На главную

Шпаргалки по бюджетированию


Шпаргалки по бюджетированию

2. Осн. понятия бюдж-я

Бюджет- количеств выраж-е централизовано устанавливаемых пок-лей плана пред-

я на опред период по: использ-ю кап, тов-мат., и фин ресурсов; привлечение

источников фин-я тек и инвестиц деят-ти; доходам и расходам; движ ден ср-в;

инвестициям к кап и фин влож-ям. Определяющими характ-ми бюджета явл:

формализация (количеств выраж-е) и сквозной характер (системность,

непрерывность). Бюджет пред-ия всегда разрабатывается на опред временной

интервал – бюджетный период. Бюджетир-е – процесс реализации бюджета как

документа практич деят-ти компании. Бюджетный цикл – период времени от

начала первой стадии бюджетного процесса, т.е. составление сквозного

бюджета до завершения 3-ий стадии план-факт анализа исполнения бюджета.

5. Инфраструктура бюджетного процесса.

I Учет: 1. б.у., 2. оператив учет, 3. сбор инф-ии о сост рынка. II.

Технология: 1. цели и задачи (целевые показ-ли и нормативы), 2. виды бюдж-

в, 3. Схема консолидации (методология составления контроля и анализа

сводного бюджета), 4. форматы бюджетов, 5. принципы бюдж-я, 6.

квалифицированный персонал. III. Организация: 1. Фин структура (набор ЦФО),

2. регламент бюдж-я и бюдж контроля, 3. шаг фин планир-я, 4. распред-е ф-

ций и ответственности между уровнями управ-я, 5. график документооборота,

6. система орг распорядит и внутр нормативных док-ов. IV. Автоматизация :

1. тех ср-ва, 2. ПО, 3. требования к исходной инф-ии.

6. Осн группы бюдж-в.

Осн. бюджеты предназн для упр-я финансами орг-ции, оценки фин сост-я и

бизнеса. Необходимо составлять все 3 вида этих бюджетов ( БДиР, БДДС,

расчетный баланс). Операц и вспомогат. бюджеты нужны для увязки в натур

показ-лях планир-я со стоимостными, т.е. для более точного сост-я осн

бюджетов. Специальные бюджеты необходимы для более точного опред-я целевых

показ-ей и нормативов фин планир-я более точного учета особенностей

местного налогообложения (бюджет балансовой прибыли, чист приб, НИОКР,

налоговый бюджет).

7. Бюджет продаж показывает помесячный и поквартальный объемы продаж по

видам прод-ции и в целом по компании и по подразделениям в натур и

стоимостных показателях на нач и конец бюджетного периода. Производственный

бюджет показывает помесячный и поквартальный объемы пр-ва (выпуска) по

видам прод-ции и в целом по компании в натур показателях с учетом запасов

ГП на нач и конец бюджетного периода. Бюджет запасов ГП содержит инф-ию о

запасах по видам прод-ции и по компании в целом и по отдельным видам

бизнеса в натур и стоимостном выраж-и.

8. Бюджет прямых мат затрат содержит инф-ию о запасах сырья и мат-ов,

покупных изделий и комплектующих в расчете на ед ГП по видам прод-ции и в

целом по компании в натур и стоимостных показ-лях, а также инф-ию о запасах

осн мат-ов на начало бюджетного периода. Бюджет прямых затрат труда

отражает затраты на з/п осн производств персонала на протяжении бюджетного

периода в расчете на ед ГП по видам прод-ции и в целом по компании в натур

и стоим пок-лях (т.е. с учетом чел-часов и тариф ставок). Бюджет

общепроизводств расходов показывает: расходы на з/п АУП, ИТР и вспомогат

персонала занятого в данном бизнесе; арендные платежи; комунальные и

командировач расходы; затраты на тек ремонт.

9. Бюджет управ раходов содержит инф о расходах на: з/п АУП, ИТР и

вспомогат персонала в аппарате упр-я; арендные и комунальные расходы;

командировачные расходы; затраты на тек ремонт… Бюджет коммерч расходов

отражает расходы: на рекламу, комиссионные сбытовым посредникам,

транспортные услуги, прочие расходы по реализации. Бюджет накладных

расходов содержит инф о прочих расходах орг-ции (амортизация, оплата% по

кредитам, др общезаводские расходы на протяжении бюджетного периода).

10. Главный смысл операц бюджетов – более тщательная подготовка исходных

данных для основных бюджетов, а также перевод планируемых показателей из

натур ед измерения в стоимостные. Бюджеты несколько отличаются от смет

формами и форматами: 1. затраты в бюджете представлены в виде планов,

графиков. 2. бюджеты составляются в виде 2-х бюджетных форм: а) плана

графика начисления затрат, б) графиков оплаты, в котором отражается план

поступления и списания ден ср-в.

