На главную

Система счетов бухгалтерского учёта затрат на производстве. Курсовая работа.


Система счетов бухгалтерского учёта затрат на производстве. Курсовая работа.

Содержание

1. Введение 3

2. Основная часть

1. Управленческий учёт, его сущность. 5

1.1. Основные понятия, задачи и принципы построения управленческого учёта. 5

1.2. Нормативно – правовая база и законодательное регулирование бухгалтерского управленческого учёта в России. 8

1.3. Учётная политика предприятия и управленческий учёт. 13

2. Классификация затрат на производство 27

2.1. Сущность затрат и основные задачи их классификации. 27

2.2. Классификация затрат для принятия управленческих решений. 29

2.3. Организация бухгалтерского учёта производственных затрат. 36

3. Заключение 64

4. Список литературы 66

Введение

Управление в экономике – это систематическое, сознательное и целенаправленное воздействие на поведение хозяйственной системы, на происходящие в ней производственно-коммерческие процессы для обеспечения достижения поставленных целей за счёт эффективного использования финансовых, материальных, трудовых и производственных ресурсов.

По своему содержанию экономические отношения и информация, их характеризующая, связаны со всеми сторонами деятельности объектов управления. По существу, нет таких учётных данных о работе предприятия или отрасли, которых прямо или косвенно не имели бы отношения к экономике.

Основой принятия управленческих решений на каждом этапе управления – планирования, текущего контроля – является учётная информация.

Эта информация даёт возможность пользователя принимать обоснованные решения при выборе альтернативных вариантов использования ограниченных ресурсов при управлении хозяйственной деятельностью предприятия.

Учётная информация, используемая в управлении, должна быть целенаправленной для принятия конкретного вида решений, достаточно масштабной для оценки выполнения планов, использования ресурсов производства и одновременно экономичной по затратам. Среди отдельных видов хозяйственного учёта центральное место занимает бухгалтерский управленческий учёт, который является по существу финансовым центром управленческой информационной системы.

Особенность бухгалтерского управленческого учёта по сравнению с другими информационными системами проявляется в том, что он необходим каждому предприятию в отдельности, так как характеризует развитие экономичных процессов в целом.

Совершенствование управленческого учёта в соответствии с целями предприятий – непременное условие успешного развития хозяйствующего субъекта и его движение по пути максимизации прибыли.

Правильно организованный управленческий учёт и связанный с ним контроль – важнейшие функции управления деятельностью организации. Ведение управленческого учёта на любом предприятии – это залог успешного экономического развития, повышения эффективности использования экономического потенциала собственного и заёмного капитала, достижения наилучших результатов при наименьших затратах.

1. Управленческий учёт, его сущность.

1.1. Основные понятия, задачи и принципы построения управленческого учёта

В условиях рынка в России у предприятий и организация появляется необходимость в эффективном управлении предприятием, а это зависит от уровня информационного обеспечения, поступаемого от учётных систем. Работая в новых условиях, предприятия, чтобы избежать поражения в конкурентной борьбе, банкротства, а затем и ликвидации, вынуждены рационально использовать свои экономические ресурсы. Принимая управленческое решение, руководство предприятия вынуждено постоянно анализировать целесообразность покупки средства производства, выпуска продукции, выполнения работ и оказания услуг, соизмерять затраты с полученными доходами, знать упущенные возможности для получения прибыли.

Поскольку основным источником информации для этих целей является бухгалтерский учёт, то в рыночных условиях хозяйствования его данных используется более активно и широко. Учёт занимает одно из главных мест в системе управления. Он более точно отражает реальные процессы производства, обращения, распределения и потребления, всесторонне характеризует имущественное и финансовое состояние предприятия, служит основной для планирования его деятельности.

Эффективность хозяйствования предприятий зависит от правильной постановки бухгалтерского учёта, основной задачей которого является представление точной, достоверной и оперативной информации для принятия своевременных управленческих решений. Таким образом, особую значимость приобретают проблемы организации действенной системы бухгалтерского управленческого учёта.

В системе управления бухгалтерский учёт выполняет ряд функций:

• Информационную;

• Контрольную;

• Обеспечение сохранности собственности;

• Аналитическую.

Информационная функция в системе управления – одна из главных. Любая система управления базируется на информации. Информация – это сведения о явлениях, происходящих в результате хозяйственной деятельности. Эффективность управленческих решений во многом определяется качеством и количеством представленной информации, поэтому необходимыми элементами системы управления, являются учёт и контроль за используемой информации.

Развитие бухгалтерского учёта в России на базе международных стандартов внесло серьёзные изменения в теоретические основы бухгалтерского и управленческого учёта, особенно в формирование учётной политики, отражение хозяйственных операций и процессов, исчисление доходов, расходов и финансовых результатов.

Оперативное управление процессами, которые имеют место в рыночной экономике, всё больше и больше нуждается в аналитической информации, отражающей движение хозяйственных ресурсов, окупаемость долгосрочных финансовых вложений в основную деятельность. Такого рода задачи могут быть реализованы лишь в системе управленческого учёта.

Управленческий учёт – это область знаний, предназначенная для решений внутренних задач управления предприятием.

Предметом управленческого учёта является производственно – хозяйственная и инвестиционная деятельность предприятия и его структурных подразделений в процессе всего цикла управления.

Следует отметить, что хозяйственные операции, имеющие исключительно финансовый характер (лизинговые, арендные и т.п.), выходят за рамки предмета управленческого учёта.

Объектами управленческого учёта являются:

• Издержки по предприятию и его структурным подразделениям;

• Доходы организации и её структурных подразделений;

• Внутренне ценообразование;

• Бюджетирование и система внутренней отчётности.

Объекты управленческого учёта отражаются с помощью приёмов и способов, составляющих методы управленческого учёта. А именно:

• Документации инвентаризации;

• Оценки и калькуляции;

• Счета и двойной записи;

• Балансового обобщения и отчётность.

Управленческий учёт позволяет получить информацию о затратах на производство и доходах, полученных в результате производственной и финансовой деятельности организации.

Используя данные управленческого учёта, возможно, обосновать текущие и перспективные управленческие решения. Принимаемые при выработке и производственной и коммерческой политики предприятия. Кроме того, в управленческом учёте широко применяются приёмы экономического анализа, экономико-математические и статистические методы.

