На главную

Проверка основных средств


Проверка основных средств

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

Кафедра финансов и учёта

РЕФЕРАТ

ПРОВЕРКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

| |Выполнил |

| |Студент 3 курса, |

| | |

| | |

| | |

| |Научный |

| |руководитель |

| | |

Томск 2004

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Учет основных средств 3

2. Учет, сохранность и расходование основных средств и товарно-материальных

ценностей 4

3. Состояние организации бухгалтерского учета и отчетности. 5

4. Методика проверки сохранности основных средств в бюджетных учреждениях 6

5. Нормативные документы, используемые при проверке; 8

Литература 10

1. Учет основных средств

Проводится проверка:

- организации учета основных средств, обеспечение их сохранности;

- правильность и своевременность отражения в бухгалтерском учете

операций по оприходованию, перемещению, передаче, списанию основных

средств;

- правильность определения износа по основным средствам;

- наличие инвентарных номеров на каждый объект основных средств,

технических паспортов и другой технической документации, все ли основные

средства закреплены за материально-ответственными лицами по местам

нахождения и эксплуатации;

- при безвозмездном получении основных средств - наличие извещений

(авизо) от передающей стороны, своевременность оприходования, правильность

определения износа с учетом срока эксплуатации;

- создана ли в ревизуемой организации постоянно действующая комиссия

по списанию основных средств. Установить обоснованность ссылок в актах на

целесообразность списания или на невозможность восстановления объекта,

выяснить причины выбытия, сверить данные балансовой стоимости и степени

износа, год изготовления и срок эксплуатации с показателями инвентарных

карточек, технических паспортов и другой технической документации;

- полнота оприходования материальных ценностей, поступивших от

разборки ликвидируемых основных средств, правильность их оценки;

- при списании основных средств по причине стихийных бедствий и

аварий выяснить законность данной операции (наличие актов, заключение

соответствующих компетентных органов), соблюдаются ли правила эксплуатации

при использовании основных средств, установлены ли виновные в аварии и

какие приняты меры по возмещению причиненного ущерба;

- при установлении фактов продажи отдельных объектов основных

средств работникам организации, а также на сторону (автомобилей, зданий,

оборудования и др.) следует выяснить, кто разрешил отпуск за плату,

необходимы ли реализуемые объекты основных средств организации,

обоснованность цены и полноту оплаты, (Отпускная цена при этом должна

устанавливаться с учетом сложившихся рыночных цен, технического состояния и

процента износа);

- по сданным в аренду основным средствам целесообразность

произведенной операции и наличие договора с комитетом по управлению

имуществом (или иного разрешительного документа), определяющего сумму

арендной платы и порядок ее распределения, полноту возмещения арендатором

затрат, включенных в договор на аренду основных средств, своевременность

поступления платежей, правильность оформления первичных документов и

своевременность отражения записей в бухгалтерском учете, Проверяется также

наличие фактов передачи основных средств в аренду другим организациям,

полнота поступления арендной платы, коммунальных и других платежей;

- качество инвентаризации основных средств и соблюдение сроков ее

проведения, правильность оформления, подведения итогов инвентаризации и

принятия решений по ним в соответствии с "Методическими указаниями по

инвентаризации имущества и финансовых обязательств", утвержденными приказом

Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.95 N 49 (письмо

Рослесхоза от02.11.95 № БФ-1-17-20/263).

- при необходимости провести выборочную инвентаризацию по отдельным

объектам основных средств.

2. Учет, сохранность и расходование основных средств и товарно-материальных

ценностей

Проверяя сохранность основных средств и материальных ценностей,

необходимо убедиться в том, что фактическое наличие основных средств и

материальных ценностей полностью соответствуют данным учета, С этой целью

ревизор должен произвести следующее:

1. установить полноту, правильность и своевременность проводимых

инвентаризаций, правильность регулирования инвентаризационных разниц и

качество постановки материального учета;

2. проинвентаризировать основные средства и материальные ценности

(инвентаризация может быть сплошная или выборочная наиболее ценных или

дефицитных материалов) и произвести сличение с данными бухгалтерского

учета;

