На главную

Аграрные преобразования на Северном Кавказе


Аграрные преобразования на Северном Кавказе

Министерство экономического развития Российской Федерации

Российский государственный торгово-экономический университет

Ростовский Институт

(Шифр КП 00007)

Контрольная работа

по дисциплине: «Проблемы развития

экономической истории Дона

и Северного Кавказа »

Тема: «Аграрные преобразования на Северном Кавказе»

Работу выполнил:

студент третьего курса

заочной формы обучения

факультета коммерции

Ростов-на-Дону

2004 г.

Содержание:

Введение

1. Аграрные преобразования на Северном Кавказе

2. Земельная реформа на Северном Кавказе

a. Перераспределение земельного фонда на Северном Кавказе

b. Подымный сбор

3. Отмена крепостного права на Тереке и Кубани

4. Отмена крепостного права на Дону и в Ставрополье

a. Разработка крестьянской реформы на Дону

b. Проведение крестьянской реформы на Дону

c. Крестьянская реформа в Ставропольской губернии

5. Отмена рабства в Дагестане и крестьянская реформа 1913 г.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Развитие края в составе империи оказалось подчинено общим процессам

экономической и социально-политической эволюции России в XVIII- начала XX

вв. Условия и характер взаимодействия различных групп населения его

определялись социальной и этнической политикой центральной власти, а также

процессом модернизации, в который страна постепенно вовлекалась как общим

ходом развития европейского мира, так и вполне целенаправленной

реформаторской деятельностью царизма.

Вместе с тем юго-восточная окраина Европейской России отличалась

зримым своеобразием хозяйственного уклада и образа жизни, составом и

обликом населения. Определялось это в первую очередь тем, что в общий

контекст исторического развития страны оказались включенными территории, на

которых сложились и существовали уникальная горская цивилизация и весьма

специфичная казачья культурно-историческая общность. Это предопределяло

сложность и неоднозначность процесса их интеграции как в единую

хозяйственную систему империи, так и в ее социальную и политическую жизнь.

В составе Российской империи сложно отыскать хотя бы еще один

регион с таким же пестрым этническим и социальным составом населения,

причем структура его стала, по сравнению с предыдущими веками развития,

более дробной и сложной в процессе российской колонизации территории. При

этом имперская политика ставила различные сословия и этносы в весьма

неравное положение, разделяя их на привилегированные, полупривилегированные

и непривилегированные, что способствовало росту противоречий и конфликтов

как между ними, так и отдельных групп населения с властью.

Неизбежным результатом жизни в составе империи стали и взаимное

приспособление столь разных соседей друг к другу, и деформация

социокультурных устоев и традиций жизни, характерных для таких своеобразных

групп населения края, как этносы Северного Кавказа и казачество, хотя

последнее, несомненно, в большей степени адаптировалось за два с небольшим

столетия к жизни в царской России и к условиям несения военной службы

государю.

Аграрные преобразования на Северном Кавказе

В отличие от Центральной России, на Северном Кавказе аграрно-

крестьянская реформа проводилась в два этапа. Первым этапом была земельная

реформа (размежевание земель и определение их юридического статуса), вторым

– ликвидация рабства и освобождение крестьян от личной зависимости.

При проведении земельной реформы в крае российская администрация

отдавала приоритет общинному землевладению и землепользованию, что еще

более сближало горские районы с русскими губерниями. Однако в полном объеме

размежевание земель было проведено только в Кабарде и Осетии. Одновременно

с наделением землей крестьян происходило перераспределение земельного фонда

в пользу местных феодалов, преданных российской власти представителей

других горских народов и российских военных. Непосредственным результатом

проведения земельной реформы на Северном Кавказе стало введение с 1 января

1866 г. государственной поземельной подати, известной как «подымный сбор».

С начала 60-х гг. XIX в. русская администрация на Северном Кавказе

проводила и освобождение зависимого населения. В Терской и Кубанской

области было ликвидировано крепостное право, а в Дагестане отменено

рабство. При этом условия освобождения рабов, дворовых и крестьян были

более тяжелыми, чем на Дону или в Центральной России. Большая часть

крестьян-рабов Дагестана оставалась в крепостной зависимости от беков до

1913 г.

Земельная реформа на Северном Кавказе

Аграрные преобразования на Северном Кавказе строились на сочетании

двух принципов землевладения – общинного и частного и призваны были дать

горцам землю на плоскости на основе общинного права, выделив в то же время

часть земель в частную собственность (феодалам и лицам, находящимся на

русской службе и преданным русскому правительству).

