Государственная безопасность Латвийской РеспубликиГосударственная безопасность Латвийской РеспубликиРеферат По Системе Правоохранительных Органов Латвийской Республики Понятие государственной безопасности Работу выполнил ЧЕРНЫШЕВ И.Е. Студент 1 курса ( заочное отделение ) ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА. БАЛТИЙСКИЙ РУССКИЙ ИНСТИТУТ г.Рига Понятие безопасности и ее объекты Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлет- ворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; госу- дарство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Национальная безопасность в Латвийской Республике предстовляет собой совокупность политических,экономических,социальных,военных и правовых мероприятий,реализуемых институциями государственной вла- сти,управления,судебной власти и самоуправлений с целью защиты конституционного устройства,государственной независимости и терри- ториальной неприкосновенности государства,экономического,научного, технического и военного потенциала государства,с целью охраны го- сударственных секретов,среды (экологической ситуации)и прочих жиз-нено важных интересов государства от внешней и внутренней угрозы, а также с целью обеспичения политических прав и свабод граждан го- сударства,нормальной дейтельности в приделах Сатверсме общест- венных и политических организаций,институций,реализующих государ-ственную власть и управление. Субъекты обеспечения безопасности Основным субъектом обеспечения безопасности является госу- дарство, осуществляющее функции в этой области через органы зако- нодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории государства. Гражданам Латвийской Республики, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство. Граждане, общественные и иные организации и объединения явля- ются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законода- тельством страны. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам,общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом. Угроза безопасности Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создаю- щих опасность жизненно важным интересам личности, общества и госу- дарства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходя- щая от внутренних и внешних источников опасности, определяет со- держание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безо- пасности. Обеспечение безопасности Безопасность достигается проведением единой государственной по- литики в области обеспечения безопасности, системой мер экономи- ческого, политического, организационного и иного характера, адек- ватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безо- пасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности. Учереждениями государственной безопасности являются государствер- ные институции,которые для реализации заданий и достижений целий,в пределах своей компитенции осуществляют разведывательные(контрраз- ведывательные)действия и мероприятия оперативной дейтельности. Принципы обеспечения безопасности Основными принципами обеспечения безопасности являются: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами безопасности. Правовая основа обеспечения безопасности Прававой основой дейтельности учериждений государственной безопасности Латвийской республики являются Сатверсме,Закон об учериждениях государственной безопасности,Закон об оперативной дейтельности,другие законы и нормативные акты,а также международные соглашения,регламентирующие защиту национальной безопасности и экономического суверенитета государства, задания,обязанности и права субьектов общественной безопасности. Соблюдение прав и свобод граждан при обеспечении безопасности При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных за- коном. Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки. Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе дея- тельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством. Компетенция реализующих государственную власть и управление институцией в руководстве учреждениями государственной безопасности 1.Компитенция Саэйма -формирует правовую базу деятельности учреждений государственной безопасности -утверждает асигнования средств государственного бюджета учреждений государственной безопасности,реализует парламентский коннроль за дейтельностью данных учериждений и контроль за использованием выделенных бюджетных средств -ратифицирует и денонсирует международные договоры и соглашения по вапросам национальной безопасности -назначает на должность и освобождает от должности директора Бюро по защите Сатверсме. 2. Компитенция Совета национальной безопасности -оценивает состояние безопосности государства и защиты населения, степеньопасности внешних и внутренних угроз,устанавливает средства и методы предотврашения и нейтрализации данных угроз -контролирует учреждения государственной безопасности и выполнение главных заданий данных учреждений -устанавливает приоритетные направления и задания дейтельности учреждения государственной безопасности -рассматривает и акцентирует представленные учреждениями государственой безопасности предложения об их количественном сос- таве,структуре,штатном расписании,заработной плате,необходимых бюджетных средствах -заслушивает сообщения и отчеты руководителей учреждений государственной безопасности,расматривает данные проверки дейтельности данных учреждений -рассматривает вопросы совершенствования учреждений государственной безопасности -утверждает положение о Бюро по защите Сатверсме -вносит предложения Саэйму о назначении на должность и освобождение от должности директора Бюро по защите Сатверсме,а также утверждает челенов колегии данного бюро. Совет национальной безопасности возглавляет президент страны. 