На главную

Россия-Япония: состояние и перспективы взаимоотношений


Россия-Япония: состояние и перспективы взаимоотношений

Волго-Вятская Академия Государственной Службы

Кафедра социологии

РЕФЕРАТ

Имидж государственного служащего.

Выполнила: студентка 2 курса, гр. 201

Каткова Ирина

Проверил:

Н. Новгород, 2001

Содержание:

Введение.

1. Современная Япония.

2. История российско-японских отношений.

3. РФ и Япония в 90-е годы:

1. Тенденции развития российско-японских отношений.

2. Экономическое сотрудничество стран.

3. Проблема Южных Курил.

4. Перспективы партнерства России и Японии.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение.

Современная Япония – одна из наиболее развитых стран мира. Несомненно,

что сотрудничество с Японией является важным фактором экономической,

социальной, культурной и политической жизни России.

В Концепции внешней политики России, утвержденной 28 июня 2000 года

Президентом В. В. Путиным, говорится, что «РФ выступает за устойчивое

развитие отношений с Японией, за достижение подлинного добрососедства,

отвечающего национальным интересам обеих стран».[1] В настоящее время

между странами существует целый ряд проблем, решение которых – необходимое

условие развития сотрудничества.

Цель данной работы – осветить наиболее актуальные проблемы

взаимоотношений и проследить тенденции развития сотрудничества стран.

1. Современная Япония.

После второй мировой войны экономика Японии находилась в крайне

плачевном состоянии. Однако умело проведенная экономическая политика уже к

концу 60-х годов позволила стране встать на ноги. Сегодня Япония – одна из

наиболее развитых стран. По существующим данным, Япония с населением 120

млн. может производить товаров и услуг всего лишь на 15 % меньше, чем США.

Показательно также то, что заграничные капиталы Японии превышают 1 трлн.

долларов.[2] Япония сейчас является не только второй по экономической мощи

державой мира, но и крупнейшим кредитором, а также одним из основных

доноров международных организаций и программ. В последние годы Япония

обеспечивает около 15 % годового бюджета ООН. Немаловажным фактом является

также то, что Япония занимает третье место среди развитых стран по размерам

национального дохода на душу населения, составившего в 1995 году 31, 9 тыс.

долларов[3]. Хотя в настоящее время исследователи приводят множество

доводов, указывающих на то, что уже прослеживаются признаки грядущего

отставания Японии в своем экономическом развитии, но, тем не менее,

позитивные тенденции преобладают над негативными.

Большинство геополитиков относят Японию к государствам-центрам силы.

Здесь следует учесть следующий факт. Япония – асимметричная великая

держава, поскольку ее экономическая мощь не соответствует ее военному и

политическому весу и влиянию. Но она располагает возможностями для

существенного увеличения военных расходов, а о растущих политических

амбициях Страны восходящего солнца свидетельствуют ее претензии на место в

Совете Безопасности ООН в качестве постоянного члена. И если существующая

асимметричность будет преодолена, то это может вызвать революционные

изменения во всем мире.[4]

2. История российско-японских отношений.

Русско-японские отношения имеют более чем трехсотлетнюю историю.

Первые сведения о Курильских островах сообщил в 1697 году русский

землепроходец В. В. Атласов. В 1854 году Япония, бывшая до этого «закрытой

страной», была «открыта» М. Перри для европейцев. Уже в 1855 году был

заключен первый русско-японский договор – «о мире и дружбе». Этот договор

определял морскую границу, а японское правительство открыло для русских

судов порты Симода, Хакодате, Нагасаки. В 1895 году был заключен договор о

«взаимной свободе торговли и мореплавания» и режиме наибольшего

благоприятствования для подданных одной страны на территории другой.

Отношения между Россией и Японией носили позитивный характер вплоть

до русско-японской войны. В 1904 году война была развязана Японией, носила

империалистический характер и велась за господство в Северо-Восточном Китае

и Корее. В результате заключения Портсмутского мира 5 сентября 1905 года

Россия признала Корею сферой влияния Японии и уступила ей Южный Сахалин.

