На главную

Кредитная система РФ


Кредитная система РФ

Оглавление.

Введение. 3

Глава 1. Понятие и историческое развитие кредитной системы Российской

Федерации. 4

1.1. Понятие кредитной системы. 4

1.2. Историческое развитие кредитной системы России. 5

Глава 2. Современная кредитная система РФ. 16

2.1. Центральный Банк РФ (Банк России). 16

2.2. Банковская система РФ. 18

Коммерческие банки. 18

Сберегательный банк России. 21

Ипотечные банки. 24

2.3 Парабанковская система РФ. 26

Кредитные союзы. 26

Инвестиционные фонды. 29

Негосударственные пенсионные фонды. 32

Глава 3. Перспективы развития кредитной системы России. 34

Заключение. 40

Литература: 41

Введение.

За 10 лет коренного реформирования общественно-экономического строя в

нашей стране была создана трехуровневая кредитная система рыночного типа.

В то же время процесс становления кредитной системы выявил

определенные недостатки. Они выразились в нарушениях во всех звеньях:

продолжают образовываться и существовать мелкие учреждения (банки,

страховые компании, инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой

базы не могут справляться с потребностями клиентов; коммерческие банки и

другие учреждения в основном проводят краткосрочные кредитные операции,

недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и другие отрасли.

Многие вновь созданные кредитно-финансовые институты, страховые

компании и инвестиционные фонды занимаются несвойственной им

деятельностью: привлекают вклады населения, выполняя функции коммерческих

и сберегательных банков. Ряд инвестиционных фондов, финансовых компаний и

банков построили свою деятельность не на подлинной коммерческой основе, а

по принципу пирамиды, что вызвало волну банкротств в 1993-1994 гг. Кроме

того, высокие ставки на краткосрочные кредиты ведут к необоснованному росту

прибылей, которые в последующем конвертируются в иностранную валюту, что

обесценивает рубль и ведет к усилению инфляции. Поэтому многие стороны

деятельности банковской системы Российской Федерации нуждаются в дальнейшем

совершенствовании.

Данная работа посвящена выяснению и рассмотрению проблем развития

кредитной системы.

Глава 1. Понятие и историческое развитие кредитной системы Российской

Федерации.

1.1. Понятие кредитной системы.

В российской и зарубежной литературе не существует единого мнения

относительно понятия «кредитная система»:

Кредитная система – это совокупность различных кредитно-финансовых

институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих

аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала (Е. Ф. Жуков).

Кредитная система – это совокупность банков и иных кредитных

организаций, осуществляющих кредитные отношения (П. И. Вахрин).

Кредитная система – 1) совокупность кредитных отношений, форм и

методов кредитования (функциональная форма); 2) совокупность кредитно-

финансовых учреждений, аккумулирующих свободные денежные средства и

предоставляющих их в ссуду (институциональная форма) (В. И. Колесников).

Кредитная система – (в широком смысле) совокупность кредитных

отношений, форм и методов кредита, существующих в рамках той или иной

социально-экономической формации; (в узком смысле) совокупность банков и

других кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих мобилизацию свободных

денежных капиталов и доходов и предоставление их в ссуду (Л. М. Максимова).

1.2. Историческое развитие кредитной системы России.

Созданию современной кредитной системы Российской Федерации

предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-

экономическими условиями развития нашей страны.

История кредитной системы прошла несколько этапов формирования. До

1917 г. наша кредитная система развивалась по капиталистическим законам,

которые отражали соответствующую социально-экономическую формацию. По

структуре, функциям и операциям она приближалась к модели кредитной системы

ведущих капиталистических стран того времени. В Российской империи

существовала трехъярусная кредитная система, состоявшая из следующих

звеньев.

Структура кредитной системы Российской империи до 1917 г.

I. Государственный банк;

II. Банковский сектор, представленный в основном коммерческими и

сберегательными банками

III. Специализированные кредитные институты (страховые компании,

кредитные товарищества и др.)

В отличие от западных стран в России были развиты в основном два

яруса: Государственный банк и частный банковский сектор. Третий ярус был

развит сравнительно слабо, что объяснялось низким уровнем развития рынков

капиталов и ценных бумаг. В то время в России практически не было

учреждений, специализирующихся на операциях с ценными бумагами, а их рынок

был представлен всего тремя фондовыми биржами. Поэтому

аккумуляционно–мобилизационные функции на рынке капиталов выполняли в

основном коммерческие банки.

В первые месяцы после революции 1917 г. была проведена национализация

всех кредитных институтов (банков и страховых компаний), на базе Госбанка

был создан Народный банк. Начавшаяся в начале 1918 г. гражданская война по

существу ликвидировала кредитную систему, так как в условиях отсутствия

товарно-денежных отношений кредит потерял свое значение. Это подтверждает

факт слияния Народного банка с Наркомфином (министерство финансов).

Единственным источником доходов в стране стала эмиссия так называемых

денежных знаков, что способствовало натурализации хозяйственных отношений и

ограничивало сферу товарно-денежных отношений. В начале 20-х годов новая

экономическая политика обусловила восстановление кредитной системы, но в

довольно усеченной форме. Был создан Госбанк, стали функционировать

акционерные и кооперативные коммерческие банки. К 1925 г. была

восстановлена кредитная система, структура которой выглядела следующим

образом.

Структура кредитной системы СССР в 1925 г.

I. Государственный банк;

II. Банковский сектор:

. акционерные банки (Промбанк, Электробанк, Внешторгбанк, Юго-

Восточный банк, Дальневосточный банк, Среднеазиатский банк);

. кооперативные банки (Всекомбанк, Украинбанк);

. коммунальные банки (Цекомбанк и местные коммунальные банки);

. Центральный сельхозбанк, республиканские сельхозбанки;

III. Специализированные и кредитно-финансовые учреждения:

. общества сельскохозяйственного кредита;

. общества взаимного кредита;

. сберегательные кассы;

. кредитная кооперация.

Структура кредитной системы была представлена тремя ярусами и

выражала новые социально-экономические отношения, сложившиеся в стране к

началу 30-х годов. Особенность новой кредитной системы заключалась в том,

что большая часть ее звеньев являлась государственной собственностью, затем

шли кооперативная и самая незначительная - капиталистическая (в основном с

обществами взаимного кредита). При этом кредитная система была представлена

главным образом отраслевыми и специализированными банками и обществами по

кредитованию.

В новой структуре кредитной системы отсутствовали страховые компании

и учреждения, занимавшиеся операциями с ценными бумагами. Это объяснялось

созданием государственной страховой компании и ее выведением из кредитной

системы, а также очень ограниченным рынком ценных бумаг в виде оборота

акций между различными государственными организациями-акционерами. Таким

образом, аккумуляция и мобилизация денежных ресурсов практически

осуществлялась банками в рамках государственной собственности.

В последующие годы кредитная система претерпела дальнейшие изменения

под влиянием кредитной реформы 30-х годов, когда были ликвидированы все

виды собственности, кроме государственной. Кредитная система была

превращена в одноярусную, или однозвенную систему, выражая социально-

экономические потребности того времени, связанные с осуществлением планов

индустриализации и коллективизации. Кредитная система начала

функционировать в рамках командно-административной системы управления

экономикой и была представлена всего лишь тремя банками, сберегательными

кассами и двумя страховыми организациями.

