На главную

Международные стандарты финансовой отчетности


Международные стандарты финансовой отчетности

|ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ |

|Кафедра фундаментальных и общепрофессиональных дисциплин |

|Курсовая работа |

|Международные стандарты финансовой отчетности |

|Слушатель группы № 26 Бальчевская М.А. |

|Руководитель: __________________________ |

| |

|Москва – 2003 г. |

Содержание

Введение 3

Глава 1. Международные правила бухгалтерского учета 4

Глава 2. Основные различия международных стандартов и их причины 8

Международные различия учета 9

Причины сохранения различий 11

Глава 3. Национальные проблемы GAAP (Generally Accepted Accounting

Principles) 14

Глава 4. Академическое исследование аспектов международных правил учета

16

Глава 5. Политические аспекты 17

Глава 6. Реформа бухгалтерского учета в России 18

Этапы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными

стандартами финансовой отчетности 18

Проблемы и недостатки процедуры перехода на МСФО 23

Заключение 26

Список литературы 28

Введение

Переход на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой

отчетности - одно из условий поддержки предприятий и организаций со стороны

государственных структур, в том числе налоговых. Начиная с начала 90-х гг.

в процессе перехода от централизованно планируемого хозяйства к рыночной

экономике в нашей стране произошли коренные преобразования. Изменения не

могли не затронуть такие важнейшие элементы управления как учёт, финансовый

контроль и анализ. Поскольку учёт в командно-административной системе

выполняет принципиально другие функции, нежели в условиях рыночной

экономики, то встала проблема реформирования учёта в соответствии с

общепринятой во всём мире практикой. Это необходимо для того, чтобы наши

предприятия, выходящие на международные рынки, были их полноправными

участниками, а стандарты бухгалтерского учёта объективно отражали

деятельность и имущественное положение компаний. А у международного рынка

свои требования к потенциальным получателям кредитов, да и вообще к

партнерам. Дело здесь хотят иметь с рентабельными, платежеспособными

предприятиями. Убедиться же в том, что они таковыми являются, инвестор или

кредитор может, лишь прочитав основные бухгалтерские документы, которые до

последних лет в России были весьма специфическими и непонятными для

иностранцев. У нас, например, отсутствовали такие сугубо рыночные

экономические категории, как нематериальные активы, уставный и добавочный

капитал, резервы, распределение дебитно-кредитной задолженности на

краткосрочную и долгосрочную и т.д.

В России, в условиях повышенных рисков, признание международных

стандартов финансовой отчётности будет важным шагом для привлечения

иностранных инвестиций. Ведь, например, по словам аналитика банка “Морган

Стэнли” (Morgan Stanley) Д.-П. Смита иностранные инвесторы “не готовы

всерьёз придти на российский рынок, до тех пор, пока не будут сделаны

улучшения в области корпоративной прозрачности”. Переход на международную

практику учёта существенно облегчит взаимоотношения с иностранными

инвесторами, будет способствовать увеличению числа совместных проектов.

Необходимо подчеркнуть, что приведение системы учёта в соответствии с

международными стандартами не является только российской проблемой; процесс

гармонизации и стандартизации системы бухучёта носит глобальный характер.

Например, в рамках ЕС эта работа осуществляется уже около 40 лет.

Процесс унификации бухучёта напрямую связан с фундаментальными

изменениями в мировой экономике в результате международной интеграции и

интернационализации хозяйственной деятельности (сейчас на долю

внутрифирменных поставок приходится около 1/3 международного

товарооборота). Международная стандартизация учёта в полной мере отвечает

интересам транснациональных компаний. По данным ООН в настоящее время в

мире действуют около 37 тысяч ТНК и 170 тысяч их зарубежных филиалов и

дочерних компаний, а объём зарубежного производства ТНК составляет 5,5 трл.

долларов. Поэтому, например, необходимость анализа и модификации отчётов

дочерних компаний при составлении консолидированной отчётности в таких

масштабах требует значительных затрат и не может удовлетворять корпорации.

В последнее время с учётом широкого внедрения современных

коммуникационных технологий требования к единообразному толкованию

финансовой отчётности компаний возросли ещё больше. Инвестирование всё в

большей степени осуществляется в реальном времени через всемирную

электронную сеть, а это ещё один серьёзный довод в пользу унификации

учётных стандартов. Уже в самом ближайшем будущем ведение бизнеса на

международном уровне будет невозможно без использования единых учётных

нормативов, применимых вне зависимости от страны. Международные стандарты

финансовой отчётности (МСФО), которые разрабатываются Комитетом по

международным стандартам финансовой отчётности (КМСФО), признаны во всём

мире как эффективный инструментарий для предоставления прозрачной и

понятной информации о деятельности компаний.

Очевидно, что переход на МСФО не должен быть самоцелью. Ведь в

действительности ни одна промышленно развитая страна в мире не использует

МСФО полностью как национальные стандарты. Как правило, схожи общие

принципы национального учёта и МСФО, однако зачастую системы учёта имеют

значительные отличия. Например, в 1996 г. в результате сравнительного

анализа международных стандартов и US GAAP, проведённого Советом по

стандартам финансовой отчётности США (FASB), выявлено, по меньшей мере, 255

различий между этими системами, начиная от интерпретации некоторых

принципов до принципиальных отличий в подходе к анализу. Поэтому МСФО

следует рассматривать как отправную точку реформы и искать такие пути для

адаптации международных стандартов к российской специфике, которые бы

обеспечили общую сопоставимость финансовой отчётности российских и западных

компаний.

Международные правила бухгалтерского учета

Основные принципы, предъявляемые к бухучету, - это его существенность

(по-другому прозрачность), непротиворечивость, непрерывность, приоритет

содержания над формой и принцип начисления. Последний - новый и довольно

непривычный для российских бухгалтеров, но обязательный для формирования

данных финансовой отчетности предприятия. Реакция на введение принципа

начисления неоднозначна. Однако говорить о преждевременности или неудобстве

этого нововведения некорректно. Почему в бухучете необходимо относить

расчет доходов и расходов, а также затрат к тому периоду, когда они

формируются, когда на них возникает право или обязательство вне зависимости

от фактического перечисления денежных средств? Потому что, не зафиксировав

такие данные, невозможно рассчитать, к примеру, ту массу прибыли, которая к

дальнейшем пойдет на выплату дивидендов. Эти данные бухучета используются

для определения рентабельности и ликвидности, при необходимости сделать

заключение о платежеспособности предприятия. Если же говорить о сугубо

фискальной стороне его деятельности, то есть о его обязан нести но уплате

налогов в государственный и местные бюджеты, то тут, помимо требований

бухучета, вступают в силу правила налогообложения. А они предполагают, в

частности, что формирование налогооблагаемой базы по прибыли, для

исчисления НДС и т. д. может устанавливаться для предприятия и по кассовому

методу, то есть по мере поступления денег на расчетный счет в банке. Веч

принципа начисления в бухучете невозможно определить истинную картину

состояния дел на предприятии, в организации, что очень важно прежде всего

для их потенциальных партнеров.

Комитет по международным правилам учета (International Accounting

Standard Committee, IASC) был создан в 1973 г. ассоциациями

профессиональных бухгалтеров Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии,

Мексики, Нидерландов, Объединенного королевства и Ирландии, а также США. и

выпустил с тех пор 32 Международных правила учета (International Accounting

Standards, IAS) – см. табл. 1. Комитет, по крайней мере в первые десять лет

существования, пребывал в относительной тени (хотя и в довольно

экзотических местах), и процесс выработки международных правил учета

воспринимался, скорее, как интеллектуальная забава, чем как средство

достижения большей сопоставимости финансовых отчетов компаний разных стран.

Очень немногие из главных мировых финансовых рынков формально признали

международные правила учета, и у IASC не было возможности требовать, чтобы

компании принимали их правила. На первых порах главной заботой IASC было

конструирование международных правил, которые были бы совместимы с реально

существующим многообразием правил учета. В итоге получилось так, что эти

международные правила стали позволять самые разные толкования, так что

национальные правила учета оказались близки к тем или иным вариантам

международных.

