Транспортная система (Восточного Казахстана)Транспортная система (Восточного Казахстана)Введение Транспорт является важным элементом в развитии экономики области. Его деятельность неразрывно связана с изменением объёмов выпущенной промышленной и сельскохозяйственной продукции, товарооборота потребительских товаров. На диаграмме представлена динамика индекса физического объёма произведённой продукции и индекса объёма перевозок грузов: В Восточном Казахстане транспортный комплекс представлен такими видами транспорта, как автомобильный, железнодорожный, городской электрический, воздушный и внутренний водный. Основным перевозчиком, как грузов, так и пассажиров является автомобильный транспорт. В таблицах представлено распределение объёмов грузовых и пассажирских перевозок предприятий и физических лиц по видам транспорта, согласно данным за 9 месяцев 2000 года: | |тыс. тонн |удельный вес | | | |к итогу, % | |Перевезено грузов |128143.0 |100.00 | |всего, | | | |в том числе | | | |Автомобильным |110275.9 |86.05 | |Железнодорожным |17798.6 |13.9 | |Внутренним водным |68.4 |0.05 | |Авиационным |0.1 |- | | |тыс. пассажиров |удельный вес | | | |к итогу, % | |Перевезено |303338.1 |100.00 | |пассажиров всего, | | | |в том числе: | | | |Автомобильным |292109.9 |96.3 | |Электрическим |9818.0 |3.24 | |Железнодорожным |1362.3 |0.45 | |Авиационным |43.2 |0.01 | |Внутренним водным |4.7 |- | Объёмы перевозок грузов всеми перевозчиками по видам транспорта в динамике выглядят следующим образом: Как видно из графика, автоперевозки, авиаперевозки и железнодорожные перевозки грузов стабильны по своим ежегодным объёмам. Речной грузовой транспорт общего пользования области, с банкротством Восточно- Казахстанского речного пароходства, официально в прошлом году был представлен лишь паромными переправами. В текущем году грузоперевозки на всех видах транспорта увеличились. По данным за 9 месяцев 2000 года объёмы перевозок грузов автотранспортом возросли по сравнению с аналогичным периодом 1999 года на 25.7%, железнодорожным – на 20.4%, авиационным – в 4 раза, внутренним водным - в 17.5 раз. Объём пассажирских перевозок до начала текущего года в целом ежегодно уменьшался. Сокращался пассажиропоток на железнодорожном и городском электрическом транспорте, не работал в 1999 году пассажирский речной флот. Вместе с тем увеличивается ежегодный объём перевозок пассажиров автомобильным транспортом, приостановилось в 1999 году сокращение авиаперевозок. В таблице представлены объёмы перевезённых пассажиров всеми видами транспорта, принадлежащего предприятиям и физическим лицам за период с 1996 по 1999 гг.: | |1996 г. |1997 г. |1998 г. |1999 г. | |Автомобильный, млн. |334.3 |310.3 |316.2 |320.3 | |пассажиров | | | | | |Городской |24.7 |20.4 |16.9 |11.1 | |электрический, млн. | | | | | |пассажиров | | | | | |Железнодорожный, млн.|1.7 |1.8 |1.5 |1.2 | |пассажиров | | | | | |Воздушный, тыс. |83.0 |58.0 |39.3 |43.0 | |пассажиров | | | | | |Внутренний водный, |143.8 |32.0 |15.4 |- | |тыс. пассажиров | | | | | В текущем году наметился рост пассажироперевозок на всех видах транспорта кроме железнодорожного. Внутренний водный пассажирский транспорт после процедуры банкротства ВК речного пароходства передан в управление вновь созданному ТОО «Иртыштранс». За 9 месяцев текущего года относительно января-сентября 1999 г. автобусами и легковыми автомобилями перевезено пассажиров на 20% больше, трамваями – на 27.8%, самолётами – на 38%, поездами - меньше на 3.6%; объём перевозок речным транспортом составил 4.7 тыс. пассажиров. Автомобильный транспорт области по своей принадлежности подразделяется на три категории: автомобили транспортных предприятий общего пользования, нетранспортных предприятий и организаций и автомобили индивидуальных владельцев. В виду износа и малой степени обновления автомобильный парк области ежегодно сокращается. В 1999 году отмечен его рост, но только за счёт увеличения числа легковых автомобилей частных владельцев. На диаграмме представлен в динамике автомобильный парк области: По принадлежности автотранспортные средства подразделяются следующим образом (данные по состоянию на 1.01.2000 г.): |вид |всего,|принадле|в том числе: |принадлежащ| |автотранспортны|ед. |жащие | |ие | |х средств | |предприя| |индивидуаль| | | |тиям | |ным | | | | | |владельцам | | | | |нетранс|автотран| | | | | |портным|спортным| | |Всего |128436|18759 |15952 |2807 |109667 | |Грузовые |19768 |9422 |7954 |1468 |10346 | |автомобили | | | | | | |Пассажирские |3614 |2487 |1385 |1102 |1127 | |автобусы | | | | | | |Легковые |101015|2905 |2668 |237 |98110 | |автомобили | | | | | | |Специальные |4039 |3945 |3945 |- |94 | |легковые и | | | | | | |грузовые | | | | | | |автомобили | | | | | | Из таблицы следует, что основными владельцами автотранспортных средств в области являются физические лица. На их долю приходится основная часть перевозимых автотранспортом грузов и пассажиров. Так, по данным за 9 месяцев текущего года объём перевезённых физическими лицами грузов составил 68% всех автотранспортных грузоперевозок, пассажиров частными автобусами легковыми автомобилями - 82% всех автомобильных пассажироперевозок. По сравнению с девятью месяцами 1999 года объёмы перевозок собственников автотранспортных средств изменились следующим образом: | |грузы, в % к |пассажиры, в % к | | |аналогичному периоду |аналогичному | | |прошлого года |периоду прошлого | | | |года | |Транспортные |182.3 |90.0 | |предприятия | | | |Нетранспортные |124.0 |- | |предприятия | | | |Физические лица |125.4 |129.4 | Приведённые данные свидетельствуют о росте объёмов перевозок грузов всех перевозчиков области, а также перераспределении автомобильных пассажироперевозок в пользу транспортной деятельности физических лиц. Эксплуатационная длина железных дорог в области составляет 1466.8 км., плотность железнодорожных путей – 5.2 км. на 1000 м2 территории, что соответствует среднереспубликанскому показателю. Железная дорога является основным магистральным перевозчиком грузов. Средняя дальность перевозки одной тонны груза превышает аналогичный показатель автомобильного транспорта в 10 раз. По сравнению с 1998 годом в 1999 году железнодорожным транспортом отправлен аналогичный объём грузов, пассажиров – на 20% меньше. Уменьшение пассажироперевозок вызвано отменой ряда пассажирских поездов формирования стран СНГ и переключением части пассажиропотока на автотранспорт. Немалую роль сыграла разница в тарифах на пассажирские перевозки казахстанских и российских железнодорожников, приведшая к тому, что пассажирам стало выгоднее приобретать билеты для проезда по территории Российской Федерации в её приграничных городах. Что касается грузоперевозок, то их объём отражает ситуацию, сложившуюся в экономике, а именно рост объёмов промышленной продукции и товарооборота. Основные эксплуатационные показатели работы железнодорожного транспорта в 1998-1999 гг. представлены в таблице: | |1998 г.|1999 г.|1999 г. в % к | | | | |1998 г. | |1 |2 |3 |4 | |Среднесуточная погрузка |359 |357 |99.4 | |вагонов | | | | |Среднесуточная выгрузка |373 |334 |89.5 | |вагонов | | | | |Оборот вагона, сутки |2.5 |2.6 |104.5 | |1 |2 |3 |4 | |Простой вагона под одной |24.9 |23.5 |94.4 | |грузовой операцией, час | | | | |Средний вес (брутто) грузового|2447.5 |2548.5 |104.1 | |поезда, тонн | | | | |Поездо-километры, млн. |3.8 |3.2 |84.2 | |Поездо-часы на участке, тыс. |106.3 |84.5 |82.4 | |Участковая скорость, км\ч |35.5 |38.2 |107.6 | |Производительность вагона, ткм|5867 |5158 |88.0 | |Статическая нагрузка, тонн |63.3 |64.8 |102.4 | Данные работы железной дороги свидетельствуют о сокращении дальности перевозок и увеличении эксплуатационной нагрузки на подвижной состав. По сравнению с 1998 годом сократилось количество отправленных и проследовавших поездов: грузовых отправлено на 4.2% меньше, проследовало – на 15%; пассажирских соответственно на 15.7% и 31.7%. Снизилась точность отправки по расписанию грузовых и пассажирских поездов: За 9 месяцев текущего года объём грузовых перевозок железнодорожным транспортом составил 17.8 млн. тонн, пассажиров – 1.4 млн. человек, что к аналогичному периоду 1999 года составляет соответственно 120.4 и 96.4%. Водные судоходные пути области составляют 1081 км или четвёртую часть всех внутренних судоходных путей республики, в том числе 377 км – искусственные пути (каналы) и 704 км – судоходные реки. Водные трассы с гарантированными глубинами насчитывают 71% путей. Общая длина механизированных грузовых и грузопассажирских причалов составляет 290 погонных метров. Грузовой парк речного транспорта состоит из 37 действующих судов общей грузоподъёмностью 37.2 тыс. тонн, в том числе 33 сухогруза и 4 наливных судна. Около 84% всех судов имеют грузоподъёмность 