На главную

Проблема Каспия


Проблема Каспия

Министерство образования Российской Федерации

Курский государственный педагогический университет

Доклад:

«Проблема Каспия»

Выполнил: студент отделения

экономики и менеджмента

2курса, 2 группы

Веденьёв В.О.

Проверил: доцент Нечаев

Владимир

Дмитриевич

Курск-2002

Необходимость создания межгосударственной организации.

Геополитические и геоэкономические сдвиги, происходящие после распада

огромного единого географического пространства СССР, приводят к

формированию новых региональных, как сегодня принято говорить,

конфигураций. Основу таких региональных объединений составляют, прежде

всего, географические факторы: расположение стран в одной географической

зоне с примерно одинаковыми климатическими условиями и биоресурсами, а

также выход к общим "открытым зонам" — Черному, Каспийскому и Балтийскому

морям. Именно исходя из этих факторов, учитывающих географическую близость

и возможность совместного экономического сотрудничества и освоения

природного потенциала, страны указанных регионов формируют региональные

организации: Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС) (сформировано

в 1992 г.), которое объединяет 11 государств Черноморья, Закавказья и

Балкан (Азербайджан, Албанию, Армению, Болгарию, Грецию, Грузию, Молдавию,

Россию, Румынию, Турцию и Украину), Совет государств Балтийского моря

(создан в 1992 г.), в него входят Германия, Дания, Латвия, Литва, Норвегия,

Польша, Россия, Финляндия, Швеция, Эстония, а также Европейская Комиссия

(исполнительный орган Европейского Союза), Организация субрегионального

сотрудничества государств Балтийского моря (ОССГБМ) — неправительственная

организация стран Балтийского моря, основанная на конференции в г.

Ставангере (Норвегия) в октябре 1993 г. В работе организации принимают

участие представители областей, земель, губерний и городов федерального

значения, расположенных на берегу Балтийского моря. В настоящее время в

ОССГБМ нет фиксированного членства, и она открыта для участия всем 163

регионам стран Балтийского моря.

Тенденции регионального сотрудничества в значительной степени

проявляются и на территории бывших Среднеазиатских и Закавказских республик

СССР, а сегодня независимых государств — Казахстана, Кыргызстана,

Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана, Грузии, Армении, Азербайджана, а

также ряда сопредельных с ними государств — Турции, Ирана, Афганистана,

Китая. Все эти страны в той или иной конфигурации, прямо или косвенно,

связаны между собой межгосударственными и неофициальными отношениями

определенного характера. Во-первых, все они входят в региональные

экономические блоки или политические объединения. Во-вторых, некоторые из

этих стран претендуют на роль регионального лидера в центральноазиатском и

закавказском регионах.

Сегодня все старые географические названия "Закавказье", "Центральная

Азия" приобретают новый смысл, так как на распавшемся геополитическом

пространстве бывшего СССР образовалось несколько самостоятельных зон,

субрегионов, которые имеют свое место и играют определенную роль в

мирохозяйственных связях, в мировой политике.

"Центральноазиатский", "закавказский" регионы — в большей степени

политические определения, нежели географические названия. Так, при

вхождении бывших советских республик — Таджикской, Казахской, Туркменской,

Узбекской, Киргизской — в СССР все они именовались республиками Средней

Азии. После обретения ими независимости и государственности большая часть

политиков, экспертов, политологов стали причислять их к странам

центральноазиатского региона.

Существуют разные точки зрения и на понятие "регион", который можно

определять как:

а) хозяйственно-экономическую общность;

б) географическо-административную единицу;

в) историко-культурную область и т.д.

При всем разнообразии критериев оценки понятия "регион" ясно то, что

связующим звеном во всех определениях выступает государство. Именно в

результате образования новых стран на бывшем евразийском пространстве СССР

произошли изменения в понятийном политико-географическом аппарате. Кавказ

сегодня для России — это Северный Кавказ (территории республик и областей,

близко прилегающих к Черному и Каспийскому морям или граничащие с Грузией,

Азербайджаном) и Закавказье (Грузия, Азербайджан, Армения).

