Формирование государственного строя СШАФормирование государственного строя СШАкурсовая работа: “Формирование государственного строя США” Оглавление: I. Источники и историография II. Становление государственности: 1. Истоки государственности 2. Декларация Независимости 3. Формирование власти штатов 4. “Статьи конфедерации” 5. Конституция 1787 года и Билль о правах III. Вывод IV . Источники и литература I. Источники и историография Основными источниками по вопросу формирования государственности Америки являются: Декларация независимости, “Статьи конфедерации”, Конституция 1787 года и Билль о правах. Также, обращаясь к истокам формирования государственности важным документом является Мэйфлауэрское соглашение. Также важный источник - 4х-томные “Записи федерального конвента 1787 года” М.Фарранда, где можно увидеть взгляды творцов федералистской идеологии: Дж.Мэдисон, Дж.Вильсон, г.Морри, Р.Кинг, а.Гамильтон, Дж.Дикинсон, Э.Рандолф, Ч.Пинкни. В историографии по данному вопросу существует множество мнений. Руководящая роль в патриотическом лагере принадлежала не демократии, а умеренному крылу, идеология которого по мере развития революции все более утверждалась в качестве кредо молодой буржуазной республики и послужила основой при выработке федеральной конституции 1787 года. Историк-марксист Г.Аптекер выделил гуманистическую трактовку прав человека, содержащуюся в Декларации и первых конституций штатов, концепцию народного суверенитета и право на революцию. В статье “Американская революция и право на революцию” Г.Аптекер впервые в исторической литературе обосновывает : идея права на революцию заключена не только в Декларации независимости, но и в ряде первых конституций штатов”. “Идея принятия писаной конституции, включающей перечень полномочий правительства - логически вытекала из революции,” - Г.Аптекер. Он отмечает противоречивый характер отношения конституции США к предшествовавшей революционной идеологии. С одной стороны - воплотившаяся в ней доктрина договорного образования правительства и четкого определения границ и прерогатив государственного аппарата представляет отрицание произвола власти, характерного для феодально-абсолютистких обществ. Принятие конституции поэтому означало “реализацию политических принципов Века Разума”. Но, с другой стороны, отказ от “Статей конфедерации” 1781 года, первоначального зыбкого договорного соглашения между 13 штатами в пользу конституции, отразил “частичное поражение” левого, демократического крыла революции и победу ее умеренных деятелей. Лидер неоконсервативного направления Л.Харц отрицает типологическую связь доктрин американской революции с передовой европейской мыслью XVIII века. Консервативное направление - буржуазные историки США - отрицают классовую сущность Конституции 1787 года, объявляют документ продуктом народного волеизъявления. Буржуазные историки - прогрессисты видели в конституции антитезу Декларации 1776 года (В.Л.Паррингтон), “Статьи конфедерации”, закреплявшие суверенитет штатов полностью отвечали требованиям исторического момента и что конституция 1787 года восторжествовала лишь в результате умело направляемых усилий консервативных деятелей (М.Дженсен).. Концепция согласия - признает наличие острых разногласий в идеологии американской революции. В докладе о “правах человека” на XIV Международном конгрессе исторических наук в Сан-Франциско в 1975 году американский историк Р.Палмер говорил: “Конституция 1787 года, как, впрочем, и законодательство штатов, носили ограниченный характер, отмечая с сожалением, что противники революции - лоялисты оказались в неравном положении с ее сторонниками. Кстати говоря, те лоялисты, которые впоследствии вернулись в США или заявили о поддержке новой власти, пользовались всей полнотой конституционных гарантий. Более того, они активно примкнули к консервативному блоку “федералистов”, сторонников конституции 1787 года, составив оплот нового правопорядка”. Представитель “новых левых” в современной историографии США С.Линд справедливо отмечает, что кардинальным вопросом революции была отмена рабства. Но для того, чтобы выполнить эту задачу, потребовалась еще одна революция. Как уже отмечалось, при составлении Декларации независимости Джефферсон включил в нее пункт об отмене рабства, но под давлением представителей южных колоний, этот пункт был исключен. Однако положение о том, что каждый американец имеет право “на жизнь, свободу и стремление к счастью” распространялось в теории на всех без исключения. Впоследствии лидеры аболиционистов, выступавшие за отмену рабства, ссылались на Декларацию независимости. Между тем, конституция США узаконила институт рабовладения, зафиксировав это в специальном постановлении. В этом заключалось ее принципиальное отличие от Декларации независимости. Цель конституции 1787 года заключалась в том, чтобы закрепить права и власть США за богатым меньшинством вопреки демократическому большинству. Об этом прямо говорили создатели конституции. “Те, кто владеет собственностью, и те, кто ее не имеет, всегда представляли различные интересы в обществе, - писал Мэдисон. - То же самое можно сказать о кредиторах и должниках. Земельные, промышленные, торговые и денежные интересы, а также интересы меньших групп неизбежно проявляются в цивилизованных нациях и разделяют их на различные классы, руководствующиеся в своих действиях различными чувствами и взглядами. Регулирование этих разных и противоречивых интересов представляет собой главную задачу современного законодательства”. Принятие Конституции 1787 года было продиктовано интересами утверждения власти крупной буржуазии и земельной аристократии. Если говорить об общей ее оценке как политического документа, то нельзя не признать, что для того времени это была передовая конституция, в особенности, после принятия Билля о правах, который также следует рассматривать как определенный итог классовой борьбы. Именно в виду отсутствия Билля о правах конституция встретила массовую оппозицию. Представлявшие интересы малоимущих слоев населения противники конституции решительно настаивали на принятии поправок к ней и критиковали ее за отсутствие в ней гарантий элементарных политических свобод. Создатели конституции были “абсолютно не расположены заниматься поправками, пока не будет полностью организовано Правительство,” - говорил Мустье. Однако, в конечном итоге они вынуждены были это сделать. Обнаружив, что “их противники подготовили длинный список дополнений. Способных ослабить или вообще ниспровергнуть всю новую систему, они решили предложить сами то, что не могло ей повредить и взять под контроль дебаты с тем, чтобы сделать их для себя более благоприятными”. Таким образом, сторонники конституции достигали двойного эффекта. С одной стороны: выбили козырь из рук оппозиции, с другой - сформулировали дополнения к конституции в приемлемом для себя виде. “Эти поправки были составлены господствующей партией в такой манере, чтобы не нанести никакого ущерба духу конституции и унять чрезмерное беспокойство.” (Э.