11. Правильный выбор формата – набора статей управ учета не регулируется

нормативно правовыми актами. Требования к форматам бюджетов: 1. должны быть

совместимы с действ в орг-ции системы бух фин отчетности. 2. нужно чтобы

бухгалтера понимали чего от него хотят получить из пок-лей для целей планир-

я и прогнозир-я. 3. для нужд бюдж-я бух фин отчетность нужно модефицировать

введя категории: моржинальная прибыль, усл- пост расходы… 4. в бюдж

форматах должны находиться не все возможные, а наиб важные статьи затрат.

Отдельно следует выделять те статьи, доля которых превышает 0.5-1% выручки.

12. Вспомогат бюджеты предназначены для более тщательного планир-я динамики

активов. 1) план капитальных (первонач затрат, инвестиц бюджет) затрат,

показывает распред-е по бюдж периодам фин ресурсов, выделяемых на

инвестиции. 2) кредитный план представляет собой док-т, в котором отражены

кредиты и инвестиции необходимые пред-ию на предстоящий бюджетный период.

Специальные бюджеты показывают калькуляцию или распред-е отдельных статей

осн бюджетов (налог бюдж, бюдж ЧП).

Роль спец и вспомаг бюдж-в заключается в подготовке инф-ии для составления

осн бюдж-в или обработки их итоговой инф-ии.

13. Подготовка мастер бюджета и прежде всего осн бюджетов носит

интерактивный хар-р, т.е. их постоянно приходится корректироватьдля

соответствия целям и задачам фирмы. При составлении осн бюдж-в могут

использоваться 2 подхода: 1) Прямой (на основе составления операц бюдж-в),

2) Косвенный (упрощенный), на основе сбалансирования расходов и тек затрат,

первонач стартовых затрат и финансирования.

14. С этого вида бюджета начинается планир-е, исходным пунктом к нему явл

составл прогноза продаж. При расчете по группам выделяется средний товар в

группе и по нему след образом исчисляется: общий оборот = кол-во

предполагаемой к продаже прод-ции * отпускная цена из спец графика взятая с

учетом инфляции. Чистые продажи = общий оборот – все выплаты с общего

оборота. В бюджете продаж должен быть представлен график поступлений ден ср-

в от продажи прод-ции. График поступлений необходим для более точного

составления бюджета движения ден ср-в, т.к: 1) позволяет определить сроки и

размеры оплаты отгруженной прод-ции. 2) позволяет опред-ть структуру ден ср-

в и их аналогов – фин сурогатов (взаимозачеты, векселя…). Поскольку усл-я

функц-я конкретного бизнеса у каждой компании различные, то и формат

графика поступлений у них будет разный. Процесс оптимизации бюджета продаж

можно завершить лишь зная параметры осн бюдж-в.

15. Шаг.1. Опред-ть V продаж каждого продукта на 1-ый месяц бюджетного

периода в натур выраж-и (в шт, экз). Шаг2. Опред-ть цену каждого продукта

на 1-ый мес бюджетного периода. 3. Объем продаж каждого продукта за мес

равен цена * V продаж в натур выраж-и. 4. Опред-ть возможную динамику цен

(среднемес темп инфляции) и/или динамику сбыта (темп среднемес роста V

продаж). 5. Объем продаж каждого продукта за 1-ый мес бюдж периода. Темп

роста= динамика продаж каждого продукта по мес. 6. Просуммировав значение

объема продаж в каждом месяце получим V продаж по каждому продукту. 7.

Просуммировав по каждому периоду значение в каждом месяце определим V пр-ва

прод-ции по всем продуктам и по всем месяцам бюдж периода. 8. Если в

динамике V продаж внутри бюдж периода запланированы возможные колебания, их

необходимо учесть, скорректировать значение бюджета продаж за соответств

месяцы. 9. Для составл графика поступл ден ср-в за отгруж прод-цию

предстоит опред-ть долю прод-ции, которая будет реализована за наличный

расчет или по предоплате.

16. Обычно в состав производств бюджета принято включать след операц

бюджеты: бюджет пр-ва, запасов, прямых затрат на мат-лы (на опл труда),

прямых производств затрат, общепроизводств накладных расходов. Назначение

этого бюджета – опред-ть производств программу для производств структур или

план закупок товаров для торговых пред-ий на предстоящий бюджетный период.

Упрощенный порядок составл бюджета: 1) опред-ть ст-ть запасов по каждому

изделию в первый и послед месяцы бюджетного периода и просуммировав их

получить общую с/ть на нач и конец бюдж периода. 2) Опред-ть месяцы бюдж

периода, в которых планируется изменить уровень запасов ГП. 3) Расчитать

ежемесяч уровни пр-ва с учетом бюджета продаж и остатков ГП.

