На главную

Экономическое развитие России при Петре I


Экономическое развитие России при Петре I

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЛЕСНАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. КИРОВА

СЫКТЫВКАРСКИЙ ЛЕСНОЙ ИНСТИТУТ

Специальность: механизация сельского хозяйства

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по истории России

на тему: «Экономическое развитие России при Петре I.»

Подготовил: Шишкин Р.М.

МСХ, I курс, з/о

Проверила: Заборцева Л.П.

г.Сыктывкар

2003 год

Петр I Великий (1672-1725 гг.) – русский царь с 1682 года и первый

российский император с 1721 года. Замечательный государственный, военный и

культурный деятель России, вошел в историю как государственный реформатор.

Он был младшим сыном царя Алексея Михайловича от второго брака с Натальей

Кирилловной Нарышкиной и провозглашен царем вместе со своим сводным братом

Иваном в 1682 году в возрасте 10 лет. До совершеннолетия малолетних царей

правительницей России была их старшая сестра Софья, пытавшаяся сохранить

престол за собой навсегда. Борьба за власть между Петром и Софьей

завершилась в 1689 году низложением правительницы и ее заточением в

Новодевичий монастырь.

В первый период правления Петра I произошли три события, решительно

повлиявших на становление царя – реформатора. Первым из них была поездка

молодого царя в Архангельск в 1693-1694 гг., где море и корабли покорили

его навсегда.

Вторым событием можно считать Азовские походы против турок в 16995-96

гг., которые отчетливо показали необходимость перемен в армии и на флоте.

Третьим событием явилась поездка с Великим посольством в Европу в

1696-97 гг. эта поездка дала возможность Петру I непосредственно

познакомиться с иным укладом жизни, культурой, идеями. Кроме знакомства с

Европой Великое посольство преследовало цель обучения волонтеров морскому

делу и кораблестроению, найма иностранных специалистов, а также заключения

союза с Австрийской империей. Две первые задачи посольство успешно

выполнило и навербовало до 700 специалистов, а третья закончилась – Австрия

уклонилась от проведения единой с Россией политики.

Своеобразным сигналом для начала преобразований Петра стал стрелецкий

бунт 1698 года в Москве. Вольнонаемное стрелецкое войско не являлось

регулярным и сами стрельцы предпочитали тяжелой и опасной службе мирные

занятия – торговлю, ремесло, работу на огородах, получая с последних доход,

подчас превышающий размеры нерегулярно выплачиваемого жалованья. После

подавления стрелецкого бунта молодой царь начал свои преобразования,

которые в первую очередь коснулись вооруженных сил. Новые полки состояли из

добровольцев и крестьян-рекрутов. Уже в процессе формирования новой

регулярной армии в 1699 году был заключен антишведский союз с Саксонией и

Данией – Петр рассчитывал выйти к Балтийскому морю и вернуть России

территории, захваченные шведами в период «смутного времени».

В 1700 году началась тяжелая Северная война со шведами, которая

растянулась на 21 год. Эта война во многом обусловила темпы и характер

проводимых в России преобразований.

После поражения под Нарвой в конце 1700 года Петр I смог не только

собрать новую армию, но и перестроить на военный лад промышленность страны.

Овладев ключевыми пунктами в Прибалтике и основав 16 мая 1703 года город

Петербург на месте впадения Невы в Финский залив, Россия перенесла главный

акцент своих действий на Прибалтику и территорию у своих западных границ.

28 октября 1708 года русские войска разгромили шведский корпус Левенгаупта

у деревни Лесной, а затем нанесли поражение армии шведского короля Карла

ХII в знаменитой Полтавской битве и в морском сражении у мыса Гангут, чем

и предопределили исход войны, закончившейся 30 августа 1721 года

подписанием Ништатского мира.

На этом фоне и происходила перестройка всех отраслей жизни страны, а

также реформы системы государственного управления и политической системы –

власть царя приобрела неограниченный, абсолютный характер.

