На главную

Государство и право зарубежных стран


Государство и право зарубежных стран

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ПРЕДМЕТУ:

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Студента третьего курса

заочной формы обучения

Жишкевича Василия Викторовича

специальность “Правоведение”

группа №---322(з)----

З.К. №---96/54-ЗП----

Преподаватель:Мах

Г. Минск ул. Асаналиева д.2 кв.28

220024, тел:2754980

ТЕМА:

Формы государства

План работы:

1.Монархическая форма правления, её понятие, характерные черты и

разновидности….стр 3-5

2.Республиканская форма правления, её понятие, характерные черты и

разновидности….стр 5-7

3.Конституционное закрепление форм государственного устройства. Виды форм

государственного устройства….стр7-

4.Конституционное закрепление политического режима. Виды политических

режимов….стр

1.Монархическая форма правления, её понятие, характерные черты и

разновидности.

Формы правления характеризуют структуру и взаимоотношения основных

высших органов государства – главы государства, парламента, правительства.

Различают две основные формы правления: монархия и республика. Их

различия связаны, прежде всего с положением главы государства. В монархии

глава государства – король, султан, царь и т.д. – пожизненный и

наследственный, в республике – выбранный на срок (единоличный президент

или, что бывает редко, коллегиальный глава государства). Эта власть нередко

обожествляется (монарх – помазанник божий). Например, в Японии Император до

1945 года считался сыном богини Солнца – Аматерасу.

В переводе с греческого данный термин означает единовластие. Однако в

современном понимании монархия – не просто власть одного, но и власть

наследуемая. Отсюда выводится определение: монархия – это форма

государственного правления, при которой верховная государственная власть

принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю,

императору, султану и т.д.) и передаётся по наследству. Монархия бывает

двух видов:

- Неограниченная (абсолютная) – характеризуется всевластием главы

государства. Он олицетворяет собой закон, осуществляя законодательную

функцию. В современных условиях к числу абсолютных монархий в “чистом”

виде относится лишь султанат Оман, где нет ни конституции, ни

представительных органов.

- Ограниченная – (парламентская) – характеризуется тем, что

государственная власть рассредоточена между главой государства и другими

органами. Власть монарха ограниченна Конституцией, парламентом, судом.

Существуют три основные формы монархии: абсолютная, дуалистическая, и

парламентская (две последние называют ограниченной монархией).

Одной из форм монархии является абсолютная монархия. Эта форма правления

типична для позднего феодализма, когда в глубинах аграрного строя вызревают

зачатки индустриального.

Характеризуется она тем, что в руках монарха сосредотачивается вся

полнота государственной власти. Он сам издаёт законы, может непосредственно

руководить административной деятельностью или назначать для этого

правительство, вершит высший суд. Никаких ограничений его власти нет, по

крайней мере, юридических, хотя политические, морально – эстетические,

религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере

присутствуют. Подданные изначально юридически бесправны, поскольку монарх

не наделил их какими – то правами и не отобрал эти права. Для абсолютной

монархии характерен авторитарный политический режим, а государственный

режим именуется абсолютизмом.

Другой формой монархии является дуалистическая монархия. Дуалистическая

монархия (дуа – в переводе с латинского означает - два) - первая в

истории форма ограниченной монархии. Она появилась сначала в Европе, но

теперь сохранилась лишь в немногих развивающихся странах. Это

первоначальная форма ограниченной, или конституционной, монархии. В

условиях дуалистической монархии есть конституция, законы принимает только

парламент, а управлением ведает монарх: он назначает министров, и они несут

ответственность только перед ним. Здесь наблюдается уже возникшее или

довольно развитое разделение властей, во всяком случае отделение

законодательной власти от исполнительной. Законодательная власть

принадлежит в принципе парламенту, который избирается подданными или

определённой частью их, если избирательное право – цензовое. Исполнительная

власть принадлежит монарху, который может осуществлять её непосредственно

или через назначаемое им правительство. Судебная власть принадлежит

монарху, но может быть и более или менее независимой.

Однако разделение властей при данной форме правления обычно урезанное.

Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного

вето, то есть без его утверждения закон в силу не вступит. Кроме того,

монарх обычно может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже

более высокую, а главное, может распускать парламент, заменяя фактически

дуалистическую монархию абсолютной. На практике обычно существует

“послушный” парламент, если он заявляет какие-то притензии, король

распускает его.

Правительство, если оно есть, за свою деятельность несёт ответственность

лишь перед монархом, но не перед парламентом. Последний может

воздействовать на правительство, только используя своё право устанавливать

бюджет государства. Рычаг этот, хотя и достаточно мощный, может, однако,

использоваться лишь раз в году, а кроме того, депутаты вступая в конфликт с

правительством и через него с монархом, не не ощущать постоянной угрозы

роспус-ка парламента. Так было в Иордании, Марокко, некоторых других

странах. Так, например, в Иордании после роспуска парламента в 1974 году

очередные парламентские выборы состоялись лишь в 1989 году.

Как и для абсолютной монархии, так и для дуалистической типичен

авторитарный полити-ческий режим. Государственный же режим может

характеризоваться как ограниченный дуализм власти.

Дуалистическая монархия есть выражение компромисса между властвующей

феодальной верхушкой общества и остальной его частью, в котором

преобладание всё же остаётся за монархом и его окружением.

Следующая форма монархии – парламентская монархия. Эта форма правления

существует обычно в высокоразвитых государствах, где переход от аграрного

строя к индустриальному сопровождался преимущественно не коренной ломкой

прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и

приспособлением к новым условиям. В парламентской монархии король

царствует, но не правит. Формально правительство назначает он, это

оформляется указом главы государства (монархом). Однако король не выбирает

себе министров, это делает парламент. Партия (блок партий), победившая на

выборах в парламент, определяет состав правительства, её лидер становится

обычно премьер – министром, посты министров получают видные деятели партии.

