Преддипломная производственная практика в АО КТЖПреддипломная производственная практика в АО КТЖУНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА КАФЕДРА «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ» ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА АО «Каза?стан темір жолы» Проверил: Токтабаев А.Р Выполнила: Шокпарова А.Б студентка 4 курса специальности «БУиА» заочной формы обучения Алматы 2005 Введение 1. История магистрали……………………………………………2 2. Общее положение ……………………………………………..4 3. Система бухгалтерского учета и финансовая отчетность …..5 4. Учет основных средств…………………………………………7 5. Капитальные вложения ………………………………………..9 6. Учет нематериальных активов ……………………………….10 7. Учет товарно – материальных запасов……………………….11 8. Учет денежных средств………………………………………..13 9. Налогообложение………………………………………………14 10. Учет затрат на оплату труда…………………………………...15 1 ИСТОРИЯ МАГИСТРАЛИ Железные дороги сыграли огромную роль в развитии экономики Казахской Советской Социалистической Республики, а затем и суверенного государства Казахстан. Огромная территория , размещение производительных сил по окраинам республики , природные ресурсы, в первую очередь –уголь, руда, нефть- делали безальтернативным развитие железнодорожного транспорта . Строительство железных дорог на территории Казахстана началось в 1893 году, тогда была построена узкоколейная железная дорога от Волги к городу Уральску . В 1913 году эта линия была перешита на широкую колею и сыграла свою положительную роль в освоении производственных сил Западного Казахстана . По самому северу республики на протяжении 182 километра в середине 90-х годов 19 века прошла Транссибирская магистраль. В то время были построены так называемые горнозаводские узкоколейные железные дороги, которые обеспечивали доставку грузов и вывозов угля, руды- от Риддера и Экибастуза к Иртышу . Такую же функцию выполняла и Спасская железная дорога в Центральном Казахстане. В 1901 году было принято решение о начале строительства железной дороги Оренбург-Ташкент. Рассматривалась несколько вариантов трассы, восточнее западнее этого направления , но окончательный выбор оказался самым оптимальным, и почти на всем своем протяжении стальная магистраль прошла по территории Казахстана . Эта линия положила начало массовому железнодорожному строительству на территории республики. Магистраль Оренбург-Ташкент в 1904 году было открыто движение от Оренбурга до Казалинска , чуть позже – до Ташкента , 1906 году начала действовать вся магистраль. Первая железная дорога оживила бескрайние степи просторы Казахстана и внесла огромный вклад в освоение природных богатств края и развития экономики. Сразу же после окончания строительства встал вопрос о ее соединении с Транссибирской магистралью. Было начато сооружение так называемой Семиреченской дороги отАрыси до Пишпека , но оно закончилось уже в советское время. В начале 20 века от Транссибирской магистрали были построены несколько ответвлений, заходящих на территорию Казахстана . Это: линия Челябинск- Троицк- Кустанай, Алтайская дорога от Ново-Николаевска (Новосибирска ) до Семипалатинска , от Татарской до Славгорода , Кулунды и затем позже – до Павлодара . Именно эти линии послужили плацдармом для дальнейшего развертывания строительства железных дорог в глубь территории Казахстана. Известно, какое внимание уделялось хлебу, выращиваемому на степных просторах Казахстана. И в 1920 году , в трудное для новой власти время , было начато строительство железной дороги Петропавловск- Кокчетав , затем ее продлили до Курорт- Борового . В 1929 году первые паровоз пришел на станцию Акмола- ныне столицу суверенного Казахстана . 2 Участок Акмолинск- Карталы - западная часть Южно-Сибирской магистрали- был построен только в начале сороковых годов и тогда же организована самостоятельная Карагандинская дорога с местом расположения аппарата управления в городе Алмолинске. Железная дорога не остановилась в Акмолинске , она сразу же была продолжена к Караганде, к открытым в те годы огромным запасам угля.