3. Компитенция Кабинета министров Кабинета министров реализует исполнительную власть в сфере госбезопасности и с этой целью: -организует исполнение принятых законов илиисполняет их сам -оценивает угрозы безопасности государства,опредиляет и реализует меры по устранению и нейтрализации данных угроз -обеспечивает образование инфраструктуры госбезопасности и руково- дитдейтельностью находящихся в его подчинении или под его надзором учреждений государственной безопасности -реализует право законодательной инициативы,издает подчиненые законам нормативные акты по вапросам госбезопасности -в пределах своей компитенции назначает на должность и освобождает от должности руководителей учреждений государственной безопасности СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Совокупность учериждений государственной безопасности 1.Бюро по защите Сатверсме; 2.Служба военной контрразведки Министерства обороны; 3.Полиция безопасности Министерства внутренних дел; 4.Служба информации штаба Ополчения. Указанные учериждения государственной безопасности в пределах ус- тановленной для них компитенции действуют самостоятельно. Совет национальной безопасностиили Кабинет министров,по саглосо- ванию с Советом национальной безопасности или во исполнение его постановления,могут привлекать к выполнению мероприятий государственной безопасности также другие институции государственногоуправления. Главные задания учереждений государственной безопасности 1.сбор,накопление,анализ и использование в установленном законом порядке политической,экономической,социальной,военной,научной,тех-нической и прочей связанной сугрозами безопасности государства и экологической угрозой информации; 2.защита государственных секретов и прочих жизнено важных для государства интересов; 3.прогнозирование угроз безопасности государству,разработка предложений,рекомендаций и программ по вопросам безопасности государства; 4.предотвращение или нейтрализация угрозы безопасности государства; 5.своевременное и полное информирование реализующих государст- венную власть и управление институций о любой угрозе безопасности государства; 6.предоставление прокуратуре информации и материалов о преступ- лениях,констатированных в сфере безопасности государства; 7.осуществление дознания в пределах установленной для их компитенции; 8.сотрудничество и участие в международном поддержании мира. Дейтельность учереждений государственной безопасности направлена Только на обеспечение безопасности Латвийской Республики,и не должна угрожать безопасности других стран. Учреждения государственной безопасности 1.Совет учреждений государственной безопасности – совакупность ру- ководителей учреждений государственной безопасности. Совет-совещательный и координирующий орган учериждений государст- венной безопасности.Постановления Совета имеют рекомендательный характер. Председатель совета – директор бюро по защите Сатверсме. 2.Бюро по защите Сатверсме – не военная институция государственной безопасности. Бюро по защите Сатверсме -организует и координирует разведывательную и контрразведыватель- ную,оперативную дейтельность; -собирает,получает,обобщяет,накапливает,сохраняет,анализирует и в установленном порядке использует связанную с госбезопасностью инфорвацию; -обеспечивает государственную власть и ответственных должностных лиц своевременной,полной и обьективной информацией; -отпровляет собранную информацию другим учреждениям государственной безопасности в соответствие с их компитенцией. Бюро защите Сатверсме является субьектом оперативной дейтельности,обладает правом дознания в сфере госбезопасности или когда дознание поручино Генеральным пркурорам.Бюро защите Сатверсме подчиняется Совету национальной безопасности.Бюро защите Сатверсме является юридическим лицом. Бюро защите Сатверсме имеет и другии полномочия. 3.Служба военной контрразведки Министерства обороны – институция Министерства обороны,осуществляет разведывательную и контрразведывательную дейтельность в военной сфере и подчинено министру обороны,действует в соответствии с утвержденным Кабинетом министров положением. Служба военной контрразведки является субектом оперативной дейтельности. Служба военной контрразведки является юридическим лицом. 4.Полиция безопасности Министерства внутренних дел – состовная часть государственной полиции,является отдельной самостоятельной службой,выполняющей установленные законом ''об учериждениях государственной безопасности '' задания и отвечает за их выполнение. Полиция безопасности подчиняедся министру внутренних дел. Полиция безопасности является субектом оперативной дейтельности. Полиция безопасности является юридическим лицом. Полиция безопасности обладает правом дознания в пределах своей компитенции или когда дознание поручино Генеральным пркурорам. 5.Служба информации штаба Ополчения – контрразведывательная институция Ополчения.Действует в соответствии с утвержденным командиром Ополчения положением. Служба информации -осуществляет информационное обеспичение дейтельности Ополчения; -осуществляет необходимые для защиты структур Ополчения контрразведывательные мероприятия; -в сотрудничестве с государственной полицией получает информацию, связанную с обеспичением и поддержанием общественной безопасности и порядка; - Служба информации является cубьектом ограниченной оперативной деятельности.Она не имеет права осуществлять указанные в законе''Об оперативной деятельности'' мероприятия оперативной деятельности особого рода. Служба информации является юридическим лицом. Финансирование деятельности по обеспечению безопасности Финансирование деятельности по обеспечению безопасности осуществляется из средств государственного бюджета.Порядок использования средств и внутреннего контроля устанавливает руковадитель учериждения государственной безопасности. Контроль за деятельностью по обеспечению безопасности Контралируют учреждения государственной безопасности: -Саэйм; -Совет национальной безопасности; -Кабинет министров; -Руководство соответствующих министерств. Надзор за законностью деятельности органов обеспечения безопасности Надзор за законностью деятельности органов обеспечения безо- пасности осуществляет прокуратура Латвийской Республики и особо уполнамоченные ею прокуроры. |
|