Инвестиционная политика и проблемы её осуществления в Республике БеларусьИнвестиционная политика и проблемы её осуществления в Республике БеларусьСодержание. Введение. 4 1. Инвестиции: понятия, факторы, нестабильность инвестиций. 5 1.1. Сущность инвестиций и их формы 5 1.2. Источники инвестиций 9 1.3. Кривая спроса на инвестиции. 17 2. Инвестиционная политика и её особенности в Республике Беларусь. 22 2.1. Закон РБ об инвестициях. 22 2.2. Причины и следствия инвестиционного кризиса в РБ. 24 2.3. Опыт Японии по преодолению послевоенного кризиса. 28 Заключение. 32 Список использованной литературы…………………………………...33 Введение. Разрешая противоречия, человечество прошло путь от первобытной экономики, базировавшейся на примитивных орудиях труда, до высокоразвитых современных хозяйственных структур с мощными техническими и информационными системами, от уравнительного распределения до сложнейших форм экономических и социальных отношений. Время, в которое мы живём, - эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудный, во многом противоречивый, но исторически неизбежный и необходимый процесс перехода к рыночной экономике. В этих условиях разрушаются привычные стереотипы восприятия мира, происходит глубокое переосмысление базовых, концептуальных постулатов в теории общественного развития. Экономическая наука РБ, как и других стран СНГ, вырывается из объятий догматизма и схоластики, выходи на дорогу мировой экономической мысли. Без глубокого знания макроэкономики в современных условиях нельзя сознательно и компетентно, осмысленно и творчески воспринимать действительность, разбираться в самых запутанных перипетиях общественной жизни, уметь решать самые сложные задачи хозяйственной практики, знать объективные экономические зависимости, принципы управления производством, методы и рычаги хозяйствования. Реформаторская деятельность по преобразованию тоталитарной и неэффективной белорусской экономики в саморегулирующуюся рыночную систему наталкивается, помимо прочих, на трудности, связанные с крайне слабой подготовленностью большинства членов нашего общества к работе в новых, рыночных условиях. В своей курсовой работе я пытался объяснить понятие инвестиций, их факторы, нестабильность инвестиций. Я сделал попытку дать характеристику формирования и направлений развития инвестиционной политики РБ. План построен по общности тем в пунктах. В первом пункте описаны понятие, сущность, функции инвестиций, описана кривая спроса на инвестиции, а также даны некоторые факты о инвестиционной политике. Во втором пункте дана характеристика инвестиционной политики в РБ, трудности в её осуществлении, а также примеры из истории других государств, находившихся в схожих с Беларусью условиях. 1. Инвестиции: понятия, факторы, нестабильность инвестиций. 1.1. Сущность инвестиций и их формы Термин "инвестиции" происходит от латинского слова "invest", что означает "вкладывать". В более широкой трактовке инвестиции представляют собой вложения капитала с целью последующего его увеличения. При этом прирост капитала должен быть достаточным для того, чтобы скомпенсировать инвестору отказ от использования имеющихся средств на потребление в текущем периоде, вознаградить его за риск, возместить потери от инфляции в предстоящем периоде. В коммерческой практике принято различать следующие типы инвестиций: - инвестиции в физические активы; - инвестиции в денежные активы; - инвестиции в нематериальные (незримые) активы. Под физическими активами понимаются производственные здания и сооружения, а также любые виды машин и оборудования со сроком службы более одного года. Под денежными активами понимаются права на получение денежных сумм от других физических и юридических лиц, например депозитов в банке, облигаций, акций и т. п. Под нематериальными (незримыми) активами понимаются ценности, приобретаемые фирмой в результате проведения программ переобучения или повышения квалификации персонала, разработки торговых знаков, приобретения лицензий и т. д. Инвестиции в ценные бумаги принято называть портфельными инвестициями, а инвестиции в физические активы чаще именуют инвестициями в реальные активы. Эти оба типа инвестиций имеют большое значение в экономике. Однако в настоящем учебном пособии мы сосредоточим внимание на проблемах инвестиций в реальные активы. Все разновидности инвестиций в реальные активы можно свести к следующим основным группам. • Инвестиции в повышение эффективности. Их целью является прежде всего создание условий для снижения затрат за счет замены оборудования, обучения персонала или перемещения производственных мощностей в регионы с более выгодными условиями производства. • Инвестиции в расширение производства. Задачей такого инвестирования является расширение возможностей выпуска товаров для ранее сформировавшихся рынков в рамках уже существующих производств. • Инвестиции в новые производства. Такие инвестиции обеспечивают создание совершенно новых предприятий, которые будут выпускать ранее не изготавливавшиеся товары (или оказывать новый тип услуг) либо позволят, например, фирме предпринять попытку выхода с ранее уже выпускавшимися товарами на новые для нее рынки. • Инвестиции ради удовлетворения требований государственных органов управления. Эта разновидность инвестиций становится необходимой в том случае, когда фирма оказывается перед необходимостью удовлетворять требования властей в части либо экономических стандартов, либо безопасности продукции, либо иных условий деятельности, которые не могут быть обеспечены за счет только совершенствования менеджмента. Причиной, заставляющей вводить такого рода классификацию инвестиций, является различный уровень риска, с которыми они сопряжены. Зависимость между типом инвестиций и уровнем риска определяется степенью опасности не угадать возможную реакцию рынка на изменения результатов работы фирмы после завершения инвестиций. Ясно, что организация нового производства, имеющего своей целью выпуск не знакомого рынку продукта, сопряжена с наибольшей степенью неопределенности, тогда как, например, повышение эффективности (снижение затрат) производства уже принятого рынком товара несет минимальную опасность негативных последствий инвестирования. В условиях рыночной экономики осуществление инвестиций нельзя рассматривать как "произвольную" форму деятельности фирмы в том смысле, что фирма может осуществлять или не осуществлять подобного рода операции. Неосуществление инвестиций неминуемо приводит к потерям конкурентных позиций. Поэтому все возможные инвестиции можно разбить на две группы: - пассивные инвестиции, т.е. такие, которые обеспечивают в лучшем случае неухудшение показателей прибыльности вложений в операции данной фирмы за счет замены устаревшего оборудования, подготовки нового персонала взамен уволившихся сотрудников и т.