Проблемы размещения производительных сил. Карпатский регионПроблемы размещения производительных сил. Карпатский регионОдесский государственный экономический университет РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ Курсовая работа Тема:. «Проблемы размещения производительных сил. Карпатский регион» ОДЕССА 1998 Г. содержание | |стр. | |Введение |3 | |Карпатский регион в государственном измерении |3 | |Экономический потенциал карпатского региона. Состояние, структура, |4 | |проблемы | | |Социальные проблемы карпатского региона |8 | |Экологическая ситуация в карпатском регионе |10 | |Общее социально-экономическое развитие Карпатского региона |11 | |Стратегические ориентиры развития карпатского региона и Региональные |13 | |приоритеты | | |Государственная программа социально-экономического развития |17 | |Карпатского региона как инструмент региональной политики | | введение Карпатский регион (Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская и Черновицкая области) занимает площадь в 56,6 тыс. км2 (или 9,4 % территории Украины), где проживают 6,5 млн. чел. (или 12 % ее населения). Значительную часть территории региона занимают Украинские Карпаты — уникальная горная экосистема на Западе нашего государства. В силу ряда объективных и субъективных причин наметились (а в последние годы — углубились) тенденции к социально - экономическому упадку края: разбалансированы хозяйственные связи, прогрессирует безработица, обостряются диспропорции в жизненном уровне населения в его горной и равнинной частях, приближается к критической демографическая ситуация, деградирует уникальная природа Карпат, запущены историко-культурные ценности региона. Эти и ряд других отрицательных явлений и тенденций (не говоря уже о чисто производственных проблемах) являются, безусловно, следствием непродуманной, а иногда — и авантюрной экономической политики советской власти в предыдущие годы. Правда, ряд ошибок допущен уже в посткоммунистический период, особенно — в осуществлении рыночных реформ на уровне макроэкономического регулирования. Нужно также признать, что сегодняшнее социально-экономическое состояние карпатских областей в значительной степени, является следствием отсутствия четкой государственной региональной политики в Украине. Карпатский регион в государственном измерении Уровень экономического развития Карпатского региона оценивается как средний. По производству национального дохода в расчете на душу населения только Львовская область превосходит среднереспубликанский уровень, а Закарпатская вообще имеет самый низкий показатель в Украине. Промышленный комплекс региона производит почти 12 % всей промышленной продукции нашего государства; при этом удельный вес производимой здесь продукции машиностроения и металлообработки составляет 10,9 %, электроэнергетики — 7,1 %, химической и нефтехимической промышленности — 13 %, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности — 32,7 %, промышленности строительных материалов — 10,3 %. По выпуску отдельных видов промышленной продукции (таких, как автобусы, телевизоры, автопогрузчики, алмазный инструмент, сера, калийные удобрения, резиновая обувь и др.) регион является монополистом на украинском рынке. Имея самый низкий в Украине уровень землеобеспеченности в расчёте на душу населения, всего 6,4 % площади сельскохозяйственных угодий и 5,3 % пашни, Карпатский регион производит около 10 % валовой продукции растениеводства и животноводства. В расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий здесь производится в 1,6 раза больше продукций сельского хозяйства, чем в среднем по республике. Однако показатель ее производства в расчете на душу населения отстает от среднереспубликанского на 20 %. В целом эффективность сельского хозяйства в регионе низка, а поэтому он не обеспечивает себя продуктами питания. Низкими остаются урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность сельскохозяйственного скота. Если брать за ориентир Венгрию, то по сравнению с ней средняя урожайность зерновых и зерно-бобовых в регионе ниже в 1,8 раза, сахарной свеклы — соответственно, в 1,6, картофеля — в 2,5, а удой молока от 1 коровы — в 2 раза. Следует отдельно отметить особое место Карпатского региона в геополитическом контексте социально-экономического и внешнеполитического развития Украины. Его географическое соседство с развитыми европейскими государствами и теми странами, которые ускоренно интегрируются в