Учёт, анализ, аудит оплаты трудаУчёт, анализ, аудит оплаты труда4. АУДИТ ОПЛАТЫ ТРУДА 4.1 Аудиторская деятельность Ускоренное развитие предпринимательства, возникновение новых организационно-правовых форм организаций и многообразных форм собственности коренным образом повлияли на механизм системы экономического контроля. Одним из значимых в настоящее время, а также перспективных и эффективных видов экономического контроля в условиях рынка является независимый контроль. Независимый контроль проводится аудиторами, аудиторскими фирмами, осуществляющими свою деятельность на договорной коммерческой основе за счет заказчика (проверяемого субъекта, в отдельных случаях за счет бюджетных средств) - клиента. Аудит осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 119, вступившим в силу с 7 сентября 2001 года. Согласно этого закона, аудиторская деятельность, аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учёта и финансовой (бухгалтерской) отчётности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учёта законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчётности, которая позволяет пользователю этой отчётности на основании её данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти. Аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальные аудиторы), могут оказывать сопутствующие аудиту услуги. Под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующие слуги: - постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учёта, составление финансовой (бухгалтерской) отчётности, бухгалтерское консультирование; - налоговое консультирование; - анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование; - управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций; - правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам; - автоматизация бухгалтерского учёта и внедрение информационных технологий; - оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков; - разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес- планов; - проведение маркетинговых исследований; - проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях; - обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью; - оказании услуг, связанных с аудиторской деятельностью. Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг. Аудиторская проверка проводится в несколько этапов: 1). Подготовка к проведению аудиторской проверки. В аудиторской фирме на каждое предприятие-клиента заводится досье с информацией о масштабах её деятельности, видах деятельности, деловых партнёрах, перспектив развития, наличия на предприятии экономических ресурсов. После составления досье, проводят предварительную оценку предстоящей аудиторской проверки и определяют сроки её проведения. 2). Планирование аудиторской проверки. При планировании аудиторской деятельности фирма обязана: - определить основные направления деятельности предприятия; - получить сведения о формах и методах организации управленческого учёта и контроля; - определиться в выборе формы аудиторского заключения и определить, кому оно будет предоставляться; - определить основные направления аудита, подготовить необходимые документы. Определить требования, которые будут выдвигаться к лицам, проводящим аудиторскую проверку и составить план расписания ревизий. 3). Оценка системы учёта на предприятии, проведение проверки хозяйственных операций и учётных записей, а так же наличие имущества, находящегося в распоряжении предприятия с данными баланса. 4). Сверка финансовой отчётности с учётными записями, подтверждение того, что балансовый счёт прибылей и убытков отражает истинную картину хозяйственной деятельности предприятия. 5). Проверка соответствия финансовой отчётности требованиям законодательства и нормативам учётной политики. 6). Оценка финансовой отчётности в целом и составление общего вывода о том, что финансовая отчётность составлена на основе объективной и проверенной информации, т.е. она является достоверной. Аудитор должен планировать свою работу так, чтобы своевременно и качественно провести аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, законности и достоверности хозяйственно-финансовых операций и правильности их отражения на счетах бухгалтерского учета. Важным элементом аудиторской деятельности при планировании аудита является оценка аудиторского риска и определение информационной базы для проведения проверки. Аудиторский риск – это оценка риска неэффективности предстоящей проверки аудитором, который в своем заключении сделал вывод о том, что бухгалтерская отчетность у клиента достоверна. Для того чтобы подготовить наиболее оптимальный план проведения аудита, необходимо при расчете аудиторского риска системно учитывать не только общие основополагающие аспекты контроля, но и предварительно оценить совокупность влияющих на них факторов. Только системный подход и