Мустье). Вместе с тем, принятие Билля о правах было принципиально важным успехом демократических сил. II. Становление государственности 1. Истоки государственности На формирование государственного строя Америки повлияло Английское политической наследие. Английские поселенцы принесли с собой политические идеи, которые развивались в Англии в течении столетий. К 1600 Английское правительство предоставляло своим гражданам гражданские и политические свободы: расширение дел в суде присяжных. В английской системе управления существовали 2 принципа: 1) ограниченность полномочий правительства и 2) представительная власть. Они и повлияли на дальнейшее развитие Америки, так как была принята часть английской системы. Английский Билль о правах 1689 года очень важен для американских колонистов, он разграничивал права и обязанности правителя, применялся к американским поселенцам - выходцам из Англии, в той же степени, что и к англичанам. Одной из предпосылок американской революции: послужило предположение о том, что колонисты лишены основных прав, заложенных в Билле. Несмотря на фрагментарность и отрывочность своей деятельности колониальные правительства заложили основы национальной государственности. Среди них наиболее важные: 1) писаная конституция, гарантирующая основные свободы и отграничивающая силу правительства; 2) законодательные органы, которые были представлены выборными представителями; 3) разделение властей. Ключевой чертой в период колоний было управление в соответствии с письменным планом. Мэйфлауэрское соглашение первопоселенцы подписали в 1620 году, что является первым примером колониального самоуправления. (41 человек, представители всех семей, прибывших в Америку участвовали в разработке Мэйфлауэрского соглашения). Они понимали, что нужны правила, чтобы управлять своим укладом, чтобы выжить на этой земле. Представительная власть стала неотъемлемой правовой традицией в Америке задолго до объявления своей независимости в 1776 году. Губернатор как представитель монарха выполнял приказы короля, он также воплощал в жизнь законы, которые принимались колониальными законодательными органами. 2. Декларация независимости Декларация Независимости говорит: “Все люди сотворены равными, все они одарены своим создателем некоторыми неотъемлемыми правами, к числу которых относятся право на жизнь, свободу, стремление к счастью. Для того, чтобы гарантировать людям эти права, создается правительство... Всякий раз, когда форма правления начинает противоречить этим целям, право народа - изменить ее, либо вовсе уничтожить и учредить новое правительство”. 1 июля 1776 года Континентальный конгресс, в соответствии с принятой ранее резолюцией, приступил к обсуждению вопроса о провозглашении независимости. Взгляды Джефферсона, нашедшие выражение в Декларации, отражали опыт самих американских колоний, их собственные демократические традиции, сложившиеся за полторы сотни лет со времен основания первых американских поселений. Д.Джефферсон, по словам D.Malone: “видел не цель, а средство, и был гораздо более заинтересован в том, что должно последовать за формальным отделением, чем в самой по себе акции отделения”. Многие положения декларации независимости не утратили своего значения и сейчас. Они все еще актуальны, так как ожидают своего решения. Именно в этом смысле можно говорить о Декларации как о “хартии американской демократии”. Можно без преувеличения сказать, что для Америки это была веха, за которой начинался новый этап в развитии страны. 3. Формирование власти штатов Наряду с деятельностью Континентального конгресса важным этапом на пути становления новой государственной власти было избрание местных ассамблей и конвентов взамен распущенных ранее колониальных администраций. Многое в это время решалось по инициативе массовых демократических организаций “Сынов свободы”, Комитетов связи или безопасности, которые приобрели особое влияние к середине 70 х гг. Этого влияния они не утратили и после провозглашения независимости. Деятельность ассамблей протекала в известной мере по контролем Комитетов связи и безопасности. Постепенно ассамблеи приобретают самостоятельность. Одна из главных целей имущих групп заключалась в том, чтобы во имя утверждения собственной власти отделаться от Комитетов связи. Согласно вновь принятым Конституциям, каждая из колоний разработала свою систему управления, которая мало чем отличалась от прежней по своей структуре. Состав людей изменился. Почти во всех штатах глава исполнительной власти - губернатор, а не королевский ставленник, который подотчетен избравшим его законодательным ассамблеям, либо (Нью-Йорк и Массачусетс) избраны прямым голосованием, в этом случае губернатор менее зависим от ассамблеи. Во всех штатах (кроме Нью-Йорка, Дэлавера и Южной Каролины) губернатор избирается на 1 год. Как отмечает Г.Вуд: “сама по себе “идея” губернаторской власти многим представителям левого крыла вигов показалась “слишком монархической”. Поэтому были приняты меры к ограничению власти губернаторов. В ряде штатов было введено ограничение на срок пребывания одного и того же лица в должности губернатора. В колониальные времена королевские губернаторы были, как правило, выходцами из знатных английских семей. После провозглашения независимости, чтобы стать губернатором, аристократического происхождения не требовалось, но иметь крупное состояние было необходимо. В ряде штатов это требование было зафиксировано в Конституциях (Южная Каролина, Мэриленд, Массачусетс), в других - осуществлялось на практике, несмотря на отсутствие конституционных правил. Из 55 человек, занимавших губернаторские посты в 13 штатах на протяжении 1776 - 1788 гг. около 1/2 - выходцы из знатных семьей, владельцы земельных имений и крупных состояний. Наряду с землевладельцами - главным образом богатые купцы и юристы. По словам Д.Т.Мейна, они “приобрели крупную собственность” и выделились “до начала движения за независимость”. Мейн небезосновательно полагает, что большинство из них выдвинулись бы как политические руководители и “без революции”. Непосредственным окружением и опорой губернаторов были специально состоящие при них исполнительные советы, унаследовавшие функции советов при губернаторах колониальных времен. В их составе нередко встречались случайные люди. Хотя в большинстве штатов члены советов избирались законодательными ассамблеями, в них, как правило, были лишь именитые и состоятельные люди. Срок пребывания на посту члена совета от 1 до 4 лет (в разных штатах). В период пребывания у власти члены совета были “наделены важными функциями”. Губернаторы и советы обладали широкими полномочиями, особенно в Массачусетсе, Нью-Йорке и Южной Каролине, где глава исполнительной власти был наделен согласно Конституции правом вето, позволявшим отклонять решение законодательных ассамблей, если при повторном рассмотрении оно не собирало 2/3 голосов. Это правило впоследствии вошло в федеральную конституцию и действует по сей день. Условия военного времени требовали, чтобы губернатор, как руководитель местной администрации, был наделен реальной властью, которая позволяла бы ему быстро и оперативно принимать нужные решения. В его подчинении - силы милиции штата. Конституциями некоторых штатов предусматривалось, что в перерывах между сессиями ассамблей губернатор имел право вводить эмбарго на торговлю сроком до 1 месяца. “Они стали в большей степени ответственны перед народом, чем их предшественники в колониальный период. Стали гораздо больше американцами по своему опыту, мировоззрению и карьере,” - Д.