Создание новых властных структур началось с изменения образа самого

монарха и основ его власти и авторитета. В 1701 году на смену Боярской думе

пришла «консилия министров», а с 1711 года верховным учреждением в стране

стал сенат из 9 человек. Создание этого органа власти породило и сложную

бюрократическую структуру с канцеляриями, отделами и многочисленным штатом

сотрудников. Сенаторы во многом зависели от монарха, и это стимулировало их

деятельность и желание угодить мнению царя. Именно со времен Петра I в

России сформировался своеобразный культ бюрократических учреждений и

административных инстанций.

В 1717-18 годах было проведено еще одно важное преобразование системы

государственного управления – на место примитивной и давно себя изжившей

системе приказов пришли коллегии – прообраз будущих министерств. А в 1721

году пришла очередь стать частью государственной бюрократической машины и

церкви. Учреждение Синода во главе со светским чиновником полностью

поставило церковь в зависимость и на службу государству.

Новое государственное строительство проводилось не хаотично, а по

принципам бытовавшего в Европе ХVII-ХVIII веков учения о бюрократическом

управлении – камеролизма. Выразителем этих идей в России стал «Генеральный

регламент», принятый в 1720 году.

Этот документ явился реализацией петровских представлений о

назначении и принципах деятельности государственных органов. Он определял

жестокую подчиненность нижестоящих вышестоящим, ставил документ в ранг

последней инстанции и возводил его выше человека: определял штаты, место и

обязанности чиновников, унифицировал их положение и деятельность.

Венцом оформления бюрократической структуры абсолютистского

государства и формализации жизни страны стала «Табель о рангах», принятая в

1722 году. Согласно ей, военные, гражданские и придворные звания были

разбиты на 14 рангов – ступеней. Общество не просто упорядочивалось, но и

оказывалось под контролем императора и высшей аристократии. Улучшилось

функционирование государственных учреждений, каждое из которых получило

определенное направление деятельности.

Меньших успехов Петр добился в строительстве властных структур на

местах. Царь дважды принимался за реформу местного управления, но она не

слишком удалась. К концу правления Петра сложилось пестрое образование,

состоявшее из губерний и уездов и провинций и дискритов.

В 1722 году увидел свет указ о престолонаследии, по которому монарх

сам получал право назначать своих приемников, невзирая на родственные связи

и первородство.

Однако не следует забывать и о культурных переменах в российском

обществе, которые во многом были обусловлены не столько желанием Петра

видеть Россию похожей на Европу, сколько объективным результатом как самого

хода реформ, так и необходимостью ее реализации.

Здесь особо следует отметить перемены в области образования и

информации: возникновение школ первой ступени, училищ по специальностям, а

также Российской Академии наук. В стране возникла сеть типографий для

печатания и переводных, и отечественных изданий, причем приоритет отдавался

научным и техническим произведениям. Начала выходить первая в стране газета

и возник первый музей «Кунеткамера» - все это положительно сказывалось на

культурном развитии России.

Императору в значительной мере удалось решить большинство задач,

которые стояли перед страной к концу ХVII века. Россия получила выход к

Балтийскому морю, создала регулярную армию и флот, обрела государственное

устройство, которое соответствовало европейским образцам, сделала мощный

рынок в Экономике и культурном развитии, заставила считаться с собой другие

европейские государства.

Значительную роль в этих переменах сыграл сам Петр I, который, будучи

цельной и самоотверженной натурой, подчинил всю свою жизнь, всю свою

деятельность и помыслы государству, которое но считал если не идеальным,

то, во всяком случае, соответствующим современным требованиям.

Смерть матери заставила царя Петра самого приняться за дела

управления. Ему в ту пору было уже 22 года. Предстояла новая война против

турок и татар в исполнении договора с королем Яном Собеским 1686 года.

Петр видел неудачу двух московских походов против Крыма и не хотел

повторять эту затею. Он принял другое решение – идти на турецкую крепость

Азов в устьях Дона. В таком решении не было ничего необычного: еще при царе

Михаиле Федоровиче шли речи об Азове. В Москве всегда понимали важное

значение этой крепости, служившей как бы ключом к морю для всего Дона.