д. - активные инвестиции, т. е. такие, которые обеспечивают повышение конкурентоспособности фирмы и ее прибыльности по сравнению с ранее достигнутыми за счет внедрения новой технологии, организации выпуска пользующихся спросом товаров, захвата новых рынков, или поглощения конкурирующих фирм. Инвестиции, осуществляемые при основании или покупке предприятия, принято называть начальными инвестициями или нетто-инвестициями. В свою очередь брутто-инвестиции состоят из нетто-инвестиций и реинвестиций, причем последние представляют собой связывание вновь свободных инвестиционных средств посредством направления их на приобретение или изготовление новых средств производства с целью поддержания состава основных фондов предприятия (инвестиции на замену, рационализацию, диверсификацию и т.д.). Инвестиции в объекты предпринимательской деятельности осуществляются в различных формах. В связи с этим для анализа и планирования инвестиций важной представляется классификация инвестиций по признакам, показанным на рис. 1.1. 1. В зависимости от объектов вложений средств различают реальные и финансовые инвестиции. 2. По характеру участия в инвестировании выделяют прямые и непрямые инвестиции. Под прямыми инвестициями понимают непосредственное участие инвестора в выборе объектов инвестирования и вложения средств. Прямое инвестирование осуществляют в основном подготовленные инвесторы, имеющие достаточно точную информацию об объекте инвестирования и хорошо знакомые с механизмом инвестирования. Под непрямыми инвестициями подразумевают инвестирование, опосредствуемое другими лицами (инвестиционными или иными финансовыми посредниками). Не все инвесторы имеют достаточную квалификацию для эффективного выбора объектов инвестирования и последующего управления ими. В этом случае они приобретают ценные бумаги, выпускаемые инвестиционными и другими финансовыми посредниками, которые собранные таким образом инвестиционные средства размещают по своему усмотрению, выбирая наиболее эффективные объекты инвестирования, участвуя в управлении ими, распределяя полученные доходы среди своих клиентов. 3. По периоду инвестирования различают краткосрочные и долгосрочные инвестиции. Под краткосрочными инвестициями понимают обычно вложения капитала на период, не более одного года (например, краткосрочные депозитные вклады, покупка краткосрочных сберегательных сертификатов и т. п.), а под долгосрочными инвестициями - вложения капитала на период свыше одного года. 4. По формам собственности инвесторов выделяют частные, государственные, иностранные и совместные инвестиции. Частные инвестиции - это вложения средств, осуществляемые гражданами, а также предприятиями негосударственных форм собственности, прежде всего коллективной. Государственные инвестиции осуществляют центральные и местные органы власти и управления за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также государственные предприятия и учреждения за счет собственных и заемных средств. Под иностранными инвестициями понимают вложения, осуществляемые иностранными гражданами, юридическими лицами и государствами. Совместные инвестиции - это вложения, осуществляемые субъектами данной страны и иностранных государств. 5. По региональному признаку различают инвестиции внутри страны и за рубежом. Под инвестициями внутри страны (внутренними инвестициями) подразумевают вложения средств в объекты инвестирования, размещенные в территориальных границах данной страны. Под инвестициями за рубежом (зарубежными инвестициями) понимают вложения средств в объекты инвестирования, размещенные за пределами территориальных границ данной страны (к этим инвестициям относятся также приобретения различных финансовых инструментов других стран – акций зарубежных компаний, облигаций других государств и т.п.). Рис. 1.1. Классификация инвестиций по разным признакам |Признаки классификации инвестиций | |1 |2 |3 |4 |5 | |По |По характеру|По периоду |По формам |По | |объектам |участия в |инвестирован|собственности |региональ| |вложения |инвестирован|ия |инвестиционных |ному | |средств |ии | |ресурсов |признаку | 1.2. Источники инвестиций 1.2.1. Внутренние источники инвестиций Традиционно во многих странах финансирование капитальных вложений осуществляется в основном за счет внутренних источников.. Каждой семье приходится постоянно решать житейскую проблему: какую часть своего бюджета направить на текущее потребление, а какую - отложить на будущее. В масштабе страны общий уровень сбережений зависит от уровня сбережений населения, организаций и правительства. Средства отдельных граждан - не единственный источник сбережений на будущее. Предположим, что некая компания получила прибыль в размере 100 млн. руб. Эта прибыль может быть выплачена владельцам, реинвестирована (компания может приобрести на эти средства новое оборудование или производственные площади) или же положена на банковский счет. В любом случае компания сберегает часть своей прибыли, точно так же как семья сберегает часть своего заработка. Правительство тоже может делать сбережения - в тех случаях, когда налоговые поступления в бюджет превышают правительственное потребление (куда входит зарплата государственных служащих, расходы на оборону, выплаты пенсионерам и т.п.). При таком положении дел у правительства остаются средства, которые могут быть использованы под инвестиции, скажем, в строительство новых дорог или развитие телефонной связи. Объем сбережений в стране непосредственно влияет на объем инвестиций в стране. Уже было отмечено, что инвестиции представляют собой расходы на приобретение оборудования, зданий и жилья, которые в будущем выразятся в подъеме производительной мощи всей экономики. Когда общество сберегает часть своего текущего дохода, это означает, что часть производства может быть направлена не на потребление, а на инвестиции. Чаще всего сберегатели (вкладчики) и инвесторы принадлежат к разным экономическим группам. Когда семья откладывает часть своего дохода, она помещает свои деньги в банк. Банк одалживает эти деньги компании, желающей осуществить капиталовложения. В этом случае вкладчики (отдельные граждане) и инвесторы (предприятия) связаны через финансового посредника (банк). Иногда вкладчики и инвесторы представляют собой одно и то же лицо. Если предприятие сберегает часть своей прибыли и использует ее на покупку нового станка, оно одновременно и сберегает и инвестирует деньги. Иногда компания сберегает свою прибыль за счет увеличения банковских вкладов. Банк затем одалживает эти деньги другой компании, желающей сделать капиталовложения. В закрытой экономике объем сбережений точно соответствует объему инвестиций. Какая часть национального дохода сберегается, такая часть и может быть инвестирована. Таким образом, можно сказать, что в закрытой стране внутренние инвестиции равны внутренним сбережениям. Когда страна входит в мировую финансовую систему, складывается не столь однозначная ситуация. Если некая белорусская компания желает сделать капиталовложение, она может занять необходимые средства как в российском, так и в зарубежном банке. Рассмотрим, какие же существуют внутренние источники инвестиций. Прибыль как источник инвестиций Недостаток финансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за счет повышения цен на свою продукцию. В 1993 году все увеличение прибыли в народном хозяйстве определялось ценовым фактором. Однако, увеличивая цены, предприятия сталкиваются со спросовыми ограничениями, приводящими к проблемам с реализацией продукции, и, как следствие, к спаду производства. Это может поставить на грань банкротства многие предприятия. Правительством принимаются меры, которые облегчат предприятиям формирование необходимых финансовых ресурсов для производственного развития, тем более что сегодня они являются одним из основных источников капиталовложений в экономику. Расширить возможности предприятий поможет решение о полном освобождении от налога прибыли, направляемой на инвестиции, которое действует с 1 января 1993 года. Это должно послужить хорошим стимулом к усилению инвестиционной активности. Амортизационные отчисления Амортизационные отчисления - это капитальная стоимость, отделившаяся от своего материального носителя (зданий, сооружений, оборудования, аппаратуры и т.