Т.Мейн. То же самое относилось и к верхней палате ассамблей штатов - сенату. В отличие от нижней палаты - палаты представителей - для тех, кто избирался в сенат, требовался более высокий имущественный ценз. В 10 колониях законодательные ассамблеи состояли из 2 палат. В остальных сената вообще не было и ассамблея была однопалатной. Там, где имелся сенат, он состоял из представителей высших слоев общества - наиболее состоятельных и именитых жителей штатов. В Нью-Джерси, Мэриленде и Южной Каролине это положение закреплено Конституцией. Представителям социальных низов и даже средних слоев доступ в верхнюю палату затруднен. Д.Мейн говорит: “если оценивать место верхних палат в политическом спектре американских штатов, они помещались правее центра.” Особенно значительным переменам подверглись нижние палаты законодательных ассамблей. Хотя колонисты и защищали привилегии, которыми они пользовались до 1763 года, только в ходе революционно - освободительной борьбы они сумели добиться демократизации политической жизни Америки. В основном, был изменен имущественный ценз и для избирателей и для тех, кто мог быть избран в состав ассамблеи. Важный признак демократизации законодательных ассамблей - более пропорциональное представительство в них жителей различных районов штатов. В составе нижних палат законодательных ассамблей увеличилось количество делегатов от фермеров и ремесленников - людей среднего достатка. Конституции имели общие черты, но во многом отличались друг от друга, отражая особенности политической обстановки в различных штатах. В высшей степени показательная для условий становления новой государственной власти картина сложилась в Мэриленде. 21 мая 1776 года местная законодательная ассамблея приняла резолюцию, согласно которой ее делегатам на Континентальном конгрессе рекомендовалось голосовать против провозглашения независимости. Хотя вопреки этой инструкции делегаты Мэриленда поддержали Декларацию независимости, большинство политических лидеров этой колонии были настроены против независимости, опасаясь, что отделение от Англии серьезно осложнит внутреннее положение и приведет к беспорядкам. “Их наихудшие опасения, - писал американский историк Р.Хофман, - подтверждались”. Еще с осени 1775 года “беспорядки в колонии неуклонно разрастались”, а после июля 1776 года положение стало ухудшаться “особенно быстро”. Из разных мест поступали сообщения о росте мятежных настроений среди белых и черных, рабов, мастеровых, фермеров. По словам Р.Хофмана, политические лидеры Мэриленда “непосредственно ощутили дыхание ужаса и неопределенности”. Угроза народного восстания постоянно маячила перед их взором, а страх перед выступлением низов определял тактику господствующего класса. Характеризуя принятую в Мэриленде Конституцию, Д.Мейн назвал его “противоречивым документом”, так как она ставила целью обеспечить “сбалансированное” управление и контроль над “волей народа” в соответствии с политической концепцией вигов. В результате работы мэрилендского конвента в августе - сентябре 1776 года была принята Конституция, дополненная затем в ноябре декларацией прав. По данным Р.Хофмана при колониальном режиме вследствие высокого имущественного ценза 90% взрослого мужского населения лишены были права занимать выборные должности. Существовали такие серьезные ограничения на право участвовать в выборах. Говоря о целях политических лидеров, представителей “народной партии”, которая возглавила работу по созданию нового правительства Мэриленда и выработке новой конституции, Р.Хофман отмечал: “чего они действительно хотели, так это общества порядка, управление которым оставалось бы в руках богатых и знатных людей”. При выборах делегатов в конвент, который принимал конституцию, политические лидеры Мэриленда были единодушны в том, что участвовать в голосовании могут только лица, имеющие достаточный имущественный ценз. Руководители Мэриленда добились в высшей степени консервативной конституции, которая закрепила власть за крупными плантаторами. Правящая верхушка подготовила отчет, что конституция еще не является гарантией общественного спокойствия. По всей территории Мэриленда прокатились волнения. Опасения подтвердились - ситуация накалялась, в результате чего параллельно с обсуждением конституции конвент рассматривает Декларацию прав, для того, чтобы смягчить народное недовольство. Для укрепления положения верхушки, ассамблея одобряет два законодательных акта: об изменении налоговой системы и о правилах оплаты долгов, которые удовлетворяли в известной мере требования низов. Виргиния - первой из американских колоний приняла конституцию, став самостоятельным штатом еще до провозглашения Декларации независимости США. 18 июня 1775 года виргинский конвент одобрил Декларацию, провозгласившую право на жизнь, свободу и собственность. Декларация штата установила, что основой новой власти является принцип народного суверенитета, что законы могут приниматься и отменяться только “представителями народа”, избранными в ассамблею. Она провозгласила свободу печати, вероисповедания и право решения споров в суде присяжных. Проект Декларации был предложен богатым виргинским плантатором и общественным деятелем Джорджем Мейсоном. 29 июня 1776 года одобрена виргинская конституция. Она носила умеренный характер, отражая настроения участников конвента, большинство из которых были плантаторами, не имевшими “ни малейшего желания вести дело к политической и социальной революции” (по словамД.Малоне). За Виргинией одобрила Декларацию прав и конституцию Пенсильвания. Всего лишь 4 штата провозгласили в 1776 году Декларацию прав, остальные ограничились принятием конституций, включив, правда, в них положения о правах человека. Пенсильванская Декларация прав и конституция были, пожалуй, самыми демократичными из всех Деклараций прав и конституций того времени. “Именно в Пенсильвании самые радикальные идеи в отношении политики и конституционной власти, провозглашенные революцией нашили свое отражение”. Это объяснялось в значительной мере тем, что избранный для выработки конституции пенсильванский конвент по своему составу был гораздо более демократичным, чем в Виргинии и других штатах. В нем были достаточно широко представлены мелкие и средние собственники “внутренней страны”. Принцип “не нарушить прав частной собственности” соблюдался свято. Но в рамках буржуазно-демократических норм пенсильванская конституция оказалась самой радикальной конституцией революционной эры. Пенсильванская Декларация прав повторяла многие положения Виргинской Декларации прав, составители, несомненно, заимствовали некоторые положения, но пенсильванская Декларация прав пошла гораздо