На главную

Внешнеэкономические внешние связи Санкт-Петербурга


Внешнеэкономические внешние связи Санкт-Петербурга

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

КАФЕДРА МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ

[pic]

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ (ИНВЕСТИЦИОННЫЕ) И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ВНЕШНИЕ СВЯЗИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Выполнил: студент Платонов Константин Сергеевич,

II курс, 4 группа.

Санкт-Петербург

2003

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...стр. 3

1. Глава I:

1. Иностранные инвестиции в экономику Санкт-Петербурга………...стр. 4

2. Внешнеторговая деятельность Санкт-Петербурга………………….стр. 8

1.2.1 Экспорт Санкт-Петербурга……………………………………….стр. 10

1.2.2 Импорт Санкт-Петербурга………………………………………...стр. 13

2. Глава II:

1. Международные связи Санкт-Петербурга на примере ЕС…………стр. 15

2.1.2 Сотрудничество с ЕС………………………………………………стр. 15

2.2.2 Сотрудничество со странами Северной Европы и странами

региона Балтийского моря…………………………………………………стр. 17

Заключение………………………………………………………………………..стр. 20

Литература………………………………………………………………………...стр. 21

Введение.

Данная работа посвящена рассмотрению положения Санкт-Петербурга как

субъекта Российской Федерации. Работа представляет собой анализ основных

тенденций развития субъекта и анализ внешних связей Санкт-Петербурга.

Поскольку работа является информационно-аналитической, автор уклонился от

обширного прогнозирования ситуаций и перспектив и сделал основной упор на

сбор и анализ данных прошедших лет, чтобы иметь возможность получить

некоторые итоги, которые в дальнейшем можно было бы испльзовать для

составления прогнозов развития.

Основной целью работы является анализ статистических данных для получения

кратких выводов и наглядной картины состояния дел Санкт-Птербурга во

внешнеэкономической и некоторых других внешних областях.

Не менее важной целью для автора является приобретение ценного опыта в

проведении информационного анализа и написании аналитических работ

подобного рода, поскольку это первая работа автора в данной области.

При написании работы автор столкнулся с некоторыми трудностями,

связанными с недостатком литературы по Санкт-Петербургу, а точнее, его

международной деятельности, и отсутствие свежих статистических данных.

Кроме того, трудность для понимания места Санкт-Петербурга в мировой

экономике составило отсутствие иностранных источников. Однако, несмотря на

это, удалось собрать довольно обширный материал, привлекая различные, в том

числе нетрадиционные, источники. Так, к примеру, в работе использовался

Стратегический план Санкт-Петербурга, разработанный центром социально-

экономических исследований «Леонтьевский центр». Однако Стратегический план

является лишь декларацией намерений, а конкретного плана экономического

развития города до сих пор не существует. Так, по мнению Сергея Миронова,

заместителя председателя Законодательного собрания Санкт-Петербурга,

«Стратегический план» фактически лишает Петербург статуса научно-

технического центра страны, лидера научно-производственной деятельности, а

навязывает участь «перевалочного» пункта страны.[1] Один из авторов

Стратегического плана, Борис Жихаревич как очевидное его достоинство

отмечает: «Он (план) четко декларирует умеренно-либеральные ценности»[2].

Таким образом, по поводу корректности Стратегического плана существуют

различные мнения, поэтому автор данной работы не полагался полностью на

содержание плана, а попытался проанализировать изложенные в нем

конкурентные возможности Петербурга.

Работа делится на две главы; в первой главе анализируются международные

экономические (инвестиционные) связи Санкт-Петербурга; вторая глава

является попыткой проследить политические отношения субъекта с зарубежными

государствами (в основном речь идет о европейском направлении). В

заключении представлен общий итог работы.

Автор поставил перед собой некоторые задачи при написании работы:

- сделать упор на анализ статистического материала, а не на

составление выводов и прогнозов;

- придать работе аналитический, а не описатьельный характер.

Глава I.

1.1. Иностранные инвестиции в экономику Санкт-Петербурга.

Место России в мировых инвестиционных рейтингах в целом весьма скромно,

а кризис 1998 года, ухудшение общего имиджа и рост финансовых рисков

выбросили ее далеко из первой сотни стран привлекательных для

инвесторов.[3]

Однако привлекательность отраслей и регионов сильно варьируется.

Объектами внимания остаются металлургия, добыча и переработка нефти, газа и

другого сырья и места их размещения. Внимание инвесторов привлекают также

центры третичного сектора экономики с рыночной инфраструктурой, повышенным

спросом на товары и услуги, особенно Москва и Санкт-Петербург (на них, по

оценкам экспертов, приходится 1/5 инвестиционного потенциала России).

Фактически три региона с наилучшими условиями (Москва, Санкт-Петербург,

Московская обл.) получали в последние годы от 50 до 75% всех прямых

иностранных инвестиций в экономику России.[4]

Размещение иностранного капитала по регионам России отражает различия

между ними по уровням коммерческого риска, с одной стороны, и ожидаемой

прибыли, с другой. Уже несколько лет, начиная с 1996г., журнал "Эксперт" и

рейтинговое агентство "Эксперт РА" посвящают свои исследования соотношению

инвестиционного потенциала и риска регионов России. При определении

инвестиционного потенциала учитываются основные макроэкономические

характеристики региона, насыщенность территории факторами производства,

потребительский спрос населения и другие показатели. Инвестиционный

потенциал региона складывается из восьми частных потенциалов (каждый из

которых, в свою очередь, характеризуется целым рядом показателей). Величина

инвестиционного риска отражает вероятность потери инвестиций и дохода от

них. В качестве основных составляющих инвестиционного риска рассчитываются

экономический, финансовый, политический, социальный, экологический,

криминальный и законодательный виды риска.