д.) изначально являющуюся капиталом уже находящимся в кругообороте и обороте предприятия. Амортизационные отчисления направлены на восстановление средств производства, которые изнашиваются в процессе использования при производстве товаров. Однако в данный момент в Беларуси амортизационные отчисления теряются из-за инфляции (инфляция практически девальвировала этот источник капиталовложений), поэтому для самоинвестирования предприятия используют средства, необходимые для выплаты долгов по зарплате, налогов и прочего, что отражается на социальной сфере. Рост стоимости основных фондов предприятий и их амортизационных отчислений пропорционально темпам инфляции позволяет увеличить источники собственных средств для финансирования капиталовложений. Поэтому одной из важных мер по повышению внутренней инвестиционной активности могла бы стать антиинфляционная защита амортизационного фонда путем регулярной индексации балансовой стоимости основных средств. Чтобы восстановить инвестиционный характер амортизационного фонда, необходимо провести реформу амортизационной политики и системы кругооборота и оборота амортизационного фонда: однозначно признать капитальный характер амортизационных отчислений; распространить на амортизационный фонд законодательство о собственности и гарантировать права собственников капитала на определение судьбы амортизационного фонда; усилить ответственность производства (менеджеров) предприятий за его сохранность и целевое использование; ввести налоговые и административные санкции против разбазаривания, проедания и вывоза амортизационного фонда за пределы белорусской национальной территории (пресечь вывоз капитала за счёт амортизационных отчислений). Эти меры помогут сохранению амортизационного фонда предприятия и, как следствие, помогут держаться производству на прежнем уровне. Бюджетное финансирование Дефицит государственного бюджета не позволяет рассчитывать на решение инвестиционных проблем за счет централизованных источников финансирования. При ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального источника инвестиций государство будет вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию. Уже сейчас ужесточился контроль за целевым использованием льготных кредитов. Для обеспечения гарантий возврата кредита внедряется система залога имущества в недвижимости, в частности земли. Законодательная база этому создана Законом о залоге. Государственные централизованные вложения обычно направляют на реализацию ограниченного числа региональных программ, создание особо эффективных структурообразующих объектов, поддержание федеральной инфраструктуры, преодоление последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение наиболее острых социальных и экономических проблем. На этапе выхода из кризиса приоритетными направлениями с точки зрения бюджетного финансирования будут: - выделение государственных инвестиций для стимулирования развития опорных сырьевых и аграрных районов, обеспечивающих решение продовольственной и топливно-энергетической проблем; - поддержание научно-производственного потенциала; - выделение субсидий на социальные цели слаборазвитым районом с чрезмерно низким уровнем жизни населения, не имеющим возможности приостановить его падение собственными силами. Банковский кредит Долгосрочное кредитование, особенно в условиях зарождающегося предпринимательства, могло бы стать одним из важных источников инвестиций. Нет необходимости говорить о важности долгосрочных кредитов для развития производства в Беларуси, которое находится в катастрофическом состоянии. Долгосрочные банковские кредиты в первую очередь направлены на решение стратегических целей в экономике. Они способствуют постепенному увеличению производства и, как следствие, общему подъему экономики страны. Такие кредиты могли бы выдаваться банками в первую очередь на решение социальных программ под гарантии правительства, однако долгосрочные банковские кредиты невыгодны в условиях инфляции. Средства населения Привлечение средств населения в инвестиционную сферу путём продажи акций приватизированных предприятий и инвестиционных фондов, в частности, могло бы рассматриваться не только как источник капиталовложений, но и как один из путей защиты личных сбережений граждан от инфляции. Стимулировать инвестиционную активность населения можно путем установления в инвестиционных банках более высоких по сравнению с другими банковскими учреждениями процентных ставок по личным вкладам, привлечение средств населения на жилищное строительство, предоставление гражданам, участвующим в инвестировании предприятия, первоочередного права на приобретение его продукции по заводской цене и т.п. Для притока сбережений населения на рынок капитала необходима широкая сеть посреднических финансовых организаций -инвестиционных банков и фондов, страховых компаний, пенсионных фондов, строительных обществ и др. Однако важно по возможности обеспечить защиту тем, кто готов вкладывать свои деньги в фондовые ценности, установив строгий государственный контроль за предприятиями, претендующими на привлечение средств населения. Основным фактором, влияющим на состояние внутренних возможностей финансирования капиталовложений, является финансово-экономическая нестабильность. Тем не менее недостаточность внутреннего инвестиционного потенциала можно считать относительной. 1.2.2. Внешние источники инвестиций Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций - прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов. Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров. Прямые зарубежный инвестиции - это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо Беларуси. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня белорусских предприятий. Размещая свой капитал в Беларуси, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации—производства и прямой выход на мировой рынок. Рассмотрим причины, подталкивающие иностранного предпринимателя к инвестированию, а также шаги государства, предпринимаемые для стимулирования инвестиции по каждому из них. Такое решение обуславливается широким спектром мотиваций, как например: 1. Политика правительства принимающей страны по отношению к иностранным инвестициям. Государственный аппарат должен на своём уровне отыскивать меры по предоставлении инвесторам благоприятных условий для работы в стране. 