дальше. Это касалось таких вопросов, как: свобода религиозного вероисповедания, право собраний и свободу слова, право подачи петиций с жалобой на действия властей. Рассмотренные примеры дают достаточное представление о том, как протекал процесс становления новой власти. Следует заметить, что в Род- Айленде и Коннектикуте сохранился прежний порядок, основанный на старых королевских хартиях. В остальном, процесс становления новой государственной власти протекал без существенных отклонений от описанных Виргинии, Пенсильвании и Мэриленда, за исключением Массачусетса, где вокруг вопроса о принятии новой конституции шла долгая и острая борьба. Колония Массачусетс задавала тон в антибританском движении, а ее столица Бостон по праву считается колыбелью американской революции. Здесь произошли события. Ставшие истоком провозглашения независимости. Именно Массачусетс наряду с Виргинией выдвинул тех людей, которые стали во главе США. Их усилиями формировалось правительство и новые политические институты. Однако, конституция Массачусетса, как это ни странно, оказалась весьма умеренной. Она отражала, в первую очередь, интересы имущих слоев, стремившихся установить контроль над патриотическими организациями и освободительным движением в целом. В ходе обсуждения проект конституции на конвенте развернулась острая дискуссия между представителями западных и восточных районов. И хотя по ряду вопросов было достигнуто компромиссное решение, практически ни 1 из сторон оно не удовлетворило. Особенно решительный отпор конституции был дан в 1778 году западом. Главный объект нападок - высокий избирательный имущественный ценз, а также, отсутствие гарантий оплаты путевых расходов депутатам удаленных западных районов, следовавших к месту заседаний на восточном побережье. В целом результаты таковы, что при голосовании в соотношении 5 к 1 высказались против ратификации . конституция вызвала явное разочарование и на востоке штата, хотя ее условия были более благоприятны для жителей восточных районов. После провала в 1778 году конституции было принято решение о созыве нового конвента, который постановил в сентябре 1779 года выработать новый документ, возложив эту миссию на вновь сформированную комиссию. Решающая роль в подготовке проекта принадлежала Дж.Адамсу, который представлял умеренное крыло вигов и придерживался философии “сбалансированного правления”, признававшей суверенитет народа при условии, что “непосредственно” власть должна находиться в руках “элиты”. Новый проект конституции Массачусетса не был более демократичным, чем проект 1778 года. Имущественный ценз на право выбирать и быть избранным оставался достаточно высоким. И хотя новая конституция содержала уступки жителям западных районов, увеличив их представительство в Ассамблее, она в то же время утвердила прерогативы сената и укрепила права исполнительной власти. Правда, в отличие от проекта 1778 года, конституция 1780 года содержала Декларацию прав, провозгласившую основные гражданские свободы. Конституция была ратифицирована и вступила в силу. 4. “Статьи конфедерации” На начальных этапах революции, когда в США возобладало убеждение в том, что они будут существовать как объединения 13 суверенных политических обществ, демократы уделили первостепенное внимание конституциям штатов. В период войны за независимость в острой борьбе между противниками и сторонниками прав штатов победа оказалась на стороне децентралистов: договорное соглашение между 13 провинциями, известное под названием “Статьи конфедерации” 1781 года закрепляло суверенитет штатов во всех важных сферах экономической, социальной и политической жизни. Отношение идеологов демократических сил к центральной политической власти в США неоднозначно. Пейн, Франклин, Раш, Джефферсон - сторонники сильного централизованного государства. Р.Г.Ли и Дж.Мейсон - антифедералисты. После войны за независимость Джефферсон оказывается среди сторонников “широкого” толкования “Статей конфедерации”, означающего поиски “подразумеваемых прав” континентального конгресса. Что касается центральной власти, то была выработана общеамериканская конституция “Статьи конфедерации”, которая вступила в силу в 1781 году, после того, как была ратифицирована всеми штатами. Если говорить об общей оценке “Статей конфедерации”, то они не содержат правовых гарантий, не предоставляют центральной власти, то есть конгрессу сколько-нибудь серьезных полномочий для проведения реформ, не дают рычагов для действенного управления страной. В условиях военного времени жизненно необходимыми были мобилизация материальных и людских ресурсов для успешной борьбы с вражеской армией. Для центральной власти - конгресса, на долю которого выпало решение этого вопроса, он оказался слишком сложным. Средства и методы, к которым конгресс прибег в своей экономической и финансовой политике, были во многих отношениях показательными для состояния и характера государственной власти США периода войны за независимость. В самом начале войны рыночная конъюнктура в бывших английских колониях сложилась благоприятно, и вплоть до осени 1776 года продолжался экономический подъем в результате увеличения спроса на целый ряд товаров, в которых нуждалась армия. Однако впоследствии положение стало меняться. Зима 1776-78 гг. принесла серьезные трудности, послужив поворотным пунктом в экономическом положении американской республики. Новое государство испытывало острую нехватку в средствах, которые, в числе прочего, были необходимы были и на содержание самого конгресса и других органов центральной власти, образованных при нем. Самые крупные расходы были вызваны необходимостью покупки оружия, военного снаряжения и продовольствия, а также уплаты жалованья солдатам и офицерам. Чтобы получить необходимые средства, конгресс прибег к массовому выпуску бумажных денег. Прежняя денежная единица - английские фунты стерлингов - была отвергнута. Решено было выпускать собственные деньги - доллары, стоимость которых приравнивалась к испанскому доллару. Чтобы поднять значение бумажных денег, конгресс принял постановление о том, что они обязательно должны приниматься при любых платежах, включая уплату налогов в штатах. Также были взяты займы за границей - 3 миллиона долларов в твердой валюте, которые пошли на закупку вооружения и амуниции. Вопрос о финансовой политике конгресса был одной из причин острых политических разногласий между левым и правым крылом освободительного движения. В результате постоянной борьбы в конгрессе по вопросу о финансово- экономической политике, отражавшей противоречия между различными социальными группами США, создалась тупиковая ситуация. Сторонники сильной центральной власти были за реформу финансового ведомства США, добившись назначения на пост его руководителя представителя крупного филадельфийского купечества Роберта Морриса, одного из лидеров консервативной группировки в конгрессе. Сложность положения центральной власти и трудности осуществления курса, задуманного Моррисом, заключалась в том, что общественное мнение и, прежде всего, масса малоимущего населения с подозрением относились к их деятельности. К тому же, действия центральной власти не имели под собой прочной законной опоры. Конституционный порядок, созданный “Статьями конфедерации”, был таков, что консервативное крыло не могло окончательно закрепить свое господство, постоянно подвергаясь давлению со стороны демократических элементов. Такое положение сохранялось на протяжении всей войны. Д.