Партия (партии), потерпевшая поражение, уходит в оппозицию (в

Великобритании она называется оппозицией его (её) Величества). Иной порядок

формирования правительства при данной форме правления невозможен, поскольку

оно должно получить вотум доверия путём голосования депутатов парламента

(его нижней палаты), а это возможно только в том случае, если партия имеет

там большинство или её обещают при голосовании другие партии.

При парламентской форме монархии наблюдается развитое разделение властей

при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью,

демократический или, по крайней мере, либеральный политический режим.

Верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое

обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или

его нижней палатой), а монарх, следовательно, вынужден назначать главой

правительство лидера партии, имеющей в парламенте большинство мест, либо

лидера коалиции партий, таким большинством располагающей.

В условиях парламентской монархии король не имеет реальной власти и не

вмешивается в политику, но не смотря на это, монарх наделен некоторыми

правами. У него есть королевская прерогатива, полномочия которые

традиционно принадлежат главе государства, в частности право войны и мира

(в том числе он хранитель и внутреннего мира, порядка, стабильности).

Монарх является главнокомандующим вооруженными силами страны.

Главный отличительный признак парламентской монархии-политическая

ответственность правительства перед парламентом за свою деятельность. Если

парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в

доверии правительство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в

отставку монархом. Однако обычно это полномочие парламента уравновешивается

правом правительством предложить монархом распустить парламент (нижнюю

палату) и назначить новые выборы для того, чтобы конфликт между

законодательной и исполнительной власти разрешил народ: если он поддержит

правительство, то в результате выборов в парламенте образуется большинство

из его сторонников, если же избиратели с правительством не согласны, то и

состав парламента окажется соответствующем, а правительство сменено.

Данная система отношений между монархом, правительством и парламентом

характеризует парламентский режим как парламентаризм. Однако этот

государственный режим действует только при условии, что в парламенте не

одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может

сформировать однопартийное правительство. Однако в странах, где существует

двухпартийная система или многопартийная система с одной доминирующей

партией и правительство в принципе однопартийное, парламентарная модель

отношений между парламентом и правительством практически превращается в

свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за

правительством, однако на деле правительство, состоящая из лидеров партии,

обладающей в парламенте большинством через эту партийную функцию полностью

контролирует работу парламентов. Такой государственный режим получил

название системы кабинета, или министериализма.

Следовательно при одной и той же форме правления возможны два

государственных режима: парламентаризм и министериализм. Это зависит от

существующей в стране политической системы.

Существуют и нетипичные формы монархии, например, выборная монархия в

Малайзии. Король избирается на пять лет из числа наследственных султанов

девяти штатов (всего в стране 13 штатов, но главы четырёх из них не

являются наследственными султанами и в выборах не участвуют). На деле

выборов нет. По списку совета правителей они занимают пост монарха по

очереди. Выборность главы государства и на определённый срок сближают

данную форму с республикой, но всё же это монархия: выбранными могут быть

только наследственные султаны.

В ОАЭ существует «коллективная монархия»; полномочия монарха принадлежат

Совету эмиров семи объединившихся эмиратов федерации, полномочия главы

государства, кроме церемониальных, осуществляются ими совместно, на

заседании Совета эмиров. Совет избирает своего председателя, он – не монарх

федерации и не президент а лишь председательствует в Совете и выполняет

некоторые полномочия единолично (например, приём послов иностранных

государств, но это может делать и другой член Совета эмиров). Председателем

Совета эмиров постоянно выбирают одно и тоже лицо – султана крупнейшего

эмирата Абу-Даби, который занимает 86% территории федерации.

В единичных странах Африки существует патриархальная монархия. В

Свазиленде король – это по существу вождь племени. При нём создан племенной

совет ликоко в составе 17 других вождей, возглавляемый королевой – матерью

(в этом сказываются пережитки матриархата). После смерти монарха ликоко

выбирает другого короля из числа сыновей покойного (последний раз такой

выбор осуществлялся из 120 сыновей короля от 80 жен).

2.Республиканская форма правления, её понятие, характерные черты и

разновидности.

Республика (от латинского res publica – общественное дело)– это форма

государственного правления, в которой высшая государственная власть

принадлежит выборным органам.

Современные республики подразделяются на:

- президентские (дуалистические);

- парламентарная;

- смешанные (полупрезидентские);

Различаются они, главным образом, тем, какой из органов власти

(президент или парламент) формирует правительство, и перед кем это

правительство несёт ответственность.

Президентская республика – это форма правления, при которой президент

является главой государства, он же формирует правительство, которое несёт

ответственность за свою деятельность пред ним. В президентских республиках,

как правило, отсутствует должность премьер – министра, так как функции

главы правительства выполняет президент. Немного подробнее о структуре

властных полномочий в президентской республике.

В президентской республике министров назначает президент по своему

усмотрению. В некоторых странах, например в США, требуется согласие верхней

палаты парламента, в других президентских республиках, например Мексике,

этого не нужно. Президент увольняет их в отставку (без согласия верхней

палаты). Состав правительства (кабинета) не нуждается в одобрении

парламента (нижней палаты), голосования по поводу вотума доверия, одобрения

программы правительства не требуется. Правительств по существу не является

коллегиальным органом, это – кабинет президента, совещательный орган, а

министры – советники президента, но при этом они осуществляют

государственное управление в своей области. При решении вопросов на

заседаниях правительства не происходит или по крайней мере они решаются не

путём голосования: мнение президента имеет решающее значение. В истории США

были случаи, когда все министры возражали против предложения президента, но

оно тем не менее принималось. Во многих президентских республиках должности

премьер – министра нет, президент сам является премьер – министром.

