На главную

Геополитические интересы РФ и НАТО


Геополитические интересы РФ и НАТО

Геополитические интересы России и НАТО.

Понятие геополитических интересов. {Вместо введения}

Под геополитическими интересами и рядом мер для их осуществления можно

понимать

следующее: обеспечение свей экономической политической выгоды (текущей и

будущей), обеспечение своей текущей и будущей безопасности путем освоения и

постановкой в зависимость от себя других государств и общественных

институтов всеми доступными (когда плюсов больше чем минусов) способами;

попытки освоения и освоение (явное или через подставных лиц) природных

ресурсов и прочих ресурсов чужих стран максимально для своей пользы;

добиваться полного перевеса и превосходства перед другими странами по всем

направлениям особенно в области высоких технологий путем экономического

давления, задавливания, махинаций, путем политического давления, шантажа,

секретных подрывных действий путем прямой агрессии; добиваться

качественного и необратимого успеха во всех в этих

направлениях с полным контролем подчинением ситуации.

Вот, кратко, как выглядят геополитические интересы экономически развитой

сверхдержавы Ограничиваются они только противодействием других сверхдержав

и некоторыми другими механизмами.

I.Геостратегическое положение России.

Белоруссия и Украина

- Оба славянских государства рассматриваются как «ключевые» для будущего

развития страны.

- Ситуация в этих государствах и их влияние на политику РФ, на

протяжении всего 10 -летия после распада СССР остается непростой и

таит множество проблем для Российской политики, которые ей придется

решать не одно десятилетие.

Белоруссия.

Украина.

Программа партнерства на 1999-2000 гг. между Украиной и НАТО, принятая в

августе 1999 г. Постоянным советом НАТО.

Главные цели этой программы сформулированы следующим образом:

- обеспечение совместимости между вооруженными силами Украины и ОВС НАТО

за счет усиления военного сотрудничества в сферах оперативной и

боевой подготовки войск, тылового обеспечения, стандартизации систем

связи и управления войсками;

- развитие военно-технического сотрудничества;

- обмен информацией в области ПВО и управления воздушным движением;

- содействие в реорганизации ВС Украины, систем военного

- планирования и финансирования, стандартизации систем военного

- планирования и финансирования, разработка оборонной политики;

- развитие сотрудничества в области планирования и деятельности

гражданских служб при чрезвычайных ситуациях.

. В стратегической перспективе дрейф Украины в сторону Запада,

стремление дистанцироваться от России не только не укрепляют ее

безопасность, но и ведут к фатальному ослаблению и наносят удар по ее

национально-государственным интересам.

Украина обладает промежуточным, "окраинным" геополитическим положением

между европейской, переднеазиатской, российской геополитическими

суперструктурами. В этом ее постоянная геополитическая

"несамодостаточность". Это исторический факт, и в нем нет ничего

злокозненного по отношению к Украине.

. Сегодня Украина пытается связать свои прошлые и настоящие проблемы с

"кознями Москвы". Эта карта еще долго будет разыгрываться частью

украинской политической элиты и "друзьями" Украины со стороны.

В краткосрочной перспективе такая позиция противовеса России приносит

Украине некоторые экономические и политические дивиденды. Однако в

долгосрочной перспективе, избавившись от "опеки" Москвы, Украина

столкнется с рядом вызовов, исходящих отнюдь не из России.

Никогда сельскохозяйственный, промышленный и научно-культурный

потенциал Украины не будет востребован мировым сообществом в той мере,

как это может сделать Россия.

. Ошибочна политика играть альтернативную России роль на постсоветском

пространстве, где Россия остается главным стабилизирующим элементом.

Как фактор, препятствующий интеграции, сдерживания России,

нейтрализации ее деятельности, Украина превращается в главный элемент

нового санитарного кордона между Россией и Европой.

. Все более полное вовлечение Украины в деятельность НАТО лишь ускоряет

выход этого блока на новые рубежи противостояния Север-Юг с

закреплением за Украиной статуса "разделительного рубежа".