17. Назначение бюджета прямых затрат на мат-лы – опред-ть затраты сырья,

мат-ов, п/ф, комплект изделий и др. продуктов необходимых для пр-ва ГП, чья

ст-ть целиком относится на V продаж и изменяется прямопропорционально V

продаж. В рамках данного бюджета предстоит также опред-ть нормативный

(переходящий) запас сырья и мат-ов., а также график погашения кредит зад-

ти. Бюджет прямых затрат труда, назначение – опред-ть прямые (переменные)

издержки на з/п в соответствии с составленным ранее бюджета продаж,

учитывая в нем усл-перем виды расходов на з/п. Для составл этого бюджета

необходимо расчитать затраты раб времени в часах и чел-часах идущие на

изготовленные единицы ГП и ст-ть 1-ого чел-часа времени по средней или

средневзвешенной тарифной ставки. Инф-ия бюджета м/б представлена в виде

плана графика прям затрат труда или графика выплаты з/п.

18. Назначение бюджета – опред-ть издержки связанные с теми категориями

произв или операц затрат, которые прямопропорц изменяются при изменении V

пр-ва (продаж), к их числу могут быть отнесены: электроэнергия, сопутств

мат-лы, страх-е грузов, экспедиторские и др расходы связанные с доставкой

груза. Для торговли – экспедит расходы, страх-е грузов, трансп расх (если

все они привязаны процентам к ст-ти партии).

Упрощенный порядок: 1) Опред-ть наиб важные (критические) виды сырья и мат-

ов, а также категорий персонала, чьи издержки на опл труда будут связаны с

V продаж. 2) Расчитать нормы расхода отдельных видов прямых затрат на

единицу и на весь V и проследить как он будет изменяться в динамике на

протяжении бюдж периода. 3) Если ожидается, что внутри бюдж периода

произойдут изменения в соотношении прямых затрат, то необходимо

скорректировать нормы расхода.

20. Назначение – состоит в более точном распределении затрат на мероприятия

по продвижению продукта на рынки. В состав коммерч расх обычно принято

включать: 1) Расходы по доставке ГП (транспортировке), 2) з/п сбытовому

персоналу, 3) комиссионные сбытовым агентам или посредникам, издержки на

вспомогат и упаковоч мат-лы, 4) маркетинговые исследования, реклама и

продвижение прод-ции на рынки. Традиционно коммерч расх принято разделять

на: усл-перем и усл-пост. По мимо сметы в состав данного бюджета входит

план-график распред-я коммерч расх-в внутри бюдж периода (по мес, по

статейно…). Упрощ поряд сост: Шаг1. опред-ть наиб важные виды накладных

расходов. 2. распределить эти расходы на управ и коммерч. 3. выделить в

составе управ и коммер расходов перем и усл-пост. 4. опред-ть какие расходы

в составе усл-пост следует отнести к расходам отдельных бизнесов, а какие к

общеорг расходам. 5. составить план-график распред-я перем накладных

расходов в соответств с изменениями динамики продаж. 6. составить план-

график усл-пост расходов относимых к расходам отд бизнеса внутри бюдж

периода. 7. опред-ть какая доля общепроизв накладных расх-в приходится на

отд вид бизнеса компании и с учетом этого составить график погашения таких

расх-в. 8. составить график оплаты для всех видов коммерч и управ расх-в в

соответствии с их погашением внутри бюдж периода.

21. Назначение – как можно более точно опред-ть общие и административ

расходы, необходимые для осуществл деят-ти орг-ции и ее существования как

юр лица.

В состав упр расх могут включаться: амортизация; аренда, связь, комун

платежи; содерж-е зданий; з/п и премии упр, высшего и среднего звена;

канцелярские расходы; услуги связи; командировач расх; % за кредит; налоги

включаемые в с/ть. Кроме сметы составляется план-график распределения

перечисленных расходов внутри бюджетного периода по месяцам и в разрезе

подразделений. Критерием эффективности упр и коммерч расх-в явл опережающий

рост V продаж по сравнению с ростом этих расх-в.

22. Бюджет кап (первонач затрат, инвестиц бюджет) явл вспомогат бюджетом,

он показывает соотношение стартовых затрат бизнеса и внеш источников фин-я.

Бюджет кап (первонач затрат) нужен для того чтобы рассмотреть распред-е ср-

в выделяемых для начала бизнеса в виде стартовых затрат. В этом док-те

показано распред-е капитало вложений и др первонач затрат как по статьям

расх-в, так и по месяцам бюдж периода.