В мае 1863 г. в Терской области образовали Комиссия по разбору личных

и поземельных прав (Терская сословно-поземельная комиссия) под

председательством кабардинца Д. С. Кодзокова. В основу своей работы она

приняла положение, что «земля, занимаемая жителями на плоскости, есть

казенная» и находится в пользовании крестьян на общинном праве. В Кабарде

29 августа 1863 г. местные феодалы подписали акт, которым вся земля

признавалась общинной. Он стал отправным пунктом земельной реформы.

Осетинская и балканская знать отказалась подписать подобные акты, но

комиссия Кодзокова сочла необходимым ввести и в Осетии общинное владение

землей.

В Кабарде при проведении размежевании земель происходило укрупнение

аулов. Норма наделения колебалась от 36 до 41 дес. на двор, но около 2/3

надела составляли неудобные земли. В среднем на одну душу у крестьян

приходилось от 3,6 до 8 дес. земли. Аулы получали землю на праве общинного

владения, за передаваемые государством участки члены общины несли

государственную и поземельную повинность. Для наделения князей и дворян

устанавливались следующие нормы: князьям в среднем по 500, а дворянам по

250 дес. на двор.

В Осетии процесс размежевания земель начался в 1853 г. и продолжался

до 1867 г. В 1853-1856 гг. были отведены земли семействам знати (алдарам) и

зависимому крестьянскому населению при нормах размежевания – по 225 дес.

алдарам и 36-37 дес. на крестьянский двор. Но при этом земли не получили 49

дворов алдар, которых переселили на правый берег Терека, и 334 крестьянских

двора. Затем земельные наделы были распределены между аулами в соответствии

с количеством входящих в них дворов, причем алдары либо включались в состав

аульных обществ (получая на двор по 40 дес.), либо получали право на

земельные наделы в Кубанской области (до 300 дес. на двор).

В Кубанской области размежевание земель происходило на основании

проекта «Положения об устройстве поземельного быта горских племен Кубанской

области» (1861 г.), по которому крупные феодалы получали огромные поместья

в индивидуальное потомственное пользование, дворяне – от 100 до 200 дес. в

фамильное пользование, а крестьяне-общинники – по 7 дес. на душу м.п. на

правах общинного владения.

Общий пересмотр земельных отношений в Карачае и Балкарии так и не был

произведен.

В плоскостной Чечне и Ингушетии размежевание закончилось в 1876 г.,

наделы Надтеречном наибстве Чечни колебались от 28 до 34 дес. на двор, а в

Ингушетии –от 15,5 до 27 дес. на двор. В горной Чечне и Ингушетии земельная

реформа не проводилась.

В Дагестане в 1865 г. начала работать сословно-поземельная комиссия,

которая занялась решением земельного вопроса. Под ее давлением в 1865 г.

местные феодалы согласились предоставить половину земли крестьянам

безвозмездно. С 1865 по 1870 гг. проводились межевые работы. Так, на

Кумыкской плоскости феодалы получили в среднем по 110 дес., а крестьяне -

менее 5 дес. душевого надела.

Перераспределение земельного фонда на Северном Кавказе

При проведении аграрных преобразований большое количество земель было

оставлено в руках знати – кабардинских и кумыкских князей, а также передано

офицерству. В одной Чечено-Ингушетии таким путем было отторгнуто 29 629

дес. земель, не считая земель казаков. Так, Таймановы получили 6 550 дес.,

Бековичи-Черкасские – 6 350, Алхасовы – 2 800,

Эльдаровы – 1 400 дес. Казачьи офицеры получали по закону 1870 г.:

генералы – по 1 500 дес., штаб-офицеры – по 400, обер-офицеры – по 200,

рядовые казаки по 30 дес. Всего офицеры Терского казачьего войска получили

119 760 дес. земли.

Аналогичные земельные пожалования офицерам и «почетным туземцам»

происходили после 1864 г. и в Кубанской области. По 5 тыс. дес. земли

получили абазинский князь Магомет-Гирей Лоов и ногайский князь Адиль-Гирей

Капланов-Нечев, более чем 2 тыс. дес. – черкесский князь Эдык Абуков,

карачавеские князья Крымшамхаловы и др.В одном только Балтапашинском уезде,

в который входили карачаевские, черкесские, абазинские и ногайские аулы,

из 2 400 000 дес. земли около 1 100 000 дес. было отдано под казачьи

станицы. Около 200 000 отошло под не войсковые поселения, по 100 000

русским и горским частным владельцам и около 900 000 осталось в казне.

