На главную

Должностная инструкция


Должностная инструкция

Министерство образования Российской Федерации

Тюменский государственный университет

Институт государства и права

Специальность: Государственное и муниципальное управление

Д О К Л А Д

Должностная инструкция

Выполнил студент IV курса

дневного отделения гр. 1597

Лесовой Сергей Юрьевич

2002г.

Должностная инструкция – это правовой акт, издаваемый в целях

регламентации организационно-правового положения работника, его

обязанностей, прав и ответственности и обеспечивающий условия для его

эффективной работы.

Правовое положение работника организации регламентируется должностной

инструкцией, устанавливающей функции, права, обязанности и ответственность

должностных лиц. Унифицированная структура текста данного документа,

согласно ГСДОУ, включает следующие разделы:

1. Общие положения

Устанавливается сфера деятельности данного специалиста, порядок его

назначения и освобождения от занимаемой должности, замещение по должности

во время отсутствия, определяются квалификационные требования,

подчиненность специалиста и должностные лица, которыми он руководит. В

разделе перечисляются правовые акты и нормативные документы, которыми

должен руководствоваться специалист в своей деятельности.

2. Функции

Определяются направления деятельности специалиста.

3. Должностные обязанности

Перечисляются конкретные задачи, возложенные на специалиста;

указывается форма его участия в управленческом процессе - руководит,

утверждает, обеспечивает, подготавливает, рассматривает, исполняет,

контролирует, согласовывает, представляет, курирует и т.д.

4. Права

Определяются права, предоставляемые специалисту для выполнения

возложенных на него функций и обязанностей.

5. Ответственность

Устанавливаются виды ответственности за несвоевременное и

некачественное выполнение специалистом должностных обязанностей и

неиспользование предоставленных ему прав.

В ГСДОУ рекомендовано включать в должностную инструкцию раздел "Оценка

работы", в котором должны быть перечислены критерии оценки качества работы

сотрудника.

При разработке должностных инструкций сотрудникам кадровых служб

следует учитывать наименования должностей, предусмотренных для этих служб

Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и

тарифных разрядов: директор по кадрам и быту, начальник отдела (управления

кадрами и трудовыми отношениями), специалист по кадрам, менеджер (в

подразделениях (службах) управления кадрами и трудовыми отношениями),

заведующий отделом по управлению кадрами и трудовыми отношениями, инженер

по подготовке кадров, инспектор по кадрам, табельщик.

Нормативной базой для разработки должностных инструкций является

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других

служащих, утвержденный Постановлением Министерства труда и социального

развития Российской Федерации от 21 августа 1998 г. № 37. Справочник

содержит квалификационные характеристики должностей служащих, являющиеся

нормативным документом, регламентирующим содержание выполняемых функций

работников.

В качестве нормативной базы квалификационные характеристики должностей

служащих предназначены для применения в организациях и на предприятиях всех

форм собственности независимо от их ведомственной подчиненности. На основе

квалификационных характеристик разрабатываются должностные инструкции для

конкретных работников.

Каждая квалификационная характеристика, представленная в справочнике,

содержит три раздела: должностные обязанности работника, что он должен

знать, требования к квалификации работника. В Квалификационном справочнике

охарактеризованы следующие должности работников кадровых служб: заместитель

директора по управлению персоналом, менеджер по персоналу, начальник отдела

кадров, инженер по подготовке кадров, инспектор по кадрам, специалист по

кадрам, табельщик.

Должностные инструкции разрабатываются руководителями структурных

подразделений и ими подписываются. При отсутствии структурных подразделений

инструкция составляется специалистом, занимающим данную должность и им

подписывается. Должностные инструкции обязательно утверждаются, как

правило, первым руководителем организации.

Вопросы согласования текстов должностных инструкций и привлечения к

этому определенных должностных лиц решаются индивидуально в каждой

организации в зависимости от ее структуры, штатного состава и сложившихся

традиций. Например, во многих организациях тексты должностных инструкций

согласовывают с юрисконсультами.

Должностные инструкции доводятся до работников под расписку.

Для внесения в должностные инструкции изменений и дополнений издается

соответствующий приказ руководителя организации, который доводится до

работников под расписку.

Приказ о внесении изменений издается при необходимости

перераспределения функций и должностных обязанностей, при реорганизациях,

сокращении штатов и т.д.

Кроме того, должностные инструкции должны быть заменены и заново

утверждены в следующих случаях:

. при изменении наименования организации или структурного

подразделения;

. при изменении наименования должности;

. при изменении фамилии работника, замещающего данную должность

(например, при увольнении прежнего работника и замене его другим), если

инструкция, в виде исключения, была именной и содержала в заголовке к

тексту фамилию и инициалы работника.

Распределение должностных обязанностей между руководящими работниками

организации устанавливается распорядительным документом — приказом

директора.

Список литературы:

1. Должностные инструкции – М.: «Издательство ПРИОР», 2002. – 128 с.

2. Павлюк Л.В., Киселева Т.И., Воробьев Н.И. Справочник по

делопроизводству, архивному делу и основам работы на компьютере (7-е изд.).

– СПб.: «Издательский дом Герда», 2002, 288 с.

© 2010