На главную

Цивилизации Инков и Ацтеков


Цивилизации Инков и Ацтеков

[pic]

ИЗ ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ АМЕРИКИ

С чего началась история Америки? Долгое время мы, европейцы, отвечали

на этот вопрос одной и той же расхожей фразой: «С открытия ее Колумбом».

Континент Америка с периода его открытия и до сих пор хранит в себе

множество загадок.

До завоевания континента европейцами - это была самобытная сплоченность

нескольких культур.

Ученые углубленно занимаются изучением трех, наиболее ярких,

цивилизаций, история которых насчитывает сотни лет - это древние

цивилизации ацтеков, инков и майя.

Каждая из этих цивилизаций оставила для нас множество свидетельств

своего существования, по которым мы можем судить об эпохе их расцвета и о

внезапном упадке или частичном исчезновении вообще.

Каждая культура несет в себе изученный и еще изучаемый огромный

культурный пласт, выраженный в творениях архитектуры, письменности, в

останках ремесленного искусства, а также в дошедшем до нас языке.

Но и судьба этих культур — лишь предисловие к огромной книге, все листы

которой, казалось бы, давно вырваны и утеряны. Что было до великих

древнеамериканских государств, безжалостно покоренных испанцами? Что

за народы населяли Америку до тех же инков или ацтеков?

Сталкиваясь каждый раз с древней культурой Латинской Америки и не

редко с современной, мы находим много интересного в ней и еще больше

неразгаданного и окруженного ореолом мистики. Чего стоит один миф о

сказочной стране "El dorado". Многие фрагменты далекой эпохи существования

цивилизаций инков, ацтеков и майя, к сожалению, навсегда утрачены, но

остается многое с чем мы непосредственно соприкасаемся, но оно также дает

нам пути к разгадке многого, порой необъяснимого, нам, современным людям,

относительно искусства в целом тех далеких миров.

Проблема изучения этих древних культур до недавних пор заключалась в

"закрытости для глаз и умов ученых всего мира" самой Лат. Америки. С

большими препятствиями и интервалами в перерывах велись и ведутся работы,

связанные с раскопками и поисками архитектурных сокровищ. Только в

последнее время, за исключением литературных сведений, расширен доступ к

территориям и местам, связанных с обитанием на них древних племен и

народов.

Люди, побывавшие там и рассказывающие об увиденном, кажутся

переполненными самыми необычными впечатлениями от пережитого и

увиденного. Они с упоением рассказывают о местах, где, якобы, когда-то

совершались религиозные обряды, о древних индейских храмах, о многом, чего

мы не могли бы себе ясно представить, не увидев на яву. Слушая их,

представляешь и понимаешь все величие и ценность памятников древних

цивилизаций, они несут с собой поистине огромный слой информации,

необходимой для осознания и правильного восприятия бытия наших предков и в

целом истории развития человечества.

В обобщение трех культур хотелось бы дать общий, подчеркивающий их

своеобразие, словесный портрет каждой. Среди древних цивилизаций Америки

можно выделить ацтеков, майя и инков. Корни этих великих цивилизаций

теряются в глубине веков. Многое остается неизвестным о них, но известно,

что они достигли высокого уровня развития. Майя, ацтеки и инки имели

огромные достижения в астрономии, медицине, математике, архитектуре и

строении дорог.

Майя имели очень точный календарь, хотя и не располагали телескопами и

другими специальными устройствами для наблюдения за небом. Календари

ацтеков и инков очень похожи, между тем, на календарь майя. Ацтеки были

народом очень воинственным, который в XIII веке обитал в долине Анауак,

где сейчас находится город Мехико, территория которой была впоследствии

расширена в результате длительных завоевательных войн и превращена в

основную политическую зону Теночтитлан, столицу ацтекского государства,

численность населения которого была 60000 человек до начала "конкисты".

Имели ацтеки обширные знания в области астрономии, которые

унаследовали от более древних культур. Цивилизация ацтеков наследовала

также архитектуру пирамид, скульптуру и живопись. Ацтеки добывали и

обрабатывали золото, серебро, уголь. Они построили множество дорог и

мостов. У них было развито искусство танца и множество видов спорта;

театр и поэзия. Они имели игру в мяч очень похожую на сегодняшний

баскетбол. И, согласно легенде, капитану команды, которая однажды

проиграла, отрубили голову.

У ацтеков было очень хорошо поставлено образование, преподавались такие

дисциплины, как: религия, астрономия, история законов, медицина, музыка и

искусство войны.

Государство инков достигло своего апогея в XY веке. Его население

насчитывало более 12 миллонов человек. Религия инков имела культ бога

Солнца, согласно которому они назначали своих императоров. Общество не

строилось на основах демократии, так как делилось на классы. Народ должен

был заниматься сельским хозяйством или ремеслами и был обязан

обрабатывать земли. Торговля была развита плохо. Столица империи инков

имела коммуникации совсей территорией империи посредством великолепных

мостов и дорог.

(Собственный перевод с испанского языка фрагмента из книги "Куль-

тура индейцев" стр. 5 - 6).

Далее предметом моего более подробного рассмотрения станут

цивилизации ацтеков и инков. Интересен тот факт, что культура ацтеков

сохранилась до сих пор и многочисленные племена ацтеков живут в наше время,

обитая на своих исконных землях.

АЦТЕКИ

Ацтеки - индейский народ в Мексике. 1,2 млн. человек (1992). Язык

ацтекский (науатль). Верующие — католики. До XVI века на территории

современной Мексики существовало государство ацтеков со столицей в

Теночтитлане.

Большинство ацтеков - сельскохозяйственные и промышленные рабочие,

лишь небольшая часть их сохранила старый хозяйственный уклад.

История этого народа уходит в глубокое прошлое. Как явствует из древних

сказаний, около 1068 года племя месиика (так называли себя ацтеки) покинуло

свою первоначальную родину — остров Астлан ("место цапель"), который и дал

название племени — ацтеки (второе название ацтеков - теночки). После этого

в течение почти 300 лет они кочевали по американскому материку, в поисках

лучшей доли, пока не обосновались в Мексиканской долине около озера Тескоко

и перешли к земледелию. Эта плодородная долина площадью ок. 6500 кв. км

простирается приблизительно на 50 км в длину и ширину. Она лежит на высоте

2300 м над у.м. и со всех сторон окружена горами вулканического

происхождения, достигающими в высоту 5000 м. Во времена ацтеков своеобразие

ландшафту придавала цепь соединяющихся озер с самым обширным из них —

озером Тескоко. Озера питались горными стоками и ручьями, и периодические

наводнения создавали постоянные проблемы для населения, жившего на их

берегах. Вместе с тем озера давали питьевую воду, создавали среду обитания

рыб, водоплавающих птиц и млекопитающих, а лодки служили удобным средством

передвижения.

Однако там им пришлось вести борьбу с местными племенами, главный вождь

которых Кулуакан, правитель города Кошкоштли, весьма недружелюбно к ним

относился.

Для того чтобы прочно обосноваться, ацтеки строят на одном из островов

в 1325 году город Теночтитлан (современный Мехико), названный ими в честь

вождя Теноча, ставший центром государства. Город делился на четыре

квартала: Теопан, Мойотлан, Куэпопан и Астакалько, посередине которых

высился храм главного ацтекского бога Уицилопочтли. Однако и после этого

борьба не утихла, чему в немалой степени способствовали раздоры среди самих

ацтекских племен. Но в 1376 году ацтеки, наконец, избирают верховного вождя

Акамапичтли (1376-1395), который укрепил как внешнее, так и внутреннее

положение страны. Последующие после его смерти смуты приводят к образованию

тройственного союза, конфедерации, состоящей из ацтеков, тепанеков и

жителей Тескоко. Правители этих трех народов образовали верховный совет, в

котором правитель ацтеков решал вопросы внешней политики, тепанеков —

торговли, правитель Тескоко — законодательства. Другие общественные

институты представляют собой весьма сложную иерархию, в которой переход от

более низшей «касты» в более высокую был почти не возможен. Главная задача,

стоявшая перед правителями, было постоянное ведение войны, участие в

которой считалось высшим счастьем. Причем, ведение войны преследовало не

цель обогащения, а служение богам. В этом кроется коренное отличие войн

ацтеков от войн, которые вели европейцы, целью которых было расширение

территории, захват рабов, сокровищ. У ацтеков все это отходило на задний

план.