Основные цели и задачи управленческого учёта:

• Создание системы учёта затрат и доходов;

• Нормирование затрат;

• Планирование;

• Контроль и анализ для ценообразования;

• Контроль, планирование и прогнозирование деятельности предприятия;

• Выбор наиболее эффективных путей развития финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Принципы управленческого учёта:

• Непрерывность деятельности предприятия;

• Использование единых для планирования и учёта единиц измерения;

• Преемственность и неоднократность использования первичной и вторичной информации для целей управления;

• Полнота и аналитичность информации об объектах учёта;

• Периодичность информации;

• Применение сметного метода управления;

• Формирование показателей отчётности как основы коммуникации между субъектами управления.

Соблюдение данных принципов обеспечивает действенность системы управленческого учёта, основное назначение которого – производство информации для принятия оперативных управленческих решений. Тактика управленческого учёта включает организацию, учёт, контроль, мотивацию, анализ и регулирование ранее принятых решений. Стратегия управленческого учёта – это система анализа, прогнозирования, планирования и координации управленческих решений, определяющих развитие предприятия на довольно длительный период.

1.2. Нормативно-правовая база и законодательное регулирование бухгалтерского управленческого учёта в России.

Ведение бухгалтерского учета является обязательным во всех организациях и учреждениях, находящихся на территории Российской Федерации, независимо от организационно-правовых и отраслевых особенностей их деятельности.

В Российской Федерации осуществляется государственное регулирование бухгалтерского учета, которое имеет своими основными целями:

• обеспечение единообразия ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

• составление и предоставление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходов и расходов, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта в России в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» включает четыре уровня.

Первый уровень — федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие законодательные акты, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета на предприятии.

Основным документом, определяющим правовую основу организации и ведения бухгалтерского учёта, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.07.1998г.№ 123-ФЗ). Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

К первому уровню системы следует отнести Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая - от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ, часть вторая - от 26 января 1996г. № 14-ФЗ), федеральные законы «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995г. №222-ФЗ, «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995г. №88-ФЗ, «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995г. №208-ФЗ, постановление Правительства «О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности» от 06 марта 1998г. №283 и др.

Второй уровень — нормативное регулирование,

которое устанавливает общие правила (стандарты) ведения бухгалтерского учета и отчетности. Нормативное регулирование осуществляют органы государственного управления: Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Госкомстат России, Центральный банк РФ и др. Эти органы разрабатывают и утверждают нормативные документы в виде положений (стандартов) по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.

Учетный стандарт можно определить как свод общих правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном бухгалтерском учете – положения) призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. В настоящее время в России разработано и утверждено 20

положений по бухгалтерскому учету и отчетности.

К ним относятся положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) отдельных объектов и фактов хозяйственной жизни организации, в частности:

 Приказ от 29 июля 1998г. №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»;

 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»;

 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;

 ПБУ 6/97 «Учет основных средств»;

 ПБУ 9/99 «Доходы организации»;

 ПБУ 10/99 «Расходы организации»;

 ПБУ 18/2002 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

Из перечисленных положений особенно важным является Положение 1/98 «Учетная политика организации», поскольку в нем изложены основные принципы учета (непрерывности деятельности организации, осмотрительности, последовательности применения учетной политики и др.).

Третий уровень — методологическое регулирование,

которое определяет конкретные правила и рекомендации по учету отдельных хозяйственных операций и объектов бухгалтерского учета. К ним относятся инструкции, рекомендации, которые утверждаются Министерством финансов РФ и другими органами, методические указания и т.п., в частности:

o План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению:

o Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств;

o Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства;

o Инструкции о формировании годовой и квартальной отчетности и др.

Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами.

Четвертый уровень — отраслевое (ведомственное) регулирование

со стороны отраслевых министерств и ведомств в соответствии с их полномочиями.

Эти органы управления могут издавать инструктивные письма, приказы, рекомендации, указания по отражению в бухгалтерском учете и отчетности специфических хозяйственных операций, процессов и объектов их деятельности. Например, приказы и инструкции Центрального банка РФ по ведению бухгалтерского учета в банках и кредитных организациях; отраслевые особенности состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (в торговле, общественном питании, транспорте, строительстве и т.д.) и др. На предприятии ООО «Элекс+центр» применяются методические указания по транспорту (ИНКОТЕРМС-2000).

Пятый уровень — внутреннее регулирование,

которое осуществляется администрацией организации в виде издания рабочих документов (инструкций, положений, приказов) по ведению учета в организации.

Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:

 документ о формировании учетной политики организации;

 утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;

 графики документооборота;

 утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;

 утвержденный руководителем формы внутренней отчетности.

Следует отметить, что во многих организациях ограничиваются разработкой приказа по учетной политике. Остальные рабочие документы или отсутствуют (графики документооборота, формы внутренней отчетности), или не утверждены руководителем (формы первичных учетных документов, План счетов). Подобные организации грубо нарушают порядок ведения бухгалтерского учета, установленный Законом «О бухгалтерском учете» и другими нормативными документами.

Процесс законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета находится в стадии развития и совершенствования и ведется в настоящее время в русле Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

1.3. Учётная политика предприятия и управленческий учёт.

Нормативное регулирование осуществляют органы государственного управления: Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Госкомстат России, Центральный банк РФ и др. Эти органы разрабатывают и утверждают нормативные документы в виде положений (стандартов) по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.

Учетный стандарт можно определить как свод общих правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном бухгалтерском учете – положения) призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. В настоящее время в России разработано и утверждено 20

положений по бухгалтерскому учету и отчетности.

К ним относятся положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) отдельных объектов и фактов хозяйственной жизни организации, в частности:

• ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»;

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером организации и утверждается руководителем организации.

При этом утверждается:

• рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета, в соответствии с требованиями своевременности для полноты учета и отчетности; формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

• порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

• методы оценки активов и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации;

• порядок контроля за хозяйственными операциями; другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики предполагается, что:

• активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств, других организаций;

• организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке;

• принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);

• факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности).

Учетная политика организации должна обеспечивать:

• полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);

• своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

• большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

• отражение, в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

• тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

• рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерского учету.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно - распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно - распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим пунктом до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания, о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы, отвечающие требованиям, приведенным в пункте 11 настоящего Положения.

Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

• изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

• разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета.

Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации.

• существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренном пунктом 9 настоящего Положения.

Изменения учетной политики на год, следующий, за отчетным, объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской отчетности организации.

ООО «Ком-Инфо» избрал свои способы и методы ведения бухгалтерского учета и закрепил в приказе об учетной политике.

Учетная политика является основополагающим документом, на основании которого ведется учет предприятия ООО «Ком-Инфо».

Содержащаяся в нем информация — инструмент ведения бухгалтерского учета внутри организации ООО «Ком-Инфо», внутренний свод законов и правил учетного процесса организации.

Счёт 25 «Общепроизводственные расходы» корреспондируются со

счетами:

+------------------------------------------------------+

| 25 \"Общепроизводственные расходы\" |

|------------------------------------------------------|

| Дебет | Кредит |

|--------------------------+---------------------------|

| С кредитов счетов: | В дебет счетов |

|--------------------------+---------------------------|

| 02 \"амортизация основных | 10 \"Материалы\" |

| средств\" | |

|--------------------------+---------------------------|

| 04 \"Нематериальные | 20 \"Основное |

| активы\" | производство\" |

|--------------------------+---------------------------|

| 05 \"Амортизация | 23 \"Вспомогательные |

| нематериальных активов\" | производства\" |

|--------------------------+---------------------------|

| 10 \"Материалы\" | 28 \"Брак в производстве\" |

|--------------------------+---------------------------|

| 16 \"Отклонение в | 29 \"Обслуживающие |

| стоимости материальных | производства и хозяйства\" |

| ценностей\" | |

|--------------------------+---------------------------|

| 21 \"Полуфабрикаты | 76 \"Расчёты с разными |

| собственного | дебиторами и кредиторами\" |

| производства\" | |

|--------------------------+---------------------------|

| 23 \"Вспомогательные | 79 \"Внутрихозяйственные |

| производства\" | расчёты\" |

|--------------------------+---------------------------|

| 29 \"Обслуживающие | 97 \"Расходы будущих |

| производства и | периодов\" |

| хозяйства\" | |

|--------------------------+---------------------------|

| 43 \"Готовая продукция\" | 99 \"Прибыли и убытки\" |

|--------------------------+---------------------------|

| 60 \"Расчёты с | |

| поставщиками и |   |

| подрядчиками\" | |

|--------------------------+---------------------------|

| 69 \"Расчёты по | |

| социальному страхованию |   |

| и обеспечению\" | |

|--------------------------+---------------------------|

| 70 \"Расчёты с персоналом |   |

| по оплате труда\" | |

|--------------------------+---------------------------|

| 71 \"Расчёты с |   |

| подотчётными лицами\" | |

|--------------------------+---------------------------|

| 76 \"Расчёты с разными | |

| дебиторами и |   |

| кредиторами\" | |

|--------------------------+---------------------------|

| 79 \"Внутрихозяйственные |   |

| расчёты\" | |

|--------------------------+---------------------------|

| 96\" Резервы предстоящих |   |

| расходов\" | |

|--------------------------+---------------------------|

| 97 \"Расходы будущих |   |

| периодов\" | |

+------------------------------------------------------+

Счёт 26 «Общехозяйственные расходы» предназначен для

обобщения информации о расходах для нужд управления, не

связанные непосредственно с производственным процессом. На

этом счёте отражаются следующие расходы:

* административно - управленческие;

* содержание общехозяйственного персонала, не связанного

с производственным процессом;

* амортизационные отчисления и расходы на ремонт

основных средств управленческого и общехозяйственного

назначения;

* расходы по оплате информационных, аудиторских,

консультационных и др. услуг.

* Другие аналогичные по назначению управленческие

расходы.

Расходы, учтённые на счёте 26, списываются в дебет счетов,

20,23,29.

Указанные расходы в качестве условно-постоянных могут

списываться в дебет счёта 90 «Продажи».

Организация, деятельность которых не связана с

производственным процессом, используют счёт 26 для

обобщения информации о расходах ,на ведение этой

деятельности. Данные организации списывают суммы,

накопленные на счёте 26, в дебет счёта 90.

Аналитический учёт по счёту 26 «Общехозяйственные расходы»

ведётся по статьям и местам возникновения затрат и др.

Счёт 26 корреспондируется со счетами:

+-------------------------------------------------------+

| 26 \"Общехозяйственные расходы\" |

|-------------------------------------------------------|

| Дебет | Кредит |

|---------------------------+---------------------------|

| С кредитов счетов: | В дебет счетов |

|---------------------------+---------------------------|

| 02 \"амортизация основных | 08 \"Вложения во |

| средств\" | внеоборотные активы\" |

|---------------------------+---------------------------|

| 04 \"Нематериальные | 10 \"Материалы\" |

| активы\" | |

|---------------------------+---------------------------|

| 05 \"Амортизация | 20 \"Основное |

| нематериальных активов\" | производство\" |

|---------------------------+---------------------------|

| 10 \"Материалы\" | 23 \"Вспомогательные |

| | производства\" |

|---------------------------+---------------------------|

| 16 \"Отклонение в | 25 \"Общепроизводственные |

| стоимости материальных | расходы\" |

| ценностей\" | |

|---------------------------+---------------------------|

| 21 \"Полуфабрикаты | 26 \"Общехозяйственные |

| собственного | расходы\" |

| производства\" | |

|---------------------------+---------------------------|

| 23 \"Вспомогательные | 28 \"Брак в производстве\" |

| производства\" | |

|---------------------------+---------------------------|

| 29 \"Обслуживающие | 29 \"Обслуживающие |

| производства и хозяйства\" | производства и хозяйства\" |

|---------------------------+---------------------------|

| 43 \"Готовая продукция\" | 76 \"Расчёты с разными |

| | дебиторами и кредиторами\" |

|---------------------------+---------------------------|

| 60 \"Расчёты с | 79 \"Внутрихозяйственные |

| поставщиками и | расчёты\" |

| подрядчиками\" | |

|---------------------------+---------------------------|

| 68 \"Расчёты по налогам и | 86 \"Целевое |

| сборам\" | финансирование\" |

|---------------------------+---------------------------|

| 69 \"Расчёты по | |

| социальному страхованию и | 90 \"Продажи\" |

| обеспечению\" | |

|---------------------------+---------------------------|

| 70 \"Расчёты с персоналом | 97 \"Расходы будущих |

| по оплате труда\" | периодов\" |

|---------------------------+---------------------------|

| 71 \"Расчёты с | 99 \"Прибыли и убытки\" |

| подотчётными лицами\" | |

|---------------------------+---------------------------|

| 76 \"Расчёты с разными |   |

| дебиторами и кредиторами\" | |

|---------------------------+---------------------------|

| 79 \"Внутрихозяйственные |   |

| расчёты\" | |

|---------------------------+---------------------------|

| 94 \"Недостачи и потери от |   |

| порчи ценностей\" | |

|---------------------------+---------------------------|

| 96\" Резервы предстоящих |   |

| расходов\" | |

|---------------------------+---------------------------|

| 97 \"Расходы будущих |   |

| периодов\" | |

+-------------------------------------------------------+

Счет 28 «Брак в производстве» предназначен для обобщения

информации о потерях от брака в производстве.