3. проверить состояние учета материальных ценностей и основных

средств в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в

Российской Федерации, утвержденным Минфином России, и Инструкцией по

бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете

(как в бухгалтерии, так и у материально ответственных лиц);

4. установить, нет ли случаев незаконного списания недостач,

реализации имущества с нарушением нормативных актов, переданы ли материалы

о недостачах следственным органам и предъявлен ли иск к виновным;

5. соответствие складских помещений требованиям сохранности

ценностей, обеспеченность складов надлежащими запорами, сигнализацией,

освещением, сторожевой охраной;

6. наличие договоров о полной индивидуальной материальной

ответственности с материально-ответственными лицами, оформленных в

установленном порядке;

7. соблюдение в организации порядка выдачи доверенностей на

получение товарно-материальных ценностей и отпуска материалов по

доверенностям;

8. полнота оприходования поступающих материальных ценностей

(особенно приобретенных подотчетными лицами), для чего необходимо

сопоставить наименование, количество и сумму оприходованных ценностей с

аналогичными данными сопроводительных документов поставщиков (авизо,

счетов, накладных, товарных чеков, приложенных к авансовым отчетам, актов

закупа товарно-материальных ценностей, накладных на внутреннее перемещение

материалов и готовой продукции);

- организация учета горюче-смазочных материалов, порядок их выдачи и

списания. Применение норм ГСМ. Причины и размер перерасходов;

- правильность и своевременность представления в бухгалтерию

материальных отчетов;

- качество складского учета. Соблюдение порядка сверки данных

складского учета с бухгалтерскими данными;

- проводились ли в организации в установленные сроки, а также

внезапные инвентаризации товарно-материальных ценностей. Качество их

проведения; соблюдались ли сроки их проведения; правильно ли оформлены

инвентаризационные описи и сличительные ведомости, какие были приняты

решения по выявленным инвентаризацией фактам недостач и излишков.

3. Состояние организации бухгалтерского учета и отчетности.

Проверка состояния бухгалтерского учета в организации проводится в

процессе всей ревизии. В ходе проверки необходимо обобщить выявленные

недостатки и упущения в постановке бухгалтерского учета.

При проведении ревизии необходимо проверить следующие вопросы:

- соответствие постановки бухгалтерского учета отраслевым и типовым

инструкциям и рекомендациям, применение утвержденных форм первичной учетной

документации;

- организация бухгалтерского учета и выполнение главным бухгалтером

организации должностных обязанностей в соответствии с Положением о

бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным

приказом Минфина России N 34н (с последующими дополнениями и изменениями);

- наличие графика документооборота и соблюдение его:

- соответствие счетов бухгалтерского учета единому плану счетов;

- состояние аналитического и синтетическою учета: ведение

мемориальных ордеров, оборотных ведомостей, главной книги, карточек или

книг установленной формы и т.п., своевременность записей в регистры

бухгалтерского учета, соответствие этих записей первичным документам;

- правильность оформления первичными документами всех хозяйственных

операций, их достоверность;

- соответствие отчетных показателей данным бухгалтерского учета:

- правильность составления бухгалтерской отчетности и

своевременность ее представления в вышестоящую организацию;

- осуществление руководства методологией постановки бухгалтерского

учета в подведомственных организациях, осуществление анализа их отчетности

и своевременность сообщения им замечаний и предложений по результатам

анализа. Применяются ли по отношению к руководителям и главным бухгалтерам,

допускающим нарушения в организации бухгалтерского учета и представлении

отчетности, меры административного взыскания;

- состояние инвентаризационной работы;

- хранение бухгалтерских документов. состояние архива, соблюдение

установленных правил и сроков хранения;

4. Методика проверки сохранности основных средств в бюджетных

учреждениях

Организуется полная или выборочная инвентаризация основных средств.