Весною 1695 года, для того, чтобы замаскировать свое движение. К Азову,

Петр послал на низовья Днепра большое войско, угрожавшее оттуда походом на

Крым; а сам с регулярными полками по Дону и Волге направился к Азову. Осада

Азова затянулась до осени 1695 года и не имела успеха, потому что крепость

получала с моря водою припасы и подкрепления и могла держаться. Петр сам

участвовал в военных действиях. Он понял причины своей неудачи и , когда

вернулся в Москву, начал немедля готовиться к новому походу, проявив

необыкновенную энергию и упорство. Он задумал построить флот, который помог

бы осадить Азов и с моря. На реке Воронеже, под городом Воронежем, была

устроена верфь для судов; шли работы и в самой Москве, и в других городах;

везде готовили части судов и снасти. Весною в Воронеже был готов «морской

караван» в 30 военных судов и собраны сотни речных стругов и плотов.

Московская рать с флотом явилась к лету 1696 года под Азов и, окружив

его, крепко осадила и скоро взяла. Это был громадный и неожиданный успех.

Молодой государь и его приятели, Гордон, Лефорт и другие, оказались

способны не только на потехи, но и на подвиги.

Постройка нового флота получила характер особой общенародной

повинности. Было указано, чтобы к 1698 году с определенного количества

крестьянских дворов землевладельцы выстроили по одному оснащенному и

вооруженному кораблю; все же вообще – горожане должны были построить общими

силами 12 кораблей. Для того, чтобы сговориться, кому с кем вместе строить

корабль, помещики и вотчинники должны были немедля собраться в Москве и

образовать «кумпанства». Полная стоимость корабля определялась в 10 тысяч

рублей, и каждый двор средним числом должен был внести в кумпанство 1 рубль

или 1рубль 20 копеек – сумма по тому времени очень большая. А всего на

новый флот (до 50 кораблей) требовалось полмиллиона рублей: как это много,

можно видеть из того, что весь ежегодный доход государства тогда равнялся

лишь 2 миллионам рублей.

Заграничное путешествие Петра Великого имело осень большое значение.

Во-первых, пребывание в чужих краях в течении полутора лет окончательно

выработало личность и направление самого Петра. Он получил много полезных

знаний, привык к культурным формам европейской жизни, умственно созрел и

сам стал европейцем по духу. Во-вторых, путешествие московского царя на

Запад оживило обмен людей между Русью и Европой. Много русских с тех пор

стало жить и приглашаться в Россию и сами туда стремились. В-третьих, Петр

за границей узнал действительные политические отношения держав и вместо

несбыточных мечтаний об изгнании турок в Азию усвоил себе трезвый план

борьбы со Швецией за Балтийское побережье, утраченное его предками.

При первом не приеме придворных в Приображенском Петр отдал им приказ

впредь носить короткое европейское платье, вместо длинного русского, и

брить бороды. Он сам резал бороды и окорачивал кафтаны у тех, кто

упрямился. Право носить бороду сохранило только духовенство и крестьянство.

Горожане могли покупать это право, уплачивая известную пошлину и получая

ежегодно «бородовой знак». С принудительной переменой внешности узаконялось

и вообще господство западно-европейских обычаев в русской жизни. Одним из

внешних знаков этого господства стало установление нового летосчисления. До

тех пор в Москве считали годы от сотворения мира и праздновали новый год

«на Семен день» 1-го сентября. Отпраздновав 1-го сентября 1699 год

наступление нового 7208 по старому счету, Петр велел 1-го января вновь

праздновать новый 1700-й год и впредь считать годы от Рождества Христова,

как и в прочих православных странах.

Одновременно с первыми шагами своих культурных преобразований Петр

начал свой страшный стрелецкий розыск.

Возвратясь в Москву, Петр нашел, что дело о стрельцах недостаточно

исследовано и преступники недостаточно наказаны. Начался новый «сыск» и

пытки. Под пытки некоторые стрельцы показали, что их поднимала на бунь

царевна Софья из Новодевичьего монастыря, где она жила.