ЕС, всегда будет выступать благоприятным фактором для вхождения Украины в многообразные международные экономические и политические структуры. Экономический потенциал Карпатского региона. Состояние, структура, проблемы Природные ресурсы Карпатского региона (минерально-сырьевые, земельные, лесные, водные и рекреационные) в существенной мере влияют на формирование пространственной и отраслевой структур его хозяйственного комплекса, тем самым определяя приоритетные направления развития последнего. В целом их можно считать благоприятными для дальнейшего развития производительных сил. Правда, сегодня нужно считаться с тем, что запасы отдельных видов ресурсов исчерпываются а это, в свою очередь, провоцирует появление социальных проблем, и в стратегическом плане ставит вопрос поиска и вовлечения в хозяйственный оборот альтернативных, конкурентоспособных видов природных ресурсов. Созданный в регионе производственный потенциал, его структура и эффективность являются прямым следствием реализации экономической политики советской власти в западных областях Украины. За счет экстенсивного наращивания производственных мощностей (и в первую очередь — в природоэксплуатирующих отраслях) благодатный край был фактически превращен в сырьевой придаток империи. Регион унаследовал от бывшего СССР экономически неоправданную структуру машиностроения: в большинстве случаев предприятия отрасли получали комплектующие детали из-за пределов Украины, туда же поступала и основная масса ее готовой продукции. Если же учесть высокую милитаризацию машиностроения, то теперь изменить его и без того достаточно инертную структуру при отсталых технологиях нелегко. Легкая промышленность карпатских областей, выпускает различные виды тканей, швейные, чулочно-носочные изделия, верхний и бельевой трикотаж, обувь и другие товары народного потребления. Удельный вес этой отрасли в общем объеме производства промышленной продукции в Львовской области составляет 12,6 %, в Закарпатской - 17,6 %, в Ивано-Франковской - 19,3 % и в Черновицкой - 24,7 %. Почвенно-климатические условия, благоприятные для производства сельскохозяйственного сырья, обеспечили развитие в регионе начти всех подотраслей пищевой промышленности — мясной, молокоперерабатывающей, сахарной, спиртовой, плодоовощеконсервной, маслодельной, мукомольной, крахмало-паточной, винодельческой и др. В общем объеме промышленной продукции на эту отрасль в Львовской области приходится 12,9 %, в Закарпатской - 17,6 %, в Ивано-Франковской - 19,3 % и в Черновицкой - 24,7 %. В Карпатском регионе есть достаточная сырьевая база для развития лесопромышленного комплекса: запасы древесины в расчете на душу населения в 4 … 6 раз превышают средний показатель но Украине. Лесопромышленный комплекс региона специализируется на изготовлении мебели, мебельных заготовок, клееной и струганной фанеры, древесно-стружечных плит, пиломатериалов, а также продукции лесохимии. Более всего этот комплекс развит в Закарпатской области, где на него приходится 18 % промышленной продукции. В Ивано-Франковской области продукция лесопромышленного комплекса занимает 12,9 %., в Черновицкой - 8 %, а во Львовской - 4,6 % всего объема промышленного производства. В структуре промышленной продукции региона доля этого комплекса постепенно уменьшается. Развитие в регионе промышленности строительных материалов опирается на собственную сырьевую базу. Здесь находятся предприятия по производству цемента различных марок, железобетонных конструкций и деталей, извести, асбеста, кирпича, керамических блоков, черепицы, кафеля, строительного стекла. В структуре промышленной продукции региона на промышленность строительных материалов приходится 3 … 4 %. В областях Карпатского региона есть все виды топливных ресурсов — нефть, горючий газ, каменный и бурый уголь, торф, горючие сланцы, но их запасы или незначительны, или исчерпываются. Крупнейшие объекты ТЭК сосредоточены в Львовской и Ивано-Франковской областях. Так, в общей промышленной продукции Львовской области топливно-энергетический комплекс составляет 6,5 %, а Ивано-Франковской — соответственно, 14,5 %. Химическое и нефтехимическое производство Карпатского региона включает горно-химическую промышленность (добыча серы, калийных солей), основную химию, промышленность химических волокон, лакокрасочную, химических реактивов, пластических масс и изделий из них. В общей промышленной продукции Львовской области химическая и нефтехимическая