Санкт-Петербург в рейтинге за 1999-2000г. занимает одну из лидирующих

позиций, с высоким потенциалом и умеренным риском, уступая лишь Москве. Он

занимает второе место по инфраструктурному и институциональному

потенциалу[5]. По показателям инвестиционного риска Санкт-Петербургу

удалось в 1999-2000гг. покинуть первую десятку регионов-лидеров по этому

показателю, теперь он занимает 11-е место, по сравнению со вторым в 1998-

1999гг.[6]

Иностранный капитал стремится, прежде всего, в экономически активные

части российского пространства со сравнительно высокой восприимчивостью к

инновациям, являющиеся хозяйственными центрами обширных территорий и

имеющие относительно благоприятные инфраструктурные условия.

Из динамики иностранных инвестиций в Санкт-Петербург в 1993-1999 гг.

видно, что общий объем иностранных инвестиций стабильно растет, начиная с

1993г. и имеет лишь одно исключение в 1994г. (Табл.1; Рис.1)[7].

Таблица 1: динамика иностранных инвестиций.

|Млн. долл. США |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |

|Объем валютных |90 |36 |153 |139 |171 |309 |660 |

|инвестиций | | | | | | | |

|Объем рублевых | | |3 |31 |63 |101 |46 |

|инвестиций | | | | | | | |

|Общий объем |90 |36 |156 |170 |234 |410 |706 |

|иностранных инвестиций| | | | | | | |

Источник: Комитет по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга.

Диаграмма 1.

[pic]

В период 1992-1994гг. происходил этап формирования статистики рыночной

экономики, поэтому мы не располагаем более специфическими данными о

характере инвестиционного процесса. Можно полагать, что падение

инвестиционной активности может заключаться в гиперинфляции 1992г. и

политическом кризисе в России 1993г. В 1996г. было зафиксировано

незначительное снижение объема валютных инвестиций, которое было

компенсировано ростом рублевых иностранных инвестиций. Снижение инвестиций

1996г. можно связать с ожиданием политической нестабильности, связанной с

выборами Президента России и губернаторов регионов. В целом можно сказать,

что за 1995-1996гг. инвестиционный процесс находился в процессе стагнации.

Абсолютные объемы инвестиций были на незначительном уровне (менее 180 млн.

долларов). В 1997 г. начинается период роста объема иностранных

инвестиций. Предпосылкой для этого роста стал рост рублевых инвестиций в

1996 и 1997 гг. в эквиваленте более чем на 30 млн. долларов в год

соответственно. В 1997 г. общий объем иностранных инвестиций вырос на 64

млн. долларов или на 37% по сравнению с 1996г. Положительная тенденция

проявилась еще сильнее в 1998 г., когда рост валютных иностранных

инвестиций превысил данные 1997г. на 80%, валютный эквивалент объема

рублевых инвестиций превысил символическую сумму в 100 млн. долларов, а

общий объем инвестиций вырос на 75% и превысил 400 млн. долларов.

Результаты 1999 г. наглядно доказали, что достижения предыдущих лет были

не случайны. Объем иностранных инвестиций в твердой валюте вырос на 114% и

достиг 660 млн. долларов США. Объем иностранных инвестиций в рублях достиг

величины в 1050 млн. руб. (или 46 млн. долларов). Общий объем иностранных

инвестиций в экономику Санкт-Петербурга достиг 706 млн. долларов и вырос по

сравнению с предыдущим годом на 72%. Рост инвестиций можно объяснить

успешной реализацией крупных проектов с участием иностранного капитала в

1999г.:

- ввод в эксплуатацию завода "Ригли" по производству жевательной

резинки;

- окончание строительства завода "Жиллет Интернешл" по производству

бритвенных принадлежностей;

- введение цеха детского питания заводом "Петмол";

- открытие первой очереди нефтеналивного терминала компании "Нестэ" в

Ломоносове;

- введение в действие нового пивоваренного производства заводом

"Вена";

- организация производства пива заводом "Браво".

Структура инвестиций из-за рубежа показывает, что наиболее

привлекательными отраслями для инвестирования в 1999г. явились

промышленность (68,6% от общего объема инвестированных средств), особенно

пищевая промышленность, транспорт и связь (17%), а также торговля и

общественное питание (10,7%). Тенденции отображены в Таблице 2 и Диаграмме

2.

Таблица 2: привлекательность отрослей для инвесторов (в сотых долях).

| |Валютные |Рублевые |

| |инвестиции |инвестиции |

|Всего |100,0 |100,0 |

|Промышленность |68,6 |34,0 |

|Транспорт и связь |17,0 |0,6 |

|Строительство |0,9 |7,4 |

|Торговля и общественное |10,7 |52,6 |

|питание | | |

|Другие отрасли |2,8 |5,4 |

Источник: Investor(s Handbook: Saint-Petersburg, 2000.

Диаграмма 2.

[pic]

Среди стран-лидеров инвестиционного процесса наиболее стабильными

инвесторами являются США (от 18% до 44% от общего объема инвестиций для

США), затем Финляндия (от 10% до 20%) и Нидерланды (8,4%).

