На главную

Транспорт Хабаровского края


Транспорт Хабаровского края

1. ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Хабаровский край занимает центральную часть Дальнего Востока. Образован

одновременно с Приморским при разделении единого Дальневосточного края на

Хабаровский и Приморский края в октябре 1938 года. В крае проживает 1.6

млн. чел.

Хабаровский край является промышленной сердцевиной Дальнего Востока и

Забайкалья. Обладает мощным потенциалом машиностроения и металлообработки

(судостроение, авиастроение, станкостроение, выпуск кабеля, дизелей),

черной металлургии, нефтепереработки, производством строительных материалов

и оборудования. Имеется большое число предприятий легкой и пищевой

промышленности. Один из наиболее значимых в России и в мире регионов

рыбодобычи и рыбопереработки. Обладает весьма развитым

электроэнергетическим комплексом.

Располагает огромными запасами различного минерального сырья. Наиболее

перспективные направления промышленности – золото, олово и уголь. Развиты

лесодобыча и лесопереработка, пушной и зверобойный промыслы. Одна из

важнейших отраслей хозяйства – добыча, переработка рыбы и морепродуктов.

Хабаровский край – один из крупнейших по размерам регионов Российской

Федерации. Его площадь 788600 кв. км. Хабаровский край занимает выгодное

положение. Он расположен в центре Дальневосточного экономического региона,

имеет общие границы с Республикой Саха (Якутией), Еврейской автономной

областью. Приморским краем, Амурской и Магаданской областями. Татарский

пролив отделяет его от Сахалина, а Охотское море - от Камчатской области.

По протоке Казакевичева и реке Уссури на протяжении 265 км проходит граница

с КНР.

В крае насчитывается 17 районов, 7 городов, 31 поселок городского типа. 534

сельских населенных пунктов, 68% всего населения края проживает городах. По

численности населения г. Хабаровск занимает второе место на Дальнем Востоке

(после г. Владивостока), а г. Комсомольск-на-Амуре - третье.

Хабаровский край обладает большими и разнообразными ресурсами – земельными,

водными, лесными и другими биологическими ресурсами вод и суши.

Многочисленными полезными ископаемыми.

По многим из них край занимает важное место на Дальнем Востоке и даже в

стране (лес, ценные виды рыб и пушных зверей, руды черных, цветных и

драгоценных металлов, водные ресурсы и др.)

В Хабаровском крае более 120 тыс. больших и малых рек с общим стоком 4,5

млрд. куб. км. Большинство из них принадлежит системе Амура - одной из

самых длинных рек России. Ее общая длина 4440 км., в том числе более 1000

км. на территории края. Он несет через край огромную массу воды, выливая

ниже города Николаевска-на-Амуре в Охотское море за год 346 куб. км.

Велики энергетические ресурсы рек, но их использование во многих случаях

ограничено, так как по многим идут на нерест проходные лососи.

В структуре отраслей народного хозяйства промышленность занимает лидирующее

положение (32% валового регионального продукта), ориентирована в основном

на общегосударственные и региональные нужды. В целом Хабаровский край

производит свыше четверти промышленной продукции Дальневосточного региона.

Основными отраслями являются электроэнергетика (28% объема промышленного

производства края), топливная промышленность (15%), машиностроение и

металлообработка (26%), лесная и деревообрабатывающая промышленность (6%),

цветная металлургия (5%), пищевая промышленность (10%).

В 1998 году и особенно в 1999 году начался подъем экономики в России и, в

частности, в Хабаровском крае. Это выразилось, в первую очередь, в

увеличении объема промышленного производства в 1999 году до 25,1 млрд.

руб., что составило 109% к уровню 1998 года.

Относительно устойчивое положение сохранилось в отраслях топливно-

энергетического комплекса и отдельных ресурсодобывающих отраслях.

Предприятиями топливно-энергетического комплекса даже в сложных условиях

1997 года произведено продукции на 2.5 процента выше уровня предыдущего

года, в основном за счет увеличения объема производства предприятий

топливной промышленности (на 13%). В условиях начавшегося экономического

подъема темпы роста в топливно-энергетической отрасли значительно

возросли, составив в 1999 году 14%.