2. Географические условия принимающей страны. Необходимо, чтобы правительство проводило глубокий анализ потенциальных возможностей для производства, услуг, зависящих от местоположения страны, её соседей, сырьевых ресурсов, туристических возможностей. 3. Стремление получить более высокую норму прибыли, благодаря использованию разницы в национальных уровнях затрат производства. Изучая условия инвестирования в странах-«конкурентах» на рынке инвестиций, государство должно пытаться создать внутри страны условия для развития производства, выгодно отличающиеся от условий в других странах. 4. Распределение и перераспределение производства товаров между зарубежными филиалами, в зависимости от хозяйственной конъюнктуры отдельных стран. 5. Перевод из страны в страну производства и сбыта товаров по мере их общего освоения, чтобы как можно дольше сохранить “молодость” продукции. 6. Подведение финансовой базы под разнообразия схемы международной специализации и кооперирования, обеспечивающие комплексное решение задач по размещению и взаимодополнению отраслей. Государству необходимо проводить грамотную денежно-финансовую политику, для того, чтобы инвестору было удобно проводить обновление, изменение производства. Также помогать разрабатывать планы, как внутреннего размещения производства, так и мирового распределения, пытаясь поставить своё государство в наиболее выгодную позицию. 7. Доступ к техническим, технологическим, управленческим нововведениям, к торговым маркам, знакам и пр. Маневрирование затратами на научно- исследовательские и наукоемкие работы путем размещения их в самых передовых научных центрах и лабораториях за рубежом. В государстве нужно создать гибкую систему, поощряющую использование новейших технологий. Также нужны развитые и признанные в мире центры разработки, тестирования, стандартизации, патентирования и популяризации высоких технологий. 8. Экономия на транспортных затратах и на обходе таможенных барьеров. В соответствии с этой потребностью инвесторов, необходима разработка оптимальных налогов и пошлин на импорт-экспорт продукции и материалов. 9. Стабильность прибыли за счет игры на различиях в хозяйственной конъюнктуре отдельных отраслей и стран; в научно-технической политике правительств, торгово-политических режимах, в валютном и налоговом законодательстве. 10. Учет социального климата в принимающих странах, стабильность их экономики и политических режимов. Государство в целом должно быть развитым, здесь уже невозможно действовать только экономическими методами. Политические лидеры обязаны заботится о развитии государства в целом: и о его экономике, и о культуре, науке, авторитете в мире. В каждый конкретный промежуток времени могут доминировать одни факторы (или группа их) над другими (рецессивными); может, также, расширяться их спектр в соответствии с новыми формами иностранного инвестирования (например, в зависимости от типа инвесторов и цели осуществления инвестирования). Для стран, обладающих капиталом, для инвестирования в экономики других стран существует довольно интересный вопрос об ограничении оттока прямых инвестиций. Ответить на вопрос, нужно ли ограничивать отток инвестиций из страны базирования, довольно сложно. Подойти к решению можно в четыре этапа: 1) Провести обследование ясных и видимых результатов стандартного статического анализа уровня благосостояния. 2) Установить, насколько выводы об уровне благосостояния зависят от того, как оценивается национальная принадлежность зарубежного инвестора. 3) Установить, каковы специальные связи многонациональной фирмы с международными рынками. 4) Рассмотреть экономические аргументы выгодности для страны налогообложения вывоза капитала в форме прямых инвестиций Страна базирования инвестора в целом выигрывает, потому что выгоды для самих инвесторов больше, чем потери рабочих и других категорий лиц в стране базирования. Ну а принимающая страна так же остается в выигрыше, потому что выигрыш для рабочих и других категорий лиц больше, чем потери для инвесторов принимающей страны, вынужденных конкурировать с притоком управленческих и финансовых активов из страны базирования. Потери, которые несут трудящиеся и другие слои в стране базирования, требуют своего объяснения. Представители организованного рабочего движения в США и Канаде вели энергичную борьбу против свободы североамериканских компаний организовывать производственные филиалы, например, в Мексике, утверждая, что это экспорт рабочих мест из США и Канады. В основе своей, их протест справедлив, хотя косвенным образом прямые зарубежные инвестиции создают некоторое количество рабочих мест в США и Канаде. Свобода перемещения за рубеж производства и рабочих мест из страны базирования особенно характерна для тех компаний, которые сталкиваются с сильными отраслевыми профобъединениями в стране базирования. Но трудящиеся являются не единственной группой, которая теряет от роста прямых зарубежных инвестиций. Налогоплательщики в целом также оказываются в менее выигрышном положении, поскольку прибыли многонациональной компании сложнее облагать налогом, и правительство вынуждено либо перекладывать недополученную сумму налоговых поступлений на других плательщиков, либо сокращать финансируемые им социальные программы. В этом случае пострадавшие налогоплательщики похожи на лендлордов, теряющих поступление ренты из-за эмиграции арендаторов. Тем не менее, несмотря на все потери трудящихся и налогоплательщиков в стране базирования, выгоды самих инвесторов намного больше и превосходят все эти потери. Если страна базирования состоит только из трудящихся, налогоплательщиков и инвесторов, все равно в целом будет отмечен чистый выигрыш для страны базирования. Таким образом, для страны базирования явно вырисовываются три количественных результата. 1) Непосредственные рыночные результаты ПЗИ благоприятны для страны базирования, если инвесторы рассматриваются как принадлежащие этой стране. 2) Результат будет обратным, если мнение инвесторов не принимается во внимание в стране базирования. 3) Существуют политические и экономические изъяны свободного оттока прямых инвестиций из страны, что предполагает ограничение внешнего инвестирования; однако степень этого ограничения весьма неопределенна. А должна ли принимающая страна ограничивать прямые инвестиции? Последствия ПЗИ для принимающей страны, «плюсы» и «минусы» политики ограничений симметричны по форме решения соответствующих вопросов в стране базирования. Во-первых, как отмечено выше, принимающая страна в целом выигрывает от притока инвестиций. Трудящиеся и поставщики, обслуживающие новые предприятия с зарубежным капиталом, наряду с местными и федеральным правительствами, получающими налоги, выигрывают больше, чем теряют конкурирующие местные инвесторы. Во-вторых, в принимающей стране, как и в стране базирования, должны быть хорошо осознаны возможные осложнения взаимоотношений зарубежного инвестора с местным политическим окружением. Многонациональные фирмы могут организовать давление со стороны влиятельного правительства страны базирования и вовлечь принимающую сторону в конфронтацию. 