На главную

Бухгалтерский учет (Контрольная)


Бухгалтерский учет (Контрольная)

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В а р и а н т 1

1. Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учёту в условиях

совершенствования хозяйственного механизма.

2. Предмет бухгалтерского учета.

3. Двойная запись операций по бухгалтерским счетам и её сущность.

4. Инвентаризация и её виды.

5. Документооборот.

1. Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учёту в условиях

совершенствования хозяйственного механизма.

К бухгалтерскому учёту предъявляются следующие основные требования:

. сопоставимость планируемых (прогнозных) и учётных показателей;

. достоверность учётных данных;

. оперативность учёта;

. полнота и простота учёта;

. экономичность учёта.

Сопоставимость планируемых (прогнозных) и учётных показателей

необходима прежде всего для контроля за выполнением планов, прогнозов и

заказов, например, по показателям производительности труда,

материалоёмкости, себестоимости продукции. Следует, однако, иметь в виду,

что по ряду показателей полной сопоставимости может и не быть, так как в

состав фактических затрат на производство продукции могут входить не

планируемые, непроизводительные расходы и потери от брака.

Достоверность учётных данных обеспечивается документированием всех

хозяйственных операций, правильным осуществлением инвентаризации, денежной

оценки, учёта текущих затрат, калькулирования.

Оперативность учета состоит в своевременном представлении учётных

данных для управления производством и составления отчётности.

Полнота и простота учета состоит в представлении всей учётной

информации, необходимой для управления производством и бизнесом, а также

для внешних пользователей, при недопущении излишней информации, исключении

дублирования и ненужных показателей. Учётная информация должна быть

максимально доступной для руководителей и специалистов организации и её

подразделений, учредителей, участников и собственников имущества

организации.

Экономичность учёта характеризуется показателями: количества работников

предприятия (организации) на одного счётного работника, уровня технической

вооруженности работников учёта, определяемого отношением стоимости

технических средств по учёту к числу работников, и другими показателями.

2. Предмет бухгалтерского учета.

Предметом бухгалтерского учета являются многочисленные и разнообразные

объекты, которые можно объединить в две группы:

. объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность предприятия;

. объекты, составляющие хозяйственную деятельность предприятия.

К первой группе относятся хозяйственные средства и их источники, ко

второй – хозяйственные процессы и их результаты.

3. Двойная запись операций по бухгалтерским счетам

и её сущность.

В любой фирме, малом предприятии и остальных организациях и

предприятиях ежедневно совершатся множество разнообразных хозяйственных

операций, каждая из которых отражается на величине двух статей баланса.

Возникает вопрос, где и как отражать эти изменения?

Учёт происходящих изменений в составе средств и их источниках ведут не

в самой таблице баланса, а с помощью специальных счетов, которые

представляют собой, как и баланс, двусторонние таблицы.

В целях текущего учёта и группировки однородных хозяйственных операций

баланс дополняют счетами. На каждый вид хозяйственных средств и их

источников открывают отдельный счёт. Поэтому все счета подразделяют на две

группы:

. активные счета, предназначенные для учёта хозяйственных средств:

. пассивные счета, предназначенные для учета источников этих средств.

Строение счетов одинаково, независимо от того, к какой группе они

принадлежат, - это таблица двусторонней формы (левая сторона – дебет,

правая – кредит).

При одинаковом строении счетов назначение сторон (дебета и кредита) в

активных и пассивных счетах неодинаково!

|Активные счета |и з м е н е н и я |Пассивные счета |

|Д |К | |Д |К |

|+ | |Первоначальная сумма | |+ |

| | | | | |

| | |Последующие приращения | | |

|+ | | | |+ |

| | |Уменьшения | | |

| |+ | |+ | |

| | |Сальдо[1] | | |

|+ | | | |+ |

Сумму каждой хозяйственной операции отражают на счетах дважды: по

дебету одного и кредиту другого счета. Это и называют методом двойной

записи. Применение метода двойной записи связано с тем, что каждая

хозяйственная операция вызывает равновеликие изменения не в одном, а в двух

объектах учета.

