На главную

Экономическая мысль средневековья


Экономическая мысль средневековья

Министерство образования и науки

Республики Казахстан

Костанайский инженерно-экономический

Университет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: История экономических учений

на тему: Экономическая мысль средневековья

выполнил: студент гр. Э-41

по специальности

Бухучет и аудит

Качеткова В.И.

проверил:________________

________________

________________

Костанай 2002

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

Экономическая мысль средневековья

4

Список используемой литературы

10

ВВЕДЕНИЕ

История экономической мысли начинается с тех незапамятных времен, когда

люди впервые задумались над целями своей хозяйственной деятельности,

способами и средствами их достижения, отношениями, складывающимися между

людьми в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена

произведенными продуктами и услугами.

Экономическая мысль – понятие чрезвычайно широкое. Это и

представления, бытующие в массовом сознании, и религиозные оценки и

предписания, касающиеся хозяйственных отношений, и теоретические

конструкции ученых, и экономические программы политических партий…

Многообразна сфера экономической мысли, поле приложения размышлений,

выводов и практических решений: здесь и общие закономерности экономики, и

особенности экономики отдельных отраслей, и проблемы размещения

производства, и денежное обращение, и эффективность капиталовложений, и

налоговая система, и методы ведения учета доходов и расходов, и история

экономики, и хозяйственное законодательство – всего не перечислить.

Во всей этой сложной совокупности с многочисленными переплетениями ее

отдельных элементов можно с определенной условностью выделить экономические

учения – теоретические концепции, отражающие основные закономерности

экономической жизни, описывающие отношения между ее субъектами, выявляющие

движущие силы и значимые факторы создания, распределения и обмена благ.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Современные представления об особенностях экономической мысли

средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,

базируются на материалах дошедших до нас литературных источников. Но

существенной особенностью идеологии рассматриваемого периода, в том числе в

области хозяйственной жизни, является ее сугубо богословский характер. По

единой причине средневековым экономическим доктринам присуще многообразные

хитросплетения схоластических и софистических суждений, причудливые нормы

религиозно-этнического и авторитарного свойства, с помощью которых

предполагалось не допускать грядущего утверждения рыночных экономических

отношений демократических принципов общественного устройства.

Средневековый тип натурально-хозяйственных отношений, или феодализм,

зародился, как известно, в 3-8 вв. В ряде государств Востока и 5-9 вв. – в

странах Европы. И с самого начала вся полнота политической власти и

экономического могущества была в них достоянием светских и церковных

феодалов, которые как явно, так и не явно осуждали тенденции расширения

масштабов товарности экономики и ростовщичества.

В экономической литературе в числе наиболее значимых представителей

средневековой экономической мысли на Востоке, как правило, упоминается

видный идеолог арабских государств Ибн-Хальдун, а в Европе – лидер так

называемой поздней школы канонизма Фома Аквинский.

Ибн-Хальдун (1332-1406).

Его жизнь и творчество связаны с арабскими странами на севере Африки,

где в духе азиатского способа производства государство сохраняло за собой

права владения и распоряжения значительными земельными угодьями, сбора для

нужд казны обременительных налогов с доходов населения. Причем с тех пор,

как в начале 7 в. На землю снизошли «откровения Бога» и услышавший их

мекканский купец Мухаммед – первый проповедник Корана – возвестил

мусульманский мир о новой (исламской) религиозной идеологии, ослабить

«всесилие» антирыночных постулатов, казалось, ничто более не смогло бы.

Веру в незыблемость сословной дифференциации общества, т.е. в то, что

«Аллах дал преимущество одним людям перед другими», а также в богоугодность

бартерной по существу торговли, на всех этапах эволюции общества от

«примитивности» до «цивилизации» попытался укрепить в душах всех

правоверных и Ибн-Хальдун, выдвинув с этой целью концепцию некой

«социальной физики». Вместе с тем последняя не лишена отдельных

поучительных идей и историко-экономических обобщений, таких, например, как

необходимость возвышенного отношения к труду, порицание скупости, жадности

и расточительства, понимание объективного характера прогрессивных

структурных изменений в сферах экономики, благодаря которым к давним

хозяйственным заботам людей в земледелии и скотоводстве прибавились

сравнительно новые занятия в ремесленном производстве и торговле.

Переход к цивилизации и соответственно избыточному производству

материальных благ, позволит, по мнению Ибн-Хальдуна,

многократно приумножить национальное богатство, и со временем каждый

человек сможет обрести больший достаток вплоть до предметов роскоши, но при

этом никогда не наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и не

исчезнет деление общества на «слои» (сословия) по имущественному признаку и

принципу «предводительства».

Развивая тезис о проблеме достатка и недостатка в обществе материальных

благ, мыслитель указывает на ее обусловленность, прежде всего размерами

городов, точнее, степенью их заселенности и делает следующие выводы:

С ростом города растет достаток в «необходимом» и «лишенном

необходимости», приводя к снижению цен на первое и росту цен на второе и

свидетельствуя одновременно о процветании города;

Малочисленность населения города является причиной дефицита и

дороговизны всех необходимых его населению материальных благ;

Расцвет города (как и общества в целом) реален в условиях снижающихся

размеров налогов, включая пошлины и поборы правителей на городских рынках.