Фергюсон отмечает, что “Статьи конфедерации” подчеркивали прерогативы местных властей, в частности, их право вводить налоги, которое “было самым главным”. Это важное замечание показывает зависимость конгресса от штатов, которая серьезно затрудняла его действия по мобилизации материальных ресурсов для ведения войны. Центральное правительство имело определенные полномочия, которыми оно пользовалось для регулирования экономической и финансовой жизни страны, но они были явно недостаточны и постоянно приходили в столкновение с политикой штатов. “Статьи конфедерации” во многих отношениях были непоследовательны и носили двусмысленный характер. Первая общеамериканская конституция явилась плодом компромисса, продиктованного условиями военного времени и рассчитанного на поддержание определенного баланса между центральной и местными властями. Впервые план “Статей конфедерации и постоянного союза” был предложен представителем революционных сил конгресса Б.Франклином еще в июле 1775 года. Однако, под влиянием депутатов консервативного крыла, выступивших тогда против провозглашения независимости, предложение Б.Франкилина было отвергнуто. Вторичная безуспешная попытка поставить на обсуждение конгресса “статьи конфедерации” была сделана полгода спустя, в январе 1776 года. Положение изменилось лишь после провозглашения независимости. Уже в июле 1776 года конвент приступил к обсуждению “Статей конфедерации”, которые частично включали в себя план Франклина и были выработаны специальной комиссией, состоявшей из представителей всех 13 штатов. Соотношение сил в конвенте к этому времени коренным образом изменилось. Депутаты правого крыла, выступавшие прежде против объединения колоний и принятия единой конституции, вынуждены были занять теперь совершенно иную позицию. После того, как независимость стала фактом и власть британской короны, охранявшая при всех ее минусах положение имущих классов, была ликвидирована, представители этих классов проявили озабоченность в том, чтобы создать ей равноценную замену в виде центрального правительства, обладающего достаточной “силой принуждения”. Наоборот, левое радикальное крыло конгресса теперь считало, что после провозглашения независимости необходимость в объединении отпала и централизация будет препятствием на пути демократизации политической власти и ликвидации деспотического правления. Существенным, также, было то, что между штатами имели место противоречия, подчас приводившие к серьезным трениям. Прежде всего, это были противоречия между южными рабовладельческими штатами и Новой Англией. “Все наши несчастья проистекают из одного источника - из отрицательного отношения южных колоний к республиканскому правительству,” - писал Джон Адамс американскому генералу Гейтсу. Отношения между штатами осложнялись также их соперничеством из-за западных земель и конкуренцией между различными группами буржуазии. Наконец, оппозиция централизации проистекала из глубоко укоренившегося сепаратизма, обусловленного нежеланием правящих групп в ряде штатов поступиться даже частицей своей власти в пользу центральной власти. Кроме того, несмотря на достигнутую к этому времени культурную и экономическую общность колоний, жизнь каждой из них была еще в значительной мере обособлена, оставаясь источником центробежных явлений. Иллюстрацией этому может служить характерная запись в дневнике Джона Адамса: “Филадельфия со всей ее торговлей, богатством и правильностью - все-таки не Бостон. Мораль наших жителей много лучше; их манеры более изящны и приятны; они больше похожи на англичан; у нас правильный язык, лучше вкус, более красивые люди; мы превосходим других духовно, наши законы более разумны, наша религия более возвышенна, у нас лучшее образование”. Свою колонию Массачусетс Д.Адамс называл не иначе, как “наша страна”, а ее делегацию в конгрессе “нашим посольством”. И в этом отношении он не представлял исключения. Его кузен Самюэл Адамс, придерживавшийся различных с Д.Адамсом политических взглядов, считал, что каждая колония “должна обладать в пределах границ собственной территории суверенной и никем не контролируемой властью”. Еще более определенно выражался федералист Фишер Эймс: “мы смотрим на другие штаты с безразличием, часто с ненавистью, страхом и апатией”. Однако, наряду с факторами, тормозившими развитие сильной власти, положительную роль сыграли успешное завершение войны против Англии, борьба с контрреволюционными элементами, необходимость поиска союзников на международной арене - все это требовало создания сильного центрального правительства. Под давлением этих обстоятельств конгресс принял в 1777 году “Статьи конфедерации”, которые стали первой конституцией США. Предстояла ратификация этой конституции каждым из штатов. Процедура сильно затянулась, заняв около 3,5 лет. Только 1 марта 1781 года “Статьи конфедерации” обрели силу закона. Согласно “Статьям конфедерации” конгресс состоял из 1 палаты, депутаты избирались ежегодно. Должности президента, как главы исполнительной власти эта конституция еще не учредила. Принятие конституции имело положительное значение, но объединение штатов носило пока в значительной степени символический характер, так как центральная власть оставалась крайне слабой. “Статьи конфедерации” сохраняли за многими штатами полный суверенитет по большинству вопросов. Конгресс не имел права вводить пошлины и налоги, его попытки в 1781 и 1782 годах добиться расширения своих прав в этой области не увенчались успехом. Решение ряда вопросов, которые входили в компетенцию конгресса, было обусловлено необходимостью согласия 9 штатов из 13. По существу, власти штатов оставались полноправными хозяевами и решения конгресса носили для них часто лишь консультативный характер. Слабость центральной власти пагубно сказывалась на состоянии вооруженных сил. У.Фостер: “при наличии сильной централизованной армии войну можно было бы выиграть не за несколько лет. А за полгода”. К числу серьезных недостатков конституции 1777 года: она не вносила каких-либо перемен в положение трудящихся масс, оставляла бесправными негров и индейцев. Противники американской независимости не замедлили воспользоваться этим обстоятельством. Играя на том, что английское правительство запрещало жителям колоний переселяться за Аллеаны, англичане убеждали индейцев, что только они якобы заботятся об их интересах, а правительство США будет захватывать индейские земли и не остановится перед полным уничтожением индейцев. Эта агитация оказалась не напрасной: Англия сумела склонить большинство индейских племен выступить на своей стороне. Особенно показательным в этом отношении был негритянский вопрос. “Объективно уничтожение рабства было 1 из центральных задач революции 1776 года. Это объясняется тем, что становление капитализма в Штатах - основной процесс, поставленный в порядок дня революцией - не могло происходить успешно на базисе рабовладельческой системы,” - говорил У.