От Караганды в 30-х годах 20 столетия железная дорога была продлена до Балхаша к Коунрадскому медно- рудному месторождению , от станции Нельды (Жарык)- на запад к другому богатейшему Джезказганскому месторождению. К началу тридцатых годов между станциями Семипалатинск и Луговая был построен легендарный Турксиб. В 1930-м году состояла стыковка северного и южного участков линии , и в 1931-м году организована самостоятельная Туркестано-Сибирская железная дорога, управленческий аппарат которого находился в городе Алма- Ате. Новым важным шагом стало железнодорожное строительство в годы освоения целинных и залежных земель. В 1954 году принимается программа строительства 3 тысячи километров узкоколейных железных дорог на территории Северного Казахстана . Строились железные дороги и на юге республики: от Джамбула к месторождению фосфоритов в Каратау, от Коксу к Талдыкургану и Текели – месторождение полиметаллических руд , от Усть-Каменогорска- к Зырьяновску и др. Логическим завершением всех этих событий стала организация в 1958 г. Единой Казахской железной дороги. 3 ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ Республиканское государственное предприятие «Каза?стан темір жолы» создано 01 февраля 1997 г. путем слияния республиканских государственных предприятий :Управления Алматинской железной дороги , Управления Целинной железной дороги и Управления Западно-Казахстанской железной дороги (Постановление Правительства Республики Казахстана от 31 Января 1997 года №129) . Основными задачами Республиканского государственного предприятия «Каза?стан темір жолы» являются перевозки железнодорожным транспортом грузов и пассажиров в Республике Казахстан . РГП «Каза?стан темір жолы» осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан на основе права хозяйственного ведения , сочетая экономические методы управления с централизованным руководством перевозочным процессом . Республиканское государственное предприятие «Каза?стан темір жолы» является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основе действующего законодательства Республики Казахстан и своего Устава . Финансовая и производственная деятельность Республиканское государственное предприятие «Каза?стан темір жолы» осуществляется на основе хозяйственной самостоятельности . Республиканское государственное предприятие «Каза?стан темір жолы» имеет самостоятельный (консолидированный) баланс, расчетный , валютный и др. счета в банке , гербовую печать с указанием своего наименования на казахском и русском языках . В состав Республиканское государственное предприятие «Каза?стан темір жолы» входят- дочерние государственные предприятия со своими филиалами , такие как пассажирские перевозки , Центр фирменного транспортного обслуживания , Желдорстрой , Транстелеком и др. Имущество Республиканского государственного предприятия «Каза?стан темір жолы» составляют его основные фонды и оборотные средства , а также иные материальные ценности и финансовые ресурсы которые отражаются в самостоятельном балансе . 4 СИСТЕМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ Регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в РГП «Каза?стан темір жолы» ведется в соответствии со следующими нормативными документами : 1. Указом Президента РК , имеющий силу закона «О бухгалтерском учете » от 26 декабря 1995г №2732 2. Стандартами бухгалтерского учета , утвержденными Национальной комиссией Республики Казахстан по бухгалтерскому учету 13-15 ноября 1996г., Постановления 3,4,5; и методические рекомендации к ним 3. Генеральный план счетов Б/У финансово хозяйственной деятельности субъекта , утвержденным Национальной комиссией РК по бухгалтерскому учету 4. План счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности предприятия железнодорожного транспорта РК , утвержденным приказом генерального директора РГП «Каза?стан темір жолы» 5. Другими документами генеральной дирекции РГП «Каза?стан темір жолы» по вопросам экономики , финансов , бухгалтерского учета и финансовой отчетности Для структурных подразделений и филиалов , независимо от того в какой орган государственного предприятия они входят , и для дочерних государственных предприятий Генеральной дирекцией РГП «Каза?стан темір жолы» устанавливают следующие обязанности и права в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности . В состав сводной (консолидированной ) бухгалтерской отчетности РГП «Каза?стан темір жолы» включаются финансовая (бухгалтерская ) отчетность дочерних предприятий и филиалов , входящих в РГП «Каза?стан темір жолы» . Указом Президента Республики Казахстан от 21.12.95г. «О бухгалтерском учете » установлено, что финансовая отчетность субъекта включает в себя : 1. бухгалтерский баланс 2. отчет о финансово- хозяйственной деятельности 3. отчет о движении денежных средств Для предприятий, структурных подразделений и филиалов РГП «Каза?