторского риска. 2.3. Цели и задачи аудита счета «Обслуживающие производства и хозяйства». Необходимо прежде всего указать, какие именно подразделения предприятия являются обслуживающими. Обслуживающими для любой организации являются хозяйства и производства, деятельность которых непосредственно не связана с процессом производства продукции, выполнения работ и оказания услуг обслуживающим производствам и хозяйствам относятся находящиеся на балансе организации: - жилищно-коммунальные хозяйства (эксплуатация жилых домов, общежитий, прачечных и т.п.) - пошивочные и другие обслуживающие производственный процесс мастерские - детские дошкольные учреждения (ясли, сады) - дома и базы отдыха, санатории, детские оздоровительные лагеря и другие учреждения оздоровительного и культурно-просветительского назначения - подсобные сельские хозяйства - столовые, буфеты - другие аналогичные хозяйства. Поэтому целью аудита счета 29 «Обслуживающие хозяйства и производства» является установление соответствия применяемой в организации методики учета операций по данному счету и налогообложения действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам. Это необходимо для того, чтобы выявить ошибки и определить степень их влияния на бухгалтерскую отчетность организации. Основной задачей аудита счета 29 является проверка соблюдения нормативно-правовых актов при учете расходов и доходов обслуживающих производств и хозяйств, правильности применения льгот по налогу на имущество, налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль и некоторым другим, а также проверка правильности ведения бухгалтерского учета по данному счету. Можно также указать некоторые другие задачи аудитора при аудите затрат на обслуживающие хозяйства и производства: - Оценить состояние синтетического и аналитического учета операций по счету 29 в проверяемом периоде. - Оценить полноту отражения совершенных операций по счету 29 в проверяемом периоде - Проверить соблюдение организацией налогового законодательства, особенно в части применения льгот по налогу на имущество, налогу на прибыль, - Оценить правильность и обоснованность отнесения затрат со счета 29 на соответствующие источники 2.4. План и программа аудита затрат на обслуживающие хозяйства и производства Для определения стратегии аудита, объема работ и подготовки программ аудитору целесообразно подготовить план проверки счета 29 и счетов, корреспондирующих с ним , остатки или обороты по которым за проверяемый период были существенны. В плане нужно указать, какие потенциальные ошибки возможны по этим счетам, какие доказательства необходимы для подтверждения достоверности записей по счетам и какие методы аудитор предполагает использовать для их сбора. Планируя проверку счета «Обслуживающие хозяйства и производства», аудитор прежде всего определяет, какие известные ему ошибки связаны с ним. Для этого он дает в плане описание ошибок, выявленных на стадии предварительного планирования: при изучении деятельности предприятия, организации и методики ведения бухгалтерского учета Необычные остатки по счетам и нетипичные изменения в течение года аудитор выявляет при предварительном анализе отчетности. По каждому из них до начала проверки нужно выяснить причины их появления и установить, ошибочны они или нет. Это достигается путем получения разъяснений от руководителей служб. Несистематические записи, которыми оформляют разовые, редко повторяющиеся операции, например, исправительные и регулирующие записи, в том числе связанные с начислением резервов и закрытием периода, аудитор фиксирует при знакомстве с методикой учета и формой счетоводства, применяемыми на предприятии является продажа недвижимости. Поэтому надо проверить, как одна из таких операций была отражена в учете, и если неправильно, то можно предположить, что и другие подобные операции скорее всего учтены с ошибками. Таким образом, в плане проверки счета 29 «Обслуживающие хозяйства и производства» должно быть указано какие виды аналитических процедур или документальных тестов будут использованы и с каким коэффициентом надежности. Итак, на основании всего выше сказанного можно сказать, что аудитор планирует работу таким образом, чтобы обеспечить: а) получение необходимой информации о состоянии бухгалтерского учета по счету 29; б) определение содержания, времени проведения и объема контрольных процедур, подлежащих выполнению по этому счету. В плане аудиторской проверки должны быть отражены: - проверяющий орган; - руководитель аудиторской группы; - объем выполняемых работ; - сроки проведения и продолжительность работ; - планируемый аудиторский риск - планируемый уровень существенности; - способы и приемы, применяемые аудитором. При этом аудитор может обсудить план аудиторской проверки с руководством и персоналом проверяемого объекта, что позволяет повысить действенность проводимого аудита и скоординировать аудиторские процедуры с деятельностью органов управления проверяемого объекта. В случае привлечения к аудиторской проверке соисполнителей или экспертов аудитор (в качестве руководителя работ) должен спланировать и их работу. 