На главную

Учет поступления и расходов материалов


Учет поступления и расходов материалов

Содержание.

Введение.

I. Учет поступления материалов.

1 Документация по учету поступления материалов.

2 Учет поступления материалов.

3 Порядок учета неотфактурованных поставок.

II. Учет расходов материалов.

1 Учет расходов материалов.

2 Документальное оформление расхода материалов.

Заключение.

Список используемой литературы.

Учет поступления материалов.

1 Документация по учету поступления материалов.

Поступление материалов на предприятие контролирует отдел маркетинга,

который следит за выполнением поставщиками договорных обязательств,

предъявляет им претензии по качеству и недостачам материалов, разыскивает

грузы, если они своевременно не прибыли на предприятие.

Материалы на склад доставляет экспедитор. Если обнаруживается недостача

или порча груза, составляется акт не право представления претензий к

транспортной организации или поставщику.

В момент сдачи экспедиторам материалов на склад материально

ответственное лицо проверяет соответствие количества, качества и

ассортимента поступивших материалов документам поставщика.

Одни из них отражают количество отправленного груза (спецификации,

отвесы, накладные), другие - качество (сертификаты, удостоверения и т. п.).

При полном соответствии количества фактически поступивших ценностей

документам поставщика материально ответственное лицо выписывает приходный

ордер (ф. № М-4).

В случае централизованной доставки материалов автотранспортом со склада

поставщик выписывает товарно-транспортную накладную (ф. № М-5 и М-6) в

четырех экземплярах:

а) покупателю - для оприходования материалов вместо приходного ордера;

б) поставщику - для списания ценностей;

в) для начисления заработной платы водителям автотранспорта;

г) для предъявления в банк на оплату;

акт о приемке материалов (ф.№М-7) применяется для оформления

поступивших материальных ценностей без платежных документов и в случае

расхождений с данными сопроводительных документов поставщика. Акт

составляется приемной комиссией с обязательным участием представителя

незаинтересованной организации, заведующего складом и представителя отдела

снабжения предприятия. Составляется акт в двух экземплярах: первый -

передается в бухгалтерию предприятия как основание для бухгалтерских

записей на счетах и расчета сумм недостач или излишков; второй - поступает

в отдел маркетинга для предъявления претензий поставщику или сообщения ему

о представлении платежного требования на излишки. Наличие акта исключает

выписку приходного ордера.

Приходные документы составляются в день поступления материалов.

Кроме перечисленных документов составляются накладные - требования на

отпуск материалов (ф. № М-11) при внутреннем перемещении материалов со

склада на склад. Материально ответственное лицо, выписывает накладные в

двух экземплярах; один цеху, другой складу - для их оприходования.

2 Учет поступления материалов.

Производственные запасы материалов пополняются за счет их поставок

предприятиями поставщиками или прочими организациями на основе договоров. В

договорах предусматривается: наименование материалов, количество, цена,

срок поставки, порядок расчетов с поставщиками, способ транспортировки,

санкции за несоблюдение условий договора, порядок приемки. Предприятия -

поставщики на отгруженную продукцию выписывают платежные требования-

поручения и счета-фактуры, передают их или пересылают почтой покупателю,

последние передают их в свой банк для оплаты. Оперативный учет выполнения

договорных обязательств на предприятии осуществляет отдел маркетинга,

поэтому платежные требования-поручения и счета-фактуры в первую очередь

поступают в этот отдел или финансовый. Там поверяют соответствие их

договорам, регистрируют в журнале учета поступающих грузов (ф. № М-1),

делают отметку в книге учета выполнения договоров и акцептуют, т.е. дают

согласие на оплату. После регистрации платежные документы получают

внутренний номер (регистрационный) и передаются в бухгалтерию предприятия

для оплаты, а квитанция и товарно-транспортная накладная передаются в

экспедиционный отдел для получения и доставки груза. По мере поступления

груза на склад выписывается приходный ордер, затем при реестре сдается в

бухгалтерию, где таксируется и прикладывается к платежному документу. По

мере оплаты банком этого документа бухгалтерия получает выписку из

расчетного счета о списании денежных средств в пользу предприятия -

поставщика.

В течении отчетного месяца бухгалтерия предприятия получает платежные

документы поставщиков, акцептованные отделом маркетинга, принимает

приходные ордера и приемные акты складов, получает выписки из расчетного и

прочих счетов предприятия. Это позволяет заключить расчеты, закончить их

введу выполнения каждой стороной своих обязательств.

3 Порядок учета неотфактурованных поставок.

Неотфактурованными считаются поставки, по которым материальные ценности

поступили на предприятие без платежного документа. На складе приходуют их,

выписывается приемный акт, который при реестре поступает в бухгалтерию.

Здесь материалы по акту расцениваются по учетным ценам, записываются в

журнал-ордер №6 как ценности, поступившие на склад, в этой же сумме

относятся на сумму материалов в акцепт. Неотфактурованные поставки

регистрируются в журнале - ордере №6 в конце месяца ( в графе Б "Номер

счета" ставится буква Н), когда возможность получения платежного документа

в данном месяце отпала. Оплате в отчетном месяце они не подлежат, так как

основанием для оплаты банком являются платежные документы (которые

отсутствуют). По мере поступления платежных документов на эту поставку в

следующем месяце они акцептируются предприятием оплачиваются банком и

регистрируются бухгалтерией в журнале - ордере №6 в свободной строке по

группе материалов и в графе " акцепт" в сумме платежного требования, а по

строке сальдо ранее записанная сумма по учетным ценам сторпируется тоже по

группе и в графе " акцепт".

Учет расходов материалов.