Браком в производстве считаются изделия, полуфабрикаты,

детали, узлы и работы, которые не соответствуют по своему

качеству установленным стандартам или техническим условиям

и не могут быть использованы по своему прямому назначению

или могут быть использованы лишь после исправления.

В зависимости от характера дефектов, установленных при

технической приемке, брак делится на исправимый и

неисправимый (окончательный).

Исправимым браком считаются изделия, полуфабрикаты (детали

и узлы) и работы, которые после исправления могут быть

использованы по прямому назначению и исправление которых

технически возможно и экономически целесообразно.

Окончательным браком считаются изделия, полуфабрикаты,

детали и работы, которые не могут быть использованы по

прямому назначению и исправление которых технически

невозможно или экономически нецелесообразно, то есть

затраты на изготовление новой продукции, полуфабрикатов

(узлов, деталей) взамен брака ниже, чем расходы по его

исправлению.

По месту обнаружения брак подразделяется на внутренний,

выявленный на предприятии до отправки продукции

потребителям, и внешний, выявленный у потребителя в

процессе сборки, монтажа или эксплуатации изделия.

В зависимости от того, к какому виду будет отнесен

выявленный конкретный факт брака в производстве, зависит

его оценка и отражение в бухгалтерском учете.

Выявленный брак фиксируют в первичных документах по учету

выработки рабочих (отмечается количество годных деталей и

брака). На каждый случай окончательного брака составляется

Акт (извещение) о браке.

В связи с тем, что в настоящее время нет унифицированной

формы акта о браке, на предприятии должна быть разработана

своя форма акта, которая утверждается в учетной политике

предприятия, В акте указываются: наименование изделия

(детали) и операции, на которой обнаружен брак, причина и

виновник его возникновения, стоимость забракованного

изделия по цене возможного использования, расходы,

связанные с браком, и сумма, подлежащая взысканию с

виновника брака.

Для организации надлежащего учета потерь от брака и

систематизации сведений о браке на предприятиях

устанавливается типовой перечень причин брака и его

виновников.

Акт на брак составляется контролером, мастером, бригадиром

или другими уполномоченными должностными лицами и

подписывается начальником цеха, производителем работ или

иным уполномоченным должностным лицом. Работники, виновные

в производстве брака, должны быть ознакомлены с актом на

брак.

Сдача бракованной продукции на склад оформляется

требованием-накладной (форма №М-11), форма которой

утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997

№71а.

Для определения себестоимости неисправимого брака и

связанных с ним потерь бухгалтерия составляет специальную

ведомость-калькуляцию. В ней указывается цех, где выявлен

брак, изделие по которому допущен брак, расход материалов,

заработной платы с начислениями, общепроизводственные

расходы, стоимость брака по цене возможного использования,

удержания с виновников брака и сумма чистых потерь от

брака.

По данным ведомости о браке и документах, о расходах на

исправление брака, производятся записи на счетах

бухгалтерского учета,

По дебету счета 28«Брак в производстве» собираются затраты

по выявленному внутреннему и внешнему браку (стоимость

неисправимого, то есть окончательного, брака, расходы по

исправлению и т.п.).

По кредиту счета «Брак в производстве» отражаются:

* суммы, относимые на уменьшение потерь от брака

(стоимость забракованной продукции по цене возможного

использования;

* суммы, подлежащие удержанию с виновников брака;

* суммы, подлежащие взысканию с поставщиков за поставку

недоброкачественных материалов или полуфабрикатов, в

результате использования которых был допущен брак и

т.п.);

* суммы, списываемые на затраты по производству как

потери от брака.

Аналитический учет по счету «Брак в производстве» ведется

по отдельным подразделениям организации, видам продукции,

статьям расходов, причинам и виновникам брака (таблица 4).

Таблица 4

Аналитический учет по счету 28 «Брак в производстве»

+----------------------------------------------------------------------------------+

