На главную

Нганасаны - малые народы России


Нганасаны - малые народы России

Нганасаны, ня (самоназвание), самоеды-гавгийцы (устаревшее название).

Численность в Российской Федерации 1262 человека, в том числе Таймырском

(Долгано-Ненецком) автономном округе 849 человек. Разделяются на две

группы: западную (авамские нганасаны, с центрами в поселках Усть-Авам и

Волочанка) и восточную (вадеевские нганасаны, с центром в поселке Новая).

Говорят на нганасанском языке. Различают авамский и вадеевский выговоры.

Вадеевские нганасаны владеют долганским языком. Язык нганасанов

бесписьменный. По официальным данным, нганасаны прежде считались

шаманистами; ныне многие сохраняют традиционные верования.

Современные нганасаны отчасти являются потомками самого северного

тундрового населения Евразии - неолитических охотников на дикого оленя.

Данные археологии показывают тесную связь первых жителей полуострова с

населением бассейна Средней и Нижней Лены, откуда они проникли на Таймыр 6

тыс. лет назад. Вплоть до XXI века. н. э все последующие мигранты не

изменили хозяйственных традиций, ориентированных в основном на оленью

охоту. С XII до XXVII века следует лакуна в археологических источниках. С

начала XXVII века появляются письменные документы о том, что население

полуострова было обложено российским государственным налогом (ясак). С

вхождением территории нганасанов в состав России на ней возникли зимовья с

небольшими вооруженными отрядами, а также зимовья русских промышленников-

охотников. Нганасаны как особый этнос сложились на Таймыре во второй

половине XXVII - начале XXVIII веков. В его состав вошли различные по

происхождению племенные группировки (пясидская самоядь, кураки, тидирисы,

тавги и др). Они наложились на древнее население, как полагают,

палеоазиатское, занимавшееся охотой на северных оленей. Этнически группы

прищельцев в разное время представляли собой западную периферию юкагиров,

северные группы тунгусов (те и другие - лесные и тундровые охотники) и

западные группы самодийцев с развитым санным домашним оленеводством. Более

высокий уровень хозяйства и его организации, возможности быстрого

свободного передвижения оленных санных групп и другие причины привели к

консолидации местного населения по языку и в значительной степени по

культуре. Тем не менее черты древних пеших тундровых охотников на оленя у

нганасанов и близких им энцев проступают наиболее ярко по сравнению с

другими полярными народами Евразии. К этим древним чертам, в частности,

относится организация оленной облавной сухопутной охоты и охоты с лодок на

речных переправах. В период консолидации нганасаны постепенно восприняли

самодийский способ тундрового санного крупностадного миграционного

оленеводства с постоянным кочеванием весной (на север) и осенью (к югу). К

середине XIX века нганасаны уже считались традиционными оленеводами.

Рыбоводство было второстепенным занятием. Наличие стад домашних и охота на

диких оленей, расположения кочевий в наиболее северных пределах

полуострова, пользование самодельными орудиями труда и охоты позволяли им

быть совершенно независимыми почти до конца XIX века. В XVIII - XIX веках

нганасаны регулярно платили государственный ясак. В русских зимовьях

происходил обмен оленьих шкур и пушнины на металлические предметы, ружья,

порох, свинец. Широко известны были металлические изделия нганасанов,

инкрустированные медью железные скребки для выделки шкур, наконечники

копий, ножны и др.

К XVII веку кочевья племенных группировок, из которых складывались

нганасаны, простирались по всему полуострову, включая и территорию

правобережья Хатантской губы. С XVIII века на Таймыр с юго-востока стали

проникать якуты, постепенно ассимилируя местных тунгусов и русских.

Складывавшийся на этой основе новый этнос - долганы, потеснили нганасанов к

западу и северу. Ненцы, перейдя на правобережье Енисея и постепенно

ассимилируя ненцев, оттеснили нганасанов к востоку, в центр равнины

полуострова. Основные пути оленеводческих кочевых коллективов нганасанов

пролегали по Северо-Сибирской низменности, заключенной между плато Бырранга

на севере и плато Путорана на юге (между 69( и 76(северной широты).

Северные их пределы на востоке Таймыра достигали 77( северной широты,

огибая озеро Таймыр. Практически все кочевья располагались в зоне тундры. К

зиме подходили к лесотундре, размещаясь по водоразделу бассейна реки Пясины

и северным притокам рек Хета и Хатанга.