промышленность занимает 6,3 %, Ивано-Франковской — соответственно, 12 %, Закарпатской — 1,7 % и Черновицкой — 6,8 %. В строительном комплексе региона работает 6 … 8 % всего занятого населения. В структуре капитальных вложений и введенных в действие основных фондов этой отрасли преобладает производственная сфера. Для дальнейшего совершенствования структуры хозяйства Карпатского региона необходимо существенно перераспределить финансовые и материально-технические ресурсы из всех источников в пользу развития социальной инфраструктуры — тем, чтобы преодолеть отставание ее материальной базы от нормативов и обеспечить наращивание ее потенциала, исходя из надлежащих социальных стандартов. Характерной особенностью аграрного сектора Карпатского региона является высокий удельный вес подсобного хозяйства в общем объеме продукции растениеводства и животноводства. Агроклиматические ресурсы областей региона достаточны для возделывания большинства сельскохозяйственных культур умеренных широт. Равнинные районы специализируются на мясомолочном животноводстве, свиноводстве, птицеводстве, возделывании зерна, картофеля, овощей и сахарной свеклы, предгорные — на мясомолочном скотоводстве, льноводстве, возделывании зерна и картофеля, горные — на мясомолочном скотоводстве и овцеводстве. Анализ развития сельского хозяйства областей региона свидетельствует, что за последние 5 лет низкая урожайность некоторых сельскохозяйственных культур привела к снижению их среднегодового производства. Остается низкой эффективность производства сельскохозяйственной продукции в общественном секторе по сравнению с индивидуальным. Сокращается и производство животноводческой продукции. Проблема повышения урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства чрезвычайно актуальна в контексте обеспечения продуктами питания не только местного населения, но и большого контингента отдыхающих. Природно-ресурсный потенциал Украинских Карпат создает все возможности для эффективного развития рекреационного комплекса. Живописные низкогорные ландшафты, рельеф и климат, благоприятные для горнолыжного спорта и отдыха, многообразнейшие (и в том числе — уникальные) минеральные воды обусловливают высокий рекреационный спрос на регион. Он оценивается более чем в 4 млн. чел. в год только для потребностей отдыха и туризма (без учета кратковременного). Вместе с потребностями в санаторно-курортном лечении на базе минеральных вод спрос на рекреационные услуги оценивается, как минимум, в 6 млн. чел. в год. Между тем, в 1993 г. в регионе функционировали 607 рекреационных объектов общей вместимостью свыше 82 тыс. мест (или в 8 … 10 раз меньше, чем в аналогичных зарубежных районах). Не соответствуют международным стандартам и условия сервиса, инфраструктурное обеспечение. В целом рекреационный потенциал региона используется только на 10 … 12 %. В регионе действуют 18 высших учебных заведений, и в том числе — шесть университетов, 110 научно-исследовательских, технологических и проектно-конструкторских институтов, отделений, бюро, где выполняются научно-исследовательские, опытно-конструкторские, технологические и проектные работы. Здесь работают 730 докторов и 6,4 тыс. кандидатов наук, что вместе составляет 8 % специалистов Украины с ученой степенью. В регионе насыщенность докторами и кандидатами наук значительно меньше, чем в среднем по Украине: на 10 тыс. работающих здесь приходится 24 высококвалифицированных специалиста (против, соответственно, 34). Социальные проблемы Карпатского региона Социальная ситуация в регионе имеет четкую тенденцию к обострению, что является следствием общенационального экономического кризиса и просчетов в социальной политике предыдущих лет. Но если на вопросы материально-технического развития социальной сферы можно смотреть с определенным оптимизмом, то ухудшение демографической ситуации уже сегодня вызывает тревогу. Стремительно падает естественный прирост населения, что на фоне его растущей смертности ведет к обострению депопуляционных процессов, Наглядны в этом плане показатели по Львовской области: в 1994 г. естественный прирост населения составил здесь всего 0,5 чел. в расчете на 1000 жителей. За счет растущих миграционных перемещений впервые за последние десятилетия численность населения области уменьшилась на 9 тыс. чел. Продолжается процесс его старения: каждый пятый житель Львовской области — лицо пенсионного возраста. Интересно, что за последние годы количество лиц пенсионного