стан темір жолы» устанавливаются следующие объемы и периодичность предоставления форм финансовой отчетности, разработанных в соответствии со стандартами бухгалтерского учета №2,3,4. 5 Финансовая отчетность 1. Бухгалтерский баланс формы ФО-1 – ежеквартально; 2. Отчет о результатах финансово- хозяйственной деятельности формы ФО-2 – ежеквартально; 3. Отчет о движении денежных средств формы ФО-3 – раз в год с годовым отчетом ; 4. Пояснительная записка к отчету и балансу – раз в год с годовым отчетом. Внутрипроизводственная финансовая отчетность 1. Отчет о производственно- финансовой деятельности предприятия- формы: ФО-11(свод), ВФО-12, ВФО-19(всех индексов)– ежеквартально; 2. Отчет о расходах периода форма ВФО-17 – ежеквартально ; 3. Отчет о движении собственного капитала ВФО- 2– раз в год с годовым отчетом ; 4. Отчет о движении денежных средств ВФО-3– ежеквартально . Финансовая отчетность составляется в соответствии с «Указанием о порядке списания финансовой отчетности предприятиями и структурными подразделениями РГП «Каза?стан темір жолы» , утвержденным приказом Генерального директора РГП «Каза?стан темір жолы» № 322-Ц от 11.05.98 г. Внутрипроизводственная финансовая отчетность (формы с индексом ВФО) охватывает информацию учета, которая необходима управленческому персоналу для управления производством, для калькулирования себестоимости продукции (работ ,услуг) а также для планирования , экономического анализа и контроля . Эта отчетность предназначена для внутреннего использования в РГП «Каза?стан темір жолы» и поэтому внешним пользователям отчетности не представляется и является коммерческой тайной РГП «Каза?стан темір жолы» 6 УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ Основные средства – материальные активы, действующие в течение длительного периода времени (более одного года), как в сфере материального производства , так и в непроизводственной сфере . Учет ОС в предприятиях РГП «Каза?стан темір жолы» осуществляется в соответствии со стандартами бухгалтерского учета «Учет основных средств » , постановлением Национальной комиссией РК по бухгалтерскому учету №6 Все ОС находятся на балансе структурных подразделений (филиалов ), наделенных правом пользования ОС в соответствии с Положением о структурных подразделениях . Учет основных средств в местах их эксплуатации: структурных подразделениях, филиалах, предприятиях ведется на бланках типовых межведомственных форм: . Форма № ОС-5 «Инвентарная карточка основных средств»; . Форма № ОС-6 «Опись инвентарных карточек по учету ОС»; . Форма № ОС-7 «Карточка учета ОС»; . Форма №ОС-8 «Карточка учета арендованных долгосрочно арендованных) основных средств» ; . Форма № ОС-9 «Инвентарный список ОС( по месту их нахождения, эксплуатации )». Учет движения основных средств оформляются: . Формой № ОС-1 « Акт приемки- передачи ОС»; . Формой № ОС-2 « Акт приемки сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов»; . Форма № ОС-3 « Акт на списании основных средств»; . Форма № ОС-4 « Акт на списание автотранспортных средств»; В момент оприходования ОС оцениваются по первоначальной стоимости, определяемой в порядке , изложенном СБУ « Учет основных средств». Основные средства РГП «Каза?стан темір жолы» разделены на следующие группы : . земля; . здания и сооружения; 7 . машины и оборудования, передаточные устройства; . транспортные средства; . прочие; . незавершенное строительство. Изменения первоначальной стоимости основных средств допускается в случае : - переоценки; . осуществления дополнительных капитальных вложений или частной ликвидации(демонтажа) объекта в результате чего увеличивается или сокращается срок службы основных средств. Выбытие основных средств производится в следующих случаях: - ликвидация основных средств(моральный износ, полный износ основных средств и тд.); - реализация основных средств; - обмена основных средств; - безвозмездная передача основных средств. Списание основных средств (по износу) производится согласно инструкции Министерства финансов РК и разъяснения Госкомимущества. Начисление амортизации основных средств в бухгалтерском учете производится по установленным нормам разномерным(прямолинейным) методом .