Например: поступление денег в кассу с текущего счета отражает

уменьшение средств на текущем счете и одновременно их увеличение в кассе.

Взаимосвязь между счетами, возникающую при отражении хозяйственных

операций с помощью двойной записи, называют корреспонденцией счетов, а

счета – корреспондирующими: счет "Касса" корреспондирует со счетом "Текущий

счет".

Двойная запись обеспечивает возможность контроля за правильностью

отражения хозяйственных операций (сумма оборотов по дебету всех счетов

равняется сумме оборотов по кредиту всех счетов).

Используя исходное сальдо и некоторые хозяйственные операции

проследим, как отразятся четыре вида балансовых изменений в дебете и

кредите счетов.

Операция 1. Приобретены товары за наличный расчет 500 рублей.

|50 "Касса" | |41 "Товары" |

|Д |К | |Д |К |

|Сальдо | | |Сальдо | |

|800 |500 | |800 |500 |

| | | | | |

| | | |500 | |

|Сальдо | | |Сальдо | |

|300 | | |1200 | |

В результате этой операции произошло увеличение только водном активном

счете (запись в дебете) и одновременно – уменьшение в другом активном счете

(запись в кредите).

Операция 2. Отчислено из прибыли в резервный фонд 100 рублей.

|80 "Прибыли и убытки" | |86 "Резервный капитал" |

|Д |К | |Д |К |

| |Сальдо | | |Сальдо |

|100 |500 | | |200 |

| | | | | |

| | | | |100 |

| |Сальдо | | |Сальдо |

| |400 | | |300 |

Изменения произошли в двух пассивных счетах. В одном произошло

уменьшение (запись в дебете), во втором – увеличение (запись в кредите).

Операция 3. По решению собрания учредителей фирмы увеличен размер

взносов в уставный капитал – 600 рублей.

|75 "Расчеты с учредит." | |85 "Уставный капитал" |

|Д |К | |Д |К |

|Сальдо | | | |Сальдо 3 |

|850 | | | |400 |

| | | | | |

|600 | | | |600 |

|Сальдо 1 | | | |Сальдо 4 |

|450 | | | |000 |

Дебетуют один счет, в данном случае активный, поскольку долг за

учредителями возрастает, и одновременно кредитуют пассивный счет, так как

параллельно этому на ту же сумму возрастает уставный капитал.

Операция 4. Частично погашены кредиты банку – 300 рублей.

|51 "Расчетный счёт" | |92 "Долгосрочные кредиты |

| | |банков" |

|Д |К | |Д |К |

|Сальдо 1 | | | |Сальдо |

|650 |300 | |300 |650 |

| | | | | |

|Сальдо 1 | | | |Сальдо |

|350 | | | |350 |

Как видно, повторяется тот же порядок записей на противоположных

сторонах двух счетов. Кредитуется активный счет, поскольку уменьшаются

средства на расчетном счете, и дебетуется пассивный счет, который в связи с

сокращением задолженности по ссудам тоже уменьшается на ту же величину.

Схематично все указанные типы хозяйственных операций и их влияние на

изменения, происходящие на счетах бухгалтерского учета, представлены в

табл.1.

Табл.1

|Типы |Отражение хозяйственных|Влияние хозяйственных операций|

|операций|операций на счетах |на остаток (сальдо) |

| |по дебету |по кредиту |активного |пассивн. счета|

| | | |счета | |

|1-й |активного |активного |увеличение по | |

| | | |одному счету |_ |

| | | |(+) | |

| | | |уменьшение по | |

| | | |другому счету | |

| | | |(-) | |

|2-й |пассивного |пассивного | |увеличение по |

| | | | |одному счету |

| | | | |(+) уменьшение|

| | | | |по другому |

| | | | |счету (-) |

|3-й |активного |пассивного |увеличение (+)|увеличение (+)|

|4-й |пассивного |активного |уменьшение (-)|уменьшение (-)|

Таким образом, счета и двойная запись представляют собой основу, на

которой строятся баланс и весь бухгалтерский учет.

