Упрощенная система ведения бух. учетаУпрощенная система ведения бух. учетаСОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ: 1. ВВЕДЕНИЕ. МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ РОЛЬ НА РЫНКЕ……..2 2. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ….………………………………………………..6 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ УЧЕТА ПРИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ…………………………………….12 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….17 4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………....19 ВВЕДЕНИЕ. РОЛЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА РЫНКЕ. Одной из серьезнейших проблем налоговой системы было и остается налогообложение предприятий малого бизнеса. Этот не урегулированный до конца действующим законодательством вопрос не нашел окончательного решения в Налоговом Кодексе Российской Федерации. Малый бизнес имеет ряд преимуществ. Именно он формирует конкурентную сферу, создает дополнительные рабочие места, оперативно внедряет передовые достижения, перестраивает производство в зависимости от соотношений спроса и предложения, не требует повышенных первоначальных затрат. Увеличение количества малых предприятий, повышение их эффективности - не самоцель, а реальный шаг на пути формирования рыночной среды, обеспечения условий для экономического роста и на этой основе повышения благосостояния россиян. Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что без весомой государственной поддержки невозможно обеспечить развитие малого предпринимательства быстрыми темпами. Определенные организационные решения, направленные на поддержку малых предприятий, были приняты в последние годы и в России. Малым предприятиям в рыночной экономике большинства развитых стран принадлежит значительная роль. Именно малые предприятия являются важным звеном осуществления реальных экономических преобразований в России. Зарубежный опыт свидетельствует о высокой доле малого бизнеса в экономике. Бум развития малого предпринимательства начался в зарубежных странах с середины 70-х годов. Это неслучайное явление, а результат структурной перестройки с целью преодоления экономического спада. Большое значение в обосновании долгосрочной стратегии развития малого предпринимательства занимает выбор критериев разграничения этого вида предпринимательской деятельности. В мировой практике в результате отбора выявлены следующие основные критерии: количество занятых, годовой оборот, объем основных фондов. В России к субъектам малого предпринимательства, согласно законодательству, относятся следующие коммерческие организации: организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства6не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве и в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Число малых предприятий в России в 1996г. составило 877,3 тыс. и возросло по сравнению с 1993г. более чем в 1,5 раза. Наибольший удельный вес этих предприятий в торговле, массовом питании, снабжении и сбыте - 43 %;строительстве - 17%;промышленности - 17%.Численность работающих на малых предприятиях достигла почти 10 млн. человек. Наибольшее число занятых в строительстве 29,3%; промышленности - 29%;торговле, массовом питании, снабжении и сбыте- 26,1%. Между тем, хотя малые предприятия действительно нуждаются в государственной поддержке, именно они могут реально противостоять крупнейшим монополиям, захватившим товарный рынок. За рубежом давно пришли к выводу, что малый бизнес служит одним из краеугольных камней жизнестойкой экономики. Именно форма малых предприятий создает наиболее благоприятные возможности для предпринимательской деятельности, особенно на ее начальной стадии. Присутствие на рынке значительного количества малых предприятий обусловливает наличие конкуренции. Для малого предприятия всегда найдется ниша на рынке. Ведь она как правило, имеет гибкое, быстро переналаживаемое производство. Стимулируя конкуренцию, малый бизнес способствует повышению эффективности производства и производительности общественного труда, а следовательно, реальному подъему экономики. Малые предприятия выполняют важнейшие социальные функции, задействуя трудовые ресурсы, высвободившиеся из государственного сектора экономики, вследствие снижения объемов производства. В Москве почти каждый пятый работающий полностью или частично занят в сфере малого предпринимательства. Малый бизнес функционирует преимущественно на местном рынке, но может весьма активно оказывать влияние и на национальный рынок. Государственная поддержка малого бизнеса через прямое инвестирование невозможна или, во всяком случае, крайне ограничена из-за нынешнего финансового положения страны дефицита бюджета. А попытки создания в регионах различных фондов поддержки малых предприятий - просто капля в море. Льготные ссуды и кредиты получить практически невозможно, коммерческие банки, соблюдая свои финансовые интересы, предпочитают не рисковать без достаточных гарантий. В такой ситуации естественно возможно представляется путь стимулирования через налоговую систему. Но первая попытка кардинально решить эту проблему, как видим, оказалась неудачной. Тем не менее это основной и к тому же наиболее часто применяемый в развитых государствах метод. В Российской Федерации в 1995 году был принят Федеральный Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", определивший основные положения государственной поддержки малого предпринимательства, установивший главные направления, формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности малых