ЯпонияЯпонияХОЗЯЙСТВО ЯПОНИИ По темпам роста промышленности Япония обогнала все другие страны. Такой быстрый экономический рост страны объясняется многими причинами. Во-первых, широким обновлением устаревшего и изношенного в годы войны заводского оборудования. 2/3 промышленного оборудования Японии приходится на новейшую технику. Во-вторых, одним из решающих факторов была ожесточающая эксплуатация рабочего класса. В-третьих ,государство приняло на себя значительную часть расходов на реконструкции предприятий и новому строительству, предоставило монополиям налоговые льготы и широкий кредит. В- четвертых до последнего времени военные расходы страны были небольшими, что позволяло увеличить государственные капиталовложения в хозяйство. В последнее время развитие экономики замедлилось. Все сильнее проявляются противоречия системы хозяйства: сохраняется и растет безработица, повышаются цены на продовольствие и товары широкого потребления, плата за проезд по железным дорогам и на автобусах, за высшее образование и медицинское обслуживание. Япония заняла первое место в мире по судостроению, выпуску автомобилей, производству основных видов химической продукции. Широкое использование промышленного сырьевого отхода привело к росту японской промышленности. Всевозрастающее место занимала в хозяйстве страны крупная строительная индустрия, ее материально-техническая основа заметно усилилась. Это позволило осуществлять крупномасштабное строительство высокоэтажных зданий на антисейсмическом фундаменте подводных тоннелей, автострад, электростанций, в том числе атомных, больших портов и аэродромов. В условиях Японии особенное значение имела сравнительно дешевая рабочая сила. Экономическое положение Японии осложнилось далее резким усилением зависимости от импорта иностранного сырья. Особенно возросли расходы на ввоз нефти. Современная Япония - монополистического капитализма, для которого характерна борьба за наиболее выгодные условия деятельности: получение государственных законов, субсидий и всякого рода льгот. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ЯПОНИИ. В последнее время взят курс на преимущественное развитие наукоемких производств при некотором сдерживании энергоемких и материалоемких отраслей. К числу новых производств относятся электронное, точное и сложное приборостроение, оптика, производство фотоаппаратов, медикаментов, научно- лабораторного оборудования. Довольно долгое время основой энергетики страны являлись уголь, вода, древесина. Импорт топлива играл дополнительную роль. Тепловые станции - основа японской электроэнергетики. Топливно-энергетическая база Японии очень ограничена. Собственные угольные ресурсы обеспечивают не более 1/2 ее потребностей, хороших коксующих углей очень мало. Нефти год добывают столько, сколько в США за полдня; мало железных и марганцевых руд, совсем нет бокситов и многих других видов минерального сырья. Несмотря на то что 4/5 энергии производится из импортного сырья, страна обладает высокоразвитым энергетическим хозяйством. На производстве нефти выросла нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность, предприятия которой размещены во многих городах урбанизированной полосы островов Хонсю и Кюсю. Сильные изменения претерпела за последнее время металлургия, которая была полностью реконструирована. Вместо множества устаревших заводов построены мощные комбинаты, оснащенные новейшей техникой. Не располагая в достаточной мере своей сырьевой базой. Япония ориентируется на импортные железную и коксующие угли. Крупными поставщиками железной руды были и остаются Малайзия, Канада. Основные поставщики угля - США, Австралия, в меньшей степени Индия и Канада. По производству рафинированной меди Япония занимает второе место в мире, после США Месторождение полиметаллических руд составляют базу для развития производства цинка и свинца. Номенклатура производимых в Японии машин и механизмов разнообразна и насчитывает тысячи наименований. К числу наиболее развитых отраслей можно отнести энергетическую индустрию, электротехническое производство, промышленное машиностроение ,насосно- компрессорное и холодильное оборудование, транспортное сельскохозяйственное строительное машиностроение. Судостроение Японии очень разнообразно: со стапелей судоверфей Иокогамы, Осаки, Кобе, Нагасаки и многих других судостроительных центров сходят крупнейшие в мире супертанкеры, разные китобойные суда, мелкие суда. Быстро развивающейся отраслью машиностроения стала, как я уже упоминала выше, автомобильная промышленность. Одной из важных отраслей промышленности Японии за весьма короткий срок стала электроника. Основные направления в японской электронике - это производство специальных электронных приборов и аппаратов, радиоприемников, телевизоров, магнитофонов, аппаратуры радиосвязи, навигационных приборов, систем автоматического управления, медицинского оборудования. По размерам производства многих видов химических товаров Япония стоит на третьем месте после США и ФРГ. Значительное внимание уделяется в Японии биохимии - изготовлению эффективных лечебных препаратов, средств защиты сельскохозяйственных растений, производству витаминов, специальных кислот. Химические товары являются важной статьей Японского экспорта; вывозят минеральные удобрения, неорганические химикаты, красители, медикаменты, косметические изделия, текстильные и многие другие товары. Две главные отрасли текстильной промышленности - хлопчатобумажная и шерстяная работают на привозном сырье доставляемом главным образом из США (хлопок) из Австралии и южной Африки (шерсть). Потребность в большинстве видов минерального сырья удовлетворяется за счет импорта: в меди - на 3/4, в железной руде почти на 9/10, в каменном угле на 8/10. Большие надежды возлагаются в Японии на новые источники энергии. На японских островах зарегистрировано множество источников термалных вод, их энергия используется для обогрева теплиц и зданий. В последнее время благодаря новым технологиям становится рентабельным использование ресурсов мирового океана: добыча марганцевых конкреций с океанского дна, извлечение урана из морской воды и т.