23. В первонач варианте кредитный план может составляться после разработки

плана кап затрат. Формат кредитного плана: Виды затрат: 1. Сумма кредита

(т.р.). 2. Ставка год.%. 3. Срок возврата (в мес). 4. Возврат (с какого мес

начинается). 5. Погашение кредита (в т.р.) (нарастающий итог возврата). 6.

Сумма к уплате (сумма недопогашенного кредита).

/янв, фев, март, 1кв, 2кв, 3кв, 4кв,всего за год/.

24. Перед составлением осн бюдж-в целесообразно составить операц и

вспомогат. бюдж. Операц бюджеты позволяют собрать данные о тек затратах и о

состоянии некоторых балансовых счетов на нач и конец бюдж периода. План кап

затрат, кредит план и прочие бюджеты позволяют опред-ть инвестиц расходы и

расходы по их обслуживанию. При составлении осн бюджетов нужно

руководствоваться требованиям сбалансированности: 1) тек затрат и

поступлений. 2) кап (первонач) затрат и внеш источников ден ср-в. 3) прочих

вложений и поступлений. Конкретной технологии бюдж-я в целом нет и быть не

может, она зависит от: 1. цели и задач бюдж-я. 2. исходной инф-ии. 3.

распред-я ф-ций бюдж-я внутри команды.

25. БДиР - в нем показывается соотношение всех доходов от реализации (по

отгруженной потребителем прод-цией или оказанным услугам) в плановый период

со всеми видами расх-в, которые предполагает понести в этот же период орг-

ция. Общие требования к разработке БДиР: 1. Сопоставлять изменение доход-в

и расх-в по периодам времени, по отд структурным подразделениям. 2. опред-

ть и сопоставлять рентабельность бизнеса. 3. устанавливать лимиты усл-пост

затрат по отд структурным подразделениям. 4. устанавливать нормативы усл-

перем и др расх-в и контролировать их соблюдение по отдельным структурным

подразделениям. Формат: Показ-ли: 1) общий оборот, 2) резерв для расчета с

бюджетом, 3) п/ф-ты для др цехов, 4) чистая выручка от реализации.

41. Бюджетный регламент -установленный в орг-ции порядок составления

(разработки), согласования (визирования), консолидации (обработки и

анализа), проведение план/факт анализа и оценки пополнения бюдж-в

различного вида и уровней. Его составные элементы: 1) принятый в орг-ции

бюдж период и минимальный бюдж период. 2) сроки (график) и порядок

разработки, согласования представления консолидации и утверждение бюдж-в

различных уровней. 3) бюдж цикл (шаг фин план-я), за него проводят

план/факт анализ. 4) периодизация бюдж контролинга, т.е. системы внутр

контроля и оценки пополнения бюджета. Послед-ть бюдж регламента: 1. составл

бюдж-в отд подразделений, 2. составл сводных бюдж-в. Гл.задачей бюдж регл

явл обеспечение возможностей контролировать ход пополнения бюджетов

различных видов и уровней упр-я.

43. Бюдж цикл – порядок составления, представления и утверждения бюдж-в,

его продолжит-ть зависит от: 1) специфики хоз деят-ти, 2) тех оснащенности

фин служб и др факторов. При составл бюдж-в могут устанавливаться след

сроки: 1) срок не позднее которого каждый центр фин ответственности должен

представить свой бюджет в службу занимающуюся рассмотр-ем и послед

консолидацией. 2) срок в теч которого рук-во компании, соответств служба

или отдел осуществляет согласование и утвержд-е бюдж-в подразделений и

бюджета компании в целом. 3) срок до которого должны быть составлены

сводные бюджеты компании, утверждены и доведены до соответств структурных

подразделений бюджеты различ уровней.

44. Для того чтобы бюджет заработал необходимо создать управленч

технологию, такая технология закрепляется в положении о бюджетном

регламенте. Общая структура бюдж регл-та, которя должна найти свое

отражение в положении: I. Бюдж период: 1. общий бюдж период, 2. период для

составл директивного бюджета, 3. период для составл индикативного бюджета.

4. минимальный бюдж период по видам осн бюдж-в. II. График бюдж-я: 1)

порядок разработки и его сроки, 2) порядок согласования и его сроки, 3)

порядок предоставления и его сроки, 4) порядок обработки и его сроки, 5)

порядок консолидации. III. Бюдж цикл: 1) период за который составляются

отчеты об исполнении бюдж-в. 2) период начиная с которого осуществл

корректировки бюдж-в на оставшуюся часть всего бюдж периода. IV. Бюдж

контроль: 1) период за который проводится план/ факт анализ, 2) период и

порядок принятия управл решений на основе рез-ов план/факт анализа.

© 2010