. Выталкивая российский флот с Черного моря, Украина остается один на

один с Турцией, что лишь приближает экспансию с юга к границам

Украины, с замыканием причерноморского кольца через Кавказ.

Украина не будет выполнять роль главного экономического моста из Европы

на Ближний Восток, и далее в АТР. Эта роль прочно оккупирована Турцией.

Европа

Место и роль Грузии в стратегии НАТО на Кавказе

- Правящая грузинская элита уже давно строит стратегию национального

развития в XXI веке на принципах свертывания исторических российско-

грузинских связей и отношений новой Грузии с Россией, переориентации

своих внешних интересов и приоритетов на сближение с западными

государствами и их военно-политическими и экономическими

организациями, активного участия Грузии в формировании нового

устраивающего только ее баланса сил в Закавказье на основе расширения

НАТО и двухсторонних военных связей Грузии с США, западноевропейскими

странами, Израилем и некоторыми государствами СНГ- участниками

созданной несколько лет назад региональной военно-политической системы

ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия).

- Для грузинской элиты Россия во многом утратила интерес как

государство, в котором еще недавно Грузия и ее представители в силу

известных традиций занимали довольно-таки привилегированное положение.

- Грузия ищет себе опору и покровительство не на традиционном севере, а

на совершенно других азимутах. Поэтому в Тбилиси внимательнейшим

образом относятся к любым проявлениям интереса ведущих западных стран

мира к Кавказскому региону, и особенно к намерениям западных держав

расширять и укреплять свои геостратегические позиции на Кавказе и в

прилегающих к нему районах. Здесь, в Тбилиси буквально спекулируют на

важности транспортно-стратегического значения, которое действительно

имеет Грузия как транзитная транскавказская территория на маршруте

т.н. “шелкового пути” из Азии в Европу.

- Особое положение Грузии в Закавказье и характер политики, проводимой

ее правящей элитой, предопределяют роль и значение Тбилиси в системе

американских внешнеполитических приоритетов в этом районе мира.

Выгодное положение республики как транзитной страны в рамках

транспортного евразийского коридора, особенно в связи с планами

реализации проектов освоения и транспортировки каспийских

энергоресурсов, четкая стратегия официального Тбилиси на установление

союзнических отношений с НАТО и Западом, особая роль Шеварднадзе в

реализации военно-политических замыслов Вашингтона на Кавказе делают

Грузию наиболее привлекательным и важным звеном во всей кавказской

стратегии США и НАТО, перспективным опорным пунктом американского и в

целом западного присутствия в регионе.

- Внешнеполитическая концепция Тбилиси полностью сочетается с так

называемой доктриной Мадлен Олбрайт, которая предусматривает полную

изоляцию России в ее новых границах и нацелена, во-первых, на

обеспечение свободных, независимых от России, поставок каспийских

нефти и газа на международные рынки; во-вторых, на обеспечение

независимости и экономической живучести бывших советских республик

этого региона, недопущение возрождения сильного южного фланга бывшего

Советского Союза; в-третьих - на предотвращение и блокирование

политических и военных инициатив России и Ирана, нацеленных на

обеспечение их доминирования в черноморско-каспийском регионе в

вопросах, касающихся разработки каспийских углеводородных ресурсов и

выбора маршрутов их переброски, недопущение стратегического сближения

и взаимодействия Москвы и Тегерана.

- В интересах реализации кавказской стратегии НАТО в качестве одной из

главных выдвигается задача наращивания западного военного присутствия

в Закавказье через вовлечение Грузии в систему атлантической

безопасности и отрыв ее от системы коллективной безопасности стран

Содружества.

- Решение этой задачи осуществляется сегодня по нескольким направлениям:

- Продолжается процесс все более глубокого вовлечения Грузии в натовскую

программу «Партнерство ради мира»

- Заключаются двухсторонние соглашения по военному и военно-

техническому сотрудничеству Грузии со странами НАТО

- В ходе различных учений и тренировок, проводимых на территории Грузии

в рамках ПРМ осуществляется активное и целенаправленное освоение

кавказского сухопутного, а также каспийского и черноморского морских

театров военных действий.

