Внешнеэкономические внешние связи Санкт-ПетербургаВнешнеэкономические внешние связи Санкт-ПетербургаСАНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАФЕДРА МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ [pic] ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ (ИНВЕСТИЦИОННЫЕ) И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ВНЕШНИЕ СВЯЗИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Выполнил: студент Платонов Константин Сергеевич, II курс, 4 группа. Санкт-Петербург 2003 Содержание Введение…………………………………………………………………………...стр. 3 1. Глава I: 1. Иностранные инвестиции в экономику Санкт-Петербурга………...стр. 4 2. Внешнеторговая деятельность Санкт-Петербурга………………….стр. 8 1.2.1 Экспорт Санкт-Петербурга……………………………………….стр. 10 1.2.2 Импорт Санкт-Петербурга………………………………………...стр. 13 2. Глава II: 1. Международные связи Санкт-Петербурга на примере ЕС…………стр. 15 2.1.2 Сотрудничество с ЕС………………………………………………стр. 15 2.2.2 Сотрудничество со странами Северной Европы и странами региона Балтийского моря…………………………………………………стр. 17 Заключение………………………………………………………………………..стр. 20 Литература………………………………………………………………………...стр. 21 Введение. Данная работа посвящена рассмотрению положения Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации. Работа представляет собой анализ основных тенденций развития субъекта и анализ внешних связей Санкт-Петербурга. Поскольку работа является информационно-аналитической, автор уклонился от обширного прогнозирования ситуаций и перспектив и сделал основной упор на сбор и анализ данных прошедших лет, чтобы иметь возможность получить некоторые итоги, которые в дальнейшем можно было бы испльзовать для составления прогнозов развития. Основной целью работы является анализ статистических данных для получения кратких выводов и наглядной картины состояния дел Санкт-Птербурга во внешнеэкономической и некоторых других внешних областях. Не менее важной целью для автора является приобретение ценного опыта в проведении информационного анализа и написании аналитических работ подобного рода, поскольку это первая работа автора в данной области. При написании работы автор столкнулся с некоторыми трудностями, связанными с недостатком литературы по Санкт-Петербургу, а точнее, его международной деятельности, и отсутствие свежих статистических данных. Кроме того, трудность для понимания места Санкт-Петербурга в мировой экономике составило отсутствие иностранных источников. Однако, несмотря на это, удалось собрать довольно обширный материал, привлекая различные, в том числе нетрадиционные, источники. Так, к примеру, в работе использовался Стратегический план Санкт-Петербурга, разработанный центром социально- экономических исследований «Леонтьевский центр». Однако Стратегический план является лишь декларацией намерений, а конкретного плана экономического развития города до сих пор не существует. Так, по мнению Сергея Миронова, заместителя председателя Законодательного собрания Санкт-Петербурга, «Стратегический план» фактически лишает Петербург статуса научно- технического центра страны, лидера научно-производственной деятельности, а навязывает участь «перевалочного» пункта страны.[1] Один из авторов Стратегического плана, Борис Жихаревич как очевидное его достоинство отмечает: «Он (план) четко декларирует умеренно-либеральные ценности»[2]. Таким образом, по поводу корректности Стратегического плана существуют различные мнения, поэтому автор данной работы не полагался полностью на содержание плана, а попытался проанализировать изложенные в нем конкурентные возможности Петербурга. Работа делится на две главы; в первой главе анализируются международные экономические (инвестиционные) связи Санкт-Петербурга; вторая глава является попыткой проследить политические отношения субъекта с зарубежными государствами (в основном речь идет о европейском направлении). В заключении представлен общий итог работы. Автор поставил перед собой некоторые задачи при написании работы: - сделать упор на анализ статистического материала, а не на составление выводов и прогнозов; - придать работе аналитический, а не описатьельный характер. Глава I. 1.1. Иностранные инвестиции в экономику Санкт-Петербурга. Место России в мировых инвестиционных рейтингах в целом весьма скромно, а кризис 1998 года, ухудшение общего имиджа и рост финансовых рисков выбросили ее далеко из первой сотни стран привлекательных для инвесторов.[3] Однако привлекательность отраслей и регионов сильно варьируется. Объектами внимания остаются металлургия, добыча и переработка нефти, газа и другого сырья и места их размещения. Внимание инвесторов привлекают также центры третичного сектора экономики с рыночной инфраструктурой, повышенным спросом на товары и услуги, особенно Москва и Санкт-Петербург (на них, по оценкам экспертов, приходится 1/5 инвестиционного потенциала России). Фактически три региона с наилучшими условиями (Москва, Санкт-Петербург, Московская обл.) получали в последние годы от 50 до 75% всех прямых иностранных инвестиций в экономику России.