На главную

Расовые исследования


Расовые исследования

1. История расового исследования.

Современный этно-расовый лик земли образовался в результате

развития расовых и социальных категорий. Изначально

группировки древних людей были территориально разделены.

Постепенно эти группы смешивались, сдвигались с мест

первоначального обитания, образовывая расовые конгломераты и

постепенно изменялись. Чтобы понять взаимоотношения каждой из

этнической группировки и выявить сложившиеся расовые

компоненты, необходимо разделить по пунктам исторический

комплекс развития. Расовый анализ является лишь одной стороной

расово-антропологического изучения. Выделение типов связано с

установлением генетических связей, расового синтеза, расовой

системы и проблемой образования рас.

Восстановление истории расового развития На основании

костных останков должно, непременно, сопровождаться

доказательством наличия действительной преемственности в

хронологических звеньях. При отсутствии культурно-исторических

доказательств преемственности генетические расовые ряды теряют

свою ценность и реальность. Иногда, на практике, приходится

сталкиваться с народами «без истории», историческое прошлое

которых является загадкой. И тогда применение историко-

антропологических методов становится невозможным. В этом

случае приходится идти другим путем: изучать огромное

многообразие настоящего с помощью приемов расово-

аналитического порядка и восстанавливать на его основе пути

данной стадии. Но даже в этом случае задачей расового

исследования остается изучение истории конкретных групп.

2. Некоторые принципы расового анализа.

1. Принцип историчности расообразования

Сводится к необходимости рассматривать расообразование как

процесс, признающий, что лик земли образовался в результате

сложного исторического развития расовых групп,

эволюционировавших, смешивавшихся, исчезавших, и т.д.

2. Принцип специфичности расы.

«Человеческие расы – это биологические коллективы людей,

объединенных генетической общностью морфологического, а может

быть и физиологического строения». Расовые группы не

представляют собой механической смеси похожих друг на друга

людей, обладают специфическими коллективными свойствами, не

сводящимися к свойствам отдельных составляющих группу

индивидуумов. Из этого принципа следует:

а) противоположность, взаимопроникновение и единство внутри-

и межгрупповых взаимосвязей;

б) этногеографическая реальность расы, т.е. приуроченность

расовых групп к историческим формациям и географическим зонам.

3. Принцип таксономической неравноценности расовых категорий.

Представляя единый род и возможно вид, Homo sapiens

подразделяется на низшие таксономические группы-расы разных

порядков, расположенные в иерархической последовательности

аналогично (но не идентично) делениям низших таксономических

групп в биологии. Выделяя расовые группы разных

порядков,

нельзя считать их замкнутыми в себе. Между группами

появляются промежуточные формы.

4. Принцип таксономической неравноценности расовых признаков.

Вытекает из всех предыдущих пунктов и указывает на то, что

каждой конкретной таксономической категории соответствуют

характерные для нее таксономические признаки.

3. Древние кости скелетов и демографические показатели

населения.

Кости скелета, как известно, меняются на протяжении всей

жизни во многих деталях. Самые показательные изменения

происходят в черепе. Комплекс изменений всех костей

позволяет установить точный возраст на момент смерти

(+-3-5 лет). Имеющиеся данные о древних скелетах показывают,

что умирали тогда в достаточно молодом возрасте. Условия

захоронения пожилых людей в древности вряд ли отличались от

современных.

Проведенные Энджелом исследования показали, что средний

возраст смертности населения Древней Греции около 40 лет для

мужчин и 31 год для женщин. Этот показатель значительно выше

показателя смертности в мезолитическую эпоху. Сейчас

показатель смертности женщин выше, чем у мужчин.

Изменения смертности по эпохам хорошо прослежено в Японии.

Ученые исследовали отдельные погребения начиная от среднего

неолита (7.500 до н.э.), до XXVII в. н.э. К XXVII веку

показатель смертности увеличился в среднем на 13 лет.

4. Рост численности населения ( новая эра летоисчисления).

Поскольку постоянно происходили изменения как в составе

территория, так и составе населения, демографические сведения

прошлых веков о населении достаточно отрывочны и не всегда

сравнимы. Сведения о народах Западной Европы наиболее пригодны

для сравнения. В конце 1-го тысячелетия нашей эры численность

населения составляла во Франции 9 млн. человек, столько же в

Испании, в Великобритании почти 2 млн. Прирост населения

сильно возрос в XIX веке, и заметно спал в XX.

Начальной стадией формирования этносов можно считать эпоху

становления языка. Рост численности племен неизбежно приводил

к общению с другими племенами. В результате взаимодействия

либо одно племя вытесняло другое, либо сливалось с ним. Как

правило общим языком становился язык более сильного племени,

но бывало и так, что пришлое племя изучало язык хозяев.

Основной мерой приспособленности популяции к занимаемой

территории, являются показатели низкой детской смертности,

достаточная продолжительность жизни и другие.