Открытие больших запасов нефти на шельфах Каспийского моря и прилегающих

к нему зонах, возникновение разных проектов по освоению топливно-

энергетических ресурсов и созданию маршрутов для их доставки на мировой

рынок, а также транспортных коридоров, позволяющих соединить Европу с

Азией, — все это привело к появлению нового субрегионального определения

Прикаспий. Появились новые географические понятия, как в российской, так и

в англосаксонской политологии: Транскаспийский регион, Прикаспий или

Каспийский регион, район Каспийского моря, которые включают в себя страны,

имеющие непосредственный выход к Каспийскому морю, — Азербайджан,

Туркменистан, Казахстан, Россию, Иран. В эти понятия включаются и те

страны, географическое положение и политика которых оказывают существенное

влияние на прокладку маршрутов нефте- и газопроводов, иных транспортных

линий, в целом на ситуацию в регионе. Это такие страны, как Турция, Грузия,

Китай, Пакистан, Афганистан.

Отличительной чертой Прикаспийского региона является то, что он

приобретает статус не только сырьевого, но и транзитного региона, который

позволяет соединить пути не только между Востоком и Западом (воссоздание

"великого шелкового" пути), но и между Севером и Югом ("водный путь": Санкт-

Петербург — Москва — по Волге до Астрахани — далее через Каспийское море до

Ирана). По этой причине нередко Прикаспийский регион называют

Транскаспийским.

Несмотря на огромный интерес крупных западных государств к региону

Каспийского моря до сих пор не оформилось специальной международной

правительственной организации, которая объединила бы эти страны для

координации усилий в решении следующих экономических и политических

вопросов:

— определение статуса Каспийского моря и выработка согласованного

подхода к вопросу территориального разделения водной части и дна между

прилегающими странами: Россией, Казахстаном, Туркменистаном, Азербайджаном

и Ираном;

— выработка и осуществление комплекса мер по охране биоресурсов Каспия;

— урегулирование разного рода межгосударственных конфликтов, например

территориального спора между Арменией и Азербайджаном по Нагорному Карабаху

или спора между Азербайджаном и Туркменией относительно принадлежности

месторождений нефти в Каспийском море "Осман" и "Хазар" и т.п.;

— осуществление мер доверия и борьбы с угрозами региональной

безопасности;

— координация усилий всех заинтересованных стран, международных

организаций и финансовых институтов по обсуждению и созданию новых

маршрутов нефте- и газопроводов, согласованной тарифной политики

относительно стоимости прокачки нефти и газа.

Интенсивное освоение сырьевых ресурсов Каспийского моря вызывает

озабоченность как среди общественности, так и среди ученых относительно

экологической обстановки в регионе и возможности потери в будущем

биоресурсов Каспийского моря. Мониторинг атмосферы, гидросферы, почвенно-

растительного покрова выявляет признаки надвигающейся биологической

катастрофы. В этой связи группа ученых Российской Академии наук обратилась

к коллегам из Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана с призывом

объединить усилия и "срочно учредить Организацию Прикаспийских государств

по комплексному освоению природных ресурсов и охране окружающей среды,

которая должна обеспечить осуществление природоохранных действий в

Каспийском бассейне, создав для этого необходимое правовое поле"9.

Отсутствие международной организации сдерживает развитие потенциальных

возможностей политического, экономического и правового регулирования

назревших проблем региона в целом и каждого прикаспийского государства в

отдельности. Отсутствие координационного органа компенсируется: а)

активными действиями транснациональных корпораций (ТНК), выступающих как

самостоятельные акторы при осуществлении и отстаивании своих интересов; б)

односторонними действиями прикаспийских государств или, в лучшем случае,

двухсторонней дипломатией в решении проблем региональной безопасности и

определении статуса Каспийского -моря; в) стремлением некоторых стран —

Турции, Ирана, США — усилить свое военно-политическое и геоэкономическое

влияние в регионе.

