На главную

Государство


Государство

План:

Происхождение государства

Сущность государства и его признаки

Функции, структура и формы государства

Используемая литература и источники

Происхождение государства

Общество как сложный коллектив индивидов, осуществляющих материальную

и духовную деятельность и связанных соответствующими материальными и

идеологическими отношениями, всегда нуждается в управлении, власти. При

родоплеменном строе эту власть осуществляет вождь или лидер, который не

отделен от непосредственных отношений между членами родового общества.

Особенностью данного общества является то, что оно организуется не по

территориальному принципу, а по клановому или родовому и управляется в

соответствии с принадлежностью людей к тому или иному клану. Энгельс

охарактеризовал это общество так: «Хотя общих дел гораздо больше, чем в

настоящее время, – домашнее хозяйство ведется рядом семейств сообща и на

коммунистических началах, земля является собственностью всего племени,

только временные огороды предоставлены во временное пользование отдельным

хозяйствам, – тем не менее нет и следа нашего раздутого и сложного аппарата

управления. Все вопросы решают сами заинтересованные лица, и в большинстве

случаев вековой обычай уже все урегулировал»[1].

Появление государства кроется в разложении родоплеменного строя и

постепенного общественного обособления вождей и их приближенных. Это

происходило посредством сосредоточения у политической элиты управленческих

функций, ресурсов власти, социальных привилегий. Можно выделить факторы,

которые способствовали этому обособлению:

1) развитие общественного труда, выделение управленческого труда в

целях повышения его эффективности в специальную отрасль и

образование для этого специального органа – государства;

2) возникновение в ходе развития производства частной

собственности, классов и эксплуатации (марксизм). В ходе

исторического развития по мере стирания классовых

противоположностей и демократизации общества государство все

более становится надклассовой, общенациональной организацией;

3) завоевание одних народов другими, что способствует поиску

превентивных и защитных средств;

4) демографические факторы, среди которых рост численности и

плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому

образу жизни;

5) психологические(рациональные и эмоциональные) факторы. Гоббс

усматривает в появлении государства страх человека перед

агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и

имущество. Другие (Локк) ставят на первый план разум людей,

приведший их к соглашению о создании специального органа –

государства;

6) антропологические факторы, которые отмечают, что государственная

форма организации коренится в самой общественной природе

человека, ее развитии. Еще Аристотель отмечал, что человек как

существо в высшей степени коллективное может существовать в

рамках определенных форм общежития. Государство, подобно семье,

«есть естественная форма общежития»[2]. Некоторые сторонники

антропологического объяснения сущности государства утверждают,

что в основе лежит не только социальная природа человека, но и в

невозможности его индивидуального существования, а также

агрессивности и конфликтности.

Существуя на протяжении многих тысячелетий, государство изменяется

вместе развитием всего общества, частью которого оно является. С точки

зрения особенностей отношений государства и личности, воплощения в

государственном устройстве рациональности, принципов свободы и прав

человека, в развитии государства можно выделить два глобальных этапа:

традиционный и конституционный, а также промежуточные стадии, причудливо

сочетающие черты традиционных и конституционных государств, например,

тоталитарная государственность.

Традиционные государства существовали преимущественно на основе

обычаев и норм, уходящих корнями в глубокую древность. Они имели

институционально неограниченную власть над подданными, отрицали равноправие

всех людей, не признавали личность как источник государственной власти.

Типичным воплощением такого государства являлись монархии.

Конституционное государство является объектом сознательного

человеческого формирования, управления и регулирования. Оно не стремится

охватить своим регулятивным воздействием все проявления жизнедеятельности

человека – его экономическую, культурную, религиозную и политическую

активность и ограничивается лишь выполнением функций, делегированных

гражданами и не нарушающих свободу личности.

В целом конституционный этап в развитии государства связан с его

подчинению обществу и гражданам, с юридической определением полномочий и

сферу государственного вмешательства, с правовой регламентацией

деятельности государства и созданием институциональных и иных гарантий прав

человека.

Сущность государства и его признаки

Государство является центральным институтом политической системы. В то

же время, термин «государство» употребляется в двух значениях. В широком

смысле государство понимается как общность людей, представляемая и

организуемая органом высшей власти и проживаемая на определенной

территории. Оно тождественно стране и политическому организованному народу.