1 сентября 1939 года началась вторая мировая война. В течение

практически всего ее периода (сентябрь 1939 г. — август 1945 г.) Япония и

Советский Союз не находились в состоянии войны. Дело в том, что в апреле

1941 года между обеими странами был заключен Пакт о нейтралитете со сроком

действия на 5 лет.

4 – 11 февраля 1945 года в Ялте встретились главы правительств трех

союзных держав: И. В. Сталин (СССР), Ф. Д. Рузвельт (США) и У. Черчилль. В

результате Ялтинской конференции (Крымской конференции) СССР выразил

согласие на определенных условиях вступить в войну против Японии. По

условию Ялтинской конференции СССР отходили так называемые «северные

территории».

9 августа 1945 года, три дня спустя после атомной бомбардировки

Хиросимы и в тот же день атомной бомбардировки Нагасаки, Советский Союз

вступил в войну против Японии, поражение которой уже не вызывало никаких

сомнений. Спустя неделю, 14 августа Япония приняла условия Потсдамской

декларации и капитулировала перед союзными державами.

После окончания войны вся территория Японии была оккупирована союзными

войсками. В результате переговоров между союзниками территория собственно

Японии подлежала оккупации войсками США, Тайвань — войсками Китая, а

Сахалин и Курильские острова — советскими войсками. Что касается Курил, то

советские войска 18 августа заняли остров Шумшу, а потом 27 августа,

продвинувшись до острова Уруп, южного конца Курильской гряды, они

развернулись назад от данного острова. Но, узнав об отсутствии американских

войск на Северных территориях, в период до 3 сентября они оккупировали и

Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряду Хабомаи, которые являются исконными

территориями Японии.

Оккупация Северных территорий была военной оккупацией, совершенно

бескровной после военных действий, и, следовательно, подлежала прекращению

в результате территориального урегулирования по мирному договору.

И. В. Сталин Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля

1946 года включил районы, находящиеся под оккупацией, в состав территории

своей страны. В период 1947—49 годов Советский Союз насильственно выселил

японцев, проживавших на Итурупе, Кунашире, Шикотане и гряде Хабомаи (до

войны на этих островах проживало свыше 17 тысяч японцев) и начал заселять

оккупированные районы советскими гражданами.

В 1956 году между Советским Союзом и Японией были проведены

переговоры, которые, однако, не привели к договоренности: японская сторона

заявляла, что Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряда Хабомаи являются территорией

Японии и требовала их возвращения, а советская сторона соглашалась вернуть

лишь Шикотан и Хабомаи.

В результате Япония и СССР вместо мирного договора подписали

Совместную декларацию, предусматривавшую прекращение состояния войны и

восстановление дипломатических отношений. Стороны обязались продолжить

переговоры о заключении мирного договора и о возвращении после заключения

мирного договора гряды Хабомаи и острова Шикотан.

Проблема Хабомаи и Шикотана в составе территориального вопроса между

Японией и СССР в принципе разрешена японо-советской Совместной декларацией.

Следовательно, остается проблема Итурупа и Кунашира, которая должна быть

решена на переговорах по мирному договору.

После заключения Совместной декларации между Японией и СССР

периодически проводились переговоры по мирному договору, но реального

результата не было получено. В частности, при тоталитаризме СССР долгое

время занимал жесткую позицию, сводившуюся к тому, что «территориального

вопроса не существует».

3. РФ и Япония в 90-е годы:

1. Тенденции развития российско-японских отношений.

Появление в 1991 году на международной арене новой России как

суверенного государства, провозгласившего путь демократических и рыночных

преобразований, обусловило становление принципиально иного по сравнению с

предшествующим периодом характера отношений нашей страны с ее

дальневосточным соседом -– Японией. С распадом СССР и началом реформ в

России исчезла причина военно-политической и идеологической конфронтации с

Японией как неизбежного следствия прежнего советско-американского

соперничества. Наряду с этим с учетом тенденции к формированию

многополярного мира Россия стала подходить к Японии как к крупной

самостоятельной экономической державе с растущим потенциалом политического

влияния в международных делах.