Деятельность IASC направляется Советом из представителей 13 стран и 4

организаций. Задачи IASC определены в его Уставе следующим образом:

- формулировать и издавать в государственных интересах стандарты учета,

подлежащие применению при составлении и представлении финансовой

отчетности, стимулировать их принятие во всем мире и наблюдать за их

внедрением;

- работать для совершенствования и гармонизации бухгалтерских

инструкций, стандартов и процедур, относящихся к представлению

финансовой отчетности».

IASC имеет полную автономию по отношению к Международной федерации

бухгалтеров в части разработки и издания Международных стандартов учета.

Члены IASC согласны решать его задачи, выполняя следующие обязательства:

- «поддерживать работу IASC, публикуя в своих странах каждый

Международный стандарт учета, одобренный к изданию Советом IASC;

- способствовать тому, чтобы публикуемая финансовая отчетность

соответствовала Международным стандартам учета по всем материальным

аспектам и раскрывала факт такого соответствия;

- убеждать правительства и органы по разработке национальных

стандартов в том, что публикуемая финансовая отчетность должна

соответствовать Международным стандартам учета во всех материальных

аспектах;

- убеждать контролирующие органы рынков ценных бумаг и деловое

сообщество в том, что публикуемая финансовая отчетность должна

соответствовать Международным стандартам учета и отражать различные

стороны экономической деятельности;

- гарантировать аудиторам возможность убедиться в том, что публикуемая

финансовая отчетность соответствует Международным стандартам учета

по всем материальным аспектам;

- способствовать принятию в отдельных странах Международных стандартов

учета, их изучению и внедрению».

Но IASC сумел обрести новую жизнь. Часть новой терминологии,

стремление к гармонизации просочились в дебаты о международных правилах,

отражая не только чуть заметное изменение процесса, но и усилия сделать

предлагаемые международные правила более приемлемыми для стран-участниц.

Возрождению интереса к международным правилам учета способствовала

конкуренция между национальными фондовыми биржами за новые акции, а также

выраженное отличие режимов регулирования на рынках капитала США и других

стран. Главные фондовые биржи ориентированы на прибыль; их рост и

прибыльность зависят от привлечения новых акций, и биржи осознают, что

фирмы готовы платить входную плату за доступ на многие, прежде всего

американский, рынки, а платой является принятие правил раскрытия

информации. Надежная система международных правил учета может улучшить

позиции бирж в отношениях с регулирующими органами, и несколько фондовых

рынков, включая Нью-Йоркскую фондовую биржу, недавно начали оказывать

разнообразную помощь IASC.

В 1987 г. IASC приступил к новому проекту, нацеленному на ужесточение

международных правил учета, и в 1993 г. опубликовал 10 новых стандартов.

Что еще более важно, IASC изменил отношение к национальным правилам. До

этого предполагалось, что страны-участницы будут делать национальные

правила совместимыми с международными. Теперь IASC стремится к разработке

международных правил, которые могли бы заменить национальные. В 1995 г.

Международная организация уполномоченных по ценным бумагам (International

Organization of Security Commissioners, IOSCO), филиал регулирующих

органов, под контролем которых находятся главные рынки капитала, и IASC

договорились к 1999 г. разработать «основу» правил учета, которая могла бы

быть принята всеми странами, по крайней мере для иностранных эмитентов.

IASC также заявил, что намерен предоставлять помощь в применении

международных правил учета, чтобы достичь большей однородности в разных

странах.

В определенных областях IASC добился приемлемого успеха. Несколько

стран (например, Малайзия и Пакистан) приняли существующие международные

правила учета целиком, и этот вариант, кажется, привлекает страны (вроде

стран Восточной Европы), в которых только формируется рынок капитала и еще

не существует развитых национальных правил учета и отчетности. Другие

страны приняли определенные части международных правил для замены или

развития национальных. Некоторые национальные фондовые рынки, и особенно

заметно Лондонский, разрешили доступ иностранным фирмам, предоставляющим

финансовые отчеты на основе международных правил, и более 200 компаний (в

основном из Канады, Франции и Швейцарии) представили дополнительные отчеты,

совместимые с международными правилами. Американская комиссия по ценным

бумагам и биржам разрешила иностранным компаниям следовать международным

правилам учета, таким как отчет о движении денежных средств (IAS 7), отчет

об использовании иностранных валют (IAS 21), отчет о слиянии компаний (IAS

22), учет воздействия инфляции (IAS 29).

Были определенные попытки сузить разнообразие правил учета в рамках

Европейского союза, преимущественно те, что затронуты в директивах 4 и 7.

Но эти директивы постигла обычная для Евросоюза судьба: эффекта они пока

что не дали. Более того, поскольку входящие в Евросоюз страны приняли

решение признавать правила учета всех других стран-участниц, особых

стимулов к унификации просто нет. Дальнейшее сближение правил не является

приоритетной задачей, и хотя структура, отвечающая за унификацию правил

учета и отчетности, была создана в 1990 г., никаких предложений или решений

пока не появилось.

Перечень международных правил учета (International Accounting Standards,

IAS)

Таблица 1.

|№ |Наименование |Дата вступления |

| | |в силу |

|1 |Описание методов учета |01 января 1975 |

| | |г. |

|2 |Оценка и отражение в учете |01 марта 1976 г,|

| |материально-производственных запасов по | |

| |фактической себестоимости | |

|3 |Консолидированная финансовая отчетность |июнь 1970 г. |

| |(заменена международным стандартом учета 27) | |

|4 |Учет амортизационных отчислений |01 января 1977 |

| | |г. |

|5 |Информация, подлежащая отражению в финансовой |01 января 1977 |

| |отчетности |г. |

|6 |Учет воздействия изменяющихся цен (заменен |июнь 1977 г. |

| |международным стандартом учета 15 «Информация, | |

| |отражающая влияние цен») | |

|7 |Отчет об изменениях в финансовом положении |01 января 1979г.|

|8 |Необычные статьи, статьи предшествующих лет и |01 января 1979 |

| |изменения в методах учета |г. |

|9 |Учет научно-исследовательских и опытно - |01 января 1980 |

| |конструкторcких работ |г. |

|10 |Непредвиденные статьи и статьи, возникающие после|01 января 1980 |

| |даты составления баланса |г. |

|11 |Учет контрактов на строительные работы |01 января 1980 |

| | |г. |

|12 |Учет налогов по доходам |01 января 1981 |

| | |г. |

|13 |Отражение оборотных активов и краткосрочных | |

| |обязательств | |

|14 |Финансовая отчетность сегментов |01 января 1983 |

| | |г. |

|15 |Информация, отражающая влияние изменения цен |01 января 1983 |

| | |г. |

|16 |Учет реальных внеоборотных активов |01 января 1989 |

| | |г. |

|17 |Учет в условиях аренды |01 января 1984 |

| | |г. |

|18 |Регистрация доходов |01 января 1987 |

| | |г. |

|19 |Учет пенсионных выплат в финансовой отчетности |01 января 1985 |

| |работодателей |г. |

|20 |Учет правительственных субсидий и отражение |01 января 1984 |

| |информации о правительственной помощи |г. |

|21 |Учет влияния изменений валютных курсов |01 января 1985 |

| | |г. |

|22 |Учет слияния компаний |01 января 1985 |

| | |г. |

|23 |Капитализация затрат по использованию заемных |01 января 1986 |

| |средств |г. |

|24 |Отражение информации об участниках, с которыми |01 января 1986 |

| |имеются деловые отношения |г. |

|25 |Учет инвестиций |01 января 1987 |

| | |г. |

|26 |Учет и отчетность по пенсионным фондам |01 января 1988 |

| | |г. |

|27 |Консолидированная финансовая отчетность и учет |01 января 1998 |

| |инвестиций в дочерние компании |г. |

|28 |Учет инвестиций в компанию партнера |01 января 1980 |

| | |г. |

|29 |Финансовая отчетность в условиях |01 января 1990 |

| |гиперинфляционной экономики |г. |

|30 |Отражение информации в финансовой отчетности |01 января 1991 |

| |банков и аналогичных организаций |г. |

|31 |Финансовая отчетность о доходах в совместных |01 января 1992 |

| |предприятиях |г. |

Основные различия международных стандартов и их причины

Существуют международные различия и в правилах учета для внутренних

потребностей (для информирования собственных менеджеров), но по двум

причинам эти различия привлекают меньшее внимание. Во-первых, незнание —

благо: внутренняя отчетность не попадается на глаза инвесторам и не

привлекает внимания. Во-вторых, фирмы имеют известную свободу выбора

относительно форм внутренней отчетности, чего нельзя сказать о внешней. С

внутренней отчетностью можно экспериментировать, выбирая правила, которые

кажутся более удобными (так же, как в случае выбора технологических

процессов), и при этом не нужно убеждать контрольные органы в разумности

своего выбора. Но внешняя отчетность всецело находится под контролем, что

замедляет процесс международного сближения правил учета и отчетности.