| | |Корреспондирующие| |

| Первичный документ | Содержание операций | счета | |

| | |-----------------+------------|

| | | | |Дебет|Кредит|

|----------------------+----------------------------| | |-----+------|

|Требование-накладная | | | | | |

|(форма№М-11); |Материалы отпущены на | | |28 |10 |

|лимитно-заборная карта|исправление брака | | | | |

|(форма № М-8) | | | | | |

|----------------------+----------------------------| | |-----+------|

| |Отражение потерь от | | | | |

|Ведомость учета брака |неисправимого брака | | |28 |20 |

|в производстве |продукции (работ, услуг) | | | | |

| |основного производства | | | | |

|----------------------+----------------------------| | |-----+------|

|Накладная на выпуск |Полуфабрикаты собственного | | | | |

|полуфабрикатов |производства израсходованы | | |28 |21 |

| |на исправление брака | | | | |

|----------------------+----------------------------| | |-----+------|

| |Отражение потерь от | | | | |

|Ведомость по учету |неисправимого брака | | | | |

|брака в производстве |продукции (работ, услуг) | | |28 |23 |

| |вспомогательного | | | | |

| |производства | | | | |

|----------------------+----------------------------| | |-----+------|

| |В сумму расходов по | | | | |

|Ведомость |исправлению | | | | |

|распределения |производственного брака | | | | |

|общепроизводственных |включена соответствующая | | |28 |25 |

|расходов; ведомость |часть: | | | | |

|распределения | | | |28 |26 |

|общехозяйственных |общепроизводственных | | | | |

|расходов |расходов | | | | |

| | | | | | |

| |общехозяйственных расходов | | | | |

|----------------------+----------------------------| | |-----+------|

|Расчетно-платежная |Начисление заработной платы | | | | |

|ведомость (форма № |рабочим, занятым | | |28 |70 |

|Т-49) |исправлением брака | | | | |

|----------------------+----------------------------| | |-----+------|

|Расчетно-платежная | | | | | |

|ведомость (форма № |Начисление единого | | | | |

|Т-49); справка |социального налога на фонд | | |28 |69 |

|бухгалтерии об |оплаты труда работников, | | | | |

|определении налоговой |занятых исправлением брака | | | | |

|базы | | | | | |

|----------------------+----------------------------| | |-----+------|

|Справка бухгалтерии |Принятие к учету материалов | | |10 |28 |

| |от забракованной продукции. | | | | |

|----------------------+----------------------------| | |-----+------|

| |Потери от брака включены в | | | | |

| |себестоимость продукции | | | | |

|Справка бухгалтерии |(работ, услуг) основного | | |20 |28 |

| |производства; возврат | | | | |

| |забракованной продукции в | | | | |

| |основное производство | | | | |

|----------------------+----------------------------| | |-----+------|

| |Потери от брака включены в | | | | |

| |себестоимость продукции | | | | |

| |(работ, услуг) | | | | |

|Справка бухгалтерии |вспомогательного | | |23 |28 |

| |производства; возврат | | | | |

| |забракованной продукции во | | | | |

| |вспомогательное производство| | | | |

|----------------------+----------------------------| | |-----+------|

| |Потери от брака включены в | | | | |

| |себестоимость продукции | | | | |

|Справка бухгалтерии |(работ, услуг) обслуживающих| | |29 |28 |

| |производств; возврат | | | | |

| |забракованной продукции в | | | | |

| |обслуживающие производства | | | | |

|----------------------+----------------------------| | |-----+------|

| |На виновных физических лиц | | | | |

|Справка бухгалтерии |на основании исполнительных | | |73 |28 |

| |листов начислено возмещение | | | | |

| |на покрытие потерь от брака | | | | |

|----------------------+----------------------------| | |-----+------|

| |Потери от брака отнесены на | | | | |

| |расчеты с разными дебиторами| | | | |

|Договор страхования; |и кредиторами (например, на | | |76 |28 |

|справка бухгалтерии |страховые организации -при | | | | |

| |наступлении страхового | | | | |

| |случая) | | | | |

|----------------------+----------------------------| | |-----+------|

| |Списаны расходы по браку, | | | | |

|Справка бухгалтерии |возмещаемые поставщиком | | |76 |28 |

| |материалов | | | | |

+----------------------------------------------------------------------------------+

Счёт 28 «Брак в производстве» корреспондируется со счетами:

+------------------------------------------------------+

| 28 \"Брак в производстве\"\" |

|------------------------------------------------------|

| Дебет | Кредит |

|--------------------------+---------------------------|

| С кредитов счетов: | В дебет счетов |

|--------------------------+---------------------------|

| 10 \"Материалы\" | 10 \"Материалы\" |

|--------------------------+---------------------------|

| 20 \"Основное | 20 \"Основное |

| производство\" | производство\" |

|--------------------------+---------------------------|

| 21 \"Полуфабрикаты | 23 \"Вспомогательные |

| собственного | производства\" |

| производства\" | |

|--------------------------+---------------------------|

| 23 \"Вспомогательные | 29 \"Обслуживающие |

| производства\" | производства и хозяйства\" |

|--------------------------+---------------------------|

| 25 \"Общепроизводственные | 73 \"Расчёты с персоналом |

| расходы\" | по прочим операциям\" |

|--------------------------+---------------------------|

| 26 \"Общехозяйственные | 76 \"Расчёты с разными |

| расходы\" | дебиторами и кредиторами\" |

|--------------------------+---------------------------|

| 40 \"Выпуск продукции\" | 91 \"Прочие доходы и |

| | расходы\" |

|--------------------------+---------------------------|

| 43 \"Готовая продукция\" | 96 \"Резервы предстоящих |

| | расходов\" |

|--------------------------+---------------------------|

| 60 \"Расчёты с | |

| поставщиками и | 99 \"Прибыли и убытки\" |

| подрядчиками\" | |

|--------------------------+---------------------------|

| 69 \"Расчёты по | |

| социальному страхованию |   |

| и обеспечению\" | |

|--------------------------+---------------------------|

| 70 \"Расчёты с персоналом |   |

| по оплате труда\" | |

|--------------------------+---------------------------|

| 76 \"Расчёты с разными | |

| дебиторами и |   |

| кредиторами\" | |

|--------------------------+---------------------------|

| 91 \"Прочие доходы и |   |

| расходы\" | |

+------------------------------------------------------+

Счёт 29 «обслуживающие производства и хозяйства»

предназначен для обобщения информации о затратах, связанных

с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг

обслуживающими производствами и хозяйствами организации. На

данном счёте могут быть отображены затраты состоящих на

балансе организации обслуживающих производств и хозяйств,

деятельность которых не связана с производством продукции,

выполнением работ и оказанием услуг, явившихся целью

создания данной организации. К таким объектам относятся:

* предприятия ЖКХ;

* мастерские бытового обслуживания;

* детские дошкольные учреждения;

* дома отдыха, санатории и другие учреждения.

По Дебету счёта 29 отражаются прямые расходы, связанные

непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и

оказанием услуг, а так же расходы вспомогательных

производств.

Расходы вспомогательных производств списываются на счёт 29

с кредита счёта 23.

По кредиту счёта 29 отражается суммы фактической

себестоимости завершённой производством продукции,

выполненных работ и оказанных услуг. Эти суммы списываются

со счёта 29 в дебет счетов материальных ценностей, готовых

изделий, выпущенных обслуживающими производствами и

хозяйствами и др.

В дебет счёта 90 «Продажи» списываются суммы фактической

себестоимости при продаже сторонним организациям и лицам

работ и услуг, выполненных обслуживающими производствами и

хозяйствами.

Аналитический учёт по счёту 29 ведётся по каждому

обслуживающему производству и хозяйству, по статьям затрат.