Транснациональные транспортные проекты как основная форма сотрудничества.

Своеобразие Прикаспийского региона состоит в том, что на его

геополитическом пространстве протекают те же процессы и явления, которые

характерны для мировой политики и других регионов мира — региональная

интеграция, демократизация внутренней и внешней политики, транснациональная

кооперация. В то же время в этом регионе обострились негативные процессы —

угрозы со стороны международного терроризма, религиозного экстремизма,

национального сепаратизма, нелегальная транспортировка оружия и наркотиков.

В этом регионе явно прослеживается еще одна общемировая тенденция —

сохранение роли силового фактора с одновременным возрастанием

экономических, культурных, политических, научно-технических, гуманитарных

связей. Это рождает к жизни те проблемы и возможности, которые являются

следствием глобализации мировой экономики.

Открытие дополнительных запасов нефти и газа в Каспийском море и

прилегающих к нему районах требует дополнительных вложений в их разработку,

переработку и транспортировку. По ряду экономических причин страны

прикаспийского региона сегодня не могут самостоятельно и в полном объеме

осуществлять освоение природных ресурсов, строительство новых

трубопроводов, модернизацию промышленного производства. Поэтому приток

иностранных инвестиций чрезвычайно важен и крайне необходим. Вовлечение

транснациональных корпораций (ТНК) в кооперационный производственный

процесс на основе стабильной и гарантированной законодательной базы поможет

этим странам осуществлять развитие своих экономик через международное и

транснациональное сотрудничество. Иными словами, нефть и газ выступают как

'очень привлекательный и эффективный внешнеполитический инструмент

налаживания взаимовыгодного международного сотрудничества.

Ярким подтверждением таких кооперационных межгосударственных и

транснациональных связей служит Каспийский Трубопроводный Консорциум (КТК),

созданный в 1992 г., а затем реструктурированный в 1996 г. В проекте

приняли участие Россия (доля участия — 24%), Казахстан (19%), Оман (7%).

Еще 50% акций консорциума делят между собой американские(15%), российско-

британское (7,5%), итальянская (2%), британская (1,75%).

Такая "пестрая" структура собственности консорциума свидетельствует о

том, что участникам удалось найти баланс государственных и коммерческих

интересов. Проект КТК, протяженностью 1580 км, созданный специально для

транспортировки сырой нефти из Тенгизского месторождения (извлекаемые

запасы которого оцениваются примерно в 9 млрд. баррелей), расположенного в

Казахстане, в терминал Новороссийска. При этом КТК позволяет решить три

главные задачи. Во-первых, создает один из основных маршрутов транспортной

системы для экспорта каспийской нефти с севера и северо-востока Каспийского

моря, что дает богатому нефтяными запасами Казахстану (подтвержденные

запасы — 10,0—17,6 млрд. баррелей, в то время как в российских

прикаспийских регионах — 2,7 млрд. баррелей)10 возможность стабильного и

прямого выхода на мировой рынок. Во-вторых, проект предполагает

строительство нового трубопровода (Новороссийск—Комсомольская),

нефтетерминала в российском порту Новороссийска и последующую модернизацию

уже существующего трубопровода (Тенгиз—Комсомольская). И, наконец, и это

самое главное, регионы, через которые пройдет маршрут, получат 2/3

налоговых поступлений в свой бюджет и 50% прибыли в качестве госсбора. По

оценкам экспертов, в течение 40 лет правительство РФ и региональные

администрации получат в общей сложности 23,3, а Казахстан — 8,2 млрд.

долларов.

Как показывают события последних лет, разведка и добыча топливно-

энергетических ресурсов являются только частью программы совместного

сотрудничества в освоении месторождений прикаспийских государств. Сегодня

нефтегазовые ресурсы стали одним из основных факторов мировой политики.