Международные различия учета

Различия бывают мелкие, а бывают довольно существенные. Начнем с

мелких, которые бросаются в глаза даже при внимательном просмотре

финансовых отчетов из разных стран. Даже в странах одного языка

(англоязычных, например) используется разная терминология: продажи (sales)

в США и оборот (turnover) в Великобритании; удержанный доход (retained

earning) в США и нераспределенная прибыль (undistributed profits) в

Великобритании; сводный финансовый отчет (consolidated accounts) в США и

совместный отчет (group accounts) в Великобритании. Формы представления

отчета различны даже в странах, использующих единые правила учета. В США,

например, активы располагаются на левой стороне балансовой ведомости и

приводятся в порядке убывающей ликвидности, так что вверху даются сведения

по текущим активам. В Великобритании активы располагаются на правой стороне

и приводятся по мере возрастания ликвидности, так что вверху оказываются

постоянные активы. В некоторых странах (например, Бельгии, Франции, Италии

и Германии) акционеры получают только два финансовых отчета (отчет о

доходах и расходах и балансовый отчет). А в тех странах, где они получают и

третий отчет (об изменении финансового положения), в него включаются только

источники и использование оборотного капитала, но нет сведений об

источниках и использовании денежных средств.

Если бы все различия ограничивались терминологией и формой отчетов,

разработать всеобщие правила было бы нетрудно. Но существуют серьезные

различия в трактовке видов экономической деятельности (таких как слияния,

пенсии, аренда оборудования и изменение ценности финансовых инструментов),

и эти различия отражают несовпадение общих подходов и принципов, на которых

строятся правила учета в разных странах. В табл. 1 и 3 приводятся примеры

противоположности общих подходов и принципов. Когда принципы, на которых

строятся правила учета в одной стране, прилагают к конкретной сделке,

результатом может оказаться процедура учета, противоречащая правилам учета

в другой стране. Превосходным примером являются многократно обруганные

германские тайные, или скрытые, резервы. На учет в Германии сильно влияет

стремление защитить кредиторов, и подоходный налог там рассчитывается

преимущественно по данным, показываемым в финансовых отчетах, так что

существует сильное правовое и экономическое давление в пользу того, чтобы

давать в отчетах консервативную оценку доходов и активов. Правила учета в

Германии, соответственно, требуют создания резервов на случай всех

возможных потерь. Поскольку можно вообразить что угодно, менеджеры обладают

завидной свободой при определении необходимых резервов. Возможность не

показывать в отчетах движение средств в эти резервы и обратно не позволяет

внешним аналитикам определить, в какой степени влияет на доход движение

средств в резервы и обратно, или, более красочно, какая часть отчетной

прибыли была создана на заводе, а какая — в отделе учета. Парадоксально то,

что этот внешне консервативный подход может быть использован для увеличения

дохода, поскольку некоторые расходы можно осуществлять (и не показывать в

отчете) за счет резервов, а не дохода. Такая практика открыто запрещена в

других странах (таких как США и Великобритания), где резервы можно

создавать только на случай определенных законом вероятных потерь и где

движение средств в/из резервных фондов должно быть отражено в финансовом

отчете. В табл. 2 приводятся данные из американского досье компании Daimler

Benz, которые демонстрируют, какие поразительные суммы могут скрываться в

резервных фондах.

Различия общих принципов учета

Таблица 2.

| |С одной стороны |С другой стороны |

|Главная цель|Снабдить информацией |Защита кредиторов, защита |

|финансовых |акционеров (например, в США|от сообщения информации, |

|отчетов |и Великобритании). |которая может повредить |

| | |конкурентоспособности |

| | |компании (например, в |

| | |Германии и Японии). |

|Требования |Очень точные и детальные |Только общие принципы, что |

|правил учета|инструкции (например, в |во многих случаях дает |

| |США). |менеджерам возможность |

| | |произвольных решений |

| | |(например, в Германии и |

| | |Японии). |

|Содержание |Правила определяют все до |Отсутствуют правила для |

|правил учета|мелочей, включая, например,|некоторых важных видов |

| |руководство по учету |деятельности (например, |

| |издержек на модификацию |медицинские пособия для |

| |компьютерных программ, |пенсионеров в Канаде, |

| |чтобы решить проблему 2000 |Германии и Нидерландах). |

| |года (США). | |

|Связь с |Правила составления |Подоходный налог |

|законом о |налоговых и финансовых |рассчитывается по данным |

|подоходном |отчетов настолько различны,|финансовых отчетов |

|налоге |что существуют два варианта|(Германия, Франция и |

| |учета (в Австралии, Канаде,|Великобритания). |

| |США и Нидерландах). | |

|Частота |Ежеквартально (США, Канада,|Раз в полгода |

|отчетов |Мексика и Израиль). |(Великобритания, Франция, |

| | |Нидерланды, Германия и |

| | |Япония). |

|Раскрытие |Множество примечаний и |Агрегирование классов |

|деталей |рекомендаций: о выборе и |активов и пассивов, мало |

|учета |применении методов учета, |примечаний, в лучшем случае|

|(прозрачност|технике оценок, трансферте |загадочные комментарии о |

|ь) |в/из резервов и т.п. |том, как применять правила |

| |(Австралия, Новая Зеландия,|учета, как отражать |

| |США, Канада и |движение в/из резервов |

| |Великобритания). |(Франция, Япония, Германия,|

| | |Швейцария). |

|Отнесение на|Чистая прибыль — |Нет чистой прибыли — |

|счет |практически все начисления,|некоторые начисления, в том|

|собственного|в том числе накопленный |числе возникшие в |

|капитала |эффект от изменения правил |предыдущий период из-за |

| |учета, должны быть отражены|изменения методов учета, |

| |в отчете о доходах и |могут быть непосредственно |

| |расходах (США и, с большим |отнесены на |

| |числом исключений, |нераспределенную прибыль |

| |Великобритания). |(Германия). |

Хотя об основополагающих принципах учета часто говорят так, как если

бы одна точка зрения была явно выше всех других, дело не так просто.

Например, как велика должна быть свобода менеджера при выборе метода учета

в конкретных случаях? Ограничение свободы предпочитают те, кто склонны с

подозрением относиться к менеджерам; за расширение свободы выступают те,

кто хочет наделить их способностью сообщать частную информацию рынку

капитала. Правительственные и квазиправительственные регулирующие органы

обычно поддерживают первую установку; члены таких саморегулирующихся

организаций, как ассоциации менеджеров, более привержены ко второй

установке.

В силу политизированности дебатов об относительных достоинствах

правил учета в разных странах различие принципиальных подходов часто

преувеличивается. Возьмите вопрос об особенностях правил учета в разных

странах, или, скажем иначе, сколь велика свобода руководства, когда

решается вопрос о применении правил учета к какому-либо событию или сделке.

Во всех странах правила учета разрешают руководству некоторый простор, и

США здесь не исключение. Такие американские компании, как General Electric,

учетная политика которых пользуется заслуженным восхищением, столь долго

следовали консервативным принципам учета, что разве что их имя не имеет

тайных резервов. Более того, несмотря на все примечания и рекомендации,

есть масса приемов, скрывающих перевод средств в резервные фонды и обратно.