1.3. Кривая спроса на инвестиции. Для лучшего восприятия необходимо построить кривую спроса на инвестиции. Исходным для построения должна быть посылка, что норма прибыли должна быть выше ставки банковского процента. Определим исходную ставку в 10% и рассчитаем движение кривой для заданных значений нормы чистой прибыли, ставки процента и размера инвестиций. Таблица 1.3. Гипотетические ожидаемая прибыль и инвестиции. |Ожидаемая норма чистой прибыли(в %) |Величина инвестиций(млрд./год) | |28 |100 | |26 |120 | |24 |140 | |22 |160 | |20 |180 | |18 |200 | |16 |220 | |14 |240 | |12 |260 | |10 |280 | Кривая спроса на инвестиции для народного хозяйства в целом строится путём расположения путём расположения всех инвестиционных объектов по нисходящей в зависимости от ожидаемой нормы чистой прибыли. Рисунок 1.3. Кривая спроса на инвестиции. [pic] Следует учитывать, что инвестиции производятся до момента, когда ставка процента оказывается равной ожидаемой норме чистой прибыли. Кривая спроса на инвестиции опускается вниз и отражает обратную зависимость между ставкой процента(ценой инвестирования) и совокупной величиной требуемых инвестиционных товаров. Если ставка процента станет меняться, это будет сопровождаться изменением уровня расхода на инвестиции. При этом при самой высокой ставке процента осуществляются те из инвестиционных проектов, которые обеспечивают самую высокую ожидаемую норму чистой прибыли. В случае снижения ставки процента коммерчески выгодными становятся проекты, ожидаемая норма чистой прибыли от которых меньше. В таком случае уровень инвестиций возрастает. При фиксированном предложении денег на величину инвестиций оказывает воздействие уровень цен. Это происходит вследствие действия эффекта процентной ставки. Когда повышается цена, возрастает количество денег, в которых остро нуждаются потребители и предприниматели для закупки продукции по возросшим ценам. Происходящие вследствие этого расширение спроса на неиспользованные деньги приводит к снижению их цены – процентной ставки, что в свою очередь уменьшает инвестиции. В равной степени при более низком уровне цен происходит сокращение спроса на неиспользованные деньги, понижает ставку процента и увеличивает инвестиции. Сдвиги в спросе на инвестиции. Основным фактором действующим на размер инвестиций выступает става процента. Однако, наряду с ней на инвестиции влияют и другие факторы. В случае, если какой-то из факторов действует в сторону увеличения инвестиций, кривая на графике смещается вправо, а всё то, что сопровождается понижение ожидаемой чистой доходности инвестиций смещает кривую влево. К числу важнейших не связанных со ставкой процента факторов относятся издержки производства. Известно, что они включают расходы на приобретение, эксплуатацию и обслуживание оборудования, зарплату работников, нормальную прибыль предпринимателей. Увеличение этих расходов приведёт к снижению размеров инвестиций и кривая на графике сместится влево, а рационализация в осуществлении мер по модернизации оборудования приведёт к увеличению инвестиционного фонда и сместит кривую инвестиций вправо. Тесно связаны с названным фактором выступает уровень оснащённости производства основным капиталом. Если производство хорошо оснащено техническими мощностями каждое последующее инвестирование сопровождается падением нормы чистой прибыли, поэтому инвестиции будут ограничиваться. В случае низкой технической оснащённости дополнительные инвестиции приведут к росту производительности труда и повышению нормы чистой прибыли. Инвестиции будут расширяться, и кривая – смещаться вправо. В указанной взаимосвязи основным стимулом для инвестирования выступает прогресс в области техники и технологии производства. Новая техника и новые технологии снижают издержки производства, повышают качество изделий и тем самым способствуют повышению нормы чистой прибыли, а значит – и резкому возрастанию инвестиций в тех производствах, где подобные преобразования происходят. Сдвиги в спросе на инвестиции происходят также под воздействием субъективных факторов, которые часто оказываются трудно предсказуемыми. Речь идёт о меняющемся политическом климате в стране, о международной обстановке, о состоянии дел на фондовых биржах и т.д., о реагировании на них предпринимателей. Если под воздействием этих факторов в экономической среде складывается оптимистическое настроение, инвестиции начнут возрастать. И наоборот, пессимистические настроения вызывают ограничение инвестиций. На кривой инвестиций это отражается сдвигом её влево. Наконец, инвестиционная деятельность зависит от уровня уплачиваемых налогов. Рост налогов сокращает доходы предпринимателей и тогда кривая инвестиций имеет тенденцию к движению влево, а в случае снижения налогов – вправо. Нестабильность инвестиций. Инвестиции выступают очень важным фактором, воздействующим на рост ВНП. Вместе с тем следует отметить, что действие этого фактора не подчиняется какому-то строгому регламенту. Инвестиции очень изменчивы, причём эта их изменчивость гораздо подвижнее, чем изменчивость ВНП. Возьмём, к примеру, продолжительность срока службы. Они очень неопределённы. С экономической точки зрения здесь всё вроде бы определено: срок амортизации заканчивается – меняй оборудование. В реальной жизни всё происходит гораздо сложнее. По известным только предпринимателю причинам, сроки действия оборудования могут быть продлены сверх периода амортизационных отчислений. Они могут быть частично обновлены, обновлены на Ѕ, на ѕ, основной капитал в течении какого-то может вовсе не обновляться и с этими решениями предпринимателей связана амплитуда колебаний инвестиций в общественном производстве. Они то расширяются, то сужаются. Инвестированию может быть подвергнуто производство и до истечения сроков амортизации, если это требует научно- технический прогресс. Характерной особенностью инноваций выступает их нерегулярность. С точки зрения той или иной отрасли экономики инноваций в ней в ближайшее время могут не предвидеться, не коррективы могут произойти незамедлительно. Технические и технологические сдвиги в какой-то одной отрасли могут вызвать быстрые и интенсивные инвестиции в других, смежных отраслях экономики. Технический прогресс в автомобильной промышленности всегда вызовет поток инвестиций нефтехимические отрасли производства. Аналогичное происходит по существу со всеми, взаимосвязанными друг с другом, отраслями экономики. Колебания в инвестициях происходят в зависимости от размера текущей прибыли: прибыль стабильна – стабильны инвестиции; прибыль растёт – растут инвестиции. Непостоянство прибыли увеличивает нестабильность инвестиций. Наконец, ожидания и их изменчивость предопределяют нестабильность инвестиций. Ожидания подвержены изменчивости большим множеством обстоятельств, в том числе и состоянием дел на фондовой бирже. Колебания курса акций, зачастую созданные искусственно биржевиками, чтобы нажиться на спекулятивных сделках с ценными бумагами, вызывают нестабильность в инвестиционной политике предпринимателей и домохозяев. На графике эти колебания сопровождаются движениями кривой либо вверх, либо вниз. 2. Инвестиционная политика и её особенности в Республике Беларусь. 