На главную

Традиционное в современной хозяйственной деятельнсти коренного оленеводческого населения


Традиционное в современной хозяйственной деятельнсти коренного оленеводческого населения

А. Б. Спеваковский

ТРАДИЦИОННОЕ В СОВРЕМЕННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРЕННОГО

ОЛЕНЕВОДЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

СЕВЕРА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

В свете возрастания роли общественных наук в разработке проблем

развитого социализма особое внимание этнографической науки сейчас

направлено па изучение современности и, в частности, на исследование

традиций в хозяйственной деятельности, их значения в развитии

современной экономики. Перед этнографами встают задачи сбора и

сбережения информации о традиционной производственной культуре, учета ее

особенностей, в том числе и у коренных народов Сибири, с

целью, как отмечал Ю. В. Бромлей, повышения практической роли

этнографии, усиления ее конструктивных и управленческих функций.

Социалистические преобразования, начавшиеся уже с первых лет Советской

власти, и широкомасштабное освоение пространств Сибири, которое

осуществляется особенно интенсивно в последние десятилетия, оказали

существенное влияние на все стороны жизни коренного населения Севера. На

основе закономерностей общественного развития в эпоху социализма произошла

трансформация в материальной и духовной культуре эвенов, эвенков, кoряков,

чукчей и других северных этносов, изменился их быт. В значительной степени

преобразования коснулись и хозяйственных занятий местных жителей. На смену

старому хозяйству пришли новые, отличные в социальном плане, иные в

качественном отношении социалистические формы хозяйствования, повлиявшие па

устойчивость экономики, навсегда освободившие аборигенов Севера от сезонных

голодовок и позволившие повышать производительность труда. Мероприятия по

укреплению организационно-экономической базы коллективных хозяйств и

укрупнению колхозов, многие из которых преобразованы в совхозы, повысили

техническую оснащенность- традиционных промысловыми позволили развивать

новые отрасли хозяйства — земледелие, животноводство и др.

Однако, несмотря на нововведения, многие традиционные особенности

хозяйства и культуры, которые в совокупности образуют этнические традиции,

вырабатываемые целенаправленной деятельностью каждого этноса в ходе его

исторического развития, все же показывают большую степень устойчивости.

В первую, очередь это можно отнести к оленеводству, практикуемому в ряде:

областей Севера, в том числе на северо-востоке Сибири у рассматриваемой

группы этносов.

В качестве одного из главных обстоятельств, обеспечивающих сохранение

оленеводства как отрасли хозяйства, выступает его приспособленность к

экстремальным северным условиям. Оно, как правило, практикуется в такой

климатической зоне, где невозможно разведение крупного рогатого скота и

земледелие. В этой связи следует особенно отметить неприхотливость

северного оленя, его способность круглый год добывать корм в суровом

климате.

Мероприятия, проводившиеся Советской властью с первых лет ее

существования, содействовали сохранению оленеводства, которое приобрело

государственное значение, способствуя тем самым ^развитию экономики народов

Севера. Внедрение в эту главную отрасль хозяйства коренного населения новых

методов выпаса животных, организации труда оленеводов. достижений

ветеринарии и обеспечение ее транспортными средствами и радиосвязью не

мешает тем не менее характеризовать оленеводство как занятие, в котором

наличествует ряд традиционных элементов. В традиционном крупностадном

оленеводстве корякско-чукотского типа, заимствованном у палеоазиатов; также

эвенами в связи с их этническими контактами на Чукотке, Камчатке и севере

Охотского побережья и признанном сейчас наиболее рентабельным хозяйственным

занятием коренного населения, как и прежде, практикуется круглогодичный

выпас оленей в соответствии с издавна выработанным годичным циклом.

Обслуживание животных базируется па использовании народных знаний, а быт

оленеводов во многом определяется самобытными традициями.

Сохранение традиционного объясняется и тем, что производственное

кочевание осуществляется на территориях, значительно удаленных от центров

современной культуры. Нередко оленьи стада откочевывают от поселков на 300

км и даже дальше. Необходимость такой отдаленности обусловлена тем, что

рядом с крупными поселками, предприятиями и местами разработок полезных

ископаемых, как правило, отсутствует корм для оленей.

Производственный опыт оленеводов, накопленный в течение многих веков,

прекрасное знание природных условий таежных тундреных районов имеют

непреходящее значение и в наши дни. Многие традиционные приемы ухода за

животными, выработанные коренным населением северо-востока Сибири и

практикуемые сейчас, наиболее эффективны и единственно приемлемы. Вряд ли

целесообразно полностью заменять их другими. Допустимо лишь привнесение в

них новаций, усовершенствований и улучшение их отдельных сторон.

В традиционных отраслях хозяйства и в оленеводстве в том числе живет и

развивается родной язык аборигенов. Кстати, терминология, связанная с

оленеводством, настолько богата, что ее очень трудно выразить на другом

языке.

В оленеводческом хозяйстве рассматриваемого региона и в подчиненных ему

сферах в настоящее время занято большинство представителей аборигенных

этносов. В табл. 1 показано распределение коренного населения по профессиям

на примере взятых выборочно нескольких наиболее типичных оленеводческих

поселков разных районов северо-востока Сибири.