Стало очевидным, что подъем российско-японских отношений на более

высокий уровень будет способствовать решению важной для национальных

интересов России задачи вхождения в качестве полноправного партнера в

мировое сообщество, его глобальные («восьмерка», МВФ, ВТО) и региональные,

азиатско-тихоокеанские (АТЭС и др.) институты взаимодействия и

сотрудничества. Кроме того, улучшение отношений с Японией было необходимым

для решения более конкретных, но не менее значимых задач: эффективное

задействование потенциала российско-японского экономического для социально-

экономического подъема районов Дальнего Востока России; подключение

дальневосточных субъектов Федерации к взаимовыгодному сотрудничеству в

субрегионе Северо-Восточной Азии; использование опыта Японии для

продвижения экономических реформ России; укрепление безопасности России на

дальневосточном направлении.

Японское правительство в декабре 1991 года одним из первых признало

Российскую Федерацию в качестве государства – продолжателя СССР и заявило

о своей поддержке российских реформ в качестве долгосрочного

стратегического курса, поскольку, как подчеркивали в Токио, успех

преобразований в России отвечает интересам всего международного сообщества,

включая Японию[5].

Однако процесс налаживания отношений между странами шел достаточно

вяло, несмотря на то, что японское руководство отошло от прежней жесткой

увязки всего и вся в российско-японских отношениях с прогрессом в решении

территориальной проблемы и стало придерживаться более гибкой, реалистичной

линии, предполагающей активное развитие отношений с Россией параллельно с

продолжением переговоров по мирному договору.

Крупным событием на пути налаживания взаимоотношений России и Японии

стал официальный визит Б. Н. Ельцина в Токио в октябре 1993 года. В

результате была подписана Токийская декларация о российско-японских

отношениях – первый комплексный документ, определивший принципиальные

основы отношений между новой Россией и Японией, а также пакет из более

полутора десятков соглашений и документов по развитию двустороннего

сотрудничества в различных областях.

В Токийской декларации было зафиксировано намерение сторон

взаимодействовать в делах строительства нового международного порядка и

полной нормализации российско-японских отношений, а также углублять

сотрудничество в области разоружения, развивать диалог и взаимодействие в

других сферах.

Токийские договоренности на высшем уровне открыли путь для дальнейшей

активизации российско-японских отношений по многим направлениям. В

частности были сделаны важные шаги в развитии экономического

сотрудничества.

Особенно широкое, динамичное развитие, многоплановое развитие российско-

японских отношений приходится на период с 1997 года. 1 – 2 ноября 1997 года

в Красноярске состоялась первая в истории взаимоотношений России и Японии

неформальная встреча руководителей двух государств. Красноярский саммит

стал этапным событием в отношениях с нашим дальневосточным соседом,

положившим начало их продвижения в направлении партнерства.

В Красноярске Б. Н. Ельцин и Р. Хасимото сформулировали новые принципы

российско-японских отношений – взаимное доверие, взаимная выгода,

долгосрочность, тесное экономическое сотрудничество. Значительное внимание

было уделено проблеме мирного договора. Руководители стран отметили

необходимость развязывания этого узла, омрачающего отношения России и

Японии и договорились приложить все усилия, чтобы заключить мирный договор

к 2000 году на основе Токийской декларации

Диалог между Президентом России и премьер-министром Японии был

продолжен в апреле 1998 года на их неформальной встрече в японском

курортном местечке Кавана. Был достигнут ряд новых договоренностей по

дальнейшему продвижению двусторонних отношений.

В июле 1998 года состоялся официальный визит в Японию председателя

правительства России С. В. Кириенко. В ходе визита был достигнут ряд

договоренностей в сфере экономики.

Активно развивающиеся российско-японские отношения во второй половине

90-х годов создали предпосылки для повышения их уровня. Эта цель была

поставлена в Московской декларации об установлении созидательного

партнерства, подписанной 13 ноября 1998 года Президентом России Б. Н.