1000(1500 тонн. Возрастная характеристика речного транспорта следующая: 3 судна – 1970-1977 гг. постройки, 34 судна – 1980 и более поздних годов. За 1999 год количество судов, находящихся в эксплуатации сократилось на треть. Водными путями перевозятся в большинстве своём сухие грузы, основную часть которых (97%) составляют минерально-строительные грузы. Пассажирский действующий парк судов транспорта общего пользования функционирует в виде паромных переправ. Отсутствие инвестиций во внутренний водный транспорт исключает его развитие и делает его убыточным. За 1999 год по сравнению с 1998 годом перевозки грузов водным путём сократились в 5 раз, расходы от перевозок превысили доходы в 1.3 раза. За 9 месяцев текущего года объём перевезённых грузов речным транспортом возрос в 17.5 раз по сравнению с январём- сентябрём 1999 года. Эти данные свидетельствуют о начале восстановления судоходного движения в области, но по своим объёмам они далеко отстают от показателей прошлых лет. Авиационный транспорт области представлен двумя авиакомпаниями: ОАО «Авиакомпания «Иртыш Авиа»» и ОАО «Семейавиа». В 1999 году ими перевезено 43 тыс. пассажиров и 54 тонны грузов. Доля усть-каменогорских авиаторов в общем объёме перевезённых пассажиров и грузов составила соответственно 58 и 64%, семипалатинских – 42 и 36%. Междугородние регулярные авиаперевозки составляют 94% объёма перевозок пассажиров, междугородние специальные – 6%. Воздушное сообщение с городами республики насчитывает 99.3% всех пассажироперевозок, городами дальнего зарубежья – 0.5%, республик СНГ – 0.2%. Регулярность полётов составляет 88.9%. С 1999 года на воздушных линиях отмечается рост объёма перевозок пассажиров, с начала текущего года начал увеличиваться и объём перевозок грузов. Увеличению перевозок способствовало введение новых рейсов, рост в 2.5 раза объёмов перевозимой почты и заключение договоров на перевозку других грузов. В январе-сентябре текущего года авиаторами области перевезено 43.2 тыс. пассажиров и 148.7 тонн грузов, что составляет соответственно 138% и в 4 раза больше объёма перевозок аналогичного периода прошлого года. Несмотря на увеличение перевозок, коэффициент использования пассажировместимости самолётов составляет 63.4%, использование предельного грузооборота насчитывает 66.3%. То есть авиационная техника используется не на полную мощность. Трамвайное сообщение – неотъемлемая часть транспортной системы областного центра. Городской электрический транспорт составляет 3.2% всего объёма пассажироперевозок области. Протяжённость эксплуатационного пути насчитывает 30 км.. Парк трамваев остаётся неизменным с 1997 года: в 1995- 1996 гг. он составлял 55 вагонов, с 1997 г. – 53. До 2000 года объём пассажироперевозок городского электрического транспорта ежегодно снижался. Привязанность маршрутов к проложенным линиям являлось основной причиной перераспределения пассажиропотоков в пользу автотранспорта. В последнее время стабильность стоимости проезда на трамваях с одновременным повышением цен на билеты на городском автотранспорте привело к тому, что на городском электрическом транспорте начал отмечаться рост объёмов перевозок пассажиров. На сегодняшний день трамвайное сообщение – самый доступный вид общественного транспорта. За 9 месяцев текущего года им перевезено 9.8 млн. пассажиров, что на 27.8% больше, чем за январь-сентябрь 1999 года. Заключение С 1990 года в период реформирования экономики грузо и пассажироперевозки ежегодно сокращались. По своим объёмам перевозок грузов и пассажиров в 1999 году транспорт области соответствовал уровню 1993 года. Данные работы транспорта за 9 месяцев текущего года свидетельствуют о стабильной работе транспортной системы области, наметился рост её основных показателей. Стабилизация экономической ситуации, развитие частного предпринимательства в отрасли позволяет наращивать объёмы перевозок. Для совершенствования транспортной системы перед транспортными предприятиями области стоит задача обеспечения конкурентоспособности транспортных коридоров, привлечение инвестиций, совершенствование сети путей сообщения. ----------------------- % [pic] [pic] 115 млн. тонн [pic] тыс. единиц [pic] Доля поездов, отправленных и проследовавших по расписанию, % Отправленные пассажирские поезда Проследовавшие пассажирские поезда Отправленные грузовые поезда Проследовавшие грузовые поезда |
|