[4] Размещение иностранного капитала по регионам России отражает различия между ними по уровням коммерческого риска, с одной стороны, и ожидаемой прибыли, с другой. Уже несколько лет, начиная с 1996г., журнал "Эксперт" и рейтинговое агентство "Эксперт РА" посвящают свои исследования соотношению инвестиционного потенциала и риска регионов России. При определении инвестиционного потенциала учитываются основные макроэкономические характеристики региона, насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие показатели. Инвестиционный потенциал региона складывается из восьми частных потенциалов (каждый из которых, в свою очередь, характеризуется целым рядом показателей). Величина инвестиционного риска отражает вероятность потери инвестиций и дохода от них. В качестве основных составляющих инвестиционного риска рассчитываются экономический, финансовый, политический, социальный, экологический, криминальный и законодательный виды риска. Санкт-Петербург в рейтинге за 1999-2000г. занимает одну из лидирующих позиций, с высоким потенциалом и умеренным риском, уступая лишь Москве. Он занимает второе место по инфраструктурному и институциональному потенциалу[5]. По показателям инвестиционного риска Санкт-Петербургу удалось в 1999-2000гг. покинуть первую десятку регионов-лидеров по этому показателю, теперь он занимает 11-е место, по сравнению со вторым в 1998- 1999гг.[6] Иностранный капитал стремится, прежде всего, в экономически активные части российского пространства со сравнительно высокой восприимчивостью к инновациям, являющиеся хозяйственными центрами обширных территорий и имеющие относительно благоприятные инфраструктурные условия. Из динамики иностранных инвестиций в Санкт-Петербург в 1993-1999 гг. видно, что общий объем иностранных инвестиций стабильно растет, начиная с 1993г. и имеет лишь одно исключение в 1994г. (Табл.1; Рис.1)[7]. Таблица 1: динамика иностранных инвестиций. |Млн. долл. США |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 | |Объем валютных |90 |36 |153 |139 |171 |309 |660 | |инвестиций | | | | | | | | |Объем рублевых | | |3 |31 |63 |101 |46 | |инвестиций | | | | | | | | |Общий объем |90 |36 |156 |170 |234 |410 |706 | |иностранных инвестиций| | | | | | | | Источник: Комитет по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга. Диаграмма 1. [pic] В период 1992-1994гг. происходил этап формирования статистики рыночной экономики, поэтому мы не располагаем более специфическими данными о характере инвестиционного процесса. Можно полагать, что падение инвестиционной активности может заключаться в гиперинфляции 1992г. и политическом кризисе в России 1993г. В 1996г. было зафиксировано незначительное снижение объема валютных инвестиций, которое было компенсировано ростом рублевых иностранных инвестиций. Снижение инвестиций 1996г. можно связать с ожиданием политической нестабильности, связанной с выборами Президента России и губернаторов регионов. В целом можно сказать, что за 1995-1996гг. инвестиционный процесс находился в процессе стагнации. Абсолютные объемы инвестиций были на незначительном уровне (менее 180 млн. долларов). В 1997 г. начинается период роста объема иностранных инвестиций. Предпосылкой для этого роста стал рост рублевых инвестиций в 1996 и 1997 гг. в эквиваленте более чем на 30 млн. долларов в год соответственно. В 1997 г. общий объем иностранных инвестиций вырос на 64 млн. долларов или на 37% по сравнению с 1996г. Положительная тенденция проявилась еще сильнее в 1998 г., когда рост валютных иностранных инвестиций превысил данные 1997г. на 80%, валютный эквивалент объема рублевых инвестиций превысил символическую сумму в 100 млн. долларов, а общий объем инвестиций вырос на 75% и превысил 400 млн. долларов. Результаты 1999 г. наглядно доказали, что достижения предыдущих лет были не случайны. Объем иностранных инвестиций в твердой валюте вырос на 114% и достиг 660 млн. долларов США. Объем иностранных инвестиций в рублях достиг величины в 1050 млн. руб. (или 46 млн. долларов). Общий объем иностранных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга достиг 706 млн. долларов и вырос по сравнению с предыдущим годом на 72%. Рост инвестиций можно объяснить успешной реализацией крупных проектов с участием иностранного капитала в 1999г.: - ввод в эксплуатацию завода "Ригли" по производству жевательной резинки; - окончание строительства завода "Жиллет Интернешл" по производству бритвенных принадлежностей; - введение цеха детского питания заводом "Петмол"; - открытие первой очереди нефтеналивного терминала компании "Нестэ" в Ломоносове; - введение в действие нового пивоваренного производства заводом "Вена"; - организация производства пива заводом "Браво". Структура инвестиций из-за рубежа показывает, что наиболее привлекательными отраслями для инвестирования в 1999г. явились промышленность (68,6% от общего объема инвестированных средств), особенно пищевая промышленность, транспорт и связь (17%), а также торговля и общественное питание (10,7%). Тенденции отображены в Таблице 2 и Диаграмме 2. Таблица 2: привлекательность отрослей для инвесторов (в сотых долях). | |Валютные |Рублевые | | |инвестиции |инвестиции | |Всего |100,0 |100,0 | |Промышленность |68,6 |34,0 | |Транспорт и связь |17,0 |0,6 | |Строительство |0,9 |7,4 | |Торговля и общественное |10,7 |52,6 | |питание | | | |Другие отрасли |2,8 |5,4 | Источник: Investor(s Handbook: Saint-Petersburg, 2000. Диаграмма 2. [pic] Среди стран-лидеров инвестиционного процесса