Примерно до 17 в. государство обычно трактовалось широко и не

отделялось от общества. Для обозначения государства использовались многие

конкретные термины: «полития», «княжество», «королевство», «империя»,

«республика», «деспотия» и др. Одним из первых, кто отошел от традиции

широкой трактовки понятия государство был итальянский государственный

деятель и политический философ Никколо Макиавелли (1467-1527). Он ввел для

обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или

республика, специальный термин «stati» и занялся исследованием реальной

организации государства.

Четкое разграничение государства и общества было основано в

контрактных или договорных теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и

другими представителями либерализма. В этих теориях можно найти

содержательное и историческое разделение данных понятий. В них

утверждается, что первоначально в свободном и неорганизованном состоянии

индивиды в результате хозяйственного и иного взаимодействия вначале

образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных

прав договорным путем создали специальный орган – государство.

Особый подход к пониманию природы государства и права предложил

марксизм. Согласно марксистскому учению, политические и правовые отношения

являются производными от экономических, в том числе отношений

собственности. Образующийся на основе экономических отношений раскол

общества на антагонистические классы предопределяет сущность

государственной власти и реальное состояние правоотношений в обществе.

Марксистская концепция, трактующая государство как орган классового

господства, средство угнетения одного класса другим, смыкается с более

широкой теорией завоевания (насилия). По мнению ее сторонников (Е.Дюринга,

Л.Гумпловича), любое государство есть результат насильственной

экспроприации власти, прежде всего – в ходе завоевания.

Несмотря на существеннейшие расхождения в основных трактовках

происхождения и природы государства, на протяжении XVIII-XIX вв. сложились

и некоторые универсальные подходы к определению государственной системы. На

основании их государство можно определить как политическую целостность,

закрепленную на определенной территории, выступающую одновременно как

средство обеспечения интересов национальной или многонациональной общности

и как особый механизм управления. Конституирующими элементами

государственной системы выступают территория и население (нация, народ). В

современной науке государство в узком смысле понимается как организация,

система учреждений, обладающие верховной властью на определенной

территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями:

партиями, ассоциациями, профсоюзами, др.

Территория является пространственной, материальной основой

государства. В отличие от догосударственного периода (эпохи

первобытнообщинного строя), когда общественная власть распространялось на

людей вне пространственных рамок на основе кровно-родственной общности,

власть современного государства действует прежде всего на определенной

части суши, территориальных вод, недр, воздушного пространства. Принцип

территориальной целостности и неприкосновенности государства является одним

из важнейших для международного права.

Население – это человеческое сообщество, проживающее на территории

государства и подчиняющееся его власти. В европейской традиции сложилось

представление о едином организме – нации-государстве, основой которого

выступает «государствообразующий», или «титульный» народ. Однако, в

действительности, народное сообщество в рамках одного государства может

быть как моноэтническим, так и полиэтническим. Использование понятия

«нация» в данном случае отражает не этнические корни государственности, а

ее объединяющий, консолидирующий характер. Население государства образует

единую социально-экономическую и политическую общность, связанную с

государством особыми правовыми отношениями (гражданством или подданством).

В этом смысле понятия «народ» и «нация» синонимичны.

Сущностным признаком, отличающим государство от других политических

организаций, является его суверенность (фр. «souverainete» - верховная

власть). Суверенитет государства означает верховенство и независимость его

власти. Это предполагает:

. безусловное распространение государственной власти на всю

территорию страны в рамках государственной границы;

. распространение власти государства на все население, обладающее

устойчивой юридической связью с ним (в виде гражданства или

подданства);

. прерогатива государства на осуществление властных полномочий в

юридической, общеобязательной форме (правотворческой,

правоприменительной и правоохранительной);

. монопольное право государства на использование насильственных

средств принуждения (в том числе, в деятельности таких

специфических органов, как армия, полиция, органы безопасности,

тюрьмы);

. осуществление государством сборов и налогов, эмиссии:

. единство и неделимость государственной территории, ее

неприкосновенность;

. невмешательство во внутренние дела государства;

Наряду с государственным суверенитетом существует суверенитет народа и

нации.