1. Что подлежит проверке: - наличие и оформление первичных документов по счету 29, - отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете по счету 29, - налогообложение. 2. Задачи аудита: - проверка правильности отражения в бухгалтерском и в налоговом учете хозяйственных операций, - установление достоверности финансовой отчетности данным первичного учета. 3. Выявление ошибок и расхождений между данными учета и отчетности. 4. Формулирование выводов и рекомендаций для заключения аудитора. По счету “Обслуживающие хозяйства и производства” план аудиторской проверки для ОАО «N» может иметь следующий вид: |Планируемые виды работ |Период проведения |Исполнители | |1. Аудит оформления первичных | | | |документов | | | |2. Аудит операций по счету 29 | | | |субсчету “Столовая” | | | |3. Аудит операций по счету 29 | | | |субсчету «Гостиница» | | | |4. Аудит операций по счету 29 | | | |субсчету “База отдыха | | | |«Отрадное» | | | |5. Аудит операций по счету 29 | | | |субсчету “Поликлиника» | | | |6. Аудит тождественности | | | |показателей бухгалтерской | | | |отчетности и регистров | | | |бухгалтерского учета | | | План аудиторской проверки должен быть заверен подписью руководителя аудиторской организации и печатью аудиторской организации. После составления общего плана аудиторской проверки аудиторская фирма подготавливает программу аудита. Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта. По счету «Обслуживающие хозяйства и производства» программа аудита может выглядеть следующим образом: |Что проверяется |Источник информации | |1. Аудит оформления |Учредительные документы организации, баланс,| |первичных документов |сметы эксплуатационных доходов и расходов, | | |сметы доходов и расходов по коммунальным | | |услугам, ПКО, РКО, данные | | |контрольно–кассовых машин, талоны на | | |питание, путевки, квитанции, , приказы о | | |приеме на работу, увольнении, перемещении, | | |коллективные договора, табели учета и | | |использования рабочего времени, личные | | |карточки, налоговые декларации и т.д. | |1.1. Проверка правильности |Талоны на питание, ПКО, РКО, данные | |учета по столовой |контрольно–кассовых машин, счета – фактуры, | | |расчетно–платежные ведомости, расчетные | | |ведомости, РКО, , разработочная таблица | | |«Сводка начислений заработной платы по | | |составу и категориям работников, учета | | |расчетов с работниками по страхованию и | | |распределение заработной платы» (с вкладным | | |листом) (по работникам столовой), | | |калькуляционные карточки, товарные отчеты, | | |авансовые отчеты, заборные карты, приходные | | |и расходные документы. | |1.2. Проверка правильности |Сметы, путевки, ПКО, РКО, счета – фактуры, | |учета по безе отдыха |лимитные карты, калькуляционные карточки, | | |счета-фактуры, авансовые отчеты, | |1.3. Проверка правильности |Смета эксплуатационных доходов и расходов, | |учета по гостинице |баланс организации, ПКО, РКО, счета-фактуры,| | |авансовые отчеты, книга регистрации | | |посетителей, приходные и расходные | | |документы. | |1.4. Проверка правильности |Смета эксплуатационных доходов и расходов, | |учета затрат по поликлинике|счета-фактуры, накладные на внутреннее | | |перемещение | |2. Проверка правильности |Счета 19, 68, декларации по НДС, справки, | |начисления налога на |подтверждающие правомерность применения | |добавленную стоимость |льгот по НДС, первичные документы | |3. Проверка обоснованности |Баланс организации, учредительные документы,| |включения затрат в |калькуляция себестоимости продукции (работ, | |себестоимость продукции |услуг) | |4. Проверка соответствия |Счета 02, 10, 60, 67, 68, 69, 70, 76… | |учета способу реализации |Декларации по НДС, налогу на пользователей | |услуг базы отдыха |автодорог, налогу на содержание объектов | | |СКС, путевки, ПКО | |5. Проверка правильности |Справки, подтверждающие правомерность | |начисления и освобождения |пользования льготами по налогу на | |от налога на добавленную |добавленную стоимость, счета 19, 68, | |стоимость |декларация по НДС | |6. Аудит тождествености |Ж.