Хотя этот оговор и не был достаточно доказан, однако Петр поверил

ему. Он объявил вину сестры выборным от народа, приглашенным во дворец, он

велел постричь Софью в монахини в том же Новодевичьем монастыре. Стрелецкое

же войско Петр решил вовсе уничтожить. До 2000 стрельцов было казнено

смертью в разных концах Москвы. Остальные стрельцы были распущены из

полков, и их было даже запрещено принимать в солдаты. Так разделался Петр

со стрелецким войском, в котором видел оплот своих недугов и семя всякого

зла.

С 1699 года Петр начал приготовления к войне со шведами. Он вступил в

союз с Августом II, саксоно-польским королем и курфуретом, и с датским

королем Христианом. Союзники убедили его, что наступило очень удобное время

для действий против Швеции, так как на шведском престоле воцарился слишком

молодой и легкомысленный король Карл ХII. Однако Петр не решался начать

войну с Карлом, пока не будет заключен мир с турками. В августе 1700 года

получил он известие о том, что его послы добились имра в Константинополе с

уступкою Азова Москве, - и тотчас же московские войска были двинуты к

Балтийскому морю. Началась знаменитая шведская война – на целых 21 год.

Таким образом все войны, какие только вел в свое царствование Петр

Великий, имели своею целью приобретение морских берегов: черноморских

(азовских), балтийских и каспийских. Гениальный политик рвался к морям,

понимая, какое значение имеют моря в международных сношениях, в движении

культуры.

Говоря о государственных преобразованиях Петра Великого, не надо

представлять себе дело так, что Петр сразу и по одному общему плану заменил

старый московский строй новым европейским. В своих реформах Петр не мог

держаться заранее выработанного плана и точной последовательности, потому

что все его преобразования, все перемены, которые он производил в

управлении и в устройстве сословий, происходили под давлением военных

событий и нужд.

С другой стороны, Петр, преобразуя сословную жизнь и формы

управления, вовсе не имел в виду изменить самые основания государственного

порядка. При нем верховная самодержавная власть осталась такою же, какою

была ранее при его отце Алексее: Положение сословий в государстве по

существу не было изменено: сословия не получили новых прав и были оставлены

при старых своих обязанностях. Управление по-прежнему было бюрократическим.

Мы знаем как было устроено служилое сословие в Московской Руси. Оно

состояло из «дворян Московских» и «дворян городовых». Первые бывали на

внешних придворных должностях, управляли приказами, ездили в посольства,

сидели на воеводствах, начальствовали войсками – словом, составляли

правительственный класс и считали себя знатью: назывались людьми

«родословными», «с отечеством», «отецкими детьми». Вторые – городовые

дворяне и дети боярские – были людьми «обычными», не родословными: они

служили в городских конных ополчениях, составляни главное полевое войско

Московского государства.

Городское сословие («посадские люди», «торговые люди») до Петра

представляло собой очень малочисленный и бедный класс. Городской жизни с ее

торговым и промышленным оживлением почти не существовало в Московском

государстве. Только в 1649 году закон отделил г8орожан от прочей массы

податного народа в особое сословие.

Крестьянство при Петре Великом пережило очень крупную реформу.

Издавна прямая подать на Руси платилась с недвижимого имущества. Сначала

брали ее с «паханой земли» которую исчисляли в «сохи»; в ХVII веке подати

стали брать со «двора», разумея под ним крестьянское хозяйство.

Итак, в конце царствования Петра Великого очень многое изменилось в

жизни сословий. Дворяне стали иначе служить. Горожане получили новое

устройство и льготы. Крестьянство сало иначе платить и на частных землях

слилось с холопами. Но государство при Петре продолжало смотреть на свои

сословия так же, как смотрело ранее. Оно определяло их жизнь повинностью, а

не правом.

Петр постепенно упразднил войска старого типа. Он уничтожил

стрелецкие полки сразу после знаменитого стрелецкого розыска в 1698 году.

Он постепенно упразднял дворянские конные ополчения, привлекая дворян к

службе в регулярных полках. Он постепенно преобразовал гарнизонных

пушкарей, казаков и стрельцов в регулярные гарнизонные войска.