возраста увеличилось во Львовской области на 5,7 %, а общая численность ее населения — на 1,1 %. Подобные процессы наблюдаются и в других областях региона. Если в ближайшие годы эти процессы не будут остановлены, то любые экономические программы теряют смысл: их не будет кому и для кого реализовывать. В последние годы значительное обострение социальных проблем в Карпатском регионе вызвано еще и фактором занятости его населения. Этот регион всегда был трудоизбьггочным. Теперь же картина дополнилась появлением официально зарегистрированных безработных, численность которых в 1993 г. составила здесь 0,6 % всего трудоспособного населения. Кроме того, в регионе сохраняется довольно высокий уровень скрытой безработицы, который, по экспертным оценкам, достигает 30 — 35 %. На фоне общего падения жизненного уровня народа Украины не является исключением и Карпатский регион. Его жители имеют сравнительно низкие среднедушевые доходы, основной компонент которых — заработная плата рабочих и служащих и оплата труда колхозников — растет здесь более медленными темпами, чем в среднем по стране. Структура потребления характеризуется постепенным увеличением денежных расходов населения на приобретение товаров и уменьшением удельного веса услуг. Из-за этого сегодня мы имеем деформированную структуру личного потребления жизненных благ, в которой доминирующими являются расходы на питание, а в их составе — на продукты растительного происхождения. Области региона (кроме Львовской) занимают ведущее место в государстве по потреблению наименее ценного в биологическом отношении продовольствия — хлеба и хлебопродуктов. Для сравнения: в большинстве развитых стран мира удельный вес расходов на питание, одежду и обувь составляет 15 … 20 % семейного бюджета. В Карпатском регионе этот показатель в 3,5 … 4 раза выше. В развитых странах такая картина наблюдалась 70 … 100 лет назад. Не менее важна для региона проблема развития материально-технической базы социальной инфраструктуры. На сегодняшний день существует значительный разрыв между нормативными показателями и фактическим уровнем обеспеченности населения объектами социальной сферы. Так, обеспеченность детскими дошкольными учреждениями достигает в Закарпатской области 41,6 %, в Ивано- Франковской — 58,3 %, Львовской — 45,6 % и Черновицкой — 74,4 %, а амбулаторно-поликлиническими учреждениями — соответственно, 75 %, 57,2, %, 69,5 % и 64,4 %. Следовательно, можно констатировать, что население региона проживает в условиях социального дискомфорта. Экологическая ситуация в Карпатском регионе Для большей части Карпатского региона характерны существенная антропогенная трансформированность ландшафтов и значительная загрязненность среды. Хотя, в. отличие от других регионов Украины (таких, как Донбасс, Приднепровье), распространение загрязнения не носит здесь общего, плоскостного характера. Однако в некоторых местах сформировались стабильные очаги угрожающего экологического состояния (например, в пределах Дрогобычской агломерации — Дрогобыч, Борислав, Стебник, Трускавец, где развитые горно-химическая, нефтеперерабатывающая, лакокрасочная и другие отрасли промышленности ставят под угрозу развитие курортного хозяйства; аналогичная ситуация сложилась и в пределах Львовско-Волынского угольного бассейна, в зонах влияния Яворовского и Раздольского ПО «Сера», Калушского ПО «Ориана»). В последние годы, вследствие нарушения режима производственных процессов, в Карпатском регионе значительно возросла угроза возникновения экологических аварий и катастроф. Кроме того, нужно считаться и с тем, что почти четвертая часть его населения проживает в зонах с повышенным экологическим риском функционирования промышленных объектов, которых в регионе почти 250. По загрязненности воздуха и вод регион занимает 4-е, а по загрязненности почв минеральными удобрениями и пестицидами — соответственно, 1-е и 2-е места. Относительно высокая загрязненность воздуха обусловлена наличием на его территории отдельных агрессивных производств. К другой группе концентрированных выбросов в атмосферу вредных веществ относятся крупные города региона, где выбросы автотранспорта составляют 60 … 70 % их общего количества. С учетом относительно небольшой площади городов и их густой застройки, традиционно сложившейся в старых городах, здесь влияние этого фактора может быть ощутимее, чем в индустриальных, но значительно более просторных, городах Востока и Юга Украины. Дефицит