Суверенитет народа рассматривается современной политической и правовой

наукой как основополагающий принцип демократической государственности. Он

противостоит представлению о высшем, сакральном происхождении

государственной власти, обеспечивающим неприкосновенность и неотчуждаемость

власти государя, принимающего сан монарха при восхождении на престол. Идея

народного суверенитета опирается на представление народа в качестве

верховного (изначального) источника государственной власти. Идеологически

принцип народного суверенитета означает и верховенство народа в решении

коренных вопросов своей жизни, в том числе выбора формы правления,

общественного строя, основных направлений внутренней и внешней политики.

Однако реальный порядок осуществление народом своих суверенных прав зависит

от существующей в государстве той или иной формы демократии, от степени

распространения на весь народ статуса гражданства, в том числе

избирательного права, свободы слова, возможности участия в политическом

процессе.

Суверенитет нации является правовым принципом, предполагающим

полновластие нации (в этническом смысле этого термина). В соответствии с

принципом суверенитета каждая нация обладает правом свободного выбора форм

своей жизни, в том числе и государственности. Это означает право нации на

политическое самоопределение вплоть до отделения и образования собственного

государства. Принцип национального суверенитета подчеркивает роль нации как

важнейшего конституирующего элемента государственности. Однако при прямом

прочтении он вступает в противоречие с принципом неприкосновенности,

целостности государственной территории – второго конституирующего элемента.

Эта проблема решается современным международным и конституционным правом,

как правило, в пользу принципа целостности государственной территории.

Право нации на самоопределение находит свою реализацию в иных формах

(территориальной автономии, культурной автономии, и т.д.) Но возможны и

исключения – например, в случае распада или образования федеративных

государств.

Существенный признак государства – наличие монополии на легальное

применение силы, физического принуждения. Он выражается в диапазоне

государственного принуждения, который простирается от ограничения свободы

до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших

ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую

действенность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у

государства имеются специальные средства – оружие, тюрьмы и др., а также

органы – армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

Другие признаки государства выражаются в следующих качествах: право на

взимание налогов и сборов с населения; обязательность членства в

государстве, которое выражается в гражданстве; претензия на

представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего

блага.

Функции, структура и формы государства

Природа государства и его положение в политической системе

предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других

политических институтов. Функциями государства называются основные

направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной

власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие

основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом

политической стратегии, средства ее реализации.

Функции государства классифицируются:

1) по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние ,

2) по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на

всех этапах развития государства) и временные (отражающие

определенный этап развития государства),

3) по значению: на основные и неосновные ,

4) по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные .

Основной классификацией является деление функций государства на

внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:

. Политическая функция – обеспечение политической стабильности,

осуществление властных полномочий, выработка

программно–стратегических целей и задач развития общества.

. Правовая функция – обеспечение правопорядка, установление

правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение

граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

. Организаторская функция – упорядочивание всей властной

деятельности, осуществление контроля за исполнением законов,

координация деятельности всех субъектов политической системы.

. Экономическая функция – организация, координация и регулирование

экономических процессов с помощью налоговой и кредитной

политики, планирования, создания стимулов экономической

активности, осуществления санкций.

. Социальная функция – обеспечение солидарных отношений в

обществе, сотрудничества различных слоев общества, реализации

принципа социальной справедливости, защита интересов тех

категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут

самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды,

пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства,

здравоохранения, системы общественного транспорта.

. Экологическая функция – гарантирование человеку здоровой среды

обитания, установление режима природопользования.

. Культурная функция – создание условий для удовлетворения

культурных запросов людей, формирования высокой духовности,

гражданственности, гарантирование открытого информационного

пространства..

. Образовательная функция – деятельность по обеспечению

демократизации образования, его непрерывности и качественности,

предоставлению людям равных возможностей получения образования.

К внешним функциям государства относятся:

. Функция обеспечения национальной безопасности – поддержание

достаточного уровня обороноспособности общества, защита

территориальной целостности, суверенитета государства.

. Функция поддержания мирового порядка – участие в развитии

системы международных отношений, деятельность по предотвращению

войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных

проблем человечества.

. Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической,

политической, культурной и других сферах с другими

государствами.

Структурно государство складывается из представительных органов (в

т.ч. высших, законодательных), исполнительно-распорядительных органов,

судебных органов, аппарата принуждения и охраны правопорядка (полиция, суд,

прокуратура), институтов, связанных с духовным производством, органов,

обеспечивающих осуществление внешнеполитических функций (армия, разведка,

органы межгосударственных отношений). Общие особенности построения этих

органов, порядок их взаимодействия, а также традиции взаимоотношений

государства и гражданского общества характеризуют форму государства.