-о. № 10, 10/1 Кт 02,10,12,13, 25, 26, | |показателей бухгалтерской |28, 29, 31, 67, 68, 69, 70, 81, 88, 46, 50, | |отчетности и регистров |76 и т.д. | |бухгалтерского учета |Ведомости № 9, 12, 16, Главная книга | |6.1. Проверка правильности |Ж.-о. № 10, 10/1 Кт 02,10,12,13, 25, 26, | |отражения оборота по счетам|28, 29, 31, 67, 68, 69, 70, 81, 88, 46, 50, | |и субсчетам Главной книги с|76 и т.д. | |аналогичными показателями |Ведомости № 9, 12, 16, Главная книга | |регистров синтетического | | |учета | | |6.2. Проверка правильности |Ж.-о. № 10, 10/1 Кт 02,10,12,13, 25, 26, 28,| |отнесения на себестоимость |29, 31, 67, 68, 69, 70, 81, 88, 46, 50, 76 и| |и иные источники затрат, |т.д. | |отражаемых по счету 29 |Ведомости № 9,12,16, Главная книга, | | |калькуляция себестоимости | 2.5. Рабочие документы аудита В процессе проверки аудиторы составляют рабочие документы, являющиеся основой для подтверждения объема и качества выполняемой ими работы и обоснованности сделанных ими выводов. Рабочие документы составляются по произвольной форме, однако он должны содержать необходимую справочную информацию о клиенте; краткое описание выполненной работы; метод проведения аудита (сплошной или выборочный); замечания по результатам проверки; перечень документов, не представленных для проверки; мнение аудитора о способах устранения выявленных недостатков; описание системы внутрихозяйственного контроля в проверяемой организации (с выделением слабых мест и положительных сторон); программа аудита с отметками о ходе ее выполнения и причинах отклонений; объяснения и справки персонала проверяемой организации по вопросам, заданным аудитором; прочие другие свидетельства и разъяснения. В результате именно на основании рабочих документов аудитора производятся выводы и рекомендации, отражаемые затем в аудиторском заключении. Поэтому все основания для таких выводов должны недвусмысленно опираться на рабочие документы аудитора. Необходимо обратить особое внимание на конфиденциальный характер рабочих документов аудитора, которые могут представляться в распоряжение третьих лиц только с разрешения клиента. Экономический субъект обязан предоставлять заинтересованным лицам только итоговую часть аудиторского заключения" - таким образом вся информация, как собранная аудитором и отраженная в его рабочих документах, так и предоставленная им исполнительной дирекции и общему собранию акционеров, может составлять коммерческую тайну. При проведении аудита счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" рабочая документация аудитора может иметь следующий вид: |№ | |Объем | | | |п/п|Перечень аудиторских |информ|Техника исполнения |Характер возможных| | |процедур |ации | |нарушений | |1. |Проверка | |Последовательно |Отсутствие в | | |учредительных | |прос-матриваются |учре-дительных | | |документов, баланса | |все учре-дительные |докумен-тах | | |предприятия и | |документы, все их |пунктов, как о | | |балансов отдельных | |изменения |виде постоянной | | |обслужива -ющих |2001 |(дополнения), а |деятельности | | |подразделений, |г. |также балансы |предприятия | | |проверка | | | | | |обоснован-ности | | | | | |ведения коммер-ческой| | | | | |деятельности об- | | | | | |луживающими | | | | | |подраз-делениями | | | | |2. |Проверка оформления |2001 |Последовательно |Отсутствие | | |учетных ПД, служащих |г. |ауди-тор |приказов на | | |основанием отражения | |просматривает все |замещение первых | | |в учете операций по | |сметы |лиц, отсутствие | | |счету 29 | |эксплутацион-ных |необ-ходимых | | | | |доходов и расхо-дов,|подписей | | | | |сметы расходов и | | | | | |доходов по | | | | | |коммуналь-ным | | | | | |услугам (целевым | | | | | |сборам), тов | | | | | |социально - | | | | | |куль-турной сферы за| | | | | |пери-од, | | | | | |предусмотренный | | | | | |выборкой и выясняет:| | | | | | | | | | | |- имеются ли подписи| | | | | |руководителя, | | | | | |гл.бух-галтера, | | | | | |начальников | | | | | |соответствующих | | | | | |об-служивающих | | | | | |подраз-делений на | | | | | |всех ПД | | | | | |- в случае временной| | | | | |подмены первых лиц | | | | | |уполномоченными | | | | | |ли-цами, на которых | | | | | |возложены | | | | | |обязанности | | | | | |письменным | | | | | |распоря-жением | | | | | |руководителя | | | | | |предприятия, нет ли | | | | | |документов с | | | | | |подпися-ми этих лиц | | | | | |более ран-него | | | | | |(позднего) срока, | | | | | |чем дата их | | | | | |назначения | | |3. |Установление полноты | |Последовательно |Отсутствуют | | |документов для | |про-веряют |справки, | | |предос-тавления |Папка |обоснавания