Причины сохранения различий

Финансовые отчеты есть важный инструмент информирования и контроля и

должны решать проблемы больших компаний, порождаемые разделением

собственности и управления. Иначе говоря, учет — это часть системы

управления корпорацией, цель которой — побуждать менеджеров действовать в

интересах собственника фирмы. В каждой стране правила учета следует

оценивать в контексте других используемых здесь систем информации и

управления.

Системы управления корпорациями сильно различаются в разных странах.

Эти различия отражают несовпадение правовых систем, роли рынков капитала,

роли правительства на рынках капитала и других рынках, а также традиции и

культуры. Система учета, которая вполне разумна в одних условиях, не

обязательно будет хороша в других. Крупные банки, например, являются

важными акционерами для больших компаний в Германии, имеют своих

представителей в советах директоров и доступ к данным внутреннего учета.

Менеджеры германских компаний получают поощрение непосредственно от

представителей таких акционеров, а не в соответствии с курсом акций на

рынке. В такой ситуации не удивительно, что финансовые отчеты менее

информативны, чем в странах, где поставщики капитала не представлены в

совете директоров. Возьмем другой пример. В Японии keiretsu — это группа

фирм, владеющих значительными пакетами акций друг друга, а кроме того,

связанных как поставщики и потребители. Взаимосвязь этих фирм не вполне

аналогична знакомой нам по США и Великобритании структуре материнской

компании, контролирующей свои филиалы. В Японии принято, что эти фирмы

крайне редко производят консолидированные отчеты, тогда как в

Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии, где обычны отношения

«материнская компания—филиал», такие отчеты являются нормой.

Различие принципов учета в разных странах

Таблица 3.

|Событие или |Альтернативные подходы |

|трансакция | |

|Переоценка |Разрешена (Австралия, Гонконг, Индия, |

|активов |Великобритания). Разрешена при определенных |

| |обстоятельствах (Франция, Италия, Швеция). Не |

| |разрешена (Канада, Германия, Япония, США). |

|Отчет об |Сообщает об источниках и использовании средств |

|источниках и |(США, Великобритания, Израиль, Корея). Сообщает об |

|использовании |источниках и использовании оборотных средств |

|средств |(Мексика, Швеция, Сингапур). Не представляется |

| |(Франция, Германия, Нидерланды, Швейцария). |

|Учет воздействия |Требуется (Аргентина, Бразилия, Израиль, Мексика). |

|инфляции |Допускается в примечаниях (Великобритания, |

| |Австралия, Нидерланды, США). Не требуется (Канада, |

| |Индонезия, Япония, Германия, Корея). |

|Нематериальные |Начисляют и списывают на счет собственного капитала|

|активы |(Италия, Сингапур, Южная Африка, Великобритания). |

| |Начисляют и списывают через отчет о доходах и |

| |расходах (Австралия, Канада, Франция, США). |

|Расходы на |Расходы (США, Германия, Мексика). Капитализация |

|исследования и |(Аргентина, Корея, Норвегия, Нидерланды). |

|разработки |Раздельная капитализация расходов на исследования и|

| |на разработки (Великобритания, Канада, Дания, |

| |Израиль, Нигерия). Не выделяются (Китай, Ирландия).|

|Отраслевые и |Сбыт, прибыли и активы в отраслевом и |

|географические |географическом разрезе (Канада, Великобритания, |

|разрезы (Segment |Израиль, Италия, Сингапур). Сбыт в отраслевом и |

|Reporting) |географическом разрезе (Франция, Германия, Бельгия,|

| |Нидерланды). Сбыт и прибыль в отраслевом разрезе |

| |(Корея). Не выделяется (Индия, Индонезия, Норвегия,|

| |Швейцария). |

|Неэксплуатационна|Подлежит капитализации (Бельгия, Гонконг, Израиль, |

|я аренда |США). Капитализация возможна или допускается при |

| |очень определенных обстоятельствах (Дания, Швеция, |

| |Франция, Япония). Относится на издержки (Индия, |

| |Италия). |

|Прочие выплаты |Прибавляются к начисленным расходам (Индонезия, |

|пенсионерам |Нигерия, Великобритания, США). Выплачиваются |

| |наличными (Австралия, Германия, Гонконг, Япония). |

|Пенсионные схемы |Признаются не профинансированные обязательства |

| |(США, Мексика). Не профинансированные обязательства|

| |игнорируются (Канада, Германия, Нидерланды, |

| |Великобритания). Не установлено (Гонконг, Новая |

| |Зеландия, Бельгия). |

Еще один уровень сложности добавляется из-за того, что в каждой

стране выбор правил учета регулируется. Правила учета и процедуры

управления корпорациями отражают исход экономических и политических

процессов, а не просто результат адаптации к рынку. Более того, никто еще

не сформулировал экономических обоснований для регулирования правил учета.

Финансовые отчеты готовили и использовали задолго до того, как возникло

регулирование учета, и даже если не принимать в расчет расходы на

регулирование, никто еще не доказал, что оно улучшило качество отчетов.

Поскольку трудно определить, какие экономические проблемы должно было

разрешить регулирование учета и отчетности, нелегко понять, почему оно

принимает разные формы в различных странах.

Есть и более глубокий вопрос: почему так непохожи подходы к

управлению корпорациями в разных странах. От некоторых различий легко

отмахнуться, просто указав на несхожесть культуры, традиций или на роль

исторической случайности. Экономисты предпочитают ссылаться на роль

экзогенных факторов — правовую систему и роль прав собственности, например,

— хотя в конечном итоге даже эти факторы вполне эндогенны. В ходе дебатов о

международных правилах учета систему управления корпорациями в какой-либо

стране принимают как данность, хотя, если речь заходит о доступе к рынкам

капитала в других странах, различия в системах управления начинают

привлекать внимание.

Мы, похоже, уяснили, почему существуют различия правил учета, но

следует еще объяснить — почему в мире, где рынки, особенно рынки капитала,

делаются все более интегрированными, эти различия упорно сохраняются.

Возьмем другие трудно разрешимые международные различия: почему, например,

дорожное движение бывает право- или левосторонним? Гражданам Европы легко

договориться, что жизнь станет легче, если унифицировать дорожные правила,

но вопрос-то в том, какие правила мы выберем. Все получат выгоду от

унификации правил, но издержки лягут только на тех, кто будет изменять

систему дорожного движения и переделывать существующие автомобили. Решение

об изменении правил дорожного движения отличается от решения об изменении

правил учета по крайней мере тем, что нет никакого смысла протестовать

против новых правил движения, если не считать расходов на изменение. Можно

предположить, что останутся ли автомобили в какой-либо стране право- или

левосторонними, зависит только от исторических обстоятельств. Но правила

учета — и в этом их большое отличие — возникли в результате взаимодействия

политических и экономических сил, действовавших в определенном контексте, и

нельзя быть уверенным, что потребителям и производителям отчетов станет

лучше, если для стран с очень разными политическими и экономическими

обстоятельствами будут приняты единые правила учета. Поскольку учет есть

продукт развития экономических и политических систем, сближение правил

учета, скорее всего, должно не предшествовать, но следовать за сближением

этих систем. Более того, поскольку правила учета находятся под сильным

влиянием права и регулирования, сами по себе рыночные силы вряд ли

обеспечат их сближение.

Национальные проблемы GAAP (Generally Accepted Accounting

Principles)

Принято сопоставлять национальные правила учета с теми, что действуют

в США. Для американских экспертов такое поведение не есть форма ксенофобии.

Но из этой привычки не следует делать вывод, что правила учета в США выше

во всех или хоть в каком-то отношении. В таком подходе просто отражаются

политические и экономические реалии. Пока международные правила учета не

будут одобрены американской Комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC),

использующие их компании не получат доступа на американский рынок капитала.