З.Фостер в работе “Негритянский народ в истории Америки”. Однако, на деле рабство не было уничтожено. Отмена рабства шла в разрез с интересами плантаторов - рабовладельцев и тех кругов американской буржуазии, которые были связаны с работорговлей. Буржуазия севера, исходя из интересов поддержания единства с южными колониями, уступила в этом вопросе и не настаивала на отмене рабства. Негры сами обращались к конгрессу с петициями об освобождении: “они наделены теми же самыми способностями, что их хозяева, и что рабство несовместимо с Декларацией независимости”. “Статьи конфедерации” продолжали опираться на структуру и схему работы правительства, принятую на 2 континентальном конгрессе по “Статьям конфедерации” план центрального правительства достаточно прост, он в включает одиночную палату или конгресс. Они не включали такую исполнительную ветвь, как президент. 1 делегат от штата. Нет федеральной судебной системы, диспуты среди штатов. Конгресс обладал только такими полномочиями, которые определены “Статьями конфедерации” в основном, законотворческие. Все другие права - независимые штаты. Полномочия конгресса: •объявление войны и заключение мира; •открытие посольств за рубежом и предоставление - иностранным государствам; •заключение соглашений; •создание и обеспечение флота; •поддержка регулярной армии при помощи рекрутов из штатов; •назначение высшего офицерского состава; •установка стандартов веса и меры; •регулировка взаимоотношений с индейцами; •открытие почтовых отделений; •разрешение проблем, возникающих между штатами. |Слабые стороны “Статей конфедерации” |последствия, к которым они | |в отношении конгресса |приводят | | | | | | | |не может налагать и собирать налоги |недостаточно материальных | | |средств для правительства | | | | |Не полномочен регулировать торговлю |экономические затруднения и | |между штатами и с заграницей |ссоры между штатами, | | |организация международной | | |торговли очень затруднена | | | | |конгресс не обладает правом утверждения |правительство зависит от | |закона |штатов | | | | | | | |согласие 9 штатов на утверждение закона |утверждение законов | | |затруднено | | | | |поправки к “статьям конфедерации” требуют|не было практического пути | |соглашения всех 13 штатов |координации работы | | |правительства | | | | |нет государственной судебной системы |центральное правительство не| | |могло найти способов | | |разрешения разногласий между| | |штатами | Несмотря на слабые стороны, “Статьи конфедерации” привнесли много хорошего: некоторые штаты уступали часть претензий на территорию к западу от Аппалачей, конгресс издал 2 земельных декрета: один обеспечивал управление территориями, второй, декрет 1787 по северо-западным территориям говорил, что территории, находящиеся в собственности правительства должны присоединяться к государству на общих основаниях, как и более старшие штаты. Также Соглашение 1783 года - мирный договор с Англией, признание независимости США, расширение границ США. В результате работы конгресса образовались департаменты иностранных дел, морской департамент, военных дел, казначейство. Во главе каждого - постоянный секретарь. Это стало прецедентом для создания кабинета департаментов по конституции 1787 года. Все это обеспечило штатам доверие в юридических действиях других штатов и позволяло относится к гражданам других штатов без ущемления прав. 5. Конституция 1787 года и Билль о правах Американский историк Е.Морган подчеркивал что “не нация родила революцию, а революция родила нацию”. “На смену якобинской диктатуре во Франции пришла термидорианская реакция. Американская революция не знала таких амплитуд. Но она тоже имела свой небольшой “термидор” - конституцию 1787 года”. Аккредитованные при правительстве США представители французского двора с чувством удовлетворения отмечали, что это событие “бесконечно благоприятно для интересов королевства (т.е. Франции)”. По мнению посланника Мустье, значение новой Конституции было так велико, что он назвал ее “второй революцией”. “Тот” призрак демократии, которым прельстился народ, сейчас исчезает,” - говорил Мустье. Американская система все более и более приближается по своему типу к “выборной аристократии или даже смешанной монархии”. Новый правопорядок игнорировал интересы “низших классов”. В противоречие с Декларацией независимости, провозгласившей право каждого “на жизнь, свободу и стремление к счастью”, конституция 1787 года обходила молчанием вопрос об элементарных гражданских свободах. Только несколько лет спустя, под давлением массовых выступлений, и под влиянием начавшейся революции во Франции, она была дополнена Биллем о правах, провозгласившем свободу слова, печати, собраний, вероисповедания, право на неприкосновенность личности, жилища и т.д. Конституция 1787 года была шагом назад, она противоречила практике революционных лет, когда большинство политических решений предварительно широко обсуждалось. Конституционный конвент заседал при закрытых дверях и выступления его участников не подлежали огласке. В свое время Ч.Бирд, анализируя состав конвента, показал, что он целиком состоял из представителей “высшего класса”. Из 56 депутатов 50 были земельными и иными собственниками. Они были лично заинтересованы в организации новой системы власти и извлекли из нее максимальную выгоду, что же касается неимущих масс, то их отстранили от участия в подготовке Конституции. Оценка Конституции - предмет жестких сражений между историками. Теория “согласия”: в Америке, в сущности, вообще не было революции. Говоря о важности изучения событий, связанных с принятием конституции 1787 года, французский историк А.Каспи отмечает, что кардинальный вопрос заключается в том, “остались ли Соединенные Штаты верны духу 76 года, - отвечает, - да, ибо те, кто выступал за принятие Конституции, представляли, по его словам, “новое поколение”, сознававшее ответственность перед будущим Америки, а противники Конституции были “сторонниками общества прошлого”, Каспи изображает политическое развитие США от Декларации независимости до принятия Конституции как некий гармоничный процесс. Принятие конституции 1787 года было продиктовано интересами утверждения власти крупной буржуазии и земельной аристократии. Если говорить об общей ее оценке как политического документа, то нельзя не признать, что для того времени это была передовая конституция, в особенности, после принятия Билля о правах, который также следует рассматривать как определенный итог классовой борьбы. Именно в виду отсутствия Билля о правах конституция встретила массовую оппозицию. Представлявшие интересы малоимущих слоев населения противники конституции решительно настаивали на принятии поправок к ней и критиковали ее за отсутствие в ней гарантий элементарных политических свобод. Создатели конституции были “абсолютно не расположены заниматься поправками, пока не будет полностью организовано Правительство,” - говорил Мустье. Однако, в конечном итоге они вынуждены были это сделать. Обнаружив, что “их противники подготовили длинный список дополнений. Способных ослабить или вообще ниспровергнуть всю новую систему, они решили предложить сами то, что не могло ей повредить и взять под контроль дебаты с тем, чтобы сделать их для себя более благоприятными”. Таким образом, сторонники конституции достигали двойного эффекта. С одной стороны: выбили козырь из рук оппозиции, с другой - сформулировали дополнения к конституции в приемлемом для себя виде. “Эти поправки были составлены господствующей партией в такой манере, чтобы не нанести никакого ущерба духу конституции и унять чрезмерное беспокойство.” (Э.