Подымный сбор

При исчислении введенной в 1866 г. поземельной подати единицей

обложения было хозяйство («дым»), поэтому она именовалась еще «подымным

сбором». Каждый «дым» независимо от количества членов, имеющихся скота и

земли платил одинаковую сумму. Горцы Кубанской области платили по 3 руб.

с двора, Дагестанской области – от 2 до 3 руб., Терской области – от 75

коп. до 5 руб. Самая высокая подать была в Кабарде – 5 руб. с двора. Только

в Карачае налог дифференцировали в зависимости от дохода: в первую

категорию (платившую 15-30 руб. с «дыма») зачислялись дворы с большим и

средним достатком, во вторую (от 75 коп, до 4 руб.) – малообеспеченные и

неимущие.

Поземельная подать способствовала сохранению больших семей у горцев,

так как они оказывались в лучшем положении при уплате налога, чем малые

разделенные семьи. В одной Терской области в 1890 г. подымная подать

составляла около 650 000 руб. Значительная часть населения оказалась не в

состоянии ее платить, постоянно накапливалась задолженность. Например, за

горскими жителями Нальчикского округа к 1884 г. числилось недоимок на сумму

около 12 000 руб. С частных владельцев Терской и Кубанской областей

правительство собирало двухкопеечный подесятинный сбор.

Отмена крепостного права на Тереке и Кубани

В 1864 г. была освобождена небольшая часть крестьянского населения

Северного Кавказа – зависимые люди «азиатского происхождения, находящиеся

во владении у разных лиц, приписанных к Терскому войску», т.е. дворовые и

крестьяне местных феодалов, служивших в русской армии (по «Положению» 19

февраля 1861 г.).

16 апреля 1866 г. при наместнике Кавказа вел. кн. Михаиле Николаевиче

был создан Особый комитет по крестьянским делам под председательством

генерал-адъютанта Карцева. В Терской области подготовка вопроса об

освобождении крестьян возложили на сословно-поземельную комиссию Д. С.

Кодзокова. Свои проекты освобождения крестьян представили кабардинские,

балкарские и осетинские феодалы. Они предлагали как добровольное соглашение

между крестьянами и феодалами, так и обязательное, за достаточно высокий

выкуп. Тех крестьян, которые не могли выкупиться сразу, предполагалось

оставить на длительный (6-8 лет) срок на положении временно обязанных.

Подготовленное этими органами Положение об отмене крепостного права

было объявлено 1 октября 1866 г. предписанием Главнокомандующего Кавказской

армией начальнику Терской области и провозглашено 18 ноября 1866 г. Как и в

Центральной России, освобождение крестьян проводилось либо на основе

добровольных соглашений между крестьянами и их феодалами (на основе

обычного права), либо по обязательным правилам. Размер выкупной суммы для

взрослого трудоспособного крестьянина в возрасте 15-45 лет составлял 180-

200 руб. Дети до 15 лет платили по 10 руб. за каждый год возраста. При

освобождении к феодалу отходила половина или даже 2/3 крестьянского

имущества. Если крестьяне не могли выкупиться сразу, то они оставались

временно обязанными на протяжении 6 лет и должны были отработать свой выкуп

в хозяйстве феодала. Годовой труд мужчины-крестьянина оценивался от 35 до

70 руб., а женщины от 25 до 40 руб. Подобные правила применялись и к рабам.

В результате реформы в Кабарде и Балкарии было освобождено более 21 тыс.

чел.

В Осетии несовершеннолетние получали свободу бесплатно, а владельцы их

получали компенсацию из средств податных сборов. Здесь было освобождено 627

взрослых и 242 малолетних раба, а также 822 взрослых и 310 малолетних

крестьян.

В Чечне и Ингушетии, где отношения зависимости не получили широкого

развития, по реформе 1867 г. освободили менее 400 чел. за выкуп – от 100 до

200 руб. за взрослого и от 30 до 50 руб. за малолетнего.

В Кубанской области ликвидация личной зависимости началась с мая 1868

г., но окончательно Положение об освобождении крестьян было утвержден 1

ноября 1868 г. , когда в зависимости оставалось уже только 25% от общего

числа крепостных. По Положению крестьяне получали свободу за выкуп, за

исключением женщин, мужчин старше 50-55 лет и детей до 7 лет. Срок

обязательных работ составлял 4-5 лет. Всего в Кубанской области в 1868 г.

на основе добровольного соглашения освободили 11 403 чел., а по

обязательным правилам – 5 070 чел.

Отмена крепостного права на Дону и в Ставрополье

По переписи 1858 г. в Области войска Донского числилось 286 156 душ

крепостных обоего пола, или 31,9% по отношению к общему количеству

населения области, причем большинство их было сосредоточено в двух округах

– Миусском и Донецком.