- Создание военно-политических и военных структур антироссийской

направленности типа ГУУАМ и противопоставление их оборонным структурам

безопасности стран Содружества.

- Сворачивание военного сотрудничества Грузии с Россией как на

двухсторонней основе, так и в рамках Договора о коллективной

безопасности стран Содружества.

Цель НАТО взять под свой контроль систему региональной безопасности на

Кавказе.

Политика расширения НАТО.

За политикой расширения кроется ряд разнородных интересов:

- Попытка сохранения жизнеспособности альянса за счет поиска ему нового

применения, новых целей, а главное - это восстановление базового

элемента блока - образа "нового старого" врага в виде "угрозы с

Востока.

- Стремление утвердить основы общей западной политики обороны путем

упрочения своих позиций на периферии и закрепления приобретенных в

результате победы в "холодной войне" геополитических преимуществ.

- Желание США и других государств сохранить контроль за действиями

Германии

- Ддля самой же Германии расширение НАТО - идеальная форма расширения

германской зоны влияния.

- В США обязательства по Североатлантическому договору считаются

важнейшим основанием для американского военно-политического

присутствия в Европе и расцениваются как главный инструмент

поддержания американского влияния на континенте при росте других

центров силы, прежде всего Германии.

- Стремление западноевропейских стран сэкономить на дорогостоящей

модернизации экономик бывших членов социалистического содружества в

случае их включения в ЕС, предложив в качестве "компенсации"

восточным соседям членство в НАТО.

В целом политика Запада в отношении России в последние годы дает

основания предполагать, что наша страна всерьез не рассматривается

ими как равноправный партнер. Это, возможно, происходит потому, что

Россия, по выражению В.О.Ключевского, - переходная страна, посредница между

двумя мирами. Культура неразрывно связала ее с Европой, но природа дала

ей те особенности, которые всегда влекли ее к Азии или в нее влекли Азию.

И для России Западная Европа всегда была чужой, и для Запада Россия

оставалась и остается "не своей". Этим объясняется, в частности, появление

планов расширения НАТО на Восток, неприятие США реинтеграции в рамках СНГ,

новое издание "дифференцированной политики" в отношении стран СНГ,

объявление Украины сферой американских военных гарантий. В этом же ключе

может рассматриваться и последняя стратегическая концепция НАТО. В

российском обществе складывается обоснованное мнение, что Запад отнюдь не

исключает возможности изолировать Россию, противопоставить ее не только

странам ближнего зарубежья, но и Восточной Европы, установить новый

европейский порядок без нее и против нее.

Что должна делать Россия.

Обзор геополитической обстановки позволяет сделать вывод о том, что

по совокупной геополитической мощи Россия уступает всем глобальным центрам

силы.

Учитывая, что во всех ключевых международных структурах руководящая

роль принадлежит "заклятым друзьям" России, ей надо прежде всего стремиться

к созданию широкой системы двусторонних отношений с различными

политическими субъектами и на Западе, и на Востоке, постепенно формируя

многосторонние отношения по совпадающим интересам.

Отношения с бывшими советскими республиками должны строиться в

первую очередь с учетом того, насколько близка интересам нашей страны их

позиция.

В международных отношениях акцент должен быть сделан на реинтеграцию

бывших советских республик. Россия должна строить отношения со странами

ближнего и дальнего зарубежья на строго индивидуальной основе, не пытаясь

разрабатывать некоей единой для всех стратегии; определяющим должны стать

национальный прагматизм, реалистичное стремление к воссозданию собственной

сферы влияния. Необходимо руководствоваться долгосрочными геополитическими

интересами, а не сиюминутной политической конъюнктурой.

Главный российский геополитический интерес на пространстве бывшего СССР

состоит в том, чтобы новые независимые государства были благополучными,

процветающими и дружественными соседями России, с их территорий не

возникала бы угроза российской безопасности.