Правительство не несёт ответственности перед парламентом. Парламент не

может уволить правительство или министров в отставку.

Президентская республика (как форма правления) несколько напоминает

дуалистическую монархию, тем более что впервые создавалась в США по её

примеру, однако имеет весьма существенные отличия от неё.

Прежде всего, здесь наиболее последовательно проведён принцип

разделения властей, а взаимоотношения между ветвями власти строятся на базе

принципа так называемых сдержек и противовесов. В президентских республиках

нередко наблюдается ситуация, характеризующаяся тем, что президент

принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте имеет другая. Тем не

менее они вынуждены сотрудничать, ибо ни одна из властей не может

конституционным путём устранить другую. Сдержки и противовесы проявляются,

в частности, в том, что президент может тормозить законодательную

деятельность парламента, налагая на принятые им законы отлагательное

(суспенсивное) вето, для преодоления которого требуется квалифицированное

большинство голосов в обеих палатах парламента. В свою очередь, верхняя

палата парламента может воспрепятствовать назначению президентом

должностных лиц, а кроме того ратифицирует (и может отказать в этом)

заключённые президентом международные договоры. Судебная власть

контролирует конституционность актов и парламента, и президента,

обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как законодательной, так и

исполнительной властью.

Парламентская республика – это форма правления, при которой парламент

наделён не только законодательными полномочиями, но и фактически

возможностью формировать правительство. Парламент имеет право требовать

отставки правительство, выразив ему недоверие. Руководит правительством

премьер – министр.

К этой форме правления относится всё сказанное выше о парламентской

монархии, за исключением вопроса о главе государства.

Парламентских республик в мире не так много (Венгрия, Германия, Италия,

Молдова, Словакия, Эстония и др.). В парламентской республике правительство

формально назначается президентом, во всяком случае он подписывает акт о

назначении совета, кабинета министров. Однако выбор президента не свободен:

он обязан назначить министрами лиц, предложенных партией (партиями),

одержавшей победу на парламентских выборах (в нижнюю палату) и имеющей в

ней большинство или поддерживаемую другими партиями при голосовании по

вопросу о доверии правительству. Правительство будет создано только когда,

когда оно получит вотум доверия. С формальной точки зрения президент может

назначить (пользуясь своими конституционными полномочиями) правительство по

собственному усмотрению из партии меньшинства (согласно конституции

правительство назначает президент), но это означает, что оно в

действительности не будет создано. Поэтому президент может пойти на

самостоятельное назначения правительства только в условиях своеобразного

парламентского кризиса, когда правящая партия утрачивает большинство в

парламенте (например - переход значительной части депутатов в другие партии

– так было в Индии, но теперь такое в этой стране невозможно, т. к согласно

поправке к конституции переход в другую партию влечёт утрату депутатского

мандата).

Выражение недоверия правительству или отдельному министру в условиях

парламентарной республики влечёт за собой его отставку. Но у президента

есть другая возможность: не увольнять правительство, а досрочно распустить

парламент с назначением новых выборов, чтобы избиратели решили, кто прав в

споре правительства и парламента.

Смешанная (полупрезидентская) республика – это форма правления, при

которой парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и

свою ответственность по отношению к правительству.

Полупрезидентская республика сочетает элементы президентской и

парламентарной республики. От президентской республики в ней сохраняется

ведущая роль президента в системе государственной власти, включая его право

брать в исключительных ситуациях всю полноту власти в свои руки (Франция),

назначать министров и увольнять их в отставку, руководить непосредственно

деятельностью некоторых министров, действовать в ряде случаев независимо от

премьер – министра и министров, издавать свои акты по некоторым важным

вопросам (назначение референдумов, применение исключительных полномочий и

др.) без контрассигнатуры премьер – министра и министров, руководить

заседаниями правительства. В полупрезидентской республике у президента есть

и такие полномочия, которые не существуют в условиях ни президентской ни

парламентарной республики. Таково, например, его право распустить или не

распустить парламент при определённых обстоятельствах, при выражении вотума

недоверия правительству.

От парламентарной республики восприняты разделение постов президента и

премьер – министра и главное – возможность ответственности правительства

перед парламентом. В полупрезидентской республике возможен вотум недоверия

(резолюция порицания). Правда, вынесение и принятие такой резолюции

порицания затруднено, поскольку требуется большое количество подписей

депутатов под проектом резолюции; если она не пройдёт, депутаты,

подписавшиеся под проектом, будут на некоторое лишены права вносить другие

резолюции недоверия. На практике такие акты крайне редки и ещё реже –

результативны (во Франции имели место единичные случаи успеха).

Во многих странах Латинской Америки существуют суперпрезидентские

республики (такой термин утвердился в зарубежной литературе). Полномочия

президента в этих странах шире, чем в США. В частности, назначение

министров и других высших должностных лиц не требует утверждения сената (в

США сенат утверждает около 6 тысяч назначений). Большую роль в политике

стран Латинской Америки традиционно играют вооружённые силы, на которые

опирается президент (их роль возросла в связи с частыми военными

переворотами, когда армия ставила и смещала президентов). Напротив, роль

политических партий традиционно слаба, ровно как и роль парламентов,

которые, как правило, послушно следуют за президентом.

В странах Африки и некоторых странах Азии в 60 – 80-х годах существовала

своеобразная форма президентской монократической (советской) республики,

хотя данная форма правления применяется только в «социалистических»

странах, где политический режим, как правило, тоталитарный, то есть

максимально удалённый от демократического. Независимо от того, как

конкретно именуются «представительные» органы в «социалистических» странах

– народные советы и Национальное собрание (парламент) во Вьетнаме, собрание

народных представителей в Китае, народные собрания в КНДР, ассамблеи

народной власти на Кубе, в доктрине этих стран более или менее

общепризнанно, что всё это – органы советского типа. Такую форму республики

использовали как лидеры стран, провозглашавшие социалистическую ориентацию

(например Гвинеи), так и в ёще большей степени государств, развивающихся по

капиталистическому пути (Тунис, Уганда, Центрально – Африканская

Республика, затем империи – Малави, Гвинея и др.).