Началом разработки крестьянской реформы на Дону стало 6 мая 1858 г.,

когда донское дворянство выразило императору «полную и совершенную

готовность донских дворян к улучшению быта крестьян в войске Донском на

общих основаниях». Это обращение явилось следствием давления на донских

дворян со стороны войскового начальства. Предложения донских дворян были

более жесткие, чем проект, составленный Редакционными комиссиями в С.-

Петербурге. Поэтому для Дона были разработаны специальные «Дополнительные

правила о крестьянах и дворовых людях, вышедших из крепостной зависимости в

Земле войска Донского». Они были построены по принципу общероссийских, но с

рядом особенностей. 20 марта 1891 г. на Дону было объявлено об отмене

крепостного права. Проведение крестьянской реформы до середины 70-х годов

шло достаточными темпами, но затем замедлилось и окончательно завершилось в

1883 г.

Крестьянская реформа в Ставрополье, где крепостные составляли всего 2%

крестьянского населения края, практически ничем не отличалась от

Центральной России.

Разработка крестьянской реформы на Дону

В 1858 году в Новочеркасске был образован Комитет по подготовке

проекта Положения об устройстве быта донских помещичьих крестьян. К 16 мая

1859 г. донские дворяне разработали свой проект, который стремился

максимально сохранить преимущества крупных землевладельцев. В период

временно обязанного состояния крестьяне не могли переходить с барщины на

оброк в течение 6 лет, причем количество барщинных дней определялось

размерами имения: для многоземельных – 94 дня в году, средних – 75 и

малоземельных – 56 дней. Донские помещики также стремились сохранить за

собой при выкупе земли как можно больше полевых угодий. Этой цели служили и

предложения о «даровом» крестьянском наделе – получении крестьянином 1/4

регламентированного размера надела без выкупа (на Дону «даровой» надел

составлял около 1 дес.).

Эти предложения были значительно тяжелее для крестьян, чем нормы,

определенные Редакционными комиссиями.

«Дополнительные правила о крестьянах и дворовых людях, вышедших из

крепостной зависимости в Земле войска Донского»

Для наделения крестьян землей и угодьями территория войска Донского

делилась на четыре местности:

Часть Черкасского округа, окруженная Ростовским уездом (в то время

входившим в Екатеринославскую губ.), и ближайшая к ней и Азовскому морю

часть Миусского округа. Здесь, как и в Ростовском уезде, крестьянский надел

на душу составлял 3 десятины.

Остальные части Миусского, Черкасского и Донецкого округов – около 3,5

дес.

Хоперский и Усть-Медведицкий округа – 4 дес.

1-й и 2-й Донские округа – около 4,5 дес.

На период временно обязанного состояния за полный душевой надел

крестьянский оброк составлял 8 руб., а барщина – 63 дня в год (36 мужских и

27 женских дней). Переход с барщины на оброк мог происходить по истечении

двух лет, как и в остальной России. В течение 9 лет крестьянин не мог

отказаться от надела и выйти из временно обязанного состояния. Донским

дворянам (преимущественно мелкопоместным) предоставлялись льготы, в том

числе возможность переселять крестьян на другие земли а также переводить

своих крепостных в разряд государственных крестьян (за что владельцы

получали компенсацию от казны) и др. Дворовые люди были обязаны продолжать

работать на своих прежних хозяев в течение 2-х лет после объявления

реформы.

Проведение крестьянской реформы на Дону

После 19 февраля 1861 г. для проведения в жизнь крестьянской реформы

на Дону было образовано Областное войска Донского по крестьянским делам

присутствие.

Накануне реформы на Дону числилось 2904 помещика. Мелкопоместные

дворяне грамот не составляли. В 1863 г. составление грамот фактически

закончилось. Из 1 294 грамот крестьяне подписали только 586, да и то часть

– вынужденно. Первоначально переход крестьян на выкуп на Дону происходил

достаточно быстрыми темпами и только 7% крестьян воспользовались «даровым»

наделом». С 1868 по 1878 г. количество временно обязанных сократилось более

чем

в 8 раз. С середины 70-х годов темпы перехода крестьян на выкуп резко

замедлились, увеличилось число выкупов по одностороннему требованию

помещика. На 1878 г. на Дону числилось 99 462 крестьянина-собственника

(т.е. 69% крестьян), а оставалось у 391 помещика во временно обязанном

состоянии 17 578 крестьян м.п. Остальные крестьяне были переведены на выкуп

с 1 января 1883 г. по «Положению о выкупе наделов крестьян, еще остающихся

в обязательном отношении к помещикам» (от 28 декабря 1881 г.).