Проверяется:

-правильность отнесения к основным средствам в бухгалтерском учете

материально-вещественных ценностей;

-составляется ли первичная документация по учету основных средств по

формам, утвержденным для бюджетных учреждений, согласно приложению №1 к

инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях;

-наличие инвентарных карточек учета основных средств и правильность

их заполнения;

-наличие описи инвентарных карточек, техпаспортов и другой

технической документации;

-правильно ли определяется при принятии к бухгалтерскому учету

первоначальная стоимость основных средств, приобретенных за счет средств

бюджета или предпринимательской деятельности;

-правильно ли отражается в учете стоимость основных средств, в

случае достройки, дооборудования, реконструкции;

-утверждаются ли руководителем организации акты приема-передачи

основных средств;

-присвоены ли инвентарные номера каждому объекту основных средств

(кроме библиотечных фондов);

-ведутся ли списки основных средств формы ОС-13 при наличие большого

их количества ответственными за их хранение лицами;

-оформлены ли договора о полной материальной ответственности за

сохранность основных средств с должностными лицами, назначенными приказом

руководителя;

-правомерность списания основных средств, правильность составления и

утверждения актов па их списание;

-устанавливаются ли комиссией причины списания объектов основных

средств, выявляются ли лица виновные в преждевременном выбытии, и

привлекаются ли они к ответственности;

-осуществляется ли контроль за изъятием из списанных объектов

основных средств цветных и драгоценных металлов, правильным определением их

веса и оприходованием.

-полнота перечисления в доход соответствующего бюджета сумм,

полученных от реализации зданий, сооружений, передаточных устройств,

находящихся в оперативном управлении, а также от реализации материалов,

полученных от разборки этих основных средств;

-правильность отражения в учете сумм, вырученных от реализации

основных средств, приобретенных за счет бюджетных средств, а также

средств, полученных от предпринимательской деятельности, целевых

средств и безвозмездных поступлений;

-полнота оприходования деталей, узлов, агрегатов разобранного и

демонтированного оборудования, других материалов и правильность отражения в

учете;

-составляются ли ведомости дефектов на производство текущего и

капитального ремонта и акты приема-сдачи отремонтированного объекта

основных средств;

-правильность начисления износа;

-своевременность проведения инвентаризаций и правильность отражения

ее результатов

5. Нормативные документы, используемые при проверке;

1 .Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 года №129-

ФЗ.

2.Гражданский кодекс РФ

3.Бюджетный кодекс РФ

4. Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях,

(утверждена приказом Министерства финансов РФ от 30.12.99 г. №107н.)

5.Инструкция о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской

отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих

финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью, (утверждена

приказом Минфина России от 1 5.06.00 г.№54н)

6. Приказ Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49 «Об утверждении

методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых

обязательств»

7.Общероссийский классификатор основных фондов (ОК 013-94),

(утвержден постановлением Госстандарта России от 26,12.94 г. №359)

8.Годовые нормы износа по основным фондам учреждений и организаций,

состоящих на государственном бюджете СССР, (утверждены Госпланом СССР,

Министерством финансов СССР, Госстроем СССР и ЦСУ СССР 28.июня 1974г.)

9.Методические Указания по бухгалтерскому учету основных средств.

Утверждены приказом Минфина РФ от 20.07.98 г, № 33н.

10.Письмо Госкомстата РФ от 22.09.98 г №ВГ-1-23/3747 «О порядке

применения документов по амортизационной политике и переоценке основных

фондов в 1998 г.»

Литература

1. Акт о результатах инвентаризации форма 835.

2. Акт о списание основных средств в бюджетных учреждениях формы

ОС-4 формы бюдж.

3. Акт о списании исключенной из библиотеки литературы в бюджетных

учреждениях формы 444.

4. Акт о списании транспортных средств в бюджетных учреждениях

формы ОС-4а.

5. Акт приемки - передачи основных средств в бюджетных учреждениях

формы ОС-1 бюдж.

6. Ведомость расхождений по результатам инвентаризации формы 836.

7. Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) формы 401.

8. Инвентарная карточка учета основных средств в бюджетных

учреждениях формы ОС-6 бюдж.

9. Инвентарная карточка учета основных средств в бюджетных

учреждениях (для животных, многолетних насаждений и капитальных

расходов по улучшению земель)формы ОС-8.

10. Инвентарный список основных средств формы ОС-13.

11. Книга "Журнал - главная" формы 308.

12. Мемориальный ордер N 9 Накопительная ведомость по выбытию и

перемещению основных средств.

13. Накладная на внутреннее перемещение основных средств формы ОС-

2.

© 2010