надежных источников, водообеспечения обусловил отсутствие в регионе крупных водоемких производств. Это в некоторой степени обусловило относительно низкие показатели загрязненности воды на его территории по сравнению со средним по Украине. Так, потребление свежей воды достигает здесь 1,1 млрд. м3 в год (что составляет только 3,6 % ее общереспубликанского потребления), а объем оборотной и последовательно используемой воды несколько выше, чем в среднем по Украине (91 % против 80 %). Состояние водообеспечения большинства карпатских населенных пунктов с каждым годом ухудшается вследствие преобладания экстенсивных подходов к наращиванию объемов водоснабжения, при неэффективном организационно- экономическом и отсталом техническом обеспечении водохозяйственной деятельности. Особую тревогу вызывает высокая загрязненность почв региона минеральными удобрениями и пестицидами, которой в значительной мере способствует отраслевая специализация его сельского хозяйства на производстве овощей и технических культур, а особенно — некоторых ранних сортов овощей и фруктов (Закарпатье). Определенную дестабилизацию в экологическую ситуацию региона и курортных зон вносит, в частности, неограниченная вырубка лесов. Вследствие обезлесения склонов активизируются оползневые процессы, увеличивается количество паводков на горных реках, меняется микроклимат. Облесение вырубок монокультурой ели приводит к частым буреломам. Таким образом, экологическая ситуация в Карпатском регионе является довольно напряженной. Если учесть курортную ценность этой территории, то проблема ее экологической, безопасности является одной из первоочередных для практического решение. Общее социально-экономическое развитие Карпатского региона Объективный анализ развития производительных сил региона в сочетании с оценкой сегодняшней экономической ситуации дает реальное представление о достигнутых уровне и эффективности социально-экономической структуры. Отдавая должное тому, что сделано в предыдущие годы, нужно откровенно констатировать, что вследствие нерациональной экономической политики, и непродуманных действий в регионе сложилась деформированная экономическая система, которая в целом социально непривлекательна, экологически опасна и экономически неэффективна. За последние годы здесь накопилось много социально-экономических проблем, острота и необходимость решения которых со всей силой проявились в наши дни. Оценивая ситуацию в регионе по критериям цивилизованных наций, изыскивая наиболее оптимальные пути к его процветанию и прогрессу, нужно считаться с теми отрицательными явлениями и фактами, которые имеют место в данном случае. Социально-экономическая структура Карпатского региона характеризуется производственной однобокостью: почти 3/4 работающих заняты в производственной сфере, что говорит о социально неблагоприятном характере его экономики. Существуют ощутимые территориальные диспропорции в развитии региональных производительных сил, которые проявляются в гипертрофированном развитии равнинной части региона (особенно — некоторых промышленных узлов) и социально-экономической отсталости его горных районов. Машиностроение как одна из профилирующих отраслей является глубоко милитаризированной и из-за преимущественно сборочного типа производства имеет слабые внутрирегиональные кооперативные связи, что делает ее крайне уязвимой в кризисные периоды. Промышленность региона является эколого-опасной, а отдельные производства и отрасли с отсталыми технологиями — вообще не совместимыми с природой края. Ориентация некоторых отраслей промышленности (особенно - машиностроения) на привозное сырье (комплектующие) и ускоренные темпы развития природоэксплуатирующих отраслей (лесоводства, добычи серы, калийных солей, нефти, газа, угля) сделали региональную экономическую систему малопригодной к выживанию в критических ситуациях. В регионе четко прослеживается тенденция к резкому ухудшению демографической ситуации: увеличивается смертность, падает естественный прирост, идет процесс старения населения. С учетом национально- этнографического менталитета жителей Карпатского края существует реальная угроза генофонду нации. Постепенно обостряется социальная ситуация, связанная с проблемами безработицы и занятости населения региона, которую усиливает еще и тот факт, что здесь уже давно имел место избыток трудовых ресурсов. Экономический ущерб, нанесенный природе Карпатского региона в предыдущие годы, расточительство