Регулирование цен в ШвейцарииРегулирование цен в ШвейцарииВВЕДЕНИЕ. Швейцария (Швейцарская республика) - малое государство в Центральной Европе. Датой образования Швейцарии считается 1 августа 1291 года, когда 3 кантона объединились в конфедерацию, и только согласно конституции 1848 года союз государств превратился в единое государство - федеративную Швейцарию. Швейцария расположена почти в самом центре Зарубежной Европы, на перекрестке важнейших торговых путей. Три четверти ее границ - с Францией, Австрией и Италией: проходят по высоким горным хребтам Юры и Альп, и лишь граница с Германией и Лихтенштейном идет по низменности - долине Рейна. Площадь Швейцарии - 41,3 тыс.кв.км. Швейцария состоит из 23 кантонов (округов), 3 из которых разделены на полукантоны. Каждый кантон имеет свой парламент, конституцию, правительство, однако права кантонов ограничены федеральной конституцией. Высший федеративный орган власти - двухпалатное Федеративное собрание. Первая палата избирается всеобщим голосованием по пропорциональной системе, во вторую же каждый кантон посылает по два своих представителя. Исполнительная власть принадлежит Федеральному совету. Один из семи его членов по очереди избирается президентом Швейцарской Конфедерации сроком на один год. Столица Швейцарии - город Берн. Однако он не является самым знаменитым городом страны. Пальма первенства принадлежит другому городу - Женеве. Она знаменита на весь мир как один из крупнейших городов - центров международной деятельности. В Женеве находится Дворец наций. Благодаря постоянному нейтралитету Швейцарии, а также ее географическому положению в стране круглый год именно во Дворце наций проводятся важные международные конференции, дипломатические переговоры. В первой и второй мировых войнах Швейцария сохраняла нейтралитет. После второй мировой войны не вступила в ООН, несмотря на одобрение ее целей. Экономическая характеристика страны Швейцария - одна из самых развитых в индустриальном отношении стран мира, занимающая одно из первых мест по опытности и квалификации инженеров и рабочих, качеству производимой продукции и по размерам прибылей, которые получает Швейцария от промышленных предприятий, находящихся в самой стране и за ее пределами, от громадных капиталовложений. Эта небольшая страна играет заметную роль в мировой политической жизни. Швейцария - высокоразвитое индустриальное государство с интенсивным сельским хозяйством, один из крупнейших экспортеров капитала и финансовых центров мира. Высокий уровень концентрации капитала сочетается с относительно невысокой степенью концентрации производства. Швейцария издавна не примыкала ни к каким блокам, она не состоит в ООН, в НАТО, в Европейском Союзе. Швейцария была и остается одной из наиболее стабильных стран мира, в связи с этим , Швейцария - один из ведущих финансовых центров мира, один из главных экспортеров капитала. Общая сумма швейцарских капиталов за границей ( в виде займов, кредитов, капиталовложений и других инвестиций) превышает 150 млрд. швейцарских франков. В сейфах швейцарских банков лежит половина всех ценных бумаг развитых стран мира. Например, только в одном маленьком городке Лугано на 2,5 тыс. жителей приходится 300 банков, финансовых обществ и агентств по капиталовложениям. На счетах швейцарских банков находится весьма крупные суммы, поступающие не только из Германии, США, Франции и других крупных европейских стран, но и суммы, поступающие из стран бывшего СССР и нынешнего СНГ. Собственный капитал Швейцария очень широко размещает в виде инвестиций по всему миру. У Швейцарских инвестиций за границей есть характерная черта: они направляются почти исключительно в промышленно развитые страны. Это объясняется тем, что экономика Швейцарии меньше, чем других государств, нуждается в возе сырья из развивающихся стран, поскольку потребности в нем у этой страны меньше. Крупнейшими монополиями, господствующими внутри страны и имеющими довольно прочные позиции на мировом рынке, являются электротехнический концерн "Броун Бовери", машиностроительный "Зульцер", химический "СИБА- Гейги", "Сандоц", "Хофман-Ла Рош", металлургический "Фон Ролль", "Алюсвисс", пищевой "Нестле". Концерн "Нестле" по обороту занимает 4 место среди монополий Западной Европы. Многие монополии открывают предприятия за границей. Так, "Нестле" имеет в самой Швейцарии менее десятка фабрик, а за ее пределами, в 66 странах, около 250 . Из других отраслей наибольшую роль играют текстильная (тонкие хлопчато- бумажные и шелковые ткани, вышивки), швейная, трикотажная, обувная, бумажная, полиграфическая и пищевая промышленность. Высокой репутацией пользуются швейцарских шоколад, растворимый кофе, детские питательные смеси, сыры. Машиностроительные предприятия расположены преимущественно в густонаселенных районах, обеспеченных рабочей силой. Химические заводы находятся почти исключительно в Базеле и его окрестностях, так как по Рейну сюда легко можно было доставлять сырье. Страна производит 56,7 млрд. кВт/ч электроэнергии, 2/3 этого количества на ГЭС, 1/3 на АЭС. Положение страны на перекрестке многих европейских дорог, горный рельеф страны, необходимость обеспечивать бесперебойную переброску грузов, ввозимых и вывозимых Швейцарией, - все это сыграло большую роль в развитии транспорта. Общая длина железных дорог свыше 5 тыс. км, все электрифицированы; магистральных автодорог 18,4 тыс. км, канатных дорог - 58 км, подвесных - 724 км. На железные дороги приходится основная часть перевозок. Самая важная железнодорожная магистраль страны Базель-Цюрих-Берн- Лозанна-Женева проходит через главные индустриальные районы и крупнейшие города. Хотя Швейцария и не имеет выхода к морю, она располагает морскими торговыми судами. По внутренним водам курсируют исключительно прогулочные теплоходы. Судоходство осуществляется по р. Рейн. Главный порт страны - Базель. Экономика Швейцарии очень тесно связана с мировым рынком и следовательно в большой степени зависит от него. В составе швейцарского экспорта свыше 9/10 по стоимости занимают готовые промышленные изделия (продукция машиностроения и металлообработки), химические, текстильные товары, лекарства (составляют 12% экспорта капиталистических стран), часы (половина экспорта капиталистических стран), продовольствие (сыры, молочные продукты, детское питание и пр.). В импорте преобладают продовольственные товары, сырье для промышленности и топливо. Среди очень широкого круга торговых партнеров Швейцарии первым является Германия, на долю которой приходится примерно 15-17% всего швейцарского экспорта и около 30% импорта. Затем идут Франция, Италия, США и Великобритания. Швейцария - член Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), однако ее торговля со странами "Общего рынка" (ЕЭС) более интенсивна. Из стран ЕЭС она импортирует 3/5 всех нужных ей товаров и ввозит туда около 2/5 своих экспортных изделий. В экономике Швейцарии большую роль играет обслуживание туристов, каждый год в стране бывает свыше 7 млн. человек . Туристический сезон здесь длится почти круглый год. Обслуживание туристов - отели, кемпинги, рестораны, кафе, служба проводников, обучение горнолыжному спорту, продажа сувениров и прочее - дает стране крупные доходы. Такой размах обусловлен прежде всего выгодным географическим положением страны. На вершинах Альп снег лежит почти круглый год. Швейцария является одним из самых лучших горнолыжных курортов.Регулирование цен является главным инструментом государственного воздействия на все отрасли , например такие как сельское хозяйство , промышленность, энергетика , текстильное про-во и т.д. Государственный контроль цен. Государственными органами, занимающимися вопросами определения и наблюдения за развитием цен и (или) контроля за ценами, являются: федеральное ведомство по контролю за ценами, входящее в состав федерального департамента экономики Швейцарии, а также федеральный уполномоченный по контролю за ценами, который выбирается федеральным правительством. В свою очередь, правительства кантонов назначают органы, которым поручается оказывать содействие вышеупомянутым федеральным органам. В компетенцию федерального ведомства по контролю за ценами входят цены на товары, которые государство защищает или субсидирует. Это прежде всего сельскохозяйственная продукция, а также ряд важных промышленных товаров