На главную

Необходимость, сущность аудита. Содержание аудиторских отчетов и правила их оформления


Необходимость, сущность аудита. Содержание аудиторских отчетов и правила их оформления

Содержание:

Введение. 2

Возникновение аудита. 3

Необходимость аудита. 4

Сущность аудита и аудиторской деятельности. 5

Содержание аудиторских отчетов и правила их оформления. 7

Введение.

Возникновение аудита.

Аудиторская деятельность – явление достаточно новое для России, которое

является, однако, необходимым элементом рыночной экономики. Эта

деятельность охватывает собственно аудит, т.е. заключение независимого

профессионального бухгалтера-аудитора о достоверности публичной

бухгалтерской (финансовой) отчетности, и предоставление услуг,

сопутствующих аудиту, - весьма разнообразных, но непременно требующих

высокой квалификации профессионального бухгалтера.

Аудит (в разных переводах это слово означает «он слышит», «слушающий»)

имеет достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились еще

в XIX веке в акционерных компаниях Европы.

Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто

непосредственно занимается управлением предприятием (администрация,

менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники,

акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту

финансовую информацию, которую представляли управляющие и подчиненные им

бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со

стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений.

Акционеры хотели быть уверенными в том, что их не обманывают, что

отчетность, представленная администрацией, полностью отражает

действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности

финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались

специальные люди – аудиторы, которым, по мнению акционеров, можно было

доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его

безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета сначала

не было главным, однако по мере усложнения бухгалтерского учета необходимым

требованием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора.

Исторической родиной аудита считается Великобритания, где с 1844 г.

выходит серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных

компаний обязаны не реже одного раза в год приглашать специального человека

для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.

В Росси звание аудита было введено Петром I. Должность аудитора

совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и

прокурора. Аудиторов в Росси называли присяжными бухгалтерами.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. усилил потребность в услугах

бухгалтеров-аудиторов. В то время резко ужесточились требования к качеству

аудиторской проверки, она стала обязательной, увеличилась рыночная

потребность в такого рода услугах. После окончания кризиса практически все

страны начинают вводить обязательные требования к объему информации,

содержащейся в годовых отчетах, обязательности публикации этих отчетов и

заключений аудиторов. Аудит становится мощным оружием против мошенничества.

В Великобритании аудиторами именуются любые специалисты в области

контроля за достоверностью финансовой отчетности, в том числе и работающие

в государственных органах. Во Франции независимым финансовым контролем

занимаются две профессиональные организации – бухгалтеров-экспертов, в

компетенцию которых входят непосредственно ведение бухгалтерского учета,

становление отчетности и оказание консультационных услуг в этой области, и

комиссаров (уполномоченных) по счетам, обеспечивающих контроль за

достоверностью финансовой отчетности. В США проверку достоверности

финансовой отчетности осуществляет дипломированный общественный бухгалтер.

Во всех развитых странах лицам, желающим приобрести профессию

бухгалтера-аудитора, предстоят долгие годы учебы и практической

деятельности, а также многочисленные экзамены. Специалисты Палаты

аудиторов, Институты профессиональных бухгалтеров и другие регулярно

проверяют их работу, и исключение из этих организаций означает запрещение

дальнейшей деятельности.

Необходимость аудита.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими

обстоятельствами:

1. возможность необъективной информации со стороны ее составителей

(администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой

информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);

2. зависимость последствий принимаемых решений (а они могут быть весьма

значительными) от качества информации;

3. необходимость специальных знаний для проверки информации;

4. отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки ее

качества.

Эти и ряд других причин привели к возникновению общественной

потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующую

подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода

услуг. Аудиторские услуги – это услуги посредников, устанавливающих

достоверность финансовой информации.

Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность

функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и

прогнозировать последствия различных экономических решений. Проведение

аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является

обязательной, несомненно, имеет важное значение.

В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие

хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию

имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций.

Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех

участников сделок получать и использовать финансувую информацию.

Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

Собственник, и прежде всего коллективные собственники – акционеры,

пайщики, - а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в

том, что все многочисленные и зачастую очень сложные операции предприятия

законны и правильно отраженны в отчетности, так как обычно не имеют ни

доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в

услугах аудиторов.