Наибольшее число авамских нганасанов приходится на середину XVII века

(1300 человек), но из-за эпидемий она сократилась к 1926 до 576 человек. К

1990 году на Таймыре в группе авмских нганасанов было 650 чел., в группе

вадеевских - около 100. Остальные проживали в районных центрах и городах

автономного округа. До 1950-х годов нганасаны в основном занимались

домашним оленеводством в составе колхозных и совхозных оленеводческих

бригад, вели охоту на дикого оленя, промышляли рыбой и пушным зверем, летом

подспорьем служила охота на линного гуся. К началу 1980-х годов в связи с

увеличением численности таймырской популяции дикого оленя домашнее

оленеводство авамской группы нганасанов практически перестало существовать.

Вадеевские нганасаны к 1992 г. выпасали одно небольшое стадо. Нганасаны

осели в поселках, перешли в рыболовецкие и охотничьи бригады. Основное

товарное значение для нганасанов имеют продукция отстрела оленей, особенно

в осенний период миграции оленьих стад на юг, заготовка рыбы, промысел

пушнины и полярной куропатки. Женщины занимаются выделкой оленьих шкур и

шитьем национальной (орнаментированной меховой мозаикой, сукном и бисером)

обуви, сувенирных ковриков и поделок из шкур оленя, шитьем меховой одежды

для промысловиков, в пос. Волочанка работают на звероферме голубых песцов.

Традиционно промысел и оленеводство - дело мужчин, вся работа по дому -

дело женщины, в том числе пошив и починка одежды, заготовка топлива, воды,

забота о детях.

К началу XX века среди авамских нганасанов наиболее многочисленными со

своими патрилинейными именами были 5 родов, которые заключали между собой

браки с соблюдением норм экзогамии. Запрещались браки как по отцовской, так

и по материнской линиям до третьего поколения. У вадеевских нганасанов к

этому времени зафиксировано 7 родов, также соблюдавших билинейную

экзогамии, но их представители более свободно вступали в браки, в

большинстве с долганами. По традиции браки заключались обычно в возрасте 17-

18 лет, когда молодые люди доказывали свои возможности обеспечить семью:

мужчина - удачами в охоте, оленеводстве, умением изготовить санки, шесты

для жилища, деревянную колыбель для ребенка, женщина - умением ставить и

собирать жилище, обрабатывать шкуры, шить одежду, готовить и заготовлять

впрок пищу. При соблюдении экзогамии добрачные половые связи не осуждались

и добрачные дети никогда не являлись препятствием для брака, иногда

оставаясь в семье отца невесты. Сейчас часты случаи нарушения экзогамии.

Весьма широко распространены межнациональные браки, в том числе и с

мигрантами-мужчинами, детей от таких браков считают нганасанами.

Традиционное кочевое жилище нганасанов - конический круглый или

овальный в основании шестовой чум, крытый оленьими шкурами (3-6 м в

диаметре). В 1940-е гг. в быт вошли передвижные балки, легкий каркасный

домик на полозьях, крытый шкурами. В течение года оленеводы меняли 3 вида

жилья: зимой - балок, летом с появлением гнуса - чум, осенью - брезентовая

палатка. Вход жилища ориентирован обычно на юго-восток. В конце XIX -

начале XX веков нганасаны не имели постоянных поселений. Маршруты кочевого

коллектива заранее оговаривали с соседями. Для более успешной облавной

охоты на реках объединялись несколько коллективов. К 1941 году в связи с

реализацией плана перехода от кочевого образа жизни к оседлому были

построены небольшие поселки. В современных укрупненных многонациональных

поселках нганасаны живут в типовых домах, имеющих от 2 до 4 квартир,

отапливаемых привозным углем. При плановой застройке традиции ориентации

жилища и строго соответствующих ей мест каждого члена семьи нарушаются (за

редким исключением) и все больше забываются.

Традиционную одежду шьют из различных частей шкур оленей разных

возрастов и разных сезонов года с различной высотой и крепостью меха.

Верхняя мужская одежда без разреза впереди состоит из двух слоев шкур.

Внутренняя часть, без капюшона мехом к телу, изготовляется из 2-3 шкур

осеннего или зимнего оленя, наружная часть с капюшоном - из короткошерстных

шкур темных и светлых тонов только что родившихся оленях (пыжиков) или шкур

с живота оленя. Чередование частей из темных и светлых шкурок на верхней

одежде с четко обозначенным на спине темным или светлым прямоугольником и 2-

3 орнаментированных подшивки ниже его - характерная особенность нганасанов.