РЕЛИГИЯ АЦТЕКОВ

Служение и почитание бога заключалось, в первую очередь, в принесении

ему человеческих жертв из числа пленников. Более всего почитались божества

ветра, дождя и посевов связанные с земледелием, а также бог войны. Богов

они изображали похожими на людей, но придавали им гротескные чудовищные

черты, иногда звериные. Верховным божеством считался бог солнца, источник

всякой жизни. Восход солнца жрецы встречали псалмами и кровавыми жертвами.

Грозный бог войны Уицилопочтль почитался особо: этот омерзительный бог,

едва появившись на свет, запятнал себя Кровью собственной семьи: он отрубил

головы своим братьям и сестре.

Основными монументальными сооружениями ацтеков были храмы. Они имели

форму пирамиды (пирамида в Тенаюке к Северу от Мехико), на вершине которой

располагалось два

мини-храма, посвященных главным богам: перед статуей одного из них —

Уицилопочтли, был алтарь, на который повергались пленники, затем жрец

ударом ножа рассекал им грудь и вырывал сердце. По верованиям ацтеков

человеческая кровь являлась пищей богов, и поэтому чем больше людей, именно

людей, а не животных, повергалось на алтарь, тем добрее к ацтекам должен

был быть бог. В будни, не говоря уже о праздниках, на алтарь повергались

тысячи и тысячи людей. Подсчитано, что всего за несколько лет умерщвлялось

таким путем до 150 тысяч человек. При ведении войны ацтеки старались не

убивать, а захватить врагов в плен, чтобы принести их в жертву. В культе

другому богу, богу огня Уэуэтеотлю, храм которого тоже был на вершине

пирамиды, пленных сжигали на очень медленном огне, упиваясь их мучениями. В

жертву богу плодородия Тлаопу приносили маленьких детей, умерщвляя их

жесточайшим способом. Богине земли приносили в жертву женщин. У ацтеков был

даже бог человеческих жертвоприношений Шипе Тотек. Поклонение другим богам

носило такой же характер. Вчитываясь в эти описания, порой не верится, что

таким образом умерщвлялись миллионы человек. Но археология на сегодня дает

положительный ответ, с каждым днем прибавляя еще тысячи жертв, которых

находят при раскопках. Здесь стоит отметить и то, что, сжигая детей, ацтеки

считали, что не совершают ничего ужасного и особенного. У этого народа цена

человеческой жизни была сведена на нет, и даже простые нравственные

установки полностью были отвергнуты.

КУЛЬТУРА АЦТЕКОВ

На фоне этих зверств процветали искусство и культура, возводились

великолепнейшие дворцы с садами и галереями, огромные храмы-пирамиды,

уходившие в поднебесье, каналы, дамбы, школы. Развивались поэзия и

философия

Культура ацтеков была последним звеном в длинной цепи развитых

цивилизаций, процветавших и приходивших в упадок в доколумбовой

Месоамерике. Самая древняя из них, культура ольмеков, развивалась на

побережье Мексиканского залива в 14—3 вв. до н.э. Ольмеки подготовили почву

для формирования последующих цивилизаций, поэтому эпоху их существования

называют предклассической. Они имели развитую мифологию с обширным

пантеоном богов, воздвигали массивные каменные сооружения, были искусны в

резьбе по камню и гончарном ремесле. Их общество отличалось иерархичностью

и узкой профессионализацией; последнее проявлялось, в частности, в том, что

религиозными, управленческими и хозяйственными вопросами занимались

специально обученные люди.

Эти черты ольмекского общества получили дальнейшее развитие в

последующих цивилизациях.

У ацтеков Теночтитлана,вплоть до испанского завоевания сохранялись

старые племенные традиции, в том числе деление на 4 фратрии и 20

родов с выборными должностными лицами. На высшие должности избирались

члены одной семьи, существовало рабство, с подвластных городов взималась

дань. На озерах ацтеки развили оригинальные приемы земледелия - сооружение

искусственных островков ("плавучие сады" - чинампа). Болота осушались с

помощью сети каналов. Ацтеки выращивали несколько сортов кукурузы и бобов,

кабачки, тыкву, томаты, зеленый и красный перец, маслиничные культуры,

хлопчатник. Из сока агавы изготовлялся опьяняющий напиток пульке. Ремесла

(обработка камня и дерева, гончарное дело, ткачество) отделились от

земледелия и достигли высокого развития.

Орудия делались из камня, главным образом из обсидиана. Металл (медь,

золото) шел на изготовление украшений.

Города имели правильную планировку, связанную отчасти с разделом

земли между родами на прямоугольные участки. Центральная площадь служила

местом народных собраний. В Теночтитлане вместо улиц были каналы с

пешеходными дорожками по сторонам - город был построен на острове

посреди озеро Тескоко и соединен с берегом

многочисленными дамбами и мостами. Питьевая вода подавалась по акведукам.

Дома знати строились из адобов и облицовывались камнем или штукатурились;

помещения распологались вокруг внутреннего двора. Стены культовых зданий

украшались рельефами, росписями,узорной кладкой.

Культура ацтеков впитала в себя богатые традиции народов, живших на

территории Центральной Мексики, главным образом, тольтеков, миштеков и

других. У ацтеков были развиты медицина и астрономия, имелись зачатки

письменности. Искусство их переживало расцвет в 14 - начале 16 вв.

Монументальная культовая скульптура - статуи божеств, орнаментированные

алтари - поражает грандиозностью, тяжеловестностью (статуя богини Коатликуэ

высотой 2,5 м). Так называемый "Камень Солнца". Всемирно известны

реалистические каменные скульптурные изображения голов: "Воин-Орел",

"Голова мертвого", "Печальный индеец". Особенно выразительны небольшие

каменные или керамические фигурки рабов, детей, животных или насекомых. На

ряде архитектурных памятников сохранились остатки стенных росписей с

изображениями божеств или шествующих воинов. Ацтеки мастерски выполняли

украшения из перьев, полихромную керамику, мозаику из камня и раковин,

вазы из обсидиана, тончайшие ювелирные изделия.

Богатая и самобытная культура ацтеков была уничтожена в результате

испанского завоевания 1519-21 г.г.

АЦТЕКСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

Камень Солнца (Piedra del Sol). "Ацтекский календарь", памятник

ацтекской скульптуры 15 века, представляет собой базальтовый диск (диаметр

3,66 м, вес 24 т) с резными изображениями, обозначающими годы и дни. В

центральной части диска изображен лик бога Солнца Тонатиу. В Камне

Солнца нашли символическое скульптурное воплощение представления ацтеков о

времени. Камень Солнца найден в 1790 в г. Мехико, а сейчас хранится в

музее антропологии (рис 3).

Ацтекский календарь (calendario azteca) - система летоисчисления у

ацтеков, имел черты,сходные с календарем майя. Основу ацтекского

календаря составлял 52-летний цикл – сочетание 260-дневной ритуальной

последовательности (так называемого священного периода или

тональпоуалли), состоявшей из комбинации недельного (13 дней) и месячного

(20 дней,обозначались иероглифами и числами) циклов, с солнечным или 365-

дневным годом (18-20-дневных месяцев и 5 так называемых несчастливых дней).

