На главную

Возникновение и развитие делопроизводства в X – XV вв.


Возникновение и развитие делопроизводства в X – XV вв.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет вечернего и заочного обучения

Кафедра государственного и муниципального управления

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Организация и технология документационного обеспечения

управления»

Возникновение и развитие делопроизводства в X - XV вв.

ГОУ ОГУ 032001.50 06. 04 ОО

Руководитель работы

_______________ Сухачева Ю.В.

\"_____\"_______________200__ г.

Исполнитель

Студент гр. __________________

__________________________ Вечкитова Н.В.

\"_____\"_______________200__ г.

Оренбург 2007

Возникновение и развитие делопроизводства в X - XV вв.

С древнейших времён дошли до нас различные виды документов, с помощью

которых мы узнаём историю своей страны, особенности быта и различных

отношений, складывающихся в те далёкие времена. Документы возникли вместе

с письменностью, вначале как средство закрепления имущественных отношений,

а затем, с развитием письменности, стали средством общения, передачи

информации. Документы являются одним из важнейших хранилищ человеческой

памяти.

Менялись времена, а вместе с ними и человеческие взаимоотношения,

устанавливались новые порядки, развивались прогрессивные технологии. Но

одно оставалось неизменным: при организации какой-либо коллективной

деятельности человеку всегда требовалось слово, несущее в себе главную

идею, которое побуждает к действиям, помогает в достижении намеченных

целей. Но человеческая память изменчива и непостоянна. После возникновения

письменности слова обретают силу закона.

По свидетельству памятников письменности, делопроизводство существовало

уже в X веке. Культура написания документов возникает вследствие развития

торговых и политических отношений между Древнерусским государством и

близлежащими странами. Уже тогда люди перестали верить друг другу \"на

слово\" при решении важных государственных или коммерческих задач. Киевские

князья, договариваясь с Византией в 900-е годы, стали практиковать

составление таких документов, как письменные завещания и подорожные

грамоты для купеческих кораблей.

Конкретные частные правоотношения стали фиксировать в XI - XV вв. в

многочисленных грамотах (уставных, вкладных, купчих). С появлением имеющих

ценность документов потребовалось место для их безопасного хранения и

ведения документации. Этим местом стали гостиные дворы и монастыри.

Монастыри были достаточно крупными предприятиями и вели свою судебную и

хозяйственную документацию, кроме того, церковь обладала значительной

юридической силой.

Постепенно накапливался опыт в сфере документирования, что привело к

появлению профессиональных делопроизводителей. Первоначально в этот круг

входили церковные псаломщики и дьяки. Не случайно в XIV веке дьяками

называли всех людей, ведущих делопроизводство. Были составлены

своеобразные пособия по делопроизводству - формулярники. Обозначились

стадии подготовки документов - чернопись, редакция, беловик. Одновременно

возникла необходимость в сохранении секретности важной информации -

появились различные скрепы, печати, мосты (подписи на склейках), то есть

элементы защиты информации от несанкционированного доступа на стадии

хранения и использования. К этому же времени относятся и первые случаи

подделки документов. Выработалась процедура отмены юридической силы

документов. Материалы извлекались из специального хранилища \" ларником \"

(хранителем ларя с документами) и уничтожались в присутствии свидетелей.

Особо важные документы уничтожались выбранной городским вече комиссией,

часто принародно, в торжественной обстановке. Менее значительные документы

возвращались авторам или просто стирались с пергамента, на котором были

написаны, а зачищенные листы снова шли в дело.

Практически до конца XIV в. на Руси основным материалом для письма служил

пергамент (особым образом выделанная кожа), называемый в документах

\"хартией\", а в простонародье - просто \"телятиной\". Лучший пергамент

привозили из Греции.

Самой древней формой документа на Руси была грамота - отдельный лист

пергамента шириной чуть более 15 см (3,5 вершка). Документы писались

сплошным текстом, без разделения на слова, а из знаков препинания

использовалась только точка в конце предложения.

Период Древнерусского государства - это период постепенного складывания

традиций российской системы делопроизводства, накопления опыта

документирования, обработки и хранения документов, обеспечения их

сохранности, в том числе защиты от несанкционированного доступа и

подделки.

В делопроизводстве приказов использовалась весьма специфическая форма

документа - столбец (столп, столпик), иначе говоря, свиток из подклеенных

друг к другу узких листов бумаги. Важные государственные акты могли иметь

особенно большие размеры. Например, грамота царя Алексея Михайловича

Пыскорскому монастырю на земли имеет длину более метра, а Соборное

уложение насчитывает 309 метров.