Мустье). Вместе с тем, принятие Билля о правах было принципиально важным успехом демократических сил. Особую тревогу вызвало восстание Д.Шейса, которое послужило одной из непосредственных поводов созыва конвента и принятия Конституции 1787 года. Дж.Вашингтон говорил, что восстание Шейса показало необходимость создания сильной центральной власти, дабы ликвидировать “беспорядки”. Дж.Вашингтон писал Д.Мэдисону: “если не хватает силы, чтобы справиться с ними, какая гарантия, что человеку обеспечена жизнь, свобода и собственность?”. Подобно Дж.Вашингтону, который стал председателем конвента, выработавшего конституция, большинство других его участников придерживалось такой же точки зрения. Хотя для своего времени конституция 1787 года считалась передовой, она была все же отступлением от ранее данных обещаний. Существует точка зрения, что (М.Дженсен), что в известном отношении она означала даже шаг назад по сравнению со “Статьями конфедерации” и уже по одному этому может рассматриваться в качестве своего рода термидора американской революции. Конституция утвердила новую систему власти и новый правопорядок. США объявлялись республикой во главе с президентом. Последний, однако, был наделен такими широкими полномочиями, что его положение не так уж существенно отличалось от положения монарха. Как глава исполнительной власти президент назначался верховным главнокомандующим вооруженными силами. И не случайно, видимо, первым президентом США (1789 г.) стал Дж.Вашингтон. Законодательная власть была оставлена за конгрессом, хотя и в той сфере президенту принадлежало веское слово. Высшей судебной властью был наделен Верховный суд. Созданный таким образом государственный порядок полностью удовлетворял интересы господствующих классов - крупной буржуазии и плантаторов, утвердив их безраздельную диктатуру. Сторонники школы “согласия”, изображающие Конституцию 1787 года как образец демократического решения вопроса, опровергают это положение. Включение в 1789 году Билля о правах в текст Конституции способствовало некоторой демократизации этого документа. Выработанная в результате почти 4 месяцев обсуждения (конвент прекратил свою работу 17.IX.1787 г.) новая Конституция США, которая, при условии ее ратификации 9 из 13 штатов США должна была заменить прежние “Статьи конфедерации”, исходит уже из того, что США - уже не союз отдельных суверенных государств, конфедерация штатов, а союзное федеральное государство, более тесно и прочно объединенное, во главе с центральным правительством, обладающим широкими полномочиями. Глава государства - президент, избираемый на 4 года. Имеет право вето на решения конгресса и вето сохраняет силу, если при повторном голосовании принятого конгрессом решения не было собрано 2/3 голосов. Президент по своему усмотрению составляет кабинет министров и меняет его состав. Законодательная власть принадлежит конгрессу, состоящему из 2 палат: палата представителей и сената. Члены верховного суда избирались пожизненно. Верховный суд имеет право толковать конституцию и отменять принятые конгрессом решения, если члены суда признают, что они противоречат конституции. Избирательным правом пользовалось около 120 тысяч человек из 3х - миллионного населения. В области избирательных прав новая конституция не внесла практически никаких изменений, оставив в силе существующие в каждом из штатов ограничения. В дальнейшем вопрос об избирательных правах передавался на усмотрение штатов, причем предполагалось, что права будут ограничены имущественным цензом. При обсуждении с протестом выступил Б.Франклин, но его предложения были отклонены. 25 сентября 1791 были приняты 10 поправок к Конституции (“Билль о правах”). Билль заявлял о: неприкосновенности личности и жилища граждан, о том, что аресты могут производится только по основательным причинам, подкрепленным достаточной проверкой, военный постой в мирное время допускается только с согласия хозяина, никто не может быть привлечен к уголовной ответственности или подвергаться наказанию не иначе, как по решению суда присяжных. Революция взяла на вооружение идеологию Просвещения. В американском просвещении сложились две главные идеологические традиции - либерально- демократическая (Джефферсон, Франклин, Пейн) и умеренно-консервативная (Гамильтон, Мэдисон, Дж.Адамс). Единственным возможным источником конституции демократы объявляли народную власть. Что касается правительства, то оно “есть всего лишь детище конституции” и не может не изменять, ни отменять ее. Пейн. Большую популярность среди американцев приобрело требование демократов о передаче любого конституционного проекта для непосредственного обсуждения и одобрения избирателями. В 2 штатах (Массачусетс и Нью-Гэмпшир) - практической воплощение. Другим способом принятия конституции демократы считали выработку и одобрение ее специально созданными для этого конвентами. Т.Пейн: в государстве с большой территорией практически осуществима лишь представительная демократия: Б.Раш Т.Джефферсон - в США - соединение прямого народоправства и представителей демократии. Наиболее ревностными защитниками единения американского государства Пейн в памфлетах: “наша гражданская принадлежность конституции Соединенных Штатов определяет собой наше национальное лицо. Наша гражданская принадлежность к отдельному штату является лишь нашим местным отличием. Наше великое звание - американцы !” В работе Континентального конвента в мае 1787 года приняли участие все штаты кроме Род-Айленда. 74 назначено, 55 присутствовало, 39 - лидеры из 55. 7 из них - губернаторы своих штатов. 8 из них подписали Декларацию независимости, 5 - “Статьи конфедерации”. В основных лидерах: Дж.Вашингтон, который заверил в плодотворной работе конвента, Б.Франклин в то время ему 81 год (ученый и дипломат), 2 пенсильванца Джеймс Вильсон и Г.Морис (написал заключительный проект конституции), Дж.Мэдисон стоял за сильное правительство в государстве. Дж.Вашингтон председательствовал. Каждый штат - 1 голос. Вопрос решается простым большинством. Присутствие прессы обеспечивало демократическое участие в дебатах: •все делегаты согласились с ключевым вопросом, приветствовали идею ограниченного правления и представительной власти. Согласились на разделение властей. Решили ограничить полномочия штатов по выпуску внутренней валюты. Проголосовали за сильное государственное правительство. Разногласия возникали лишь по путям этих идей. •В преамбуле Конституции отцы-основатели говорят о главных принципах: 1.