На главную

Экономическая политика государства по отношению к малому бизнесу в России. Реферат.


Экономическая политика государства по отношению к малому бизнесу в России. Реферат.

План:

1. Введение

2. Экономические, социальные и правовые условия

3. Внимание государства к малому бизнесу

4. Система налогообложения малого бизнеса

5. Заключение

Введение

Конец ХХ в. для России ознаменовался вступлением на путь демократических

реформ. Важнейшая из них - реформирование экономики, переход к рыночным

отношениям.

Путь перехода от авторитарного к демократического государству оказался

нелегким. Не менее трудным явился процесс освоения рыночных институтов.

Первые 10 лет преобразований не принесли ожидаемых результатов.

Производство в стране сократилось вдвое, а в отдельных отраслях, таких,

как, например, легкая промышленность, в 6-7 раз. Тяжело отразился на

положении страны развал СССР, последствием которого стал разрыв

хозяйственных связей. 10-летний опыт отечественных рыночных реформ, а

также практика развитых стран свидетельствуют, что сделать существенный

рывок в экономике невозможно без развития малого предпринимательства.

Социально-экономическая значимость малого предпринимательства уже не

нуждается в дополнительных доказательствах. Об этом убедительно

свидетельствует вклад малого бизнеса в достижение современного состояния

экономики во всех индустриально развитых странах. Этому предшествовала

большая и продолжительная работа по формированию у людей мотивации и

уважения к предпринимательству. На государственном и региональном уровнях

стимулировалось увеличение числа малых предприятий, координировалось

изменение их структуры и территориальное размещение с учетом

социально-экономической ситуации.

В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и

малые предприятия. Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их

технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть

отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами

производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших

размеров, а напротив, именно малые оказываются для них более

предпочтительными.

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по

масштабам производств - крупных с тенденцией к монопольным структурам и

небольших,

складывающихся под влиянием многих факторов.

С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса

является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают

большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами,

квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные

научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие

технологические сдвиги.

С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост малого и

среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется

значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации

множества работников. Малых предприятий особенно много в наукоемких видах

производства, а также в отраслях, связанных с производством

потребительских товаров и оказанием услуг.

Эффективность функционирования малых форм производства определяется рядом

их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным

рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми

партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев

управления и т.д. Малому производству способствует дифференциация и

индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

Развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для

оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда,

создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная

перестройка; расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие

малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению

экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. В

странах Европейского сообщества, в Соединенных штатах Америки, в Японии на

малые и средние предприятия приходится около 50% в общей численности

занятых. Их доля в валовом внутреннем продукте превышает 50%.

Вместе с тем, малое предпринимательство в России существенно отстает в

сравнении с рядом развитых стран. В составе важнейшего итогового

показателя - валового внутреннего продукта доля малых и средних

предприятий в России составляет лишь 10-11%, в то время как в развитых

странах эта величина равна 50-60%.Из этого следует сделать вывод, что в

нашей стране велики резервы роста малого предпринимательства.

Экономические, социальные и правовые условия.

Для формирования малого, как и любого предпринимательства, необходимы

определенные условия: экономические, социальные, правовые и др.

Экономические условия - это в первую очередь предложение товаров и спрос

на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных

средств, которые могут быть истрачены на эти покупки; избыток или

недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной

платы работников, т.е. на возможность приобретать товары.

Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования

предпринимательства. Прежде всего, это стремление покупателей приобретать

товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах

потребности могут меняться.

Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках

соответствующей правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание

необходимых правовых условий. Это в первую очередь наличие законов,

регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее

благоприятные условия для ее развития. Правовые нормы должны обеспечивать:

упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий;

защиту предпринимателей от государственного бюрократизма;

совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации

производственной предпринимательской деятельности, развития совместной

деятельности предпринимателей России с зарубежными странами. Сюда входит

также создание региональных центров поддержки малого предпринимательства,

усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Большое

значение имеет подготовка законодательных инициатив по вопросам правовых

гарантий предпринимательской деятельности, включая в первую очередь право

на собственность и соблюдение договорных обязательств.

Обосновывая необходимость государственного регулирования

предпринимательской деятельности, Ф. Котлер называет три основные причины,

в силу которых появились соответствующие законодательные акты:

* необходимость защитить фирмы друг от друга.

Отсюда принятие законов, предотвращающих проявления недобросовестной

конкуренции;

* необходимость защиты потребителей от недобросовестной деловой

практики.