Глобальные процессы современного развития прямо или косвенно связаны с

энергоресурсами, надежный доступ к которым входит в число основных

приоритетов любого государства. Поэтому любые крупные проекты по освоению

запасов нефти и газа и их транспортировке могут быть как примером широкого

международного сотрудничества, так и примером раздора и конфронтации.

Практически все нефте- и газодобывающие страны мира имеют в своем арсенале

энергетическую дипломатию, в рамках которой государство защищает и

лоббирует интересы топливно-энергетического комплекса на мировых рынках.

Особую трудность представляет проблема будущей транспортировки нефти и

газа из Прикаспийского региона. Причем экономическая целесообразность и

эффективность при обсуждении новых экспортных линий отходит на второй план,

так как эти планы приобретают ярко выраженный политический характер. И

здесь возникают серьезные разногласия между государствами и компаниями и

проявляются различия их позиций, разногласия, прежде всего на

межгосударственном уровне относительно предлагаемых маршрутов.

Проект по строительству основного экспортного маршрута (ОЭТ) Баку—

Тбилиси—Джейхан представляет интерес для всех стран региона, кроме России и

Ирана, поскольку с экономической точки зрения Россия лишится дополнительных

доходов от прокачки азербайджанской нефти по трубопроводу

Баку—Новороссийск, а с политической — ослабнет ее влияние в регионе.

Согласно последним договоренностям между Грузией, Азербайджаном, Турцией

и США, достигнутым в Вашингтоне в апреле 2000 г., в полную мощность эта

линия может начать работу в качестве основного трубопровода в 2004 г.

Благодаря такому дополнительному маршруту (пропускная способность 50 млн. т

нефти в год), стоимость которого оценивается от 2,4 до 3,7 млрд. дол.,

запасы нефти, обнаруженные на севере Каспийского моря в секторе Казахстана,

смогут в полной мере реализовываться на внешних рынках. Однако

осуществление такого дорогого проекта будет иметь смысл, если подтвердится

открытие дополнительных запасов нефти в Казахстане. Казахская сторона

выразила желание поставлять нефть по двум направлениям — КТК и ОЭТ. Не

исключена возможность, что в будущем Казахстан может предпочесть более

дешевый маршрут через Иран в Персидский залив, но прохладные отношения

между США и Ираном мешают реализации подобных проектов.

Самым амбициозным проектом является сооружение Транскаспийского

газопровода: (Туркменистан—Азербайджан—Грузия—Турция—Западная Европа) с

пропускной способностью в 32 млрд. кубометров в год, предварительная

стоимость которого 2 млрд. дол. Такой маршрут очень выгоден богатому

природным газом Туркменистану, который предпочел бы не полагаться только на

экспортный маршрут через Россию, а продавать газ напрямую за твердую валюту

на западных рынках.

Наиболее значимыми и технологически трудными представляются проекты по

прокладке нефте- и газопроводов по дну Каспийского моря. В 1998 г. нефтяные

гиганты "Роял Датч/Шелл", "Шеврон", "Мобил" и правительство Казахстана

подписали соглашение по изучению возможностей прокладки двойной линии

трубопровода для экспорта нефти и газа из Актау (морской порт на восточном

казахстанском побережье Каспийского моря) до Баку (протяженность 370 миль,

приблизительная стоимость 2,5—3 млрд. дол.) по дну моря с последующим

подключением к маршруту Баку—Джейхан.

Главной задачей проекта является постоянная и надежная транспортировка

грузов из Европы в страны Закавказья и Центральной Азии и обратно. Такой

транспортный коридор позволит соединить в единое экономическое пространство

обширные территории и рынки, поможет стимулировать формирование

региональных центров производств и услуг.

Обладая существенным запасом энергоносителей и других полезных

ископаемых и находясь в центре Евразийского материка, Прикаспийский регион

в этом грандиозном по масштабу проекте полностью соответствует своему

названию и является в перспективе примером развития трансконтинентальных

коммуникаций.