Важные позиции занимают Кипр и Люксембург (вместе - 13%), затем

Великобритания. География инвестиций, по-видимому, не совсем адекватно

отражает страны происхождения инвестиций, что определяется глобализацией

инвестиционного процесса и тенденцией возврата вывезенных ранее из России

денежных средств, возвращающихся через страны с режимами offshore.

Властями города проводится взвешенная политика по созданию благоприятного

инвестиционного климата за счет разумной налоговой политики. Обеспечивается

развитие инновационной деятельности и повышение деловой активности в сфере

малого предпринимательства. В настоящее время в Санкт-Петербурге

зарегистрировано около 180 тыс. субъектов малого предпринимательства. В

малом бизнесе занято свыше 700 тыс. человек (включая вторичную занятость).

Характерно, что в ходе кризиса из города не ушел ни один инвестор. Все

инвестиционные проекты в производственном секторе продолжаются. Генеральный

директор петербургского филиала компании “Эрикссон” даже заявил, что

“только революция может заставить нашу компанию уйти с российского

рынка”.[8]

Кризис в стране не отразился на выполнении пилотного проекта

реконструкции исторического центра с кредитом Всемирного Банка. Величина

первого транша кредита - 31 млн. долларов. Подготовлены проекты

строительства заводов по производству радиотелефонов и оборудования для

автобусов и автомобилей.

Стратегический инвестор-производитель прекрасно осознает, что если он

уйдет с петербургского рынка, то эту нишу очень быстро займут другие и

вернуться будет гораздо труднее.

Для содействия притоку инвестиций в начале 1997г. Комитетом по внешним

связям было подготовлено распоряжение губернатора Санкт-Петербурга "О

создании Совета по содействию иностранным инвестициям при губернаторе Санкт-

Петербурга", которое было подписано губернаторам 10.02.1997 за №123. Целью

создания Совета явилось формирование эффективной обратной связи,

конструктивного диалога между представителями органов власти Санкт-

Петербурга и предпринимателями по вопросам улучшения инвестиционного

климата в Санкт-Петербурге, создания благоприятных условий для развития

деловой активности. В ходе заседаний было подтверждено, что на сегодняшний

день наибольшую актуальность представляют вопросы создания эффективного

правового пространства для деятельности инвесторов, а также развития

инвестиционной инфраструктуры - четко отлаженной схемы работы с

инвесторами, создание условий для максимально продуктивного освоения

инвестиционных средств и их результативной отдачи.

В заключение можно сказать, что иностранные инвестиции отражают степень

доверия зарубежных инвесторов. Место Санкт-Петербурга в мировой и

российской экономике в значительной степени определяется способностью

привлекать иностранные инвестиции в Россию. Санкт-Петербург, по данным за

1997г. уверенно занимал третье место по объему накопленных иностранных

инвестиций после Москвы и Тюменской области. Так, по словам вице-президента

Европейского банка реконструкции и развития Дэвида Хекстера, Северо-Запад

является одним из ключевых регионов для инвестирования в России. По его

словам, ЕБРР наиболее интересные инвестиционные проекты осуществляет в

Санкт-Петербурге и Новгородской области - эти субъекты Федерации

были выбраны банком в качестве опорных.[9] Таким образом, можно сказать,

что Санкт-Петербург обладает достаточно высоким потенциалом, в плане

получения инвестиций, и обладает достаточным авторитетом среди зарубежных

финансистов. В подтверждение этому можно сказать, что город вышел в 1997г.

на международный рынок капиталов, разместив еврооблигации. "Объем эмиссии -

300 млн.долл, срок погашения 5 лет, доходность 9,5% годовых, что

существенно ниже, чем ставки по кредитам, предоставленным городу ранее

иностранными банками. Доходность петербургских облигаций рассчитана как

доходность казначейских облигаций США плюс 3,125%".[10] Сам факт размещения

еврооблигаций на столь выгодных условиях говорит о высоком международном

рейтинге города и, возможно, открывает путь к снижению цены заимствования у

частных зарубежных банков.

1.2. Внешнеторговая деятельность Санкт-Петербурга.

Открытие экономики в 1992г. означило резкое возрастание влияния внешних

факторов на формирование и функционирование российского рынка. С

установлением либерального режима возникла прямая связь между функциями

страны в мировой экономике и ее региональным развитием.

Современный этап социально-экономического и общественно-политического

развития России характеризуется активизацией региональных процессов. Одним

из его существенных проявлений является децентрализация власти и

последовательный выход республик, краев, областей, автономных округов на

самостоятельную экономическую и политическую арену в качестве

самостоятельных субъектов, решающих не только собственную судьбу, но и

будущее Российского государства.

Особое место в России вот уже третье столетие занимает Санкт-Петербург.

Значение внешнеторговой деятельности в экономике Санкт-Петербурга

постоянно возрастает. Санкт-Петербург по объему внешнеторгового оборота за

9 месяцев 2000 года - 3,4 млрд.долл.США[11] - занимает 3-е место среди всех

субъектов РФ после Москвы и Тюменской области.