комплексная оценка всех факторов при расчете аудиторского риска позволяет составить приемлемый план аудита. В соответствии с российскими проектами стандартов аудитору следует дать оценку состоянию бухгалтерского учета и системе внутреннего контроля в проверяемой организации. Это необходимо для установления вероятности возникновения ошибок, влияющих на достоверность показателей финансовой отчетности. На основе такой оценки определяют содержание, масштаб и количество аудиторских процедур. Эффективно построенная система учета должна: гарантировать, что хозяйственные операции верно отражены во времени; позволить правильно измерить объем операции; помочь составить бухгалтерскую проводку, адекватную содержанию операции; ограничить возможность появления умышленных нарушений и злоупотреблений. Ключевыми элементами области контроля являются: эффективность организационной структуры; роль руководства; место внутреннего аудита; обоснованность планов и бюджетов; уместность и надежность информации руководства; существование адекватной политики и процедур для контроля за бизнесом; риск того, что руководство может игнорировать систему внутрихозяйственного контроля или преднамеренно привести ложные цифры в финансовой отчетности; эффективность контроля руководства над компьютерными операциями; надежность контроля над операциями, отличными от компьютерных. В процессе проверок аудиторы должны составлять рабочие документы, являющиеся основными документами, подтверждающими объем и качество выполняемой ими работы. Рабочие документы составляются по произвольной форме. В них должна, прежде всего, содержаться необходимая справочная информация о клиенте; краткое описание выполненной работы. В частности, необходимо указывать: метод проведения проверки – сплошной или выборочный, либо объем проверенной документации; замечания по результатам проверки; перечень первичных и других документов, не представленных к проверки; иные выявленные несоответствия действующему законодательству; мнение аудитора о способах устранения выявленных недостатков; другие рекомендации по улучшению хозяйственно-финансовой деятельности клиента. Кроме того, в рабочих документах должно найти отражение описание системы внутрихозяйственного контроля у клиента, программа аудита, а также результаты аудита за прошлый год. На основании записей, произведенных в рабочих документах, составляется аудиторское заключение. В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации результатом аудиторской проверки является заключение аудитора – документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Аудиторское заключение состоит из трёх частей: 1). Вводная часть. Здесь указываются юридические адреса, а для аудиторов, являющихся физическими лицами, указывается ФИО, стаж работы в качестве аудитора, дата и номер лицензии, номер аттестационного свидетельства и дата выдачи, а также организация выдавшая лицензию. 2). Аналитическая часть. Здесь указывается наименование предприятия, период его деятельности, за который проводилась проверка., результаты экспертизы финансового учёта и соответствие отчётности. А также факты выявленных нарушений, в т.ч. факты нарушений, которые принесли ущерб самому предприятию, органам государственной власти, третьим лицам. 3). Заключительная часть. Содержит запись о подтверждении достоверности бухгалтерской отчётности. Каждая страница аудиторского заключения подписывается аудитором или руководителем аудиторской фирмы, ставится печать. Различают четыре варианта аудиторского заключения: безусловно положительное, условно положительное, отрицательное и отказ аудиторской фирмы от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности. Заключения аудитора по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации. Контроль за ведением бухгалтерского учёта может быть как внешним, так и внутренним. Внутренний контроль осуществляется службой внутреннего аудита и направлен на установление правильности ведения бухгалтерского учёта и отчётности на предприятии. Внешний контроль осуществляется аудиторской службой. Различают несколько вариантов аудита: 1). Аудит финансовой отчётности – служит для выявления полноты и достоверности финансовой информации. 2). Согласованный (регулирующий) аудит – основной целью является проверка соблюдения конкретных норм и процедур деятельности предприятия. При этом анализируются недостатки в работе предприятия, связанные с принятием управленческих решений. 3). Аудит производственной деятельности состоит в проверке качества производственного процесса и его основной целью является улучшение качества выпускаемой продукции при более низкой себестоимости. Аудитор должен предложить конкретные направления повышения эффективности и производительности работы предприятия. 4). Добровольный аудит – проводится по заказу заинтересованной стороны, при этом объём и характер проверки зависит от желания клиента. 