льготы, |подтверждающие | | |предприятию льгот по |спра-в|указанные в |предоставление | | |налогу на при-быль, |ок |на-логовых |льго-ты в | | |НДС, налогу на | |декларациях и |проверяемом | | |имущество, | |наличие справок по |пе-риоде | | | | |каждому налогу и по | | | | | |каждой статье льгот | | | | | |в проверяемом | | | | | |периоде | | |4. |Проверка | |Проверяется наличие |Расхождение в | | |обоснованнос-ти |2000 |на балансе |сроках | | |списания затрат со |г. |помещений, |предоставления | | |счета 29 на | |предоставляемых |по-мещений и | | |себес-тоимость | |орга-низациям |периода списания | | |продукции, ра-бот, | |обществен-ного |(более | | |услуг | |питания, сверяют-ся |дли-тельное) | | | | |договоры найма, | | | | | |аренды | | 2.6. Тестирование системы контроля учета. Для доказательности аудиторского заключения целесообразно в процессе проверки счета 29 осуществить процедуры с использованием тестов, что означает провести испытание или исследование по заранее разработанной стандартной форме. С учетом преследуемых целей их подразделяют на тесты независимые и тесты на соответствие. Независимые тесты предназначены для получения сведений о полноте, правильности и законности операций, содержащихся в бухгалтерских записях и финансовой отчетности. Тесты на соответствие применяют для выявления соответствия процедур внутреннего контроля установленным нормам. Абсолютно все аудиторские тесты классифицируются в соответствии с процедурой их осуществления. Можно сказать, что тесты проводятся для выявления наиболее типичных ошибок. По счету 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" тестирование может выглядеть следующим образом: |№ |Направления и вопросы|Нет |Да |Нет |Примечание | |п\п|тестирования |ответа | | | | | |УСЛОВИЯ | | | | | |1 |Имеет ли доступ к | | | | | | |документации | | | | | | |кто-либо, кроме | | | | | | |ответственных лиц? | | | | | | |РЕАЛЬНОСТЬ | | | | | |2 |Проверяются ли | | | | | | |финансовые сметы | | | | | | |после их подготовки | | | | | | |глав. бухгалтером и | | | | | | |руководителями | | | | | | |подразделений? | | | | | |3 |Проверяются ли отчеты| | | | | | |об исполнении смет | | | | | | |после их исполнения | | | | | | |глав. бухгалтером и | | | | | | |руководителем | | | | | | |организации? | | | | | | |ПОЛНОТА | | | | | |4. |Проводится ли | | | | | | |предварительная | | | | | | |нумерация первичной | | | | | | |документации и | | | | | | |используется ли она | | | | | | |для выявления | | | | | | |отсутствующих или | | | | | | |фиктивных документов?| | | | | | |ОТВЕТСТВЕННОСТЬ | | | | | |5. |Готовят ли | | | | | | |соответствующую | | | | | | |документацию | | | | | | |специально | | | | | | |ответственные лица? | | | | | | |ТОЧНОСТЬ | | | | | |6. |Проверяется ли | | | | | | |расхождение между | | | | | | |данными первичных | | | | | | |документов на отпуск | | | | | | |материалов и средств | | | | | | |и отчетов об | | | | | | |исполнении смет по | | | | | | |подразделениям | | | | | | |КЛАССИФИКАЦИЯ | | | | | |7. |Правильно ли | | | | | | |квалифицируются | | | | | | |затраты по элементам | | | | | | |и статьям калькуляции| | | | | | |ПЕРИОДИЗАЦИЯ | | | | | |8. |Отвечает ли учет | | | | | | |затрат принципу | | | | | | |“Временной | | | | | | |определенности | | | | | | |факторов” | | | | | | |УЧЕТ | | | | | | | | | | | | |9. |Проверяют ли лица , | | | | | | |ответственные за учет| | | | | | |затрат , данные учета| | | | | | |по сегментам и | | | | | | |сводного учета ? | | | | | ГЛАВА 3. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА ЗАТРАТ НА ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ ХОЗЯЙСТВА И ПРОИЗВОДСТВА ОАО «N» 3.1. Нормативные документы аудита К числу нормативных документов, регламентирующих рассматриваемую сферу учета относят: 1. Гражданский Кодекс Российской Федерации, части 1 и2. 2. Налоговый Кодекс Российской Федерации, части 1 и 2. 3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96.№ 129-ФЗ 4. «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34-н 5. План счетов бухгалтерского и финансового учета и инструкция по его применению. Утв. Приказом Минфина РФ от 01.11.91.№56, с изменениями и дополнениями. 6. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Утв. Постановлением Правительства РФ от 05,08,92 3 552 с учетом изменений и дополнений. 7. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания. Утверждены приказам Комитета РФ по торговле от 20.04.95 г. №1-550/32-2 8. Инструкция Госналогслужбы РФ от 10.08.95 N 37 (ред. от 06.07.99) "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий»" 9. Инструкция Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39 (ред. от 19.07.99) "О порядке исичсления и уплаты налога на добавленную стоимость» 10. Постановление Совмина СССР от 22.10.90 N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР» 11. Закон российской Федерации «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении расчетов с населением» от 18.06.63 № 5215 12. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Приказ Минфина России от 13.06.95 № 49 13. Об утверждении унифицированных форм первичных документов по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, работ в капитальном строительстве. Постановление Госкомстата России от 30.10.97. № 71-а 3.2. Расчет аудиторского риска и уровня существенности Рассчитаем риск необнаружения . Примем приемлемый аудиторский риск 2% Внутрихозяйственный риск 60%. Риск контроля 30% При таких значениях объем выборки составит примерно 50% Уровень существенности – это минимальная величина ошибки, которая влияет на принятие финансовых решений в отношении экономического субъекта. Затраты по счету 29 за 9 месяцев 2001 года составили 749 тыс.руб. При заданном уровне существенности 2% минимальная величина ошибки составит 15 тыс. руб. 3.3. Отчет по аудиторской проверке затрат на обслуживающие хозяйства ОАО «НИТИ «Прогресс» Аудиторская проверка проводилась аудиторской фирмой «F» Юридический адрес: УР, г. Ижевск, ул. Пушкинская, 268 Лицензия на проведение общего аудита №555552 выдана Центральной аттестационно-лицензионной комиссии Министерства Финансов Российской Федерации Лицензия действительна до 25 июня 2002 года. Аудиторскую проверку провела Васильева Н.Н. Аудиторская проверка затрат на обслуживающие хозяйства ОАО «N» за 9 месяцев 2001 года путем сопоставления данных первичных документов , данных сводного учета и отчетности. В результате проверки установлено: Методология учета затрат на обслуживающие хозяйства в ОАО «N». В ОАО начисление и списание затрат по счету 29 «Обслуживающие хозяйства и производства» проводится по четырем субсчетам: 29/4 – гостиница, 29/6 – база отдыха, 29/8 – столовая, 29/9 – поликлиника. По счету 29/8 столовая установлен следующий порядок начисления и списания затрат: ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 10, 12,13, 02, 71 списаны затраты на столовую ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 70, 69 – отнесена на затраты заработная плата и насисления во внебюджетные фонды ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 46/04 - получена в кассу денежная выручка от реализации продукции По кредиту счета 46 отражается сумма фактического объема реализованных товаров (продуктов) по продажной цене. Полнота и правильность формирования выручки проверяется по данным контрольно-кассовых машин. ДЕБЕТ 46 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» - начислен НДС. ДЕБЕТ 46 КРЕДИТ 29- списаны собственные фактические затраты столовой, ДЕБЕТ 46 КРЕДИТ 80 - выявлена прибыль столовой или ДЕБЕТ 80/01 КРЕДИТ 46 - покрыт полученный убыток столовой за счет собственных средств. К объектам социально-культурной сферы на ОАО «N» относятся поликлинка и база отдыха «Отрадное» Для этих объектов на предприятии составляется смета , в которой по статьям закладываются планируемые расходы на их содержание. После утверждения сметы руководством организации, смета передается в финансовые службы для применения в практической работе. Бухгалтерский учет расходов на содержание этих объектов также строится с применением счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». Расходы на содержание объектов социально-культурного назначения никак не связаны с производством и реализацией продукции, что конкретно установлено пунктом 4 Положения о составе затрат, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552, согласно которому включению в себестоимость продукции (работ, услуг) не подлежат затраты на выполнение работ по строительству, оборудованию и содержанию (включая амортизационные отчисления и затраты на все виды ремонтов) культурно-бытовых и других объектов, находящихся на балансе предприятий. По счету 29/9 поликлиника на предприятии используется следующая методика учета затрат: Д 29 К 02,10,12,13,23,60,76 – отнесены затраты Д29 К70,69 – начислена заработная плата и отчисления во внебюджетные фонды Д29 К68 – НДС к возмещению на непроизводственные нужды Д88 К 29 списаны затраты за счет собственных средств предприятия База отдыха «Отрадное» счет 29/6. Особенности учета в том, что в летние месяцы база функционирует и путевки оплачиваются работниками предприятия и сторонними лицами. В этом