Структура кредитной системы СССР

. Государственный банк;

. Стройбанк;

. Банк для внешней торговли;

. Система сберегательных банков;

. Госстрах и Ингосстрах.

В результате такой реорганизации Государственный банк, помимо

эмиссионной и расчетно-кассовой деятельности, взял на себя предоставление

краткосрочных кредитов промышленности, транспорту, связи и другим отраслям

хозяйства, а также долгосрочных кредитов сельскому хозяйству.

Второй банк страны - Стройбанк сосредоточил свою деятельность на

предоставлении долгосрочных кредитов и финансировании капиталовложений в

различных отраслях хозяйства, кроем сельского хозяйства.

Банк для внешней торговли занимался кредитованием внешней торговли,

международными расчетами, а также операциями с иностранной валютой, золотом

и драгоценными металлами.

Система сберегательных касс обслуживала широкие слои населения путем

привлечения денежных сбережений, оплаты услуг и реализации выигрышных

государственных займов.

Госстрах монополизировал страховые операции юридических и физических

лиц внутри страны, Ингосстрах осуществлял операции по иностранному

страхованию (страхование имущества иностранцев, советского имущества за

рубежом, экспортно-импортные грузы, транспортные средства).

Все аккумулированные денежные средства указанных организаций создавали

так называемый ссудный фонд страны, который в последующем распределялся и

перераспределялся в виде кредитов в различные сферы хозяйства.

Длительное командно-административное функционирование кредитной

системы показало ее слабую эффективность, особенно в условиях обострения

финансово-экономических проблем в стране к началу 80-х годов. Кредит по

существу перестал играть роль активного инструмента воздействия на научно-

техническое обновление экономики. Большая часть кредитов выполняла роль

второго бюджета, так как кредиты не возвращались предприятиями. В

результате многие кредиты списывались или шел процесс перекридитования

предприятий. В особенности это относилось к большому количеству планово-

убыточных предприятий и сельскому хозяйству. Процент за кредит оставался на

довольно низком уровне, что не стимулировало к взаимной эффективности ни

банки, ни предприятия. Все это нарушало главную сущность кредита - плату за

кредит и его возвратность.

Поэтому в середине 80-х годов в связи с реорганизацией управления

экономикой была проведена банковская реформа, которая выразилась в создании

крупных отраслевых специализированных банков.

Структура кредитной системы СССР в середине 80-х годов.

. Государственный банк (Госбанк СССР);

. Промышленно-строительный банк (Промстройбанк);

. Агропромышленный банк (Агропромбанк СССР);

. Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития

(Жилсоцбанк СССР);

. Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сберегательный

банк СССР);

. Банк внешнеэкономической деятельности СССР.

Особенность этой реорганизации заключалась в том, что отраслевым

специализированным банкам предоставлялось право как краткосрочного, так и

долгосрочного кредитования. Значительные кредитные ресурсы из Госбанка были

преданы специализированным банкам. Государственный банк сохранил за собой

эмиссионную, расчетную, контролирующую, функции, а также кредитование

непроизводственной сферы. Система сберегательных касс была преобразована в

единый Сберегательный банк с многочисленными филиалами и отделениями.

Основная задача реорганизации банковской системы сводилась к

проведению прогрессивной кредитной политики, повышению эффективности всей

кредитной системы. Однако, как показала дальнейшая практика, такая

реорганизация носила больше негативный, нежели позитивный характер,

поскольку монополия трех банков (Госбанка, Стройбанка, Внешэкономбанка) по

существу была заменена монополией вновь созданных, реорганизованных,

специализированных банков.

Центральная, одноярусная структура банковской системы закрепляла

сферу влияния банков по ведомственному принципу. Предприятия, как прежде,

закреплялись за банками и не имели права выбора в получении кредитных

ресурсов. Резко возросли издержки обращения банков в связи с увеличением

банковского аппарата, ростом его заработной платы и организованных

расходов.

Госбанк занимался только распределением ресурсов на верхнем уровне, не

имея возможности воздействовать на выполнение кредитных планов. Каждый

банк реализовал самостоятельные кредитные планы, используя административные

методы управления. Так, распределяли свои ресурсы на вертикали между

своими учреждениями, не обращая внимания на выгодность помещения средств, и

осуществляли простое финансовое обслуживание и субсидирование предприятий.

Монопольное положение спецбанков и централизованное закрепление

ресурсов не позволяло вести торговлю деньгами или создавать денежные рынки.

Кроме того, банки стали вводить искусственные поборы с предприятий и

населения за обычные банковские услуги. В результате этого кредитные и

денежные ресурсы продолжали выполнять пассивную роль и не могли рационально

воздействовать на ход экономического развития.

В качестве позитивных мер банковской реорганизации 1987 г. можно

назвать упорядочение безналичных расчетов, прекращение кредитования

убытков, сверхплановых запасов товарно-материальных ценностей, а также

выдачи кредитов на восполнение утраченных собственных оборотных средств,

приостановление изъятия излишних кредитных средств из хозяйственного

оборота и замену их собственными ресурсами предприятий. В результате этих

мероприятий были высвобождены кредитные ресурсы на сумму свыше 75 млрд.

руб. Однако такие позитивные меры существенно нивелировались отрицательными

последствиями банковской реформы.

Как ответ на негативные последствия банковской реформы в 1988-1989 гг.

стали создаваться коммерческие и кооперативные банки в основном на базе

денежных накоплений различных отраслей промышленности. В течение первого

периода 1988-1989 гг. было создано около 150 коммерческих и кооперативных

банков. Начала вырисовываться новая двухъярусная структура банковской

системы: Госбанк и специализированные банки - первый ярус, коммерческие и

кооперативные банки - второй ярус.

В середине 1990 г. в связи с объявлением правительством программы

перехода к рынку стало очевидным, что банковская система нуждается в

дальнейшей реорганизации. В частности, в правительственной программе

отмечалась необходимость создания эффективной двухъярусной банковской

системы, состоящей из Государственного банка и коммерческих банков, в

которые должны быть преобразованы также созданные 1987 г.

специализированные банки.

Наряду с этой программой исполнительные и законодательные органы

страны рассматривали альтернативную программу перехода к рынку - "500

дней", предлагавшую создать трехъярусную банковскую систему, которая помимо

Госбанка и коммерческих банков дополнялась сетью специализированных

кредитно-финансовых учреждений в лице страховых компаний, земельных банков,

инвестиционных фондов, кредитных товариществ, пенсионных фондов, брокерских

и лизинговых компаний. Программа "500 дней" расширяла количество будущих

субъектов рынка капитала за счет перспективного создания специализированных

кредитных учреждений, однако по существу неправильно подменяла понятие

"кредитная система" понятием "банковская система". Первое понятие шире, чем

второе, которое ограничивается только банками. Кроме того, в программе

оставалось понятие "ссудного фонда", тогда как в условиях рынка необходима

его замена на "рынок капитала".

Концепция структуры новой кредитной системы практически полностью

перешла в программу союзного правительства " Основные направления развития

народного хозяйства и перехода к рынку ", принятую осенью 1990 г. Верховным

Советом СССР. Однако и здесь была допущена профессиональная ошибка, так как

под банковской системой, по сути, подразумевалось создание новой кредитной

системы.

В конце 1990 г. Верховным Советом СССР был принят закон " Закон о

Госбанке и банковской деятельности", который окончательно устанавливал

двухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка (Госбанка),

Сберегательного банка и коммерческих банков. Согласно этому закону

коммерческие банки получили самостоятельный статус в области привлечения

вкладов и кредитной политики, а также при определении процентных ставок.