По данным советских историков (И. П. Хлыстов) в результате реформы

крестьяне Дона потеряли около 31% земель. В тех округах, где помещичье

землевладение было наиболее развито, отрезки были довольно значительны,

достигая 50% дореформенного надела и даже выше. У некоторых крестьян наделы

сократились на 84%.

Крестьянская реформа в Ставропольской губернии

В Ставропольской губернии существовало всего 49 помещичьих имений с 30

тыс. русских крепостных (около 2% всего крестьянского населения губернии).

Для подготовки реформы здесь также осенью 1858 г. был образован дворянский

комитет, который предложил проводить наделение крестьян землей в течение

длительного (12 лет) временно обязанного состояния, причем крестьянские

наделы должны были составить лишь 4,5 десятин. Как и предложения донских

помещиков, этот проект не нашел в Санкт-Петербурге поддержки.

Реформа в губернии проводилась на основании общероссийских «Положений»

19 февраля 1861 г., причем Ставрополье было отнесено к степной зоне.

Размеры наделов здесь также сокращались и составляли 8 десятин. Как и в

остальной России, крестьяне в период временно обязанного состояния платили

помещику оброк или отбывали на барщине в течение года 70 дней (40 мужских и

30 женских).

Высокие суммы оброка и выкупных платежей привели к тому, что

крестьянская реформа в Ставрополье проходила крайне медленными темпами. К

1881 г. 2/3 крестьян отказались от полевого надела и перешли в разряд

казенных и только 31,6% – на выкуп. Из 63,5 тыс. дес., по данным В. П.

Крикунова, у крестьян было отрезано 37,1 тыс. дес., или 58,4%. Таких

отрезков не знала ни одна российская губерния.

Отмена рабства в Дагестане и крестьянская реформа 1913 г.

В Дагестане в начале 60-х гг. числилось около 4 830 рабов обоих

полов. Начальник Дагестанской области принял меры к ограничению рабства на

территории феодальных владений, поэтому

к 1866 г. здесь осталось только 1 542 раба. В 1866-1868 гг. рабство в

Дагестане было полностью ликвидировано, около 78% рабов освобождались за

выкуп (в среднем по 145 руб. за душу), остальные бесплатно при условии

службы бывшим хозяевам от 4 до 6 лет. Освобожденные рабы приписывались к

крестьянским обществам.

Однако аграрные преобразования 60-70-х гг. XIX в. не затронули

крестьян-рабов, которые оставались в зависимости от беков до 1913 г. Только

в некоторых районах (Кумыкском округе, Присулакском наибстве) в 60-е гг.

XIX в. крестьяне получили свободу.

К проведению крестьянской реформы в Дагестане российское правительство

вернулось уже перед самой Первой мировой войной. 7 июня 1913 г. издали

закон «О прекращении зависимых отношений поселян Дагестанской области и

Закатальского округа к бекам и кешкелевладельцам и об учреждении в сих

местностях установлений по крестьянским делам», по которому все зависимые

крестьяне освобождались от своих повинностей в пользу феодалов. Взамен их

правительство выдавало феодалам 300 тыс. руб., которые крестьяне должны

были погасить ежегодными взносами в государственную казну в течение 20 лет.

Реформа 1913 г. коснулась еще 70 тыс. крестьян.

Заключение

Административные преобразования XIX в. должны были подготовить горское

население «к подчинению общим полицейским и судебным законам империи». В

1870-1871 гг. на Тереке и Кубани было ликвидировано военно-народное

управление и введена гражданская администрация. Такая политика, как

отмечает Н.С.Киняпина, вполне отвечала общей установке российского

правительства в национальных регионах: вводить имперскую административную

систему постепенно, через ряд переходных форм.

Список литературы

1. История народов Северного Кавказа. Т. 1. М. 1988

2. Заседателева Л.Б. Терские казаки (середина XVI-начало XX в.): историко-

этнографические очерки. М. 1974

3. Мининков Н.А. Донское казачество на заре своей истории. Ростов-на-

Дону.1992.

4. Сватиков С.Г. Россия и Дон. Белград. 1924.

5. Сокуров В.Н. О характере русско-кабардинских политических связей в 70-х

годах XVI века. //Сборник по истории Кабардино-Балкарии.Вып.10.

Нальчик.1976.

6. Цикоцкая Н.И., Черноус В.В. Как это было. Штрихи к истории концепции

добровольного вхождения Чечено-Ингушетии в состав России.// Известия СКНЦ

ВШ. Общественные науки. 1990.№ 2.

© 2010