5. Происхождение метисов

Когда растущее племя начинает расширять свою территорию, оно

неизбежно вступает в контакт со смежными популяциями. Если

такие группы однородны по языку и укладу жизни, скорее всего

они сливаются. Бывает иногда и так, что более сильное племя

либо изгоняет коренных жителей, либо уничтожает (кроманьонцы

уничтожили неандертальцев). Побежденные хозяева смещались в

горные районы и неблагоприятные пустынные. Побежденные, но

остающиеся на своей территории племена, учили язык

«завоевателей» и, в таких условиях, преград для смешанных

браков не возникало. Таким образом создавалась большая единая

этническая группа. Достигая по численности несколько тысяч

человек, группа имеет, как правило, достаточно сложное

происхождение.

Метис – потомок людей, произошедших от разных племен.

Наиболее широкое развитие метисация получила в XVI-XVII

в.в. в эпоху колонизации европейцами далеких стран. Между

переселенцами, которые занимали более пригодные для

земледелия, скотоводства и промышленности территории, и

коренными жителями устанавливались различные отношения, но как

правило они носили завоевательский характер и коренным жителям

приходилось осваивать хозяйственные нововведения колонистов и

нередко они становились рабами. Если же коренное население

сопротивлялось, пришельцы (не имея никакого морального права)

порой даже истребляли целые племена «непокорных». Примером

может служить Австралия - там практически полностью исчезли

коренные жители.

Можно долго приводить примеры метисации, но достаточно

упомянуть американский континент – область наибольшего

смешения разных этнических групп.

6. Поколение.

Согласно генетическим канонам поколение – «период времени

между актами самовоспроизведения генов». Основываясь на

определениях, проведенных генетиками и антропологами, можно

считать, что к какому бы кругу народов он ни принадлежал,

средняя длительность нарождения нового поколения составляет 25-

26 лет. Причем в разных концах Земли у разных народов это

время приходится, в среднем, на одни и те же годы.

Изучая гены современного человека, можно быть уверенным в

том, что у них были свои предшественники в каждом предыдущем

поколении и что время нарождения не прерывалось ни разу.

7. Немного истории.

На крайнем северо-западе Монголии проживает небольшая

этническая группа-хотоны. Как этнос они начали формироваться

около 250 лет назад. Тогда во время войн джунгаров пленные,

бывшие выходцами из узбеков, казахов, уйгуров и других народов

Средней и Центральной Азии, были поселены на этом кусочке

земли что бы наладить земледелие. Но перенесенные с родины

навыки к земледелию в условиях преобладающего скотоводства

были постепенно утеряны. Но не смотря на это новая этническая

общность - хотоны все же возникла. Прошла революция, и в

Монголии земледелие хотонов претерпело некие видоизменения.

Мало эффективность этого занятия привела к тому, что в 1934

году специальным постановлением хотоны были переориентированы

на новый для вид деятельности - скотоводство. Земледелие же

осталось, но лишь на уровне приусадебного хозяйства. Такие

изменения повлекли за собой полную реорганизацию всей

популяционной структуры хотонов, в том числе структуры брачных

связей, а значит миграции генов.

Древний народ Центральной Азии – уйгуры, истощил свои силы в

борьбе с захватчиками. В 70-х годах прошлого века уйгуры

примкнули к восстанию дунган. Дунгане – многомиллионное

меньшинство Китая и уйгуры потерпели поражение от регулярной

китайской армии. В поисках спасения они устремились в

среднеазиатские пределы России. Русским пограничникам было

дано указание пропустить беглецов и закрыть границу пред

китайской армией. Часть беженцев поселилась в Ферганской

долине.

Ещё одна группа народов – тюрко-язычные тювинцы, тоджинцы

тофалары. Сейчас тюркские языки распространены от Колымы на

северо-востоке до Босфора на юго-западе Евразии. Но их родина

находится в Алтае-Саянском нагорье и прилегающих районах

Монголии. Появление тюрок в истории зафиксировано в

древнекитайских летописях. Древний Китай на протяжении

тысячелетий вел наступательные войны за овладение Центральной

Азией. Первое упоминание о тюрках в летописях относится к 518

году.

В период с 626-659 гг. погибли две тюркские империи –

Западный и Восточный Каганат, между которыми Саяны составляли

как бы северный пограничный район. Выход из под центральной

власти дал начало самостоятельному развитию тюрко-язычных

народностей на Северной окраине Внутренней Азии.

Расцвет раннего железного века повсюду в Евразии и на

Дальнем Востоке. Только крайний северо-восток все ещё

пребывает в каменном веке в отношении материальной культуры.

Весь образ жизни этих племен и тип их жилища оставался близким

к образу жизни первооткрывателей Сибири – охотников на

мамонтов и других крупных животных ледниковой эпохи.

Ещё дальше по времени – в верхнем палеолите, костры

охотников горели по всей территории нашей страны. Пылали они и

в Сибири, где когда-то простирались горные ландшафты. Именно

тогда произошло первое открытие Америки древними сибирскими

охотниками. Они пересекли условный меридиан, и оказались на

земле, которая впоследствии стала дном Берингова и Чукотского

морей, на земле, о которой потом будут лишь догадываться

ученые…

Но когда Сибирь и Америка ещё не были разделены, предки их

современных народов мало чем отличались в генетическом

отношении. Археологами было найдено много стоянок, разброс в

оценках времени достаточно велик, но все же средняя дата для

этих стоянок около 25 тыс. лет назад. В то время произошло

историческое разделение народов Сибири и Америки.