Этим объясняется направленность законов против тех фирм, которые,

оставшись без присмотра, могут начать выпускать плохие товары, лгать в

рекламе, вводить в заблуждение посредством упаковки и уровня цен;

* необходимость защиты высших интересов общества от разнузданности

предпринимателей.

В условиях перехода к рыночным отношениям в России «разнузданность

предпринимателей» проявляется нередко в очень жестких формах. В

предпринимательской сфере России система законов только складывается.

Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна

автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в

интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает

социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд,

не поддерживает социально незащищенные слои населения. Не решает рыночная

экономика и многие другие актуальные проблемы.

Обо всем этом должно позаботиться государство путем создания механизма

государственного воздействия на предпринимательскую деятельность. То, на

что другие страны затрачивали десятилетия, России предстоит пройти за

значительно более короткий срок.

Законодательство о малом предпринимательстве должно регулировать общие

вопросы деятельности малых предприятий независимо от их

организационно-правовой формы. Сюда входят критерии малых и средних

предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса,

налогообложения и некоторые другие.

Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства

в Российской Федерации» определяет субъекты малого предпринимательства,

как коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ,

субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений),

благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая

одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого

предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность

работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

в промышленности - 100чел.

в строительстве - 100чел.

на транспорте - 100чел.

в сельском хозяйстве - 60 чел.

в научно-технической сфере - 60чел.

в оптовой торговле - 50чел.

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30чел.

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности -

50чел.

Под субъектами малого предпринимательства также понимаются физические

лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования

юридического лица.

В настоящее время вопрос развития сети малых предприятий включен как один

из важнейших в программу демонополизации национального хозяйства страны.

Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение

монопольных производств. Малые предприятия можно образовывать, во-первых,

выделением структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов,

производств, других подразделений, во-вторых, на акционерных началах.

Второй способ в современных условиях перехода к рынку и создания рыночной

инфраструктуры является оптимальным.

Внимание государства к малому бизнесу.

Поддержка малого бизнеса со стороны государственных органов власти должна

быть предметной. Особенно это важно для России, где необходимо увеличивать

число малых предприятий, совершенствовать их отраслевую структуру

территориальное размещение. Одновременно нужно больше внимания уделять

вопросам поддержки и сохранения действующих малых предприятий.

Опыт Западной Европы в поддержке малых предприятий.

В Западной Европе обновление совокупности малых предприятий за счет

закрытия действующих и открытия новых осуществляется практически

безболезненно, поскольку этот процесс затрагивает лишь незначительную

часть малого бизнеса. При этом закрываются те предприятия, которые не

могут выдержать конкуренцию даже при благоприятных условиях.

Вопросы развития малого бизнеса в Западной Европе давно вышли за рамки

отдельных стран, национальных интересов. В этой связи Европейская комиссия

стала разрабатывать программы развития мелких и средних предприятий в

межгосударственном масштабе. Особый интерес представляет комплексная

программа на 1997-2000гг., которая носила конкретный характер,

предусматривала комплексную поддержку малого и среднего

предпринимательства и была обеспечена соответствующим финансированием.

Программа преследовала две цели: создать благоприятные условия для

развития малого и среднего бизнеса на всей территории Европейского союза;

повысить конкурентоспособность европейских малых и средних предприятий.

Эти цели вполне могут быть адаптированы к российским условиям, как в

территориальном, так и в интернациональном аспектах, в первую очередь в

рамках СНГ, что позволит компенсировать снижение объемов внешней торговли

с бывшими республиками Советского Союза.

Особый интерес для России представляют формы и методы достижения этих

целей. Так, для стимулирования развития малого и среднего бизнеса

программой, в частности, предусматривалось:

обеспечить оценку законодательных инициатив в отношении малого и среднего

бизнеса на основе их перспективного влияния на эффективность работы

предприятий;

способствовать международным связям между малыми и средними предприятиями

через совершенствование практики разрешения спорных ситуаций между ними;

улучшить финансовую основу малых и средних предприятий путем расширения

доступа к кредитам и доходным финансовым инструментам, сокращения

неплатежей и др.

С целью создания конкурентной среды среди малых и средних предприятий и

поощрения интернационализации их деятельности на европейском и мировом

уровнях в программе намечалось:

* поддерживать выход предприятий на международный рынок на основе

доступа к коммерческой информации;

* разрабатывать и реализовывать пилотные проекты, позволяющие

предприятиям лучше адаптироваться к структурным изменениям и

интегрироваться во внутренний и внешний рынки;

* содействовать деловому сотрудничеству предприятий через поисковые

информационные сети или путем развития партнерских отношений;

* развивать предпринимательскую деятельность среди отдельных категорий

населения (женщины, молодежь, представители национальных меньшинств и

др.).