2.1. Закон РБ об инвестициях. В январе 1997 года был принят ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (Закон Республики Беларусь № 99-З от 05.12.97 г. вступил в силу 22.01.98 г.) Этот закон определяет правовые принципы, условия и механизм реализации инвестиционной деятельности иностранных инвесторов на территории Республики Беларусь, закрепляет гарантии осуществления прав и обязанностей иностранных инвесторов. Закон направлен на создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в республику в целях более эффективного экономического и социального развития Республики Беларусь, расширения ее международного экономического сотрудничества и интеграции в мировую экономику. Положения настоящего Закона действуют на территории Республики Беларусь применительно ко всем иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями. Положения Закона о инвестициях могут быть изменены или отменены только путем внесения соответствующих изменений в данный Закон. Изменение настоящего Закона или другого законодательства Республики Беларусь, ухудшающее положение иностранных инвесторов для предприятий с иностранными инвестициями, обратной силы не имеет. Республика Беларусь гарантирует соблюдение законных прав и интересов иностранных инвесторов и создаваемых с их участием предприятий. Иностранные инвестиции на территории Республики Беларусь не могут быть национализированы, реквизированы, изъяты, захвачены, принудительно куплены либо взяты или подвергнуты другим действиям, эквивалентным по последствиям и ведущим к лишению иностранного инвестора его права собственности либо контроля или существенного преимущества его инвестиций (далее - принудительное отчуждение), кроме как по приговору или решению суда, а также по мотивам общественной необходимости (в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и других обстоятельств, носящих чрезвычайный характер) например если у президента болит хуй, при соблюдении определенных законом условий и порядка, со своевременным и полным (адекватным и эффективным) компенсированием стоимости отчужденного имущества. Своевременность компенсации означает, что она должна выплачиваться без задержки, а адекватность означает, что она должна быть равной фактической стоимости принудительно отчужденных инвестиций на момент, непосредственно предшествовавший осуществлению принудительного отчуждения или его публичному объявлению в зависимости от того, что из них имело место ранее, а также выплачиваться с включением процентов, исчисленных согласно курсу соответствующей валюты на Лондонском межбанковском рынке (LIBOR) за период с даты принудительного отчуждения (или его публичного объявления) до даты фактической выплаты компенсации. Эффективность компенсации означает, что она может переводиться за границу без ограничений. За перевод суммы компенсации за границу налоги и другие удержания не взимаются. Убытки, причиненные иностранному инвестору либо предприятию с иностранными инвестициями в результате принудительного отчуждения, возмещаются органом, принявшим решение о принудительном отчуждении. Подсчет фактических убытков, указанных в части второй настоящей статьи, основывается на оценке, произведенной независимым экспертом, назначенным совместным соглашением между иностранным инвестором либо предприятием с иностранными инвестициями и соответствующим государственным органом, принявшим решение о принудительном отчуждении иностранных инвестиций. В случае разногласия относительно выбора эксперта его назначение осуществляется судом. Сроки проведения экспертизы убытков, представления отчета и оплаты услуг эксперта определяются сторонами или судом. Компенсация определяется и выплачивается в валюте, в которой были произведены первоначальные инвестиции, или, если первоначальные инвестиции были произведены в натуре, - в любой иностранной валюте, которую принимает иностранный инвестор. По желанию инвестора компенсационные средства могут быть направлены на счет инвестора в иностранном банке. 2.2. Причины и следствия инвестиционного кризиса в РБ. Состояние инвестиционного сектора определяется общими макроэкономическими условиями, а также финансовым положением субъектов хозяйствования. В этом отношении затяжной экономический кризис переходного периода парализовал прежде всего инвестиционное развитие. Так, если по показателю ВВП РБ в 2000 г. вышла на уровень 88,7% к 1990 г., то по показателю инвестиций в 2000 г. было обеспечено только 51,6% от уровня 1990 г., в том числе в объекты производственного назначения – 45,2%, непроизводственного – 66,2%. Объём же строительно-монтажных работ составил всего 38,6% от уровня 1990 года. Этот факт обнаруживает отсутствие даже простого воспроизводства основных фондов и является наглядным свидетельством глубины инвестиционного кризиса. Факторы сдерживания инвестиций в народном хозяйстве носят системный характер. Их корни находятся в реальном, в бюджетном и в банковском секторе. Факторы реального сектора: V значительное падение(в первые годы перестройки), а в последующем сохранение относительно низких темпов роста реального сектора экономики; V высокие темпы инфляции и снижение обменного курса белорусского рубля на протяжении длительного времени; V низкий уровень рентабельности большинства предприятий реального сектора экономики, который превышает процентные ставки по кредитам и делает нерентабельными инвестиционные проекты предприятий; V низкий уровень доходов населения, ограничивающий возможности сбережений и инвестиций; V малая норма накопления всеми агентами экономических отношений. Удельный вес сбережений населения и предприятий в ВВП в Беларуси составил в 1998 г. 26,1 (в 1995 г. 21%, в 1990 г. 29%), тогда как в Японии, Китае, Корее и ряде других стран, переживавших период технологической модернизации, показатель доли сбережений населения доходил до 60% и сегодня продолжает оставаться высоким. В частности, в 1998 году этот показатель составил в Сингапуре 51.3, Малайзии 48.5, в Китае 42.6, Китае 42.6, Корее 33,8 процента. Правда, склонность к сбережениям в Беларуси значительно выше, чем в России, где в 1998 г. их доля не превышала 16.3%. Факторы бюджетного сектора: V наличие устойчивого дефицита государственного бюджета, что при недостатке внутренних накоплений и внешних источников порождает потребность в го финансировании банковской системой и является главной причиной затяжной высокой инфляции в стране; V отток потенциальных инвестиционных ресурсов банков и предприятий на покупку государственных ценных бумаг. Факторы банковского сектора. Они испытывают на себе воздействие кризиса в реальном и бюджетном секторе, являются их результатом, а также имеют свою системную специфику. К таким системно-специфическим факторам, сдерживающим развитие инвестиционного(долгосрочного) банковского кредитования, относятся: V низкая капитализация банков. Совокупный капитал банковской системы не превышает 5% ВВП, что значительно меньше аналогичных показателей стран Центральной и Восточной Европы; V ограничение по ликвидности, обусловленное дисбалансом долгосрочной составляющей ресурсной базы банков и объёмом долгосрочных активных операций банков. Так, привечённые средства банков( на срок привлечения более 1 года) на 