На нефтеперерабатывающих предприятиях в 1997 году объемы переработки нефти

возросли на 20.4 процентов, выпуск автомобильных бензинов увеличился на

15.7 процентов, дизельного топлива - на 13.9 процентов. Возросла экспортная

направленность производства. На реконструкцию действующих мощностей

нефтеперерабатывающими предприятиями использовано 195 млн. руб.

В 1997 году добыча угля в крае увеличилась по сравнению с предыдущим годом

на 11.7 процентов, составив 1,6 млн. тонн. И уже к концу 1999 года был

достигнут рубеж в 1,9 млн. тонн. Продолжались работы на пусковом комплексе

разреза “Ургальский”. Приобретена по лизингу техника для разработки

Мареканского месторождения в Охотском районе, где в истекшем году было

добыто 5.3 тыс. тонн угля.

На предприятиях лесной и деревообрабатывающей промышленности объем

промышленного производства в 1997 году составил 100.2 процента к уровню

прошлого года. Объем вывозки древесины увеличился на 1.7 процента и

составил 4,4 млн. куб. м, производство древесноволокнистых плит – на 19.3

процента. После августовских событий 1997 г. на валютном рынке, вызвавших

рост экспорта товаров из России, наблюдается стремительный рост

производства и вывоза леса и лесоматериалов. В 1999 году рост производства

составил 34%. Древесины произведено 4,6 млн. куб. м.

В рыбной отрасли объемы рыбодобычи возросли на 6.5 процента и составили

232.8 тыс. тонн, выпуск пищевой рыбной продукции на рыбодобывающих и

рыбоперерабатывающих предприятиях края увеличился на 43 процента.

Хабаровский край - ведущий в России регион по производству оловянного

концентрата; на его долю приходится 35 процентов олова России. Кроме того,

в крае добывается и медь.

Хабаровский край по запасам и ресурсам драгоценных металлов входит в число

10 основных золотодобывающих регионов России. Золотодобыча относится к

числу приоритетных отраслей, способных сыграть заметную роль в развитии

экономики края - уже сейчас она обеспечивает порядка 7% поступлений в

краевой бюджет, способствует развитию дорожно-транспортной инфраструктуры

(по мере ввода в эксплуатацию новых месторождений прокладываются новые

дороги, связывающие месторождение с магистралями).

В крае добывается ежегодно свыше 8 т. золота, из них 72% - из россыпей,

остальное - из рудных месторождений. Из россыпей добывается также платина и

платиноиды. Примечательной особенностью является то, что все месторождения

золота (за исключением месторождений в молодых вулканитах) содержат эти

металлы.

По производству многих видов продукции (древесина, цветные и драгоценные

металлы, рыба, литейные машины, мостовые электрические краны, продукции

оборонного комплекса) край выделяется не только на Дальнем Востоке, но и в

России. Здесь находятся единственные на Дальнем Востоке предприятия

нефтеперерабатывающей промышленности и черной металлургии.

Как указывалось, основная часть экономики Хабаровского края, основана на

добыче и перевозке природных ресурсов. Главными из них служат полезные

ископаемые, лес и морские ресурсы.

Основным видом полезных ископаемых, которыми богаты недра края, является

каменный уголь. Крупнейшие месторождения – «Ургальское» и «Мареканское». В

последние годы стали разрабатываться малые месторождения угля.

Олово

Олово относиться к дефицитным металлам мира. В настоящее время в крае

разрабатываются месторождения олова: Солнечное, Перевальное, Фестивальное,

Придорожное, Октябрьское и др. Все эти месторождения находятся в Солнечном

оловорудном районе. В рудах содержание олова колеблется от 0,2% до 1,2%.

Протяженность рудных тел достигает 500 м. при глубине залегания 50-100 м.

Золото

Золото – это ведущий промышленный метал края и один из главных элементов

металлогении.

Наибольшее количество золота обнаружено в Охотском и Аяно-Майском районах

Хабаровского края. Основным центром золотодобычи края является пос.

Многовершинный. Многовершинное золоторудное месторождение расположено в

северо-восточной части нижнего Приамурья, в Николаевском районе, в 100 км.

к северо-западу от Николаевска-на-Амуре.

Серебро

В Хабаровском крае серебро в значительной мере связано с месторождениями

золота и олова. Месторождения серебра: Хаканджинское, Фестивальное,

Многовершинное, Чачика, Солнечное.