Ацтекский календарь был тесно связан с религиозным культом. Каждая

неделя, дни месяца, часы дня и ночи были посвящены различным божествам.

Большое ритуальное значение имел обряд "нового огня", совершающийся по

истечении 52-летних циклов.

ПИСЬМЕННОСТЬ АЦТЕКОВ

Пиктографическое письмо с элементами иероглифики, которым

пользовались ацтеки, известно с 14 века. Материалом для письма служили

кожа или бумажные полоски, складывавшиеся в виде ширмы.

Определенной системы расположения пиктограмм не существовало: они могли

следовать и горизонтально и вертикально, и методом бустрофедон

(противоположное направление соседних "строк", т.е. серий пиктограмм).

Основные системы ацтекской письменности: знаки для передачи фонетического

облика слова, для чего использовался так называемый ребусный метод

(например,для написания имени Itzcoatl изображалась стрела itz-tli над

змеей coatl); знаки иероглифического характера, передающие

определенные понятия; собственно фонетические знаки, особенно для

передачи звучания аффиксов. К моменту испанского завоевания,

прервавшего процесс развития ацтекской письменности, все эти системы

существовали параллельно, их употребление не было упорядочено.

Ацтеки были большими любителями словесности и собирали библиотеки

пиктографических книг (т.н. кодексов) с описаниями религиозных обрядов и

исторических событий либо представляющих реестры сбора дани. Бумага для

кодексов изготовлялась из коры. Подавляющая часть этих книг была уничтожена

во время конкисты или сразу после нее. В целом во всей Месоамерике (так

называется территория от севера долины Мехико до южных границ Гондураса и

Сальвадора) сохранилось не более двух десятков индейских кодексов.

Некоторые ученые утверждают, что до наших дней не дошло ни одного

ацтекского кодекса доиспанской эпохи, другие полагают, что таковых два –

Бурбонский кодекс и Реестр податей. Как бы там ни было, но и после конкисты

ацтекская письменная традиция не умерла и применялась для различных целей.

Ацтекские писцы фиксировали наследственные титулы и владения, составляли

донесения испанскому королю, а чаще описывали быт и верования соплеменников

для испанских монахов, чтобы облегчить им задачу христианизации индейцев.

ЦАРСТВО АЦТЕКОВ

Государственное образование ацтеков в Мексике в 14 - начале 16 вв с

центром в г.Теночтитлан до 1348 находилось в зависимости от правителей

г.Кулуакан в 1348-1427 г.г. - от "тиранов" г. Ацкапоцалько. В конце 20-х

годов 15 века правитель ацтеков Ицкоатль возглавил "союз трех городов" -

Теночтитлана, Тескоко, Тлакопана (Такуба) и нанес поражение правителям

Ацкопоцалько. В результате завоевательных войн, которые вели Ицкоатль и его

преемники вплоть до 1503 г., в состав Ацтекского царства вошла не только

долина реки Мехико, но и вся Центральная Мексика.

Правители ацтеков:

1. Акамапичтли (1376-1395)

2. Уицилиуитль (1395-1405)

3. Чимальпопоку (1405-1428)

4. Ицкоатль (1428-1440)

5. Монтесума Первый (1440-1468)

6. Ашайакатль (1468-1483)

7. Тисон (1483-1486)

8. Ауисотль (1486-1502)

9. Монтесума Второй (1502-1520)

10. Кунтлаулак (1520-1520)

11. Куаутемок (1520-1521)

Тройственный союз подчинил своей власти огромную территорию от северных

областей нынешней Мексики до границ Гватемалы, включавшую разнообразные

ландшафты и природные зоны — относительно засушливые районы севера долины

Мехико, горные ущелья нынешних штатов Оахака и Герреро, Тихоокеанские

горные хребты, прибрежные равнины Мексиканского залива, буйные влажные

тропические леса полуострова Юкатан. Тем самым ацтеки получили доступ к

разнообразным природным ресурсам, которых не было в местах их

первоначального проживания.

В результате многочисленных завоевательных походов правителей

Теночтитлана, ацтекская культура, распространилась далеко за пределы долины

Мехико и название ацтеки стало применяться ко всем носителям ацтекской

культуры.

Наивысшего расцвета Ацтекское царство достигло при Монтесуме II (1502-

1520 г.г. ). В 15 -нач.16 вв. было значительно развито рабство. Главный

правитель Ацтекского царства (тлакатекутли) формально являлся выборным

вождем, фактически же его власть была наследственной. Формирование

основных классов общества не было завершено (положение члена общества

определялось его принадлежностью не только к классу, но и к касте, которых

в Ацтекском царстве насчитывалось свыше 10).

13 августа 1521 года испанцы захватили в плен последнего правителя

ацтеков Куаутемока и ряд верховных его советников, тогда же была

разгромлена и великолепная ацтекская столица.

Европейцы получили первые сведения об ацтеках в период конкисты, когда

Эрнан Кортес послал пять писем-донесений испанскому королю о ходе

завоевания Мексики. Примерно 40 лет спустя участник экспедиции Кортеса,

солдат Берналь Диас дель Кастильо, составил Подлинную историю завоевания

Новой Испании (Historia verdadera de la conquista de Nueva Espaa), где ярко

и обстоятельно описал теночков и соседние народы. Информация о различных

аспектах ацтекской культуры поступала в 16 и начале 17 вв. из хроник и

этнографических описаний, созданных ацтекской знатью и испанскими монахами.

Из сочинений такого рода наибольшую ценность представляет многотомная

Всеобщая история вещей Новой Испании (Historia general de las cosas de

Nueva Espaa) монаха-францисканца Бернардино де Саагуна, содержащая самые

разные сведения – от рассказов об ацтекских богах и правителей до описаний

флоры и фауны.

Столицу ацтеков, Теночтитлан, конкистадоры разрушили до основания.

Остатки древних сооружений не привлекали внимания, пока в 1790 при земляных

работах не были обнаружены т.н. Камень Солнца и 17-тонное изваяние богини

Коатликуэ. Археологический интерес к ацтекской культуре возник после того,

как в 1900 был открыт угол главного храма, но широкомасштабные

археологические раскопки храма были предприняты только в 1978–1982. Тогда

археологам удалось обнажить семь отдельных сегментов храма и извлечь из

сотни захоронений более 7000 предметов ацтекского искусства и обихода.

Более поздние археологические раскопки выявили под мексиканской столицей

еще ряд больших и малых древних сооружений.

ИНКИ

Другим великим государством доколумбовой Америки была империя инков,

или, как называли свою страну сами инки, Тауантинсуйу или «Земля четырех

частей». Последнее название связано с тем, что страна делилась на четыре

провинции: Кунтинсуйу, Кольясуйу, Антисуйу и Чинчасуйу со столицей в городе

Куско.

Инки (правильнее инка), первоначально индейское племя языковой

семьи кечуа, обитавшее в XI-XIII вв. на территории современного Перу,

позже господствующий слой, а также верховный правитель в образованном

ими государстве Тауантинсуйу (XV в.).

ХРОНОЛОГИЯ

Еще до того, когда инки достигли своего могущества, в андском обширном

регионе процветало несколько других культур. Первые охотники и рыболовы

появились здесь, по крайней мере, 12000 лет назад, а к 3000 г. до н. э.

рыбацкие деревушки усыпали все это безводное побережье. В плодородных

долинах у подножия Анд и зеленых оазисах в пустыне возникали небольшие

сельские общины.