1.01.2001 составили 15,6% совокупных ресурсов банков, тогда как доля долгосрочных кредитов(со сроком погашения более 1 года) – 46,1% валовых активов банков. Указанные диспропорции сдерживают инвестиционное кредитование, поскольку основная масса инвестиционных кредитов имеет срок погашения более года. В свою очередь, и форсирование долгосрочного кредитования усугубляет подобные диспропорции; V бремя проблемной задолженности, доля которой в банковском секторе РБ составляет 12% при допустимом международными стандартами уровне 5%; V структура активных операций банков, в которой доля кредитов достигла предельного значения по общепринятым международным подходам(60%); V узость ресурсной базы банков, обусловленная низким удельным весом средств населения, предприятий, а также нерезидентов; V региональные диспропорции в распределении банковских ресурсов; V структура собственности банков, которая характеризуется ярко выраженной государственной монополией. В частности, доля Правительства, а также предприятий и организаций государственной собственности в собственном капитале банков составляла на 01.10.2001 88%. Отсюда проистекает и значительная степень централизации банковских ресурсов. Так, доля 7 банков, уполномоченных обслуживать государственные программы и мероприятия, составляла на 01.10.2001 77,3%. В результате на Правительство ложится финансовая нагрузка по поддержанию ресурсной обеспеченности и ликвидности государственного сегмента банковской системы, что сопряжено с издержками дополнительной эмиссии. Факторы внешнего сектора. Они выражаются в слабом притоке инвестиций из-за рубежа как в реальный сектор, так и в банковскую систему. РБ имеет один из самых низких среди стран Центральной и Восточной Европы показатель привлечения иностранных инвестиций в страну по всем каналам инвестирования. Ощутимо низка доля иностранного капитала и в банковской системе. В совокупном уставном фонде белорусских банков она составляет около 10%. При этом российские банки обеспечивают почти половину всего присутствия иностранного капитала в банковской системе РБ. По принятым же для нашей страны критериям экономической безопасности, доля иностранного инвестора в банковской системе может достигать 25%. Таким образом, анализ положения дел в инвестиционной сфере позволяет сделать следующие выводы: 1. Неэффективность банковского сектора обусловлена слабостью реального, бюджетного и внешнего секторов. Отсюда решение проблемы преодоления инвестиционного кризиса может заключаться в комплексном финансовом оздоровлении, что предполагает новые общесистемные институциональные решения. 2. Дисбалансы в структуре ресурсной базы банков и стимулирование инвестиционной активности банков приводят к ещё большей диспропорциональности и росту системных рисков. Поэтому во главу угла содействия инвестиционной активности банков должно быть положено укрепление долгосрочной ресурсной базы. 3. Подкрепление финансов банковской системы за счёт внешних источников предполагает реализацию системы мер по интеграции в мировые финансовые рынки. Выход из сложившейся системной кризисной ситуации в сфере инвестиций потребует реализации серии взаимосвязанных институциональных изменений. Как показывает международный опыт, задача укрепления банковской системы и финансового оздоровления предприятий может быть решена при более тесном взаимодействии финансов банков и нефинансовых предприятий. Речь идёт об институционально-правовых предпосылках формирования финансово-промышленных групп, прежде всего белорусско-российских. Исходя из этого, нам следует уже сейчас позаботится о создании механизмов объединения финансов банковской системы и финансов предприятий, как это было сделано в Чехии, а ещё ранее в ФРГ и Японии. Банки должны получить больший доступ к активам предприятий. Дальнейшим принципиальным направлением системных изменений является разработка модели финансовых домов(холдингов), что предполагает расширение банковских групп за счёт институциональных инвесторов и небанковских финансовых организаций. В состав финансового дома входят банки(группы банков), предприятия, страховые, пенсионные, инвестиционные и трастовые компании(фонды). Создание сегмента государственных инвестиционных банков потребует значительной институциональной и правовой проработки. 2.3. Опыт Японии по преодолению послевоенного кризиса. На мой взгляд, необходимо активно использовать опыт других стран, находившихся в сходной с Беларусью ситуацией. Наиболее интересен в этом плане, на мой взгляд, опыт послевоенной Японии. Условия её экономического развития те показатели, которых впоследствии достигло это государство, во многом могут стать определяющими для развития экономики нашей страны. Это, в частности, касается: высокого уровня инфляции; зависимости предприятий от банковских кредитов; повышения доли самофинансирования предприятий в условиях отсутствия больших запасов полезных ископаемых, особенно нефти и газа; наличия дешевых рабочих ресурсов; низкого уровня сбережений населения; неразвитости фондового рынка и отсутствия альтернатив вложения в банковские депозиты и, что особенно важно, недостатка финансовых ресурсов в экономике. Во-первых, наибольшее значение придавалось экспортной ориентации экономики. Причем к экспортной продукции предъявлялись требования наукоемкой, высокотехнологичной продукции, для производства которой необходимо было пойти по пути: V разработки собственных технологий; V покупки зарубежных технологий (патентов); V замены техники (обновление основных фондов, оборудования); V привлечения иностранных инвестиций. Правительство Японии сразу же отказалось от иностранных инвестиций. Экономисты этой страны пришли к выводу, что иностранный инвестор никогда не вкладывает средства в те отрасли экономики, которые являются “локомотивом” развития государства, и отвергли такой вариант. В то же время Япония испытывала острый недостаток финансовых ресурсов, поэтому дорогой вариант разработки собственных технологий также был отложен. В итоге правительство остановилось на закупке патентов за рубежом и замене (обновлении) техники, то есть закупке единичной партии оборудования (например, новых станков) и изготовлении аналогичного, но собственными силами и в массовом порядке. Во-вторых, поскольку Япония полностью лишена полезных ископаемых, в том числе энергоносителей, правительство приняло решение импортировать нефть. При этом имеющийся в избытке ресурс (дешевая рабочая сила) должен был использоваться в полной мере. Таким образом, вначале внимание правительства направлялось на развитие трудоемких производств. Условия экономического развития послевоенной Японии и те показатели, которых впоследствии достигло это государство, во многом могут стать определяющими для развития экономики нашей страны. Это, в частности, касается: высокого уровня инфляции; зависимости предприятий от банковских кредитов; повышения доли самофинансирования предприятий в условиях отсутствия больших запасов полезных ископаемых, особенно нефти и газа; наличия дешевых рабочих ресурсов; низкого уровня сбережений населения; неразвитости фондового рынка и отсутствия альтернатив вложения в банковские