наиболее стабильными инвесторами являются США (от 18% до 44% от общего объема инвестиций для США), затем Финляндия (от 10% до 20%) и Нидерланды (8,4%). Важные позиции занимают Кипр и Люксембург (вместе - 13%), затем Великобритания. География инвестиций, по-видимому, не совсем адекватно отражает страны происхождения инвестиций, что определяется глобализацией инвестиционного процесса и тенденцией возврата вывезенных ранее из России денежных средств, возвращающихся через страны с режимами offshore. Властями города проводится взвешенная политика по созданию благоприятного инвестиционного климата за счет разумной налоговой политики. Обеспечивается развитие инновационной деятельности и повышение деловой активности в сфере малого предпринимательства. В настоящее время в Санкт-Петербурге зарегистрировано около 180 тыс. субъектов малого предпринимательства. В малом бизнесе занято свыше 700 тыс. человек (включая вторичную занятость). Характерно, что в ходе кризиса из города не ушел ни один инвестор. Все инвестиционные проекты в производственном секторе продолжаются. Генеральный директор петербургского филиала компании “Эрикссон” даже заявил, что “только революция может заставить нашу компанию уйти с российского рынка”.[8] Кризис в стране не отразился на выполнении пилотного проекта реконструкции исторического центра с кредитом Всемирного Банка. Величина первого транша кредита - 31 млн. долларов. Подготовлены проекты строительства заводов по производству радиотелефонов и оборудования для автобусов и автомобилей. Стратегический инвестор-производитель прекрасно осознает, что если он уйдет с петербургского рынка, то эту нишу очень быстро займут другие и вернуться будет гораздо труднее. Для содействия притоку инвестиций в начале 1997г. Комитетом по внешним связям было подготовлено распоряжение губернатора Санкт-Петербурга "О создании Совета по содействию иностранным инвестициям при губернаторе Санкт- Петербурга", которое было подписано губернаторам 10.02.1997 за №123. Целью создания Совета явилось формирование эффективной обратной связи, конструктивного диалога между представителями органов власти Санкт- Петербурга и предпринимателями по вопросам улучшения инвестиционного климата в Санкт-Петербурге, создания благоприятных условий для развития деловой активности. В ходе заседаний было подтверждено, что на сегодняшний день наибольшую актуальность представляют вопросы создания эффективного правового пространства для деятельности инвесторов, а также развития инвестиционной инфраструктуры - четко отлаженной схемы работы с инвесторами, создание условий для максимально продуктивного освоения инвестиционных средств и их результативной отдачи. В заключение можно сказать, что иностранные инвестиции отражают степень доверия зарубежных инвесторов. Место Санкт-Петербурга в мировой и российской экономике в значительной степени определяется способностью привлекать иностранные инвестиции в Россию. Санкт-Петербург, по данным за 1997г. уверенно занимал третье место по объему накопленных иностранных инвестиций после Москвы и Тюменской области. Так, по словам вице-президента Европейского банка реконструкции и развития Дэвида Хекстера, Северо-Запад является одним из ключевых регионов для инвестирования в России. По его словам, ЕБРР наиболее интересные инвестиционные проекты осуществляет в Санкт-Петербурге и Новгородской области - эти субъекты Федерации были выбраны банком в качестве опорных.[9] Таким образом, можно сказать, что Санкт-Петербург обладает достаточно высоким потенциалом, в плане получения инвестиций, и обладает достаточным авторитетом среди зарубежных финансистов. В подтверждение этому можно сказать, что город вышел в 1997г. на международный рынок капиталов, разместив еврооблигации. "Объем эмиссии - 300 млн.долл, срок погашения 5 лет, доходность 9,5% годовых, что существенно ниже, чем ставки по кредитам, предоставленным городу ранее иностранными банками. Доходность петербургских облигаций рассчитана как доходность казначейских облигаций США плюс 3,125%".[10] Сам факт размещения еврооблигаций на столь выгодных условиях говорит о высоком международном рейтинге города и, возможно, открывает путь к снижению цены заимствования у частных зарубежных банков. 1.2. Внешнеторговая деятельность Санкт-Петербурга. Открытие экономики в 1992г. означило резкое возрастание влияния внешних факторов на формирование и функционирование российского рынка. С установлением либерального режима возникла прямая связь между функциями страны в мировой экономике и ее региональным развитием. Современный этап социально-экономического и общественно-политического развития России характеризуется активизацией региональных процессов. Одним из его существенных проявлений является децентрализация власти и последовательный выход республик, краев, областей, автономных округов на самостоятельную экономическую и политическую арену в качестве самостоятельных субъектов, решающих не только собственную судьбу, но и будущее Российского государства. Особое место в России вот уже третье столетие занимает Санкт-Петербург. Значение внешнеторговой деятельности в экономике Санкт-Петербурга постоянно возрастает. Санкт-Петербург по объему внешнеторгового оборота за 9 месяцев 2000 года - 3,4 млрд.долл.