Тысячелетия спустя в глубь территории проникли более крупные социальные

группы людей. Преодолев высокие горные пики, они начали селиться на

восточных склонах хребта, применяя те же ирригационные методы, которые они

разработали на побережье для орошения своих полей и сбора урожая. Вокруг

храмовых комплексов возникали населенные пункты, а ремесленники производили

все более сложные гончарные изделия и ткани. Археологи классифицируют

изделия андских ремесленников по временному и географическому периоду их

распределения. Для этого пользуются термином "горизонты, чтобы

идентифицировать основные этапы стилистического единообразия, нарушаемого

некоторыми особенностями, с точки зрения эстетики и технологии.

Ранний горизонт: 1400 - 400 гг. до н.э.

Ранний промежуточный период: 400 г. до н.э. - 550 г. н.э.

Средний горизонт: 550 - 900 гг. н.э.

Поздний промежуточный период (прибрежный): 900 - 1476 гг. н.э.

Поздний промежуточный период (горные районы): 900 - 1476 гг. н.э.

Ранний колониальный период: 1532 - 1572 гг. н.э.

РАННИЙ ГОРИЗОНТ: 1400 - 400 ГГ. ДО Н.Э.

Названный в честь храмового центра в Чавин де Уантар, расположенного в

небольшой северной долине на восточных склонах Анд, чавинский стиль, крепко

связанный с могущественной нарождающейся новой религией, возник

приблизительно около 1400 годов до н. э. и достиг своего пика развития и

влияния к 400 г. до н. э.

Эта религия, которая, как полагают, строилась на ведущей роли оракула,

якобы способного предвидеть будущее, побеждать болезни и обращаться с

просьбами к богам, постепенно распространялась к югу. К 1000 г. до н.э. она

достигла района современной Лимы, а к 500 г. до н.э. — Айякучо,

расположенного на двести миль в глубь страны. Из Чавин де Уантар, по-

видимому, направлялись жрецы в другие общины, чтобы добиться там поклонения

таким божествам, как вот этот бог с жезлом, названный так потому, что у

него в руках скипетр (символ власти).

Народ чавин добился значительного технологического прогресса и сделал

даже несколько передовых по тем временам открытий. Чавины изобрели ткацкий

станок и экспериментировали с различными металлургическими техническими

приемами, такими, как сварка, паяние и изготовление сплавов из золота с

серебром. Среди произведенных ими изделий можно найти большие металлические

скульптуры, а также ткани из крашеной пряжи с изображением таких образов

чавинского культа, как бог с оскалившимся ягуаром и другими животными,

живущими в долине Амазонки.

РАННИЙ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ПЕРИОД: 400 Г. ДО Н.Э. - 550 Г. Н.Э.

Различные местные стили начали возникать на территории южной части

побережья Перу. Двумя наиболее характерными чертами так называемой

паракасской культуры, названной так по наименованию полуострова Паракас,

являлись прекрасные ткани и гробницы в форме бутылки — в каждом помещении

такого склепа можно было разместить до 40 тел.

Другой народ — наска — обрабатывал земельные участки в долинах,

расположенных в 200 милях к югу от современной столицы Перу Лимы. К 370 г.

до н.э. наскский стиль доминировал на юго-западном побережье, оставив

наиболее заметный след в керамических изделиях. Наски знамениты своими

загадочными озадачивающими линиями Наска — громадными наземными рисунками.

Для этого они убирали на определенном участке все камни и гравий, обнажая

более блеклые по цвету почвы, после чего рассыпали кучами собранные камни с

гравием по его краям. Такие "линии", вероятно, имели какой-то смысл для

религии народа наска.

На северном побережье Перу около 100 г. до н.э. возникла воинственная

культура моче. Она распространила свой контроль на территории до 150 миль

по побережью. Индейцы моче разработали целый металлургический комплекс,

создали монументальные здания из высушенного на солнце кирпича-сырца

(адоба), у них появился свой оригинальный стиль, который получил наибольшее

отражение в сосудах с реалистическими портретами.

СРЕДНИЙ ГОРИЗОНТ: 550 - 900 ГГ. Н.Э.

Наступила эра больших городов. На берегах озера Титикака на высоте

12500 футов появились пирамиды и каменные холмы, украшенные прекрасной

резьбой по камню, как это видно по изображению бога (справа), который

считается новой интерпретацией старого бога чавинов с жезлом. Построивший

все эти сооружения народ поселился в этом регионе около 100 г. до н.э. и

начал возводить около 100 г. н.э. город Тиауанако.

К 500 г. н. э. тиауанаканцы уже господствовали на территории Южных Анд,

а через пятьсот лет исчезли вовсе. Во времена своей гегемонии они создали

далекие колонии, объявили своими земли, примыкавшие к берегам озера

Титикака, и посылали торговые караваны лам по всему побережью.

Тем временем небольшой поселок Уари, расположенный к северу на

расстоянии 600 миль, постепенно превращался в город. В период его расцвета

в нем проживало от 35 000 до 70 000 жителей, в их дома подавалась вода

через подземную водопроводную систему. Ткачество было одним из самых

распространенных занятий. Народ уари исчез приблизительно около 900 г.

н.э., но он оставил после себя важное наследие — концепцию

централизованного государства и рекомендации для его создания.

ПОЗДНИЙ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ПЕРИОД (ПРИБРЕЖНЫЙ): 900 - 1476 ГГ. Н.Э.

Рушившиеся одна за другой империи ознаменовали наступление периода

междоусобных войн, в ходе которых мелкие народы, подхлестываемые примеров

народа уари, пытались создать собственные метрополии. Начав наступление от

центра принадлежавших когда-то моче земель на северном побережье Перу,

племя чиму постепенно объединило в своем новом государстве более 600 миль

побережья. Из прекрасно снабжаемой водой с помощью ирригационной системы

столицы Чан-Чан, расположенной в жаркой пустыне, с населением 36000

жителей, владыки чиму управляли строго разделенным на классы обществом, в

котором умелые ремесленники пользовались особым уважением.

Империя Чиму усиливалась, благодаря сложной созданной ими ирригационной

системе, а также завоеванию таких соседних культур, как Чанкей, Ика-Чинка и

Сикан. О культуре сикан можно судить по ножу для ритуальных церемоний.

Когда их культура достигла периода наивысшего расцвета, чиму умели украшать

одежду и домашнюю утварь требовавшими сложной обработки золотыми узорами,

создавали ткани поразительной красоты. И вот им пришлось вступить в борьбу

за власть со своими соперниками инками.

ПОЗДНИЙ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ПЕРИОД (ГОРНЫЕ РАЙОНЫ): 900 - 1476 ГГ. Н.Э.

Потомки народа, поселившегося в долине Куско, расположенной на

высоте более 11 000 футов над уровнем моря, инки начали развивать свою

культуру только после 1200 г. н.э., о чем свидетельствует кувшин (справа).

Хотя столица Куско постоянно росла, их власть оставалась довольно

ограниченной. Тогда в 1438 году Пачакути Инка Юпанки захватил престол.

Называя себя "Сотрясающим землю", он со своими войсками совершил поход по

всем Андам, завоевывая одни государства, ведя переговоры с другими,

стараясь объединить несколько соседних стран в единую могущественную

империю. Пачакути перестроил Куско, превратив столицу в город с прекрасными

каменными дворцами и храмами. Его провинциями управляло многочисленное

дисциплинированное, отлично функционировавшее чиновничество, стоявшее на

защите интересов государства. Его преемник, сын Топа Инка, который пришел к

власти в 1471 году, нанес такой сокрушительный удар по чиму, что обеспечил

себе полный контроль над всем этим обширным регионом, простиравшимся от

Эквадора до самого сердца Чили.