и бесхозяйственность повлекли за собой значительное ухудшение состояния окружающей среды, вызвали деградацию уникальной природы Карпат. Стратегические ориентиры развития Карпатского региона и региональные приоритеты Анализ географических, природных, исторических и экономических условий показывает, что на этапе становления государственности Украины и вхождения ее в мировое сообщество Карпатский регион имеет уникальный шанс стать своеобразным полигоном, где разумная экономическая политика может успешно сочетать региональные, государственные и международные интересы страны, обеспечив при этом и прогресс в его социально-экономической жизни. Следовательно, речь идет о выборе правильного стратегического курса в развитии региона. Если руководствоваться тем, что Карпаты являются географическим центром Европы, а в природном отношении — уникальной экосистемой на Западе Украины, то при формировании политики освоения этого края необходимо разумно использовать его геополитические преимущества и сохранить экологический феномен территории. Иначе говоря, будущая социально- экономическая модель Карпат должна быть экономически выгодной для Украины и экологически совместимой с прилегающими территориями соседних стран. Сегодня можно достаточно уверенно утверждать, что исключительный акцент на развитии в регионе промышленности вряд ли оправдает себя. Технологический «бум» нам пока не «угрожает», а следовательно, производительность труда и конкурентоспособность продукции еще долго будут оставаться низкими. Кроме того, с эскалацией производства будет обостряться экологическая ситуация, что будет забирать и без того ограниченные ресурсы. Таким образом, нужно выработать нестандартные ходы и решения при выборе приоритетов и конкретных сфер, развитие которых бы обеспечило прогрессивные изменения в экономической жизни региона, ускорило и направило рыночные реформы в необходимое русло, что, в свою очередь, будет инициировать приток капитала (и в том числе — иностранного). При выборе такой стратегия важно предусмотреть и учесть действие тех факторов, которые обусловливают специфику региона и создают преимущества его стартовых условий для прогрессивных социально-экономических преобразований. С учетом имеющихся в Карпатском регионе природного, экономического, научного и технического потенциалов, его исторических и географических особенностей, стратегическая цель перспективного развития территории заключается в том, чтобы на основе оптимального использования природы, материально-технических, трудовых и интеллектуальных ресурсов создать эффективную экономическую систему рыночного типа, которая обеспечит материальное благосостояние населения и экологическую безопасность Карпатского края. Достижение поставленной цели усматривается в поэтапной реализации первоочередных задач. На ближайший период основными приоритетами регионального развития Карпатского края должны стать: рекреационный комплекс; АПК; лесопромышленный комплекс; машиностроение; непроизводственная сфера (особенно — в горной части региона); охрана окружающей среды, сохранение и восстановление историко-культурного наследия. Создание необходимых условий для. развития этих отраслей и сфер Человеческой деятельности обеспечит подъем его общего социально- экономического уровня, который должен определяться не только общегосударственными интересами, но и потребностями и интересами самого региона — субъектов хозяйствования, которые здесь размещены, и населения, которое здесь проживает. Для развития Карпатского региона приоритетным является освоение его курортного потенциала. Для подтверждения обоснованности этого выбора можно привести следующие основные аргументы. Наличие природно-ресурсной базы. В регионе насчитывается свыше 800 источников и скважин лечебных минеральных вод всех известных типов (многие из них - уникальны), запасы которых достаточны для ежегодного оздоровления более 7 млн. чел. Но сегодня уровень их использования не превышает 15 %. Разведаны также значительные запасы лечебных грязей и озокерита. Эти ресурсы - в сочетаний с благоприятными климатическими условиями - служат природной базой для развития санаторно-курортного дела в регионе. Мощный потенциал для развития различных видов туризма. Живописные ландшафты, рельеф Карпат создают благоприятный фон для кратковременного отдыха. Они не имеют альтернативы в Украине в отношений развития горнолыжного спорта на уровне мировых стандартов. Расчеты показывают, что