Фома Аквинский (Аквинат) (1226-1274).

Этот итальянский монах доминиканского происхождения считается наиболее

авторитетной фигурой упоминавшейся выше школы канонистов на позднем этапе

ее развития. Ее воззрения в области социально-экономического устройства

общества существенно разнятся с положениями основателя канонизма, или, как

еще говорят, ранней школы канонистов, Августина Блаженного (353-430). При

этом на первый взгляд Аквинат, подобно Августину, опирается на те же

принципы религиозно-этического свойства, на основе которых школа на

протяжении ряда столетий трактовала «правила» хозяйственной жизни,

установления «справедливых цен» и достижения эквивалентного и

пропорционального обмена.

На самом же деле Ф. Аквинский, учитывая реалии своего времени,

изыскивает сравнительно новые «объяснения» социального неравенства в

условиях более дифференцированного, чем прежде, сословного деления

общества. В частности, в работе «Сумма теологии» он оперирует уже не

единичными, а массовыми проявлениями признаков утверждающих себя изо дня в

день масштабных товарно-денежных отношений в возросших числом и своим

могуществом городах. Иными словами, в отличие от ранних канонистов

прогрессирующий рост городского ремесленного производства, первых торговых

и ростовщических операций Ф. Аквинский не характеризует отныне как

исключительно греховные явления и не требует их запрещения.

С точки зрения методологических позиций внешне у автора «Суммы

теологии» почти нет расхождения с ранними канонистами. Однако если

последние придерживались принципа неоспоримой авторитарности текстов

священного писания и трудов церковных Аретиков, а также метода морально-

этического обоснования сути экономических категорий и явлений, то Ф.

Аквинский наряду с названными «инструментами» исследования активно

использует и так называемый принцип двойственности оценок, позволяющий

средствами софистики диаметрально изменить суть первоначальной трактовки

хозяйственного явления или экономической категории.

Вот почему «Сумма теологии» изобилует двойственными характеристиками и

схоластическими суждениями, к которым прибегает ее автор в поисках путей

примирения и компромисса по многим, Азалось бы, взаимоисключающим

теоретическим положениям. Сказанное очевидно из следующих трактовок,

которые в современной экономической литературе относят к экономическим

воззрениям раннего либо позднего канонизма:

Таблица

|Ранние канонисты |Поздние канонисты |

|(святой Августин) |(Аквинат) |

| |

|Разделение труда |

| | |

|Умственный и физический виды труда |Деление людей по профессиям и |

|равноценны и не должны влиять на |сословиям обусловлено божественным |

|положение человека в обществе. |провидением и склонностями людей. |

| |

|Богатство |

| | |

|Труд людей создает богатство в виде |Золото и серебро рассматриваются как|

|материальных благ, включая золото и |источник приумножения частной |

|серебро. Нетрудовое накопление |собственности и «умеренного |

|последних («искусственного |богатства». |

|богатство») является грехом | |

| |

|Обмен |

| | |

|Обмен осуществляется по принципу |Обмен как субъективный процесс не |

|пропорциональности и является актом |всегда обеспечивает равенство |

|свободного волеизъявления людей. |извлекаемой пользы, поскольку в |

| |результате этого акта случается, что|

| |вещь «поступает на пользу одному в |

| |ущерб другому». |

Продолжение таблицы

| |

|Справедливая цена |

| | |

|Ценность товара должна |Затратный принцип установления |

|устанавливаться в соответствии с |«справедливой цены» считается не |

|трудовыми и материальными затратами |точным, так как он может не |

|в процессе его производства по |доставить продавцу соответствующего |

|принципу «справедливой цены». |его положению в обществе количества |

| |денег и нанести ущерб. |

| |

|Деньги |

| | |

|Деньги являются искусственным |Ценность денег (монет) на внутреннем|

|изобретением людей и необходимым для|рынке должна устанавливаться не по |

|облегчения и ускорения меновых |весу содержащихся в нем металлов, а |

|операций на рынке благодаря |по усмотрению государства. |

|«внутренней ценности» монеты. | |

Продолжение таблицы

| |

|Торговая прибыль и ростовщический процент |

|Торговая прибыль и ростовщический |Крупные доходы купцов и ростовщиков |

|процент, извлекаемые из крупных |лишь тогда допустимы, когда они |

|торговых и ссудных операций, |извлекаются трудом, связаны с |

|превращаются в самоцель и потому |транспортными и прочими издержками, |

|должны расцениваться как не |а также риском, имеющим место в |

|богоугодные и грешные явления. |благопристойной деятельности. |

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Левита Р.Я. История экономических учений: Полный курс в кратком

изложении. – М.:ИНФРА-М, 2001.-224 с.

2 Ядгаров Я.С. История экономических учений. М. Инфра-,1997.

3 История экономических учений. М.: Изд-во МГУ, 1994.

© 2010