народного потребления (например текстильные изделия). Перечень цен на товары, подпадающих под контроль государства, определяется федеральным департаментом экономики с учетом качества товаров, особого процесса его изготовления или складирования. Федеральное ведомство по контролю за ценами устанавливает перечень товаров, в отношении которых оно может издавать предписания о верхних пределах цен или прибылей. Указанное ведомство осуществляет контроль за ценами и, в случае необходимости, может принимать решения по установлению их оптимального уровня. Защитные меры со стороны государства по отношению к ценообразованию на товары важнейших отраслей экономики, особенно сельского хозяйства, осуществляются при помощи наблюдения за воздействием их на развитие цен, противодействия несоразмерному повышению цен на избранные товары и, в случае необходимости, установления федеральным ведомством по контролю за ценами верхних пределов цен или прибылей. Предписания о верхних пределах принимаются в случаях, если не удается достичь приемлемого решения об оптимальном размере цены. Для определения оптимального уровня цен должны быть приняты во внимание следующие моменты: 1) тенденция развития цен на сравнимых рынках; 2) необходимость получения соразмерной прибыли; 3) тенденция развития издержек; 4) особые предпринимательские услуги и особые рыночные отношения; 5) общественные интересы. При этом должно быть выслушано мнение заинтересованных экономических кругов. Ведомство имеет право проводить необходимые исследования в области ценообразования, при этом каждое лицо обязано представлять правдивые сведения о всех обстоятельствах, которые могут иметь значение для проверки цен, а также предъявлять необходимую документацию и давать возможность осматривать производственные складские помещения. Расходы по осуществлению контроля или других мероприятий на основании законодательства о защитных ценах относятся на лиц или организации, которые своими действиями вызвали необходимость таких расходов. Нарушение государственных постановлений и предписаний о ценах подлежат наказанию в виде понижения цен, наложения штрафов и даже возбуждения уголовного дела. Регулирование цен в сельскохозяйственной отрасли. В сельском хозяйстве Швейцарии 3/4 с/х продукции приходится на животноводство. Поголовье крупного рогатого скота - 2 млн., свиней - 1,9 млн. На первом месте стоит производство молока, а затем уже мяса. Молоко почти полностью перерабатывается в сыр или масло. Сыр - один из важных предметов экспорта. Основные с/х культуры - это пшеница, ячмень, сахарная свекла, картофель, кормовые травы. Под пашней занято около 6% площади страны. Главные районы зерновых культур находятся на Швейцарском плоскогорье и в долине Рейна. В кантоне Тессин возделывается виноград, из которого делают белое столовое вино. В нижней части долины Роны произрастают абрикосы и яблоки. В законодательном порядке фиксируются цены почти на 50% объема товарной продукции сельского хозяйства. На государственном уровне регулируются цены на пищевое и кормовое зерно, сахарную свеклу, рапс, молоко. Устанавливаются справочные цены на мясо. Ограниченное регулирование с наблюдением цен существует по текстильным товарам, одежде, игрушкам, музыкальным инструментам и другим товарам. Особое внимание государство уделяет ценообразованию в отраслях, которые им финансируются, главным образом в сельскохозяйственном производстве. Правительство Швейцарии в рамках сельскохозяйственной политики предусматривает поддержание цен на уровне, обеспечивающем рентабельное производство сельскохозяйственной продукции, исключающем перепроизводство отдельных ее видов и гарантирующем такой уровень крестьянским хозяйствам, который сравним с доходом наемной рабочей силы в других отраслях производства страны. С этой целью активно используется механизм регулирования цен, мероприятий по защите местных производителей от конкурентного давления внешнего рынка. Допускаются колебания цен в пределах известного диапазона по зерну, сахарной свекле, картофелю и рапсу. Специфически регулируется производство молока; с этой целью ежегодно устанавливается определенный объем (квота) сданного молока, в рамках которого сдатчикам гарантируется твердая цена. Защита сельскохозяйственных производителей от внешней конкуренции осуществляется различными методами, в частности в виде регулирования ввоза (главным образом, овощей и фруктов) в зависимости от предложения на внутреннем рынке соответствующей продукции со стороны местных производителей и уровня цен. Что касается продукции других отраслей, то регулирование цен государством носит ограниченный характер в виде наблюдения за соответствием цен на отечественные и импортные товары и принятия мер в этом направлении. Наибольшей защите подвергаются производители таких товаров, как текстильные изделия, игрушки, музыкальные инструменты и т. п., в виде, главным образом, ограничения конкурентного давления внешнего рынка. Например если цены импортных текстильных изделий на внутреннем рынке оказываются ниже на 15- 20% цен сопоставимых швейцарских изделий, то государством могут быть использованы меры по ограничению ввоза этих товаров. Регулирование цен в промышленной отрасли. Для промышленности Швейцарии характерно немассовое производство высококачественных изделий на экспорт. Страна специализируется на производствах высококачественных дорогих изделий, требующих немного сырья, но большого труда. Такому направлению развития промышленности способствовало и то, что страна располагает высококвалифицированной рабочей силой. Высокое качество промышленных изделий объясняется тем, что здесь широко поставлена научно-техническая разработка их новых видов. Решающее значение имеют две отрасли - машиностроение (производство турбин, электромоторов, судовых двигателей, сверхточных станков, электронной и измерительной аппаратуры, часов) и химическая промышленность (производство красителей удобрений для с/х, лекарств и прочего). Крупных заводов в стране очень мало, и, наоборот, насчитывается очень много средних и даже мелких предприятий. Эти небольшие предприятия успешно выступают на мировом рынке благодаря тому, что они выпускают требующую очень большой квалификации высококачественную и, как правило, несерийную продукцию по индивидуальным заказам. Мелкие предприятия характерны особенно для часовой промышленности. Эта старейшая отрасль рассредоточена примерно по 800 фабрикам, из которых только три имеют свыше тысячи рабочих. Часовые предприятия ежегодно выпускают 65-68 млн. штук часов и 9/10 их направляют на экспорт. Часовые фабрики группируются в Женеве, Ла-Ше-де-Фоне, Ле-Локе и Бьенне - городах, лежащих вдоль французской границы. О степени вмешательства государства в экономические отношения в промышленности, ремеслах и торговле можно судить по размерам субсидий разным отраслям с целью создания им оптимальных рыночных условий. Сумма дотаций достигает 30% расходной части госбюджета Швейцарии. При этом 30% из этой суммы направляется транспорту (железным дорогам и на дорожное строительство), а остальные 27% — сельскому хозяйству, 16% — на образование и исследования, 13% — на здравоохранение. Фонд защиты прав потребителей. В Швейцарии вопросами контроля цен на товары и услуги, наряду с государственными органами, занимаются и общественные организации, например Фонд защиты прав интересов потребителей, деятельность которого в области ценообразования оценивается как достаточно эффективная. Уполномоченный по контролю за ценами вместе с предоставленным в его распоряжение определенным количеством сотрудников осуществляет контроль за ценами на товары и услуги, устанавливаемые только картелями и им подобными организациями. Уполномоченный наблюдает за развитием цен, препятствует или устраняет недобросовестное их повышение. Он подчиняется федеральному департаменту экономики, сотрудничает с комиссией по картелям. В его обязанность входит информирование общественности о своей деятельности. Если картели или подобные им организации намереваются повысить цены, то они сообщают об этом уполномоченному по ценам. Уполномоченный должен в течение 30 дней сообщить, считает ли он это повышение сомнительным. Если кто-то подозревает, что повышение цен недобросовестное, то он может об этом письменно сообщить уполномоченному. Злоупотреблением в