ПОЗДНИЙ ГОРИЗОНТ: 1476 - 1532 ГГ. Н.Э.

Укрепив свою власть, инки добились небывалого взлета культуры. По

разветвленной дорожной сети маршировали армии и осуществлялась торговля.

Искусство ковки золота, керамика и ткачество достигли невероятной красоты и

совершенства. Обработчики камня создавали массивные здания из точно и

плотно пригнанных друг к другу громадных каменных блоков. Инкская знать,

представитель которой изображен в виде статуэтки справа, правила Андами до

смерти императора Уайна Капака, который умер от черной оспы в период между

1525 — 1527 гг. Вскоре скончался и его преемник, оставив открытым вопрос о

наследовании трона, что привело к возникновению гражданской войны. Она

закончилась в 1532 году, когда один из двух соперничающих друг с другом

сыновей Уайны Капака Атауальпа оказался победителем, а Уаскар заключенным в

тюрьму.

К этому времени испанец по имени Франсиско Писарро совершил свое

ознакомительное путешествие по побережью империи инков. Имея в своем

распоряжении всего двести человек бойцов, он воспользовался междоусобицами,

эпидемией оспы и атаковал войска инков, захватил в плен самого Атауальпу и

казнил его.

РАННИЙ КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД: 1532 - 1572 ГГ. Н.Э.

Писарро со своей бандой авантюристов подошел к Куско в 1533 году и

был просто поражен невиданной красотой этого города. Испанцы посадили на

трон единоутробного брата Атауальпы Манко Инку, чтобы управлять через него

инкской империей.

Однако Манко Инка не стал марионеткой в руках завоевателей и вскоре

возглавил народный бунт. В конечном итоге его вынудили бежать из Куско, где

теперь правил сам Писарро до тех пор, пока не был убит в 1541 году

сторонниками его главного соперника. Через год в Лиму прибыл вице-король,

чтобы управлять Андскими территориями как испанскими провинциями.

В 1545 году испанцы захватили Манко Инку, который все еще являлся

императором для нескольких тысяч инков, которые вместе с ним укрылись в

густых джунглях, где построили город Вилькабамбу. Манко Инку убили. Его сын

Тупак Амару, последний император инков, пытался оказать сопротивление

испанцам, но оно было сломлено, когда в 1572 году испанцы захватили его

основную базу в Вилькабамбе.

АРМИЯ ИНКОВ

До прихода испанцев это была самая сильная и самая многочисленная армия

в Южной Америке. Каждый мужчина в возрасте от 25 до 50 лет должен был

отбывать воинскую повинность в течении пяти лет. Инки могли в короткий срок

собирать армию в десятки тысяч человек. На территории империи имелись

склады с оружием и продовольствием, а хорошие дороги могли обеспечить

высокую скорость передвижения.

Армия имела чёткую структуру. В самом низу иерархии находилось

подразделение из десяти воинов, во главе которого находился десятник,

отвечающий за состояние дисциплины и своевременное обеспечение своих бойцов

всем необходимым. Следующее по иерархии подразделение состояло из пяти

таких групп, а десятью такими группами (100 человек) командовал офицер

более высокого звания и т.д. На самом верху иерархии стоял

главнокомандующий - Сапа Инка.

В ходе сражения первыми пускались в ход пращи. Зажав в руке два конца

пращи, заряженной камнем величиной с куриное яйцо, воин резко освобождал

один из них, и набравший скорость камень летел во вражеские ряды на

расстояние до 30 метров. При приближении к противнику воин мог использовать

дротик.

В рукопашном бою использовали веревку, на конце которой был укреплён

либо каменный шар, либо бронзовое навершие с острыми шипами. Такое

приспособление раскручивалось, и наносился удар. Удобное приспособление для

того, чтобы раскроить кому-то череп.

Также в ближнем бою воины использовали, дубинку-палицу с каменным,

бронзовым или медным навершием. Навершия были в виде шестигранной звезды.

Иногда их оснащали острым лезвием от топорика.

Когда в их страну вторглись испанцы, то имевшиеся у них кони, мечи, а

также стрелковое оружие заставили инков прибегнуть к другой тактике. Для

поражения новых, подвижных мишеней они использовали "болу" - три камня,

прикрепленных к длинным сухожилиям лам. Этот снаряд с силой посылался по

воздуху по направлению к противнику. Сухожилия обвивались вокруг ног

лошади, которая падала на полном ходу, увлекая за собой всадника.

РЕЛИГИЯ

Иерархия духовенства у инков

У инков было очень много богов, и их пантеон постоянно расширялся по

мере завоевания ими все новых народов, чьи языческие идолы перекочевывали

на территорию растущей империи. Виракоче поклонялись как творцу мироздания,

но, по всеобщему поверью, он передал свои повседневные полномочия побочным

богам, таким, как Ильяпа, бог грома и молнии, Пачамама, богиня земли. Мама

Килья, богиня Луны. Самым главным среди всех этих божеств считался Инти,

бог золотого Солнца, от которого, как утверждали, вели свое происхождение

инки. Культ Инти пронизывал всю политику империи.

Церковь была прочно соединена с государством, его властными

структурами. Верховного жреца "солнечной религии" Вильяк Уму

("прорицателя") назначал император, обычно из числа своих братьев или

близких родственников. Его власть по своей мощи уступала только власти

Верховного владыки - Сапа Инки. Верховный жрец, в свою очередь, выбирал из

числа инкской знати "епископов", которые должны были служить в десяти

"епархиях", на которые разделялась вся территория империи. Подчинявшиеся

"епископам" жрецы обычно набирались из среды кураков или местных

чиновников. Требования инкского духовенства были такими непомерными, что в

Кориканче, в Куско, например, их обслуживал громадный штат - более 4000

жрецов, жриц и других служителей культа, возглавляемого самим Вильяк Уму.

Существовало поразительное сходство между "религией Солнца" инков и

католичеством, которому предстояло заменить древнюю веру: похожие на

монастыри дома для незамужних женщин, пышные праздничные процессии с

изображениями богов и святых, высоко поднятых над головой для всеобщего

обозрения, и даже процедура причастия, во время которой жрецы церемонно

вкушали снедь и чичу. Подобно католикам-прелатам, жрецы-инки были

исповедниками, но их услугами не пользовались ни император, ни его

ближайшие родственники, которые каялись в совершенных грехах

непосредственно самому Инти, богу Солнца. Такое сходство между двумя

религиями только помогало миссионерам-католикам выполнять возложенные на

них задачи.

Религиозные праздники прерывали размеренный ход трудовой жизни инков,

иногда на весьма продолжительный период времени. В каждом месяце у инков

было, по крайней мере, три праздничных днях и, как правило, одно главное

празднество, продолжавшееся целую неделю, а иногда и более, что в сумме

составляло 120 выходных дней в каждом году. Это были праздники, знаменующие

собой каждый новый этап в сельскохозяйственном году, инаугурацию,

заключение браков или поминовение мертвых. Но были еще и другие,

дополнительные, диктуемые особыми обстоятельствами, такими, как засуха,

голод, землетрясение или же предстоящие новые военные походы, когда Сапа

Инка искал заступничества у всемогущих богов.

Хотя пышные общественные церемонии снижали производительность труда и

на них уходило громадное количество съестных припасов из резервного фонда,

они себя вполне оправдывали, так как в них заключался тот главный

живительный источник, из которого инки черпали свою силу. С их помощью

укреплялись узы между правителями империи и простым народом, их подданными,

а для народных масс они служили не только вознаграждением за их верность

престолу и трудолюбие, но еще были и отдушиной для избавления от

накопившихся эмоций. Не менее важно было и то, что такие праздники были

призваны продемонстрировать всем могущество богов инков и тем самым усилить

власть милосердного Сапа Инки.