предприятий. В этом же году принято постановление Правительства Российской Федерации, которым утверждена федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 1996- 1997гг. Программой предусмотрены мероприятия по упорядочению и совершенствованию нормативно-правовой, финансово-кредитной, инвестиционной и других видов поддержки малого бизнеса. Важной формой поддержки малого предпринимательства является бюджетное финансирование выполнения федеральной целевой программы "Государственная поддержка малого предпринимательства в РФ". Ключевым звеном механизма поддержки и развития малого бизнеса является налоговая система. Необходима целенаправленная программа реформирования налоговой системы, нацеленная на укрепление и поддержку малых предприятий. Она должна учитывать как зарубежный, так и собственный российский исторический опыт. Следующим важным шагом стало принятие Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". Несмотря на некоторое снижение поступлений в бюджет на первом этапе, в последующем можно ожидать серьезного прироста за счет расширения налогооблагаемой базы на основе увеличения количества малых предприятий. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. В Российской Федерации упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства введена Федеральным законом №222-ФЗ от 29.12.95г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (принят ГД ФС РФ 08.12.95г.). В Санкт-Петербурге действует также Закон Санкт-Петербурга №79-30 от 24.06.96г. « О порядке применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в Санкт- Петербурге» в редакции от 27.11.98г. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, представляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе. Применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период. Сравнительная таблица видов налоговых платежей до и после перехода организации на упрощенную систему представлена в таблице 1. Упрощение действующей системы налогообложения индивидуальных предпринимателей произошло за счет замены уплаты установленного законодательством РФ подоходного налога на доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, уплатой патента на занятие данной деятельностью. Также упрощение учета и отчетности произошло за счет предоставления организациям, применяющим упрощенную систему, права оформления первичных документов и ведения книги доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе и без применения способа двойной записи, плана счетов и иных требований, но действующий порядок ведения кассовых операций и представления необходимой статистической отчетности для организаций и предпринимателей, использующих упрощенную систему, сохранены. Условием перехода на упрощенную систему является соответствие требованиям закона РФ №222 от 29.12.95г., а именно: 1. Предельная численность до 15 человек (среднесписочная численность работающих, включая работников по договорам гражданско-правового характера и по совместительству, за отчетный период не должна превышать 14 человек); 2. Совокупный размер валовой выручки не более 100000 МРОТ 3. Не попадают под действие упрощенной системы организации, производящие подакцизную продукцию; организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий; кредитные организации; страховщики; инвестиционные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; предприятия игорного и развлекательного бизнеса; хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Минфином РФ установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности; а также некоммерческие организации. 4. Получение разрешения (патента) региональной ГНИ. Патент организациям выдается при условии, что -общее число работников не превышает предельной численности; -организация не имеет просроченной задолженности; -если сданы все декларации и бухгалтерская отчетность. Для перехода на упрощенную систему, кроме вышеперечисленных условий, необходимо подать заявление на выдачу патента в установленной форме не позднее, чем за один месяц до начала очередного квартала, в тот налоговый орган, в котором организация или предприниматель зарегистрированы как налогоплательщик. Патент выдается на один календарный год. При получении патента организация или предприниматель должны также представить книгу учета доходов и расходов, в которой указываются наименование организации (ФИО предпринимателя), вид осуществляемой деятельности (только для предпринимателей), местонахождение, номера расчетных и прочих счетов, открытых в банках. Отказ от применения упрощенной системы и переход к принятой ранее, может осуществляться малыми предприятиями и предпринимателями, только с начала очередного календарного года, при условии подачи заявления в налоговый орган, в срок не позднее, чем за 15 дней до завершения года. Можно также перейти на обычную систему учета, если не подать заявление на выдачу патента на очередной календарный год в установленный законом срок, тогда субъект малого предпринимательства утрачивает право на применение упрощенной системы автоматически. И еще, если предприятие хочет отказаться от упрощенной системы в середине года, то достаточно в отчете за очередной квартал показать среднесписочную численность сотрудников в количестве 15 человек и более (организацию лишат патента). Объектом налогообложения организаций в упрощенной системе является совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или выручка, полученная за отчетный период. Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью затрат в процессе производства товаров (работ, услуг) Для организаций Санкт-Петербурга объектом налогообложения является валовая выручка, полученная за отчетный период. Для торговых, снабженческих и сбытовых организаций, организаций общественного питания под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) при налогообложении понимается разница между покупной и продажной стоимостью реализуемых товаров. В Санкт-Петербурге годовая стоимость патента для предпринимателей устанавливается в зависимости от вида деятельности в следующих размерах: - преподавательская, научная, культурно-массовая деятельность, осуществление выставок-продаж авторских художественных работ (произведений живописи, графики, акварели, блиц портретов) – 15 МРОТ - торговая, посредническая деятельность – 400 МРОТ - оказание юридических услуг - 300 МРОТ - рекламная, оформительская, аудиторская деятельность – 40 МРОТ - прочие виды деятельности – 50 МРОТ Если в патенте указаны виды деятельности, имеющие различный размер годовой стоимости патента, оплата патента производится по тому виду деятельности, которому соответствует максимальная стоимость. Выплата стоимости патента осуществляется ежеквартально до 15 числа первого месяца квартала, следующего за отчетным, в размере 25% от стоимости патента. Годовая стоимость патента, уплаченная предпринимателем, полностью направляется в бюджет субъекта РФ. Доходы предпринимателей, полученные от не указанных в патенте видов деятельности, облагаются подоходным налогом в установленном порядке. Для малых предприятий, применяющих упрощенную систему, Федеральным законом РФ №222-ФЗ от 29.12.95г. установлены следующие ставки единого налога на совокупный доход: - 10% от совокупного дохода – в федеральный бюджет - не более 20% от совокупного дохода - в суммарном размере в бюджет субъекта РФ и местный бюджет. В случае, когда объектом налогообложения является валовая выручка, устанавливаются следующие ставки: - 3,33% от валовой выручки - в федеральный бюджет - 6,67% от валовой выручки - в бюджет субъекта РФ и местный бюджет. В Санкт-Петербурге с 01.12.98г. установлена региональная ставка в размере 3,33% от суммы валовой выручки (Закон С-Пб №249-53 от 27.11.98г.) и зачислению в федеральный бюджет и бюджет Санкт-Петербурга подлежит сумма, составляющая в суммарном размере 6,66% от валовой выручки. ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ УЧЕТА ПРИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ Существуют следующие требования по организации и ведению учета, а также составлению отчетности при применении упрощенной системы: 1. Предприятиям предоставляется право оформления первичных документов и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований к ведению бухгалтерского учета и отчетности. 1. Сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и представления необходимой статистической отчетности. 2. Минфином РФ устанавливаются форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций. 3. Сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды. 4. По итогам деятельности за отчетный период (квартал) организация предоставляет в налоговый орган в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом: - расчет подлежащего уплате единого налога с зачетом стоимости патента - выписку из книги учета доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода) с указанием совокупного дохода (валовой выручки), полученного за отчетный период - при предоставлении указанных документов организация предъявляет для проверки патент, книгу учета доходов и расходов, кассовую книгу, платежные поручения об уплате единого налога (с отметкой банка об исполнении платежа) Форма книги доходов и расходов и порядок ее ведения утверждены приказом МФ РФ №18 от 22.02.96г. В соответствии с этим приказом книга должна иметь следующий вид: Книга учета доходов и расходов открывается организацией на один календарный год и должна быть прошита и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписью руководителя организации и оттиском печати налогового органа. Хозяйственные операции записываются в книге в хронологическом порядке на основе первичных документов, запись производится в одной строке. В графе «доходы» отражаются все поступления предприятию: - выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг), имущества предприятия, реализованного за отчетный период - внереализационные доходы в виде денежных средств, ценных бумаг и иного имущества - денежные средства и иное имущество, полученное безвоздмезно и в виде финансовой помощи - суммы доходов по неденежным расчетам (бартер, зачет, уступки, требование) В графе «расходы» отражаются расходы предприятия: - стоимость использованных в процессе производства товаров (работ, услуг), сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива – стоимость формируется исходя из цен их приобретения (без учета НДС), наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранение и доставку, осуществляемых сторонними организациями; - эксплуатационные расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и других рабочих мест, зданий и сооружений, помещений, используемых для производ- ственой и коммерческой деятельности; - стоимость текущего ремонта оборудования и других рабочих мест, зданий и сооружений, помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности; - затраты на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности; - затраты на аренду транспортных средств, в частности автомобилей, судов, летательно-воздушных аппаратов и прочих транспортных средств, используемых для производства и коммерческой деятельности; - расходы