Если компания Daimler Benz хочет, чтобы ее акции имели хождение на биржах

США, она должна подчиниться правилам и требованиям биржи, на которой будут

котироваться ее акции, а также множеству налагаемых SEC требований о

раскрытии информации, слегка смягченных — в виде уступки иностранным

эмитентам. В частности, SEC требует, чтобы компания либо готовила отчеты в

соответствии с Общепринятыми правилами бухгалтерского учета (Generally

Accepted Accounting Principles, GAAP), либо обеспечивала соответствие

отчетов, подготовленных согласно национальным требованиям GAAP (в случае

Daimler Benz — германским), требованиям GAAP США. Немногие компании

используют первую возможность, но даже подгонка отчетов под американский

стандарт обходится недешево. Заполненные иностранными эмитентами

подтверждения и согласования (Form 20F) вскрывают, согласно проведенному

SEC исследованию, существование важных различий даже в тех случаях, когда

иностранные правила принято считать близкими к действующим в США (например,

в Канаде и Великобритании). Да и характер различий предсказуем: с 70%-ной

вероятностью, например, величина чистой прибыли в отчете, подготовленном

для США, ниже, чем в национальном отчете. А для того чтобы акции компании

могли котироваться на конкурирующих с американскими фондовых рынках (в

Лондоне, Гонконге и Токио), достаточно, чтобы предоставляемый инвесторам

финансовый отчет, подготовленный компанией для домашних нужд, был переведен

на официальный язык биржи.

Пока фондовые рынки США остаются важной частью мирового рынка

капиталов, международные правила учета, не отвечающие американским

стандартам, будут бесполезны. Здесь, конечно, есть некая синхронность. Если

американская Комиссия по ценным бумагам будет и впредь упорно утверждать,

что только она одна идет в ногу, фондовые рынки США могут утратить свои

господствующие позиции. Именно эта перспектива тревожит ориентированных на

прибыль участников американского рынка капитала, в частности Нью-Йоркскую

фондовую биржу. Члены этой биржи понимают, что существует конкуренция

иностранных бирж за право котировать новые акции и, что еще важнее, есть

конкуренция за право торговать уже выпущенными бумагами. Только считанное

число компаний США с миллиардными оборотами не котируются на Нью-Йоркской

бирже, но сотни иностранных компаний такого же размаха здесь не

присутствуют. Прибыль фирм-участниц биржи, престиж и влиятельность самой

биржи, жалованье и привилегии руководства биржи будут если не усилены, то

по крайней мере сохранены в том случае, если большие иностранные компании

получат доступ на биржу. Кажется ясным, что если бы Нью-Йоркская биржа

могла свободно решать, она открыла бы доступ таким иностранным компаниям и

разрешила бы им подавать отчетность, не согласующуюся с действующими в США

правилами.

Стоящие перед IASС задачи грандиозны. Перечень тем, которые должны

быть охвачены основными правилами, включает такие щекотливые вопросы —

нематериальные активы, промежуточные отчеты, аренда, неденежное

вознаграждение, резервы и покрытие, — которые являются крайне

противоречивыми даже в рамках национальных правил. Несмотря на бурную

вспышку оптимизма, которая вылилась в обещание быстренько подготовить

вариант основных правил, есть признаки, что успеть к 1999 г. будет нелегко.

Нет объективных критериев для определения «лучших» способов отражать в

учете какие-либо события или трансакции. Что еще хуже, между странами-

участницами нет даже общего согласия об общих принципах подхода к этим

проблемам. Самый простой способ добиться согласия по поводу предлагаемых

правил — это сделать их настолько гибкими, чтобы могли вместиться все

национальные правила. Но когда правила некоторых стран оказываются просто

несовместимыми, для решения такой задачи нужна сверхъестественная

изворотливость. Легко предвидеть, что легче всего эта задача решается в тех

случаях, когда национальные правила особенно близки, а международные

достаточно гибки, чтобы охватить как можно больше национальных подходов.

Академическое исследование аспектов международных правил учета

Существует исследование различных аспектов международных правил

учета. Оно интересно само по себе, но непохоже, чтобы оно разрешило

фундаментальные вопросы, возникающие при выборе международных правил учета.

В конечном итоге речь идет о политическом решении, и здесь главным игроком

является американская Комиссия по ценным бумагам. Политики могут

избирательно использовать экономические аргументы и результаты исследований

для усиления своих позиций, но сама позиция отражает расклад политических,

а не экономических или логических факторов.

Одним из направлений исследования было сопоставление эффективности

фондового рынка США и других национальных рынков. SEC может помешать

иностранным компаниям, не использующим американские правила учета,

продавать свои акции в США, но она не в силах помешать американским

инвесторам покупать эти акции, неся более высокие трансакционные расходы,

либо через международные взаимные инвестиционные фонды, либо через

брокеров, размещающих заказы на иностранных рынках капитала. Некоторые

исследователи вопрошают: если иностранные фондовые рынки, правила учета на

которых предположительно уступают американским, столь же эффективны, как

рынок США, то чем повредит инвестору возможность купить эти акции в США,

тем более, что он может их купить за границей? Аргумент, конечно,

интересен, но SEC вряд ли примет его всерьез, так как считает своей главной

задачей защиту интересов неосведомленного инвестора и обеспечение «честной

игры» для всех участников рынка. Регулировщикам, взявшим на себя такую

ответственность, мало удовольствия знать, что рынок защищает инвесторов

тем, что при оценке ценных бумаг используется вся доступная информация.

Другим направлением исследований является попытка проранжировать

национальные правила учета по их относительной информативности, для чего

измеряется взаимосвязь между ценами акций и величиной отчетных показателей

в разных странах. Хотя полученные в результате этой работы ранги в целом

соответствуют представлениям большинства наблюдателей об относительной силе

и слабости различных правил учета (отчетные данные американских и

британских компаний считаются высокоинформативными, а германских и японских

— существенно менее информативными), возможное влияние этих исследований на

политические дебаты незначительно. Отчетная информация объясняет только

сравнительно небольшую часть колебаний цен на акции. Исследователи не

смогли найти подтверждения сильному влиянию поразительно разных правил

учета на цены акций, даже когда речь шла о фирмах, использующих одинаковые

правила учета.

Политические аспекты

Несмотря на растущую интеграцию мировых рынков капитала, сохраняются

существенные различия между правилами учета, определяющими форму и порядок

информирования акционеров, кредиторов и других участников рынка. В этой

статье рассматривается вопрос, почему в разных странах существуют разные

правила учета и почему они сохраняются. Американская Комиссия по ценным

бумагам и биржам (SEC) играет ключевую роль в попытках развить

международные правила учета, которые можно было бы использовать во всех

странах мира. Без благословения SEC ни одна фирма, желающая привлечь

капитал американского рынка, не может использовать составленные в

соответствии с международными правилами формы финансовой отчетности, если

те не удовлетворяют установленным SEC требованиям раскрытия информации.

Нынешняя позиция SEC такова, что правила международного учета приемлемы в

США только в той степени, в какой они приближаются к национальным

требованиям. Это серьезная угроза жизнеспособности международных правил

учета, так как многие крупные фирмы нуждаются в доступе на американский

рынок капитала. Положение самой Комиссии по ценным бумагам и биржам также

нелегко, потому что многие члены комиссии, в частности фондовые рынки и

институциональные инвесторы, могут многое выиграть, если будет упрощен

доступ на рынок США для фирм, акции которых в настоящее время там не могут

появиться. SEC потребуется немалое политическое искусство, чтобы облегчить

иностранным фирмам доступ на рынок США, ослабив требования к отчетности, и

одновременно умиротворить отечественные компании, которым придется по-

прежнему отчитываться в соответствии с требующими громоздкой работы

правилами.

Перед IASС стоят очень сложные проблемы. В политическом плане этот

комитет находится между молотом и наковальней. IASС разрабатывает правила

учета, которые могут быть использованы иностранными фирмами вместо своих

национальных правил. Это обещает возникновение двухэтажного режима

отчетности, что грозит существенным недовольством в таких странах, как США,

где и отечественные-то правила воспринимаются как чрезмерно

обременительные. SEC уже определенно высказалась в том смысле, что

международные правила учета, серьезно отступающие от базовых принципов и

особенностей американских, не будут приняты. В этом отношении SEC

пользуется мощной поддержкой Совета по правилам финансового учета

(Financial Accounting Standard Board, FASB), поскольку распространение

международных правил может подорвать уважение к тем, которые поддерживаются

FASB.

