Комбинированный урок по природоведениюКомбинированный урок по природоведениюМосковский городской педагогический университет. Факультет начальных классов. Кафедра методики начального обучения. Конспект урока по окружающему миру на тему: «Транспорт в жизни человека»(2 класс). Исполнитель: студентка 2 группы 5 курса вечернего отделения Ратникова А. А. Москва 2004 Задачи: - познакомить детей с понятиями «транспорт», «пассажирский транспорт и грузовой транспорт», «подземный, наземный, водный, воздушный транспорт»; - повторить правила дорожного движения; - развивать операции логического мышления: анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение. - воспитывать бережное отношение к улицам города. Оформление доски. |Этапы |Деятельность учителя |Деятельность учеников|Примечания | |урока | | | | |I |- На прошлом уроке мы с |- В городе больше | | |Повторени|вами познакомились с |жителей, много | | |е |особенностями городов и |транспорта, в деревне| | |изученног|сёл. Итак, чем же |же жителей меньше, | | |о. |отличается город от села? |транспорта меньше и | | | | |он другой. В деревне | | | | |больше деревянных | | | | |домов. | | | |- А в каком населённом |- В городе. | | | |пункте мы с вами живём? | | | | |- А где бы вы больше |- В селе, в городе. | | | |хотели жить, в селе или в | | | | |городе? | | | | |- Итак, в селе и в городе | | | | |по-своему хорошо, поэтому | | | | |одним людям нравится жить | | | | |в городе, а другим - в | | | | |селе. | | | | |- В городах и сёлах люди |- На машине, | | |II |ходят на работу, в кино, |автобусе, трамвае, | | |Актуализа|театр. Иногда им нужно |троллейбусе… | | |ция |попасть, например, к | | | |знаний. |родственникам в другой | | | | |город, село, перевезти | | | | |грузы. Как это сделать? | | | | |- А как одним словом |- Транспорт. | | | |назвать всё то, что вы | | | | |перечислили? | | | | |- Верно, транспорт. И тема| |Учитель | | |нашего сегодняшнего урока | |вывешивает | | |звучит: «Транспорт в жизни| |на доску | | |человека». | |карточку со | | |- В городах, сёлах люди |- При помощи машин, |словом | | |ходят на работу, в школу, |автобусов, |«транспорт».| |III Новый|в магазины. С помощью |троллейбусов, оленей,| | |материал.|какого транспорта люди |собак… | | | |попадают в разные места? | | | | |- А как вы думаете, как | |Учитель | | |называется такой |Пассажирский. |вывешивает | | |транспорт, который | |на доску | | |перевозит пассажиров? | |карточку со | | |- Часто приходится | |словом | | |перевозить грузы. Как это |- На грузовых |«пассажирски| | |можно сделать? |машинах, КАМАЗах, |й». | | |- Так как одним словом |газелях… |Учитель | | |назвать транспорт, который|- Грузовой. |вывешивает | | |помогает перевозить грузы?| |на доску | | | | |карточку | | |- Итак, на какие две | |«грузовой». | | |группы делится транспорт? |- Пассажирский и | | | |- Откройте рисунок на с. |грузовой. | | | |16. Что за транспорт там |- Троллейбус. | | | |изображён? | | | | |- К какой группе мы его | | | | |отнесём? Почему? |- Это пассажирский | | | | |транспорт, потому что| | | | |он нужен для | | | |- Подумайте, ребята, а как|перевозки пассажиров.| | | |ещё можно назвать | | | | |транспорт, который ездит |- Наземный. | | | |на земле? | | | | |- Значит транспорт можно | |Учитель | | |разделить ещё на группы в | |вешает на | | |зависимости от того, где |- Автобусы, трамваи, |доску | | |он ездит. Если транспорт |машины… |карточку | | |ездит по земле, то он | |«наземный». | | |называется наземный. А | | | | |какой ещё наземный | | | | |транспорт вы знаете? | | | | |- Посмотрите, что за | | | | |транспорт нарисован вверху| | | | |на с. 17? Какой он, |- Это корабль, он | | | |грузовой или пассажирский?|относится к | | | |Почему? |пассажирскому | | | |- Корабль бороздит водное |транспорту, т. к. | | | |пространство. Как вы |перевозит пассажиров.| | | |думаете, к какой группе | | | | |его ещё можно было бы |- К водному | | | |отнести? |транспорту. | | | |- Верно, мы вывели новую | |Учитель | | |группу водного транспорта.| |вывешивает | | | | |на доску | | |Далее аналогичная работа | |карточку | | |проводится с трамваем и | |«водный». | | |пароходом, дети относят их| | | | |к пассажирскому, наземному| | | | |и водному транспорту. | | | | |- Откройте с. 18 вверху. | | | | |Какой это транспорт, | | | | |грузовой или пассажирский?