Составные части столпа назывались \"поставами\". Такое же название получили

и сами места склейки листов. Столбец являлся фактически не одним

документом, а включал всю совокупность документов дела. Текст в столбцах

писался только с одной стороны, оборотная использовалась лишь для

проставления помет, резолюции, адреса. Документы хранились свернутыми в

свиток или рулон; для особо важных документов изготавливались специальные

футляры, но чаще они хранились просто в ларях, или сундуках. Такая форма

документа была неудобной, поскольку много времени уходило на развертывание

и свертывание столбца при поиске необходимых сведений. Сама склейка была

недостаточно прочной, что приводило к ветшанию и износу документа.

Столбцовая форма делопроизводства отменена Петром I.

Судебник 1550 г.

0x08 graphic

0x08 graphic

Бесспорно, самым крупным начинанием правительства Ивана Грозного было

составленное в июне 1550 г. нового законодательного кодекса, который

заменил устаревший судебник 1497. Из 99 статей нового судебника 37 были

совершенно новыми, а в остальных текст предшествующего кодекса подвергался

координатной переработке.

Социальное законодательство, вошедшее в судебник 1550 г., касается двух

важнейших вопросов — землевладения и зависимого населения (крестьян и

холопов). В одной из статей речь идет о вотчинном землевладении в целом.

Так как дворянство все больше и больше начинало обеспечиваться поместьями,

а не вотчинами, то совершенно ясно, что основное содержание статьи главным

образом касалось землевладения феодальной знати. Статья провозглашает, что

лица, продавшие вотчину или их родственники, подписавшие купчую грамоту,

лишаются права выкупа отчужденной земельной собственности. Закон стоит на

стороне покупателя земли. Закон содействовал отчуждению вотчинно —

боярской земельной собственности.

Второй закон, относящийся к проблеме землевладения провозглашал ликвидацию

тарханов. Статья наносили удар по основным группам привилегированных

землевладельцев — тарханников, и была направлена против податных

привилегий духовных феодалов.

Вторую группу статей Судебника составляют законы о крестьянах и холопах.

«В обстановке роста классовой борьбы правительство Адашева не рискнуло

пойти на дальнейшее закрепощение крестьян, хотя к этому сводились

требования дворян. Еще более ожесточилось отношение к холопам.»

Особое внимание Судебник уделял вопросам центрального и местного

управления. В этом законодательном памятнике уже намечаются основные

направления, по которым будет проходит перестройка государственного

аппарата в 50-е годы. Все преобразования начинаются с местного управления.

Судебник 1550г. наглядно отразил эту особенность: его преобразования

касаются главным образом наместнического управления. Сохраняя в целом

старую систему кормлений, лишь вносит в нее коррективы, ограничивающие

власть наместников и волостей.

Для русских судебников, в частности и для Судебника 1947 г., не характерны

толкования, содержащиеся в них нормы изложены четко и подробно, правда

несколько многословно. При чтении статей иногда возникает ощущение

растянутости, но это объясняется стремлением законодателя к предельной

ясности.

Максимально подробное изложение юридических норм в Судебниках также

связано с попыткой законодателя обеспечивать феодальную законность. Она

понималась иначе, нежели сейчас, и рассматривалась как состояние

социальной реальности, позволяющее всем сословиям сохранить или несколько

улучшить свой правовой статус. Именно этим обусловлена почти уникальная

ситуация в России, где почти каждое царствование ознаменовано составлением

нового кодекса. Имеются данные о существовании Судебника Василия III,

известны судебники 1550г., 1589г., 1606-1670гг., 1649г. Такого обилия

законодательного материала в других странах не было.

Судебнику 1550 г. дореволюционная историография уделяла большее внимание.

Самое раннее его толкование было дано Татищевым.

Одним из важнейших источников Судебника 1550г. явилось законодательство,

охватывающее период времени между первым и вторым Судебниками.

Кодификационная работа по созданию Судебника 1550 г. означала отбор из

предшествующего законодательства тех законов, которые соответствовали

политике Ивана IV.

Судебник был утвержден во время масштабных реформ Ивана IV и служил

правовой основой их проведения в разгар реформаторской деятельности 50-х

г. XVI в. Он состоит из 100 статей и по разнообразию регулируемых ситуаций

и богатству правовых институтов значительно превосходит Судебник 1497 г.