Положительной тенденцией внешней торговли Санкт-Петербурга, проявившейся

в 1999г. после девальвации рубля 1998г., стало резкое улучшение баланса

внешней торговли (отрицательное сальдо 2 млрд.долл. в 1998г. и 160 млн.долл

по оценке на 2000г.), связанное со значительным ростом экспорта предприятий

города. Согласно Л.Б. Вардомскому, отрицательное внешнеторговое сальдо

характерно для приграничных и приморских районов, коим и является Санкт-

Петербург, в которых сравнительно широко представлена неорганизованная

(челночная) торговля. Через них в Россию завозится, а затем

распространяется по остальной территории по каналам мелкооптовой и

неорганизованной торговли большая часть импорта.[12]

Оценивая нынешнее состояние внешней торговли города на Неве, можно

сказать, что к началу 2000г. внешняя торговля практически оправилась от

последствий августовского кризиса 1998г.

В этой новой ситуации наблюдаются следующие важные тенденции:

- стабильный рост объема внешней торговли, в основном, за счет роста

экспорта;

- изменение баланса внешней торговли Санкт-Петербурга, положительное

сальдо на протяжении двух кварталов подряд;

- стабильный и практически линейный рост экспорта предприятий города

начиная со 2-го квартала 1999 г.;

- стабилизация объема импорта на уровне 60-70% от уровня

соответствующего периода прошлого года с некоторой тенденцией к росту.

Динамика внешней торговли позволяет предположить, что в дальнейшем

тенденция преимущественного роста экспорта должна продолжиться еще

некоторое время (до уменьшения эффекта снижения себестоимости продукции в

России, произошедшего за счет девальвации рубля). Значительным резервом

роста экспорта является рост производства конкурентоспособной продукции

малых и средних предприятий города.

Импорт будет плавно возрастать, как за счет объема потребления

экспортерами импортных комплектующих при росте экспорта, увеличения импорта

оборудования для модернизации промышленности, так и за счет повышения

импорта предметов потребления в соответствии с ростом уровня жизни

населения.

1.2.1.Экспорт из Санкт-Петербурга

С начала 1999 г. наблюдается рост стоимостных объёмов экспорта. При этом

его товарная структура (см.Табл.3) не претерпела существенных изменений по

сравнению с прошлым годом. На первом месте - продукция машиностроения (54%

от общего объёма или $1136 млн.), на втором - экспорт черных и цветных

металлов (21% или $433 млн.). Существенно увеличился по сравнению с прошлым

годом экспорт древесины и изделий из нее (1,6 раза).

Главные факторы роста экспорта усиление конкурентоспособности российской

технологической и сырьевой продукции в связи с девальвацией рубля, ростом

цен на мировых рынках на продукцию топливно-энергетического комплекса и

другие сырьевые товары.

По итогам 1999 года среди стран-экспортеров Китай занимает 1-е место

- 17% от общего объема экспорта Санкт-Петербурга (см. Диаграмму 3), что

связано с поставками в Китай корабля, построенного на судостроительном

заводе “Северная верфь”. Таким образом, разовая поставка изменила долю

стран-участников внешнеэкономической деятельности по Санкт-Петербургу.

Следом за Китаем идут Бельгия, затем

США. Стабильно велик экспорт в Финляндию – 6% и в страны СНГ.

Увеличился по сравнению с прошлым годом экспорт древесины и изделий из

нее (1,6 раза). Доля торговли со странами СНГ в общем товарообороте

составляет 14,2 % (12,2 % в экспорте и 15,9 % в импорте). Снижается

товарооборот с Белоруссией, Казахстаном, Украиной. В то же время

наблюдается некоторый рост в торговле с Азербайджаном.

В отношении стран Балтии следует сказать, что, несмотря на меры

Правительства РФ по ограничению транзита, уровень экспорта Санкт-Петербурга

остался примерно на уровне 1998г. А снижение почти в три раза импорта

объясняется тем, что продукция пищевой промышленности Эстонии, Латвии и

Литвы стала после кризиса неконкурентоспособна на петербургском

продовольственном рынке.

Диаграмма 3.

Таблица 3: структура экспорта/импорта.

| |Всего |В том числе: |

| |Экспорт |Импорт |Дальнее зарубежье |Страны СНГ |

| | | |Экспорт |Импорт |Экспорт |Импорт |

|Всего |2101,5 |2329,2 |1962,9 |2129,5 |138,6 |199,7 |

|в том числе: | | | | | | |

|Продовольственные |25,2 |1138,2 |17,8 |1030,6 |7,4 |107,6 |

|товары и сырье для их | | | | | | |

|производства | | | | | | |

|продукция |16,4 |11,7 |14,9 |11,7 |1,5 |0,0 |

|топливно-энергитическог| | | | | | |

|о комплекса | | | | | | |

|продукция |135,4 |251,5 |123,7 |239,7 |11,7 |11,8 |

|нефтехимического | | | | | | |

|комплекса | | | | | | |

|Кожевенное сырье, меха |10,5 |2,5 |10,4 |2,3 |0,1 |0,2 |

|и изделия | | | | | | |

|Древесина и изделия из |162,7 |98,7 |156,7 |93,8 |6,0 |4,9 |

|нее | | | | | | |

|Одежда, обувь |49,8 |16,1 |48,0 |12,2 |1,8 |3,9 |

|Черные и цветные |433,2 |103,6 |425,0 |83,4 |8,2 |20,2 |

|металлы | | | | | | |

|Продукция |1135,7 |530,8 |1041,3 |496,3 |94,4 |34,5 |

|машиностроения | | | | | | |

|Прочие товары |132,6 |176,1 |125,1 |159,5 |7,5 |16,6 |

Источник: Investor's Handbook, Saint-Petersburg 2000.