Ельциным и премьер-министром Японии К. Обути в ходе визита последнего в

Москву. Констатировав, что двусторонние отношения занимают одно из

важнейших мест во внешней политика России и Японии, лидеры двух стран

провозгласили в качестве главнейшей задачи установление партнерства на базе

принципов доверия, взаимной выгоды, долгосрочной перспективы и тесного

экономического сотрудничества.

1999 год для российско-японских отношений прошел под знаком

последовательной реализации поставленной на высшем уровне задачи

строительства партнерских отношений. Российско-японские отношения

продвигались вперед в ключе общего понимания, что созидательное партнерство

предполагает широкое, активное развитие всего комплекса двусторонних связей

и сотрудничества в сочетании с продолжением конструктивного решения

проблемы пограничного размежевания.

В середине феврали 2000 года министр иностранных дел России И. С.

Иванов посетил Японию с официальным визитом. Состоялась встреча И. С.

Иванова с премьер-министром Японии К. Обути, которому было передано личное

послание В. В. Путина. Были проведены переговоры между И.С. Ивановым и

министром иностранных дел Японии Ё. Коно. К. Обути и Ё. Коно заявили о

неизменности курса на развитие отношений с Россией.

Визит И. С. Иванова показал устойчивый, поступательный характер

развития отношений между Россией и Японией, не подверженный конъюнктурным

колебаниям, выявил хорошие перспективы российско-японских связей по всем

направлениям.[6]

3 – 5 сентября 2000 года состоялся официальный визит Президента России

В. В. Путина в Японию. Переговоры В. Путина с И. Мори были сфокусированы на

таких ключевых аспектах, как стратегическое сотрудничество в мировых делах,

развитие двусторонних торгово-экономических связей и проблема мирного

договора, причем по каждому из этих аспектов был достигнут определенный

прогресс. Впервые в истории двусторонних отношений Президент России и

премьер-министр Японии подписали Совместное заявление о взаимодействии

России и Японии в международных делах. Здесь стороны не просто суммируют

совпадающие или близкие подходы, но идут дальше, к реальной взаимной

поддержке.

Подводя итог, можно сказать, что визит В. Путина стал важным шагом в

процессе строительства партнерства между двумя странами. Это позволяет

высказать предположение о сохранении и развитии позитивных тенденции в

отношениях России и Японии.

2. Экономическое сотрудничество стран.

Экономическое сотрудничество России и Японии является одним из наиболее

важных аспектов выгодных взаимоотношений двух стран. История развития

экономических отношений стран развивалась параллельно подъему российско-

японских отношений на более высокий уровень.

Первый важный шаг в налаживании экономических отношений был сделан в

ноябре 1994 года: стороны договорились о создании Российско-японской

межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам, которую

возглавляют заместитель председателя правительства России и министр

иностранных дел Японии.

В ходе различных контактов между руководством стран был заключен ряд

договоренностей по вопросам экономики. Наиболее рациональным будет осветить

экономическую сторону переговоров В. Путина и И. Мори, так как в ходе этих

переговоров была подведена черта всем предыдущим контактам стран по

экономическим вопросам. Итак, в ходе переговоров была подписана Программа

углубления сотрудничества в торгово-экономической области между двумя

странами. Этот документ определяет основные направления российско-японского

сотрудничества в экономической сфере: поощрение взаимной торговли и

японских инвестиций в российскую экономику, взаимодействие в освоении

энергоресурсов Сибири и Дальнего Востока в целях стабилизации

энергоснабжения в АТР, транспорт, наука и технологии, атомная энергетика,

освоение космоса, содействие интеграции российской экономики в

мирохозяйственные связи, поддержка экономических реформ России, включая

подготовку кадров для рыночного хозяйства, и т. д. [7]

Президент России подтвердил глубокую заинтересованность российской

стороны в активизации экономического сотрудничества с Японией и предложил

ряд новых крупных идей, реализация которых давала бы большие выгоды России

и Японии, кардинально расширяла бы масштабы их экономического

сотрудничества. Речь идет, в частности, о проекте строительства энергомоста

Россия – Япония, в рамках которого можно было бы экспортировать в Японию

электроэнергию с электростанций на Сахалине и других районов Дальнего

Востока, прокладке магистральных газопроводов в Японию и другие страны АТР

с месторождений в восточной части России, строительстве тоннелей Япония –

Сахалин, что позволило бы связать Японию железнодорожным сообщением с

Европой через Транссибирскую магистраль, и о некоторых других

предположениях.