Для налогового учета и расчета по налогообложению в соответствии с действующим законодательством структурные подразделения ведут начисление амортизации по налоговым нормам . 8 КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ Капитальные вложения , реконструкция и модернизация в предприятиях РГП «Каза?стан темір жолы» осуществляется за счет начисленной амортизации основных средств , чистого дохода , долгосрочных кредитов и оплачивается РГП «Каза?стан темір жолы» в пределах средств инвестиционного бюджета. Объем капитальных вложений выполняется хозяйственным способом и подрядчиками . Учет капитальных вложений ведется на балансе основной деятельности . Учет капитальных вложений ведется на счете 126 «Незавершенное строительство». На этом счете открываются необходимые субсчета для учета приобретенных основных средств , учета строительно-монтажных работ , выполняемых подрядными и хозяйственным способом , для учета затрат увеличивающих стоимость объектов . По хозяйству пути - замена верхнего строения пути более тяжелыми типами рельс ; - смена стрелочных переводов на железобетонных брусьях; - замена деревянных шпал на железобетонные; - переустройство временных деревянных мостов на железобетонные трубы и тд. По пассажирскому (вагонному) хозяйству - замена агрегатов и узлов на новые более высокой мощности (редукторы, электродвигатели и тд.); - переоборудование внутреннего и внешнего интерьера с изменением типа вагонов (пассажирских в багажные , пассажирских плацкартных в купировальные..) 9 УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ Нематериальные активы- это затраты на нематериальные объекты , используемые в течение долгосрочного периода . В бухгалтерском учете нематериальные активы также относятся к долгосрочным активам( сроки службы более одного года). Нематериальные активы оцениваются по первоначальной стоимости , которая складывается из сумм фактических затрат на их приобретение и проведение и приведение в состояние готовности к использованию: - цена приобретения ; - расходы по установке и накладке программного обеспечения и др. Износ по нематериальным активам начисляют ежемесячно по установленным нормам. Нормы износа по каждому виду нематериальных активов определяется исходя из использования на предприятии. Срок полезного использования нематериальных активов определяется в зависимости от их вида ( лицензии, права пользования, патенты и тд.), который предусмотрен соответствующими договорами . РГП «Каза?стан темір жолы» самостоятельно устанавливает срок полезного пользования нематериальных активов : Программные подукты, бессрочные морально устаревшие патенты, технологии и тд. При этом величина ежегодных амортизационных отчислений будеть зависеть от установленного срока полезного использования нематериальных активов. Типы межведомственных форм: - Форма НОК- 1 «Акт приемки-педачи нематериальных активов»; - Форма НОК-2 « Инвентарная карточка учета нематериальных активов» 10 УЧЕТ ТОВАРНО- МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ Учет товарно- материальных запасов в РГП «Каза?стан темір жолы» осуществляется в соответствии со стандартом бухгалтерского учета «Учет товарно-материальных запасов» ведется на складах в карточках или во вторых экземплярах машинограмм. Учет в бухгалтерии сроится по одному из методов : - по оперативно- бухгалтерскому (сальдовому) методу, количественный учет бухгалтер не ведет; - автоматизированному методу , при котором в бухгалтерии ведется количественный суммовой учет. В бухгалтерском учете товарно- материальные запасы группируются: «на складе», «в пути », «отклонение от учетных цен». В учете всех видов товарно –материальных запасов применяется типовая документация и специализированные бланки применяющиеся на железнодорожных с индексом ФМУ. Себестоимость товарно-материальных запасов включает затраты на приобретение запасов , транспортно-заготовительные расходы , связанные с их доставкой к их месту расположению в настоящее время и приведение в надлежащее состояние , затраты на переработку продукции (выполнение работ и услуг). Затраты на приобретение товано-материальных запасов включает в себя цену на покупку, пошлины на ввоз , комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим , посредническим организациям, транспортно-заготовительные расходы и прочие расходы , прямо связанные с приобретением запасов . На РГП «Каза?