Именно при таком развитии событий можно по праву перефразировать

известную формулу британского ученого X. Мак-киндера (1861—1947): «Тот, кто

контролирует "транспортные маршруты" в Евразии (по его мнению, Евразия —

"ось мировой политики") тот контролирует "хартленд" (сердце мира), а кто

контролирует "хартленд", тот контролирует судьбу мира».

Проблемы и сложности на пути к международному сотрудничеству

Не случайно США, Турция, Иран, Япония, Китай и другие страны проявляют

повышенный интерес к созданию энергетических транспортных коридоров в

Прикаспийском регионе и стремятся получить контроль над ними (путем

коммерческого участия своих компаний, предоставления кредитов,

политического давления). Однако Грузия, Азербайджан, Казахстан,

Туркменистан являются наиболее заинтересованными странами в создании этого

и других возможных маршрутов, которые пролягут по их территории. Даже

Россия, потеряв полноправный доступ в эти регионы мира, предлагает

альтернативный вариант "Шелкового пути" по российской территории. На

сегодняшний момент два прикаспийских государства — Казахстан и Азербайджан

— наиболее активно вовлечены в международную -региональную кооперацию (как

по значительному объему запасов, реальной добычи, так и наличию наиболее

перспективных маршрутов транспортировки нефти и газа) и выступают основными

игроками на Прикаспийском геоэкономическом поле.

Казахстан с полным правом может претендовать на роль перекрестка

транспортных путей благодаря своему геополитическому положению и нахождению

в центре Евразии.

Азербайджан не только обладает огромными топливно-энергетическими

ресурсами, но и, находясь на стыке Европы и Азии, имеет транзитные

возможности.

Несомненно, что сотрудничество разных стран в этих и других совместных

проектах и программах является необходимым условием включения новых

независимых государств в мировые хозяйственные связи, создает предпосылки

для стабильного и устойчивого развития их экономик, благотворно влияет на

решение межгосударственных и внутренних проблем. С другой стороны,

межгосударственное сотрудничество и транснациональная кооперация в этих

регионах по мировым меркам только набирает обороты и к тому же за неполные

десять лет после распада СССР возникли трудности и проблемы, от решения

которых будут зависеть успешность и стабильность сотрудничества.

Во-первых, с возникновением новых независимых государств в этих регионах

изменилась прежняя расстановка геополитических сил в Закавказье и

Центральной Азии. С точки зрения России это так называемые страны "ближнего

зарубежья", бывшие республики единого государства СССР, являющиеся сегодня

членами СНГ и имеющие общие исторические связи с Россией. Для Запада (в

первую очередь для США) — это новые независимые государства, самостоятельно

определяющие свой внешнеполитический курс, ход и темп экономических реформ.

Различные подходы к терминологии определяются различиями национальных

интересов России и США относительно этих стран.

Во-вторых, именно обнаружение больших запасов нефти и газа в районе

Каспийского моря и открытость экономик, новых стран этого региона для

иностранных инвестиций создают в регионе качественно новую политическую и

геоэкономическую ситуацию. Сегодня закавказские и центральноазиатские

страны не в состоянии своими средствами и с помощью своих ресурсов

модернизировать старые производственные мощности, создать новые технологии

и в полном объеме освоить свои природные богатства. Они вынуждены

обращаться за финансовой помощью, привлекать зарубежные инвестиции и

технологии. К тому же уход России/СССР из своего исторического

геополитического пространства привел к образованию там вакуума политической

и экономической силы и власти. В совокупности все эти факторы обусловливают

повышенный интерес к региону со стороны западноевропейских стран, США,

Китая, Японии, мусульманских государств Азии, которые стремятся к активному

проникновению в регион, занимая место России, которая теряет свое влияние.

И хотя Россия за последнее время активизировала деятельность по развитию

стратегического партнерства в рамках СНГ, тем не менее, идет напряженная

борьба за контроль, как над энергоносителями, так и над их

транспортировкой.