Счёт 29 корреспондируется со счетами:

+-------------------------------------------------------+

| 29 \"Обслуживающие производства и хозяйства\" |

|-------------------------------------------------------|

| Дебет | Кредит |

|---------------------------+---------------------------|

| С кредитов счетов: | В дебет счетов |

|---------------------------+---------------------------|

| 02 \"амортизация основных | 10 \"Материалы\" |

| средств\" | |

|---------------------------+---------------------------|

| 04 \"Нематериальные | 11 \"Животные на |

| активы\" | выращивании и откорме\" |

|---------------------------+---------------------------|

| 05 \"Амортизация | 20 \"Основное |

| нематериальных активов\" | производство\" |

|---------------------------+---------------------------|

| 10 \"Материалы\" | 25 \"Общепроизводственные |

| | расходы\" |

|---------------------------+---------------------------|

| 11 \"Животные на | 26 \"Общехозяйственные |

| выращивании и откорме\" | расходы\" |

|---------------------------+---------------------------|

| 16 \"Отклонение в | 29 \"Обслуживающие |

| стоимости материальных | производства и хозяйства\" |

| ценностей\" | |

|---------------------------+---------------------------|

| 23 \"Вспомогательные | 40 \"Выпуск готовой |

| производства\" | продукции, работ, услуг\" |

|---------------------------+---------------------------|

| 25 \"Общепроизводственные | 43 \"Готовая продукция\" |

| расходы\" | |

|---------------------------+---------------------------|

| 26 \"Общехозяйственные | 44 \"Расходы на продажу\" |

| расходы\" | |

|---------------------------+---------------------------|

| 28 \"Брак в производстве\" | 45 \"Товары отгруженные\" |

|---------------------------+---------------------------|

| 29 \"Обслуживающие | 73 \"Расчёты с персоналом |

| производства и хозяйства\" | по прочим операциям\" |

|---------------------------+---------------------------|

| 60 \"Расчёты с | 76 \"Расчёты с разными |

| поставщиками и | дебиторами и кредиторами\" |

| подрядчиками\" | |

|---------------------------+---------------------------|

| 68 \"Расчёты по налогам и | 79 \"Внутрихозяйственные |

| сборам\" | расчёты\" |

|---------------------------+---------------------------|

| 69 \"Расчёты по | |

| социальному страхованию и | 80 \"Уставный капитал\" |

| обеспечению\" | |

|---------------------------+---------------------------|

| 70 \"Расчёты с персоналом | 90 \"Продажи\" |

| по оплате труда\" | |

|---------------------------+---------------------------|

| 71 \"Расчёты с | 91 \"Прочие доходы и |

| подотчётными лицами\" | расходы\" |

|---------------------------+---------------------------|

| 76 \"Расчёты с разными | 94 \"Недостачи и потери от |

| дебиторами и кредиторами\" | порчи ценностей\" |

|---------------------------+---------------------------|

| 79 \"Внутрихозяйственные | 96\" Резервы предстоящих |

| расчёты\" | расходов\" |

|---------------------------+---------------------------|

| 80 \"Уставный капитал\" | 97 \"Расходы будущих |

| | периодов\" |

|---------------------------+---------------------------|

| 91 \"Прочие доходы и | 99 \"Прибыли и убытки\" |

| расходы\" | |

|---------------------------+---------------------------|

| 94 \"Недостачи и потери от |   |

| порчи ценностей\" | |

|---------------------------+---------------------------|

| 96\" Резервы предстоящих |   |

| расходов\" | |

|---------------------------+---------------------------|

| 97 \"Расходы будущих |   |

| периодов\" | |

+-------------------------------------------------------+

Для обобщения информации о расходах, связанных с продажей

продукции товаров, работ и услуг применяется счёт 44

«Расходы на продажу».

В организациях на данном счёте могут быть отражены

следующие расходы:

* на затаривание и упаковку изделий на складах готовой

продукции;

* по доставке продукции на станцию отправления, погрузке

в вагоны, суда и другие технические средства;

* комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые

сбытовыми и другими посредническими организациями

* на рекламу;

* по содержанию помещений для хранения продукции в

местах её продажи оплате труда продавцов в

организациях, занятых сельскохозяйственным

производством;

* на аренду;

* на содержание зданий, сооружений;

* на оплату труда;

* на переработку товаров

* другие аналогичные расходы.

По дебету счёта 44 производится накопление сумм

произведённых организаций расходов, связанных с продажей

продукции, товаров и услуг. Эти суммы полностью списываются

в дебет счёта 90 «Продажи».

Аналитический учёт по счёту 44 ведётся по видам и статьям

расходов.

Счёт 44 «Расходы на продажу» корреспондируется со счетами:

+-------------------------------------------------------+

| 44 \"Расходы на продажу\" |

|-------------------------------------------------------|

| Дебет | Кредит |

|---------------------------+---------------------------|

| С кредитов счетов: | В дебет счетов |

|---------------------------+---------------------------|

| 02 \"амортизация основных | 10 \"Материалы\" |

| средств\" | |

|---------------------------+---------------------------|

| 04 \"Нематериальные | 11 \"Животные на |

| активы\" | выращивании и откорме\" |

|---------------------------+---------------------------|

| 05 \"Амортизация | 15 \"Заготовление и |

| нематериальных активов\" | приобретение материальных |

| | ценностей |

|---------------------------+---------------------------|

| 10 \"Материалы\" | 45 \"Товары отгруженные\" |

|---------------------------+---------------------------|

| 16 \"Отклонение в | 76 \"Расчёты с разными |

| стоимости материальных | дебиторами и кредиторами\" |

| ценностей\" | |

|---------------------------+---------------------------|

| 23 \"Вспомогательные | 79 \"Внутрихозяйственные |

| производства\" | расчёты\" |

|---------------------------+---------------------------|

| 29 \"Обслуживающие | 80 \"Уставный капитал\" |

| производства и хозяйства\" | |

|---------------------------+---------------------------|

| 41 \"Товары\" | 90 \"Продажи\" |

|---------------------------+---------------------------|

| 42 \"Торговая наценка\" | 94 \"Недостачи и потери от |

| | порчи ценностей\" |

|---------------------------+---------------------------|

| 43 \"Готовая продукция\" | 99 \"Прибыли и убытки\" |

|---------------------------+---------------------------|

| 60 \"Расчёты с | |

| поставщиками и |   |

| подрядчиками\" | |

|---------------------------+---------------------------|

| 68 \"Расчёты по налогам и |   |

| сборам\" | |

|---------------------------+---------------------------|

| 69 \"Расчёты по | |

| социальному страхованию и |   |

| обеспечению\" | |

|---------------------------+---------------------------|

| 70 \"Расчёты с персоналом |   |

| по оплате труда\" | |

|---------------------------+---------------------------|

| 71 \"Расчёты с |   |

| подотчётными лицами\" | |

|---------------------------+---------------------------|

| 76 \"Расчёты с разными |   |

| дебиторами и кредиторами\" | |

|---------------------------+---------------------------|

| 79 \"Внутрихозяйственные |   |

| расчёты\" | |

|---------------------------+---------------------------|

| 94 \"Недостачи и потери от |   |

| порчи ценностей\" | |

|---------------------------+---------------------------|

| 96\" Резервы предстоящих |   |

| расходов\" | |

|---------------------------+---------------------------|

| 97 \"Расходы будущих |   |

| периодов\" | |

+-------------------------------------------------------+

Счет 97 «Расходы будущих периодов» предназначен для

обобщения информации о расходах, произведенных в данном

отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным

периодам.

В соответствии с пунктом 94 Методических указаний по

бухгалтерскому учету материально-производственных запасов,

утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н (ред.

от 23.04.2002) стоимость материалов, отпущенных на

производство, но относящихся к будущим отчетным периодам

(подготовительные работы в сезонных производствах,

горно-подготовительные работы, освоение новых предприятий,

производств, цехов и агрегатов (пусковые расходы), на

подготовку и освоение производства новых видов продукции и

новых технологий, рекультивация земель), зачисляется на

счет учета расходов будущих периодов. К расходам будущих

периодов могут быть отнесены такие виды расходов как: на

рекламу; на подготовку и переподготовку кадров; на подписку

на периодические издания; на приобретение лицензий; на

оплату услуг телефонной и почтовой связи; на оплату

среднего заработка за дни отпуска, приходящиеся на

последующие месяцы (в случае если предприятие в

установленном порядке не образует резерв предстоящих

расходов на оплату среднего заработка за отпуск).

В соответствии с пунктом 65 Положения по ведению

бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в

Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от

29.07,1998 № 34н (ред. от 24.03.2000J, затраты,

произведенные организацией в отчетном периоде, но

относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в

бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих

периодов и подлежат списанию в дебет счетов:

20 «Основное производство» - затраты, относящиеся к

основному производству (того производства, продукция

(работы, услуги) которого явилась целью создания

предприятия, организации);

23 «Вспомогательные производства» - расходы будущих

периодов вспомогательных цехов и подсобных производств;

25 «Общепроизводственные расходы» - расходы будущих

периодов по обслуживанию основного и вспомогательных

производств предприятия;

26 «Общехозяйственные расходы» - управленческие и

хозяйственные расходы предприятия, относящиеся по своему

характеру к расходам будущих периодов;

44 «Расходы на продажу» - расходы будущих периодов,

связанные с реализацией (сбытом) продукции и др.

Расходы списываются в течение периода, к которому они

относятся в порядке, устанавливаемом организацией в каждом

конкретном случае (равномерно, пропорционально объему

продукции и др.), на основании расчетов, составленных после

произведенной оплаты или окончании выполненных работ,

В таком расчете рекомендуется отражать следующие

показатели:

* распределяемую сумму;

* корреспондирующий счет, на который будет производиться

списание:

* календарный период, на который относятся расходы

будущих периодов;

* суммы списания по отдельным месяцам календарного

периода, на который приходятся расходы.

Произведенные предприятием расходы учитываются на счете 97

без сумм налога на добавленную стоимость.

Аналитический учет по счету 97 ведется по видам расходов

будущих периодов. Для этого на каждый вид расходов будущих

периодов открывается отдельный аналитический счет (таблица

5).

Таблица 5

Аналитический учет по счету 97 «Расходы будущих периодов»

+-----------------------------------------------------------------------------------------+