Советская типажность проявляется в первоначальных признаках таких, как

производственно-территориальный признак формирования представительных

органов, обеспечивающих «чистоту классового состава», избрание вышестоящих

ступенями нижестоящих. В большинстве «социалистических» стран эти признаки

либо в последствии исчезли, как в СССР, либо вообще не появлялись, как в

Румынии. «Выборы» в эти органы, как правило, считались и сегодня считаются

всеобщими, равными, прямыми при тайном голосовании.

Для советской республики характерно:

1. Верховенство и полновластие советов либо «представительных» органов под

иными наименованиями – все остальные государственные органы (кроме

жестко централизованной прокуратуры) формируются советами

соответствующего уровня, ответственны перед ними и (или) подотчётны им

(включая даже суды).

2. Советы всех ступеней образуют единую систему, внутри которой существуют

отношения руководства и подчинения.

3. Поскольку депутаты советов выполняют свои функции, не оставляя основной

работы, сессии советов редкие и краткие, а их текущие полномочия

осуществляются их исполнительными органами на местах и особыми

сравнительно узкими коллегиальными органами в центре, решения которых

обычно подлежат последующему утверждению советами.

В условиях установленной законом однопартийности руководитель партии

провозглашался пожизненным президентом (название ключевой должности

государства может быть и другим). Парламент, состоявший из членов партии,

подчинённых президенту, реальных полномочий не имел. Президент сам был

министром многих министерств, имевших решающее значение. Последней формой

этого рода была КНДР до 1995 г., ныне форма президентской монократической

республики не существует, хотя сын покойного президента и генерального

секретаря правящей партии теперь является фактическим руководителем

страны, не занимая решающих государственных должностей.

Данная форма правления напоминает парламентарную республику, поскольку

правительство формируется «парламентом» и юридически ответственно перед

ним, но она и резко отличается от парламентарной формы тем, что никакого

баланса властей здесь нет – разделение властей даже теоретически не

признаётся; ему противопоставлен принцип единства власти трудового народа,

воплощённого в советах.

Форма монократической президентской (советской) республики отличается от

правления военных хунт и других подобных «республиканских» форм тем, что

она зачастую одета в пышные «демократические» одежды, скрывающие её

диктаторскую сущность.

ВЫВОД: Из сказанного выше видно, что тенденция мирового развития форм

правления заключается в создании смешанных и гибридных форм. Соединяются не

только черты президентской и парламентарной республики, но иногда и

некоторые черты республики и монархии.

3.Конституционное закрепление форм государственного устройства. Виды форм

государственного устройства

Конституционное закрепление форм государственного устройства.

Конституция государства определяет название государства, его сущность,

содержание, форму правления, форму государственного устройства и

политический (государственный) режим.

Для примера привожу несколько статей из конституций некоторых

государств.

Основной закон Федеративной Республики Германии.

Статья 20.

1. Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным

федеративным государством.

Конституция Австрийской Республики.

Статья 2.

1. Австрия является федеративным государством.

2.Федеративное государство образуется из самостоятельных земель:

Бургенланда, Каринтии, Нижней Австралии, Зальцбурга, Штирии, Тироля,

Форарльберга, Вены.

Конституция Бельгии.

Статья 1.

Бельгия является федеративным государством, состоящем из сообществ и

регионов.

Конституция Португальской Республики.

Статья 6.

Государство является унитарным и уважает в своей организации принципы

автономии местных органов власти и демократической децентрализации

государственного управления.

При анализе приведённых выше статьей конституций, и конституций других

государств видно, что форма государственного устройства может закрепляться

в конституции прямо, то есть в конкретной статье или пункте статьи ( как в

конституциях Португалии, Бельгии, Германии, Австрии и др.), и косвенно, то

есть когда в конституции нет прямого указания на форму государственного

устройства конкретного государства, но она вытекает из общего текста

конституции (Греция, Франция и Испания Италия и др.).

Форма государственного устройства – это территориальная организация

государственной власти, территориальное устройство, взаимоотношение между

государством и составляющими его частями, между отдельными частями

государства, между центральными и местными органами власти. Принято

различать три основные формы государственного устройства: унитарное

государство, федерацию и третья форма – так называемое регионалистическое

(конфедерация) государство (Италия, Испания и др.), но это в основном

переходная форма, соединяющая некоторые черты унитаризма, автономии и

федерализма.

Унитарное государство (от латинского unus – один)– это целостное

централизованное государство, административно-территориальные образования

которого не имеют статуса государственных образований. Оно состоит из

администраивно-территориальных единиц – областей, провинций, губерний,

которые затем делятся на районы, уезды, а последние – на общины, коммуны и

др. в отдельные административно-территориальные единицы обычно выделяются

города, особенно крупные, города и крупные сёла тоже часто имеют статус

общин, иногда органы местного самоуправления существуют и в мелких,

входящих в общину (выборные старосты, солтысы – в Польше, кметы в

Болгарии). Число звеньев в административно-территориальном делении может

быть различным. В единичных очень мелких государствах, например Науру и

Тувалу в Океании, каждое из которых насчитывает менее 10 тыс. жителей,

вообще нет административно-территориального деления, в некоторых странах

оно двухзвенное (округа или области и общины), в иных – четырёхзвённое

(Франция). Наиболее распространено трёхзвённое административно-

территориальное деление типа: область–район–община. Некоторые из таких

единиц рассматриваются в качестве территориальных коллективов, и тогда в

них создаются местные органы самоуправления, другие такого статуса не

имеют, и в этом случае создаются только органы местного управления.