Петр увеличил число регулярных полков, сделав их единственным видом

полевых войск. На комплектование этих полков были учреждены «рекрутские

наборы» с податных сословий. Словом, была введена всеобщая воинская

повинность, кроме семей духовенства были избавлены от солдатчины.

Наконец, Петр приобщил к своей армии казачьи войска и в качестве

постоянной составной части.

Результаты военных преобразований Петра были поразительны: в конце его

царствования он располагал армией, в которой было около 200000 регулярных

войск и не менее 756000 казачих иррегулярных; кроме того, во флоте

считалось 28000 человек, 48 кораблей и до 800 мелких судов.

В московской Руси система управления отличалась значительною

простотою. Во главе всех дел стояла боярская дума, в которой бояре и думные

люди, в присутствии царя и без него одинаково, слушали дела и

«приговаривали», причем боярский приговор «по государеву приказу» обращался

в закон. Под руководством думы действовали приказы, которые ведали либо

определенный круг дел, либо определенный круг лиц, либо, наконец,

определенную часть государства. Всех приказов было до40, в них сидели бояре

и дьяки – сколько было нужно по количеству дел. Выходило так, что кождый

житель имел над собою своего окладчика или старосту: те повиновались

воеводе; воевода – приказу; приказ – боярской думе с государем во главе.

Такова была нехитрая лестница властей в Московском государстве.

Петр перестал созывать боярскую думу и все важнейшие дела и законы

обсуждал сам, в своем «кабинете», с доверенными лицами и любимцами. Для

руководства же всем управлениям и для высшего суда Петр в 1711 году учредил

правительствующий Сенат. При Сенате Петр учредил в 1722 году особую

прокуратуру для надзора за законностью действий администрации.

Взамен старых приказов с 1718 года стали действовать коллегии, из

которых каждая имела определенный круг дел. Петр везде старался насадить

именно коллегиальные учреждения, так как твердо верил, что коллегиальный

способ ведения дел есть наилучший.

В 1708 году Петр впервые ввел в своем государстве деление на губернии.

По несколько прежних уездов соединялись в «провинцию», а несколько

провинций – в «губернию». Сначала было образовано 8 губерний, а затем число

их стало постепенно расти. Во главе губернии стоял губернатор, подчиненный

Сенату; во главе провинций и уездов – воеводы.

Но во всяком случае остались в силе основания старого

административного порядка, как прежде, до Петра Великого, так и при нем

каждый житель уезда или города имел над собой свою выборную власть и через

них подчинялся воеводе и губернатору. Словом, дело управления значительно

усложнилось и не во всех частях было одинаково выработано.

До Петра московское правительство одну половину своих доходов получало

в виде прямых податей, а другую собирало в виде пошлин и доходов от продажи

казенных товаров. Петр I изменил прямую подать, сделав ее подушной и

распространив ее на холопов, Петр увеличил это податное поступление

значительно. В результате Петру удалось очень поднять государственные

доходы. До него казна получала до 2,5 мил.рублей в год (старой монетой), а

в конце царствования Петра Великого доходы возросли до 10 миллионов с

лишком (новой монетой).

Петр сознательно и деятельно искал средств народного обогащения и

желал подъема производительности в своем народе. Для этой цели он применил

принятую в то время в Западной Европе систему протекционизма, опекая каждый

шаг народной торговли и производства. Рядом указов и распоряжений Петр

предписывал, как обрабатывать руду: приказывал косить, а не жать хлеб;

беречь леса; разводить табак, шелк и вино; улучшить породу скота; ткать

холсты; публиковать заграничные цены на товары, «дабы знали, где что дешева

или дорого». Петр всему хотел указывать и все хотел направлять к общей

пользе государства.

Реформа состояла в том, что патриаршество было упразднено вовсе и

заменялось «соборным управлением». Учреждена было из лиц, принадлежащих к

духовенству, духовная коллегия, названная Синодом. Состав Синода был такой

же, как и прочих коллегий: президент, два вице-президента, советники,

ассесоры и секретари. При Сеноде состоял и обер-прокурор. В делах веры

Синод имел силу и власть патриаршескую, но вместе с тем он стоял в ряду

прочих коллегий, подчиняясь надзору генерал – прокурора и Сената. Так

разрешил Петр вопрос о церковном управлении, коренным образом уничтожив

возможность столкновения представителей царской и церковной власти.