США[11] - занимает 3-е место среди всех субъектов РФ после Москвы и Тюменской области. Положительной тенденцией внешней торговли Санкт-Петербурга, проявившейся в 1999г. после девальвации рубля 1998г., стало резкое улучшение баланса внешней торговли (отрицательное сальдо 2 млрд.долл. в 1998г. и 160 млн.долл по оценке на 2000г.), связанное со значительным ростом экспорта предприятий города. Согласно Л.Б. Вардомскому, отрицательное внешнеторговое сальдо характерно для приграничных и приморских районов, коим и является Санкт- Петербург, в которых сравнительно широко представлена неорганизованная (челночная) торговля. Через них в Россию завозится, а затем распространяется по остальной территории по каналам мелкооптовой и неорганизованной торговли большая часть импорта.[12] Оценивая нынешнее состояние внешней торговли города на Неве, можно сказать, что к началу 2000г. внешняя торговля практически оправилась от последствий августовского кризиса 1998г. В этой новой ситуации наблюдаются следующие важные тенденции: - стабильный рост объема внешней торговли, в основном, за счет роста экспорта; - изменение баланса внешней торговли Санкт-Петербурга, положительное сальдо на протяжении двух кварталов подряд; - стабильный и практически линейный рост экспорта предприятий города начиная со 2-го квартала 1999 г.; - стабилизация объема импорта на уровне 60-70% от уровня соответствующего периода прошлого года с некоторой тенденцией к росту. Динамика внешней торговли позволяет предположить, что в дальнейшем тенденция преимущественного роста экспорта должна продолжиться еще некоторое время (до уменьшения эффекта снижения себестоимости продукции в России, произошедшего за счет девальвации рубля). Значительным резервом роста экспорта является рост производства конкурентоспособной продукции малых и средних предприятий города. Импорт будет плавно возрастать, как за счет объема потребления экспортерами импортных комплектующих при росте экспорта, увеличения импорта оборудования для модернизации промышленности, так и за счет повышения импорта предметов потребления в соответствии с ростом уровня жизни населения. 1.2.1.Экспорт из Санкт-Петербурга С начала 1999 г. наблюдается рост стоимостных объёмов экспорта. При этом его товарная структура (см.Табл.3) не претерпела существенных изменений по сравнению с прошлым годом. На первом месте - продукция машиностроения (54% от общего объёма или $1136 млн.), на втором - экспорт черных и цветных металлов (21% или $433 млн.). Существенно увеличился по сравнению с прошлым годом экспорт древесины и изделий из нее (1,6 раза). Главные факторы роста экспорта усиление конкурентоспособности российской технологической и сырьевой продукции в связи с девальвацией рубля, ростом цен на мировых рынках на продукцию топливно-энергетического комплекса и другие сырьевые товары. По итогам 1999 года среди стран-экспортеров Китай занимает 1-е место - 17% от общего объема экспорта Санкт-Петербурга (см. Диаграмму 3), что связано с поставками в Китай корабля, построенного на судостроительном заводе “Северная верфь”. Таким образом, разовая поставка изменила долю стран-участников внешнеэкономической деятельности по Санкт-Петербургу. Следом за Китаем идут Бельгия, затем США. Стабильно велик экспорт в Финляндию – 6% и в страны СНГ. Увеличился по сравнению с прошлым годом экспорт древесины и изделий из нее (1,6 раза). Доля торговли со странами СНГ в общем товарообороте составляет 14,2 % (12,2 % в экспорте и 15,9 % в импорте). Снижается товарооборот с Белоруссией, Казахстаном, Украиной. В то же время наблюдается некоторый рост в торговле с Азербайджаном. В отношении стран Балтии следует сказать, что, несмотря на меры Правительства РФ по ограничению транзита, уровень экспорта Санкт-Петербурга остался примерно на уровне 1998г. А снижение почти в три раза импорта объясняется тем, что продукция пищевой промышленности Эстонии, Латвии и Литвы стала после кризиса неконкурентоспособна на петербургском продовольственном рынке. Диаграмма 3. Таблица 3: структура экспорта/импорта. | |Всего |В том числе: | | |Экспорт |Импорт |Дальнее зарубежье |Страны СНГ | | | | |Экспорт |Импорт |Экспорт |Импорт | |Всего |2101,5 |2329,2 |1962,9 |2129,5 |138,6 |199,7 | |в том числе: | | | | | | | |Продовольственные |25,2 |1138,2 |17,8 |1030,6 |7,4 |107,6 | |товары и сырье для их | | | | | | | |производства | | | | | | | |продукция |16,4 |11,7 |14,9 |11,7 |1,5 |0,0 | |топливно-энергитическог| | | | | | | |о комплекса | | | | | | | |продукция |135,4 |251,5 |123,7 |239,7 |11,7 |11,8 | |нефтехимического | | | | | | | |комплекса | | | | | | | |Кожевенное сырье, меха |10,5 |2,5 |10,4 |2,3 |0,1 |0,2 | |и изделия | | | | | | | |Древесина и изделия из |162,7 |98,7 |156,7 |93,8 |6,0 |4,9 | |нее | | | | | | | |Одежда, обувь |49,8 |16,1 |48,0 |12,2 |1,8 |3,9 | |Черные и цветные |433,2 |103,6 |425,0 |83,4 |8,2 |20,2 | |металлы | | | | | | | |Продукция |1135,7 |530,8 |1041,3 |496,3 |94,4 |34,5 | |машиностроения | | | | | | | |Прочие товары |132,6 |176,1 |125,1 |159,5 |7,5 |16,6 | Источник: Investor's Handbook, Saint-Petersburg 2000. Диаграмма 4. [pic] Диаграмма 5 1.2.2.