Наряду с административно-территориальными единицами в унитарном

государстве могут быть одно или несколько автономных образований. В

зависимости от этого различаются простые и сложные унитарные государства. В

простом унитарном государстве существуют только административно-

территориальные единицы, в сложном есть автономия. В отдельных унитарных

государствах Африки являющихся республиками (Уганда, Гана, Намибия и др.),

есть своеобразные единицы – традиционные королевства, восстановленные в 90-

х годах.

По степени централизации принято различать централизованные и

относительно децентрализованные унитарные государства (всякое унитарное

государство в определённой степени централизованно). В централизованном

унитарном государстве на места (в региональные, а иногда, в частности, в

некоторых развивающихся странах и в общинные звенья) назначаются из центра

чиновники, которые либо управляют этими территориями (нередко это бывает в

районном звене, в Болгарии и Польше – в областном), либо руководят

определёнными сферами (полицией, охраной общественного порядка) и

осуществляет контроль за законностью деятельности органов местного

самоуправления (например, в режьонах и департаментах Франции), либо

заниматься и тем и другим. Полностью централизованных унитарных государств

нет, в общинном (низовом) звене существуют те или иные выборные органы

местного самоуправления, которые нередко сохраняются даже в условиях

военных режимов (в современной Нигерии).

В децентрализованном унитарном государстве нет назначаемых на места

чиновников, во всех звеньях административно-территориального деления

(областного, районного, общинного характера) существуют только выборные

органы (советы) или выборные должностные лица. Это органы (советы) общей

или отраслевой компетенции (например, шерифы графств - начальники полиции в

штатах США). Советы нанимают или утверждают государственных служащих для

управления отдельными отраслями местной жизни (Великобритания и др.). У

выборных советов

Существует своя, определённая советом, компетенция, в которую центральные

органы не вправе вмешиваться (кроме чрезвычайных событий или нарушения

законов, и то в последнем случае такое вмешательство осуществляется через

суд). В России в соответствии с законом об обших принципах местного

самоуправления 1995 г. назначенных на места чиновников обшей компетенции

быть не должно, органы самоуправления и главы местных администраций

избираются.

Сказанное выше о централизованном и децентрализованном унитарном

государстве относится к субъектам федерации – государственным образованиям

(штатам, провинциям, землям и т.д.). Они подразделяются на административно-

территориальные единицы. Их устройство может быть централизованным

(субъекты федераций в Венесуэле, Индии и др.) и децентрализованными (штаты

в США, кантоны в Швейцарии, различные субъекты Федерации в России).

Федеративное государство – это государственное устройство, при котором

несколько суверенных государств или государственных образований образуют

одно союзное (федеративное) государство. Термин “федерация” происходит от

латинского глагола “federate”- объединять, укреплять союзом. Федерация –

сложное государство. В отличие от унитарного, которое состоит только или в

основном из административно-территориальных единиц, составными частями

федерации являются государства-члены или государственные образования. Они

занимают всю или подавляющую часть территории (в некоторых государствах,

например в США, наряду с субъектами существуют и другие единицы –

федеральные территории, федеральные владения, федеральный округ, которые

управляются особым образом).

Большинство федераций – это крупные или средние государства. В

совокупности в федерациях проживает около трети населения земли. Одни из

них созданы на основе союза, объединения независимых государств (например,

Танзания в 1964 г. на основе объединения Танганьики и Занзибара), другие

образованны «сверху», при принятии конституции на основе автономии

составных частей (Пакистан в существующих границах на основе конституции

1973 г.). Отдельные федерации строятся с учётом национального, этнического,

национально-лингвистического фактора (Индия, Бельгия с 1993 г., Эфиопия с

1994 г.), в иных этот признак не учитывался (США) и не мог быть учтён

(ОАЭ). Ещё одна группа федераций сочетает учёт этнических и территориальных

моментов. В России, где существуют национальные республики, большинство

субъектов федерации образованно по территориальному признаку. В Канаде лишь

одна из 10 провинций имеет большинство франко-канадского населения,

остальные девять созданы по территориальному признаку (население – англо-

канадцы). Наконец, Нигерия специально реорганизована таким образом, чтобы

ни в одном штате не доминировала какая-либо этническая общность (племя).

Большинство федераций характеризуются одинаковым статусом её субъектов, но,

например, в Индии штаты неравноправны, существует их градация, в России

Конституция1993 г. провозглашает равноправие субъектов, но на деле

республики имеют свои конституции и гражданство, тогда как области и края

принимают лишь уставы и собственного гражданства не имеют.

Большую часть территории федеративного государства занимают субъекты

федерации. Наряду с субъектами в состав многих федераций входят и другие

территории: федеральный округ – столица с прилегающими окрестностями,

федеральные территории, федеральные владения. Федеральные территории могут

находиться под управлением федеральных властей, а могут иметь и ту или иную

степень самоуправления. Федеральные владения обычно самоуправления не имеют

(за исключением племенных советов в некоторых странах).

Субъекты федераций часто имеют свои конституции, которые они, в отличие

от автономий, принимают сами. Субъекты федерации могут иметь своё

гражданство, создают своё правительство, возглавляемое избранным

губернатором или формируемое партией, победившей на выборах в местный

парламент, во главе с главным министром штата (Индия). В штатах США, как и

в федерации, коллегии правительства по существу нет, поскольку многие

должностные лица штата, как и губернатор, избираются населением и

губернатору не подчинены (атторней штата, государственный секретарь штата и

др.). В кантонах Швейцарии весь состав правительства избирается

непосредственно гражданами.

Своя судебная система у субъектов федерации имеется в редких случаях,

обычно существует единая федеральная система судов (Россия, Индия и др.).