В России принято несколько федеральных законов, есть указы президента и

постановления правительства, направленные на поддержку мелкого бизнеса. В

России также существуют различные организационные фонды поддержки и защиты

интересов малых предприятий. С этой целью созданы ассоциации малых

предприятий, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства,

действует всемирная ассамблея мелких и средних предприятий, различные

фонды поддержки и развития малого бизнеса. Однако, как правило,

многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабочены

собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.

Надо отметить, что у нас государственная поддержка малых форм

предпринимательства с первых шагов малого бизнеса сводилась в основном к

системе налоговых льгот на прибыль.

Финансирование и кредитование.

Одной из важнейших проблем малого бизнеса в России является кредитование.

Финансовая поддержка малых предприятий - весьма специфичный и сложный, но

наиболее эффективный метод стимулирования предпринимательства. Большое

значение имеют границы финансовой поддержки и эффективность ее

использования. Чрезмерная финансовая поддержка может негативно сказаться

на предпринимательской активности, например, освоении новых видов товаров

и услуг, поиске возможностей для снижения затрат и т.д.

Кроме того, в финансовой поддержке нуждается большое количество малых

предприятий. Даже в богатой Швейцарии 15% малых предприятий испытывают

затруднения из-за недостатка собственных средств. Налицо трудности с

рациональным распределением бюджетных средств или фондов поддержки малого

бизнеса и сложности контроля над целевым использованием средств. В итоге

создаются предпосылки для различных экономических правонарушений и

коррупции.

Финансовая поддержка предпринимательства носит универсальный характер. Она

может использоваться для формирования стартового капитала, корректировки

структуры малого бизнеса и территориального размещения малых предприятий,

а также непосредственно для их сохранения в экстремальных ситуациях.

Финансовая поддержка малых предприятий должна осуществляться адресно или

опосредованно, на безвозвратной или возвратной основе, но обязательно

целевым назначением. При этом во всех формах и видах финансовой поддержки

в той или иной степени необходимо участие государства.

Государственная поддержка может осуществляться за счет бюджетных средств в

виде субсидий и дотаций, представления налоговых льгот, компенсации потерь

коммерческим организациям, оказавшим коммерческую поддержку малому бизнесу

на льготных основаниях, участия в создании фондов поддержки малого

предпринимательства при общественных объединениях, союзах и ассоциациях.

Если прямая финансовая помощь малым предприятиям со стороны государства

должна носить выборочный характер, то поручительство со стороны

региональных органов власти должно использоваться более широко.

В России условия льготного кредитования малых предприятий определены в

федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства

в Российской Федерации». В соответствующей статье есть только два пункта

общего плана о разрешении льготного кредитования.

Опросы, проведенные Институтом стратегического анализа и развития

предпринимательства, показывали, что лишь каждое шестое малое предприятие

считает реальным получение льготных кредитов, а среди молодых

предпринимателей - каждый девятый. Только 7% предпринимателей отнесли

льготное кредитование к значительной форме государственной поддержки.

По данным Ресурсного центра малого предпринимательства меньше трети

опрошенных предпринимателей планировали получить кредиты в фондах

поддержки малого бизнеса и только 18% надеялись на государственную

поддержку, а к частному кредитованию обращалась половина руководителей

малых предприятий.

Региональная поддержка малых предприятий.

Частично такая ситуация возникла из-за нехватки денежных средств в

региональных фондах. Особенно важна проблема подъема малого бизнеса для

малых и средних городов России. На прошедшем в 2002 году в Москве

Всероссийском форуме по проблемам социально-экономического развития малых

и средних городов России широко обсуждался комплекс вопросов, связанных с

их современным состоянием. Многие из малых городов в ходе экономических

реформ оказались в тяжелом состоянии. Являясь важным звеном

народно-хозяйственного комплекса страны, они объективно нуждаются в

государственной поддержке для своего возрождения и развития. Большую роль

в процессе их выживания и подъема играет развитие в них малого и среднего

предпринимательства, которое тоже требует государственной поддержки, но в

большей мере опирается на инициативу и энергию людей.