Диаграмма 4.

[pic]

Диаграмма 5

1.2.2.Импорт в Санкт-Петербург

По итогам 1999 года импорт сократился на 34% по сравнению с прошлым

годом. На импорт продолжали оказывать воздействие последствия августовского

кризиса 1998 года. Этим объясняется сокращение объёмов импорта по первому

кварталу 1999 года. Далее объемы импорта стабилизируются. В настоящее время

импорт определяется двумя основными факторами: снизившимся платежеспособным

спросом населения, а также деятельностью на рынке как отечественных, так и

иностранных импортозамещающих производителей. Наибольшая доля импорта

приходится на продукты питания (44%), далее идет продукция машиностроения

(23%). Первое место по объему импорта занимает - Германия (16% от общего

объема, с продовольствием, фармацевтической продукцией, изделиями из

цветных и черных металлов). На втором месте Финляндия с традиционной

номенклатурой товаров, среди которых следует отметить продукцию

машиностроения, продовольствие, минеральное топливо.

Диаграмма 6.

Для содействия развитию экспорта и поддержки внешнеторговой деятельности

Санкт-Петербург осуществляет программу создания и развития системы бизнес-

представительств города за рубежом:

- Центр "Бизкон" в Котке (Финляндия) в 2000г. провел в Финляндии более

10 семинаров по экономической тематике, организовал работу по 20

совместным проектам сотрудничества предприятий Санкт-Петербурга и

Финляндии. Около 10 предприятий наладили экспорт своей продукции в

Финляндию, заключены сделки на общую сумму около 50 тыс.долл США;

- Некоммерческое партнерство "Санкт-Петербург - Лондон" провело 10

международных конференций и семинаров по вопросам двустороннего

делового сотрудничества, а также несколько крупных российско-

британских мероприятий - деловых встреч - в Лондоне и Санкт-

Петербурге;

- Работа представительства предприятий Санкт-Петербурга в Камеруне

способствовала экспорту петербургской промышленной продукции, ее объем

составил 20 млн.долл.США;

- Начало свою деятельность представительство петербургского фонда

"Ямато" в Токио.

Осуществляются программы деловых миссий Санкт-Петербурга:

- В 2000г. состоялись поездки делегаций Санкт-Петербурга на Кубу (трижды, в

т.ч. во главе с губернатором Санкт-Петербурга и в составе делегации

президента РФ В.В. Путина), в Бразилию (установлены партнерские контакты

с г. Порто-Аллегре и штатом Рио-Гранде-до-Сул), во Вьетнам, в Иран, а

также в страны СНГ и Балтии: Белоруссию, Литву, Эстонию, Таджикистан и

Туркмению;

- Подписаны документы о сотрудничестве с Севастополем и Гаваной;

- Консорциум производителей программного обеспечения "Форт-Росс" провел

серию поездок в страны Скандинавии: Данию, Швецию, Норвегию, а также в

Гонконг. Консорциум первым в России стал членом международной

ассоциации производителей программного обеспечения.

Санкт-Петербург принимает также активное участие в международных

выставках: в 2000г. организованы работы стендов Санкт-Петербурга на

выставках: Всемирная выставка ЭКСПО 2000 (Ганновер - Германия, участвовала

21 фирма), МИПИМ (Канны - Франция, участвовало 17 предприятий), ФАХАВ

(Гавана - куба, 9 предприятий), выставка для организаторов конференций и

конгрессов (Стокгольм - Швеция, около 10 участников), Международная

выставка "ПОЛАГРО 2000" (Познань - Польша), Международная ярмарка (Пловдив

- Болгария).

В заключение хотелось бы сказать, что,

- во-первых, особое место Петербурга в России во многом связано с

высоким потенциалом интеграции в мировую экономику определенных

групп отраслей, образующихся вокруг функций специализации города;

- во-вторых - будущее Санкт-Петербурга во многом определяется

развитием внешнеэкономических отношений России и единой Европы.

Санкт-Петербург, несомненно, должен развиваться как связующее звено

между ЕС и Россией, т.к. на долю ЕС приходится по данным на 1999г.

приходится 35% экспорта и 37% импорта Санкт-Петербурга.

Глава II.

2.1. Международные связи Санкт-Петербурга на примере Европейского Союза.

2.1.1.Сотрудничество с ЕС

В 90-х годах Россия уделяла основное внимание отношениям с западными

странами. “Российский интерес к Европе в новых условиях связан с рядом

причин как внутреннего, так и внешнего характера. Хотя Россия все больше

сосредотачивается на самой себе, она стремиться избежать международной

изоляции, которую просто не может себе позволить. Более того, тесное

взаимодействие с внешнем миром является необходимым условием реорганизации

России и ее развития. Европа не только близка, но и чрезвычайно важна с

экономической точки зрения. Только на страны ЕС приходится более двух пятых

торгового оборота страны”.[13]

В настоящее время Санкт-Петербург осуществляет сотрудничество с ЕС,

прежде всего, по проектам технической помощи с такими структурами ЕС как:

- Европейская Комиссия (Комиссия Европейских сообществ, с Директорами по

направлениям финансирования, Бельгия);

- Делегация Европейского Союза (Москва, РФ);

- Российским бюро по использованию консультационного технического

содействия ЕС (Москва, РФ);

- Технический офис программы ТАСИС (Санкт-Петербург, РФ);

- Технический офис по “малым проектам” программы ТАСИС “Приграничное

сотрудничество” (Санкт-Петербург, РФ).