установлении цен считается только тот случай, если цены на соответствующем рынке не являются результатом настоящей конкуренции, которая означает, что покупатели имеют возможность без особых затрат выбирать между сравниваемыми предложениями. Для того чтобы установить, имеет ли место злоупотребление при установлении цены, уполномоченный должен исходить из тех же моментов, которые принимаются во внимание при определении оптимального уровня цен. Если уполномоченный выявляет факт злоупотребления ценами, то он совместно с лицом, которого это касается, стремится найти приемлемое решение. Если согласование не достигнуто, то уполномоченный отказывает в повышении цен полностью или частично, или постановляет о понижении действующей цены, определенной путем злоупотребления. Решения уполномоченного могут быть обжалованы в течение 30 дней в федеральном департаменте экономики, а решения департамента — также в течение 30 дней — в федеральном суде. Картели и им подобные организации или лица обязаны представить уполномоченному требующуюся информацию и необходимую документацию. Он может также потребовать от официальных и контрольных органов (федеральных, кантональных или общинных) и экономических организаций, чтобы они оказывали ему содействие и предоставляли в его распоряжение необходимую документацию. Тот, кто преднамеренно не осуществляет или пытается нарушить предписанное снижение цен, или несмотря на отказ, повышает цену либо превышает согласованный уровень цен, может быть подвергнут штрафу до 100 тыс. швейцарских франков (примерно 40 тыс. руб.). Тот, кто преднамеренно не представляет уполномоченному необходимую информацию и документацию или представляет неполные или неправильные данные, подвергается штрафу до 20 тыс. швейцарских франков (примерно 8 тыс. руб.). В случае если федеральным департаментом экономики действия картелей, организаций или лиц оценены как противоправные, то вступает в действие федеральный закон об административно- уголовном праве. Федеральный департамент экономики Швейцарии еженедельно публикует розничные цены по продажам в определенных контрольных пунктах районов страны и в среднем по стране большого перечня овощей и фруктов (порядка 80), мяса, мясных изделий, масла, сыра и яиц (примерно 40) и других продуктов. Публикации Статистического ведомства Швейцарии дают довольно полную картину уровней и динамики потребительских и оптовых цен. Подробные данные приводятся по индексам цен в разрезе месяца, квартала, года, а также дается информация о них за предыдущие 2-3 года. Статистика по розничным ценам охватывает следующие позиции с подробной разбивкой: продовольственные товары, напитки и табак, одежда, квартирная плата, отопление и освещение, оборудование и отдых. Отдельно рассматривается движение цен на отечественную и импортную продукцию. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Регулирование цен является главным инструментом государственного воздействия на все отрасли , такие как сельское хозяйство , промышленность, энергетика , текстильное про-во и т.д. В Швейцарии принят целый ряд нормативных документов, с помощью которых государство воздействует на процесс ценообразования в стране. Прежде всего это Постановление федерального правительства о защитных ценах на товары , также ряд законов и постановлений по конкретным отраслям и видам продукции. Как мне кажется сделано очень правильно , тем самым государство непосредственно напрямую участвует в экономических процессах страны . ПЛАН. 1 ВВЕДЕНИЕ 2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАНЫ. 3 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЦЕН 4 РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В С /Х ОТРАСЛИ 5 РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В ПРОМЫШЛЕННОЙ ОТРАСЛИ. 6 ФОНД ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 7 ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Государственное регулирование , контроль цен в капиталистических странах . Чувилин Е.Д. Ф.С. М 1991 2.Экономическая география . Шувалов М.Н. 2000г. 3. Налоговый вестник №5 ,2000г 4 Большая Советская Энциклопедия . 5 Сельское хозяйство западной Европы. Уваров А.П. М 1999г. |
|