одноразовая предельная рекреационная вместимость региона составляет 2,2 млн. чел., тогда как годовая — 8 млн. туристов и отдыхающих, а также 12 млн. экскурсантов и туристов выходного дня. Даже при 50-процентном уровне этих показателей значительный диапазон для перспективного роста туризма в регионе сохраняется. Выгодное географическое положение. Карпатский регион находится в центре Европы. Через него проходят многообразные связи. Его неплохая транспортная доступность является благоприятным фактором для привлечения контингента отдыхающих не только из восточных регионов, но и из европейских стран. Карпаты могут служить своеобразным полигоном для дислокации, центров международного бизнеса, что будет стимулировать рост коммерческого и делового туризма. Фактор территориального разделения труда. Фактически в Украине есть 2 региона, условия которых позволяют обеспечивать удовлетворение общественных потребностей в рекреационных услугах: Черноморско-Азовский и Карпатский. На фоне перегруженности первого из них и при растущем спросе на оздоровление и отдых Карпаты выступают практически единственной территорией, которая может реализовать неудовлетворенный спрос населения на эти услуги. Последствия Чернобыльской аварии. Сравнительно высокая экологическая безопасность региона и наличие в нем крупных запасов минеральных вод для лечения радиационных заболеваний обусловливают потребность в создании в Карпатах широкой сети специализированных здравниц для населения, пострадавшего от радиоактивного загрязнения. Экологический феномен территории. С одной стороны, по сравнению с другими регионами природа Карпат понесла меньшие потери и во многих местах сохранила свое первобытное состояние. А это очень важно для многообразных форм отдыха и туризма. С другой стороны, исключительно важное климато- и водорегулирующее значение Карпат как для Украины, так и для соседних европейских государств обусловливает остроту вопроса сохранения уникальной природы края. Если отбросить чисто Консервативные варианты выполнения этой задачи, то туризм и отдых в экологически обоснованных пределах могут выступать активной формой обеспечения экологической безопасности Карпат. Социально-экономическая специфика гор. В горных районах четырех карпатских областей проживают около 1,3 млн. чел. (то есть около 20 % всего их населения, из них треть — на высоте в 500 м и выше). Горы создают специфические, чрезвычайно сложные условия для проживания и хозяйствования (особенно — в сельском хозяйстве), поэтому здесь чрезвычайно остро, стоит проблема занятости, и как следствие — низок уровень материального благосостояния жителей гор. Ослаблению этих и других отрицательных процессов за счет расширения сфер занятости и развития инфраструктуры будет способствовать развитие туризма с соответствующей организацией обслуживания, к которым может быть привлечено местное население. В данном контексте разумной альтернативы рекреации просто не существует. Экономическая конкурентоспособность рекреационной сферы. Мировой опыт показывает, что туризм является высокорентабельной отраслью народного хозяйства. Например, в Испании он дает 17 млрд. долл США., что равно 30 % доходов от ежегодного экспорта этой страны, в Италии туризм обеспечивает 11 %, а в Дании и в Австрии -— 8 % прибылей, поступающих от экспорта товаров за границу. Безусловно, пока показатели экономической результативности отечественного туризма далеки от зарубежных, хотя в Карпатах есть отдельные центры, в хозяйственной структуре которых рекреационная отрасль является ведущей. В целом сегодня Карпатский регион занимает второе место в Украине по объему доходов от рекреационной сферы (22 % от суммарного показателя по Украине) и уступает только Крыму (соответственно, 42 %), опережая Причерноморье (17 %) и Приазовье (13 %). Можно привести еще ряд убедительных аргументов в пользу рекреационной ориентации перспективного развития Карпатского региона. Но это ни в коей мере не означает, что, форсируя экономические процессы в данном направлении, мы сразу же достигнем желаемых результатов. Здесь необходимы взвешенные решения и продуманные практические действия. Поэтому развитие рекреации в регионе рассматривается в контексте структурной перестройки его хозяйственного комплекса, в перспективной модели которого эта отрасль должна стать одной из профилирующих. Именно такие ориентиры заложены в Государственную программу социально-экономического развития Карпатского