В этой связи Санкт-Петербург получает широкие возможности по продвижению

своих проектов с использованием механизмов международных европейских и

региональных организаций. В начале 1996 года исполнительный орган

Европейского Союза - Европейская комиссия (ЕК) выдвинула Инициативу региона

Балтийского моря, сущность которой заключается в том, что реализация

программ ЕС “TACIS” для стран СНГ, “INTERREG II” для стран севера Европы и

“PHARE” для стран Центральной Европы и Балтии в части, касающейся

трансграничного сотрудничества должна в дальнейшем осуществляться с учетом

сотрудничества стран в регионе Балтийского моря путем координации программ

с использованием механизмов международных региональных организаций этого

региона.

Для Санкт-Петербурга это означало, что возможность продвижения крупных

инвестиционных проектов определяется их включением в соответствующие

программы международных европейских и балтийских региональных организаций.

В настоящее время такими организациями для Санкт-Петербурга, получившими

аккредитацию в ЕС являются:

- Совет Государств Балтийского моря;

- Ассоциация европейских городов “Еврогорода”;

- Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря;

- Балтийская Комиссия Форума регионов морского побережья Европы.

Санкт-Петербург в настоящее время является одним из крупнейших регионов

России по объемам получаемой технической помощи от иностранных государств и

международных организаций. За период 1991-1997 гг. по этим каналам было

получено около 200 млн.долл.

Основным донором является Комиссия Европейского Союза, по линии которой

за вышеуказанный период реализовано и находятся в стадии реализации

проектов и программ на общую сумму более 150 млн.долл. В последние два года

объем финансирования от западных стран-доноров и международных финансовых

институтов приходится, в основном, на промышленную инфраструктуру (включая,

безусловно, и порт Санкт-Петербург), крупные объекты с неразвитой

экологической инфраструктурой, конверсионные предприятия). Финансовые

вливания в вышеуказанные сектора экономики в виде передачи ноу-хау и

поставок оборудования имеют, безусловно, определенный интерес для Санкт-

Петербурга.

Сотрудничество с иностранными государствами, международными финансовыми

организациями в 1998 году в абсолютных размерах возросло. Это связано с

ухудшением экономического, финансового и социального положения России.

Общая сумма технического содействия по линии Комиссии Европейского Союза

составила 40 млн.долл.

В 1998 г. в Санкт-Петербурге по линии программы Тасис велась работа по 64

проектам на общую сумму 40 млн. ЭКЮ.

Что касается стран - контракторов проектов по линии ЕС, основное место

среди них занимают Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды. Страны

Скандинавии в настоящее время представлены незначительно, хотя в последнее

время намечается активизация работы по проектам технического содействия по

линии ЕС со стороны Финляндии. На наш взгляд это вызвано рядом причин.

Прежде всего - наличие единой границы с Россией, проходящей по линии

Ленинградской области. Кроме того, активное двустороннее правительственное

сотрудничество Санкт-Петербург - Финляндия позволило последней накопить

значительный опыт и знание сегодняшней ситуации и, соответственно,

возможностей реализации своих интересов в Северо-Западном регионе России.

Вступление Финляндии в ЕС значительно расширяет финансовые возможности этой

страны для реализации программ технического содействия, что, безусловно,

оказывает благоприятное влияние на экономическую ситуацию самой Финляндии,

снимая отчасти проблему безработицы и получая дополнительную информацию по

интересующим ее политическим, экономическим и социальным вопросам в Северо-

Западном регионе России.

2.1.2Сотрудничество со странами Северной Европы и странами региона

Балтийского моря.

Внешняя политика города, в значительной мере, ориентирована также на

страны Северной Европы и страны региона Балтийского моря, считая

сотрудничество с ними одним из приоритетов своей международной и

внешнеэкономической деятельности и прежде в всего в следующих областях:[14]

- торгово-экономическое сотрудничество, прежде всего, в направлении

развития экспорта с использованием научно-технического и промышленного

потенциала Санкт-Петербурга;

- улучшение состояния окружающей среды и развитие энергосберегающих

технологий;

- развитие градостроительства, в том числе сохранение, реставрация и

реконструкция памятников истории и архитектуры, сохранение исторической

городской среды;

- развитие систем гражданской безопасности и обеспечения прав человека,

включая защиту жителей в условиях обострившейся криминогенной ситуации,

борьбу с незаконным оборотом и употреблением наркотиков, защиту от

природных и техногенных катастроф;

- развитие потенциала Санкт-Петербурга как центра транзитных перевозок,

включая основные элементы инфраструктуры: международные транспортные

коридоры, внутригородские и объездные транзитные магистрали, таможенные

зоны и транспортные терминалы;

- развитие сотрудничества в области культуры, образования, обмена

информацией и туризма;

- достижение более высоких стандартов в социальной сфере и здравоохранении.

Сотрудничество Санкт-Петербурга и партнеров из стран Северной Европы и

региона Балтийского моря осуществляется, как правило, в рамках

международных программ, в реализации которых Петербург принимает активное

участие, среди них можно выделить наиболее значимые:

- программы сотрудничества и развития отношений Европейского Союза в

Балтийском регионе и с Российской Федерацией “ Северное измерение ЕС”,

предложенной Правительством Финляндии;

- программы сотрудничества с Европейским Союзом “Санкт-Петербург -

Европейские ворота России”;

- программы сотрудничества европейских и азиатских городов и регионов;

- программы мероприятий “ Санкт-Петербург - Европейский город культуры -

2003”.