Импорт в Санкт-Петербург По итогам 1999 года импорт сократился на 34% по сравнению с прошлым годом. На импорт продолжали оказывать воздействие последствия августовского кризиса 1998 года. Этим объясняется сокращение объёмов импорта по первому кварталу 1999 года. Далее объемы импорта стабилизируются. В настоящее время импорт определяется двумя основными факторами: снизившимся платежеспособным спросом населения, а также деятельностью на рынке как отечественных, так и иностранных импортозамещающих производителей. Наибольшая доля импорта приходится на продукты питания (44%), далее идет продукция машиностроения (23%). Первое место по объему импорта занимает - Германия (16% от общего объема, с продовольствием, фармацевтической продукцией, изделиями из цветных и черных металлов). На втором месте Финляндия с традиционной номенклатурой товаров, среди которых следует отметить продукцию машиностроения, продовольствие, минеральное топливо. Диаграмма 6. Для содействия развитию экспорта и поддержки внешнеторговой деятельности Санкт-Петербург осуществляет программу создания и развития системы бизнес- представительств города за рубежом: - Центр "Бизкон" в Котке (Финляндия) в 2000г. провел в Финляндии более 10 семинаров по экономической тематике, организовал работу по 20 совместным проектам сотрудничества предприятий Санкт-Петербурга и Финляндии. Около 10 предприятий наладили экспорт своей продукции в Финляндию, заключены сделки на общую сумму около 50 тыс.долл США; - Некоммерческое партнерство "Санкт-Петербург - Лондон" провело 10 международных конференций и семинаров по вопросам двустороннего делового сотрудничества, а также несколько крупных российско- британских мероприятий - деловых встреч - в Лондоне и Санкт- Петербурге; - Работа представительства предприятий Санкт-Петербурга в Камеруне способствовала экспорту петербургской промышленной продукции, ее объем составил 20 млн.долл.США; - Начало свою деятельность представительство петербургского фонда "Ямато" в Токио. Осуществляются программы деловых миссий Санкт-Петербурга: - В 2000г. состоялись поездки делегаций Санкт-Петербурга на Кубу (трижды, в т.ч. во главе с губернатором Санкт-Петербурга и в составе делегации президента РФ В.В. Путина), в Бразилию (установлены партнерские контакты с г. Порто-Аллегре и штатом Рио-Гранде-до-Сул), во Вьетнам, в Иран, а также в страны СНГ и Балтии: Белоруссию, Литву, Эстонию, Таджикистан и Туркмению; - Подписаны документы о сотрудничестве с Севастополем и Гаваной; - Консорциум производителей программного обеспечения "Форт-Росс" провел серию поездок в страны Скандинавии: Данию, Швецию, Норвегию, а также в Гонконг. Консорциум первым в России стал членом международной ассоциации производителей программного обеспечения. Санкт-Петербург принимает также активное участие в международных выставках: в 2000г. организованы работы стендов Санкт-Петербурга на выставках: Всемирная выставка ЭКСПО 2000 (Ганновер - Германия, участвовала 21 фирма), МИПИМ (Канны - Франция, участвовало 17 предприятий), ФАХАВ (Гавана - куба, 9 предприятий), выставка для организаторов конференций и конгрессов (Стокгольм - Швеция, около 10 участников), Международная выставка "ПОЛАГРО 2000" (Познань - Польша), Международная ярмарка (Пловдив - Болгария). В заключение хотелось бы сказать, что, - во-первых, особое место Петербурга в России во многом связано с высоким потенциалом интеграции в мировую экономику определенных групп отраслей, образующихся вокруг функций специализации города; - во-вторых - будущее Санкт-Петербурга во многом определяется развитием внешнеэкономических отношений России и единой Европы. Санкт-Петербург, несомненно, должен развиваться как связующее звено между ЕС и Россией, т.к. на долю ЕС приходится по данным на 1999г. приходится 35% экспорта и 37% импорта Санкт-Петербурга. Глава II. 2.1. Международные связи Санкт-Петербурга на примере Европейского Союза. 2.1.1.Сотрудничество с ЕС В 90-х годах Россия уделяла основное внимание отношениям с западными странами. “Российский интерес к Европе в новых условиях связан с рядом причин как внутреннего, так и внешнего характера. Хотя Россия все больше сосредотачивается на самой себе, она стремиться избежать международной изоляции, которую просто не может себе позволить. Более того, тесное взаимодействие с внешнем миром является необходимым условием реорганизации России и ее развития. Европа не только близка, но и чрезвычайно важна с экономической точки зрения. Только на страны ЕС приходится более двух пятых торгового оборота страны”.[13] В настоящее время Санкт-Петербург осуществляет сотрудничество с ЕС, прежде всего, по проектам технической помощи с такими структурами ЕС как: - Европейская Комиссия (Комиссия Европейских сообществ, с Директорами по направлениям финансирования, Бельгия); - Делегация Европейского Союза (Москва, РФ); - Российским бюро по использованию консультационного технического содействия ЕС (Москва, РФ); - Технический офис программы ТАСИС (Санкт-Петербург, РФ); - Технический офис по “малым проектам” программы ТАСИС “Приграничное сотрудничество” (Санкт-Петербург, РФ). В этой связи Санкт-Петербург получает широкие возможности по продвижению своих проектов с использованием механизмов международных европейских и региональных организаций. В начале 1996 года исполнительный орган Европейского Союза - Европейская комиссия (ЕК) выдвинула Инициативу