Женская зимняя одежда - того же вида, но с разрезом спереди, небольшим

воротником из белого меха собаки, без капюшона, который заменяет двойная

шапка с опушкой из длинного меха черной собаки, хорошо защищающая лицо от

зимнего ветра. По подолу внутренняя и наружная части также обрамляются

опушкой из меха белых собак, которых прежде специально выращивали для этой

цели (“нганасанские собачки”). Праздничные варианты такой одежды богато

оформляются геометрическими орнаментами из меховой и кожаной мозаики, а

некоторые части окрашиваются по мездровой стороне в черный и красный цвета.

К верхней линии спинного прямоугольника прикрепляются длинные раскрашенные

ремешки. На теле мужчины носили короткие кожаные или меховые штаны, к

которым привязывались длинные голенища меховой обуви из шкур с ног оленя с

меховыми же чулками. Женские штаны-комбинезон с закрытой грудью шьют из

кожи или шкуры мехом внутрь и спереди украшают крашеным орнаментом и

многочисленными металлическими подвесками, характерными для нганасанских и

энецких женщин. На мужских и женских штанах спереди сохраняется в виде

разноцветной бахромы рудимент пояса стыдливости. Обувь нганасанов шьется

без подъема внешне делает их ноги похожими на ноги овцебыков. Зимой в

сильные морозы поверх обычной одежды надевают еще одну (сокуй) из толстого

меха зимнего оленя шерстью наружу с капюшоном, имеющим спереди белый

стоячий султан, по которому соседи безошибочно узнают нганасанов или энцев.

Прежде специальную погребальную или обрядовую одежду, сейчас выходящую из

употребления, шили без орнаментов по тому же, что и из шкур, крою, но из

красных и черных сукон. Национальная праздничная одежда хорошо сохраняется

и сейчас.

Излюбленной пищей нганасанам служит рыба, мясо оленя, мясо диких

гусей в сыром, мороженом, сушеном и вареном видах. Сейчас большое значение

в рационе имеет хлеб.

Почитание земли, солнца, луны, огня, воды, дерева, важнейших

промысловых и домашних (олень, собака) животных и их ипостасей под именем

матерей, от который зависит здоровье, промысел и сама жизнь людей и с

которыми связана основная календарная и семейная обрядность - характерные

черты традиционных верований нганасанов. В них проявляются чрезвычайно

архаичные черты представлений о природе и человеке, долгое время бытовавшие

в относительно изолированных полярных коллективах. Они и сейчас сохраняются

среди пожилых людей. Кормление огня и семейных реликвий, по крайней мере

трижды в году, - обязательный ритуал. Большое значение имели шаманы

нганасанов. К ним обращались во всех трудных случаях, они же являлись

организаторами таких больших общественных праздников-обрядов, как Чистый

чум, проводившийся обычно при появлении солнца после полярной ночи. Сейчас

этот обряд в виде весеннего фольклорного праздника постепенно возрождается.

Произведения фольклора весьма разнообразны по видам. Некоторые из

этногенетических мифов повествуют о том, что нганасаны появились из шерсти

большой оленьей самки (земли), на спине которой они живут. Культурный герой

Сирота-парень как первый нганасан выходит на свет, откинув травяную дверь в

земляной кочке. Его полагали защитником всего народа. Исполнение длинных

эпических произведений, в которых речь чередуется с пением, обычно

растягивалось на несколько вечеров долгой полярной ночи. Более короткие

рассказы, “вести”, повествуют о ситуациях промысла, похождениях и проделках

различных мифологических персонажей. Распространены адаптированные к

местным условиям русские сказки. И сейчас широко бытуют сказки о животных,

объясняющие их происхождение, характерные черты, окраску повадки. Песенное

творчество нганасанов также разнообразно. В частности, прежде каждый

нганасан имел свою “личную песню”, сочиненную им самим или подаренную ему,

с устойчивым мотивом, на который накладывается словесная импровизация. Из

музыкальных инструментов необходимо отметить бубен с колотушкой, поющий

лук, гудки, завывалки и жужжалки из птичьих перьев, дерева и тростника. До

недавнего времени всякая музыка и пение сохраняли свое сакральное значение.

© 2010