Сущность аудита и аудиторской деятельности.

Существует множество определений аудита – одни из них закреплены в

официальных нормативных документах, как международных, так и национальных,

другие определения даются специалистами в области аудита.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности в Российской Федерации

«Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности»

следующим образом определяет аудит бухгалтерской отчетности и его

необходимость:

под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка,

осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом

выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности

бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

На макроэкономическом уровне аудит является элементом рыночной

инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется

следующими обстоятельствами:

1. бухгалтерская отчетность используется для принятия решений ее

заинтересованными пользователями, в том числе руководством, участниками и

собственниками имущества экономического субъекта, реальными и

потенциальными инвесторами, работниками и заказчиками, органами власти и

общественностью в целом;

2. бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда

факторов, в частности применения оценочных значений и возможности

неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого,

достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически

ввиду возможной пристрастности ее составителей;

3. степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может

быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей

из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также

многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в

бухгалтерской отчетности экономических субъектов.

Вот еще одно определение аудита из нормативных актов Российской Федерации:

Аудит – предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских

организаций) по осуществлению независимых проверок бухгалтерской

отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других

финансовых обязательств и требований экономических субъектов с целью

установления достоверности их бухгалтерской отчетности и соответствия

совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам,

действующим в Российской Федерации.

Комитет по аудиторской практике предложил простое определение аудита:

аудит – это независимое рассмотрение специально назначенным аудитором

финансовых отчетов предприятия и выражение мнения о них при соблюдении

правил, установленных законов.

Аудитом занимается аудитор – частное лицо или фирма, проводящие аудит

предприятия, - и партнеры такого частного лица или такой фирмы. В

необходимых случаях понятие «аудитор» включает в себя и аудиторский

персонал, действующий на основании делегирования полномочий.

Положение об основных концепциях аудита, которое в 1973г. опубликовал

Комитет по основным концепциям аудита Американской ассоциации бухгалтеров

(ААА), определяет и процесс, и цели аудита:

аудитором называется систематический процесс объективного сбора и

оценки свидетельств об экономических действиях и событиях с целью

определения степени соответствия этих учреждений установленным критериям и

представление результатов проверки заинтересованным пользователям.

Отличие аудита от аудиторской деятельности состоит в том, что последняя

предусматривает и различные аудиторские услуги. В последнее время главное

внимание уделяется повышению эффективности системы управления предприятием,

и прежде всего системы внутреннего контроля. Системный подход подготовил

почву для развития качественных аудиторских услуг, т.е. аудиторские

структуры начали больше заниматься больше консультационной деятельностью,

чем непосредственно аудитом.

Аудит и аудиторская деятельность различаются и по результатам.

Результатом аудита могут быть выводы о состоянии финансовой отчетности –

реальности статей баланса, достоверности бухгалтерского учета, законности и

целесообразности хозяйственных операций, а результатом аудиторских услуг –

возможное состояние объектов в будущем, т.е. прогнозные экономические

показатели, качественные характеристики организационной структуры

управления, системы учета и контроля.

В Российской Федерации существуют две формы аудита: обязательный и

инициативный. Аудит может проводится в отношении любых юридических лиц

независимо от их организационно-правовых форм и видов деятельности, а также

любых физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без

образования юридического лица и зарегистрированных в качестве

индивидуальных предпринимателей.

Аудит – это не просто механизм контроля. Аудиторские проверки в равной

степени можно считать средством достижения коммерческого успеха, поскольку

«добавочная стоимость» консультаций, осуществляемых специалистами по

видению бизнеса и их советов, в конечном счете, способствуют экономическому

успеху клиента.

Содержание аудиторских отчетов и правила их оформления.

Во всех случаях обязательного аудита аудиторские организации обязаны

готовить и представлять письменную информацию (отчет) руководству

(собственникам) проверяемого экономического субъекта по результатам

проведения аудита. Аудиторские организации могут готовить и передавать в

устном или письменном виде по ходу осуществления аудита промежуточную

информацию.

Цель письменной информации – довести до руководства проверяемого

субъекта сведения о недостатках в учетных записях, бухгалтерском учете и

СВК[1], которые могут привести к существенным ошибкам в бухгалтерской

отчетности, и в порядке внесения конструктивных предложений по

совершенствованию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля

экономического субъекта.

Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности экономического

субъекта содержит мнение аудиторской фирмы о достоверности этой отчетности,

которое должно выражать оценку аудиторской фирмы соответствия во всех

существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативному акту,

регулирующему бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации. Если

в результате проверки аудиторская фирма обнаружила, что имущественное и

финансовое положение экономического субъекта таково, что возникает

серьезное сомнение по поводу возможности этого субъекта продолжать

деятельность и исполнять свои обязательства в течение, как минимум, 12

месяцев, следующих за отчетным периодом, то мнение аудиторской фирмы о

достоверности бухгалтерской отчетности должно отразить данное сомнение.

По результатам проведенного аудита бухгалтерской отчетности

экономического субъекта аудиторская фирма выражает мнение о достоверности

этой отчетности в форме безусловно положительного или отрицательного

аудиторского заключения, но может и отказаться от выражения своего мнения.

Различают четыре вида аудиторских заключений: безусловно положительное,

условно-положительное, отрицательное, отказ от выражения мнения.

В безусловно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской

фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта

означает, что эта отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить

во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического

субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за

отчетный период, исходя из нормативного акта, регулирующий бухгалтерский

учет и отчетность в Российской Федерации.

В условно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской

фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта

означает, что, за исключением определенных в аудиторском заключении

обстоятельств, бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы

обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов пассивов

экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его

деятельности за отчетный период, исходя из нормативного акта, регулирующего

бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

В отрицательном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о

достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает,

что в связи с определенными обстоятельствами эта отчетность подготовлена

таким образом, что она не обеспечивает во всех существенных аспектах

отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и

финансовых результатов его деятельности за отчетный период, исходя из

нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в

Российской Федерации.

Отказ аудиторской фирмы от выражения своего мнения о достоверности

бухгалтерской отчетности экономического субъекта в аудиторском заключении

означает, что в результате определенных обстоятельств аудиторская фирма не

может выразить и не выражает такое мнение в одной из установленных

настоящим порядком форме.

Мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности

экономического субъекта должно быть выражено так, чтобы этому субъекту и

пользователям были очевидны его содержание и форма.

Аудиторское заключение обычно состоит из трех частей: вводной,

аналитической и итоговой. К нему прилагается бухгалтерская отчетность

экономического субъекта, которая подверглась аудиту.

Вводная часть аудиторского заключения содержит общие сведения об

аудиторской фирме. Вводная часть аудиторского заключения, выдаваемого

аудиторской фирмой, включает в себя:

. название документа в целом – «Аудиторское заключение»;

. юридический адрес и телефоны аудиторской фирмы;

. номер, дату выдачи и наименование органа, выдавшего аудиторской фирме

лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок

действия лицензии;

. номер свидетельства о государственной регистрации аудиторской фирмы;

. номер расчетного счета аудиторской фирмы;

. фамилии, имена, отчества всех аудиторов, принимавших участие в аудите;

Вводная часть аудиторского заключения, выдаваемого аудитором,

работающим самостоятельно, включает в себя:

. название документа в целом – «Аудиторское заключение»;

. фамилию, имя, отчество и стаж работы в качестве аудитора;

. номер, дату выдачи и наименование органа, выдавшего аудиторской фирме

лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок

действия лицензии;

. номер регистрационного свидетельства аудитора;

номер банковского счета аудитора.

Аналитическая часть аудиторского заключения представляет собой отчет

аудиторской фирмы об общих результатах проверки состояния внутреннего

контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а

также соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении

финансово-хозяйственных операций.

Аналитическая часть включает в себя:

. название данной части;

. кому адресована аналитическая часть;

. наименование экономического субъекта;

. объект аудита;

. общие результаты проверки состояния внутреннего контроля у

экономического субъекта;

. общие результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности;

. общие результаты проверки соблюдения законодательства при совершении

финансово-хозяйственных операций.

Аналитическая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудиторской

фирмой, озаглавливается так: «Отчет аудиторской фирмы», а выдаваемого

аудитором, работающим самостоятельно, - «Отчет аудитора».

Аналитическая часть адресуется исполнительному органу, осуществляющему

функцию управления экономическим субъектом.