региона Балтийского моря, сущность которой заключается в том, что реализация программ ЕС “TACIS” для стран СНГ, “INTERREG II” для стран севера Европы и “PHARE” для стран Центральной Европы и Балтии в части, касающейся трансграничного сотрудничества должна в дальнейшем осуществляться с учетом сотрудничества стран в регионе Балтийского моря путем координации программ с использованием механизмов международных региональных организаций этого региона. Для Санкт-Петербурга это означало, что возможность продвижения крупных инвестиционных проектов определяется их включением в соответствующие программы международных европейских и балтийских региональных организаций. В настоящее время такими организациями для Санкт-Петербурга, получившими аккредитацию в ЕС являются: - Совет Государств Балтийского моря; - Ассоциация европейских городов “Еврогорода”; - Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря; - Балтийская Комиссия Форума регионов морского побережья Европы. Санкт-Петербург в настоящее время является одним из крупнейших регионов России по объемам получаемой технической помощи от иностранных государств и международных организаций. За период 1991-1997 гг. по этим каналам было получено около 200 млн.долл. Основным донором является Комиссия Европейского Союза, по линии которой за вышеуказанный период реализовано и находятся в стадии реализации проектов и программ на общую сумму более 150 млн.долл. В последние два года объем финансирования от западных стран-доноров и международных финансовых институтов приходится, в основном, на промышленную инфраструктуру (включая, безусловно, и порт Санкт-Петербург), крупные объекты с неразвитой экологической инфраструктурой, конверсионные предприятия). Финансовые вливания в вышеуказанные сектора экономики в виде передачи ноу-хау и поставок оборудования имеют, безусловно, определенный интерес для Санкт- Петербурга. Сотрудничество с иностранными государствами, международными финансовыми организациями в 1998 году в абсолютных размерах возросло. Это связано с ухудшением экономического, финансового и социального положения России. Общая сумма технического содействия по линии Комиссии Европейского Союза составила 40 млн.долл. В 1998 г. в Санкт-Петербурге по линии программы Тасис велась работа по 64 проектам на общую сумму 40 млн. ЭКЮ. Что касается стран - контракторов проектов по линии ЕС, основное место среди них занимают Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды. Страны Скандинавии в настоящее время представлены незначительно, хотя в последнее время намечается активизация работы по проектам технического содействия по линии ЕС со стороны Финляндии. На наш взгляд это вызвано рядом причин. Прежде всего - наличие единой границы с Россией, проходящей по линии Ленинградской области. Кроме того, активное двустороннее правительственное сотрудничество Санкт-Петербург - Финляндия позволило последней накопить значительный опыт и знание сегодняшней ситуации и, соответственно, возможностей реализации своих интересов в Северо-Западном регионе России. Вступление Финляндии в ЕС значительно расширяет финансовые возможности этой страны для реализации программ технического содействия, что, безусловно, оказывает благоприятное влияние на экономическую ситуацию самой Финляндии, снимая отчасти проблему безработицы и получая дополнительную информацию по интересующим ее политическим, экономическим и социальным вопросам в Северо- Западном регионе России. 2.1.2Сотрудничество со странами Северной Европы и странами региона Балтийского моря. Внешняя политика города, в значительной мере, ориентирована также на страны Северной Европы и страны региона Балтийского моря, считая сотрудничество с ними одним из приоритетов своей международной и внешнеэкономической деятельности и прежде в всего в следующих областях:[14] - торгово-экономическое сотрудничество, прежде всего, в направлении развития экспорта с использованием научно-технического и промышленного потенциала Санкт-Петербурга; - улучшение состояния окружающей среды и развитие энергосберегающих технологий; - развитие градостроительства, в том числе сохранение, реставрация и реконструкция памятников истории и архитектуры, сохранение исторической городской среды; - развитие систем гражданской безопасности и обеспечения прав человека, включая защиту жителей в условиях обострившейся криминогенной ситуации, борьбу с незаконным оборотом и употреблением наркотиков, защиту от природных и техногенных катастроф; - развитие потенциала Санкт-Петербурга как центра транзитных перевозок, включая основные элементы инфраструктуры: международные транспортные коридоры, внутригородские и объездные транзитные магистрали, таможенные зоны и транспортные терминалы; - развитие сотрудничества в области культуры, образования, обмена информацией и туризма; - достижение более высоких стандартов в социальной сфере и здравоохранении. Сотрудничество Санкт-Петербурга и партнеров из стран Северной Европы и региона Балтийского моря осуществляется, как правило, в рамках международных программ, в реализации которых Петербург принимает активное участие, среди них можно выделить наиболее значимые: - программы сотрудничества и развития отношений Европейского Союза в Балтийском регионе и с Российской