Развитие малого бизнеса создает для малых и средних городов собственные

источники пополнения доходов из бюджетов. При такой структуре доходов

местные бюджеты более стабильны, так как меньше зависят от конъюнктурных

условий работы крупных предприятий. Так, в 2001 году из-за значительного

падения цен на мировых рынках на никель и платину бюджет Норильска

недобрал значительную часть своих доходов, что серьезно осложнило решение

многих социально-экономических вопросов.

Этот бизнес гораздо более управляем со стороны местной администрации. Его

разумная финансовая материальная и информационная поддержка (сочетаемая с

четкими требованиями налоговой и инвестиционной отдачи) должна стать

важным направлением реализации муниципальной промышленной политики. После

бурного роста числа малых предприятий в первой половине 1990-х гг. этот

процесс затормозился, а после финансового кризиса1998г., по оценкам

Госкомстата, их число стало сокращаться в целом по России (в малых и

средних городах сокращение пошло еще быстрее).

По количеству действующих в регионе малых предприятий можно судить о

качестве работы региональных органов власти и их усилиях, направленных на

развитие рынка и создание предпринимательского климата. Наиболее крупный

регион России, где сосредоточена четверть всех малых предприятий, - Москва

с 176,1 тыс. предприятиями. Далее следуют: Санкт-Петербург - 108,7,

Московская область - 44,1, Свердловская область - 31,9, Самарская область

- 26,9, Ростовская область - 25,5 тыс. и т.д.

Правительство Москвы уделяет определенное внимание развитию малых

предприятий. Для этого в составе правительства Москвы созданы департамент

развития и поддержки малого предпринимательства, функционирует Московский

фонд поддержки малого предпринимательства. Содействуют развитию малого

бизнеса в Москве Московская торгово-промышленная палата, Московская

лизинговая компания, Московское агентство развития предпринимательства и

др. При мэре Москвы существует общественно-экспертный совет по малому

предпринимательству.

Следует отметить, что Москва пытается создать свои, специфические условия

для развития малого предпринимательства. Принят и действует закон г.

Москвы «Об основах малого предпринимательства в г. Москве». В соответствии

с этим законом в столице действуют свои правила создания, регистрации,

лицензирования и налогообложения субъектов малого предпринимательства, что

способствует развитию малых предприятий.

Несмотря на такое большое внимание к вопросам развития малого

предпринимательства, малые предприятия в столице сталкиваются с теми же

проблемами, что существуют в стране в целом.

В их числе:

* несовершенная система налогообложения;

* отсутствие надежных правовых гарантий, явная противоречивость

отдельных нормативно-правовых актов;

* финансовые трудности в получении банковского кредита для открытия

предприятий, их функционирования;

* неравноправность в доступе к различным материальным ресурсам, их

дороговизна;

* сложности с арендой и приобретением помещений, их высокая, нередко

недоступная цена;

* низкая культура взаимодействия государственных служб в работе с

предпринимателями;

* продолжающиеся криминальные угрозы.

Аренда.

Одним из значительных направлений поддержки малого бизнеса является

имущественная помощь в приобретении или аренде производственных площадей,

находящихся в государственной собственности. Миллионам предпринимателей

нужны помещения для работы, которые они арендуют у государства или крупных

предприятий. Только в Москве, например, требуется дополнительно несколько

миллионов квадратных метров офисных и производственных площадей. Одним из

путей решения этой проблемы московские власти считают создание так

называемых «технозон»: город будет бесплатно выделять землю, а

предприниматели строить на них помещения или реконструировать существующие

постройки. Имеется также широкий спектр возможностей для поддержки малого

предпринимательства, заложенный в Концепции управления государственным

имуществом и приватизации в Российской Федерации и ежегодных программах

Минимущества России. Соответствующими программами предусматривается

предоставление в аренду малым предприятиям неиспользуемых или неэффективно

используемых производственных помещений и оборудования, находящихся в

государственной собственности.

Система налогообложения малого бизнеса.

Малый бизнес в рыночной экономике - это стабильная налогооблагаемая база.

Большая часть собираемых во всех странах мира налогов приходится именно на

субъекты малого предпринимательства, которые достаточно крепко стоят на

ногах. При этом идет непрерывный процесс: тысячи новых предприятий входят

в бизнес на смену тысячам, становящимся банкротами. Это естественно. Малые

предприятия, как правило, являются многопрофильными, они вынуждены гибко

изменять свою деятельность в силу неустойчивости рынка и нестабильности

нормативно-правовой базы.