На всех таких праздниках император обеспечивал участников всем

необходимым - едой, выпивкой, напитками, под его руководством

организовывались религиозные ритуальные службы, жертвоприношения, потешные

бои, музыкальные представления и танцы. Его официальные должностные лица

распределяли по такому случаю листья коки, оказывающие возбуждающее

воздействие при их жевании. Это зелье считалось в то время большой роскошью

и редко перепадало простолюдинам, представители знати держали сбыт коки под

своим контролем.

В первый месяц сезона дождей, в декабре, когда отмечался день зимнего

солнцестояния, проходил самый великолепный праздник, который назывался

"капак райми" ("большой праздник"). В это время в Куско, как часть общих

торжеств, проводились обряды посвящения юношей в мужчин, причем они были

настолько священны, что жителям столицы - не инкам строго предписывалось

покинуть столицу и быть все это время как можно дальше от ее границ, на

расстоянии не менее шести миль. После завершения ритуалов "ссыльные"

возвращались в родные места, принеся с собой свежие сельскохозяйственные

продукты с государственных земель и земель духовенства. Но до того, как они

будут допущены на великий праздник под названием "уаракикой" и примут в

течение нескольких дней участие в пирах, возлияниях и танцах, они должны

были продемонстрировать свою полную лояльность Сапа Инке через ритуал

причащения, в ходе которого им на золотых и серебряных блюдах подносились

пирожки из кукурузной муки с кровью принесенных в жертву лам. После чего,

по словам отца Кобо, жрецы говорили им: "То, что было под несено вам, - это

пища золотого Солнца, и присутствовать ей в теле вашем как свидетелю; если

только когда-нибудь, где-нибудь начнете злословить, не оказывать почтения

Солнцу и Инке, то этот свидетель обо всем доложит, и тогда вам не сносить

головы". И все эти люди, продолжал отец Кобо, давали торжественные обещания

никогда ничего подобного в жизни не делать.

ТЕОЛОГИЯ, КОРНЯМИ УХОДЯЩИЕ В ЕСТЕСТВЕННУЮ ИСТОРИЮ МИРА

Инки наделяли сверхъестественными силами самые разнообразные

предметы, природные явления, места и даже горы, которые до сих почитают

некоторые перуанские крестьяне. Такие своеобразные святыни они называют

одним общим словом - "уака" (святое место).

Испанский священник и летописец отец Бернабе Кобо заметил, что инки не

делали различия между земным и небесным. Термин "уака", по его словам, они

"применяли по отношению ко всем святым местам, предназначенным для молитв и

жертвоприношений, как и ко всем богам и идолам, которым поклонялись в таких

местах". Он составил список 350 уака, в нем фигурировало все - от гор,

скал, источников до древних гробниц и полей сражений, на которых императоры

покрывали себя неувядаемой славой. И это только в одном районе Куско. Отец

Кобо также описал, что они из себя представляли: они располагались вдоль

целой серии линий, называемых "секе", которые исходили из одного

определенного места, Кориканчи, расположенной в самом сердце Куско. Каждая

из таких секе, вместе со всеми своими уака, становилась предметом забот и

исключительной ответственности определенного клана, который ухаживал за

этим местом и по торжественным случаям приносил жертвоприношения.

Археологи подметили, что места расположения некоторых уака связаны с

восходом и заходом солнца по определенным дням и посему они могли служить

своеобразным ритуальным календарем. Но такой вывод, как и прочие заключения

о культуре, не оставившей после себя никаких письменных памятников,

остается лишь догадкой.

ПОЧТЕНИЕ К "ЖИВОМУ" КАМНЮ

Инки рассматривали камень не только как прочный, в изобилии

имеющийся строительный материал, они обожествляли его. В пустынных и

бесплодных горных районах, где зарождалось богословие инков, камень

находился повсюду. Острые пики Анд формировали ось известной инкам

вселенной, а скалы и горные породы были привычным ландшафтом на территории

всего их государства. Многие из таких геологических образований считались

"уака", местами, связанными с потусторонними силами.

Поэтому неудивительно, что свое непревзойденное искусство

каменщикиинки, использовавшие в своей работе естественные скальные

образования, демонстрировали не только в чисто утилитарных постройках, но и

в религиозных сооружениях. Применяя такие же инструменты из камня и ту же

технику обработки этого материала, с которыми экспериментировал Протцен при

подгонке больших блоков, безымянные мастера создали такие памятники

культуры, которые выдержали землетрясения, опустошительные налеты испанцев

и полтысячелетия постоянного воздействия ветров и холодных дождей.

ИСКУССТВО РАБОТЫ С МЕТАЛЛОМ

Никакие другие народы доколумбовой Америки не располагали таким

богатым набором технических приемов обработки металлов, как индейцы чиму и

инки. Действительно, во многих аспектах перуанские ремесленники этого

периода были куда более искусными, чем их современники в Старом Свете, даже

если они имели точно такие же инструменты.

С помощью гладких, крепких камней, которые служили им одновременно и

молотом и наковальней, кузнецы и ювелиры выковывали из сырой заготовки

слитка первоначальную форму будущего изделия. После этого они приступали к

завершающей стадии, отбивая полученную форму молотком на рельефном шаблоне

или гравируя ее иглой. Хотя ремесленники пользовались в работе и открытыми,

и закрытыми формами для литья, холодная штамповка была наиболее

распространенной практикой. Чтобы преодолеть ломкость металла при

обработке, его иногда подвергали прокаливанию, заключавшемуся в нагревании

заготовки, что улучшало ковкость металла.

ПАДЕНИЕ ИМПЕРИИ ИНКОВ

Франциско Писсаро в 1502 году прибыл в Америку в поисках счастья. Семь

лет он прослужил в районе Карибского моря, участвуя в военных компаниях

против индейцев.

В 1524 году Писсаро вместе с Диего де Альмагро и священником Эрнандо де

Люке организовывает экспедицию по неоткрытым территориям Южной Америки. Но

её участникам так и не удается найти ничего интересного.

В 1526 году состоялась вторая экспедиция, в ходе которой Писсаро наменял

золота у местных жителей. В ходе этой экспедиции испанцами было захвачено

трое инков, с целью сделать из них переводчиков. Данная экспедиция

оказалась очень тяжелой, на их долю выпали и болезни, и голод.

В 1527 году Писсаро попадает в город инков Тумбес. От местных жителей он

узнает о большом количестве золота и серебра украшающие сады и храмы в

глубинах их земель. Понимая, что необходимы военные силы для получения этих

богатств, Писсаро едет в Испанию и обращается к Карлу V за помощью. Он

рассказывает о несметных сокровищах инков, которые можно довольно просто

заполучить. Карл V дает Писсаро титул губернатора и капитан губернатора на

всех землях, которые он сумеет завоевать и контролировать.

Еще до начала завоевания испанцами инки пострадали от появления

европейцев на их континенте. Чёрная оспа косила целые семьи у не имевших к

ней иммунитета туземцев.

Примерно в это же время умирает Уайна Капака (Сапа Инка). Высшая

государственная должность должна перейти к кому-то из сыновей от главной

жены. Выбирался тот из сыновей, кто, по мнению монарха, мог бы лучше

справиться с обязанностями. В Куско, столице инков, знать провозглашает

новым Сапа Инка - Уаскара, что в переводе означает "сладкий колибри".