стан темір жолы» товарно –материальные запасы оценивается и учитывается по средневзвешенной стоимости . Средневзвешенная стоимость товарно-материальных запасов рассчитывается определением средней стоимости подобных единиц, имеющихся на начало отчетного периода и приобретенных и произведенных в течении данного периода . Методы ЛИФО и ФИФО не применяются . Списание отпущенных в производство товарно-материальных запасов производится непосредственно на счета издержек производства с подотчета материально- ответственных лиц. Для нормирования отпуска товарно- материальных запасов на производственные нужды в отдельных структурных подразделениях могут применяться «лимитно- заборные карты ». Основанием для списания материальных запасов на издержки производства является, соответствующим образом оформленное требование 11 или лимтно-заборная карта, подписанная начальником цеха , мастером , бригадир и тп. Распоряжением по предприятию, структурному подразделению устанавливается перечень лиц, которым предоставляется право затребовать товарно- материальные запасы со склада для производственных нужд. Инвентаризация товарно-материальных запасов раз в год , но не ранее 01 октября в установленном порядке по распоряжению руководителя субъекта(дочернего государственного предприятия, филиала, структурного подразделения). При смене материально –ответственных лиц производится инвентаризация товарно- материальных запасов на день приемки-передачи дел, а также при наличии обстоятельств, вызывающих сомнение в сохранности ценностей(взлома ,пожара и тп.)Переоценка товарно- материальных запасов производится в установленном порядке. В каждом отдельном случае издается распоряжение РГП «Каза?стан темір жолы». Приобретенные малоценные и быстро изнашивающиеся предметы, инструменты , постельные принадлежности , специальная одежда , специальная обувь, предохранительные принадлежности, до передачи их в эксплуатацию учитываются на счете 206-«прочие материалы», субсчет 04-«предметы многократного использования на складе». При выдаче указанных предметов со склада в эксплуатацию учет производится следующим образом : . малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и инструменты срок службы которых менее одного года списываются с кредита счета 204.4 в дебет счетов издержек производства(126,811,821,900,904,920,924,930 и др.) В дальнейшем на них следует завести оперативный учет в инвентаризационных описях или книгах, для контроля за их сохранностью. Предметы , при сроке службы более одного года признаются основными средствами и стоимость относят дебет 125-«прочие основные средства», субсчета 01-«инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь». Инструменты, постельные принадлежности , специальная одежда, спец. обувь, предохранительные принадлежности по мере отпуска в эксплуатацию списываются с кредита 206.04-«предметы многократного использования в эксплуатации». По мере выбытия этих предметов из эксплуатации по износу их стоимость списывается с кредита 206.05 в дебет счетов издержек производства (126,811,821,900,904,920,924,930 и др.) с составлением соответствующих документов на списание. При выполнении различных видов ремонта возвратную часть капиталов приходуют по ценам возможного использования на дебет счетов учета 12 материалов в уменьшение фактических затрат, соответствующего вида ремонта , т.е с кредит счетов учета производственных затрат – 900,920 или 821.05. Оприходование материалов , полученных при ликвидации основных средств, производится также по ценам возможного использования на дебет счета материалов с кредит 722.01-«доход от реализации основных средств. УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ РГП «Каза?стан темір жолы» имеет расчетный валютный и другие счета в банках , операции по которым совершаются в установленном законном порядке. В учете денежных средств РГП «Каза?стан темір жолы» и его предприятия строго руководствуются действующими законодательными и нормативными актами , формирующими учетную политику . По учету денежных средств в кассе материально - ответственным лицом является кассир , в обязательности которого входит : . проверка правильности оформления приходных и расходных кассовых ордеров , наличие и подлинности подписей , приложений , перечисленных в ордерах; . принятие и выдача денежных средств; . регистрация кассовых операций в кассовой книге; . сдача наличных денежных средств в банк . Если для выдачи заработной платы и других выплат привлекаются по письменному приказу другие лица, то с ними также заключается договора о их полной материальной ответственности . В РГП «Каза?