Анализ минеральных сырьевых ресурсов Хабаровского края показывает, что

самой высокой степенью перспективности обладает Аяно-Майский район. Для

начала освоения объектов в Аяно-Майском районе и строительства новых

горнодобывающих предприятий можно использовать уже сложившуюся схему

снабжения и транспортировки грузов с опорой на морские перевозки.

Как было отмечено ранее, наиболее приоритетными направлениями развития

горнодобывающей промышленности и геологоразведочных работ остаются освоение

месторождений энергетического сырья и минеральных строительных материалов

для развития или создания инфраструктуры.

В последние годы стало расширяться торгово-экономическое сотрудничество

Хабаровского края со странами АТР и другими странами мира. В 1999 году

экспортно-импортные операции осуществлялись с 65 странами мира, экспортные

поставки произведены в 38 стран. Наибольшие объемы экспортной продукции

направлены в Японию (58,1%), Китай (16,3%), Корея (13%).

Экспорт важнейших товаров

Круглый лес 3189,7 тыс. куб. м.

Пиломатериалы 49,0 тыс. куб. м.

Мазут 375,1 тыс. т.

Медь 8,9 тыс. т.

Рыба и морепродукты 46,0 тыс. т.

Импортная продукция поступала из 60 стран, наибольшие поступления из Китая

(24,3%), Япония (12,5%), Корея (10,1%).

2. ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА КРАЯ

2.1. Железные дороги

По территории края проходят две железнодорожные артерии

общегосударственного значения, связывающие восточные и западные районы

страны – Транссибирская и Байкало-Амурские магистрали. Между материковой

сетью железных дорог и о.Сахалин действует паромная переправа Ванино -

Холмск (270 км.) Общая протяженность железных дорог, включая одноколейные

ветки – связи с магистралями, составляет 2,3 тыс. км., или 35% от длины

всех дальневосточных железных дорог. Железнодорожным транспортом

осуществляется более 80% грузообмена с другими регионами России, 72% внутри

края.

2.2. Речные пути

Общая протяженность используемых речных путей (реки Амур, Уссури, Амгунь,

Тунгуска, Мая) более 3,2 тыс. км.

Судами типа «река-море» Амурского пароходства осуществляется поставки

грузов из речных Амурских портов на север края и в Сахалинскую, Амурскую

области, а также в прибрежные пункты Приморья и Магаданской области. Речным

транспортом доставляют грузы в зарубежные порты – география зарубежных

рейсов постоянно расширяется (освоены маршруты на Японию, Сингапур,

Гонконг, Китай, Ю. Корею)

Наиболее крупными речными портами являются Хабаровский и Комсомольский – на

– Амуре.

2.3. Морские пути

Основным морским портом Хабаровского края является порт Ванино. По

технической мощности (более 10 млн. тонн переработки в год) он занимает

третье место среди морских портов Дальнего Востока. Ежегодно в порту

обрабатывается около 1700 судов и 70-80 тысяч вагонов. Круглогодичная

работа полрта обеспечивается ледокольным флотом. Кроме Ванино, имеются

морские порты в городе Николаевске-на-Амуре, поселках Лазарево и Де-

Кастри, а также в городе Советская Гавань.

2.4. Воздушные линии

Международный Хабаровский аэропорт, расположенный в 10 км. от центра

города, принимает воздушные суда всех типов. Маршруты связывают Хабаровск

более чем с 40 городами России и стран СНГ. Аэропорт связан регулярными

рейсами с городами: Анкоридж, Сан- Франциско, Сиэтл, Лос-Анджелес (США),

Сеул (Корея), Ниигата, Амори (Япония), Пхеньян, Харбин (Китай), Тель-Авив

(Израиль), а также с Сингапуром и Таиландом.

2.5. Автомобильные дороги

Автодорожная сеть сосредоточена, в основном, в южной части края.

Протяженность дорог общего пользования составляет 4,3 тыс. км., в том числе

с твердым покрытием 3,2 тыс. км.

Из средств территориально-дорожного фонда построено, реконструировано и

отремонтировано более, чем 500 тыс. км. автомобильных дорог. Закончилась

первая очередь строительства автомобильного моста через р. Амур.

© 2010