В своем противостоянии двухэтажному решению вопроса американская SEC

опасно приблизилась к признанию того, что король-то голый. SEC утверждает,

что если иностранным фирмам будет позволено использовать правила учета,

которые воспринимаются как более дешевые или менее сковывающие, чем

американские, начнется обвал. Если SEC не пойдет на смягчение американских

правил, то — утверждается далее — американские фирмы легализуют себя под

иностранным флагом и появятся на американском рынке капитала с отчетами,

отвечающими международным правилам. Эта логика слегка отдает примитивизмом,

поскольку игнорирует тот факт, что если американские правила учета

действительно совершеннее (с учетом более высоких расходов), тогда фирмы,

переключившиеся на предположительно менее качественные международные

правила учета, столкнутся с падением цен на их акции из-за неизбежного в

такой ситуации повышения их расходов на привлечение капитала. Всякий, кто

знаком с экономической, политической и эмоциональной суетой вокруг проекта

единой европейской валюты, легко оценит препятствия к прогрессу в деле

выработки общепринятых международных правил учета, особенно если примет во

внимание отсутствие согласия по вопросу, что же есть прогресс.

Реформа бухгалтерского учета в России

Этапы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с

международными стандартами финансовой отчетности

Реформа бухгалтерского учёта невозможна без серьёзных корректив в

законодательстве, прежде всего в налоговом и гражданском. Наш бухгалтерский

учёт традиционно ориентирован на налоговое законодательство и возникает

проблема необходимости ведения учёта одновременно для налоговых органов и

для целей финансового рынка, не говоря о том, что из-за несовершенства

нашего налогового законодательства практически все предприятия ведут так

называемую “чёрную” бухгалтерию. Так, в результате анализа Гильдии

финансовых аналитиков России выяснилось, что если принять за 100 % сумму

средств, остающихся у предприятия после покрытия всех операционных

расходов, то оно должно уплатить налогов на 124 %. Если говорить о налоге

на прибыль, то для всех очевидна некорректность налогооблагаемой базы для

него, и предприятия, ведущие учёт одновременно по нашей и западной системе,

обнаруживают, что налог на прибыль часто берётся с убытков предприятия. Это

лишний раз доказывает, что реформирование системы бухгалтерского учёта

должно осуществляться в комплексе с соответствующими изменениями в смежных

отраслях законодательства.

26 декабря 1997 года Методологическим советом по бухгалтерскому

учету при Министерстве финансов РФ и Президентским советом Института

профессиональных бухгалтеров была одобрена Концепция бухгалтерского учета в

рыночной экономике России (далее - Концепция).

По-видимому, именно эту дату и следует считать официальной датой

начала перехода на международные стандарты бухгалтерского учета и

отчетности. Эту мысль подтверждает и то, что наибольшая активность Минфином

РФ в разработке и утверждении новых Положений по бухгалтерскому учету была

проявлена именно в течение 1998-1999 гг. За этот период были вновь

разработаны пять новых Положений - ПБУ 5/98, ПБУ 7/98, ПБУ 8/98, ПБУ 9/99 и

ПБУ 10/99. фактически в этот же срок попадает и ПБУ 6/97,разработанное в

1997 году, но, в связи с длительностью процесса регистрации в Минюсте РФ,

увидевшее свет только в начале 1998 года. Кроме того, с разной степенью

существенности были переработаны (с целью приближения к международным

стандартам) еще Два Положения - ПБУ 1/98, и ПБУ 4/98. Таким образом, из

общего числа действующих в настоящее время Положений по бухгалтерскому

учету не перерабатывались с момента утверждения только два -ПБУ 2/94, ПБУ

3/95. По нашим сведениям деятельность по их переработке в настоящее время

осуществляется достаточно активно и, уже в течение первого полугодия 2000

года можно ожидать появления переработанных текстов указанных ПБУ.

Прежде чем переходить к характеристике современного состояния

отечественного бухгалтерского учета и его соответствия международным

стандартам, необходимо несколько слов сказать о самой Концепции в свете

действующих законодательных и нормативных актов.

Во вводной части Концепции сказано, что концепция бухгалтерского

учета, существовавшая в условиях централизованно планируемой экономики,

была обусловлена общественным характером собственности и потребностями

государственного управления экономикой. Главным потребителем информации,

формирующейся в бухгалтерском учете, выступало государство в лице

отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовых

органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала

задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного

поведения хозяйствующих субъектов.

Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-

правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформации

концепции бухгалтерского учета. Новая концепция бухгалтерского учета и

разрабатываемые на ее основе правила и нормы постановки и ведения

бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами, равно как контроля за

достоверностью и надежностью финансовой информации, должны создать элементы

рыночной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятный климат для частного

инвестирования, в том числе иностранных инвестиций.

То есть уже во втором абзаце Концепции делается акцент на

необходимость ориентирования бухгалтерского учета на нужду инвесторов.

Далее в Концепции формулируются цели бухгалтерского учета, причем

отдельно определяется цель учета для внешних и для внутренних

пользователей. Цель бухгалтерского учета, которая считалась основной –

формирование достоверной информации для принятия управленческих решений -

определена, как цель для внутренних пользователей, а по расположению в

тексте можно сделать вывод, что она является второстепенной.

В пункте 3.3. Концепции приведен перечень заинтересованных

пользователей бухгалтерской отчетности: «Заинтересованными пользователями

могут быть реальные и потенциальные инвесторы, работники, заимодавцы,

поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и

общественность в целом».

Для сравнения, в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона о

бухгалтерском учете формирование полной и достоверной информации о

деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой

внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям,

учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также

внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской

отчетности.

То есть, положения Концепции в этой части противоречат Закону о

бухгалтерском учете - Концепция на первый план выводит необходимость

организации бухгалтерского учета в преимущественно в интересах внешних

пользователей, а конкретно -потенциальных инвесторов, а Закон о

бухгалтерском учете - в интересах внутренних пользователей - руководителей,

учредителей и собственников имущества. Заметим, что формулировка Закона о

бухгалтерском учете в Большей степени соответствует положениям статьи 2 ГК

РФ, в которой сформулировано понятие предпринимательской деятельности

-деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от

пользования имуществом, продажи .товаров, выполнения работ или оказания

услуг. То есть основным участником предпринимательской деятельности

являются юридические и физические лица, сформировавшие уставный капитал

организации и имеющие исключительные права на распределение полученной

прибыли. Инвесторы к таким лицам не относятся - в деятельности коммерческой

организации они участвуют только заемным капиталом (независимо от того,

предоставляется он в виде займов или в виде целевого финансирования), а

прибыль получают от использования авансированного капитала в части,

оговоренной соглашением с собственниками организации. В принятии

управленческих решений инвесторы могут принимать участие, но их влияние

редко может быть решающим (в том случае, если такие решения принимаются в

соответствии с действующим законодательством, а не исходя из краткосрочных

интересов части собственников)

Первые серьезные проблемы в применении разработанных Положений по

бухгалтерскому учету могут возникнуть уже в связи с составлением и

представлением отчетности за 1999 год. Так, ПБУ 7/98 и ПБУ 8/98 обязывают

организации отражать в отчетности оценку условных фактов хозяйственной

деятельности и событий, происшедших после отчетной даты. Однако, в

нормативных документах МНС РФ отсутствуют указания о корректировке данных

отчетности, представляемой в налоговые органы в виде налоговых деклараций с

учетом указанных фактов.

Справедливости ради, следует заметить, что пункт 2.4. Концепции

делает некоторые исключения для субъектов малого предпринимательства:

«Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования

юридического лица, филиалы и представительства иностранных организаций,

осуществляющие деятельность на территории Российской федерации, могут вести

учет лишь в целях налогообложения. Для субъектов малого предпринимательства

могут устанавливаться упрощенные формы реализации отдельных положений

Концепции...». Для прочих же адресантов бухгалтерской отчетности,

потребуются дополнительные разъяснения.