В целом, можно сказать, что экономические отношения России и Японии

находятся в благоприятном положении и развиваются в сторону взаимовыгодного

сотрудничества.

3. 3. Проблема Южных Курил.

Проблема Южных Курил одна из ключевых во взаимоотношениях России и

Японии.

После поражения России в войне 1904 – 1905 г. г. по Портсмутскому

мирному договору, навязанному России прежде всего США и Англией, острова

Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи и половина острова Сахалин отошли к

Японии. В 1945 году после разгрома Квантунской армии в Маньчжурии, японских

гарнизонов на Итурупе Кунашире, Шикотане и Хабомаи они вновь перешли под

юрисдикцию России. В апреле 1945 года был принят Устав ООН, который

предписывал коллективные меры против любого агрессора (ст. № 107 Устава

ООН). Он допускал изъятие территорий государств, воевавших против

союзников. В случае противоречий между действовавшими договорами и Уставом

ООН преимущественную силу имел Устав ООН. Устав был одобрен Японией в 1956

году. Отсюда можно сделать вывод, что притязания Японии на «северные

территории» не имеют под собой юридической силы.[8]

Проблема Южных Курил или так называемых «северных территорий»

неразрывно связана с проблемой заключения мирного договора между Россией и

Японией.

Первый шаг на пути решения проблемы мирного договора и территориального

размежевания стран был сделан в ходе визита Президента России б. Н. Ельцина

в Токио в октябре 1993 года. В Токийской декларации, подписанной в ходе

визита, были впервые сформулированы основные принципы дальнейших

переговоров по заключению мирного договора: «Президент Российской Федерации

и премьер-министр Японии, придерживаясь общего понимания о необходимости

преодоления в двусторонних отношениях тяжелого наследия прошлого, провели

серьезные переговоры по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир,

Шикотан и Хабомаи. Стороны соглашаются в том, что следует продолжать

переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения

указанного вопроса, исходя из исторических и юридических фактов, а также

принципов законности и справедливости, и таким образом полностью

нормализовать двусторонние отношения. В этой связи правительство Российской

Федерации и правительство Японии подтверждают, что российская Федерация

является государством – продолжателем СССР и что все договоры и другие

договоренности между Советским Союзом и Японией продолжают применяться в

отношениях между российской Федерацией и Японией».[9]

Значительное внимание проблеме мирного договора было уделено на встрече

Б. Н. Ельцина и Р. Хасимото в Красноярске (1 – 2 ноября 1997 года).

Руководители стран отметили необходимость заключения мирного договора между

странами и договорились приложить все усилия для того, чтобы заключить

мирный договор к 2000 году на основе Токийской декларации.

Новое измерение переговоры по мирному договору получили на встрече Б.

Н. Ельцина и Р. Хасимото в апреле 1998 года. Президент России и премьер-

министр Японии дали указание ускорить переговорный процесс. При этом с

японской стороны было выдвинуто конкретное предложение по пограничному

размежеванию, идущее в русле японской официальной позиции. Российская

сторона зарезервировала за собой право дать ответ на это предложение в ходе

следующей встречи на высшем уровне.

Серьезное внимание проблеме мирного договора было уделено в Московской

декларации об установлении созидательного партнерства, подписанной 13

ноября 1998 года президентом России Б. Н. Ельциным и премьер-министром

Японии К. Обути. В ходе встречи на высшем уровне в Москве Президент России

передал премьер-министру Японии ответ на каванское предложение японской

стороны. Ответ открыл возможность для продолжения работы по поиску

взаимоприемлемого решения проблемы пограничного размежевания в обстановке

всестороннего сближения России и Японии, включая углубление связей и

контактов в районе Южных Курил. С учетом этого Президент России и премьер-

министр Японии зафиксировали в Московской декларации указание

правительствам двух стран активизировать переговоры о заключении мирного

договора. Было поручено создать подкомиссии по пограничному размежеванию и

по совместной хозяйственной деятельности на островах в рамках возглавляемой

министрами иностранных дел совместной комиссии по вопросам заключения

мирного договора.