д. ТРАНСПОРТ Основным видом транспорта является автомобильный 52.1 % грузовых и 59.4 % пассажирских перевозок протяженность автодорог - 1.2 млн. км , из них около 5000 км - скоростных шоссе. (1991 г). Тоннаж морского торгового флота - 57 млн. регистровых тонн (второе место в мире. (1991 г)). Морской флот, несмотря на большой тоннаж, не справляется с быстровозрастающими внешнеторговыми перевозками, и стране приходится фрахтовать иностранные суда. Чтобы избежать пустых рейсов Японией сконструированы комбинированные суда: на их специальнооборудованных палубах везут промышленные товары, экспортируемые Японией (автомобили), а в обратный путь трюм загружают углем, рудой или другими товарами. В каботажном флоте наряду с современными сохраняются и парусные суда, на долю которых приходится немало грузоперевозок по внутреннему морю Протяженность железных дорог 30 тыс. км. (1991 г). Большая часть железных дорог принадлежит государству, половина их электрифицирована, важнейшие ж/д магистрали проходят по прибрежным низменностям, построен самый длинный в мире, 54 км. подводный тоннель под Цугарским проливом; он соединяет острова Хоккайдо и Хонсю. Традиции Японии. Япония издавна бережно относится к природе. Восторгаться цветами стало национальной традицией. Праздник цветения вишни (сакуры) - самый красивый национальный праздник. Традиция воссоздавать природу в миниатюре- либо в виде весьма небольшого,карликого садика при доме , либо в виде своеобразного маленького ландшафта. Японцы стойко придерживаются традиционной семейной обрядности,соблюдение которой считается необходимым условием приличий и достойного общественного поведения. Свадебные церемонии проводятся в синтоистских храмах. К числу культурных художественных и бытовых традиций относятся: икебана - искусство составления букетов и растановки цветов и веток деревьев в вазах. Бансай - выращивание карликовых деревьев .Каллиграфия - красивое письмо кисточкой и тушью, музыка, живопись на бумаге и шелке, оригинальная храмовая и садово - парковая архитектура, театр теней, чайная черемония, женская одежда - кимоно, борьба тяжеловесов сумо, дзюдо, каратэ , палочки для еды, особенности кухни,сервировка стола и многое другое. К числу важнейших традиций относится почитание старших , заключение браков по сговору родителей ,вера в многочисленные приметы,обряд медитации, использование различных колендарных систем , обилее официальных государственных праздников (включая день детей, день совершенолетия, дни весеннего и осеннего равнодействия, разного рода фестивалей). ПРОБЛЕМЫ СТРАНЫ. //////////// Несмотря на многочисленность рек и озер в Японии ощущается дефицит водных ресурсов. Все более используются в Японии различные воды. Большую угрозу водным ресурсам поверхостных вод и прибрежных морских акваторий представляет их загрязнение промышлеными и сельско - хозяйственными отходами, достигшие критического уровня . Особенно высока степень загрязнения рек на низменностях и в приустьевых частях ,а также прибрежных вод . Заметно уменьшилась прозрачность вод морских . Загрязнение вод в оснвных районах рыболовства приводит к значительному снижению уловов. Но давайте постараемся рассмотрим как эти или иные проблемы влияют на лесные ресурсы .Как было указано выше , 2/3 площади Японских островов покрыто лесами - очень богатыми и разнообразными по составу .Чаща переплетена лианами , в горах растут вечнозеленые дубы , много бамбуковых рощ .И несмотря на обилие лесов , лесные ресурсы страны очень ограниченны . В результате вырубок , неудовлетворительное ведение лесного хозяйства , длительной хищнической эксплуатации , эрозии почв и деятельности насекомо - вредителей леса сильно истощены .Сельско - хозяйственные земли в настоящее время сокращаются за счет роста территорий под городской застройкой ; площадь которых превышает вдвое площадь пашни . Значительный ущерб зимельным ресурсам наносит почвенная эрозия . В Японии проблема загрязнения природной среды , в значительной мере порожденная последствиями урбанизаций ,особенно остро встала на рубеже 1970 годах . А теперь позвольте коснуться проблем , связаных с атмосферой .Главным источником загрязнения атмосферы являются промышленность - металлургическая , энергетическая , химическая , нефтехимическая , лесная, строительных материалов ( керамическая , цементная ) - и автомобильный транспорт. Загрязнение атмосферы и поверхностных вод губительно отражается на растительном и почвенном покрове и животном мире. Масштабы загрязнения окружающей среды в условиях японии делают необходимость охраны природы особенно острой. В японских городах проводятся мероприятия по их очистке: вывозится мусор, устанавливаются штрафные санкции загрязняющим предприятиям и гражданам. Японские острова по своему происхождению являются материковыми. |
|