При Петре было очень сокращено, можно даже сказать, почти уничтожено

еще существовавшее в ХVII веке церковное общество. Право церковного суда

было ограничено: многие дела были переданы в ведение светского суда, а в

церковном суде стали участвовать представители светской власти. Наконец, в

1724 году Петр издал особый закон о монашестве, который ставил иноков под

строгий надзор и вовсе уничтожал состояние перехожих, бродячих монахов.

Таким образом при Петре государственная власть сильно ограничивала состав

церковного общества, взяв из него государственное подчинение большую часть

составляющих его лиц, и установила большой контроль над внутреннею жизнью и

деятельностью церкви.

Петр искренне стремился к благу своего государства, и поэтому на

протяжении всей Северной войны не прекращалась его преобразовательная

деятельность. Уникальное своеобразие этого периода в истории России состоит

в том, что тяжелая война осуществлялась одновременно с множеством реформ,

охватывающих всю жизнь русского общества. Войны нередко служили

катализатором социального, экономического и политического развития. В

первое десятилетие войны издается около 500 разных указов Петра, а во

второе 1238 и примерно столько же за четыре года, от 1720 до смерти

императора. Реформы охватывали все области жизни: от организации высших

органов власти до мелких правил быта и труда крестьян.

Не случайно, одновременно с учреждением сената Петр создал институт

фискалов – зародыш контрольного аппарата за соблюдением законов.

А в 1718 году, после изучения положения, анализ0а множества проектов

налоговой реформы, знакомства с зарубежным опытом, Петр проводит

всероссийскою податную реформу. Теперь вместо «двора» налогом облагалась

«душа» мужского пола. Единая подушная подать в 74 копейки в год заменяла

десятки разных налогов. В результате был достигнут поразительных эффект:

государственный доход увеличился в три раза! Увеличилась крестьянская

запашка, а значит, и количество производимых в стране продуктов сельского

хозяйства. Производительные силы страны возросли, но она имела и

отрицательные последствия. Подушная подать не распространялась на

дворянство и служилое духовенство, в результате произошло четкое разделение

та тех, кто работает, и тех кто пользуется этим трудом. Реформа закрепила и

ускорила: крепостное право – главный тормоз социального развития, основную

причину отставания, правда промышленность возросла. К концу царствования

Петра работали около двухсот заводов, фабрик, мануфактур. Россия

освободилась от опасной иностранной зависимости в производстве многих

товаров. В некоторых областях промышленности она вышла на одно из первых

мест в мире, например в производстве металла. Изменился и характер

промышленности. Сначала она была целиком казенной, государственной. теперь

появляется гораздо больше частных предприятий. Однако их было еще очень

мало, и производство на них подчинялось жесткой государственной

регламентации. Трудовые, творческие, предпринимательские потенции страны не

получили простора. Этого и не могло случиться, пока на плечах России лежало

тяжкое крепостное право, которое тормозило, давило, душило все.

Старые московские приказы давно обанкротились, и в конце 1717 года

Петр создает коллегии, своего рода министерства. Но только в 1720 году они

начинают работу. Несколько коллегий ведали финансами, другие призваны были

руководить экономикой: коммерц коллегия (внешняя торговля), Берц- и

Мануфактур коллегия (тяжелая и легкая промышленность). Дело было новое,

людей не хватало, и организация коллегий, налаживание их работы растянулось

на многие годы. Правда, ряд коллегий унаследовал дела старых приказов:

военная, адмиралтейская и, конечно, коллегия иностранных дел.

Петр ждал окончания Северной войны, чтобы начать решение проблемы

безопасности южных границ. Играли свою роль и экономические, торговые

интересы. До этого монополия на торговлю с Азией находилась в руках Англии,

Голландии, Португалии. Европейские купцы с величайшей выгодой использовали

Россию в качестве транзитного пути. Теперь когда удалось приобрести выход к

Балтике, Россия должна была взять посредническую торговлю со странами Азии

в свои руки. Соловьев писал о Петре, что «приобретение каспийского

побережья он считал необходимым дополнением к приобретению побережья

Балтийского».