В развитие Концепции Правительством РФ от 06.03.98 № 283 утверждена

Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с

международными стандартами финансовой отчетности (далее - Программа).

В программе:

• сформулирована цель реформирования системы бухгалтерского учета

- приведение национальной системы бухгалтерского учета в

соответствие с требованиями рыночной экономики и международными

стандартами финансовой отчетности.

• определены задачи реформы:

• сформировать систему стандартов учета и отчетности,

обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую

очередь инвесторов;

• обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с

основными тенденциями гармонизации стандартов на международном

уровне;

• оказать методическую помощь организациям в понимании и

внедрении реформированной модели бухгалтерского учета;

• определены основные направления реформы:

• совершенствование нормативного правового регулирования;

• формирование нормативной базы (стандарты);

• методическое обеспечение (инструкции, методические указания,

комментарии);

• кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии,

подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского

учета);

• международное сотрудничество (вступление и активная работа в

международных организациях; взаимодействие с национальными

организациями, ответственными за разработку стандартов

бухгалтерского учета и регулирование соответствующей

деятельности).

В целях обеспечения поставленных задач предлагалось:

• подготовить необходимые изменения и дополнения в Федеральный

закон «О бухгалтерском учете", в том числе по вопросу проведения

аттестаций бухгалтеров, и иные нормативные правовые акты;

• в течение двух лет разработать и утвердить положения

(стандарты) по бухгалтерскому учету, включающие в себя основную

массу требований международных стандартов;

• пересмотреть первичные учетные документы, регистры

бухгалтерского учета и иные документы, относящиеся к

унифицированным системам бухгалтерской учетной и отчетной

документации;

• пересмотреть планы счетов бухгалтерского учета и инструкции

• по их применению, учитывая появление и особенности деятельности

финансовых институтов, особенности обращения ценных бумаг и иные

новые явления;

• ввести упрощенную систему бухгалтерского учета для субъектов

малого предпринимательства.

Во исполнение постановления Правительства РФ от 06.03.98 № 283 «Об

утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с

международными стандартами финансовой отчетности» распоряжением

Правительства РФ от 22.05.98 № 587- Р утвержден План внедрения положений

(стандартов) бухгалтерского учета в практику.

Результаты выполнения Плана внедрения положений бухгалтерского учета

Таблица 4.

|Наименование положений (стандартов) |Срок выполнения |Фактически |

| | |выполнено |

|Общие вопросы раскрытия информации |

|Бухгалтерская отчетность |III квартал 1998|ПБУ 4/98; |

| |г. |06.07.99 |

|Сводная бухгалтерская отчетность |I квартал 1999г.| |

|Прибыль на акцию |I квартал 1999 | |

| |г. | |

|Информация по сегментам |IV квартал 1998 | |

| |г. | |

|Информация о связанных сторонах |IV квартал 1998 | |

| |г. | |

|Прекращенные операции |IV квартал 1999 | |

| |г. | |

|Учетная политика организации |IV квартал 1998 |ПБУ 1/98; |

| |г. |09.12.98 |

|Условные факты хозяйственной |III квартал 1998|ПБУ 8/98; |

|деятельности |г. |25.11.98 |

|События после отчетной даты |III квартал 1998|ПБУ 7/98; |

| |г. |25.11.98 |

|Активы и обязательства организации |

|Основные средства |IV квартал 1999 |ПБУ 6/97; |

| |г. |03.09.97 |

|Материально-производственные запасы |II квартал 1998 |ПБУ 5/98; |

| |г. |15.06.98 |

|Нематериальные активы |IV квартал | |

| |1999г. | |

|Финансовые вложения |IV квартал 1998 | |

| |г. | |

|Активы и обязательства, стоимость |II квартал 1999 |ПБУ 3/95; |

|которых выражена в иностранной |г. |13.06.95 |

|валюте | | |

|Реорганизация организаций |III квартал | |

| |1999г. | |

|Аренда основных средств |III квартал 1999| |

| |г. | |

|Доверительное управление имуществом |IV квартал 1999 |приказ Минфина |

| |г. |РФ от 25.12.98 |

| | |№68н |

|Финансовые результаты деятельности организации |

|Доходы организации |III квартал 1998|ПБУ 9/99; |

| |г. |06.05.99 |

|Затраты организации |III квартал 1998|ПБУ 10/99; |

| |г. |06.05.99 |

|Договоры на капитальное |I квартал 1999 |ПБУ2/94; |

|строительство |г. |20.12.94 |

|Расчеты по налогам |I квартал 1999 | |

| |г. | |

|Государственная помощь |II квартал 1999 | |

| |г. | |

Даже беглого взгляда на таблицу достаточно, чтобы сделать вывод о

том, что разработка положений по бухгалтерскому учету существенно

«пробуксовывает». Экстраполируя показатели работы Минфина РФ в будущее,

можно заключить, что вся программа разработки будет выполнена не ранее 2004

года. За это время сами МСФО (разрабатываемые на Западе) претерпят

существенные изменения или серьезно изменятся. Вывод неутешителен - работа

по переходу на международные стандарты бухгалтерской отчетности ведется

неудовлетворительными темпами.

Проблемы и недостатки процедуры перехода на МСФО

Нарушение сроков разработки положений по бухгалтерскому учету - не

единственный недостаток процедуры перехода на МСФО.

В настоящее время в мире существует две наиболее распространенных

системы международных стандартов - IAS (на основе которых и производится

реформирование бухгалтерского учета) и GAAP - используемая в основном

государствами Северной Америки (в первую очередь, разумеется, США).

IAS и GAAP являются совместимыми стандартами, то есть основываются

на единых требованиях и подходах к организации бухгалтерского учета и

бухгалтерской отчетности. Различие же состоит в том, что стандарты GAAP

являются более детализированными и фактически могут применяться всеми

участниками предпринимательской деятельности без дополнительных указаний и

разъяснений, а стандарты IAS определяют только общие принципы к

формированию бухгалтерской информации и, поэтому нуждаются в разработке

нормативных актов более низкого уровня, которые бы регулировали организацию

бухгалтерского учета на конкретных участках (основные средства, материально-

производственные запасы, расчеты и т.п.). Последнее обусловлено тем, что

систему IAS в мире использует значительно большее количество государств и

корпораций, нежели систему GAAP. Особенности национальных экономик и

традиционных походов к организации бухгалтерского учета и бухгалтерской

отчетности в разных странах обуславливают наличие различий в конкретных

приемах и методах учетной работы.

Следовательно, разработка положений по бухгалтерскому учету должна

сопровождаться разработкой соответствующих методических рекомендаций или

указаний, основной целью которых является унификация учетных процессов в

масштабах государства. В настоящее время существует только один такой

документ - Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств,

утвержденные приказом Минфина РФ от 20.07.98 № ЗЗн.

Еще одним обстоятельством, сдерживающим процесс перехода

отечественного бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на

международные стандарты, является неопределенная позиция Минфина РФ в

отношении пропаганды МСФО и разработки методических рекомендаций по их

применению.

Официальный перевод Международных стандартов финансовой отчетности,

широко рекламируемый представителями Минфина РФ в публикациях и в

выступлениях на местах выпущен коммерческой организацией «Аскери» тиражом

всего 1000 экземпляров (при том, что количество бухгалтерских работников в

стране по различным оценкам составляет от 2 до 3 миллионов). Стоимость

издания весьма высока, что дополнительно затрудняет сколько-нибудь широкое

распространение стандартов. Кроме того, текст МСФО предваряется записью об

охране авторского права и запрете использовать какую-либо часть издания в

какой-либо форме. Но, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от

«Об авторском праве и смежных правах» официальные документы (законы,

судебные решения, иные тексты законодательного, административного и

судебного характера), а также их официальные переводы не могут являться

объектами авторского права.