Переговоры по мирному договору, включая аспект пограничного

размежевания, продолжались в 1999 году (в феврале – в Токио и в мае - в

Москве). Российская сторона руководствовалась на переговорах своей

принципиальной позицией, состоящей в том, что решение проблемы пограничного

размежевания с Японией должно быть взаимоприемлемым, не наносить ущерба

суверенитету и территориальной целостности России, пользоваться пониманием

и поддержкой общественности обеих стран и быть одобренным законодательными

органами России и Японии. При этом российская сторона выразила мнение о

том, что речь должна идти не просто о мирном договоре, а о более широком,

отвечающем современным реалиям документе – Договоре о мире, дружбе и

сотрудничестве. Российская сторона предлагала обозначить в Договоре о мире,

дружбе и сотрудничестве принципиальную направленность дальнейшей совместной

работы по выходу на решение проблемы пограничного размежевания

(значительная активизация контактов в районе Южных Курил, дальнейшее

всестороннее сближение двух стран), а непосредственно саму линию границы

между Россией и Японией зафиксировать в отдельном документе в будущем,

когда будет выработана устраивающая обе стороны формула урегулирования

территориальной проблемы.

Можно сказать, что в 90-х годах Южные Курильские острова постепенно

становились районом российско-японского взаимодействия и взаимовыгодного

сотрудничества. Подобное изменение можно считать одним из самых

значительных политических достижений в отношениях России и Японии

последнего времени.

Визит Президента России В. Путина в сентябре 2000 года в Японию

позволил сторонам впервые за многие годы провести предметный и откровенный

разговор на высшем уровне по проблеме мирного договора. Обсуждение было

исключительно полезным, поскольку позволило значительно углубить

представления сторон об их позициях. С японской стороны было вновь

разъяснено содержание ее каванского предложения и подчеркнуто, что оно

носит оптимальный характер и позволяет решить проблему без ущерба интересов

обеих стран. Президент России, в свою очередь, изложил подход российской

стороны в пользу целесообразности поиска взаимоприемлемого решения проблемы

в обстановке поступательного развития российско-японских отношений во всем

их комплексе.

Может сложиться впечатление, что поскольку по вопросу о принадлежности

островов каждая из сторон осталась на своей позиции, продвижения в вопросе

о мирном договоре нет, и переговоры зашли в тупик. И все же правильнее

будет говорить о том, что, не смотря на реально существующие различия в

подходах к вопросу о суверенитете над Южными Курилами, как раз тупиковой

ситуации удалось избежать. Дело в том, что стороны рассматривали

территориальный вопрос с широких позиций, руководствуясь пониманием

стратегической и геополитической важности российско-японских отношений. В

результате было подписано Заявление Президента России и премьер-министра

Японии по проблеме мирного договора, которое создало прочную базу для

дальнейшей совместной работы над проблемой мирного договора и Южных Курил.

Хотелось бы надеяться, что в ближайшем будущем проблема мирного

договора будет благополучно разрешена с учетом того, что: «При всей

заинтересованности России в окончательном урегулировании взаимоотношений с

Японией и подписании мирного договора недопустимо, чтобы страна, являющаяся

продолжателем государства победителя в мировой войне при заключении мирного

договора с побежденной понесла территориальные потери».[10]

4.Перспективы партнерства России и Японии.