Кроме того, им были даны права осуществлять валютные операции на основе

лицензий, выданных Центральным банком.

Закон 1990 г. изменил функциональную деятельность Госбанка: кроме

эмиссионной, расчетной функции, он стал контролировать деятельность

коммерческих банков путем установления для них обязательных норм резервов и

хранения их на счетах Центрального банка. Принятие закона 1990 г.

способствовало созданию широкой сети коммерческих банков во всех регионах

страны.

Специализированные банки были превращены в коммерческие банки. Уже в

1988-1989 гг. начали возникать отдельные специализированные кредитно-

финансовые институты. В качестве альтернативы двум государственным

страховым учреждениям - Госстраху и Ингосстраху были образованы на

коммерческой основе страховые компании "Центрорезерв", "Дальросс", "Аско" и

др.

Одновременно было создано несколько инвестиционных компаний и банков.

К 1990 г., т.е. к моменту принятия "Закона о банках и банковской

деятельности", в стране начинает складываться трехъярусная кредитная

система. К концу 1991 г. в связи с образованием Российской Федерации как

самостоятельного государства формируется новая структура кредитной системы,

которая складывается из следующих трех ярусов.

Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1992г.

I. Центральный банк РФ;

II. Банковская система:

. коммерческие банки;

. сберегательный банк РФ;

III. Специализированные небанковские кредитные институты:

. страховые компании;

. инвестиционные фонды;

. прочие.

Нынешняя структура кредитной системы РФ приближается к модели

кредитной системы промышленно развитых стран. Но дело в том, что наиболее

слабым звеном новой кредитной системы является третий ярус. Он представлен

в основном страховыми компаниями, а для развития других типов

специализированных кредитных институтов нужно полноценное функционирование

рынка капиталов и его второго элемента - рынка ценных бумаг. Создание

последнего возможно в условиях относительно широкой приватизации

государственной собственности. Именно это должно стимулировать развитие

третьего яруса кредитной системы.

Новая банковская система пока развивается сложно и противоречиво. К

началу 1992 г. в РФ действовало 1414 коммерческих банков, из них 767

созданы на базе бывших специализированных банков и 646 вновь образованы.

Суммарный составной фонд составил 76,1 млрд. руб. Однако основным

недостатком новой банковской системы является большое число мелких банков -

1037, или 73% от общего числа банков, с уставным фондом от 5 до 25 млн.

руб., в то время как банков с уставным фондом свыше 200 млн. руб.

насчитывалось 24, или 2% их общего количества.

Поэтому мелкие коммерческие банки не могли эффектно организовать

обслуживание клиентов и гарантировать сохранность их вкладов. Кроме того,

характерными негативными сторонами всей банковской системы являются

нехватка квалифицированных кадров; слабая материально-техническая база;

отсутствие конкуренции; недоступность услуг для ряда клиентов из-за

высокого уровня процента. 1993-1994 годы характеризовались дальнейшим

ростом числа коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов,

что было обусловлено расширением масштабов приватизации, развитием рынка

ценных бумаг, дальнейшим продвижением рыночных реформ.

К концу 1994 г. в России действовало около 2400 коммерческих банков,

более 2 тыс. страховых компаний, большое количество инвестиционных фондов

(компаний), одновременно стали создаваться ипотечные банки,

негосударственные пенсионные фонды, финансово-строительные компании,

частные сберегательные банки и ряд других кредитных учреждений.

На конец 1994 г. структура кредитной системы России значительно

отличается от 1991 - 1992 гг.

Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1994г.

I. Центральный банк;

II. Банковская система:

. коммерческие банки;

. сберегательные банки;

. ипотечные банки;

III. Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты:

. страховые компании;

. инвестиционные фонды;

. пенсионные фонды;

. финансово-строительные компании;

. прочие.

Новая структура кредитной системы стала в большей степени отражать

потребности рыночного хозяйства и все больше приспосабливаться к процессу

новых экономических реформ.

Глава 2. Современная кредитная система РФ.

2.1. Центральный Банк РФ (Банк России).

Банк России является юридическим лицом – некоммерческой организацией в

форме государственной корпорации.

Исходя из этого, Банк России наделен обязанностями, выполнение которых

необходимо для достижения целей общества. Полномочия Банка России

закреплены в основном в Федеральном законе «О Центральном банке РФ (Банке

России)», а так же в законах «О некоммерческих организациях», «О банках и

банковской деятельности», «О несостоятельности (банкротстве) кредитных

организаций».

Прежде всего Банк России является органом финансовой власти, сущность

которой заключается в том, что он вместе с правительством разрабатывает и

осуществляет денежно-кредитную политику. А в части ее реализации Банк

России может использовать процентные ставки по собственным операциям,

нормативы обязательных резервов коммерческих банков, количественное

ограничение роста денежной массы и т. д.. Также может использовать

косвенные методы воздействия на остальных участников банковской системы, в

частности, уровень его процентных ставок должен влиять на уровень

процентных ставок, нормативы обязательных резервов и рефинансирования – на

объемы и структуру операций коммерческих банков. Особо стоит сказать о тех

функциях Банка России, которые закон закрепил за ним в сфере банковской

кредитной деятельности. Он должен проводить государственную регистрацию и

лицензирование кредитных организаций, а также организаций, занимающихся их

аудитом, устанавливать правила проведения банковских операций,

бухгалтерского учета и отчетности, с помощью организуемой им системы

рефинансирования исполнять роль кредитора «последней инстанции» для

коммерческих организаций, осуществлять надзор за их деятельностью.

Для подготовки аналитических и прогнозных материалов ЦБ наделен

полномочиями запрашивать и получать необходимую информацию, статистические

данные и иные такого рода материалы как у кредитных организаций, так и у

Федеральных органов власти.

Банк России – властный орган, что проявляется не только в его

полномочия, но и в его самостоятельности и независимости от государственных

органов. Мировой опыт свидетельствует: денежная единица страны тем

устойчивее, чем большей самостоятельностью обладает ЦБ.

Закон о Банке России прямо подчеркивает его независимость в приделах

полномочий, предоставленных ему Конституцией и Федеральными законами: ему

запрещено кредитовать Федеральный бюджет (кроме тех случаев, когда такая

возможность прямо предусмотрена законом о Федеральном бюджете) и бюджеты

РФ.

Кроме разработки и реализации кредитно-денежной политики Банк обладает

полномочиями еще в двух важнейших областях: он является надзорным органом

для всей банковской системы и органом, определяющим развитие системы

расчетом в РФ.

Для осуществления надзорной функции Банк России имеет право

устанавливать конкретные параметры обязательных нормативов, обеспечивающих

стабильность банковской системы.

Деятельность по обеспечению бесперебойной работы систем расчетов

включает несколько элементов: организацию налично-денежного обращения,

установление стандартов и правил осуществления безналичных расчетов,

лицензирование системы расчетов.

Также закон закрепляет за Банком России монопольное право осуществлять

эмиссию наличных денег, организовывать их обращение.

Нельзя не сказать и о такой функции Банка России как нормотворческая

деятельность. Круг вопросов, по которым возможно издание нормативных актов,

ограничен общей компетенцией Банка России. Кроме того устанавливается их

обязательность для федеральных органов государственной власти, органов

власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и всех юридических и

физических лиц.