Подробнее и обстоятельнее представлены в нем отношения дворянства и

крестьян. Есть основания считать, что кодекс обсуждался представителями

сословий. Вне сомнений он был направлен на достижение общегосударственной

стабильности после сословных столкновений в малолетство Ивана IV. Значение

правовых принципов, закрепленных в нем, было настолько велико, что царь в

момент учреждения опричнины (1565 г.) настойчиво добивался разрешения не

принимать их во внимание, желая развязать себе руки при переходе к

опричному террору.

0x08 graphic

Соборное Уложение 1649 года

0x08 graphic

Глава I. О БОГОХУЛНИКАХ И О ЦЕРКОВНЫХ МЯТЕЖНИКАХ

Глава II. О ГОСУДАРЬСКОЙ ЧЕСТИ, И КАК ЕГО ГОСУДАРЬСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ОБЕРЕГАТЬ

Глава III. О ГОСУДАРЕВЕ ДВОРЕ, ЧТОБ НА ГОСУДАРЕВЕ ДВОРЕ НИ ОТ КОГО

НИКАКОВА БЕСЧИНЬСТВА И БРАНИ НЕ БЫЛО

Глава IV. О ПОДПИЩИКЕХ, И КОТОРЫЕ ПЕЧАТИ ПОДДЕЛЫВАЮТ

Глава V. О ДЕНЕЖНЫХ МАСТЕРЕХ, КОТОРЫЕ УЧНУТ ДЕЛАТИ ВОРОВСКИЕ ДЕНГИ

Глава VI. О ПРОЕЗЖИХ ГРАМОТАХ В И(Ы)НЫЕ ГОСУДАРЬСТВА

Глава VII. О СЛУЖБЕ ВСЯКИХ РАТНЫХ ЛЮДЕЙ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРЬСТВА

Глава VIII. О ИСКУПЛЕНИИ ПЛЕННЫХ

Глава IX. О МЫТАХ И О ПЕРЕВОЗЕХ, И О МОСТАХ

Глава X. О СУДЕ

Глава XI. СУД О КРЕСТЬЯНEX

Глава XII. О СУДЕ ПАТРИАРШИХ ПРИКАЗНЫХ, И ДВОРОВЫХ ВСЯКИХ ЛЮДЕЙ, И

КРЕСТЬЯН

Глава XIII. О МОНАСТЫРСКОМ ПРИКАЗЕ

Глава XIV. О КРЕСТНОМ ЦЕЛОВАНИИ

Глава XV. О ВЕРШЕНЫХ ДЕЛАХ

Глава XVI. О ПОМЕСТНЫХ ЗЕМЛЯХ

Глава XVII. О ВОТЧИНАХ

Глава XVIII. О ПЕЧАТНЫХ ПОШЛИНАХ

Глава XIX. О ПОСАДСКИХ ЛЮДЕХ

Глава XX. СУД О ХОЛОПЕХ

Глава XXI. О РОЗБОЙНЫХ И О ТАТИНЫХ ДЕЛЕХ

Глава XXII. УКАЗ ЗА КАКИЕ ВИНЫ КОМУ ЧИНИТИ СМЕРТНАЯ КАЗНЬ, И ЗА КАКИЕ ВИНЫ

СМЕРТИЮ НЕ КАЗНИТИ, А ЧИНИТИ НАКАЗАНИЕ

Глава XXIII. О СТРЕЛЦАХ

Глава XXIV. УКАЗ О АТАМАНЕХ И О КАЗАКЕХ

Глава XXV. УКАЗ О КОРЧМАХ

ИМЕНА ЛИЦ, ПРИЛОЖИВШИХ РУКУ К ПОДЛИННОМУ УЛОЖЕНИЮ 1649 г.