на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ плюс 3%); - стоимость оказанных услуг; - сумма НДС, уплаченная поставщикам; - сумма налога на приобретение транспортных средств; - отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды; - уплаченные таможенные платежи, государственные пошлины и лицензионные сборы. - Не отражаются в этих графах затраты, относящиеся к капитальным вложениям. Для Санкт-Петербурга все вышеизложенные затраты отражаются одновременно в графах 6 и 7, так как объектом налогообложения является валовая выручка, и объем и вид расходов не влияют на величину налогооблагаемой суммы. В строке 100 раздела «Расчет совокупного дохода» записывается разница между графами 4 и 5, а строки 110 и 120 прочеркиваются, так как разница между 6 и 7 графами всегда равна 0. Исправления в книгу учета доходов и расходов, так как это отчетный документ, вносятся по правилам внесение дополнений и изменений в отчетность, то есть в книге: - не должно быть никаких подчисток и помарок. В случае исправления ошибок делаются соответствующие оговорки, которые подтверждают лица, ведущие книгу, с указанием даты исправления; - исправление обнаруженных ошибок, до проставления итогов, осуществляется в следующем порядке: ошибочная запись зачеркивается красными чернилами, а правильная записывается над зачеркнутой – черными чернилами. Если ошибка обнаружена после проставления в них итогов, но до внесения их в расчет единого налога, исправление должно быть внесено после итогов в свободных строках или графах; - после записи итогов в форму расчета единого налога никакие исправления в книге не допускаются. Необходимые уточнения оформляются специально составляемой справкой. На ее основании составляется уточненный расчет. Форма выписки из книги учета доходов и расходов в официальных документах не приведена, но ее необходимость вполне обоснована. Книга после проверки остается у налогоплательщика, и если не будет выписки, то у налогового органа не останется никакого документа, подтверждающего расчетную сумму единого налога. Выписка может быть составлена в произвольной форме, но с соблюдением основных конструктивных элементов самой книги учета доходов и расходов. Форма расчета единого налога приведена в Приложении 1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности значительно облегчает ведение учета для малых предприятий, она позволяет: - не руководствоваться требованиями Федерального закона №129-ФЗ от 21.11.96г. «О бухгалтерском учете» и прочими инструкциями и рекомендациями при органи- зации учета и отчетности; - сократить до минимума количество оформляемой первичной учетной документации ( причем минимум определяется самим предприятием с учетом достоверности хозяйственной операции, записываемой в книгу учета доходов и расходов). - не применять счета-фактуры, не вести книги покупок и книги продаж. Замена ряда основных налогов на единый налог позволяет малым предприятиям уменьшить суммы отчислений в бюджет и тем самым увеличить прибыль. На мой взгляд, наиболее выгодно использовать упрощенную систему торговым предприятиям в Санкт-Петербурге, так как она позволяет избежать огромного налога с продаж в размере пяти процентов с валовой выручки (напомню, что единый налог для торговых предприятий в Санкт-Петербурге составляет 6,66% с суммы торговой наценки). Сейчас рассматривается вопрос об изменении налогооблагаемой базы для торговых предприятий Санкт-Петербурга (могут обложить налогом именно валовую выручку, как стоимость реализованных товаров по продажным ценам), что сделает упрощенную систему невыгодной. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности появилась в декабре 1995 года, но ее функционирование до сих пор затруднено из-за недостатков в законодательстве. Не случайно Налоговый Кодекс Российской Федерации относит ее к специальным налоговым режимам, наряду с системами налогообложения в свободных экономических зонах, налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции. Законодательство по упрощенной системе содержит множество неопределенных понятий, таких, например, как «предельная численность работающих», валовая выручка» и т.д. Особенно плохо обстоит дело с официальными разъяснениями порядка заполнения книги, расчета налога, организации учета вообще, особенностей учета переходных периодов, и др. По этой причине свою работу я готовила, основываясь не только на Законах РФ и Санкт-Петербурга, но и разъяснениях Департамента налоговой политики МФ РФ, налоговых инспекций Санкт-Петербурга, и электронных баз данных «Консультант- Плюс», а также с учетом одного года работы фирмы, сотрудницей которой я являюсь, с упрощенной системой налогообложения, учета и отчетности. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Малые предприятия . Субъекты малого предпринимательства. - М.: “Ось-89”, 1996 2. Приказ Госналогслужбы РФ от 24.01.96г. № ВГ-3-02/5 “Об утверждении форм документов необходимых для применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства” 3. Гражданский кодекс РФ 4. Федеральный Закон №222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства” от 29.12.1995г. 5. Федеральный Закон “О государственной поддержке предпринимательства в РФ” от 14.06.1995г. 6. Закон Санкт-Петербурга №79-30 от 24.06.96г. « О порядке применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в Санкт-Петербурге» в редакции от 27.11.98г. 7. Приказы и разъяснительные письма Минфина РФ, Госналогслужбы РФ, ГНИ по Санкт-Петербургу. 8. Электронная база данных «Консультант Плюс». ----------------------- 9. [pic] |
|