Субъекты федераций в монархиях, как правило, имеют республиканскую форму

правления (Австралия, Бельгия, Канада), в Малайзии – часть субъектов

управляется по республиканской системе, но большинство субъектов - монархии

во главе с султанами. В ОАЭ все семь субъектов имеют монархическую форму

правления (их главы - эмиры). Штаты (субъекты) иногда имеют свои символы –

герб, флаг, столицу, могут заключать соглашения между собой, но не

политического характера (Австралия, Германия, Швейцария). Они могут

заключать неполитические соглашения так же и с субъектами федераций других

государств, с самими государствами. Есть у них и координирующие органы –

совещания премьер-министров, ассоциация легислатур и др.

Составные части государства, не являющиеся субъектами федерации, своих

конституций не имеют. Иногда они создают местные парламенты, которые обычно

носят совещательный характер и действуют при назначаемом из центра

губернаторе. Владения управляются федеральными органами, «ассоциированные

государства» - это единицы, ответственность за оборону которых и их внешние

сношения несёт правительство США. Несубъекты федерации, за редкими

исключениями, не представлены в верхней палате и иногда посылают одного

представителя в нижнюю палату с правом совещательного голоса. Некоторые из

них бывают представлены в сенате (Бразилия, Нигерия), но с меньшим числом

по сравнению со штатами. В последнее время появилась особая форма

ассоциированного государственного объединения. Примером тому является

Европейское Сообщество.

Различают симметричные и асимметричные федерации. В состав симметричной

федерации входят только субъекты (Германия, Россия), кроме того,

симметричная федерация предлагает полное равенство субъектов. Полностью

симметричных федерация фактически не существует – во всех из них есть какие-

то элементы асимметрии.

Различают также и федерации на основе союза и на основе автономии.

Федерациями первого

рода были СССР и прежняя Югославия. Их субъекты считались суверенными, и в

конституциях признавалось их право на выход из союза. Правда, в конституции

Югославии это положение было сформулировано очень нечётко. В настоящее

время ни одна конституция федеративных государств не признаёт

государственный суверенитет за штатами.

Регионалистское государство. После второй мировой войны сначала в Италии с

принятием конституции 1947 г., затем в Испании, и после изменения

конституции Шри-Ланки (1987 г.) возникла новая форма территориально-

политического устройства государства, которая отличается от сложного

унитарного государства (с автономией) и от федерации: региональстское

государство.

Территория такого государства состоит из автономных образований. Они

могут быть созданы на принципах областной автономии с учётом национальных

моментов (в Испании), а могут совмещать те и другие черты. В Шри-Ланке,

например, это автономия для тамилов, но и другие провинции, населённые

сингалами, обладают такими же правами. Автономные образования имеют статуты

об автономии, которые утверждаются парламентом (некоторые статуты крупных

областей утверждаются парламентом в форме конституционного закона), создают

местные представительные органы с правом издания местных законов, но сфера

местного законодательства устанавливается конституцией государства или

федеральным законом. Имеется свой местный исполнительный орган – комитет,

правление и т.д. (его члены не называются министрами), но в каждую

автономию назначается представитель центра (комиссар, губернатор). Он

контролирует законность действий органов автономии, а иногда наделяется и

более широкими правами, включая право вето и роспуска органов автономии

(Шри-Ланка).

Особыми территориальными единицами публичного характера являются

упоминавшиеся резервации, которые в своих внутренних делах управляются

племенными советами на основе обычаев и традиций (США, Канада, Австралия,

Колумбия и др.), зависимые территории, являются остатками колониализма

заморские департаменты и заморские территории Франции, небольшие,

преимущественно островные, владения Великобритании. Формой зависимости

являются упомянутые выше ассоциированные государства США.

Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемый для достижения

определённых целей (экономических, военных и т.д.). Конфедерация не

обладает суверенитетом, так как создаваемые союзные органы лишь

координируют деятельность входящих в конфедерацию государств и только по

тем вопросам, для решения которых они объединились.

4.Конституционное закрепление политического режима. Виды политических

режимов.

4.Конституционное закрепление политического режима.

Конституция государства определяет название государства, его сущность,

содержание, форму правления, форму государственного устройства и

политический (государственный) режим.

Для примера привожу несколько статей из конституций некоторых

государств.

Конституция Французской Республики.

Статья 1.

Франция является неделимой, светской, социальной, демократической

Республикой…

Конституция Португальской Республики.

Статья 2.

Португальская Республика – демократическое правовое государство,

основывающееся на народном суверенитете, на многообразии демократических

мнений и демократическом политическом плюрализме…

Конституция Итальянской Республики.

Статья 1.

Италия – демократическая республика, основывающаяся на труде.

Конституция Испании.

Статья 1.

1. Испания конституируется как правовое демократическое государство,…

Конституция Ирландии.

Статья 5.

Ирландия является суверенным, независимым и демократическим государством.

Основной закон Федеративной Республики Германии.

Статья 20.

2. Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным

федеративным государством.

Конституция Великого Герцогства Люксембург.

Статья 11.

3. Люксембуржци равны перед законом…

Статья 51.

В Великом Герцогстве действует режим парламентской демократии.

Конституция Австрийской Республики.

Статья 1.

Австрия является демократической республикой. Её право исходит от народа.

Из приведённых выше статей конституций видно, что политический режим

государства закрепляется в конституции прямо в определённой статье или её

части, т.е имеет нормативный характер. Но есть государства, конституции

которых не закрепляют политический режим прямо в конкретной норме, а

содержат в своём тексте принципы тех или иных политических режимов

(разделение властей, верховенство закона, равенство всех граждан перед

законом и т.д.). Например:

Конституция Бельгии.

Статья 10.

В государстве не существует никаких сословных различий.

Бельгийцы равны перед законом…

Статья 36.