Одной из важных задач законодательной и исполнительной власти России

является снижение налогообложения малого бизнеса. Мировая практика

убедительно доказала целесообразность введение специальных налоговых

режимов для малых и средних предприятий. Их широко используют такие

страны, как Великобритания, Франция, Испания, Голландия, Швеция, США.

Высокая налоговая нагрузка лишает малые предприятия возможности

своевременно формировать необходимые запасы оборотных средств, отвлекая

значительную часть на покрытие налоговых обязательств. Поэтому снижение

налогового бремени, упрощение процедур налогообложения являются

приоритетными направлениями налоговой политики в части улучшения

деятельности малых предприятий.

В России действуют три системы налогообложения малых предприятий:

1. Общеустановленная система, при которой малые предприятия уплачивают

НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на имущество и др.

2. Упрощенная система налогообложения в форме единого дохода на доход.

3. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Сущность упрощенной системы налогообложения.

Упрощенная система существует как альтернатива общепринятой системе

налогообложения, отличающейся большим количеством налогов и сложностью их

расчета. Каждый современный бизнесмен или предприниматель знаком с

противоречивостью и запутанностью налогового законодательства,

устанавливающего многообразие видов налогов и сборов, имеющих различные

алгоритмы их расчета и уплаты. Очевидно, что одной из целей, преследуемых

законодателем, было упрощение процесса исчисления налогов для организаций

малого бизнеса.

Федеральным законом «Об упрощенной системе налогообложения…» определены

правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения,

учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - юридических

лиц (предприятий и организаций) и физических лиц, осуществляющих

предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Сущность упрощенной системы налогообложения заключается в том, что уплата

ряда налогов налогоплательщиками, перешедшими на упрощенную систему

налогообложения, заменяется уплатой единого налога, исчисляемого в

порядке, установленном Налоговым Кодексом РФ.

Вместо того чтобы производить расчет пяти наиболее распространенных (и

наиболее значительных по величине) на сегодняшний день налогов, бухгалтеру

или индивидуальному предпринимателю необходимо будет рассчитать только

один налог.

Обязать налогоплательщика применять упрощенную систему налоговое

законодательство на сегодняшний день не может. Поэтому переход к

упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму

налогообложения осуществляется организациями или индивидуальными

предприятиями добровольно в порядке, предусмотренном законом.

В соответствии с действующим законодательством существуют условия и

порядок перехода организаций на упрощенную систему налогообложения. Право

перехода на упрощенную систему налогообложения или возврата к принятой

ранее системе предоставляется всем субъектам малого предпринимательства.

Однако существует перечень предприятий и организаций, которые в

соответствии с действующим законодательством не могут перейти на

упрощенную систему налогообложения. К таким предприятиям относятся:

1. предприятия, занятые производством подакцизной продукции;

2. предприятия созданные на базе ликвидированных подразделений

действующих предприятий;

3. кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды,

профессиональные участники рынка ценных бумаг;

4. предприятия игорного и развлекательного бизнеса;

5. субъекты других категорий, для которых Министерством финансов РФ

установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.

При этом переход не разрешается, если эти виды деятельности являются

частью общей деятельности и формируют даже небольшую долю дохода в общем

объеме выручки.

Условия перехода на упрощенную систему налогообложения.

В нашей стране в соответствии с нормативными актами существуют два условия

перехода на упрощенную систему:

Первое условие сводится к тому, что среднесписочная численность работников

организации, в том числе работающих по договорам гражданско-правового

характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а

также работников филиалов и подразделений не должна превышать 15 человек.

В случае превышения этой численности плательщики переходят на общепринятую

систему налогообложения начиная с квартала, следующего за кварталом, в

котором должен был представлен отчет.

Вторым условием является то, что в течение года, предшествующего кварталу,

в котором произошла подача заявления субъекта малого предпринимательства

на право применения упрощенной системы налогообложения, совокупный размер

валовой выручки данного налогоплательщика, полученной от реализации

продукции, имущества и внереализационных доходов, не должен превышать

определенной суммы. Размер выручки берется на первый день квартала, в

котором подано заявление.

Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный

предприниматель считаются субъектами упрощенной системы налогообложения,

учета и отчетности с того квартала, в котором произошла их официальная

регистрация. При превышении установленной предельной численности

работающих налогоплательщики переходят на принятую ранее систему

налогообложения. Отказ от применения упрощенной системы налогообложения,

учета и отчетности и обратный переход к принятой ранее системе

налогообложения, учета и отчетности могут осуществляться субъектами малого

предпринимательства с начала очередного календарного года при условии

подачи соответствующего заявления в налоговый орган в срок не позднее, чем

за 15 дней до завершения календарного года.