5). Обязательный аудит – ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учёта и финансовой отчётности организации. Обязательный аудит осуществляется в случаях, если - организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества; - организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц; - объём выручки организации от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчётного года в 200 тысяч раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда; - организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения; - обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен Федеральным законом. ОАО «Кирово-Чепецкий химкомбинат им. Б.П.Константинова» подлежит обязательному аудиту. Аудитор общества – ООО «Пачоли. Аудиторская компания» г. Москва, ул. Матвеевская, д. 6, лицензия Минфина РФ от 23 ноября 1999 года № 002994. 4.2 Контрольно-ревизионный отдел ОАО КЧХК В целях повышения эффективности контрольно-ревизионной работы, усиления контроля за деятельностью отделов, служб и подразделений комбината и создания необходимых условий независимости и ответственности по данному направлению деятельности на ОАО КЧХК создан контрольно-ревизионный отдел (КРО). С 01.11.2001 года утверждено и введено в действие Положение о контрольно-ревизионном отделе и организационной структуре управления отделом. Согласно этого положения, контрольно-ревизионный отдел является самостоятельным структурным подразделением ОАО. В своей деятельности отдел руководствуется Уставом ОАО, учётной политикой ОАО, Налоговым Кодексом РФ, Гражданским Кодексом РФ, Федеральными законами «О бухгалтерском учёте», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и другими нормативными правовыми документами по бухгалтерскому, налоговому, финансовому учёту, действующим законодательством, нормативами и нормами, регламентирующими хозяйственную деятельность предприятия, указаниями и распоряжениями генерального директора. Деятельность отдела направлена на решение следующих задач: - организовывать комплексный контроль за работой ОАО; - обеспечивать контроль за достоверностью финансовой, налоговой и бухгалтерской отчётности и данных, формируемых в подразделениях ОАО; - проводить документальные проверки в подразделениях ОАО с целью сохранности собственности, правильного и экономного расходования средств, выявления нарушений, смет расходов и затрат на производство, договорной работы, соблюдения финансовой и платёжной дисциплины, оптимизации налогообложения; - готовить предложения по устранению выявленных проверками нарушений и совершенствованию работы подразделений ОАО; - разрабатывать мероприятия по укреплению на ОАО дисциплины в расходовании материальных, финансовых и других ресурсов, осуществлению строжайшего режима экономии, сохранности собственности; - проводить правовой, экономический (финансовый, бухгалтерский) и технический анализ внутренних документов ОАО; - проводить согласование внутренних документов ОАО в сфере финансового, налогового и управленческого учёта, наиболее значимых сделок ОАО; - осуществлять контроль за своевременностью выявления и устранения нарушений. На отдел возложены функции в области контроля: - осуществлять контроль за достоверностью, своевременностью, правильностью отражения в бухгалтерском учёте операций, связанных с движением и расходованием поступающих денежных средств, товароматериальных ценностей и основных фондов; - осуществлять контроль за порядком составления отчётности на основе первичных документов; - контролировать правильность отражения хозяйственных операций в учёте, проверять правильность начисления налогов, сборов и платежей; - осуществлять контроль за расчётно-платёжной дисциплиной, своевременностью расчётов с бюджетом и внебюджетными фондами; - осуществлять контроль за своевременностью выявления и устранения нарушений в сфере финансово-хозяйственной деятельности. В области кадров, труда и заработной платы: - разрабатывать и представлять на утверждение должностные инструкции работников отдела; - при увеличении объёма работ отдела выходить с предложениями об изменении штатного расписания отдела. Согласно штатного расписания в контрольно-ревизионном отделе существуют следующие должности: внутренний аудитор, юрисконсульт – специалист по правовым вопросам и налогообложению, экономист по планированию – специалист по финансовым вопросам и вопросам планирования, специалист по маркетингу и ценовой политике, бухгалтер-ревизор, ведущий инженер по организации управления производством, консультант-эксперт по техническим вопросам. 