Нормативные акты должны быть подписаны Председателем Банка России или

его заместителем. И только после публикации в официальном издании Банка

России («Вестнике Банка России ») вступает в силу, исключая случаи, когда

Совет директоров Банка России примет решение об иное дате вступления.

2.2. Банковская система РФ.

Коммерческие банки.

Коммерческий банк – это предприятие, организующее движение ссудного

капитала с целью получения прибыли (Максимова Л. М.).

Коммерческие банки представляют собой банки, совершающие кредитование

промышленных, торговых и других предприятий главным образом за счет тех

денежных капиталов, которые они получают в виде вкладов (Жуков Е. Ф.).

В современной рыночной экономике, в механизме функционирования

кредитной системы коммерческим банкам отведена огромная роль.

Характерной особенностью коммерческих банков является то, что основной

целью их деятельности является получение прибыли (в этом состоит их

«коммерческий интерес» в системе рыночных отношений).

В РФ создание и функционирование коммерческих банков основываются на

Законе РФ «О банках и банковской деятельности». В соответствии с этим

законом банки в России действуют как универсальные кредитные организации,

совершающие широкий круг операций на финансовом рынке:

. предоставление различных по видам и срокам кредитов;

. покупка-продажа и хранение ценных бумаг, иностранной валюты;

. привлечение средств во вклады;

. осуществление расчетов;

. выдача гарантий, поручительств и иных обязательств за третьих лиц;

. посреднические и доверительные операции и т. п.

Российская система коммерческих банков с самого своего зарождения

несет в себе проблемы. Изначально наши банки были ориентированы на работу в

условиях высокой инфляции, когда дешевые деньги в виде льготных

централизованных кредитов и относительно недорогие межбанковские кредиты

были доступны для многих. Ставки по рублевым депозитам населения и

юридических лиц были изначально ниже темпов инфляции. В условиях высокой

инфляции задолженность в рублях быстро обесценивалась. Все это позволяло

банкам получать высокую прибыль на операциях с иностранной валютой и

кредитовании торгово-посреднической деятельности. С наступлением в 1994

году финансовой стабилизации инфляционные доходы банкам заменила высокая

доходность государственных ценных бумаг.

Получая таким образом прибыль, банки заложили «бомбу» под финансовую

систему РФ к 1998 году. Из-за колебаний на финансовых рынках многие банки

стали испытывать определенные трудности. Прежде всего это убытки, которые у

23% банков вызвали уменьшение доходов. Основная часть полученных убытков

была вызвана отрицательной переоценкой государственных ценных бумаг и

валютной составляющей балансов. Также наблюдались проблемы и с

платежеспособностью – картотека на корсчете или не погашенные во время МБК.

На конец 1998 года доля проблемных банков увеличилась, хотя многие

банки восстановили свою платежеспособность. Это связано прежде всего с тем,

что возникшие проблемы не успели сразу же отразиться в балансах банков

(отрицательный капитал и снижение капитала). Также у банков появилась новая

проблема – это отсутствие роста остатков на расчетных счетах.

В период с 01.09.98 г. по 01.01.99 г., несмотря на значительное

количество проблемных банков, наличие картотеки и просроченных МБК

уменьшилось в 2 раза, суммарные ликвидные активы выросли почти в 4 раза, т.

е. шел процесс расслоения на банки с избыточной ликвидностью и

неплатежеспособные банки.

В первом полугодии 1999 г. наметилось некоторое улучшение положения

банков. Хотя за год количество стабильных банков сократилось с 92 до 72%, и

количество проблемных увеличилось более чем в 2 раза, тем не менее по

удельному весу, занимаемому стабильными банками, можно говорить о почти

полном восстановлении докризисного уровня. При этом сохранилась главная

проблема – сокращение ресурсной базы в виде расчетных счетов.

Кризис 1998 года был неизбежной необходимостью. Благодаря ему

надежность выживших банков укрепилась, наученные горьким опытом банкиры

теперь предпочитают иметь большую ликвидность в ущербность доходности.

Объем ликвидных активов как в рублях так и в валюте за год вырос более чем

в 7 раз, и доходность операций пока позволяет банкам быть относительными

прибыльными. Значительно изменилась структура обязательств, в которых доля

вкладов сократилась с 23 до 13%, а доля счетов, а доля счетов выросла с 26

до 35%, при этом общий объем привлеченных ресурсов вырос в 2,2 раза, хотя

это далеко не тот уровень, который необходим российским коммерческим

банкам. Как мы видим банки пытаются решить свои изначальные проблемы и

занять достойное место в экономике России.

Сберегательный банк России.

Сбербанк России – крупнейший коммерческий банк страны.

Основной стратегией Банка поведения на рынке является безусловное

выполнение своих обязательств перед вкладчиками и непрекращение ни на один

день выполнения банковских операций.

Для защиты интересов своих клиентов от негативных колебаний

финансового рынка Банк целенаправленно работает над совершенствованием

структуры вкладов. В 1998г. Сбербанком России вводились новые вклады с

фиксированным сроком хранения и процентной ставкой, неизменной за

установленный срок. В результате такие вклады преобладают в общей структуре

вкладов Банка.

Особое место в структуре вкладов группа социально-ориентированных

вкладов, и в первую очередь пенсионных, процентные ставки по которым в

течении года поддерживались на уровне, превышающем ставки по основной массе

депозитов для частных лиц.

Являясь крупнейшим банком по работе с населением, Сбербанк России

активно участвует в реализации государственных программ.

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации филиалы

Сбербанка России производят выплату предварительной компенсации вкладов

гражданам с 1920 г. рождения включительно. На начало 1999 г. общая сумма

выплаченной гражданам предварительной компенсации составила 6,77 млрд.

рублей.

Для граждан, которым полагается предварительной компенсации вкладов в

Сбербанке России действует специальный вид вклада – «Компенсационный», по

которому установлена повышенная процентная ставка.

С участием Сбербанка России осуществляется реализация президентской

программы «Государственные жилищные сертификаты», направленной на

разрешение жилищной проблемы военнослужащих, уволенных в запас. В рамках

этой программы филиалами Банка было открыто 7,5 тыс. целевых счетов

владельцам ГЖС и представлено субсидий на 1 млрд. рублей. Филиалами

Сбербанка России принято от владельцев ГЖС и оплачено 5,9 тыс. договоров

купли–продажи жилья, общая сумма субсидий, по которым составила 830,8 млн.

рублей.

Бесперебойная работа Сбербанка России в период кризиса способствовала

стабилизации на внутреннем валютном рынке. Несмотря на ажиотажный спрос на

наличную валюту и отток валютных вкладов после августовского кризиса, Банк

даже в самые тяжелые дни не прекращал осуществления валютно-обменных

операций с населением. Этому способствовала созданная Сбербанком России

сеть банкнотных центров, сотрудничества с крупнейшими банками–нерезидентами

и четкая организационная работа филиалов.

В последние годы Банк заметно продвинулся на российском рынке

пластиковых карт и в настоящее время занимает одно из лидирующих мест.

Работа на указанном рынке развивается по двум основным направлениям –

выпуск и обслуживание международных и российских платежных систем.

По мере развития и либерализации рынка драгоценных металлов Сбербанк

России наращивает свое присутствие и на этом рынке.

В крупнейших районах золотодобычи РФ Сбербанк России организовал

комплексное обслуживание золотодобывающих предприятий, включающее

предсезонное кредитование недропользователей и проведение операций купли-

продажи золота на первичном рынке драгоценных металлов.