В настоящее время созданы благоприятные условия для дальнейшего

развития российско-японские отношений. По сути дела, сейчас между Москвой и

Токио остался один действительно трудный нерешенный вопрос –

территориальный. Но и он благодаря усилиям обеих сторон переведен из

источника противостояния в русло спокойных, взвешенных, конструктивных

переговоров с целью нахождения взаимоприемлемого решения. Важно при этом не

торопить события, не создавать завышенных ожиданий, после которых, как

показывает практика, наступает период разочарований. Жизнь уже показала,

что тактика давления и увязок абсолютно контрпродуктивна и возвращает

ситуацию в тупик. Очевидно, что решение столь сложной проблемы может быть

найдено только в процессе действительно активного развития двусторонних

отношений, осуществления контактов между широкими слоями общественности

обеих стран, интенсивного взаимодействия России и Японии в решении

актуальных проблем современности, то есть в условиях партнерства. Строить

его – приоритетная задача сторон. Также очень важно, чтобы политический

диалог был постоянным и доверительным, без этого невозможно рассчитывать на

решение политически сложных и тяжелых проблем.

Немаловажное значение для решения геополитических отношений России и

Японии имеет расширение гуманитарных и культурных обменов: между

парламентариями, предпринимателями, учеными, журналистами, деятелями

культуры, представителями отдельных регионов. Культурные обмены могут легче

всего повысить интерес стран друг к другу.

В целом можно сказать, что для строительства новых российско-японских

отношений двадцать первого века необходимо делать взаимные шаги навстречу

друг другу с учетом взаимных интересов народов двух стран.

Заключение

В последние годы отношения между Россией и Японией движутся в сторону

поиска взаимовыгодных и взаимоприемлемых решений. Очень важно, что основной

нерешенный вопрос между странами из разряда извечной конфронтации сторон

перешел в ранг конструктивных переговоров.

В целом можно говорить о том, что на рубеже столетий Россия и Япония

создали прочные предпосылки для установления партнерских отношений. Это

можно считать серьезным достижением обеих стран, с учетом того

обстоятельства, что в течение весьма длительного периода после второй

мировой войны отношения между ними характеризовались высокой степенью

отчужденности, подозрительности, недоверия и конфронтации.

Хотелось бы надеяться, что в будущем российско-японские отношения будут

двигаться в позитивном направлении, в сторону взаимного сотрудничества,

взаимовыгоды и поддержания крепких партнерских отношений.

Список использованной литературы:

1. Барциц И. Границы территории РФ: актуальные вопросы. // Власть, № 11,

2000 г.

2. Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. – Г. Б. Поляка, А. Н.

Марковой. – М., 1997 г., стр. 369 – 378.

3. Гаджиев К. С. Введение в геополитику, М., 1998 г.

4. Галузин М. Наши дела с Японией // Международная жизнь, № 3, 2000 г.

5. Галузин М. Размеренная поступь в отношениях с Японией // Международная

жизнь, №10, 2000 г.

6. Концепция внешней политики Российской Федерации // Международная жизнь,

№ 8 – 9, 2000 г.

7. Нартов Н. А. Геополитика, М., 1999 г.

-----------------------

[1] Международная жизнь, № 8-9, 2000 г., стр. 13.

[2] Гаджиев К. С. Введение в геополитику, М., 1998 г., стр.282.

[3] Лебедева И. П. Экономические достижения и уровень жизни японцев//

Япония: мифы и реальность. М., 1999 г., стр. 30.

[4]Гаджиев К. С. Введение в геополитику, М., 1998 г., стр.282, стр. 284.

[5] Галузин М. Наши дела с Японией // Международная жизнь, № 3, 2000 г.,

стр.90.

[6] Галузин М. Наши дела с Японией // Международная жизнь, № 3, 2000 г.,

стр. 89.

[7] Галузин М. Размеренная поступь в отношениях с Японией// Международная

жизнь, № 10, 2000 г., стр. 75.

[8] Нартов Н. А. Геополитика, М., 1999 г., стр. 253

[9]Галузин М. Наши дела с Японией // Международная жизнь, № 3, 2000 г.,

стр. 91 – 92.

[10] Барциц И. Границы территории РФ: актуальные вопросы. // Власть, № 11,

2000 г., стр. 32

-----------------------

Волго-Вятская Академия Государственной Службы

Кафедра истории и политологии

РЕФЕРАТ

Россия и Япония: состояние и перспективы взаимоотношений.

Выполнила: студентка 2 курса, гр. 201

Каткова Ирина

Проверил: доцент, к.и.н. Давыдова Р.И.

Н. Новгород, 2001

© 2010