4.3 Определение последовательности проверки расчетов по оплате труда. Основной задачей проверки расчетов с рабочими и служащими по оплате труда является проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда. Источниками информации, используемой в процессе контроля, являются аналитические и синтетические данные по счетам 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 91 «Прочие доходы и расходы», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты с депонентами»), первичные документы по учету выработки и начислению оплаты труда (табеля учета отработанного времени, наряды), листки о временной нетрудоспособности, расчеты на оплату отпусков, нормативные документы, регулирующие эти операции. Начинать проверку расчетов с рабочими и служащими по оплате труда следует с установления соответствия показателей аналитического учета по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» с записями в главной книге и бухгалтерском балансе на одну и ту же дату. Для этого необходимо сверить сальдо по счету на первое число в главной книге и в балансе предприятия с итоговыми суммами (к выдаче) расчетно-платежных ведомостей. Далее необходимо проверить соответствие задолженности по оплате труда (по счетам 70 «расчеты с персоналом по оплате труда» и 76 «расчеты с разными дебиторами и кредиторами») в сводных ведомостях, главной книге и бухгалтерской отчетности организации. Затем изучаются достоверность первичных документов, правильность их заполнения, их соответствие требованиям нормативных документов по начислению и выплате заработной платы и других видов оплаты труда. При этом особое внимание обращается на проверку табелей учета рабочего времени. При проверки табелей учета рабочего времени, нарядов и других первичных документов по начислению оплаты труда необходимо обратить внимание на факты начисления оплаты труда на вымышленных (подставных) лиц. Для этого следует исследовать документы и сопоставить фамилии и инициалы работников с данными учета списочного состава. Необходимо также установить, нет ли повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам (табелям, нарядам, накопительным учетным листам и разовым документам). Следует обратить особое внимание на расчеты по оплате труда с работниками, которые приняты на работу по договорам подряда и трудовым контрактам. Часто такие договора носят фиктивный характер, а поэтому необходимо установить, за что и за какую работу или объем выполненной работы начислена заработная плата, какими документами подтверждается объем выполненной работы, размеры начисленной оплаты труда. Путем пересчетов и прослеживания определить наличие в первичных документах и расчетно-платежных ведомостях арифметических ошибок. Следует проверить также правильность обобщения и группировки данных по учету труда. Суммы начисленной заработной платы, отраженные в первичных документах, в дальнейшем учетном процессе должны быть накоплены и сгруппированы по двум направлениям: - по каждому работнику для расчетов по оплате труда; - по объектам учета затрат для отражения в затратах производства. При проверке необходимо выяснить правильность удержаний из заработной платы, прежде всего налога с дохода, алиментов, а также обоснованность расчетов с депонентами. Проверяются платежные ведомости, дата возникновения и сумма депонентской задолженности, количество депонентов и сверяются суммы по расчетам с депонентами (на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»). На следующем этапе проверки выборочно проверяется правильность начисления оплаты труда, а именно: правильность оплаты труда по сдельным расценкам, тарифным ставкам и окладам; обоснованность и правильность начисления премий сдельщикам и повременщикам по действующим на предприятии системам премирования; правильность начисления доплат в связи с отклонениями от нормальных условий работы, за бригадирство, оплаты простоев не по вине рабочих, за работу в тяжелых и вредных условиях, за работу в выходные и праздничные дни, пособий по временной нетрудоспособности, ежегодных отпусков, вознаграждений по итогам работы за год. Начисление премий должно быть подтверждено приказом руководителя, указано в договоре, контракте или в решении учредителей (собственников, Совета директоров) организации. Особого внимания аудитора требует проверка: своевременности погашения сумм ранее выданных работнику авансов и переплат; правильность удержания из заработной платы задолженности по подотчетным суммам и по возмещению материального ущерба, а также за товары, купленные в кредит. Общая сумма всех удержаний из заработной платы работника не должна превышать 50 процентов месячного заработка. Необходимо также убедиться в правильности организации и ведения аналитического и синтетического учета, заполнение форм бухгалтерской отчетности по фонду оплаты труда. Аудитор должен поставить в известность руководство предприятия о выявленных фактах обмана или ошибок и дать рекомендации по исправлению недостоверной информации. По окончании проверки аудитором составляется аудиторское заключение. |
|