На главную

Марийская АССР


Марийская АССР

Марийцы

Численность в Российской Федерации 643,7 тыс. человек. Марийцы –

коренное население республики Марий-Эл, численность 324,4 тыс. человек.

Компактно живут в Башкирии, Татарии, Удмуртии, Нижегородской, Кировской,

Свердловской и Пермской областях.

Подразделяются на три основные субэтнические группы: горные, луговые и

восточные. Горные марийцы населяют правобережье Волги, луговые – ветлужско-

вятское междуречье, восточные марийцы живут к востоку от реки Вятка,

главным образом на территории Башкирии, куда переселились в XVI-XVIII

веках. Говорят на марийском языке, выделяются наречия: горное, луговое,

восточное и северо-западное. Письменность на основе русского алфавита.

Верующие – преимущественно православные и приверженцы «марийской веры»,

сочетающие христианство с традиционными верованиями. Восточные марийцы в

основном придерживаются традиционных верований.

Ядром формировавшегося в I тысячелетии нашей эры в волго-вятском

междуречье древне-марийского этноса были финно-угорские племена.

Основное традиционное занятие – пашенное земледелие. Главные полевые

культуры – рожь, овес, ячмень, просо, полба, гречиха, конопля, лен;

огородные – лук, капуста, редька, морковь, хмель, картофель. Орудия

обработки почвы – соха (могавуй) с одни или двумя сошняками, плуг (агавуй),

борона (тырма), мотыга (катман). Подсобное значение имело разведение

лошадей, крупного рогатого скота и овец, охота, лесные промыслы (заготовка

и сплав леса, смолокурение и др.), бортничество (позднее пасечное

пчеловодство), рыболовство. Художественные ремесла – вышивка, резьба по

дереву, ювелирное. Существовало отходничество на предприятия

лесообрабатывающей промышленности. В современное время создана

многоотраслевая промышленность, сельское хозяйство стадо механизированным.

Сформировалась национальная интеллигенция.

Планировка жилища – срубная изба (порт) с двускатной крышей,

двухраздельная (изба – сени) или трехраздельная (изба – сени – изба). У

русской печи часто устраивалась небольшая плита с вмазанным котлом (под),

кухня отделялась перегородками (кыдеж), вдоль передней и боковой стен

помещались лавки (олымбал), в переднем углу – стол с деревянным стулом

(пюкен), полки для икон и посуды, сбоку от входной двери – деревянная

кровать или нары, над окнами – вышитые полотенца.

У восточных марийцев, особенно в прикамье, интерьер приближался к

татарскому. В летнее время марийцы переходили жить в летнюю кухню (кудо) –

срубную постройку с земляным полом без потолка с двускатной или односкатной

крышей, в которой оставлялись щели для выхода дыма. Посреди кудо размещался

открытый очаг с подвесным котлом. Усадьба включала также клеть, погреб,

хлев, сарай, каретник, баню. Характерны двухэтажные кладовые с галереей-

балконом на втором этаже. На первом этаже хранили продовольствие, на втором

– одежду и утварь, в летнее время там спали молодые супруги.

Традиционная одежда – рубаха туникообразного покроя, штаны, распашной

летний кафтан, поясное полотенце из конопляного холста и пояс. Мужские

головные уборы – войлочная шляпа с небольшими полями и шапка для охоты,

работы в лесу использовался убор типа накомарника со свисающим на плечи

шлыком. Обувь – лапти, кожаные сапоги и валенки. Для женского костюма

характерны передник, поясные подвески, шейные, ушные украшения из бисера,

раковин, блесток, монет, серебряные застежки, браслеты, кольца.

Существовали три вида головных уборов замужней женщины: шымкаш –

конусовидный колпак с затылочной лопастью, надеваемый на берестяной каркас;

сороке, заимствовано у русских, и шарпан – головное полотенце с очельем.

Высокий женский головной убор шурка вышел из употребления в 19 веке.

Верхней одеждой были прямые и отрезные на сборке кафтаны из черного или

белого сукна и шубы.

Традиционные виды одежды частично бытуют среди старшего поколения,

используются в свадебной обрядности. Широко распространены

модернизированные виды национальной одежды – рубаха из белой и передник из

разноцветной ткани, украшенные вышивкой и лентами, тканные из разноцветных

ниток пояса, кафтаны из черной и зеленой ткани.

Основная тардиционная пища – суп с клецками (лашка), вареники с

начинкой из мяса или творога (подкогыма), вареная колбаса из сала или крови

с крупой (сокта), валеная колбаса из конины, слоеные блины, творожные

сырники (туара), отварные лепешки (подкинде), печеные лепешки (салмагинде).

Пили пиво (пура), пахту (эра), крепкий медовый напиток (пуро).

Для национальной кухни характерны также специфические блюда из мяса

белки, ястреба, филина, ежа, ужа, гадюки из сушеной рыбы, конопляного

семени.

Сельские общины обычно включали несколько селений. Существовали

этнические смешанные, главным образом марийско-русские, марийско-чувашские

общины. Семьи были преимущественно малыми. Брак патрилокальный. Женщина в

семье пользовалась хозяйственной и правовой самостоятельностью, приданное

являлось её собственностью. При заключении брака родителям невесты платили

выкуп, они отдавали за дочерью приданное (включая скот).

У марийцев была развита традиционная медицина, основанная на

представлениях о космической жизненной силе, воле богов, порче, сглазе,

злых духах, душах умерших. В «марийской вере» и язычестве существует культ

предков и богов.

Архичными особенностями культа предков являлись погребение в зимней

одежде (в зимней шапке и рукавицах), отвоз тела на кладбище в санях (даже в

летнее время). В традиционном погребении отражались представления о

загробном мире: с покойным захороняли ногти, собранные в течение жизни (при

переходе на тот свет они нужны для того, чтобы преодолевать горы, цепляясь

за скалы), ветки шиповника (чтобы отогнать змей и собаку, охраняющую вход в

царство мертвых), кусок холста (по которому как по мосту душа через

пропасть попадает в загробный мир) и т.п.

Традиционные инструменты народной музыки – волынка, барабан, гусли,

деревянные трубы, свирель и др. Усовершенствованные народны гусли

применяются местными художественными коллективами, игре на них обучаю в

нескольких музыкальных школах.

Национальная интеллигенция начала формироваться в конце 19 века. Первое

периодическое издание на марийском языке – марийский календарь, выходит с

1807 года. Первая газета на марийском языке вышла в 1915 году.

© 2010