Традиционно, одно из главных направлений сотрудничества Северных стран с

Санкт-Петербургом и регионами Северо-Запада России заключалось в содействии

развитию рыночной инфраструктуры, адаптированной к сотрудничеству с

Европейским Союзом. Такое сотрудничество в основном развивалось по линии

прямой технической помощи на развитие инфрастуктуры.

Сотрудничество со странами Северной Европы и странами региона Балтийского

моря осуществляется также с помощью участия представителей в работе «Совета

государств Балтийского моря».

Совет государств Балтийского моря – межправительственная организация,

основанная в марте 1992 года и имеющая в качестве постоянного органа

Комитет старших должностных лиц и Рабочие группы :

- по содействию демократическим институтам и правам человека;

- по экономическому сотрудничеству;

- по ядерной безопасности;

- а также Комиссара по Демократическим институтам и правам человека,

включающим права национальных меньшинств.

В Совет государств Балтийского моря входит 12 членов: Дания, Эстония,

Финляндия, Германия, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия,

Швеция и Европейская комиссия (исполнительный орган Европейского Союза).

Представители Санкт-Петербурга в составе делегации Российской Федерации

принимают участие в работе СГБМ с 1993 года.

Главы правительств стран , входящих в Совет государств Балтийского моря

(от России участвовал Председатель Правительства В.С. Черномырдин) на

встрече в г. Висбю 2-3 мая 1996 года одобрили концептуальные положения,

учитывающие Инициативу ЕК в отношении региона Балтийского моря, а министры

иностранных дел стран СГБМ на ежегодной пятой сессии 3-4 мая 1996 г. в г.

Кальмаре (Швеция) приняли Программы действий, включающие Инициативу ЕК, что

позволило приступить к разработке и согласованию “Рамочного соглашения по

трансграничному сотрудничеству в регионе Балтийского моря” между странами-

участницами Совета государств Балтийского моря и Европейским Союзом,

создающего юридическую базу для реализации Инициативы ЕК.

В ходе встречи в г. Риге (Латвия) 22-23 января 1998 года главы

правительств стран, входящих в Совет государств Балтийского моря,

подтвердили свою поддержку дальнейшему сотрудничеству в регионе Балтийского

моря, которое будет содействовать формированию стабильной, демократической

и процветающей Европы без разделительных линий . Они приветствовали

вступление в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между

Российской Федерацией и Европейским союзом и его странами-членами, а также

приняли во внимание сообщение Европейской Комиссии о намерении включить

"Северное измерение " в политику ЕС. Они согласились, что деятельность

неправительственных организаций является важным дополнительным элементом

межправительственного сотрудничества.

Подключение к конкретным направлениям сотрудничества полезно не только в

плане подготовки России к реализации положений Соглашения о партнерстве и

сотрудничестве с ЕС, но и для защиты российских экономических интересов на

рынках новых членов ЕС - Финляндии, Швеции - кандидатов на вступление в ЕС

- Польши, Латвии, Литвы, Эстонии.

Участие Санкт-Петербурга в работе Совета Государств Балтийского моря

позволило оказать поддержку некоторым, осуществляющимся в городе проектам:

- Развитие Морского порта “Санкт-Петербург;

- Развитие Северо-Западного речного порта;

- Кольцевая автомобильная магистраль.

Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря

(ОССГБМ) - неправительственная организация стран Балтийского моря, куда

входят представители областей, районов и "вольных" городов, расположенных

на берегу Балтийского моря. Организация субрегионального сотрудничества

государств Балтийского моря основана в Норвегии (г. Ставангер) в октябре

1993 года .

ОССГБМ выполняет координационные и посреднические функции для всех

регионов Балтийского моря, осуществляет общую целевую политику на

международных форумах и, используя имеющиеся ресурсы, способствует

внедрению конкретных проектов на благо всего региона.

Санкт-Петербург участвует в работе ОССГБМ с 1993 года. Участие Санкт-

Петербурга в работе ОССГБМ позволяет:

- расширить торговые, хозяйственные и экономические связи на региональном

уровне;

- согласовать политику по борьбе с преступностью, нелегальной миграцией,

контрабандой наркотиков и оружия;

- обсудить экономические и культурные возможности Санкт-Петербурга.

Союз Балтийских городов (СБГ) - международная неправительственная

организация, основанная на конференции представителей городов стран

Балтийского моря в г.Гданьске 11 мая 1992 года с участием представителей

Санкт-Петербурга. В настоящее время в Союз входят 79 городов 10 стран

Балтийского моря.

Союз Балтийских городов ставит целью стимулирование всестороннего

сотрудничества между городами региона Балтийского моря.

СБГ имеет бюджет, формируемый из членских взносов и специальных дотаций

ЕС и СМСС. Санкт-Петербург входит в состав СБГ с 1992 года.

Участие Санкт-Петербурга одновременно в Союзе Балтийских городов и в

Организации субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря

определяется его двойным статусом, как города и как субъекта Российской

Федерации.

Заключение.