стан темір жолы» , дочерних предприятиях и структурных подразделениях раз в месяц производится внезапная ревизия хранящихся в кассе денежных средств и др. ценностей . Ее проводит комиссия в следующем составе: . главный бухгалтер; . бухгалтер; . представитель отдела внутреннего аудита и контроля. 13 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В соответствии с действующим налоговым законодательством и со Стандартом бухгалтерского учета «Учет подоходного налога » структурные подразделения и дочерние предприятия РГП «Каза?стан темір жолы» организуют налоговый учет и ведут вспомогательные аналитические таблицы для налоговых расчетов . Подоходный налог с юридических лиц исчисляется в целом по РГП «Каза?стан темір жолы» по консолидированному балансу и консолидированной «Декларации о совокупном годовом доходе и произведенных вычетах юридического лица ». Уплата в бюджет подоходного налога с юридических лиц производится согласно действующего налогового законодательства . Дочерние предприятия и структурные подразделения на основании баланса , данных аналитического учета и налоговых расчетов составляют «Декларация о совокупном годовом доходе и произведенных вычетах юридического лица », и представляют в РГП «Каза?стан темір жолы» . При расчетах с дочерними предприятиями и структурными подразделениями эта операция находит следующее отражение: . в балансе дочернего предприятия и структурного подразделения : дебет 851-«расчеты по подоходному налогу», кредит 641.02- «задоженность дочерним товариществам по удержанию подоходного налога с юридических лиц»; . в балансе РГП «Каза?стан темір жолы» : дебет 321.02-«задолженность дочерних товариществ по удержанию подоходного налога с юридических лиц», кредит 631.01-«текущий подоходный налог к выплате». Расчеты с бюджетом по подоходному налогу с физических лиц, земельному налогу, налогу на имущество с юридических лиц, налогу на транспортные средства , социальному налогу, сборы на социальное обеспечение ведут дочерние предприятия и структурные подразделения по месту объектов налогообложения. 14 УЧЕТ ЗАТРАТ НА ОПЛАТУ ТРУДА Перечень профессий и должностей , затраты на оплату труда учитываются в составе себестоимости и расходов периода. Производственный персонал (затраты на оплату труда учитывается на счету «основное производство»): 1. работники, связанные с движением поездов (эксплуатационная деятельность): . локомативные бригады , обслуживающие локомативы(электро возы , тепловозы) и моторвагонный подвижной состав (электропоезда и дизель-поезда); . рабочие по ремонту и накладке основного технологического оборудования , подвижного состава; устройства сигнализации, централизации, блокировки и связи; контактной сети , электро оборудования , машин, механизмов и тд. . Рабочие занятые на подготовке вагонов к перевозкам, текущем содержании пути , искусственных сооружений, других технических средств; . Машинисты , занятые управлением мощными и особо сложными самоходными путевыми машинами и механизмами . 2. работники структурных вспомогательных подразделений и цехов(эксплуатационная и прочая хозяйственная деятельность ): . рабочие на станочных работах по обработке металла и др. материалов , изготовление и ремонту инструмента и технологической оснастки; . рабочие выполняющие погрузочные – разгрузочные работы ; . телеграфисты, телефонисты междугородней связи ; . работники по ремонту оборудования, электровычислительной техники, контрольно измерительных приборов и тд.; . рабочие в производственных цехах и подразделениях , связанные с ремонтом и накладкой основного технологического , электрического и энергетического , экспериментального оборудования и тп.; Персонал, затраты на оплату труда которого учитываются на счете «Общие и административные расходы», приведен в разделе один «перечня должностей работников ,относящихся к аппарату управления», утвержденного приказом Генерального директора РГП «Каза?стан темір жолы» от 25 января 2001 года, № 40-Ц. Персонал, затраты на оплату труда которого учитывается по счету «Накладные расходы» и др. счетах в соответствии с характером выполняемой работы, приведен в Разделе 2 «Перечня должностей работников, не относящихся к аппарату управления » указанного приказа. 15 [pic] |
|