Расширяются операции с драгоценными металлами и для населения

(реализация золота в мерных слитках). Сбербанк России первым из российских

банков с января 1999 г. наряду с продажей золота населению приступил к

покупке у физических лиц мерных слитков из драгоценных металлов, что

придало этим операциям характер завершенного цикла.

Банк оказывает полный спектр кредитных услуг и предоставляет широкий

выбор режимов кредитования: кредитные линии, вексельные кредиты,

овердрафтные кредиты, кредитование импортно-экспортных операций,

предэкспортной финансирование, открытие аккредитивов, а также

предоставление различных видов банковских гарантий, в том числе тендерных и

таможенных.

С учетом перехода на обслуживание в банк большого числа корпоративных

клиентов, ориентированных на внешний рынок, развивается корреспондентская

сеть Сбербанка России. Банком поддерживаются корреспондентские отношения с

270 зарубежными банками, из них в 40 банках открыты корреспондентские счета

в иностранной валюте. Среди основных корреспондентов Сбербанка России

ведущие банки США, Западной Европы и Японии.

Для проведения платежей по поручениям клиентов Банка в иностранных

валютах, имеющих ограниченное хождение на территории России, был открыт

мультивалютный счет, позволяющий проводить расчеты в 29 иностранных

валютах.

Свидетельством растущего авторитета Сбербанка России как финансового

партнера является постоянно увеличивающееся число российских коммерческих

банков, открывающих «Лоро» счета в Сбербанке России.

Сегодня можно сказать, что Сбербанк России накануне нового тысячелетия

с уверенностью смотрит в будущее и, занимая ведущие позиции в российской

банковской системе, участвует в формировании основ экономического

возрождения России, обеспечивает защиту финансовых интересов своих

клиентов.

Ипотечные банки.

Ипотечные банки – банки, специализирующиеся на предоставлении

долгосрочных ссуд под залог недвижимости – земли и строений (Носкова И.

Я.).

В начале ХХ века Россия имела широкую сеть ипотечных банков.

Сформировался прогрессивный вторичный рынок ценных бумаг, обеспеченных

закладными на недвижимое имущество.

Развитие системы ипотечного кредитования под залог недвижимого

имущества и, прежде всего земли, было приостановлено в октябре 1917 года.

Советская власть, ликвидировав частную собственность, в т. ч. и на землю,

практически устранили основу ипотечного кредитования.

В настоящее время с развитием частных форм собственности началось

возрождение ипотеки. Во многих крупных городах (Санкт-Петербург,

Новосибирск, Самара) созданы первые ипотечные банки. Процесс их становления

сложен и противоречив. Это связано со сложной экономической ситуацией в

стране – дефицит кредитных ресурсов долгосрочного характера, высокие темпы

инфляции и процентные ставки, делающие долгосрочные кредиты практически

недопустимыми для подавляющей части населения. Отсутствие законодательства

по ипотеки, несовершенство системы регистрации закладных, изъятия имущества

у недобросовестных плательщиков также сдерживает развитие операций по

предоставлению ипотечных кредитов в России.

Следующим шагом развития ипотеки на российском рынке стало создание в

1993 году Ассоциации ипотечных банков, учредителями которой выступили 16

фирм, 9 из них – ипотечные банки. Цель Ассоциации – лоббирование, поддержка

законов об ипотеки, преференция банков, которые занимаются ипотечным

кредитованием.

Ипотечные банки являются важной структурой в области решения жилищной

проблемы. Отношение Центробанка и Правительства России очень много значит

для развития ипотечного бизнеса у нас в стране. Поэтому Ассоциации – помочь

на государственном уровне сформировать «поле», на котором могли бы работать

ипотечные банки, развивая долгосрочное ипотечное кредитование.

Возрождение ипотеки в России вызвало ряд новых проблем, в частности

одну из основополагающих в ипотеки – оценку недвижимости.

Постепенно ипотечный кредит завоевывает российский рынок и становится

одним из видов банковской деятельности.

Теоретическая возможность ипотечного кредитования в России стало

обсуждаться после принятия закона СССР «О собственности». Вступивший в силу

в 1992 году закон «О залоге» сделал подобное кредитование еще чуть более

реальным. К этому же времени относятся и первые попытки создания

законопроекта об ипотеки. 19 июля 1995 года Государственная Дума приняла

закон «Об ипотеки», однако больше парламент к этой проблеме не возвращался.

26 февраля 1996 года вышел закон Президента РФ «О дополнительных мерах

по развитию ипотечного кредитования».

По оценкам специалистов, объем ипотечных кредитов, выданных всеми

банками России, не превышает 100 млн. долларов, что составляет доли

процентов от общей стоимости недвижимости России.

В настоящее время ипотечное кредитование, например, жилья,

осуществляют несколько ипотечных и коммерческих банков, а также некоторые

муниципальные органы. С 1994 года целый ряд банков приступил к

практическому кредитованию приобретения жилья населения.

При развитии ипотечного кредита в России большое значение имеют

источники кредитных ресурсов ипотечных банков. Такими источниками могут

быть сбережения населения, свободные денежные средства юридических лиц, а

также вторичный рынок ценных бумаг. Возлагаются большие надежды на

учрежденное государством Федеральное агентство ипотечного кредитования,

которое должно сыграть важную роль в создании и запуске вторичного рынка

ипотечных кредитов, в привлечении долгосрочных ресурсов для

рефинансирования банков-кредиторов. Аналогичные агентства создаются и в

регионах для реализации региональных ипотечных программ. К настоящему

времени уже почти в 30 субъектах РФ начата реализация собственных

региональных ипотечных программ.

Среди регионов, которые в той или иной форме начали внедрять у себя

ипотечное жилищное кредитование можно отметить Удмуртию, Белгородскую

область, города Санкт-Петербург, Оренбург, Калининград, Вологду, Самару,

Ульяновск, Брянск, Иваново, Волгоград, Екатеринбург, Тюмень, Тольятти,

Владимир, Барнаул, Челябинск, Новосибирск, Якутск.[1]

2.3 Парабанковская система РФ.

Кредитные союзы.

Кредитные союзы широко распространились после кризиса 1929 – 1932 гг.

и оказались чрезвычайно эффективной и устойчивой формой финансовой

самоорганизации населения, той его части, которая живет в основном на

трудовые доходы. Кредитные союзы стали неотъемлемой частью финансовой

системы, дополняющей банковскую систему, они взяли на себя функцию

обслуживания финансов домашнего хозяйства и тем самым дополнили банковскую

систему. По своей социально-экономической природе кредитный союз

представляет собой потребительский кооператив, члены которого объединяют

свои сбережения в общий фонд, из чего они обеспечивают себя дешевым и

легкодоступным кредитом.

Для вступления в кооператив необходимо внести пай, который дает право

получать кредит и другие финансовые услуги от кредитного союза, а также

участвовать в управлении, осуществляемом на основании кооперативного

принципа «один человек – один голос». Деятельность кредитного союза не

направлена на получение прибыли. Доходы кредитного союза распределяются

между пайщиками или идут на удешевление услуг кредитного союза. В

официальной статистики кредитные союзы относятся к категории неприбыльных

организаций.