случае затраты по обслуживанию и содержанию ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 02 (10, 12,13,02, 60, 67, 68, 69, 70, 76, 71...) – отнесены затраты, отражаются в учете в том отчетном месяце, в котором они выявлены. Д 88 К 29 – списаны затраты на содержание база во время периода, в котором база не функционирует. Если же оказание услуг работникам с использованием объектов социально- культурной сферы осуществляется только в летний период то затраты, возникающие в другой период, должны учитываться по счету 31 «Расходы будущих периодов» как расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, и подлежат списанию на счет 29 в течение срока, к которому они относятся (пункт 56 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 26 декабря 1994 г. № 170). ДЕБЕТ 50, 51 КРЕДИТ 46 - отражается выручка от реализации путевок организаций сотрудникам и на сторону ДЕБЕТ 46 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС- начислен НДС со стоимости реализованных службами социально-культурной сферы организаций услуг сотрудникам и на сторону. В этом случае применяется расчетная ставка НДС - 16,67%, зачет сумм уплаченного НДС не производится. Если на нужды объектов социально-культурной сферы были списаны материалы, приобретенные для нужд производства, по которым на счете 19 числятся суммы уплаченного НДС, то эти суммы налога надо списать за счет собственных средств организации проводкой: ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 19.- отнесены суммы НДС на непроизводственные нужды Д88 К 29 – списание сумм НДС Если эти суммы уже были предъявлены к зачету, необходимо сделать восстановительную проводку: ДЕБЕТ 46 КРЕДИТ 29- списываются затраты на содержание базы ДЕБЕТ 46 КРЕДИТ 80- определен финансовый результат (прибыль) ДЕБЕТ 88 КРЕДИТ 46 - убыток покрыт за счет собственных средств организации. Организации, имеющие на своем балансе объекты социально-культурной сферы, имеют право пользоваться льготой по налогу на имущество. В соответствии с пунктом 6 Инструкции Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. № 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» не учитывается при налогообложении балансовая стоимость (за вычетом износа) объектов социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе предприятия, независимо от того, используются они для нужд предприятия или обслуживают объекты населенного пункта, в котором организация находится. Проверены расчеты налога на имущество предприятия. Замечаний к расчетам нет, проведены все расчеты верно. Затраты по содержанию гостиницы в ОАО проводятся по следующей схеме: Д-т 19, 29, К-т 10,13, 65, 67, Я, 69, 70 и др. отражаются расходы по содержанию хозяйств; Д-т 46, К-т 29списываются затраты по содержанию хозяйств; Д-т 50К-т 46отражается стоимость оказанных услуг Д-т 46, К-т 68 начислен НДС от суммы услуг; Д-т 46 (80), К-т 80 (46) отражается финансовый результат от деятельности хозяйств. Таким образом, предприятию можно рекомендовать затраты по содержанию базы отдыха в течение времени, когда база не работает, списывать на счет «Расходы будущих периодов». К методологии ведения бухгалтерского учета по счету 29 имеем ряд замечаний. В январе 2001 года ОАО заплатило госпошлину за регистрацию земельного участка, где находится база отдыха в сумме 31 328 руб. 64 коп. При этом была сделана проводка Д88 К68 внесена госпошлина за регистрацию земельного участка пос. Загребино При такой системе учета данная сумма не попадает в затраты на счет 29, не может быть учтена в дальнейшем для составления сметы расходов на содержание базы. Таким образом, нарушена методология бухгалтерского учета. Указанная сумма отнесена на затраты исправительной проводкой в мае, что не согласуется с «Положением о составе затрат», согласно которому затраты должны быть отнесены к тому периоду, в котором были совершены. Рекомендуется произвести исправительные записи. В июле 2001 года на счет 29 субсчет «База отдыха» списана сумма 1792 руб. 62 коп. со счета 41 субсчета «продукты на базу отдыха Отрадное. При этом была сделана проводка: Д29 К41 списаны продукты для подготовки базы к сезону. Данная сумма уменьшила выручку от реализации путевок. Следует отметить, что данная сумма находилась на счете 41 с сентября 2000 года (не до конца были списаны продукты после закрытия базы). Нет никаких документов, подтверждающих списание этой суммы на затраты. Рекомендуем внести исправительные записи и списать эту сумму за счет собственных средств. В затраты по счету 29 «База отдыха» не внесены расходы на питание работников, обслуживающих базу при подготовке к сезону. Они сразу списаны в Д46/13 – реализация путевок на базу отдыха в июле и августе. Можно сделать следующие замечания: данные расходы не отнесены на затраты и не будут в следующем периоде использоваться для планирования расходов. Кроме того, расходы, сделанные в мае и июне, списаны в июле, т.