Изложение общих результатов проверки состояния внутреннего контроля у

экономического субъекта включает в себя:

. ответственность исполнительного органа экономического субъекта за

организацию и состояние внутреннего контроля;

. цель и характер рассмотрения состояния внутреннего контроля при

проведении аудита;

. общую оценку соответствия СВК масштабам и характеру деятельности

экономического субъекта.

Изложение общих результатов проверки состояния бухгалтерского учета и

отчетности экономического субъекта подразумевает:

. общую оценку соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского

учета и подготовки бухгалтерской отчетности;

. описание выявленных в ходе аудита существенных нарушений

установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки

бухгалтерской отчетности.

Изложение общих результатов проверки соблюдения экономическим субъектом

законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций должно

включать:

. цель и характер рассмотрения соответствия ряда совершенных

экономическим субъектом финансово-хозяйственных операций применимых к

законодательству и нормативным актам при проведении аудита;

. общую оценку соответствия во всех существенных отношениях финансово-

хозяйственных операций, совершенных экономическим субъектом,

применяемому законодательству;

. ответственность исполнительного органа экономического субъекта за

несоблюдение применяемого законодательства Российской Федерации при

совершении финансово-хозяйственных операций.

Оценка общих результатов проверки состояния внутреннего контроля,

бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также

соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении

финансово-хозяйственных операций может быть выражена в произвольной форме.

Итоговая часть аудиторского заключения содержит мнение аудиторской

фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Итоговая часть включает в себя:

. название данной части;

. кому адресована аналитическая часть;

. наименование экономического субъекта;

. объект аудита;

. указание на нормативный акт, которому должна соответствовать

бухгалтерская отчетность;

. распределение ответственности экономического субъекта и аудиторской

фирмы в отношении бухгалтерской отчетности;

. указание на нормативный акт, в соответствии с которым проводился

аудит;

. изложение существенных обстоятельств, приведших к составлению

аудиторского заключения в форме, отличной от безусловно

положительного, и оценку в стоимостном выражении, если это возможно,

их влияния на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта;

. мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности

экономического субъекта;

. дату аудиторского заключения.

Итоговая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудиторской фирмой,

озаглавливается так: «Заключение аудиторской фирмы», а выдаваемого

аудитором, работающим самостоятельно, - «Заключение аудитора».

Итоговая часть адресуется учредителям (участникам) экономического

субъекта, если иное не предусмотрено договором на проведение аудита; в ней

указывается нормативный акт, регулирующий бухгалтерский учет и отчетность в

РФ, которому должна соответствовать бухгалтерская отчетность, с указанием

его полного официального наименования, наименования органа, издавшего

документ, даты издания документа и его номера (если таковой имеется), а

также нормативного акта, регулирующего аудиторскую деятельность в РФ.

В итоговой части должно быть описано распределение ответственности

между экономическим субъектом и аудиторской фирмой в отношении

бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность, прилагаемая к аудиторскому заключению, должна

быть составлена по формам, установленным для экономических субъектов

данного вида деятельности соответствующим органом, регулирующим

бухгалтерский учет и отчетность в РФ.

Если в результате аудита выявлены существенные искажения бухгалтерской

отчетности, то в прилагаемой к аудиторскому заключению бухгалтерской

отчетности экономический субъект должен устранить эти искажения.

Если аудиторское заключение составляется после представления

экономическим субъектом бухгалтерской отчетности пользователям, учредителям

(участника), налоговым органам и др., то итоговая часть аудиторского

заключения должна содержать перечень поправок, которые следует произвести в

этой отчетности, для того чтобы она была признана достоверной.

Аудиторская фирма может использовать любой иной способ представления

скорректированной бухгалтерской отчетности экономического субъекта, дающий

полное и точное представление пользователям о поправках, необходимых в этой

отчетности.

Библиография:

А. Д. Шермет, В. П. Суйц «Аудит», М., Инфра-М 2002г.

Барышников Н. П. “Организация и методика проведения общего аудита”, М.,

1996г

-----------------------

[1] Система внутреннего контроля (СВК) – совокупность организаторской

структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического

субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения

хозяйственной деятельности, которая в том числе включает организованные

внутри данного экономического субъекта и его силами надзор и проверку.

© 2010