8. Расовая теория.

Важнейшими идеологическими обоснованиями, служившими

фашистской диктатуре, были социальный дарвинизм, расовые

теории, органическая школа в социологии. Все эти «учения» не

признают специфических отличий общества от природы, для них

человеческое общество – частный случай биологии. Классы для

таких теорий – группы людей с естественно обусловленными

различиями, вытекающими из «борьбы за существование».

Государство – не есть форма угнетения, оно, как и классы,

вечно необходимая форма устройства общества.

Вся история – это борьба за выживание, где побеждает

сильнейший. В Германии расовые теории играли особую роль.

Разжиганием национальной и расовой вражды всегда занимались

господствующие классы. Вообще теории о неравных классов

группах можно проследить на протяжении почти всей истории

человечества, таким образом оправдывалось, к примеру,

рабовладение.

Даже Аристотель «отличился», он о рабстве писал так:

«…Мужчина в сравнении с женщиной лучше её по самой природе, а

женщина хуже его, потому он властвует над ней, а она

подчиняется ему. Тот же закон власти и подчинения необходимо

служит основанием и для определения отношений между всеми

людьми. Если некоторые люди настолько разнятся от других,

насколько тело разнится от души, животное от человека…., то

они рабы по самой природе, и лучшая их доля их такова, чтобы

жить в подчинении той же самой власти, какой подчиняются тело

и животные…Относительно пользы, которую приносят рабы и

домашние животные, те и другие мало различаются между собою:

своим телесным трудом они одинаково доставляют помощь во всех

необходимых потребностях жизни. Природа, желая установить

такое различие между свободными и рабами, делает различие и

между самими телами. Тела рабов сильны, так что они могут быть

употребляемы на разные работы, необходимые в жизни, а тела

свободных не согбенны и не способны на такие работы. Зато

свободные люди годны для политической жизни…»

Читаешь, и становится противно… «..тела рабов сильны..», так

и хочется сказать: спортом надо заниматься.

Теория о «германской», «арийской» расе навеяна «теорией»

графа Гобино. Он являлся основателем антропологического

направления в социологии. Концепцией этой «теории» является

неравенство рас, как основного фактора исторического процесса,

расовой борьбы, как движущей силы истории. В основе лежит,

также, теория о северной расе, которая является наиболее

благородным отпрыском «арийской» расы.

Расовая, или «северная» теория была затем дополнена Ваше-де

Ляпужем.

Согласно Ляпужу, носителями культуры являются только

представители светловолосых, длинноголовых и голубоглазых

арийцев. Этим, якобы, объясняется, что наиболее крупные

культурные центры расположены в основном там, где наиболее

часто встречается длинноголовое население (закон распределения

городов). А в деревнях преобладают люди с короткими головами.

Ляпуж не только связал степень развития культуры с формой

черепа, но и утверждал, что классовое деление общества

напрямую связано со степенью длины головы.

В своем основном «законе» Ляпуж утверждает, что в странах со

смешанным населением наибольшим богатством обладают

длинноголовые, а что касается интеллигенции, то их череп,

согласно Ляпужу, всегда развит более во всех направлениях, но

особенно в ширину. Посему «интеллектуальная сила связана с

шириной головного мозга». «Элите» Ляпуж приписывал все

достоинства человечества, а низшие классы, т.е. «чернь», по

его мнению «…отыскивают новых господ, как только потеряют

прежних: это общий инстинкт, присущий природе брахикефалов и

собак». Но на этом Ляпуж не остановился. Он даже интеллигенцию

поделил на выходцев из среды господствующего класса

(полноценных фабрикаторов идей) и интеллигентов-брахикефалов

(«аппарат, записывающий пришедшее извне»).

Но Ляпуж прекрасно осознавал, что «рабы» рано или поздно

могут восстать против «господ» и поэтому он восстает против

просвещения и роста культуры заявляя, что «образование

является соучастником преступления».

9. Заключение.

XX веку известны печальные примеры массового расизма.

Достаточно вспомнить Гитлера, Розенберга, Геббельса, да и что

далеко ходить, Сталина. Но, видимо, эти печальные примеры

истории ничему не научили человечество, и в наши дни

продолжают существовать печально известные неонацисты,

«баркашовцы», «противники желтой заразы» и другие…

Хочется верить, что когда-нибудь люди наконец-то поймут,

нельзя ненавидеть человека за другой цвет кожи, «короткий»

череп и т.д.

Если бы можно было расистов помещать «в шкуры» «врагов», то

они, я думаю, быстрее бы поняли всю абсурдность своей

ненависти.

Московский Гуманитарный Институт

Им. Е. Р. Дашковой

Факультет психологии

Антропология

Современные представления о расах и этносах

План:

История расового исследования

Некоторые принципы расового анализа

Древние кости скелетов и демографические показатели населения

Рост численности населения

Происхождение метисов

Поколение

Немного истории

Расовая теория

Заключение

© 2010