В лето 7156 го(да), 20 июля, в 16 день, государь царь и великии князь

Алексеи Михайлович, всея Русии самодержец, в двадесятое лето возраста

своего, в третьее лето Богом хранимыя своея державы, советовал с отцем

своим и богомольцом, святейшим Иосифом, патриархом Московским и всея

Русии, и с митрополиты, и со архиепископы, и с епископом, и со всем

освященным Собором, и говорил с своими государевыми бояры, и с околничими,

и з думными людьми, которые статьи написаны в правилех Святых Апостол, и

Святых Отец, и в градцких законех греческих царей, а пристойны те статьи к

государьственным и к земским делам, и те бы статьи выписать, и чтобы

прежних великих государей, царей и великих князей росийских, и отца его

государева, блаженныя памяти великого государя, царя и великаго князя

Михаила Феодоровича всея Русии, указы и боярские приговоры на всякие

государьственные и на земские дела собрать, и те государьские указы и

боярские приговоры с старыми судебниками справити. А на которые статьи в

прошлых годех, прежних государей в Судебниках указу не положено, и

боярских приговоров на те статьи не было, и те бы статьи по тому же

написати и изложити по его государеву указу общим советом, чтобы

Московского государьства всяких чинов людем, от болшаго и до меншаго чину,

суд и росправа была во всяких делех всем ровна. И указал государь царь и

великий князь Алексей Михайлович всея Русии то все собрати, и в доклад

написати бояром, князю Никите Ивановичю Одоевскому, да князю Семену

Васильевичю Прозоровскому, да околничему князю Федору Федоровичю

Волконскому, да дьяком Гаврилу Левонтьеву, да Федору Грибоедову.

А для того своего государева и земского великого царьственного дела указал

государь, по совету со отцем своим и богомольцем, святейшим Иосифом

патриархом Московским и всея Русии, и бояре приговорили выбрать из

столников, и из стряпчих, и из дворян московских и из жилцов, из чину по

два человека, также всех городов, из дворян и из детей боярских взяти из

больших городов, опричь Новагорода по два человека, а из новгородцов с

пятины по человеку, а из менших городов по человеку, а из гостей трех

человек, а из гостиные и из суконные сотен по два человека, а ис черных

сотен и из слобод, и из городов с посадов по человеку, добрых и смышленых

людей, чтобы его государево царьственное и земское дело с теми со всеми

выборными людьми утвердити и на мере поставить, чтобы те все великие дела,

по нынешнему его государеву указу и Соборному Уложенью, впредь были ни чем

нерушимы.

И по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии

указу, бояре князь Никита Ивановичь Одоевской с товарыщи, выписав ис

правил Святых Апостол и Святых Отец, и из градских законов греческих

царей, и из старых судебников прежних великих государей, и из указов

блаженные памяти великаго государя, царя и великого князя Михаила

Феодоровича всея Русии, и из боярских приговоров, и которых статей в

прежних судебниках, и во указех прежних государей, и в боярских приговорех

не написано, и те статьи написав вновь к государю приносили.

И в нынешнем во 157-м году, октября с третьего числа, государь царь и

великий князь Алексей Михайловичь всея Русии самодержец, со отцем своим и

з богомольцем святейшим Иосифом, патриархом Московским и всея Русии, и с

митрополиты, и со архиепископы и с епископом, также и с своими

государевыми бояры, и с околничими, и з думными людьми того собрания

слушал, и выборным людем, которые к тому общему совету выбраны на Москве и

из городов чтено, чтобы то все Уложенье впредь было прочно и неподвижно. И

указал государь то все Уложенье написать на список и закрепити тот список

святейшему Иосифу, патриарху Московскому и всея Русии, и митрополитом, и

архиепископом, и епископу, и архимаритом и игуменом, и всему освященному

собору, и своим государевым бояром, и околничим, и думным людем, и

выборным дворяном и детем боярским, и гостем, и торговым и посадъцким

людем Московского государьства и всех городов Росийского царства. А

закрепя Уложение руками, указал государь списати в книгу, и закрепить тое

книгу дьяком Гаврилу Левоньтьеву, да Федору Грибоедову, а с тое книги для

утверженья на Москве во все приказы и в городы, напечатать многие книги, и

всякия дела делать по тому Уложению.

И по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии

указу, то Уложение на список написано. И святейший Иосиф, патриарх

Московский и всея Русии, и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и

архимариты, и игумены, и весь освященныи собор также и бояре, и околничие,

и думные люди, и выборные дворяне, и дети боярские, и гости, и торговые

посадцкие люди к тому Уложению на списке руки свои приложили. И с того

Уложенья списан список в книгу, слово в слово, а с тое книги напечатана

сия книга.

А как то Уложение по государеву, цареву и великого князя Алексея

Михайловича всея Русии указу, чтено выборным людем, и в то время в

ответной полате, по государеву указу сидел боярин князь Юрьи Алексеевичь

Долгорукой, да с ним выборные люди.

0x08 graphic

СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 года, свод законов Русского государства,

составленный на Земском соборе, созванном 16 июля 1648. На нем дворяне

подали челобитную о составлении Уложения, чтоб вперед по той Уложенной

книге всякие дела делать и вершить. Для выработки проекта Уложения была

создана специальная комиссия (по тем временам — приказ) во главе с князем

Н. И. Одоевским. В нее входили два боярина, один окольничий и два дьяка.