Необходимо признать и следующее: Запад консолидирован, и отдельные его

страны включены в определенную систему иерархии. Оторвать Европу от США и

тем более разрушить евроатлантическую солидарность в ближайшей перспективе

утопично. Невозможен и союз с Вашингтоном против единой Европы. Следует

также принять как очевидную реальность, что укрепление и расширение НАТО,

распространение его влияния на другие регионы в будущем может

привести к напряженности в отношениях с Россией. Для защиты своих

жизненных интересов в нестабильном мире наша страна может опираться на

свой военный потенциал и потенциал союзников в рамках права военной силы.

Желательно четко сформулировать, оформить и довести до мирового сообщества

принципы невмешательства в российское геополитическое пространство,

нарушение которых повлечет за собой адекватный ответ. Безусловно, речь не

может идти о применении военной силы, кроме как для отражения агрессии или

иных военных акций против российских интересов. В связи с этим

перспективным направлением является формирование и расширение единого

российского информационного пространства.

Список использованной литературы:

А. Дугин «Основы геополитики» М.1997

Бычков Д.А. Геополитические конструкции и равновесие информационных

систем

«Это будет ядерная анархия» «Коммерсантъ-Daily» 03.06.2000

Советская Чувашия Ценный совет Збигнева Бжезинского Леонид Николаев,

"АПИ"

Россия и ПрибалтикаI и II ч. Совет по внешней и оборонной политике

М.1999 г.

Современные войны и национальная безопастность России В. Потехин

Центральная и восточная Европа: погода на завтра Институт

национальной безопасности и стратегических исследований 1998 г.

Актуальные проблемы современного мира КОСОЛАПОВ Н.А. Института мировой

экономики и международных отношений РАН , 1998

Хантингтон. Столкновение цивилизаций? // Полис, 1994, N 1, сс. 33-48

С. Королев Поглощение пространства 1996.

Военная доктрина РФ (проект) НГ 23.10.99

Почему бы России не вступить в НАТО НГ 02.06.2000

Россия и НАТО открывают новую страницу сотрудничества НГ 02.06.2000

У России и США должно быть по триста боеголовок НГ 02.06.2000

Пентагону тоже надо ужиматься НГ 26.05.2000

Альтернативы возобновлению сотрудничества с НАТО нет. НГ 19.10.1999

Слабость геополитического мышления НГ 19.11.1999

О войне НАТО против Югославии НГ 16.04.1999

Союзник или геополитический соперник? НГ 29.10.1999

Стратегия России в ХXI веке : анализ ситуации и некоторые предложения

НГ 18.06.1998

РОССИЯ И НАТО. Тезисы Совета по внешней и оборонной политике

Центральная и Восточная Европа и интересы России. Тезисы Совета по

внешней и оборонной политике

В какое будущее дрейфует Украина? Институт национальной безопасности

и стратегических исследований 1998

Геополитическая ситуация в постсоветском пространстве и проблемы

военной безопасности России. Институт национальной безопасности и

стратегических исследований 1997

Потенциальный союзник Москвы НГ 03.12.1999

Ван Шуньчоу "Влияние новой стратегии НАТО на региональную

безопасность. Пекинский институт международных сравнительных

исследований

«Быть ли Литве в НАТО» Русская мысль Париж 18.05.2000

НАТО у границ Белоруссии. Русская мысль Париж 01.04.1999

Появились желающие вступить в НАТО НГ 28.03.2000

Проверка боеготовности НГ 09.06.2000

Ближе к Вашингтону, дальше от Пекина? НГ 09.06.2000

Збигнев Бжезинский. Формирование карты Европы продолжается:

проблема расширения НАТО

Вашингтонская стратегия НАТО Генерал-полковник Л.Г.ИВАШОВ

А.Г.Иванов Европейский Союз, Россия и новая структура безопасности в

Европе: проблемы и перспективы

Белорусский журнал ’99 ЕС, ЗЕС, НАТО И ПРОБЛЕМЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

А.Г. Арбатов Русская национальная идея и внешняя политика

Имперские амбиции и национальные интересы С.В. Кортунов

Есть ли у России интересы на Балканах ГУСЬКОВА Е.Ю.Центра по

изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН

www.nns.ru Национальная электронная библиотека.

www.nato.int -офицальный сайт НАТО.

© 2010