Кредитные союзы в России являются потребительскими кооперативами и

предоставляют кредиты на потребительские цели, а не на производственные или

финансовые инвестиции. Это обусловлено тем, что кредитные союзы, основой

которых служат финансы домашнего хозяйства, не склонны использовать эти

финансы для рисковых вложений. Кредиты или займы, представляемые только

своим членам, относятся к категории «спокойных» финансовых вложений. Их

возврат гарантирован не только традиционными формами обеспечения

(поручительство, залог, заклад), но и личной репутацией заемщика, тем, что

он живет и работает рядом с такими же, как он, членами кредитного союза.

Принадлежность к одной социальной общности является важным фактором

выполнения обязательств заемщика перед кредитным союзом. Как институт

«спокойных» финансов кредитный союз ориентирован прежде всего на

стабильность, а не на прибыльность. Поэтому в деятельности кредитного союза

играют меры обеспечения этой стабильности, в первую очередь гарантии

возврата займов и сохранности средств пайщиков.

В нынешней России кредитные союзы стали создаваться в начале 90– х гг.

Их историческим прообразом можно считать до – и послереволюционные

кредитные кооперативы, однако генетически наши кредитные союзы происходят

от касс взаимопомощи и так называемых «черных касс». Они восполняли

потребность людей в потребительском кредите, стали по существу формой

самообеспечения и самозащиты потребителей в условиях экономической и

финансовой нестабильности.

В настоящее время в России действует более 200 кредитных союзов, их

количество медленно, но верно растет. Число пайщиков кредитных союзов

приближается к 80 тыс. человек. Как и во всем мире, российские кредитные

союзы не занимают и не будут занимать значительного места в финансовом

секторе. Достаточно сказать, что размер вклада одного пайщика

репрезентативного кредитного союза колеблется от 2 тыс. до 3 тыс. рублей.

Однако в России кредитные союзы становятся факторами социальной

стабильности, они удовлетворяют финансовые потребности домашнего хозяйства

и представляют собой институт «спокойных» финансов. Это явно обнаружилось в

ходе финансового кризиса осени 1998 года. В отличие от банков кредитные

союзы не понесли серьезного ущерба и сумели устоять благодаря тому, что

сбережения граждан используются ими для выдачи небольших и гарантированных

займов физическими лицам – членам кредитного союза.

Это вид финансовых вложений в современной России оказывается наиболее

устойчивым, хотя и не высокодоходным. Но поскольку доходы этих займов

поступают самим же пайщикам, интересы пайщиков как заемщиков и как

сберегателей всегда можно сбалансировать при грамотном финансовом

управлении и при грамотном использовании демократических процедур

управления в кредитном союзе. Разумеется, сказанное не значит, что у

кредитных союзов не возникают проблемы. Ода из насущных проблем – статус

кредитного союза. Очевидно, что кредитный союз как потребительский

кооператив, не имеющий целью своей деятельности извлечение прибыли,

является некоммерческой организацией и не попадает под статус кредитных

организаций.

Деятельность кредитного союза в отличие от банка и иных кредитных

организаций не носит публичной деятельности, отношения пайщиков и

кредитного союза не являются отношениями клиентов и банка, они строятся на

основе членства, а не на основе публичного договора. Сообразно с этим

кредитный союз не попадает под действие Закона «О банках и банковской

деятельности».

Вместе тем правовая база кредитных союзов как кредитных

потребительских кооперативов граждан – ст. 17 Конституции РФ, а так же ст.

116 Гражданского Кодекса, необходимая, но абсолютно не достаточная

юридическая основа их деятельности. 7

Инвестиционные фонды.

На современном этапе произошло возрождение некогда популярных паевых

инвестиционных фондов (ПИФ).

Образуется он за счет аккумулирования средств участников с последующим

их инвестированием в различные финансовые активы. Данный фонд не является

юридическим лицом. Доверительное управление им в интересах инвесторов

осуществляет управляющая компания паевого инвестиционного фонда.

Согласно российскому законодательству ПИФ может быть открытым или

интервальным. В открытом управляющая компания принимает на себя обязанность

осуществлять выкуп выпущенных ею инвестиционных паев по требованию

инвестора в срок, не превышающий 15 дней с даты его предъявления. В

интервальном – выкуп проводится не реже одного раза в год.

Имущество ПИФа состоит из переданных в доверительное управление

средств инвесторов и приращенного имущества, в том числе имущественных

прав, приобретенных управляющей компанией в процессе доверительного

управления средствами инвесторов. Состав и структура ПИФа строго определены

нормативными актами ФКЦБ.

Инвесторы не в праве давать какие-либо указания управляющей имуществом

ПИФов компании, которая несет ответственность имуществом за причиненный им

ущерб в результате своих действий. Размер УК не превышает 5% годовых от

стоимости чистых активов фонда. Кроме этого, УК может взимать надбавку и

устанавливать скидку при продаже (выкупе) инвестиционных паев фонда в

размере не больше 5% цены пая.

По истечение 6 месяцев с момента регистрации проспекта эмиссии и

правил фонда УК должна проводит первичное размещение паев ПИФа.

Приобретаемое УК имущество относится на увеличение имущества ПИФА, за

исключением средств, направляемых на возмещение понесенных УК расходов, и

средств, выплачиваемых ей в качестве вознаграждения., а также

специализированному депозитарию, независимому оценщику, аудитору.

Покупателями инвестиционных паев могут быть: физические лица –

резиденты и нерезиденты РФ; юридические лица – резиденты и нерезиденты РФ.

Инвесторы-нерезиденты не могут покупать паи за валюту, т. к. те могут

продаваться только за рубли. Поэтому могут возникнуть трудности.

С одной стороны, можно говорить о достаточно жестких требованиях,

предъявляемых ФКЦБ к УК, инфраструктуре и самому фонду с момента

регистрации, что, безусловно, мешает быстрому росту фондов. Но с другой

стороны, нормативная база, регулирующая деятельность ПИФов, в настоящее

время – почти исчерпывающая (более 25 документов, подробно регламентирующих

все основные аспекты деятельности фондов), наиболее полная и

непротиворечивая.

Безусловным плюсом является формализованность отношений сторон (пайщик

– управляющий). Условия договора о доверительном управлении между сторонами

определенны правилами и проспектом эмиссии. Подтверждением собственности на

часть имущества фонда служит выписка из реестра пайщиков ПИФа, в которой

указано количество паев, находящемся на лицевом счете пайщика. Все это

служит основой привлечения массового мелкого инвестора. Кроме того, размер

активов ПИФа ничем не ограничивается, и управляющий может аккумулировать

сколько угодно большую сумму активов. Это дает возможность желающим

приобретать паи без ограничений. Единственные, кому нельзя становиться

инвесторами ПИФов, - это государственные органы и органы местного

самоуправления.

Несмотря на то, что ПИФам запрещено включать в свои активы ряд

финансовых инструментов (срочные контракты, векселя, в т. ч. банковские), а

это снижает доходность инвестиций, вкладчики получают дополнительные

гарантии надежности вложений.

Если говорить об ответственности, то инвесторы не отвечают по

обязательствам УК и несут риск убытков, связанных с доверительным

управлением имуществом паевого инвестиционного фонда, в пределах стоимости

принадлежащих им инвестиционных паев.

В настоящее время доверие инвесторов к долгосрочным инвестициям и

инвестиционным институтам достаточно слабо. Причин тому много: начиная от

потери стоимости вкладов населения и кончая крахом финансовых пирамид и

разорение ряда банков в августе 1998 г.