Федерацией “ Северное измерение ЕС”, предложенной Правительством Финляндии; - программы сотрудничества с Европейским Союзом “Санкт-Петербург - Европейские ворота России”; - программы сотрудничества европейских и азиатских городов и регионов; - программы мероприятий “ Санкт-Петербург - Европейский город культуры - 2003”. Традиционно, одно из главных направлений сотрудничества Северных стран с Санкт-Петербургом и регионами Северо-Запада России заключалось в содействии развитию рыночной инфраструктуры, адаптированной к сотрудничеству с Европейским Союзом. Такое сотрудничество в основном развивалось по линии прямой технической помощи на развитие инфрастуктуры. Сотрудничество со странами Северной Европы и странами региона Балтийского моря осуществляется также с помощью участия представителей в работе «Совета государств Балтийского моря». Совет государств Балтийского моря – межправительственная организация, основанная в марте 1992 года и имеющая в качестве постоянного органа Комитет старших должностных лиц и Рабочие группы : - по содействию демократическим институтам и правам человека; - по экономическому сотрудничеству; - по ядерной безопасности; - а также Комиссара по Демократическим институтам и правам человека, включающим права национальных меньшинств. В Совет государств Балтийского моря входит 12 членов: Дания, Эстония, Финляндия, Германия, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Швеция и Европейская комиссия (исполнительный орган Европейского Союза). Представители Санкт-Петербурга в составе делегации Российской Федерации принимают участие в работе СГБМ с 1993 года. Главы правительств стран , входящих в Совет государств Балтийского моря (от России участвовал Председатель Правительства В.С. Черномырдин) на встрече в г. Висбю 2-3 мая 1996 года одобрили концептуальные положения, учитывающие Инициативу ЕК в отношении региона Балтийского моря, а министры иностранных дел стран СГБМ на ежегодной пятой сессии 3-4 мая 1996 г. в г. Кальмаре (Швеция) приняли Программы действий, включающие Инициативу ЕК, что позволило приступить к разработке и согласованию “Рамочного соглашения по трансграничному сотрудничеству в регионе Балтийского моря” между странами- участницами Совета государств Балтийского моря и Европейским Союзом, создающего юридическую базу для реализации Инициативы ЕК. В ходе встречи в г. Риге (Латвия) 22-23 января 1998 года главы правительств стран, входящих в Совет государств Балтийского моря, подтвердили свою поддержку дальнейшему сотрудничеству в регионе Балтийского моря, которое будет содействовать формированию стабильной, демократической и процветающей Европы без разделительных линий . Они приветствовали вступление в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом и его странами-членами, а также приняли во внимание сообщение Европейской Комиссии о намерении включить "Северное измерение " в политику ЕС. Они согласились, что деятельность неправительственных организаций является важным дополнительным элементом межправительственного сотрудничества. Подключение к конкретным направлениям сотрудничества полезно не только в плане подготовки России к реализации положений Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, но и для защиты российских экономических интересов на рынках новых членов ЕС - Финляндии, Швеции - кандидатов на вступление в ЕС - Польши, Латвии, Литвы, Эстонии. Участие Санкт-Петербурга в работе Совета Государств Балтийского моря позволило оказать поддержку некоторым, осуществляющимся в городе проектам: - Развитие Морского порта “Санкт-Петербург; - Развитие Северо-Западного речного порта; - Кольцевая автомобильная магистраль. Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря (ОССГБМ) - неправительственная организация стран Балтийского моря, куда входят представители областей, районов и "вольных" городов, расположенных на берегу Балтийского моря. Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря основана в Норвегии (г. Ставангер) в октябре 1993 года . ОССГБМ выполняет координационные и посреднические функции для всех регионов Балтийского моря, осуществляет общую целевую политику на международных форумах и, используя имеющиеся ресурсы, способствует внедрению конкретных проектов на благо всего региона. Санкт-Петербург участвует в работе ОССГБМ с 1993 года. Участие Санкт- Петербурга в работе ОССГБМ позволяет: - расширить торговые, хозяйственные и экономические связи на региональном уровне; - согласовать политику по борьбе с преступностью, нелегальной миграцией, контрабандой наркотиков и оружия; - обсудить экономические и культурные возможности Санкт-Петербурга. Союз Балтийских городов (СБГ) - международная неправительственная организация, основанная на конференции представителей городов стран Балтийского моря в г.