Как обобщающее понятие «форма государства» имеет внутреннюю структуру.

Она включает три базовых компонента – форму правления, способ

территориально-государственного устройства и политический режим. Каждый из

этих элементов может выступать основанием для отдельной классификации

государств. Но наряду с этим существует и общая, комплексная типология форм

государства. Она учитывает сложную, нелинейную связь различных элементов

организации государственной власти и процесса ее осуществления. С этой

точки зрения выделяются поликратическая, монократическая и сегментарная

формы государства.

Поликратическая («многовластная») форма государства предполагает:

1) демократический способ формирования государственных органов,

осуществление их взаимоотношений на основе принципов разделения

властей (жесткой системы "сдержек и противовесов"),

2) построение территориальной структуры государства с учетом

баланса интересов различных национальностей, центра и регионов,

3) преобладание в деятельности органов государства демократических

методов и способов; использование насилия лишь как крайней формы

при угрозе конституционному строю или национальной безопасности,

4) широкое использование системы партиципации (народного

волеизъявления), в том числе существование свободных, прямых,

всеобщих выборов, многопартийности, реальной гласности и

плюрализма,

5) закрепление и реальное гарантирование широкого комплекса

основных политических и социальных прав и свобод граждан.

Монократическая («единовластная») форма государства предполагает:

1) формирование органов государственной власти антидемократическим

или псевдодемократическим путем, с обеспечением полного

реального единовластия,

2) доминирование в системе территориальной организации власти

интересов центра над региональными, интересов граждан основной

национальности или приверженцев основной религии над интересами

этнических или религиозных меньшинств (при возможности

декларативного закрепления той или иной формы автономий),

3) широкое использование в методах государственного управления

политического и идеологического насилия,

4) отсутствие или минимальная значимость институтов партиципации,

5) гражданские права и свободы, даже будучи формально закрепленными

в законодательстве, блокируются государственной практикой

управления.

Сегментарная форма государства предполагает:

1) оформление государственных органов путем выборов, но с

ограничением числа и деятельности партий, или прав электората,

его состава,

2) преобладание властных полномочий главы государства или

исполнительной власти при существовании общей системы разделения

властей,

3) существование в рамках территориальной структуры достаточно

широкой системы органов местного и регионального управления и

самоуправления, автономий, но при существенном ограничении их

реальных полномочий,

4) присутствие в деятельности государственных органов элементов

насилия, манипулирования, формальный характер действия

институтов партиципации,

5) закрепление в законодательстве достаточно широкого круга

гражданских прав и свобод при отсутствии отлаженного и

эффективного механизма их защиты обеспечения.

Каждая из трех названных форм государства может иметь республиканскую

или монархическую форму правления, унитарное и федеративное территориальное

устройство, различные типы политического режима. Но в своей целостности они

характеризуют «качество» государственной власти, отражают общую

направленность политического процесса, специфику взаимоотношений

государства и гражданского общества. При этом, в практике государственного

строительства каждая из них может существенно варьироваться.

Сбалансированность поликратической формы зачастую нарушается при нарастании

олигархических тенденций (например, при формализации институтов народного

волеизъявления, широком абсентеизме, закрытости властвующей элиты) или

монократических тенденций (при усилении президентской власти).

Монократическая форма также имеет свои разновидности, обусловленные уровнем

развития общества, внешним влиянием, задачами, стоящими перед государством.

Монократические государства отнюдь не всегда являются жесткими,

антинародными диктатурами. Использование подобного механизма осуществления

государственной власти может отражать переходный период в развитии

общества, а сами монократические режимы могут обладать очевидной

патерналистской, социальной ориентацией по содержанию политики.

Сегментарная форма государства наименее устойчива. Она, как правило,

складывается в силу незавершенности государственного строительства и имеет

тенденцию эволюционировать в сторону поликратической или монократической.

Используемая литература и источники

1. Т.С.Васильева, В.В.Орлов. Социальная философия. Пермь, 2002

2. В.П.Пугачев, А.И.Соловьев. Введение в политологию: Учебник для

студентов высш. учеб. заведений. М.,2000

3. Курс «Государство в политической системе общества» –

www.humanities.edu.ru

-----------------------

[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 98

[2] Аристотель. Политика. М. 1865. С. 8

© 2010