Но постепенно, благодаря созданию информационной открытости, недоверие

начинает ослабевать и все больше проявляется интерес к инвестиционным

фондам.

Негосударственные пенсионные фонды.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) являются некоммерческими

организациями социального образования.

Специфической особенностью НПФ является чрезвычайно долгосрочный

характер его финансовых отношений с вкладчиками и участниками.

Негосударственное пенсионное обеспечение позволяет работнику

предприятия или иному физическому лицу получать дополнительную пенсию за

счет добровольных пенсионных или страховых взносов самого работника либо

третьих лиц в его пользу. Оно осуществляется независимо от системы

государственного пенсионного обеспечения.

На данном этапе развития в нашей стране рынок НПФ еще недостаточно

развит. Закон «О негосударственных пенсионных фондах», регулирующий

деятельность НПФ, принят с большим трудом менее полутора лет назад. Не

хватает подзаконных актов, положений, нормативов, регулирующих и

разъясняющих действие того или иного закона. Кроме того, данный закон

регулирует лишь вопросы создания и деятельности НПФ. Полностью отсутствует

законодательная база, определяющая правовые аспекты негосударственного

пенсионного обеспечения.

Сейчас зарегистрировано чуть более 300 НПФ, из них реально

функционируют около 150. Из более чем 1000 фондов, образовавшихся с

1992 г., свыше 50% были отсечены как не справляющиеся со своими функциями

или занимающиеся другими видами деятельности. Многие исчезли сами, причем

часто с деньгами участников фонда. Когда сторонники НПФ ссылаются на

западные примеры, они забывают, что там фонды работают в основном с

физическими лицами, у нас же 95% выплат приходится на корпоративные фонды

(за весь 1998 г. они составили всего 250 млн. руб.).

Важнейший вопрос – инвестирование собранных взносов. НПФ возмещает

собранные резервы через специальную коммерческую организацию – управляющую

компанию. В данном случае скопирована западная модель, которая в наших

условиях дала прямо противоположенный эффект. Учитывая, что размер пенсий

заранее не устанавливается и зависит от получения дохода, повсеместной

практикой стало занижение настоящего дохода от инвестирования резервов,

лишнее звено при слабом контроле резко снижает надежность всей системы.

Практически доверяют такой модели только корпорации, владеющие как НПФ, так

и управляющей компанией, что превращает НПФ в инструмент решения далеко не

социальных проблем. При этом мало шансов не только на эффективное

вовлечение собранных ресурсов в экономику страны, но и просто на

осуществление контроля со стороны государства за финансовыми потоками.

Несмотря на это сейчас намечается некоторая тенденция поддержания НПФ.

Ярким примером может служить введение налоговых льгот для НПФ:

Платежи по договорам с негосударственными пенсионными фондами,

имеющими государственную лицензию, включаются в стоимость продукции (работ,

услуг).

В перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в

Пенсионный фонд РФ, включены суммы работодателей по договорам с

негосударственными пенсионными фондами.

Между тем последний кризис нанес сокрушительный удар по НПФ.

Большинство фондов перестали выполнять свои обязательства перед вкладчиками

из-за кризиса на фондовом рынке, из-за прекращения погашения

государственных ценных бумаг и т. п. И если с корпорациями фонды еще

работают, то частный вкладчик надолго потерял доверие к НПФ.

Глава 3. Перспективы развития кредитной системы России.

Прежде чем говорить о перспективах развития кредитной системы,

необходимо подвести небольшой итог всему выше сказанному, т. е. выделить

проблемы, которые характерны сейчас для российской кредитной системы.

В качестве основных можно выделить следующие:

. низкий уровень банковского капитала;

. значительный объем невозвращенных кредитов;

. высокая зависимость ряда банков и иных кредитных организаций от

государственных и местных бюджетов;

. чрезмерная концентрация усилий на развитии тех направлений

деятельности, которые приносили немедленный, в основном

«спекулятивный» доход; недостаточное внимание к кредитованию

реального сектора экономики;

. значительная зависимость банков от крупных акционеров, являющихся

одновременно клиентами и участниками их финансово-промышленных

групп;

. низкий профессиональный уровень руководящего звена, а в отдельных

случаях и личная заинтересованность в проведении операций,

нарушающих экономические интересы клиентов и акционеров;

. масштабное использование руководителями находящихся в их

распоряжении ресурсов для решения политических целей, выходящих за

приделы собственного банковского дела;

. недостаточная жесткость надзорных требований;

. недостатки действующего законодательства, неурегулированность

многих юридически аспектов деятельности банков, осуществления

банковского надзора; отсутствие системы страхования вкладов

граждан, организация процедур санирования, реструктуризации и

банкротства.

Если проанализировать все эти проблемы, то мы придем к выводу, что

коренной проблемой является – низкое качество управления, когда российские

банки не могут адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию.

Это и послужило основной причиной кризиса 17 августа 1998 года, когда

кредитная система России дала трещину. И хотя многие руководители поспешили

свалить вину на государство, но именно недостаточно квалифицированное

управление банковскими рисками, в первую очередь – валютными и кредитными,

в недостаточности капитала и чрезмерном увлечении операциями на финансовом

рынке, в том числе и чисто спекулятивными, в ущерб более трудоемкой и часто

менее прибыльной работе с реальным сектором экономики, и повлекло за собой

катастрофу.

Также необходимо отметить, что к первопричинам, вызвавшим падение

банков и иных кредитных организаций, относятся и внутренние «болезни». Это,

прежде всего «синдром большого бизнеса»: крайне централизованный и

разбухший управленческий аппарат, всеохватывающая система специальных форм

и процедур для принятия обычных повседневных решений, рост числа всякого

рода совещаний для выработки таких решений и передача возникающих проблем

из одного отдела в другой и обратно. Окончательные решения откладываются до

бесконечности, т. к. каждый администратор стремиться избежать

ответственности. Еще одной распространенной «болезнью» является «синдром

молодости». Ему подверженным молодежные коллективы, сформированные, как

правило, без учета социально-психологических особенностей.

Постепенно российская кредитная система приходит в равновесие, но

надеется на то, что она сама по себе реструктурируется под действием

рыночных механизмов и в нужную для национальных интересов России сторону,

не приходится. Банку России придется создавать соответствующие механизмы и

запускать их в действие, в нужном направлении.

По итогам 1999 года можно говорить о завершении первого этапа

реструктуризации банковской системы, в результате которой восстановлена

способность банковской системы оказывать базовый комплекс услуг, сохранено

жизнеспособное ядро банков. Можно отметить определенно положительные

тенденции (рост капиталов и активов банковской системы), наметившийся в

деятельности кредитных организаций в 1999 году.

В тоже время для полной нормализации дел в банковской системе

потребуется достаточно длительное время. Кроме того, надо оценивать

имеющиеся положительные тенденции весьма осторожно и критически, не

преувеличивая их значение.

Общее число кредитных организаций за год сократилось с 2481 до 2376

(на 4,2%), а действующих – с 1476 до 1349 (на 8,6%). В 1999 году отозваны

лицензии у 129 банков. При этом лицензий лишалась треть крупнейших банков.

Так заметно сократилась филиальная сеть кредитных банков. В 1999 году

сокращение составило 530, в т. ч. 163 – Сбербанка.

Следует отметить, что не оправдались прогнозу об уходе иностранного

банковского капитала из России. Напротив, 1999 год характеризовался

расширением присутствия иностранного капитала в российском банковском

секторе. Объем иностранных инвестиций в уставные капиталы российских банков

увеличился за этот период на 6,8 млрд. рублей или в 3 раза.