| | | | |Почему? | | | | |- Этот транспорт летает по|- Пассажирский, | | | |воздуху. К какой ещё |потому что на посадку|Учитель | | |группе мы его отнесём? |идут люди. А бывают и|вывешивает | | | |грузовые самолёты. |на доску | | | |- Воздушный. |карточку со | | | | |словом | | | | |«воздушный».| | |Аналогичная беседа ведётся| | | | |по метро. Дети выводят | |На доске | | |понятие «подземный | |вывешивается| | |транспорт». | |соответствую| | | | |щая | | | | |карточка. | | |- Итак, на какие же группы| | | | |делится транспорт? | | | | | | | | | |- Давайте проверим, | | | | |правильно ли мы получили | | | | |эти названия на с. 16 6-я | | | | |строчка. | | | | |- А теперь я даю вам | | | | |карточку с изображением | | | | |транспорта, а вы её | | | | |вешаете под той колонкой, |- На наземный, | | | |к которой он относится. |подземный, воздушный,| | | |- А теперь на с. 16 п.2 |водный. | | | |отвечаем на вопросы. |Дети читают | | | |Пользовался ли ты |предложение и | | | |каким-либо транспортом? |подтверждают | | | |Каким? Чем он тебе |правильность своей | | | |понравился? В городе или |мысли. | | | |селе пассажирский |Дети развешивают | | | |транспорт более |транспорт под той или| | | |разнообразен? Почему? |иной группой. | | | |- Рассмотрите на с. 17 | | | | |средний верхний рисунок. В| | | | |правой нижней части |Дети отвечают на | | | |рисунка стоит человек. |вопросы и делают | | | |Почему он не переходит |вывод о том, что в | | | |улицу? |городе транспорт | | | |- Почему вы так решили? |более разнообразен, | | | |Для этого посмотрите на |т. к. он занимает | | | |пешеходов другой |большую площадь и в | | | |перпендикулярной улицы. |городе больше людей. | | | |Что они делают? |- Наверное горит | | | | |красный свет. | | | | | | | | |- А теперь откройте | | | |IV |тетради на с. 7 и | | | |Закреплен|прочитайте первое |- Они уже переходят | | |ие. |предложение задания и |улицу, потому что у | | | |выполните его. |них горит зелёный | | | | |свет. А значит у | | | | |первого пешехода | | | |- А теперь проверим вторые|горит красный свет, | | | |две строчки. Какой |т. к. там едет | | | |транспорт вы вычеркнули в |машина. | | | |третьей строчке? Почему? |Дети читают и | | | |- Какой вычеркнули в |выполняют первые две | | | |четвёртой строчке? |строчки с | | | | |комментированием, а | | | | |вторые две | | | |- А теперь читаем второе |самостоятельно. | | | |предложение задания и | | | | |выполняем его устно. |Дети читают. | | | |- Назовите вычеркнутый |- я вычеркнул | | | |транспорт. |трамвай, т. к. | | | |- Так в какую группу можно|трамвай – это | | | |объединить этот транспорт?|наземный транспорт. | | | |(Если дети делают ошибку, |- Я вычеркнула | | | |объединяя в наземный |троллейбус, потому | | | |транспорт, то предлагаю |что троллейбус – это | | | |доказать свою точку |наземный транспорт. | | | |зрения. Так дети находят | | | | |ошибку). | | | | |- Далее читаем задание и | | | | |выполняем его. |Лодка, поезд, | | | | |трамвай, троллейбус. | | | | |- Пассажирский, т. к.| | | | |все эти средства | | | | |перевозят людей. | | | | | | | | | | | | | | | | | |V |- Так что же такое | | | |Обобщение|пассажирский транспорт? | | | |. | |Дети читают и после | | | |- А что такое грузовой |этого подчёркивают | | | |транспорт? |каждый транспорт, | | | |- Зачем пассажирский и |доказывая свою точку | | | |грузовой транспорт нужны |зрения. Например, | | | |человеку? |подчёркиваю автобус | | | | |волнистой линией, т. | | | | |к. это и городской, и| | | | |сельский транспорт. | | | | |- Это транспорт, | | | | |который возит | | | | |пассажиров, людей. | | | |- Понаблюдайте, какие |- Это транспорт, | | |VI |удобства или неудобства |который возит грузы. | | |Домашнее |создаёт транспорт для |- Пассажирский нужен,| | |задание. |человека, как разные люди |чтобы попасть на | | | |ведут себя в транспорте, и|работу, в другой | | | |кому из них ты хотел бы |город, страну, т. е. | | | |подражать. С.19 |чтобы перевозить | | | | |людей на расстояния. | | | | |А грузовой транспорт | | | | |нужен, чтобы | | | | |перевозить грузы. | | | | |- Записывают в | | | | |дневник д/з. | | ----------------------- транспорт транспорт пассажирский грузовой подземный наземный воздушный водный |
|