| | |Корреспондирующие| |

|Первичный документ |Содержание операций |счета | |

| | |-----------------+----------------|

| | | | |Дебет |Кредит|

|----------------------+-------------------------------| | |---------+------|

| |Начислена амортизация основных | | | | |

|Разработочная |средств, участвующих в | | | | |

|таблица-расчет |проведении | | |97 |02 |

|амортизации основных |горно-подготовительных, | | | | |

|средств |сезонных работ, при освоении | | | | |

| |новых видов продукции и т.п. | | | | |

|----------------------+-------------------------------| | |---------+------|

| |Начислена амортизация по | | | | |

| |нематериальным активам, | | | | |

|Расчет амортизации |используемым на | | |97 |05,04 |

|нематериальных активов|горноподготовительных, сезонных| | | | |

| |работах, при освоении новых | | | | |

| |видов продукции | | | | |

|----------------------+-------------------------------| | |---------+------|

|Требование-накладная |Списаны материалы по учетной | | | | |

|(форма №М-11), |цене или фактической | | | | |

| |себестоимости для проведения | | |97 |10 |

|лимитно-заборная карта|горно-подготовительных, | | | | |

|(форма № М-8) |сезонных работ, при освоении | | | | |

| |новых видов продукции и т.п. | | | | |

|----------------------+-------------------------------| | |---------+------|

|Ведомость |Списаны услуги вспомогательных | | | | |

|распределения расходов|производств, оказанные при | | |97 |23 |

|вспомогательных |проведении работ, относящихся к| | | | |

|производств |будущим периодам | | | | |

|----------------------+-------------------------------| | |---------+------|

|Ведомость |Списаны общепроизводственные | | | | |

|распределения |расходы, относящиеся к работам,| | |97 |25 |

|общепроизводственных |связанным с будущими периодами | | | | |

|расходов | | | | | |

|----------------------+-------------------------------| | |---------+------|

|Ведомость |Списаны общехозяйственные | | | | |

|распределения |расходы, относящиеся к работам,| | |97 |26 |

|общехозяйственных |связанным с будущими периодами | | | | |

|расходов | | | | | |

|----------------------+-------------------------------| | |---------+------|

|Требование-накладная |Списана готовая продукция, | | | | |

|(форма №М-Н) |использованная в работах, | | |97 |43 |

| |связанных с будущими периодами | | | | |

|----------------------+-------------------------------| | |---------+------|

| |Списана задолженность | | | | |

|Акт выполненных работ,|поставщикам или подрядчикам за | | | | |

|оказанных услуг, счета|выполненные работы или | | |97 |60.76 |

|поставщиков и |оказанные услуги, используемые | | | | |

|подрядчиков |в работах, связанных с будущими| | | | |

| |периодами | | | | |

|----------------------+-------------------------------| | |---------+------|

|Расчетно-платежная |Начислена оплата труда | | | | |

|ведомость (форма № |работникам, участвующим в | | |97 |70 |

|Т-49), лицевой счет |проведении работ, связанных с | | | | |

|(формы № Т-54, 54а) |будущими периодами | | | | |

|----------------------+-------------------------------| | |---------+------|

|Расчетно-платежная |Начислен социальный налог на | | | | |

|ведомость (форма № |оплату труда работникам, | | |97 |69 |

|Т-49) |участвующим в проведении работ,| | | | |

| |связанных с будущими периодами | | | | |

|----------------------+-------------------------------| | |---------+------|

|Авансовый отчет, | | | | | |

|служебное задание для | | | | | |

|направления в |Списаны командировочные и | | | | |

|командировку и отчет о|хозяйственные расходы, | | |97 |71 |

|его выполнении (форма |относящиеся к будущим периодам | | | | |

|№ Т-10а), накладные, | | | | | |

|приходный ордер (форма| | | | | |

|№ М-4) | | | | | |

|----------------------+-------------------------------| | |---------+------|

|Справка бухгалтерии, |Списана часть расходов будущих | | | | |

|ведомость |периодов, приходящихся на | | |20,23.25,|97 |

|распределения расходов|затраты текущего отчетного | | |26 | |

|будущих периодов |периода | | | | |

|----------------------+-------------------------------| | |---------+------|

|Справка бухгалтерии, |В текущем отчетном периоде | | | | |

|ведомость |списана часть расходов будущих | | |44 |97 |

|распределения расходов|периодов, приходящаяся на | | | | |

|будущих периодов |расходы, связанные со сбытом | | | | |

+-----------------------------------------------------------------------------------------+

Организация производственного учёта предполагает и

определённую группировку издержек предприятия в зависимости

от объекта учёта. При этом рекомендуется вести учёт затрат

видам, местам возникновения., центрам ответственности.

Как говорилось ранее, затраты можно группировать по разным

признакам. По экономическому содержанию их принято

подразделять на следующие:

* материальные, которые отражаются такими

бухгалтерскими проводками:

Д 20, 25, 26, 44 К 10, 21

* трудовые, которые можно представить в

бухгалтерском учёте в виде проводок:

Д 20, 25, 26, 44 К 70

* отчисления в фонды социального страхования и

обеспечения, которые можно представить в

бухгалтерском учёте следующими проводками:

Д 20, 25, 26, 44 К 69

* амортизационные отчисления на основные фонды

(основные средства), которые можно представить в

бухгалтерском учёте следующими проводками:

Д 20, 25, 26, 44 К 02

* прочие, которые можно представить в

бухгалтерском учёте следующими проводками

Д 20, 44 К 04, 05, 23, 25, 26,68,76,97.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На средних и крупных предприятиях, имеющих достаточное

количество разноплановых цехов и отделов, установить полные

затраты, связанные с конкретными типами продукции, работ и

услуг чрезвычайно сложно. Особенно трудно разделить

косвенные затраты, например:

* расходы на обеспечение производства энергии,

* затраты на поддержание основных средств в

работоспособном состоянии,

* транспортные расходы,

* затраты на содержание аппарата управления и т.п.

Затраты в деятельности предприятия играют очень большую

роль. Хозяйственно - производственная деятельность на любом

предприятии связана с потреблением сырья, вспомогательных

материалов, технологической энергии, воды, начислением

заработной платы, отчислением в социальные фонды и рядом

других необходимых затрат и отчислений. Для подсчета суммы

всех расходов предприятия приводят их к денежному

показателю в виде себестоимости. На основе затрат

осуществляется калькулирование продукции (работ, услуг) и

определяется себестоимость изделия.

От уровня себестоимости зависят финансовые результаты

деятельности предприятий, темпы расширенного

воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих

субъектов.

При планировании себестоимости продукции необходимо

тщательно проанализировать возможные резервы ее снижения за

счет сокращения расхода основных материалов,

технологического топлива и энергии, уменьшения доли

заработной платы, приходящейся на единицу продукции,

сокращения и ликвидации брака и других потерь в

производстве, а также снижения косвенных затрат.

По этому в условиях ведения управленческого учёта стоит

противоречивая проблема: с одной стороны, необходимо

установить состав и величину издержек для каждого вида и

сорта продукции (работ, услуг), а с другой - нельзя

допускать больших затрат времени и средств на решение

данной задачи тем более, что конъюнктура спроса на рынке

постоянно меняется.

Список литературы

1. О бухгалтерском учёте: Федеральный закон от

21.11.1996г., № 129-ФЗ.

2. Налоговый кодекс РФ (части 1 и 2)

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I, II,

III.

4. Федеральный Закон РФ № 58-ФЗ от 06.06.2005г. «О

внесении изменений в часть 2 Налогового кодекса РФ и

некоторые другие законодательные акты РФ о налогах и

сборах».

5. План счетов бухгалтерского учёта

финансово-хозяйственной деятельности и инструкция по

его применению: Приказ Министерства финансов РФ от

31.10.2000 № 94н.

6. «Положение по ведению бухгалтерского учёта и

бухгалтерской отчётности в РФ», утверждённым Приказом

Минфина РФ № 34н от 29.07.1998г.;

7. Положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ), утверждёнными

Приказами Минфина РФ;

8. Управленческий учет на предприятиях сферы услуг:

Учебное пособие для студентов экономических

специальностей вузов. Ткач В.И., Гончаренко О.Н.,

Москва, ИКЦ «МарТ», 2004.

9. Управленческий учёт: Учебное пособие для студентов

экономических вузов. Н. В. Козлюк, С. Н. Угримова,

Ростов-на-Дону, изд. «Феникс», 2006.

10. Бухгалтерский управленческий учёт: Учебное пособие для

вузов по экономическим специальностям. Москва,

Финстатинформ, 2000.

Остальное смотрите в zip-файле.

© 2010