В-третьих, активная экономическая вовлеченность иностранных компаний

перерастает в политическое и дипломатическое давление со стороны Запада,

особенно в тех странах, которые не заявили о тесном военно-политическом

сотрудничестве с ним.

С экономической точки зрения вовлеченность США и транснациональных

компаний и международных финансовых институтов играет положительную роль в

экономике новых республик, так как именно они выделяют основные средства на

стабилизацию бюджета, на развитие внутренних производств, что благотворно

сказывается на экономическом росте, увеличении занятости, притоке новых

технологий и т.п.

В-четвертых, после обретения независимости оказалось, что прикаспийские

государства СНГ имеют разные стартовые экономические и политические

условия. Казахстан, Туркменистан, Азербайджан имеют выход к Каспийскому

морю, богаты энергетическими ресурсами (по предварительным оценкам,

Азербайджан обладает 36—45 млрд. баррелей нефти, 46 трлн. куб. футов газа,

Казахстан — 102—110 млрд. баррелей нефти, 141 —171 трлн куб. футов газа,

Туркменистан — 82 млрд. баррелей нефти, 257—314 трлн. куб. футов газа),

занимают при этом великолепное транзитное географическое положение.

Наконец, в-пятых, трудности для дальнейшего сотрудничества

обусловливаются отсутствием четких интересов России в этом субрегионе, ее

неучастием в самых крупных транснациональных проектах ТРАСЕКА,

Баку—Джейхан. Все это создает напряженность в двухсторонних и

многосторонних отношениях на государственном уровне и вызывает

подозрительность со стороны России, что в свою очередь ведет к дисбалансу

регионального сотрудничества.

Полноценная и взаимовыгодная кооперация возможна при участии всех

заинтересованных сторон: России, Турции, Ирана. По-видимому, в Вашингтоне

начинают понимать, что выталкивание России из крупномасштабных

экономических проектов и программ может полностью дестабилизировать

сотрудничество. Поэтому при подписании соглашения о возможном строительстве

трубопровода Баку—Джейхан с американской стороны было заявлено, что они

хотели бы видеть среди участников регионального международного

сотрудничества по освоению энергетических ресурсов Каспия не только Грузию,

Азербайджан и Турцию, но и Россию и Казахстан.

К сожалению, Россия сегодня не обладает возможностями для широкого

инвестирования, которое необходимо для равноправного участия в проектах в

этом регионе. Россия не в состоянии оказать финансовую помощь "ближнему

зарубежью" и это является одной из основных причин, по которым она теряет

свои позиции в Прикаспийском регионе и Центральной Азии. С другой стороны,

с обнаружением больших дополнительных запасов нефти и газа в российском

секторе Каспия открываются новые возможности и для России. Во-первых,

появляется "свой экономический" интерес с последующим влиянием на

геополитическую расстановку сил в регионе в качестве не только "северного

соседа", но и полноправного участника всех транспортных проектов. Во-

вторых, одна из причин ограниченного влияния России в Каспийском регионе

состоит в том, что она обладает сравнительно небольшими резервами

углеводородного сырья в Каспийском море.

Однако в результате буровых исследований российская компания "ЛУКОЙЛ"

обнаружила крупные запасы углеводородов в российском секторе Каспия,

предварительно оцениваемые в 300 млн. т. Первые сейсмические исследования

на площади 60 тыс. м2 выявили шесть перспективных структур и две

прогнозируемые. Специалисты с уверенностью говорят об открытии не просто

отдельно взятого месторождения, а об обнаружении и создании целой "новой

нефтяной провинции России на севере Каспия", где "ЛУКОЙЛ" намерен добывать

15—20 млн. т нефти в год. Однако лишь после завершения всех

исследовательских работ на испытательной скважине можно будет с полной

уверенностью определить объемы обнаруженных нефти и газа. По

предварительным прогнозам, на долю России приходится 24% ресурсов Каспия,

это почти 2 млрд. т условного топлива17.