Объекты упрощенного налогообложения.

Объектом обложения единым налогом организаций при упрощенной системе

налогообложения, учета, и отчетности является совокупный доход, полученный

за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный

период. Выбор объекта налогообложения осуществляется органом

государственной власти субъекта Российской Федерации.

Совокупный доход определяется как разница между валовой выручкой и

расходами, принимаемыми для расчета базы налогообложения. При подсчете

совокупного дохода учитываются следующие расходы:

* стоимость использованных в процессе производства товаров сырья,

материалов, комплектующих изделий, приоритетных товаров, топлива;

* эксплуатационные расходы;

* затраты на текущий ремонт;

* затраты на аренду помещений, используемых для производственной и

коммерческой деятельности;

* затраты на аренду транспортных средств;

* расходы на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами

банков;

* стоимость оказанных услуг;

* сумма НДС, уплаченная поставщикам.

Стоимость материальных ресурсов формируется исходя из цен их приобретения

без учета НДС, наценок, комиссионных вознаграждений, уплачиваемых

снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных

бирж, таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранение и доставку,

осуществляемые сторонними организациями. Причем эта стоимость принимается

для исчисления единого налога, если только она фактически оплачена.

Валовая выручка складывается из сумм, полученных от реализации товаров,

продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и

внереализационных доходов.

Определены следующие ставки единого налога для малых предприятий,

перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в

зависимости от объекта налогообложения:

+------------------------------------------------------------------------+

| Объект налогообложения | Федеральный бюджет | Бюджеты субъектов РФ |

|------------------------+--------------------+--------------------------|

| Совокупный доход | 10% от совокупного | Не более 20% от |

| | дохода | совокупного дохода |

|------------------------+--------------------+--------------------------|

| Валовая выручка | 3,33% от суммы | Не более 6,67% от суммы |

| | валовой выручки | валовой выручки |

+------------------------------------------------------------------------+

Эффективность налога в регионах РФ.

Практика показала, что эффективность действия единого налога в основном

зависит от государственных органов власти субъектов Федерации. Так в ряде

регионов введение единого налога показало свою эффективность и

способствовало увеличению налоговых поступлений в региональные бюджеты. В

других областях региональное законодательство, используя единый налог,

создало лишь проблемы. При этом одной из основных причин является, по

мнению предпринимателей, экономическая необоснованность размера налога.

Сегодня налоговая система России не в полной мере способствует развитию

малого предпринимательства - неотъемлемой части рыночных преобразований в

России, хотя именно малые предприятия способны наладить производство

импортозаменяющей продукции, создать новые рабочие места и обеспечить

приток «живых» денег в бюджеты всех уровней. Малый бизнес - ведущий сектор

в рыночной экономике, определяющей темпы экономического роста, структуру и

качество валового национального продукта.

Заключение.

Любому малому предприятию нужна государственная поддержка как при его

создании, так и для развития. Осуществляемая в России система

государственной поддержки малого предпринимательства недостаточно

эффективна. Ее необходимо развивать и совершенствовать.

Во многих промышленно развитых странах успешно оказывается государственная

поддержка малому бизнесу. Для успешного развития отечественного малого

бизнеса необходимо использовать все полезное из опыта этих стран. Вопросы

всесторонней поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации -

самостоятельное системное направление социально-экономической политики

государства. Оно строится на принципе создания наиболее благоприятных

условий для его развития, особенно в тех направлениях деятельности,

которые дают максимальный социально-экономический эффект. Важно понимать,

что решение проблем малого предпринимательства в России может быть найдено

главным образом на путях государственной и общественной поддержки.

Список использованной литературы

1. Малый бизнес. Р. Брюк, Е. Калинкин, Ж. Виане, Д. Десхулместер. -М.:

ЗАО «Изд-во ”Экономика”», 2001.

2. Малые предприятия: организация, экономика, учет, налоги. Под ред. В.Я.

Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. Учебное пособие для вузов. - М.:

ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

3. О государственной поддержке малого бизнеса в России. О. Оганян.

«Экономист» №8. 2002.

4. Малый бизнес: новая система налогообложения в 2003 году. М.А.

Пархачева, Е.В. Корнетова. - СПб.: Питер, 2003.

5. Федеральный закон «О государственной поддержке малого

предпринимательства в Российской Федерации». - 3-е изд., - М.:

Издательство «Ось-89», 2004.

© 2010