Нормативные документы бухгалтерского учета РФ и их соответствие МСФО

Таблица 5.

|№ |Наименование МСФО |Дата |Соответствующий |

| | |введения |нормативный документ |

| | | |бухгалтерского учета |

| | | |РФ |

|1 |Представление финансовой |01.07.98 |ПБУ 4/99 |

| |отчетности | | |

|2 |Запасы |01.01.95 |ПБУ 5/98 |

|4 |Учет амортизации |01.01.97 |ПБУ 6/97 (раздел 4) |

|7 |Отчет о движении денежных |01.01.94 |ПБУ 4/99, Инструкция о|

| |средств | |годовой отчетности |

|8 |Чистая прибыль или убыток за |01.01.95 |ПБУ9/99, ПБУ 1/98, |

| |период, фундаментальные ошибки в| | |

| |учетной политике | | |

|9 |Затраты на исследования и |01.01.95 |Типовые методические |

| |разработки | |рекомендации по |

| | | |планированию, учету и |

| | | |калькулированию |

| | | |себестоимости |

| | | |научно-технической |

| | | |продукции, |

| | | |утвержденные Миннауки |

| | | |РФ, Минэкономики РФ и |

| | | |Минфином РФ 15.06.94 №|

| | | |ОР-22-2-46 |

|10 |Условные события и события, |01.01.80 |ПБУ7/98, ПБУ8/98 |

| |происшедшие после отчетной даты | | |

|11 |Договоры подряда |01.01.95 |ПБУ 2/94 (в части |

| | | |договора строи |

| | | |тельного подряда) |

|12 |Налоги на прибыль |01.01.98 |Инструкция |

| | | |Госналогслужбы РФ о |

| | | |порядке исчисления |

| | | |налога на прибыль |

|14 |Сегментная отчетность |01.07.98 |Информация, отражающая|

| | | |влияние цен |

|15 |Информация, отражающая влияние |01.01.83 | |

| |цен | | |

|16 |Основные средства |01.07.99 |ПБУ6/97 |

|17 |Аренда |01.01.99 |ПБУ6/97 (раздел 6) |

|18 |Выручка |01.01.95 |ПБУ9/99 |

|19 |Вознаграждение работникам |01.01.99 | |

|20 |Учет правительственных субсидий |01.01.84 | |

| |и раскрытие информации о | | |

| |правительственной помощи | | |

|21 |Влияние изменения валютных |01.01.95 |ПБУЗ/95** |

| |курсов | | |

|22 |Объединение компаний |01.07.99 | |

|23 |Затраты по займам |01.01.95 |Положение по ведению |

| | | |бухгалтерского учета и|

| | | |бухгалтерской |

| | | |отчетности, п.73 |

|24 |Раскрытие информации о связанных|01.01.86 | |

| |сторонах | | |

|25 |Учет инвестиций |01.01.87 |Положение по учету |

| | | |долгосрочных |

| | | |инвестиций (приказ |

| | | |Минфина РФ от 30.12.93|

| | | |№ 160) |

|26 |Учет и отчетность по программам |01.01.88 | |

| |пенсионного обеспечения | | |

| |(пенсионным планам) | | |

|27 |Сводная финансовая отчетность и |01.01.99 |приказ Минфина РФ от |

| |учет инвестиций в дочерние | |30.12.96 №112 |

| |компании | | |

|28 |Учет инвестиций в |01.01.90 | |

| |ассоциированные компании |(кроме | |

| | |параграфов| |

| | |23 и 24) | |

|29 |Финансовая отчетность в условиях|01.01.90 | |

| |гиперинфляции | | |

|30 |Раскрытие информации в |01.01.91 | |

| |финансовой отчетности банков и | | |

| |аналогичных финансовых | | |

| |институтов | | |

|31 |Финансовая отчетность об участии|01.01.92 |приказ Минфина РФ от |

| |в совместной деятельности | |25 декабря 1998 г. № |

| | | |68н |

|32 |Финансовые инструменты: |01.01.96 | |

| |раскрытие и представление | | |

| |информации | | |

|33 |Прибыль на акцию |01.01.98 | |

|34 |Промежуточная финансовая |01.01.99 |ПБУ4/99 |

| |отчетность | | |

|35 |Прекращаемая деятельность |01.01.99 | |

|36 |Обесценение активов |01.07.99 | |

|37 |Резервы, условные обязательства |01.07.99 |Инструкция о |

| |и условные активы | |бухгалтерской |

| | | |отчетности, ПБУ8/98. |

|38 |Нематериальные активы |01.01.99 |Положение по ведению |

| | | |бухгалтерского учета и|

| | | |бухгалтерской |

| | | |отчетности, пп. 55-57 |

|39 |Финансовые инструменты: | | |

| |признание и оценка | | |

При анализе приведенных данных обращают внимание два обстоятельства.

Во-первых, ряд стандартов, имеющих меньшее числовое значение имеют дату

ввода в действие более позднюю, чем стандарты с последующими порядковыми

номерами. Это объясняется тем, что МСФО находятся в состоянии постоянного

совершенствования и переработки, а это, в свою очередь, обуславливает

разработку и внедрение новых редакций ранее действовавших стандартов.

Во-вторых, значительная часть (до половины) вопросов, регулируемых

МСФО в той или иной степени раскрыта в нормативных документах Минфина РФ и

МНС РФ, Кроме того, в таблицу нет ссылок на законодательные акты (например,

ГК РФ, Закон об акционерных обществах и т.п.), которые в той или иной

степени регулируют процесс бухгалтерского учета и отчетности.

Заключение

Несмотря на интеграцию мировых фондовых рынков, сохраняются

национальные различия в правилах составления финансовых отчетов. Некоторые

различия незначительны, но многих беспокоит решение таких принципиальных

вопросов, как отчет о слияниях и пенсионных фондах, а также возможная

необходимость отступления от традиционных базовых принципов, какова

распространенная в Германии приверженность к защите интересов кредиторов.

Учет и отчетность являются продуктом развития экономических и

политических систем, а потому сближение правил учета, скорее, будет

результатом более широкого сближения, чем его причиной. Конкуренция между

национальными фондовыми биржами за право котировать новые акции, а также

пропасть между режимами регулирования в США и в других странах разожгли

новый интерес к международным правилам и работе Комитета по международным

правилам учета. Трудность решения проблем остается прежней, и похоже, что

прогресс более вероятен в случаях, когда гибкость международных правил

позволит охватить наибольшее число национальных стандартов учета. Нет

сомнений, что американская Комиссия по ценным бумагам и биржам будет

яростно сопротивляться установлению двухэтажного режима отчетности и

попыткам фирм «эмигрировать» туда, где правила учета менее жестки и дороги,

чем в США.

Список литературы

1. Бухгалтерский учет / Кондраков Н.П.: учебник. -М.: ИНФРА-М, 1996.

-555 с.

2. Бухгалтерский учет / Тишков И.Е. Пришепы А.И.: учебник. -2-е изд.,

пер. и доп. -Минск.: Высшая школа, 1996. -687 с.

3. Бухгалтерский учет / Безруких П.С.: учебник. -М.: Ред. журн. Бух.

Учет, 1994. -527 с.

4. Теория бухгалтерского учета / Астахов В.П.: учеб.пос. -2-е изд., пер.

и доп. -Ростов-н/Дон: МарТ, 1999. -416 с.

5. Теория бухгалтерского учета / Кириянова З.В.: учебник. -М.: Финансы и

статистика, 1994. -192 с.

6. Теория бухгалтерского учета / Бабаева Ю.А.: учебник. -М.: ЮНИТИ,

Аудит, 1999.- 391 с.

7. Библиотечка журналов // Бухучет по международным стандартам, часть 1,

Социальная защита, 1998, № 9.

8. Библиотечка журналов // Бухучет по международным стандартам, часть 2,

Социальная защита, 1998, № 10.

9. Международные стандарты бухотчетности «общая характеристика

нормативной базы», Захарин В.Р. // Бухучет и налоги, 2000, №3.

10. «Мастерство: Финансы» Ричард Лефтвич

© 2010