Можно предположить, что кремлевское руководство будет последовательно

проводить более энергичный внешнеполитический курс с основой на

экономическое региональное сотрудничество. Последние события показывают

стремление РФ поддерживать интересы российского предпринимательства за

рубежом "через содействие развитию национальной экономики с включением

России в систему мирохозяйственных связей"18. Однако такое желание

ограничивается ресурсным обеспечением со стороны государства. В этой связи

приоритет отдается созданию зоны свободной торговли, реализации программ

совместного рационального использования природных богатств, созданию

совместных предприятий, поддержке деятельности российских гигантов

"ЛУКОЙЛа", "Газпрома", "ЮКОСа", "Роснефти" в международных проектах. И в

этом направлении со стороны России уже сделаны некоторые шаги.

— Создана Каспийская нефтяная компания (КНК) со штаб-квартирой в

Астрахани при участии "ЛУКОЙЛа", "ЮКОСа" и "Газпрома" с целью освоения

обнаруженных в российской зоне Каспийского' моря дополнительных запасов

нефти. Становящиеся на ноги российские гиганты "ЛУКОЙЛ", "Газпром", РАО ЕЭС

и некоторые другие компании сегодня стремятся принять полноценное и

полноправное участие в зарубежных проектах.

— Введен пост специального представителя России по вопросам

урегулирования статуса Каспия в ранге замминистра иностранных дел. Это

подтверждает готовность и стремление России активнее и настойчивее

участвовать во всех вопросах, связанных с освоением природных богатств

Прикаспийского региона, способствовать продвижению интересов крупных

российских компаний на мировые рынки, влиять на выбор транспортных

коридоров и маршрутов, принимать участие в их строительстве.

— Постепенно, исходя из двухсторонних отношений, российской стороной

решается проблема определения статуса Каспийского моря. Между Россией и

Казахстаном подписано Соглашение о разграничении дна северной части

Каспийского моря (1998) и Декларация о сотрудничестве на Каспийском море

(2000). Подписаны Совместное заявление РФ и Республики Азербайджан о

принципах сотрудничества на Каспийском море (2001), а также Совместное

заявление по правовому статусу Каспийского моря между Россией и Ираном

(2001).

Российская сторона выдвинула инициативы по созданию стратегического

экономического центра по Каспию и совместной эксплуатации его ресурсов.

Наконец, утверждена концепция внешней политики РФ в качестве системного

документа, определяющего приоритеты внешнеполитической деятельности России.

В ней, в частности, говорится, что Россия будет добиваться выработки такого

статуса Каспийского моря, который позволил бы прибрежным государствам

развернуть взаимовыгодное сотрудничество по эксплуатации ресурсов региона

на справедливой основе, с учетом законных интересов друг друга.

Краткий анализ транснационального сотрудничества в Прикаспийском регионе

показал, что осуществляемые масштабные совместные проекты связаны в

основном с разработкой сырьевых ресурсов и прокладкой новых маршрутов их

доставки на мировые рынки. Оценочные и подтвержденные объемы запасов нефти

и газа в регионе, возможные маршруты их экспорта будут влиять на развитие

политических событий в этом регионе в начале XXI в. Углеводородные ресурсы

в этом регионе являются очень эффективным внешнеполитическим фактором,

который в значительной степени будет влиять на характер экономического

международного сотрудничества в Прикаспийском регионе.

Список литературы

1.http//www.rg.ru/official/from_mid/mid/989.htm

2.Концепция внешней политики

РФ//http://ww.rg.ru/official/doc/sng/concept.shtm.

3. A national security strategy for a new century//The White House.Dec.1999

4.Митяева Е. Развитие в Каспийском регионе и интересы США//США: экономика,

политика, культура.1999.№11.

5.Эхо планеты.2000.№27.

6.Нефть России.2000.№5-6.

7.Мартынов В.А. Прогноз тенденций мирового экономического

процесса//КосмоПОЛИС:Альманах.1999

© 2010