4. Инвентаризация и её виды.

Одним из главных требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету,

является его достоверность; важнейшим условием достоверности является

своевременное и точное отражение хозяйственных операций в учетных

регистрах. Однако случается, что и при этом условии данные учета не

соответствуют действительности. Причинами этому могут быть:

. естественные потери в процессе хранения ценностей (усушка, раструска,

распылка и т.д.). Подобные изменения в состоянии средств не поддаются

оформлению документами в текущем порядке;

. неточности и ошибки при приеме и отпуске ценностей в местах хранения

(просчеты, промеры и т.д.);

. ошибки в учёте из-за неправильных арифметических подсчетов и описок в

первичных документах, то же может быть и при учётной регистрации.

Выявить это можно только с помощью инвентаризации Как метод

бухгалтерского учета инвентаризация – это проверка в натуре материальных

ценностей, денежных средств и финансовых обязательств с одной стороны и

выверка данных бухгалтерского учёта и отчетности с другой.

В соответствии с Положением о бухгалтерском учёте и ответственности в

РФ[2] выявленные при инвентаризации и других проверках расхождения

фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются

в следующем порядке:

. основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое

имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению

соответственно на результаты хозяйственной деятельности с последующим

установлением причин возникновения излишка;

. убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном

законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя на

издержки обращения. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях

выявления фактических недостач. При отсутствии норм убыль рассматривается

как недостача сверх норм;

. недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а

также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В

тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных

лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки

обращения.

5. Документооборот.

Движение документов от момента составления в данной организации или

получения от других организаций до сдачи в архив после их обработки и

систематизации называется документооборотом. Расписание сроков составления,

предоставления и обработки первичных документов, регистрации и группировки

учётных данных, прохождения других стадий учетного процесса принято

называть графиком в учёте.

График обычно включает перечень и сроки учётных работ, выполняемых

оперативными, инженерно-техническими и бухгалтерскими работниками, с

приложением форм документов и инструкций по их составлению. По каждому

документу в графике указывают исполнителя (составителя), адресат (службу,

куда поступает документ), сроки представления и обработки. Графики обычно

имеют форму таблиц, диаграмм и др.

Своё назначение графики в учёте оправдывают только тогда, когда они

неуклонно соблюдаются. Поэтому их выполнение должно повседневно

контролироваться главным бухгалтером и всеми работниками бухгалтерии.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание. Вариант Ф.

1. Осуществить экономическую группировку хозяйственных средств предприятия

по видам и размещению, по источникам образования и назначению; отразить

ее в табл. 3.

2. На основании произведенной группировки составить бухгалтерский баланс

предприятия по упрощенной форме (табл. 4).

Решение:

1. В табл. 3 приведена классификация хозяйственных средств и источников их

образования.

2. В табл. 4 дана выписка бухгалтерского баланса предприятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бухгалтерский учёт: Учебник/ П.С.Безруких, В.Б.Ивашкевич,

Н.П.Кондраков и др; Под ред. П.С.Безруких, - 2-е изд., перераб и

доп. – М.: Бухгалтерский учёт, 1996.

2. "Годовой отчет за 1997 год"//Приложение к журналу "Главбух". М.

1998.

3. Б.Н.Ивашкин. Бухгалтерский учёт в торговле. Учебно-практический

курс. Изд-е 4-е. – М.: ИКЦ "ДИС", 1997г.

4. М.Л.Макальская, А.Ю.Денисов. Самоучитель по бухгалтерскому учёту.

Учебное пособие – М.: АО "ДИС", 1996.

-----------------------

[1] Сальдо – первоначальная сумма и вновь образовавшийся остаток.

[2] Утверждено приказом Минфина РФ от 26 декабря 1994 г. № 170, в

редакции изменений и дополнений от 19 декабря 1995 г. № 130.

© 2010