1 Учет расходов материалов.

Учет и контроль за расходованием товарно-материальных ценностей - одна

из важных задач бухгалтерского учета.

Все первичные документы на расход и отпуск материалов группируются

бухгалтерией в разрезе синтетических счетов, субсчетов, мест использования

и направление затрат. В течении отчетного месяца их движение учитывается по

учетным ценам, а по окончании месяца после расчета процентов и сумм

транспортно - заготовительных расходов или отклонений по фактической

стоимости. Таким образом данные образующие фактическую себестоимость

поступивших материалов, в бухгалтерском учете отражаются в разных журналах-

ордерах (№ 1, 3, 6, 7, 10/1, израсходованных и отпущенных на сторону

материалов записывают в журналах-ордерах № 10 и 10/1 и в главной книге.

2 Документальное оформление расхода материалов.

Материалы со складов и из кладовых отпускаются для производства

строительных и монтажных работ, на хозяйственные нужды.

Отпускаются материалы со складов и из кладовых только с разрешения

определенных должностных лиц. Одной из основных задач материального учета

является предварительный и последовательный контроль за расходованием

материалов на производстве.

Цель предварительного контроля - не допускать отпуска материалов в

производство сверх количества, предусмотренного нормами на заданный объем

работ. Такой контроль осуществляется по лимитно-заборным картам. Лимитно-

заборные карты - это своего рода разрешение на постепенный отпуск в течение

месяца материалов на производство. Лимитирование расхода материалов

производится плановым или производственным отделом при составлении месячных

оперативных планов участков производителей работ. Лимитно - заборная карта

выписывается каждому производителю работ в двух экземплярах на один или

несколько видов материалов (номенклатурных номеров). Карта регистрируется в

реестре, после чего один экземпляр передается производителю работ, а второй

на склад. Реестр карт передается в бухгалтерию. Отпуск материалов со склада

производится только после предъявления экземпляра лимитно - заборной карты,

находящийся у прораба. Отпущенное количество материалов записывается в

обоих экземплярах карты и подтверждается подписью получателя ( на

экземпляре, находящимся на складе) и заведующего складом ( на экземпляре

получателя). Таким образом, лимитная карточка это накопительный расходный

документ. По окончании месяца оба экземпляра лимитно - заборных карт

поступают в бухгалтерию, где они сверяются и таксируются. Материалы не

требующиеся повседневно , отпускают по разовым требованиям, выписываемым в

двух экземплярах начальником участка, начальником цеха или производителем

работ.

В лимитно - заборных картах и требованиях указывается целевое

назначение материалов (шифр учетного объекта, статья расхода и т. д.).

Склад может отпускать только те материалы и в таких количествах которые

указаны в лимитно- заборной карте или требованиях. Замена материала не

разрешается. Отпуск материалов не в тех количествах, которые указаны в

требованиях, допускается только в тех случаях когда это вызывается

состоянием упаковки, габаритами, тарой и т. п.

А сейчас я хочу описать счета на которых учитывают состояние

производственных запасов, т. е. тех материальных ценностей, которые

расходуются за один цикл производства ( сырье, материалы и т. п.).

Счет 10 "Материалы".

Предназначен для регистрации информации о наличии и движении

принадлежащих предприятию сырья, материалов, топлива, запасных частей и

т.п. ценностей.

Материалы учитываются на счете 10 "Материалы" по фактической

себестоимости их приобретения или учетным ценам. Фактическая себестоимость

приобретения или заготовления материалов складывается из стоимости по ценам

приобретения и расходов по заготовке и доставке этих ценностей на

предприятие. При этом бухгалтеру крайне важно знать перечень расходов,

включаемых в "законный" состав расходов по заготовке и доставке материалов

на предприятие - этот перечень регулируется соответствующими нормативными

актами. При участии материалов по учетным ценам разница между стоимостью

ценностей по этим ценам и фактической себестоимостью приобретения ценностей

отражается на счете 16 "Отклонения в стоимости материалов".

К счету 10 "Материалы" Могут быть открыты субсчета:

10/1 - "Сырье и материалы";

10/2 - "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и

детали";

10/3 - "Топливо";

10/4 - "Тара и тарные материалы";

10/5 - "Запасные части";

10/6 - "Прочие материалы";

10/7 - "Материалы, переданные в переработку на сторону";

10/8 - "Строительные материалы".

В зависимости от принятой предприятием организации учета, поступление

материалов может быть отражено с использованием счетов 15 "Заготовление и

приобретение материалов".

Аналитический учет по счету 10 "Материалы" ведется по местам хранения

материалов и отдельным их наименованием (видом, сортам, размерам и т.д.).

Это позволяет в любой момент проверить их наличие и стоимость. Счет 10

активный, он отражает вложение средств в материалы сырье.

заключение

В заключении хотелось бы отметить, что учет поступления и расходов

материалов является одним из важнейших условий успешной работы предприятия,

т.к. своевременное осуществление расчетов с поставщиками материалов,

систематический контроль за выявлением излишних и неиспользуемых

материалов, правильное и своевременное документирование по движению

материальных ценностей все это отражается на процессе производства и

реализации получении дохода. При их соблюдении можно добиться успеха в

управлении предприятием.

Список используемой литературы.

Козлова Е.Н., Парашутин Н. В., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. "Бухгалтерский

учет" 1996 г.

Нидлз Б., Андерсон Х., Колдуэлл Д. "Принципы бухгалтерского учета" /под

ред. Я.В. Соколова 2-е издание.

Щадилова С.Н. "Основы бухгалтерского учета".

П. И. Злобин "Бухгалтерский учет в строительстве".

© 2010