е. не в том периоде, в котором они были совершены. Рекомендуем сделать исправительные записи. В течение времени, когда база не работает, сырье и материалы и поступающие с НДС услуги, НДС должен приниматься к возмещению на счет 29, а затем должен быть списан за счет собственных средств. Д29К19 – НДС за материалы и услуги на непроизводственные нужды В феврале, апреле и мае 2001 года НДС на такие нужды был принят к зачету в бюджет Д68К19, что является нарушением учета. В июле сделаны исправительные записи, но внесены в затраты за июль, а не в те месяцы, в которых были приобретены и оприходованы. Рекомендуем сделать исправительные записи. 25 января 2001 года сделана корректировка Д29К02 на сумму –3628 руб.30 коп. – излишне начислена амортизация за 2000 год по ОС № 20080. Рекомендуется исправительные записи отнести к тому периоду, в которому они относятся. Согласно авансовому отчету № 6/200/01 Федотовой Е.Л. выделен НДС на бензин для столовой, но к отчету приложены чеки ККМ, что не дает основания для зачета НДС в бюджет. 30.03.01 с/ф 502 ООО «Контакт» списаны услуги по установке кассового аппарата без подписания акта сдачи-приемки выполненных работ. С/ф 463850 от 15,03,01 Ижевский ХМК: транспортные услуги поставлены с НДС, в с/ф НДС 20% выделен отдельной строкой. 22.08.01 с.ф 7060 ООО Контакт: списан на затраты паспорт для ККМ без акта сдачи-приемки выполненных работ. 27.02.01 с/ф 952 БПХ – выделенный отдельной строкой в счете-фактуре НДС не соответствует поставленному к возмещению. 30.08.01 акты о списании МБП № 29/402/38-29/402/56 – подписаны в мае, но включены в затраты в августе. 07.05.01. Авансовый отчет 07/200/05 Грибковой А.Л. Проезд Ижевск-Загребино – списано количество бензина не соответствующее указанному в путевом листе и превышает норму. Таким образом, можно указать на отдельные нарушения методологии бухгалтерского учета затрат на обслуживающие хозяйства в ОАО «N». Оформление первичных документов. Имеется ряд замечаний к оформлению первичных документов. |Документ |Замечания |Ответственно| | | |е лицо | |27.04.01 с.ф. 3916 |Нет подписей главного бухгалтера и |Фаненштиль | |Элвес |руководителя предприятия, исправления | | | |суммы НДС | | |26.06.01. с.ф. 6360,|Нет подписей главного бухгалтера и |Фаненштиль | |6361 |руководителя | | |Контакт | | | |21.08.01. с.ф 1458 |Несоответствие данных с.ф. и накладной|Фаненштиль | |Компас | | | |06.01.01 накладная |Нет подписи начальника подразделения и|Шишкина | |на внутр. |расшифровки подписей. Исправления, не | | |Перемещение №38 |заверенные материально-ответственным | | | |лицом и бухгалтером. | | |30.04.01 |Нет бухгалтерской справки на списание |Безрученкова| | |на затраты расходов будущих периодов | | | |по гостинице | | |С.ф 1315, 138 ,526, |Нет реквизитов поставщика |Безрученкова| |794, 923 Фармация | | | Таким образом, основными нарушениями при оформлении и регистрации первичных документов являются отсутствие подписей руководителя предприятия и главного бухгалтера, исправления, произведенные неправильным способом, отсутствие реквизитов поставщика или получателя, отсутствие расшифровки подписей. АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. Независимой аудиторской фирмой «F» проведен аудит затрат на обслуживающие хозяйства ОАО «N» за 9 месяцев 2001 года. 2. Аудит проводился в соответствии с законодательством Российской Федерации об аудиторской деятельности. Аудит планировался таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерский учет не содержит существенных искажений. Аудит включал проверку на выборочной основе подтверждений числовых данных и пояснений, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета. Мы полагаем, что проведенный аудит дает достаточные основания для того, чтобы высказать мнение о достоверности данных бухгалтерского учета. 3. По нашему мнению, бухгалтерская отчетность с поправками, приведенными в приложение к настоящему Заключению и подлежащими отражению в бухгалтерском учете за 2001 год, достоверна, т.е. подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов ОАО «N» по состоянию на 1 октября 20001 года и финансовых результатов его деятельности за 9 месяцев 2001 года . СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. О бухгалтерском учете. Федеральный закон РФ от 21.11.96 г. № 129-ФЗ. Принят Государственной Думой 23.02.96 г. и Советом Федерации 20.03.96 г. 2. Об аудиторской деятельности в Российской Федерации. Указ Президента РФ от 22.12.93 г. №2263 3. О лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 27.04.99 г. № 472 4. Стандарт аудиторской деятельности «Аудит оценочных значений в бухгалтерскос учете.Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20.08.1999 Протокол N 5 5. Стандарт аудиторской деятельности «Понимание деятельности экономического субъекта.(одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 27.04.1999 Протокол N 3) 6. Стандарт аудиторской деятельности»Внутрифирменный контроль качества аудита»(одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 15.07.1998 Протокол N 4) 7. Стандарт аудита «Первичный учет начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности»(одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ15.07.1998 Протокол N 4) 8. Стандарт аудиторской деятельности «Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта»(одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ15.07.1998 Протокол N 4) 9. Стендарт аудиторской деятельности «Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита»(одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ15.07.1998 Протокол N 4) 10. Стандарт аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ22.01.1998 Протокол N 2) 11. Стандарт аудиторской деятельности «Аналитические процедуры»(одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ22.01.1998 Протокол N 2) 12. Стандарт аудиторской деятельности «Аудит в условиях компьютерной обработки данных»(одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ22.01.1998 Протокол N 2) 13. Стандарт аудиторской деятельности «Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности»(одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ25.12.1996 Протокол N 6) 14. Стандарт аудиторской деятельности «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.(одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ25.12.1996 Протокол N 6) 15. Стандарт аудиторской деятельности «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита»(одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ25.12.1996 Протокол N 6) 16. Стандарт аудиторской деятельности «Документирование аудита»(одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ25.12.1996 протокол N 6) 17. Стандарт аудиторской деятельности «Аудиторская выборка»(Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ25.12.1996 протокол N 6) 18. Стандарт аудиторской деятельности «Аудиторские доказательства»(одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ25.12.1996 протокол N 6) 19. Стандарт аудиторской деятельности «Планирование аудита»(одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ25.12.1996 Протокол N 6) 20. Стандарт аудиторской деятельности «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности»)одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ09.02.1996 Протокол N 1) 21. Стандарт аудиторской деятельности «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности»(одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ20.08.1999 Протокол N 5) 22. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34-н 23. План счетов бухгалтерского и финансового учета и инструкция по его применению. Утв. Приказом Минфина РФ от 01.11.91.№56, с изменениями и дополнениями. 24. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Утв. Постановлением Правительства РФ от 05,08,92 3 552 с учетом изменений и дополнений. 25. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания. Утверждены приказам Комитета РФ по торговле от 20.04.95 г. №1-550/32-2 26. Инструкция Госналогслужбы РФ от 10.08.95 N 37 (ред. от 06.07.99) "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий»" 27. Инструкция Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39 (ред. от 19.07.99) "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» 28. Постановление Совмина СССР от 22.10.90 N 1072 О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР. 29. Закон российской Федерации О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении расчетов с населением от 18.06.63 № 5215 30. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Приказ Минфина России от 13.06.95 № 49 31. Об утверждении унифицированных форм первичных документов по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, работ в капитальном строительстве. Постановление Госкомстата России от 30.10.97.№ 71-а 32. Терехов А.А. Аудит. М.: Финансы и статистика, 1999. – 512 с. 33. Терехов А.А. Терехов М.А. Контроль и аудит. М.: Финансы и статистика, 1999.. |
|