Таблица 1

|Профессия |Охотский |Быстринский |Поселки |

| |р-н |р-н |Пенжинского р-на |

| |Xaбаровског|Камчатской |Корякского |

| |о края |обл. (пос. |автономного округа|

| |(пос. Арка)|Эссо, Ашшгай)|Камчатской обл. |

| |До 20 |20-30 |30-40 |40-50 |свыше 50 |

Эссо |3 |- |20 |1 |2 |3 |5 |5 |13 |7 | |

Несмотря на то что во многих поселках при наличии в интернатах

кабинетов профориентации приобщение к оленеводческим профессиям

осуществляется в соответствии с комплексным планом трудового обучения и

воспитания, большую роль в подготовке молодежи к работе в оленеводческом

хозяйстве играет в лице старшего поколения.

Обучение навыкам производственной деятельности является постепенно и

начинается обычно уже в раннем детстве. Как правило, оленеводы

рассматриваемого региона летом забирают своих детей из детских садов и

интернатов, где они живут на государственном обеспечении, в бригады. Все

лето дети вместе с родителями проводят в оленьих стадах, участвуют в

перекочевках и наблюдают за работой.

Самые первые сведения о профессии оленевода и специфике оленеводческого

хозяйства дети получают и из рассказов представителей старшего поколения, а

также пользуясь игрушками, которые делают для них родители или

родственники. У эвенов и эвенков игрушки, цель которых приобщить ребенка к

традиционному хозяйству, — это фигурки оленей, лошадей, собак,

изготовленные из рога горного барана или из дерева, игрушечные арканы и т.

п. Игрушки в данном случае становятся как бы символами, говорящими о

будущей хозяйственной деятельности. Обычай дарения таких игрушек известен у

подавляющего большинства народов мира.

Большое значение в деле пробуждения у детей школьного и дошкольного

возраста интереса к профессии оленевода имеют традиционные игры, во

многом копирующие хозяйственную деятельность взрослых и формирующие

производственные навыки у детей. В играх находит отражение и быт

коренного населения, они воспитывают любовь к природе, укрепляют здоровье,

способствуют выработке ловкости, выносливости, твердости и настойчивости

как качеств, особенно необходимых при занятиях оленеводством.

В большинстве игр дети оленеводов используют аркан — необходимый

предмет в снаряжении каждого пастуха, которым он обычно очень

дорожит. Аркан, уже побывавший в употреблении или новый, вручается

мальчику отцом или старшим братом. Смысл большинства игр с

употреблением аркана — овладение техникой его набрасывания на рога оленя с

целью отлова животного, выработка реакции я координации движений. Для

тренировок, используются ветки лиственницы или настоящие рога оленя,

которые дети держат над головой, изображая животных. Один или два

«пастуха» ловят их арканами, с тем чтобы потом запрячь в нарты. У эвенов

такая игра называется оропэвидакун иди .мавутлактак, у коряков — коячетык.

В другой эвенской игре с оленьими рогами (гаун'акачак) аркан

набрасывают на рога, которые един из играющих тащит за собой на ремне. К

числу упражнений с арканом относятся такие игры, как монэкан или муколовын

у эвенов и вопханеьоченам у коряков. В эвенской игре к длинному шесту

прикрепляется ремень с небольшим бруском дерева на конце. Затем шест

начинают вращать. Задача играющих, стоящих вокруг, — набросить аркан на

вращающийся кусок дерева. Победителем считается тот, кто сделает это

первым. Корякский вариант игры заключается в том, что вместо

куска дерева к веревке прикрепляются оленьи рога. Нередко в подобных

играх детьми создается ситуация, типичная для оленеводческой практики, —

уход части оленей из стада. В этом случае «оленеводы» ищут потерявшихся

«животных», т. е. спрятавшихся детей.

Кроме упражнений с арканом большое внимание в воспитании мальчиков

уделяется бегу наперегонки, езде на оленях, прыжкам в длину и в

высоту, борьбе, игре в кожаный мяч, набитый оленьим волосом, которая

распространена у коряков, и т. п. Девочки играют в такие игры, как

постановка чума, раскладывание разноцветных камушков в определенной

последовательности, что означает подготовку караванов оленей к перекочевке,

и т. д.

Постепенно от игр с рогами и другими предметами мальчики переходят к

тренировкам по набрасыванию арканов на живые объекты — телят оленя — около

базовых стоянок, куда пригоняют стадо для отдыха в середине дня.

Одновременно с играми и различными упражнениями происходит и посильное

приобщение Ь труду детей оленеводов. Мальчики 8—10 лет, например, участвуют

на временных стоянках в сборе топлива для очагов, девочки учатся шить

промысловую одежду и разделывать туши забитых Тюленей. Приблизительно с

9—10 лет мальчики во время летних каникул начинают ходить со взрослыми на

выпас оленьих стад, где молодежь ближе узнает повадки животных и учится

искусству оленевода.

В итоге можно отметить, что многие традиции в области хозяйственной

деятельности коренного населения северо-восточных ионов Сибири продолжают

существовать в наши дни. В совокупности с новым хозяйственные традиции

образуют органическое единство — основу жизнедеятельности аборигенов

Сибири.

© 2010