депозиты и, что особенно важно, недостатка финансовых ресурсов в экономике. В целях достижения быстрого экономического роста в нашей республике необходимо, чтобы проведение промышленной политики направлялось на получение максимальной отдачи от трудоемких производств, а по мере накопления финансовых ресурсов развивались капиталоемкие и наукоемкие производства. Промышленная политика должна содействовать развитию предприятий, самостоятельно зарабатывающих прибыль. Ввиду больших начальных затрат и дли- тельного производственного цикла на предприятиях, обеспечивающих “прорыв” в развитии экономики, получение долгосрочных и стабильных доходов, государству нужно обеспечить (через сеть государственных банков и финансовых институтов) льготное кредитование именно таких предприятий, производящих продукцию: V с высокой добавленной стоимостью (космическая техника и спутники, реактивные самолеты, другая сложная военная техника, суперкомпьютеры, программные продукты); V жизненный цикл которой находится на этапе внедрения (“выведения” на рынок). Опыт Японии четко показывает, что обеспечение максимально быстрого роста в приоритетных отраслях экономики, разработки и внедрения достижений научно- технического прогресса возможно лишь при невысоком уровне ссудного процента. Поскольку в условиях недостаточного накопления финансовых ресурсов в трансформирующейся экономике свободное рыночное определение процента приводит к его установлению на очень высоком уровне, а кредиты для нуждающихся в них предприятий становятся недосягаемыми. В настоящее время кредиты выдаются под 70 — 80% годовых, а рентабельность реального сектора экономики не превышает 15%. Следовательно, это значит, что подход к процентной политике в банковской системе требует коренного изменения. Получается, что размер ссудного процента, зависящий в первую очередь от ставки рефинансирования, устанавливаемой центральным банком, диктует условия для развития реального сектора. При этом известен тот факт, что приращение капитала не может происходить в сфере денежного оборота. Основу приращения капитала должны составлять сделки, касающиеся реально существующих товаров и услуг. Деньги сами по себе не могут приносить новые деньги, а капитал должен использоваться в производительных целях. Поэтому именно уровень прибыльности, формирующийся в производственном секторе в процессе его развития, определяет ставку дохода в банковской системе, а не наоборот. Таким образом, в денежно-кредитной сфере также следует провести изменения, направленные на поддержку промышленной политики. Необходимо, чтобы не банки задавали темп развития реальной экономике, а производственный сектор начал создавать благоприятный для себя инвестиционный климат. Уровень рентабельности народного хозяйства должен определять размер ссудного процента. Для этого банковский кредит должен принять некую гибридную форму, сочетающую в себе элементы кредита в привычном понимании и вложения в акционерный капитал предприятия. Такой кредит должен быть возвратным, но процент по нему должен начисляться как дивиденды по акциям — в зависимости от реально полученной предприятием прибыли. Для того чтобы у предприятия не возникало соблазна показывать в отчетах убытки и не платить банку проценты, необходимы: V обязательный тщательный аудит на предприятиях, пожелавших получить такого рода кредит; V повышение прозрачности и достоверности отчетности предприятий вообще; V скорейшее внедрение международных стандартов бухучета и отчетности на предприятиях. Для достижения устойчивого экономического роста в Беларуси нужно реализовать следующий комплекс мероприятий: 1. Поэтапно наращивать ресурсную базу банковской системы до 100% относительно ВВП за счет вовлечения в экономический оборот всех ресурсов страны(земли, недвижимости и т. д.); развития структуры белорусской кредитной системы (в первую очередь страхового сектора, сектора специализированных небанковских кредитно- финансовых институтов и рынка ценных бумаг). Особо следует отметить, что данные мероприятия достижимы лишь при повышении реальных доходов населения и соответственно платежеспособного спроса населения. В то же время и сами мероприятия окажут определенное влияние на вовлечение доходов населения в ресурсы банковской системы. 2. Уровень ссудного процента должен формироваться в зависимости от реально полученной в народном хозяйстве прибыли, для чего банковский кредит должен принять некую гибридную форму, сочетающую в себе элементы кредита в привычном понимании и вложения в акционерный капитал предприятия. 3. Кредиты коммерческих банков направить на поддержку только прибыльных предприятий. 4. В условиях недостатка финансовых ресурсов промышленную политику и кредиты государственных банков направить на поддержку исключительно как высокотехнологичных, так и растущих отраслей экономики с длительным производственным циклом, обязательно прибыльных. Заключение. Итак, инвестиции представляют собой вложения капитала с целью последующего его увеличения. В коммерческой практике принято различать следующие типы инвестиций: V инвестиции в физические активы; V инвестиции в денежные активы; V инвестиции в нематериальные (незримые) активы. Затяжной экономический кризис переходного периода парализовал прежде всего инвестиционное развитие. Так, если по показателю ВВП РБ в 2000 г. вышла на уровень 88,7% к 1990 г., то по показателю инвестиций в 2000 г. было обеспечено только 51,6% от уровня 1990 г., в том числе в объекты производственного назначения – 45,2%, непроизводственного – 66,2%. Объём же строительно-монтажных работ составил всего 38,6% от уровня 1990 года. Этот факт обнаруживает отсутствие даже простого воспроизводства основных фондов и является наглядным свидетельством глубины инвестиционного кризиса. Выход из сложившейся системной кризисной ситуации в сфере инвестиций потребует реализации серии взаимосвязанных институциональных изменений. При выходе из этого кризиса просто необходимо учитывать опыт зарубежных стран, не забывая при этом адаптировать его к конкретной ситуации как страны, так и мировой экономики в целом. Список использованной литературы. 1. Закон республики Беларусь об иностранных инвестициях на территории республики Беларусь (Закон Республики Беларусь № 99-З от 05.12.97 г. вступил в силу 22.01.98 г.). 2. «Основы экономической теории». Под редакцией Клюни В.Л. «Экоперспектива», Минск 1997 г. 3. Г.И. Моисеёчик «Инвестиционный кризис в РБ». Белорусский экономический журнал №2, Минск, 2002 г. 4. Ю. Саморуков «Япония: опыт экономического развития для Беларуси». Банковский вестник, апрель 2002 г. 5. «Восток + Запад» Вестник внешних экономических связей Республики Беларусь – Ежемесячное приложение к журналу «Дело» №3, 2000. 6. Официальный сайт Национальной экономической газеты. Раздел инвестиции. http://www.neg.by/. ----------------------- Финансовые инвестиции Реальные инвестиции Непрямые инвестиции Прямые инвестиции Частные инвестиции Государственные инвестиции Иностранные инвестиции Совместные инвестиции Краткосрочные инвестиции Долгосрочные инвестиции Инвестиции за рубежом Инвестиции внутри страны ----------------------- Лист Э.01.08-Кр-Мо16 |
|