Проблема была в том, что последние годы своей жизни предыдущий Сапа Инка

провёл в Кито. Вследствие чего большая часть двора проживала в Кито. Город

превратился во вторую столицу, разделив вождей племени на две соперничающие

группировки. Расквартированная в Кито армия отдавала предпочтение другому

сыну Уайны Капака - Атауальпе, что в переводе означает "дикий индюк". Он

большую часть жизни провел рядом с отцом на полях сражения. Это был человек

острого ума. Позднее испанцы удивлялись скорости, с которой он освоил игру

в шахматы. В то же время он был беспощаден, доказательством тому мог

служить страх придворных навлечь на себя его гнев.

Атауальпа выказывал лояльность по отношению к новому Сапе Инка. Но

отказывался прибыть ко двору брата, возможно опасаясь того, что Уаскар

видит в нём опасного соперника. В конце концов, Сапа Инка потребовал

присутствия брата рядом с ним при дворе. Отказавшись от приглашения,

Атауальпа послал вместо себя послов с дорогими подарками. Уаскар, возможно

под действием враждебно настроенных к его брату придворных, подверг пыткам

людей брата. Убив их он направил свою армию в Кито, приказав силой

доставить Атауальпу в Куско. Атауальпа призвал верных ему воинов к оружию.

Армии Куско вначале даже сумела взять в плен непокорного брата. Но он

сумел сбежать и присоединиться к своим. В битве Атауальпа победил тех, кто

пленил его. Уаскар собирает в срочно порядке вторую армию и отправляет на

брата. Новобранцы с плохой выучкой не могли сравниться с ветеранами

Атауальпы, и были разбиты в двух дневном бою.

В итоге Атауальпа захватывает в плен Уаскара и с триумфом вступает в

Куско, после чего была свершена жестокая расправа над жёнами, друзьями и

советниками неудачливого брата.

В 1532 году Писсаро с Альмагро вернулись в Тумбес вместе с 160-тью

хорошо вооруженными авантюристами. На месте когда-то цветущего города они

застали лишь руины. Он сильно пострадал от эпидемии, а потом и от

гражданской войны. В течение пяти месяцев Писсаро двигался вдоль побережья,

по пути грабя имперские склады.

В итоге Писсаро отправляется ко двору Атауальпы. Девять из его людей,

напуганные перспективой оказаться в гористой местности, во владениях инков

повернули назад.

Испанцев удивляли дороги инков, мощенные каменными плитами, с

высаженными по краям деревьями, создающими тень, а так же каналы,

выложенные камнем.

Узнав о передвижении белых людей внутри его страны, Атауальпа приглашает

их к себе в гости. Со слов посла он понял, что испанцы выглядят и настроены

дружелюбно. Во время встречи с послом Писсаро сделал подарки монарху и

много говорил о мире.

Писсаро разместил своих людей на открытом пространстве, на главной

площади города Кахамарк. Он отправил Эрнандо де Сото засвидетельствовать

своё почтение Атауальпе, с тем, чтобы тот попытался соблазнить его своим

предложением, встретиться лично.

Атауальпа упрекнул испанцев за разграбление его складов и за

пренебрежительное отношение к некоторым индейцам на побережье. На что

испанцы начали восхвалять своё воинское искусство и предложили

воспользоваться их услугами. Атауальпа соглашается нанести визит Писсаро в

Кахамарке.

Во время этой встречи Эрнандо де Сото, хотел напугать Атауальпу и почти

наехал на него на своём коне, остановившись от него в непосредственной

близости, так что капли слюны скакуна попали на одежду инка. Но Атауальпа

не дрогнул. Позже он приказал казнить тех придворных, кто выказал страх.

Писсаро же следуя примеру Кортеса, который завоевал могущественную

империю ацтеков с помощью похищения императора, начал готовить свою засаду.

Ночью Атауальпа послал 5000 воинов, чтобы перекрыть дорогу к северу от

Кахамарка. По разработанному им плану, как он позже признался испанцам, он

хотел захватить в плен живыми Писсаро и всех его воинов, чтобы принести в

жертву богу Солнца - Инти, а лошадей их оставить на развод.

На рассвете Писсаро разместил своих людей в строениях вокруг площади.

Ожидание было томительно для испанцев, так как десятикратное численное

превосходство инков пугало и подавляло. Позже, как признался один из

очевидцев "многие испанцы безотчётно из-за сковавшего их ужаса мочились в

штаны".

На закате к площади приблизился императорская процессия. Атауальпу несли

80 слуг на деревянных носилках, инкрустированных золотом и со всех сторон

украшенных перьями попугаев. Монарх в одеждах с золотыми нитями и весь в

украшения, восседал, держа в руках золотой щит с геральдическим

изображением Солнца. Тут же были танцоры и аккомпанирующие им музыканты.

Его свита насчитывала более 5000 человек воинов (основные силы, порядка

80000 воинов, были за городом). Все они пришли без оружия.

На площади они увидели лишь одного доминиканского монаха в сутане с

крестом в одной и Библией в другой руке. Королевский совет в Испании

постановил, что язычникам нужно предоставить возможность принять

христианство добровольно, без кровопролития, и конкистадоры решили не

нарушать букву закона. Монах объяснил смысл христианской веры правителю

инков, а переводчик объяснил ему, что его просят принять религию

чужеземцев. "Вы говорите, что ваш Бог принял смерть, - ответил на это

Атауальпа, - а мой всё ещё живёт", - подчеркнул он, показав на уползающее

за горизонт Солнце.

Атауальпа взял в руки протянутый ему молитвенник. Насколько он понимал,

испанцы ценили эту вещь так, как индейцы "уака", талисман в котором

обретался дух богов. Но этот предмет казался ему игрушкой по сравнению с их

громадным каменным "уака", которому поклонялись инки, поэтому он швырнул

его на землю. Как утверждают очевидцы, после этого монах повернулся к

Писсаро и сказал ему и его людям: "Можете напасть на них после такого. Я

заранее отпускаю вам все ваши грехи".

Писсаро подал сигнал к атаке. Две пушки дали залп по толпе индейцев.

Испанские всадники, выехали из зданий в полном вооружении и атаковали

безоружных воинов-инков. За ними под звук труб последовали пехотинцы с

боевым кличем - "Сантьяго!" (имя святого помогающего, по убеждению

испанцев, одержать верх над противником).

Это была жестокая резня безоружных индейцев. Писсаро с трудом вытащил из

неё Атауальпу. В течение нескольких часов 6000 воинов инков погибло в

Кахамарке и вокруг него, но не один испанец не был убит. В число немногих

раненных попал и сам Писсаро, получивший ранение от своего же солдата,

когда пытался прорваться к царственному противнику, чтобы захватить того

живым.

Многие исследователи пытались понять, почему Атауальпа совершил такую

роковую ошибку, выйдя к испанцам с безоружными воинами. Возможно вождь даже

не рассматривал такой вариант хода событий, когда столь малочисленных отряд

попытается напасть на его громадную армию. Или же поверил в речи испанцев о

мире.

В плену Атауальпе позволили сохранять все королевские привилегии. Все

его жёны и слуги находились возле него. К нему являлись вельможи и

исполняли его приказания. Менее чем за месяц он научился говорить по-

испански и даже немного писать.

Поняв, что белых людей манит золото, он решил откупиться, предложив за

свою свободу наполнить комнаты, в которых он находился, золотом, а так же

дважды "набить серебром индейскую хижину". Вместо освобождения Атауальпа

таким предложением подписал свой смертный приговор. Приказав, сорвать всё

золото в Куско, и доставив его испанцам, он лишь разжёг их страсть к

драгоценному металлу. В то же время, боясь, что его брат сможет предложить

за свою свободу ещё больше золота, он приказал казнить его. Инки не

воспринимали золото и серебро как что-то ценное. Для них это был просто

красивый металл. Золото они называли "потом Солнца", а серебро "слезами

Луны". Для них ценными были ткани, так как на их изготовление уходило много

времени.