В 1692 году из Москвы в Пекин отправилась миссия Елизария Избранта.

Она не имела успеха: привезенную им царскую грамоту и подарки даже не

приняли. Но зато развивались торговые отношения, которые оказались

настолько выгодным делом, что им занялось государство, точнее его Сибирский

приказ. С 1699 года по 1717 год через Иркутск в Пекин прошло семь больших

караванов. В 1706 году Петр издал указ о полной государственной монополии

на торговлю с Китаем, которая достигла вскоре огромного оборота в 200

тыс.рублей в год. Но продолжалась частная полулегальная торговля через торг

в Урге. Чтобы совершить выгодную поездку в Пекин, купцы часто отправлялись

туда под видом дипломатов.

В китайских архивах хранятся документы о том, что за период с 1689 по

1730 год в Пекина было приято 50 русских посольств. В действительности же

Россия за это время направляла 3 послов и 14 торговых караванов.

В момент когда Петр взял власть, Россия находилась под угрозой

экономической колонизации, от которой правительство и русские купцы должны

были защищаться.

В результате в конце ХVIII и в самом начале ХIХ века начинают все

больше ощущаться последствия вновь резко усилившегося отставания в

экономическом развитии страны, которая сделала такой скачек в перед при

Петре.

А между тем большинство населения планеты стоит сейчас перед той же

самой проблемой, которая поглощала все внимание и энергию Петра. Это прежде

всего глобальная проблема ликвидации экономической и технической отсталости

многочисленных стран так называемого «третьего мира». Ведь это – та же

самая задача, перед которой оказалась Россия при века назад.

Лишь немногие ученые, такие, например, как С.М.Соловьев, отдавали

пальму перевенства «экономическому перевороту» в комплексе целей внутренней

политики Петра. Тем не менее петровская «экономическая политика» часто

рассматривается как сравнительно автономная и при этом довольно

последовательная, хотя обычно отмечается, что экономические мероприятия

царя, особенно в первые годы его правления, диктовались потребностями

ведения войны. Типичным для этой точки зрения является мнение

В.О.Ключевского о том, что на втором месте по важности после армии для

Петра стояли промышленность и торговля и что деятельность преобразователя

обнаружила в экономической области необычайную масштабность и

дальновидность.

Исходя из общераспространенного мнения, что экономическая политика

Петр I отличалась определенной систематичностью и последовательностью,

историки весьма широко обсуждали возможность влияния на нее

меркантилистских доктрин, господствовавших в тогдашней Европе. При этом

исследователи, отвечавшие на этот вопрос положительно, доказывали свою

правоту, опираясь на соответствие экономической политики Петра и теории

меркантилизма в совершенно различных областях. Если некоторые авторы

выдвигали на первый план в качестве типично меркантилистских фискальные

аспекты петровских преобразований, то другие указывали на чрезвычайно

активную промышленную политику царя, а третьи – не его типично монетарские

мероприятия, на интерес, который Петр проявлял к внешней торговле, и его

стремление добиться положительного сальдо внешнеторгового баланса.

Некоторые западные исследователи полагают, что экономическую политику

Петра I можно определять как меркантилистскую, лишь учитывая при этом

характерные для нее черты принудительности и «политики с позиции силы». Эти

особенности позволяют говорить не о меркантилистской, а, скорее, об

ультрамеркантилистской политике царя.

Некоторые советские историки категорически отрицали, что петровская

политика вдохновлялась идеями меркантилизма. При этом приводились,

например, такие аргументы: Петр, в противоположность западным

государственным деятелям, не считал промышленность подчиненной интересам

внешней торговли; в отличие от европейских экономистов – практиков он не

думал о денежном обороте и роли драгоценных металлов, зато обнаруживал

глубокий интерес к сельскому хозяйству и внутренней торговле. Эти авторы

изображают царя как оригинального мыслителя, выдающегося экономиста,

который в лучших традициях российской мысли ХVII века творчески развил

совершенно новые доктрины, исходя при этом из насущных потребностей

государства.