Гданьске 11 мая 1992 года с участием представителей Санкт-Петербурга. В настоящее время в Союз входят 79 городов 10 стран Балтийского моря. Союз Балтийских городов ставит целью стимулирование всестороннего сотрудничества между городами региона Балтийского моря. СБГ имеет бюджет, формируемый из членских взносов и специальных дотаций ЕС и СМСС. Санкт-Петербург входит в состав СБГ с 1992 года. Участие Санкт-Петербурга одновременно в Союзе Балтийских городов и в Организации субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря определяется его двойным статусом, как города и как субъекта Российской Федерации. Заключение. В наше динамичное время многие субъекты и регионы России, и Санкт- Петербург не является исключением, связаны с зарубежным миром тысячами нитей. В одной работе невозможно дать сколько-нибудь исчерпывающий обзор всех его международных связей. В этой работе автор не коснулся, например, географии внешнего транспорта города, во второй главе было рассмотрено лишь европейское направление международных контактов, что связано с недостатком литературы по международным контактам города, а также не были освещены культурные и научные связи. Несмотря на все сложности при написании данной работы, автор считает, что ему удалось выполнить задачи, поставленые в начале работы. В результате проведенного анализа автор в целом получил желаемую наглядную картину состояния дел Санкт-Птербурга во внешнеэкономической и некоторых других внешних областях и сделал следующий краткий вывод: Если в конце 80-х годов такого города как Санкт-Петербург не существовало на экономической и финансовой карте мира, то теперь он занимает достойное место, как в России, так и за рубежом, подтверждением чему служат многомиллионные кредиты зарубежных партнеров, участие Санкт- Петербурга в работе организаций как регионального, так и международного масштаба. Кроме того, был приобретен ценный опыт в написании работ подобного типа, что для автора являлось не менее важной целью. Список использованных материалов. Периодические издания: 1. Вардомский Л.Б. «Внешнеэкономические связи регионов России в контексте проблем федерализации» // Политика и экономика в региональном измерении: Сб.учеб. материалов по курсу «Политическая регионалистика»/ Под ред. В. Климанова и Н. Зубаревич. - М., СПб.: ИГПИ: Летний сад, 2000. - 256с. - (Studia politica; Вып.3). 2. Геополитическое положение России: представление и реальность. Под ред. В. А. Колосова. - М.: Арт-Курьер, 2000. 3. Жихаревич Б. «Реплика из-за ширмы»// «Эксперт Северо-Запад» №17(24), 9 ноября 2000. 4. Клепиков А. «Черкесовский форум» // «Эксперт Северо-Запад» №4(33), 5 марта 2001. 5. Миронов С. «Всемирный отель «Санкт-Петербург»?»// Эксперт Северо-Запад №20(27), 27 ноября 2000. Материалы Кафедры Экономической Географии и Социальной Экологии. - СПбГУ, факультет Географии и Геоэкологии, 2001. 6. Развитие международной деятельности Санкт-Петербурга в рамках участия в работе международных организаций. – Комитет по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга, 2000. 7. Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век / Под ред. Д. Тренина; Моск. Центр Карнеги. - М.: S&P, июнь 2000. 8. Стратегический план Санкт-Петербурга. – Международный центр социально- экономических исследований «Леонтьевский центр», 1998. 9. «Эксперт», - 30 октября 2000. №41(253). 10. Investor’s Handbook: Saint-Petersburg, 2000. Интернет-источники: 1. В некоторых случаях использовался электронный вариант издания «Эксперт»: http://www.expert.ru. 2. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга: http://www.spb.ru. 3. Аналитические и статистические материалы сайта РосБизнесКонсалтинг: http://www.rbc.ru. ----------------------- [1] - Миронов С. “Всемирный отель «Санкт-Петербург»?”// Эксперт Северо- Запад №20(27), 27 ноября 2000г. [2] - Жихаревич Б. “Реплика из-за ширмы”// «Эксперт Северо-Запад» №17(24), 9 ноября 2000г. [3] - Геополитическое положение России: представление и реальность. Под ред. В. А. Колосова. - М.: Арт-Курьер, 2000г. [4] - Там же. [5] - Инфраструктурный потенциал характеризует экономико-географическое положение и его инфраструктурную обеспеченность. Институциональный потенциал характеризует степень развития ведущих институтов рыночной экономики. [6] - "Эксперт". – 30 октября 2000. №41(253). Электронная версия, адрес http://www.expert.ru. [7] - Данные предоставлены Комитетом по внешним связям Администрации Санкт- Петербурга (справочная служба, адрес www.spb.ru). [8] - Развитие международной деятельности Санкт-Петербурга в рамках участия в работе международных организаций. - Комитет по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга, 2000. [9] - Клепиков А. "Черкесовский форум" // "Эксперт Северо-Запад" №4(33), 5 марта 2001. [10] - Стратегический план Санкт-Петербурга. - Международный центр социально-экономических исследований "Леонтьевский центр", 1998г. [11] - Здесь и далее в этой главе данные предоставлены Комитетом по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга. [12] - Вардомский Л.Б. «Внешнеэкономические связи регионов России в контексте проблем федерализации» // Политика и экономика в региональном измерении: Сб.учеб. материалов по курсу "Политическая регионалистика"/ Под ред. В. Климанова и Н. Зубаревич. - М., СПб.: ИГПИ: Летний сад, 2000. - 256с. - (Studia politica; Вып.3). [13] - Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век / Под ред. Д. Тренина; Моск. Центр Карнеги. - М.: S&P, июнь 2000. – с. 279. [14] - По материалам документа «Развитие международной деятельности Санкт- Петербурга в рамках участия в работе международных организаций». - Комитет по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга, 2000. ----------------------- [pic] [pic] |
|