Федеральная законодательная власть осуществляется совместно Королём,

Палатой представителей и Сенатом.

Статья 37.

Королю принадлежит исполнительная власть в пределах, определённых

Конституцией.

Конституция Греции.

Статья 1.

3. Вся власть исходит от народа, существует для народа и нации и

осуществляется путём, определяемым Конституцией.

Статья 4.

1. Греки равны перед законом.

Статья 26.

1. Законодательные функции осуществляются Парламентом и Президентом

Республики.

2. Исполнительные функции осуществляются Президентом Республики и

Правительством.

3. Судебные функции осуществляются судами, решение которых исполняются от

имени греческого народа.

Политический режим – это совокупность методов, способов и средств

осуществления политической и государственной власти. Различают следующие

политические режимы:

- демократический;

- либеральный;

- авторитарный;

- тоталитарный.

Демократический режим –это способ организации и осуществления

государственной и политической власти, когда обеспечивается верховенство

народа и в устройстве, и в осуществлении государственной власти, когда

народ является единственным источником власти и реализует её

непосредственно, а так же через формируемые им государственные органы.

Слово «демократия» имеет несколько значений:

- Демократия (от греческого слова demos – народ и kratos - власть) дословно

переводиться как «власть народа»;

- Американский президент Линкольн расшифровал слово демократия как:

«Правление народа, избранное народом для народа».

- Демократия – способ организации власти.

При демократическом политическом режиме народ признаётся источником

верховной демократической власти. Суверенитет народа проявляется в том, что

именно ему принадлежит учредительная власть, конституционная власть в

государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически их

менять, а во многих странах имеет так же право непосредственно участвовать

в разработке и принятии законов с помощью народных инициатив и

референдумов.

Суверенитет народа – важнейший конституционный признак демократии. При этом

следует подчеркнуть,что народ, будучи сложной общностью людей, имеет

определённую структуру, состоит из определённых личностей.

Признаки демократического политического режима:

1. периодическая выборность основных органов государственной власти.

Демократией может считаться лишь то государство, в котором лица,

осуществляющие верховную власть, избираются, причём избираются на

определённый ограниченный срок

2. свободные выборы предполагают соблюдение следующих условий: свободу

выдвижения кандидатур, свободу избирательного права, свободу голосования.

3. Принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству,

при их осуществлении, существование легальной оппозиции. В условиях

демократического режима главная и естественная обязанность большинства –

уважение меньшинства и его права на создание оппозиции. Посредством

оппозиции меньшинство, признавая волю большинства, сохраняет возможность

открыто отстаивать свою точку зрения, что обеспечивает реальный плюрализм

мнений и поиск оптимальных решений общественных проблем. Это делает само

большинство неустойчивым и не даёт его победе перерасти в диктат или

тиранию.

4. Наличие реально функционирующей многопартийной системы. Демократический

режим предполагает беспрепятственную деятельность партий, а так же других

общественно – политических объединений, действующих в рамках

соответствующего законодательства. Политические партии обеспечивают

свободу политического самовыражения различных слоёв и групп, контролируют

друг друга, не допуская монополий какой-либо одной политической силы.

5. Соблюдение принципа разделения властей в системе государственной власти.

Все три ветви – законодательная, исполнительная и судебная – обладают

значительной самостоятельностью по отношению друг к другу, и в то же

время они постоянно взаимодействуют между собой в процессе формирования и

осуществления государственной власти. При разделении властей создаётся

механизм сдержек и противовесов, каждая из властей как бы уравновешивает

друг друга и не даёт одной из них занять господствующие позиции.

6. Гласность в работе властей всех уровней, возможность для каждого

гражданина получить полное представление о существе рассматриваемого

вопроса: право беспрепятственного контроля за деятельностью властей со

стороны любого гражданина, группы граждан или общественного объединения.

7. Верховенство закона во всех сферах жизни общества, формирование

правового государства, т. е. право является силой неподвластной

колебаниям политической коньюктуры и изменениям в соотношении

политических сил.

Либеральный политический режим – это переходный режим от

недемократического к демократическому.

Либерализм как самостоятельное идеологическое течение сформировался на

базе политической философии английских просветителей Дж. Локка, Т. Гоббса,

А. Смита в конце 17 начале 18 века.

Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека

(права на жизнь, свободу, частную собственность), а также с системой

частного владения, либерализм положил в основу своей концепции идеалы

свободной конкуренции, рынка, предпринимательства.

Либерализм исходит из «естественного неравенства» людей, которые даже

при одинаковых условиях непременно покажут разные результаты. Неравенство

либералы рассматривали как естественный биологический, социальный и

исторический факт, обусловленный неравенством способностей, талантов,

трудолюбия людей. В работах многих представителей либерализма равенство

противопоставлялось свободе, а последняя отождествлялась с владением

частной собственности.

Основные идеи либерализма:

1. центральное место в идеологии либерализма занимает идея индивидуальной

свободы. При феодализме личность была полностью подавлена и подчинена

существующему социальному порядку. Выдающиеся мыслители того времени

критиковали такое положение вещей. Они утверждали, что общество – это

механизм, состоящий из автономных и самореализующихся индивидов,

выдвинули и обосновали доктрину естественных прав человека на жизнь,

свободу, собственность. Согласно ей, человек – независимый субъект,

который сам знает, что для него хорошо и что плохо. Понятие свободы

либералы противопоставляют понятию «демократия». «Демократическая

доктрина – суверенитет народа-утверждают они, абсурдна в силу

неопределённости самого термина «народ», прилагаемого к кому и чему

угодно, и её реальный смысл тот, который схвачен Токвилем - «тирания

большинства». Либерализм отрицает, что демократия способна обеспечить

свободу. Демократия, - утверждают они, - ущербна, так как свобода не

должна зависеть ни от кого, в том числе и от большинства, поскольку это

даёт шанс любому демагогу стать деспотом.