народный суверенитет. 2.Федерализм 3.разделение властей 4.сбалансированность властей 5.судебный надзор-верховный суд 6.ограниченность полномочий правительства. III. Вывод Прежде всего, как в конституциях отдельных штатов, так и в “Статьях конфедерации” и - позднее - в конституции США был воплощен ряд великих принципов, цель которых заключалась в том, чтобы гарантировать значительную степень народного суверенитета и не допускать роста тирании. Принципы эти содержат в себе следующие положения: •законное правление требует согласия народа; •деспотическое правление должно быть уничтожено, если необходимо - революционным путем; •гражданская власть выше военной, которая должна быть ей подчинена; •разделение законодательной, исполнительной и судебной сфер управления препятствует сосредоточению власти и, тем самым, не допускает роста тирании; •власть правительства ограничена и потому должна быть точно определена в писаных конституциях; •правительство действует на основе обусловленных норм, которые известны всем и нарушаются лишь изменниками и деспотами; иными словами, правительство обязано соблюдать условленные законы и процедуры, которые разрешены ему основным законом государства; •в общем и целом должностные лица избираются; должностные лица меньшего ранга могут назначаться, но, как правило, к должностным лицам следует относится с недоверием и связывать их ограничениями, самым важным из которых служит ограничение срока их пребывания в должности; наследственное обладание постом или властью категорически запрещено; •хотя 3 области государственного управления разделены, законодательные органы наделены большей властью, чем исполнительные; приняты все меры к тому, чтобы установить независимость судебных органов; •предусмотрена возможность внесения изменений в основной закон государства. В этом находит выражение демократическая концепция, то есть: мертвые не должны сковывать живых; человеку свойственно ошибаться как в том, что он совершает, так и в том, что он упускает, и поэтому исправление ошибок - неизбежная, а не зазорная вещь; общества растут и изменяются, меняются и социальные нужды, а потому социальные и политические учреждения должны быть подвержены изменению. Заранее предусмотреть необходимые для этого конституционные средства благоразумно и демократично; •географическая централизация власти может быть такой же опасной и пагубной, как и политическая централизация, следовательно, рассредоточение потенциала власти в местном и общенациональном масштабе усиливает контроль народа и препятствует установлению тирании; •из принципа народного суверенитета логически вытекает вывод об ограниченности, о точном определении власти правительства. Однако это имеет в виду перечисление не только того, что правительство может законно делать, но и того, что оно не может делать, то есть тех прав и свобод, которые являются неотъемлемыми и изложены в Билле о правах. В результате американской революции сложилась система государственного строя Америки, которая действует до сих пор: Полномочия федеральной власти и власти штатов в федеральной системе: |Полномочия центральной власти: |Не входит в компетенцию: | |•чеканка монет; |•налогообложение тех товаров, | | |которые экспортируются по | | |инициативе самих граждан; | |•регулирование внешней торговли и |•отдача торгового предпочтения | |торговли между штатами; |какому-либо из штатов; | |•взаимоотношения с иностранными | | |государствами; | | |•учреждение почтовых отделений; | | |•управление всеми территориями и | | |решение вопроса о присоединении | | |новых штатов; | | |•предоставление гарантий авторских| | |прав и выдача патентов на | | |изобретения; | | |•поддержание боеготовности | | |воинских формирований; | | |•определение стандартов меры и | | |веса; | | |•контроль за исполнением и | | |правильным функционированием | | |законов, обеспечивающих права | | |правительства. | | |Власть штатов |Не входит в полномочия | | | | |• обеспечение работы органов |• проявлять инициативу и | |власти; |подписывать сепаратные договоры с | | |другими государствами; | |• проведение выборов |• освобождение от | | |обязательств по выполнению | | |контрактов; | |• разработка законов о |• взымание налога на экспорт | |контрактах, завещаниях и о местной|и импорт без согласия конгресса; | |политике; | | | | | |• обеспечение школ и проверка|• иметь собственные войска и | |образования на местах; |морской флот без разрешения | | |конгресса. | |• регулирование коммерческой | | |деятельности внутри штата; | | | | | |• ратификация конституционных| | |поправок; | | | | | |• обладание правами, не | | |входящими в юрисдикцию центральной| | |власти, но и не запрещенными; | | | | | Права, которыми обладают центральная и местная власть параллельно: •налогообложение; •заем; •учреждение банков; •законы о банкротстве; •работа судов; •строительство дорог; •сельскохозяйственная, промышленная и научная деятельность; •здравоохранение, безопасность и погребение; •обладание частной собственностью для решения общих задач; •расчет по долгам. Принципы разделения и сбалансированности властей |Президент обладает | |Исполнительная власть| |Президент назначает | |правом вето, правом | | | |федеральных судей | |созыва специальных | |Президент | | | |сессий, издает указы,| | | | | |обращения к народу | | | | | | |Конгресс учреждает | |Судьи назначаются | | | |исполнительные органы и | |пожизненно. Они не | | | |программы, ассигнует | |контролируются со | | | |фонды, может отклонять | |стороны исполнительной | | | |вето, может объявить | |власти, могут объявлять| | | |импичмент, подтверждает | |действия исполнительных| | | |соглашения, президентские | |органов | | | |назначения | |неконституционными | | |Законодательная | |Суды могут объявлять действия конгресса | |Судебная власть | |власть | |неконституционными | |Верховный суд и | |конгресс | | | |другие федеральные | | | |Конгресс вправе создавать суды низшего | |суды | | | |порядка и смещать судей по процедуре | | | | | |импичмента. Сенат утверждает кандидатуры | | | | | |судей | | | IV. Источники и литература: 1. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII - XIX вв / под редакцией Галанзы П.Н., М., 57 2. Аптекер Г.А. История американского народа: колониальная эра., М., 61 3. Война за независимость и образование США, п.р. Севостьянова, М.,76 4. История США, п.р. Болховитинова,. М., 83 5. Слезкин И.Ю., У истоков американской истории: Виргиния, Новый Плимут 1606 - 1642, М., 78 6. Аптекер Г.А., Американская революция 1763 - 1783, М., 62 7. Слезкин И.Ю. У истории: Массачусетс, Мериленд 1630 - 1642, М., 80 8. Согрин В.В. Идейные течения американской революции XVII в, М., 80 9. Всемирная история в 10 томах, гл.р. Е.М.Жуков, М., 60 10. Яковлев Н.Е., Вашингтон, М., 1976 11. Фурсенко А.А., Американская революция и образование США, М., 78 12. Фурсенко А.А., Американская буржуазная революция XVIII вв, М.. 60 |
|