В наше динамичное время многие субъекты и регионы России, и Санкт-

Петербург не является исключением, связаны с зарубежным миром тысячами

нитей. В одной работе невозможно дать сколько-нибудь исчерпывающий обзор

всех его международных связей. В этой работе автор не коснулся, например,

географии внешнего транспорта города, во второй главе было рассмотрено лишь

европейское направление международных контактов, что связано с недостатком

литературы по международным контактам города, а также не были освещены

культурные и научные связи.

Несмотря на все сложности при написании данной работы, автор считает, что

ему удалось выполнить задачи, поставленые в начале работы.

В результате проведенного анализа автор в целом получил желаемую

наглядную картину состояния дел Санкт-Птербурга во внешнеэкономической и

некоторых других внешних областях и сделал следующий краткий вывод:

Если в конце 80-х годов такого города как Санкт-Петербург не

существовало на экономической и финансовой карте мира, то теперь он

занимает достойное место, как в России, так и за рубежом, подтверждением

чему служат многомиллионные кредиты зарубежных партнеров, участие Санкт-

Петербурга в работе организаций как регионального, так и международного

масштаба.

Кроме того, был приобретен ценный опыт в написании работ подобного типа,

что для автора являлось не менее важной целью.

Список использованных материалов.

Периодические издания:

1. Вардомский Л.Б. «Внешнеэкономические связи регионов России в контексте

проблем федерализации» // Политика и экономика в региональном измерении:

Сб.учеб. материалов по курсу «Политическая регионалистика»/ Под ред. В.

Климанова и Н. Зубаревич. - М., СПб.: ИГПИ: Летний сад, 2000. - 256с. -

(Studia politica; Вып.3).

2. Геополитическое положение России: представление и реальность. Под ред.

В. А. Колосова. - М.: Арт-Курьер, 2000.

3. Жихаревич Б. «Реплика из-за ширмы»// «Эксперт Северо-Запад» №17(24), 9

ноября 2000.

4. Клепиков А. «Черкесовский форум» // «Эксперт Северо-Запад» №4(33), 5

марта 2001.

5. Миронов С. «Всемирный отель «Санкт-Петербург»?»// Эксперт Северо-Запад

№20(27), 27 ноября 2000.

Материалы Кафедры Экономической Географии и Социальной Экологии. - СПбГУ,

факультет Географии и Геоэкологии, 2001.

6. Развитие международной деятельности Санкт-Петербурга в рамках участия в

работе международных организаций. – Комитет по внешним связям

Администрации Санкт-Петербурга, 2000.

7. Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век /

Под ред. Д. Тренина; Моск. Центр Карнеги. - М.: S&P, июнь 2000.

8. Стратегический план Санкт-Петербурга. – Международный центр социально-

экономических исследований «Леонтьевский центр», 1998.

9. «Эксперт», - 30 октября 2000. №41(253).

10. Investor’s Handbook: Saint-Petersburg, 2000.

Интернет-источники:

1. В некоторых случаях использовался электронный вариант издания «Эксперт»:

http://www.expert.ru.

2. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга:

http://www.spb.ru.

3. Аналитические и статистические материалы сайта РосБизнесКонсалтинг:

http://www.rbc.ru.

-----------------------

[1] - Миронов С. “Всемирный отель «Санкт-Петербург»?”// Эксперт Северо-

Запад №20(27), 27 ноября 2000г.

[2] - Жихаревич Б. “Реплика из-за ширмы”// «Эксперт Северо-Запад» №17(24),

9 ноября 2000г.

[3] - Геополитическое положение России: представление и реальность. Под

ред. В. А. Колосова. - М.: Арт-Курьер, 2000г.

[4] - Там же.

[5] - Инфраструктурный потенциал характеризует экономико-географическое

положение и его инфраструктурную обеспеченность. Институциональный

потенциал характеризует степень развития ведущих институтов рыночной

экономики.

[6] - "Эксперт". – 30 октября 2000. №41(253). Электронная версия, адрес

http://www.expert.ru.

[7] - Данные предоставлены Комитетом по внешним связям Администрации Санкт-

Петербурга (справочная служба, адрес www.spb.ru).

[8] - Развитие международной деятельности Санкт-Петербурга в рамках участия

в работе международных организаций. - Комитет по внешним связям

Администрации Санкт-Петербурга, 2000.

[9] - Клепиков А. "Черкесовский форум" // "Эксперт Северо-Запад" №4(33), 5

марта 2001.

[10] - Стратегический план Санкт-Петербурга. - Международный центр

социально-экономических исследований "Леонтьевский центр", 1998г.

[11] - Здесь и далее в этой главе данные предоставлены Комитетом по внешним

связям Администрации Санкт-Петербурга.

[12] - Вардомский Л.Б. «Внешнеэкономические связи регионов России в

контексте проблем федерализации» // Политика и экономика в региональном

измерении: Сб.учеб. материалов по курсу "Политическая регионалистика"/ Под

ред. В. Климанова и Н. Зубаревич. - М., СПб.: ИГПИ: Летний сад, 2000. -

256с. - (Studia politica; Вып.3).

[13] - Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век

/ Под ред. Д. Тренина; Моск. Центр Карнеги. - М.: S&P, июнь 2000. – с. 279.

[14] - По материалам документа «Развитие международной деятельности Санкт-

Петербурга в рамках участия в работе международных организаций». - Комитет

по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга, 2000.

-----------------------

[pic]

[pic]

© 2010