2. В политической области высшей ценностью либералы считают право. Главный

тезис – там, где нет законов, нет свободы. Дж. Локк считал, что в основе

свободы лежит право на частную собственность и её неприкосновенность.

3. Равенство граждан перед законом. Демократия в одинаковой степени должна

служить всем классам и способствовать установлению гармонии интересов

различных частей общества.

4. В экономической области либерализм защищал идеалы свободного рыночного

обмена, личной предпринимательской инициативы, «честной конкуренции»,

осуждал всякий протекционизм, выступал против политического вмешательства

в экономическую жизнь. Государству отводилась роль «ночного сторожа»,

охраняющего частную собственность, следящим за порядком и

законопослушанием граждан.

Авторитарный политический режим – самовластие или небольшое число

носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) ли группа лиц

(военная хунта, олигархическая группа и т.д.).

Авторитаризму присущи следующие черты:

1. неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам. При этом

власть может править с помощью законов, но их она принимает по

собственному усмотрению.

2. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не

прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди

широких слоёв населения. Однако он обладает достаточной силой, что бы в

случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить

граждан к повиновению.

3. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и

конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа

партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность

носит формальный характер, они подконтрольны властям.

4. Ограничение выборности государственных органов, ослабление прерогатив

парламента и одновременно наделение широкими полномочиями исполнительно-

распорядительных органов. Фактический отказ от концепции разделения

властей.

5. Отказ от тотального контроля за обществом. Власть занимается в первую

очередь вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного

порядка, обороны и внешней политики.

Воздействие авторитаризма на общественное развитие имеет свои сильные и

слабые стороны. К числу слабых прежде всего относится полная зависимость

политики от главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у

граждан возможности предотвращения политических авантюр или произвола,

ограниченность институтов артикуляции, политического выражения общественных

интересов.

К сильным сторонам авторитаризма обычно относят сравнительно высокую

способность авторитарной власти обеспечить политическую стабильность и

порядок, мобилизировать общественные ресурсы на решение определённых задач,

преодолевать сопротивление политических противников. Всё это делает её

достаточно эффективным средством проведения радикальных общественных

реформ. На примере некоторых авторитарных государств (Южная Корея, Чили,

Китай, Вьетнам и др.) видно, как авторитаризм продемонстрировал свою

экономическую и социальную эффективность, доказал способность сочетать

экономическое процветание с политической стабильностью, сильную власть со

свободной экономикой, личной безопостностью со сравнительно развитым

социальным плюрализмом. Авторитаризм иногда определяют как способ правления

с ограниченным плюрализмом.

Тоталитарный политический режим – полный (тотальный) контроль и жесткую

регламентацию со стороны государства всех сфер жизни и деятельности

общества и каждого человека средствами прямого вооруженного насилия.

Термин «тоталитаризм» происходит от латинского «totalis», что означает

«весь, полный, целый». В политический лексикон его впервые ввёл для

характеристики своего движения Б. Муссолини в 1925году.

Наиболее характерны тоталитаризму следующие черты:

В политической сфере для него характерны:

1. Культ власти, восприятие власти как абсолютной ценности и высшего смысла

человеческого существования.

2. Неограниченная никакими законами монополия одной партии на власть.

Недопущение любого идеологического (неговоря о политическом) инакомыслии.

3. Сращивание партийного и государственного аппарата, когда во главе партии

и государства стоят одни и те же лица, имеющие безграничную власть.

4. Культ вождя, наделённого практически неограниченными полномочиями и

воплощающего не только абсолютно верховную власть, но и «дух нации», её

«историческую судьбу» (как в фашизме или нацизме) или «борьбу народа за

социалистические или коммунистические идеалы» (как при сталинизме). Миф о

всесилии харизматического вождя, его непогрешимости выполнял

интегрирующую функцию, сплачивал нацию и народ на основе господствующих

отношений и ценностей.

5. Фактическое отчуждение граждан от политического процесса, максимальное

ограничение их прав и свобод.

6. Наличие системы террористической тайной полиции, превращение насилия в

главное средство политической борьбы.

В экономической сфере тоталитаризм строится на монопольном контроле

партийно-государственного аппарата над производством и экономикой в целом,

на сверхцентрализованном плановом руководстве и управлении хозяйственной

жизнью.

В духовной сфере важнейшей особенностью тоталитарного политического

режима является доминирующая роль официальной идеологии, ориентированной на

построение нового политического и социального порядка и создание нового

типа личности. Кроме того, характерной особенностью тоталитарного режима

является высокая степень милитаризации всех сфер общественной жизни.

Очевидно, что тоталитарная модель общества является тупиковой, хотя она

и обладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и усилий

для достижения узко ограниченных целей, например, военного строительства

или вы период войны. Но, как показывает исторический опыт, тоталитарный

режим не в состоянии длительное время обеспечивать эффективную

жизнедеятельность общества.

1. Конституционное (государственное) право зарубежных стран.

Учебник. В 4-х томах. Т.2. Отв. ред. Б.А. Страшун. – М.: Издательство Бек,

1995. 448 с.

2. Конституции государств Европейского Союза. Под общей редакцией и со

вступительной статьёй директора Института законодательства и сравнительного

правоведения при Правительстве Российской Федерации Л.А. Окунькова. – М.:

Издательская группа Инфра М – Норма, 1997. – 816 с.

3. Политология: Учеб. метод. Пособие/ Сост. И.А. Черкасов.-П 50 Мн.:ЗАО

«Веды», 1997.-104 с.

Конституция Республики Беларусь: Научно – правовой комментарий. /Под общ.

ред. В. Г. Тихини и др.- Мн.: Беларусь, 1996. – 223 с.

© 2010