Испанцы начали подозревать, что Атауальпа готовит заговор против них.

Это порождало панически страх в их рядах. Писсаро долгое время противился

настрою своих соотечественников. Но в итоге паника сломила и его

решительный настрой.

Атауальпа начинал осознавать неминуемость своей гибели. Его религия

гарантировала ему вечную жизнь при правильном исполнении обряда.

На заседании совета, возглавляемого самим Писсаро, было решено сжечь

Атауальпу. Когда испанцы сообщили вождю о своём решении, он расплакался.

Уничтожение тела означало лишение бессмертия.

Монах перед смертью ещё раз попытался обратить язычника в христианскую

веру. Понимая, что если он примет христианство, то его не сожгут, а удушат

с помощью гарроты (обруч с винтом, для медленного удушения жертвы), он

согласился пройти обряд посвящения, предполагая, что тело будет передано

народу для мумификации. Но испанцы и здесь обманули его. После того как

вождь был задушен, они сожгли его одежды и часть тела на костре. Остальную

часть они предали земле.

Писсаро понимал, какие выгоды ему сулит местный правитель под испанским

контролем. Он остановил выбор на сыне Уайны Капака - Манко Инке. Когда

испанца прибыли в Куско их встречали как доброжелателей, восстановивших

законную правящую ветвь инков, хотя все мумии до их появления были надёжно

спрятаны.

Конкистадоры не отличались великодушием и всячески унижали Манко,

проявляя наплевательское отношение к обычаям инков. Самое худшее произошло,

когда Писсаро отправился на океанское побережье, с целью основания новой

столицы Лиму. Главными он оставил своих братьев Гонсало и Хуана. Гонсало

относился к Манко с нескрываемым презрением. Похитив его любимую жену, он

надругался над ней.

Бесчинства, творимые испанцами, привели к тому, что Манко наотрез

отказался от сотрудничества и предпринял попытку покинуть Куско. Испанцы

вернули его в столицу закованным в цепями. В заключение подвергали разного

рода унижениям.

В итоге Манко уговаривает одного из братьев Франциско, Эрнандо, который

совсем недавно приехал в Куско из Испании, выпустить его временно из

тюрьмы, чтобы он мог помолиться в святилище, за что обещал подарить золотую

статую изображающую его отца. Как только Манко выбрался за пределы Куско,

он призвал свой народ к мятежу. Дело кончилось осадой Куско, которая

продолжалась почти целый год. Во время этой осады среди индейцев находились

предатели как в Куско, так и за его пределами, которые тайно таскали пищу

захватчикам. Среди них были даже родственники самого Манко, которые боялись

расправы за их прежнюю поддержку европейцев, со стороны нового правителя.

Безнадёжность осады стала ясна, когда из Испании прибыло подкрепление.

Некоторые сторонники Манко даже откололись от него, поняв, что удачный

момент упущен.

После провала осады Куско Манко увёл с собой в густые джунгли 20000

своих соотечественников. Там они за короткий срок возвели новый город

Вилькабамба. Он занимал площадь около двух квадратных миль и насчитывал

около трёхсот домов и шестидесяти монументальных сооружений. Здесь были

удобные дороги и каналы.

Из этого города инки порой совершали набеги на завоевателей, нападая на

сторожевые посты. В 1572 году испанцы решили покончить с этим последним

оплотом, как свидетельством прежнего могущества туземцев. Добравшись до

Вилькабамбы, они на месте города нашли лишь пустынные развалины. Защитники

перед тем как покинуть город сожгли его. Испанцы продолжили погоню,

проникая всё дальше и дальше в джунгли. В итоге ими был захвачен последний

вождь инков Тупак Амару. Его привезли в Куско и отрубили голову на

городской площади. Так пресеклась династия правителей инков.

Итогом пятидесятилетнего пребывания испанцев стало сокращение коренного

населения - на три четвери. Многие умерли от болезней завезённых из Старого

Света, а многие от каторжного труда.

В Испанию было вывезено огромное количества золота и серебра. Предметы

искусства как правило переплавлялись перед вывозом. Самые прекрасные

изделия доставлялись ко двору Карла V, затем они были выставлены для

всеобщего обозрения в Севилье. Когда Карл начал испытывать нехватку в

средствах для проведения военных кампаний, было велено переплавить эти

выдающиеся произведения инкского иску сства.

Изучая ацтеков и инков, их культуру, становится понятным и видимым

богатство их традиций и монолитность накопленного ими опыта за период

своего существования.

И все-таки стоит глубоко задуматься над тем,кто такие ацтеки и

инки? Опираясь на то, что ученые мира не могут дать ясный ответ на многие

явления этой древней цивилизации, а главное, не могут дать объяснение

уровню ее развития в те времена. На самом деле удивительно то, что в

эпоху, когда Европа только мечтала о многих открытиях в области разных

наук, там, на Американском континенте, уже существовали такие

цивилизации, которые давно уже перешагнули через барьер многих научных

достижений и развивались гораздо более быстрыми темпами, чем это делала

Европа. Примечателен и тот факт, что в мире древних цивилизаций Америки

первобытность нравов граничила с необычайной осведомленностью во множестве

наук, появление многих из которых в обществе такого типа вообще не

укладывалось в сознании умов тогдашних европейцев, да впрочем и сейчас нам

еще сложнее понять этот парадокс древних цивилизаций.

Человека всегда движет чувство недостаточности знаний и он никогда не

остановится в исследовании различных явлений, если осталось хоть одна

капля непонятного. Видимо такова природа человеческого разума.

Недостаточность реальных свидетельств и объяснений тех или иных явлений

древней культуры сама собой порождает все новые и новые

исследовательские поиски в сторону предмета изучения, ведь иначе и быть не

может.

Древние цивилизации Америки остаеются кладовой знаний для всех

областей научного мира. Этнографы находят для себя массу мало изученных или

не изученных вообще племен и народов, проживающих в труднодоступных

районах бассейна реки Амазонка. Историки и археологи посредством

археологических находок и других свидетельств открывают для себя и для

мира неизвестные эпизоды истории древнего мира Америки. Свидетельством

этого может служить факт внимания ученых и поломничества туристов в

города Мачу-Пикчу и Куско, древнюю столицу империи инков.

Литература.

1. Народы Америки т.2, М.,1959

2. Вайян Дж., История ацтеков, пер.с англ., М., 1949

3. Кинжалов Р.В. Искусство древней Америки,М., 1962

4. Латинская Америка: энциклопедический справочник, т.I - М.,

Советская энциклопедия,1979

5. Максаковский В.П., Географическая карта мира: 230 "каналов

углубления" к курсу "Экономическая и социальная география

мира", Ярославль, 1995

6.Инки: владыки золота и наследники славы, перевод с английского

Л.Каневского, М., Терра, 1997.

7. www.theincas.com The Incas Art & Culture

-----------------------

[pic]

Статуя ацтекской Матери богов. Коатликуэ

[pic]

Ацтекский или миштекский нож с мозаичной инкрустацией рукояти

[pic]Гипсовая маска из Теночтитлана

свидетельствует о высокой степени развития ацтекской скульптуры.

[pic]

Календарь ацтеков, вырезанный на камне весом более 24 тонн.

[pic]

Главный храм Теночтитлана (реконструкция).

РЕФЕРАТ

На тему:

Цивилизации Инков и Ацтеков.

Ученицы 6А класса школы №69,

Башковой Анастасии Игоревны

Кемерово 2002год

[pic]

[pic]

Поздний горизонт: 1476 - 1532 гг. н.э.

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

Пирамида Солнца — самая крупная пирамида Теотиуакана

[pic]

[pic]

[pic]

© 2010