региона, которая должна на практике реализовать идею обеспечения социально- экономического прогресса его территории через государственную поддержку приоритетных секторов региональной экономики, и в первую очередь — рекреации. Государственная программа социально-экономического развития Карпатского региона как инструмент региональной политики Государственная программа социально-экономического развития Карпатского региона разработана Институтом региональных исследований НАН Украины, совместно с Министерством экономики Украины, Закарпатским, Ивано- Франковским, Львовским и Черновицким облисполкомами. Ее цель заключается в создании необходимых правовых экономических и организационных условий для обеспечения практических результатов в деле стабилизации и улучшения социально-экономической ситуации в регионе, для формирования — на основе рационального, использования ресурсного потенциала территории — эффективной экономической системы рыночного типа, которая гарантировала бы приближенный к мировым социальным стандартам уровень материального благосостояния и проживания людей, а также экологическую безопасность края. Статус программы как государственной обусловливает ее ориентацию на первоочередную реализацию именно государственных интересов в Карпатском регионе. Иначе говоря, она должна стать практическим инструментом воплощения государственной, региональной политики на этой территории. Поэтому в программу включены меры и проекты, которым государство гарантирует свою поддержку, которая может выступать в двух формах: режим полного государственного содействия (финансовое, и ресурсное обеспечение, финансово-кредитные и налоговые льготы исполнителям); режим частичного государственного содействия (финансово-кредитные и налоговые льготы исполнителям). Проблемы же местного значения решаются на локальном уровне силами региона. Для Карпатского региона особенно острой является проблема горных районов. Комплекс вопросов, нуждающихся в первоочередном решении, получил отражение во всех подпрограммах. Между тем, очевиден факт, что горные районы должны иметь специальный статус, которым бы законодательно закреплялись необходимые льготы и социальные гарантии их жителям. В этой связи очень важное значение имеет принятый Верховным Советом Закон Украины «О статусе горных населенных пунктов Украины». В программу вошли наиболее значимые меры и проекты, которые в силу определенных причин (и в первую очередь — из-за отсутствия материально- финансового обеспечения) не реализовались в рамках уже существующих программ. Источниками финансирования программы служат государственный бюджет; местные бюджета; внебюджетные фонды; средства предприятий, учреждений и организаций; зарубежные инвестиции. В общем объеме ее финансирования государственный бюджет занимает 33,6 %, средства предприятии — 25,2 % и местные бюджета — 22,8 %. Наибольший удельный вес государственный бюджет занимает в общей стоимости подпрограмм «Развитие агропромышленного комплекса» (43,2 %), «Экологическая безопасность» (53,8 %); «Культурное развитие» (74,4 %), «Развитие науки» (79,8 %). В то же время на развитие рекреационной индустрии из государственного бюджета предусматривается 27,1 %, социальной сферы — соответственно, 26,2 % и нефтегазового комплекса — 26,8 %. Развитие лесопромышленного комплекса будет финансироваться исключительно за счет средств предприятий. Из общей суммы финансирования на Закарпатскую область выделено 40,1 %, на Ивано- Франковскую — 29,9 %, на Львовскую — 16,7 % и на Черновицкую — 11,8 %. Достижение программной цели ориентировано на 2010 г. Реально прогнозируемым является ближайший 5 … 6-летний период, в течение которого поставленные цели поддаются декомпозиций с более или менее точным обоснованием путей и средств их достижения, а также с предвидением результатов. На более отдаленную перспективу возможна лишь постановка достаточно обобщенных целевых ориентиров, с прогнозным сценарием действий по их реализации. Опыт разработки Государственной программы социально-экономического развития Карпатского региона показывает, что при новаторских подходах к управлению их реализацией, такие программы могут стать эффективным инструментом государственной региональной экономической политики в Украине. Список использованной литературы: 1. Большая советская энциклопедия, М., Советская энциклопедия, 1978. 2. Журналы «Капитал» за 1996 … 1998 г.г. 3. Газета «Экономика Украины» за 1995 … 1998 г.г. |
|