Из всех отраслей петровской экономики наибольший интерес историков

вызывает промышленность. Большая часть открытий, совершенных на основе

эмпирических исследований в этой области, принадлежит советской

историографии: поэтому весьма неожиданным может показаться тот факт, что

главные проблемы в научной полемике по истории промышленности были

сформулированы еще до 1917 года. Сказанное касается, в частности,

сохраняющего актуальность и в наши дни вопроса об «искусственности»

петровской промышленности.

Нужно заметить однако, что многие исследователи приложили заметные

усилия в стремлении доказать наличие «естественных» предпосылок

качественного скачка в развитии русской промышленности в петровскую эпоху.

Так они подчеркивали, что концентрация торгового капитала и развитие

всероссийского рынка имели место уже в ХVIII веке, что к моменту воцарения

Петра существовала дюжина мануфактур, которые возникли за десятки лет до

этого, причем естественным образом, как следствие растущего спроса на

внутреннем рынке, и которые были обеспечены квалифицированной рабочей силой

в необходимом объеме.

Некоторые советские авторы указывают, кроме того, на имевшиеся в

России старые традиции ремесленного производства как на важную предпосылку

развития мануфактурной промышленности в петровскую эпоху.

Вне зависимости от того, какую теорию происхождения русской

промышленности отстаивают исследователи – «искусственную» или

«естественную», - они едины во мнении, считая петровскую эпоху весьма

значительной в истории промышленности России, хотя бы потому, что в первой

четверти ХVIII века благодаря политике протекционизма и субсидиям

государства были основаны многие новые предприятия. Но на этом единство

взглядов обеих групп историков и кончается. Когда в ходе научной полемики

речи заходит о дальнейшей судьбе петровских мануфактур, о периоде после

смерти царя, наблюдается резкое расхождение во мнениях.

Многие из авторов рассматривающих промышленную политику Петра как

ошибочную и причиной закрытия большинства новых мануфактур после смерти

Петра была искусственность этих предприятий, их нежизнеспособность в

условиях отсутствия постоянной поддержки со стороны государства. Даже

М.Н.Покроввский, считавший, что наличие торгового капитала является

достаточной объективной предпосылкой промышленного развития, рассматривал

крах петровской крупной промышленности как «несомненный факт».

Результаты изысканий последних десятилетий, напротив, показывают, что

если многие небольшие текстильные фабрики не выдержали конкуренцию со

стороны крестьянского надомного производства, то более крупные предприятия

этой отрасли пережили по меньшей мере середину ХVIII столетия. Рудники и

металлургические предприятия, совершенно бесспорно, доказали свою высокую

рентабельность, а развитие молодой тяжелой промышленности продолжалось и

после смерти Петра.

Явным успехом отечественной экономики было создание новой

промышленности на Урале, которая сохранила свое значение станового хребта в

крупном производстве страны вплоть до середины ХIХ века. Петровские домны

на Урале своей продуктивностью вскоре превзошли английские, превратив

Россию тем самым в одну из ведущих в мире стран в области металлургического

производства. В целом же мануфактурная политика Петра I содействовала тому,

что русская экономика смогла преодолеть отсталость, пусть даже временно.

И наконец некоторые западные историки – приверженцы точки зрения

«искусственности» промышленности, утверждают, что Петр своей «форсированной

индустриализацией» страны обрек Россию на экономическую отсталость в

будущем, так как, распространив крепостное право и на промышленный сектор

экономики, он закрепил ту косную социальную структуру что стала в ХIХ веке

почти непреодолимым препятствием на пути экономического развития

государства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. История Отечества. Справочник школьника. М., 1996 г.

2. С.Ф.Платонов «Учебник русской истории» М., 1992 г.

3. В.О.Ключевский «О русской истории» М., 1993 г.

4. Х.Баггер «Реформы Петра Великого» М., 1985

5. Н.Н. Молчанов «Дипломатия Петра I» М., 1986 г.

© 2010