Тогда же было решено начать практическую работу Земского собора 1

сентября. Ему предназначалось рассмотреть проект Уложения. Собор проходил

в широком составе, с участием представителей посадских общин. Слушание

проекта Уложения проходило на соборе в двух палатах: в одной были царь,

Боярская дума и Освященный собор; в другой — выборные люди разных чинов.

Депутаты дворян и посадов оказали большое воздействие на принятие многих

норм Уложения. 29 января 1649 было закончено составление и редактирование

Уложения. Внешне оно представляло собой свиток, состоящий из 959 узких

бумажных столбцов. В конце шли подписи участников Земского собора (всего —

315), а по склейкам столбцов — подписи дьяков. С этого подлинного свитка

была составлена копия в виде книги, с которой дважды в течение 1649

Уложение было напечатано по 1200 экземпляров в каждом тираже.

Соборное Уложение 1649 года, обобщив и впитав в себя предшествующий опыт

создания правовых норм, имел свои источники. Источниками Уложения

являются:

* судебники;

* указные книги приказов;

* царские указы;

* думские приговоры;

* решения Земских соборов (большая часть статей была составлена по

челобитным гласных собора);

* \"Стоглав\";

* литовское и византийское законодательство;

* новоуказные статьи о \"разбоях и душегубстве\" (1669 г.), о поместьях и

вотчинах (1677 г.), о торговле (1653 и 1677 гг.), которые вошли в

корпус правовых норм Уложения уже после 1649 года.

Соборное Уложение 1649 явилось новым этапом в развитии юридической

техники. Оно стало первым печатным памятником русского права. До него

публикация законов ограничивалась оглашением их на торговых площадях и в

храмах, о чем обычно специально указывалось в самих документах. Появление

печатного закона в значительной мере исключало возможность совершать

злоупотребления воеводами и приказными чинами, ведавшими

судопроизводством.

Соборное Уложение не имеет прецедентов в истории русского

законодательства. По объему оно может сравниться разве что со Стоглавом,

но по богатству юридического материала превосходит его во много раз.

Характерной особенностью документов этого периода было безмерное

возвеличивание власть имущих путём перечисления всевозможных титулов,

званий и полномочий. В наследство от приказного делопроизводства получили

мы и слово «волокита». Подклеенные в столбцы длиной в среднем 50-80 м.

документы наматывали на палочки в свитки. Ленты при чтении волочились,

отсюда родилось и понятие, обозначающее сегодня несвоевременное и не по

существу решение того или иного вопроса. В аппарате приказного

делопроизводства процветали взяточничество, чинопочитание, формализм. Не

были развиты такие делопроизводственные операции, как регистрация

документов, хранение, контроль за исполнением. И всё же именно на этом

историческом этапе складывается первая система работы с документами,

закладываются основные приёмы и методы.

Соборное Уложение отразило коренные проблемы общественной жизни середины

XVII в. Оно законодательно закрепило потребности господствующего класса на

данном этапе его развития и вместе с тем - уступки определенным слоям

феодального общества. Вызванные необходимостью укрепления классового

господства феодалов.

Уложение состоит из 967 статей. Оно делится на 25 глав представляющих

целостное направление (о суде, о вотчинах, о богохульниках и т.д.), но

четкого строения по отрослям права еще нет. Это первый кодекс с обширной

преамбулой, где провозглашается соответствие права постановлениям “Святых

апостолов” и утверждается равенство суда во всех делах для всех чинов.

Доступность и понятность Судебника для всех слоев общества объяснятся тем,

что в России дьяки состовляющие Судебник юридического образования не

имели. Кроме того, юридическая деятельность у нас не была оторвана от

народного быта, как на Западе.

Уложение 1649 г.- последний сборник права, построенный по типу Московских

Судебников, в котором теоретическую основу состовляло

религиозно-православное понимание юридических и политических процессов. В

последующем петровском законодательстве Бог и религия играли в большей

мере роль щирмы, скрывающей чисто светские и позитивистские интересы

власти.

Список использованных источников:

1. www.ist.popal.ru

2. www.refodrom.ru

3. www.krotov.info

4. www.ruscenter.ru

5. www.pravo.eup.ru

6. www.rustrana.ru

7. www.vokrugsveta.ru

8. www.vos.1september.ru

9. www.library.by

10. www.hist.msu.ru

6

© 2010