Создание благоприятных условий для рекапитализации банков, а так же

проведение политики по отзыву лицензий у банков с отрицательным капиталом

позволило создать фундамент для роста капитала банковской системы. Начиная

с 1999 года совокупный капитал действующих банков вырос на 70 млрд. рублей

или в 2,7 раза.

Произошло существенное сокращение числа проблемных организаций на

17,5% от общего числа действующих кредитных организаций.

Несмотря на отмеченный номинальный рост капитала в банковской системе

в реальном исчислении (с учетом инфляции) составляет всего 46%

предкризисного уровня.

Важной причиной невысокой активности банков является отсутствие у них

долгосрочных привлеченных ресурсов, что прежде всего связано с низким

доверием к банкам и государству со стороны кредиторов и вкладчиков. В таких

условиях банковская система не способна эффективно выполнять функцию

трансформации сбережений в производственные инвестиции.

Необходимо отметить, что пока Банку России и его территориальным

учреждениям лучше удается справляться с функциями контроля за соблюдением

отдельных банковских норм, чем с задачей оценки реального финансового

состояния каждого банка и перспектив его финансовой устойчивости. Зачастую

работа надзорных органов сводится к формальному применению наиболее простых

мер воздействия. При этом наиболее серьезную озабоченность вызывает работа

по надзору за проблемными банками.

По-прежнему многие кредитные организации, испытывающие серьезные

финансовые проблемы, имеют возможность расширять свою деятельность,

открывая филиалы. Так, по состоянию на 14.12.99 года по 115 проблемным

банкам территориальными учреждениями, несмотря на рекомендации Банка

России, не были введены запреты на открытие филиалов.

Сохраняется целый ряд проблем, связанных с организацией ликвидационных

процедур в отношении кредитных организаций с отозванными лицензиями.

Нередки случаи затягивания процесса ликвидации кредитных организаций

(конкурсными управляющими, председателями ликвидационных комиссий).

Отсутствует активная работа конкурсных управляющих по взысканию дебиторской

задолженности. Банк России в ходе решения вопросов по ускорению

ликвидационных процедур сталкивается с проблемами, носящими системный

характер: несовершенство федерального законодательства, низкая

эффективность судебно-исполнительного производства, отсутствие четкой

координации деятельности судебных и правоохранительных органов при контроле

за проведением ликвидационных процедур. В то же время необходимо искать

пути их решения посредством активизации работы постоянно действующих

рабочих комиссий с лицами, отвечающими за ликвидацию банков.

То есть надзорный орган как на уровне центрального аппарата, так и на

местах должен занимать более активную и принципиальную позицию в решении

проблем каждого конкретного банка.

Задачей следующего этапа реструктуризации является формирование

устойчивой банковской парабанковской систем и системы регулирования на

основе апробированных в международной практике подходов. Необходимым

условием развития банковского сектора в данном направлении является

сохранение и укрепление рыночных механизмов функционирования экономики и

финансовой сферы. Также принципиально важно для восстановления развитие

операций с реальной экономикой при адекватном управлении рисками, присущими

такого рода операциям.

Основными направлениями в данной области должны стать

совершенствование правовой базы, развитие систем банковского надзора и

отчетности, обеспечение качественно нового уровня транспарентности банков

на основе внедрения международных стандартов финансовой отчетности. (МСФО).

Предполагается так же установить требования к квалификации и деловой

репутации кандидатов на ответственные должности в кредитные организации,

уточнить процедуру согласования указанных кандидатур. Дополнения к

существующему порядку предусматривают введение запрета на совмещение

руководящих должностей в нескольких кредитных организациях.

Требуется продолжение работы по совершенствованию порядка формирования

резервов на возможные потери. Предполагается расширить состав инструментов,

по которым банки должны формировать резервы на возможные потери, на

основании мотивированного суждения об уровне риска с последующим контролем

со стороны надзорного органа.

Назрела острая необходимость комплексной переработки системы

банковской отчетности – повышение информативности как для целей контроля за

соблюдением банками пруденциальных норм, так и для потребностей финансового

анализа.

Таким образом мы видим, что еще нужно сделать очень многое для

дальнейшего развития и поддержания на должном уровне кредитной системы. И

это развитие будет зависеть не только от Банк России, но и от руководителей

кредитных организаций.

Заключение.

Как мы видим развитие кредитной системы России очень противоречиво и

проблемно.

Да, кризис 1998 года нанес сильный удар, но он, в какой то мере, помог

разобраться с проблемами. Сейчас только от самих банков зависит выход на

более высокие параметры качества и надежности функционирования. Т. е. пока

государство еще только анализирует перспективы развития, сами руководители

уже принимают решительные шаги.

Ассоциация российских банков учредила некоммерческую организацию «Фонд

«Межбанковский центр проблем управления». Основными задачами Фонда являются

содействие органам государственного управления в реализации

стабилизационной политики государства и реструктуризации банковского

сектора. Работа строится во взаимодействии с ведомствами, которые

представлены в Попечительском совете Фонда, и прежде всего с Центральным

банком России.

Подводя итог в работе, мне хотелось бы закончить таким вопросом:

насколько стратегия, разработанная Банком России и Правительством по

стабилизации и реструктуризации, объективно отражает действительные

национальные интересы?

Литература:

1. Банки и банковские операции. /Под ред. Жукова Е. Ф. – М.: 1997г.

2. Общая теория денег и кредита. /Под ред. Жукова Е. Ф. – М.: 1998г.

3. Банковское дело. /Под ред. Колесникова В. И., Кроливецкой

Л. П. – М.: 1998г.

4. Вахрин П. И., Нешитой А. С. Финансы. – М.: 2000г.

5. Закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 03.02.1996г.

6. Плахотная Д. Г. Кредитные потребительские кооперативы граждан

(кредитные союзы). //Деньги и кредит – №11, 1998г.

7. Егоров С. Е. О состоянии банковской системы и путях ее укрепления.

//Деньги и кредит. – №4, 1999г.

8. Москвин В. А. Проблема реструктуризации и банковские «болезни».

//Деньги и кредит – №5, 1999г.

9. Попков В. В. Коммерческие банки России: год после кризиса. //Деньги

и кредит – №9, 1999г.

10. Минин К. В. К вопросу о правовом статусе Центрального Банка.

//Деньги и кредит – №11, 1999г.

11. Геращенко В. В. предварительные итоги 1999 года и основные задачи

на 2000 год. //Деньги и кредит – №1, 2000г.

12. Казьмин А. И. Сбербанк России: надежность, проверенная кризисом.

//Деньги и кредит – №6, 2000г.

13. Кесельман Г. М. Ипотечное жилищное кредитование: состояние и

перспективы. //Деньги и кредит – №9, 2000г.

14. Антипов А. В. Паевые инвестиционные фонды. //Финансы – №1, 1999г.

15. Николенко Н. П. Роль и место страховых компаний в реформе

пенсионной системы России. //Финансы – №2, 2000г.

16. Михальчук В. Ю. Негосударственные пенсионные фонды: риски и

формирование пассивов. //Финансы – №3, 2000г.

-----------------------

[1] Г. М. Кесельман. Ипотечное жилищное кредитование: состояние и

перспективы. //Деньги и кредит – №9, 2000г.

© 2010