На главную

Государство Русь (IX - начало XII в.)


Государство Русь (IX - начало XII в.)

1. Проблема этногенеза русских и создание Древнерусского

государства.

Вопрос об этногенезе русских и роли варягов в создании

государства в историографиии, к сожалению, довольно искусственно

запутан. Выделяются три основных теории.

Норманнская. Начало ее обоснования было положено в XVIII веке

немецким историком Готлибом Байером, в XX веке она получила свое

обоснование в работах Л. Гумилева. Согласно норманнской теории, часть

историков утверждает, что первоначальные русы были варягами,

пришедшими с севера, из Скандинавии, другие, что русы - это племя с

берегов южной Балтики. Этот спор вряд ли удастся разрешить. Речь идет

о гипотезах. Л. Гумилев высказывал мнение, что русы - это скорее

племя южных германцев. Этот народ отличался еще со времен Римской

империи буйным нравом, воинственностью. Славянские племена,

проживавшие на северо-западе, в районе несколько позже возникшего

Новгорода, признали власть норманнского князя и его дружины.

Закрепление на этой территории пришельцев с севера диктовалось

заинтересованностью в борьбе с хазарами, поскольку последние в

отличие от скандинавов стремились полностью ликвидировать

самостоятельность славянских земель, подчинив себе торговые пути к

Балтике. Часть историков связывает с норманнами образование

древнерусского государства - призвание Рюрика с братьями, о чем

сказано в нашей древнейшей летописи "Повесть временных лет".

Основания для этого есть: период с конца VIII по XI век - это время

викингов в Европе. Военная демократия викингов становилась

организующим элементом для появления европейской государственности.

Викинги стимулировали процесс образования государств в Западной

Европе (в XI веке скандинавы образовали Норманнское королевство в

Сицилии). В этом же контексте предлагается рассматривать влияние

варягов (викингов) на Русь.

Таким образом, согласно этой концепции, у истоков этноса

"русские" стояли славяне и русы. От одних идет привязанность к земле,

тихий нрав, от других - воинственность, склонность к насилию. Древняя

Русь одновременно с Западной Европой подошла к рубежу образования

раннесредневекового государства. Призвание варягов стимулировало этот

процесс.

В IX веке князья Рюриковичи расширили территорию своих

владений. В 882 году князь Олег присоединил Киев, объявив его

"матерью городов русских". Расцвет Древнерусского государства

приходится на X век - время княжения Владимира и его сына Ярослава

Мудрого.

Антинорманнская теория утверждает только славянское

происхождение этноса "русские". Начало ее обоснования было положено

М. В, Ломоносовым, в советский период русской истории только эта

теория считалась правильной. Аргументация строилась не на письменных

источниках, а на археологических данных академика Рыбакова.

Согласно антинорманнской концепции русская земля и русские люди

пошли не с северо-запада, позже Новгородская земля, а с территории

среднего Приднепровья. Здесь по берегу реки Рось проживало славянское

племя росов, оно и дало название славянам, объединенным под властью

Киева. Правили в Киеве русские князья, обманным путем Олег умертвил

русских князей Аскольда и Дира, и сам закрепился в южном городе.

Летописные сказания о варяга? Рюриковичах вымышлены и позже внесены в

"Повесть временных лет". Это было сделано с целью доказательства

независимости Руси от Византии, которая претендовала на гегемонию над

Русью. По этой концепции влияние норманнов - русов на Русь ничтожно.

Они не могли насадить здесь свою культуру, законы и

государственность, т. к. сами находились не на более высоком уровне.

Концепция, стоящая на позициях норманнизма, но с иной

аргументацией. Этот взгляд на исходные истоки русского этноса и его

государственности оформился в 90-е годы нашего века в работах Мурада

Аджиева (см. напр.: "Независимая газета", 1994, 11 января), Искандера

Измайлова (см. напр.: "Родина", 1994, №2). Аргументация следующая.

Киев и южное Приднепровье населялись тюркскими народами (печенеги,

хазары, половцы) и никакие южные и восточные славянские племена здесь

не жили. Киев, в переводе с тюркского, "город зятя" был с V века

столицей каганата Украина. Его правители назывались каганами

(хаканами). Степная страна появилась в IV веке в результате великого

переселения народов и просуществовала до XVIII века, до присоединения

Причерноморья и Крыма к России. Киев в IX веке завоевали русы -

варяги, сделав его столицей своего государства. Христианство до

прихода русов уже было распространено среди степняков. Таким образом,

согласно этому взгляду этногенез русских шел при участии русов -

варягов, исконные земли русских - это район Новгорода, а далее

русские выступали как завоеватели. Сердцевина нынешней России,

Московия, населялась народами фино-угорского происхождения, а в

прилегающих территориях, южнее, в степи, жили тюркские народы.

Русские завоевали и уничтожили эти народы и присоединили их

исторические земли. Это произошло в XIV веке. Таков еще один взгляд

на проблему происхождения русских и их исконной земли.

Анализируя современную литературу по данной проблеме, можно

утверждать следующее. В конце VIII - начале IX веков началась эпоха

викингов, когда вследствие избытка населения в бедных скандинавских

странах началась эмиграция на запад и восток. Эмиграция имела на

востоке свою специфику, поскольку там викинги, или, как их здесь

называли, Русь, сталкивались с местным населением, находившимся на

том же цивилиза-ционном уровне, что и они сами; чаще всего

руководители норманнских отрядов заключали союзы с местной знатью,

выгодные обеим сторонам. В то время, как на севере активизировали

деятельность скандинавы, юг все больше вовлекался в орбиту влияния

или прямо под власть хазар' Ни варяги, ни хазары славянам

государственность не принесли, поскольку она возникает прежде всего в

результате определенных процессов внутри самого общества с

возникновением имущественного неравенства и социального расслоения.

Вот и у восточных славян, очевидно, не позже VIII века появились свои

княжения, о которых говорится в "Повести временных лет". Древний

летописец говорит, что свои княжения до "призвания варягов"

существовали у полян (хотя поляне какое-то время зависели от хазар),

древлян, кривичей, словен ильменских и у дреговичей. В отношении

полян летописец, уроженец Киева и его патриот, записал легенды о

князьях, основателях города Кие, Щеке и Хореве и их сестре Лыбеде.

Все эти местные княжения были мало друг с другом связаны и не

могли противостоять ни хазарам, ни варягам. Хазарская угроза была

более сильной, поскольку хазары представляли более сильное

политическое объединение, господствовавшее почти на всей Восточной

Европе. Варяги же здесь никаких завоеваний не делали. Все, что

известно о них, говорит за то, что они утверждались в славянских

землях как союзники местной знати - более самостоятельные на севере и

зависимые от последней на юге. В таких условиях в Восточной Европе

начала складываться новая политическая сила - Древнерусское

государство, или Русь, как его тогда именовали.

Первоначальные русы были скандинавы, пришедшие в Восточную

Европу с севера. По-видимому, в Восточной Европе IX века возникло

несколько княжеств, во главе которых стояли "призванные" русские

князья. Важнейшими из этих политических объединений были Киевское и

северное, в районе несколько позже возникшего Новгорода. Закрепление

в них пришельцев с севера диктовалось заинтересованностью в борьбе с

хазарами. Хазары уже прибрали к рукам волжский путь (булгары волжские

им платили дань) и хотели подчинить себе выходы к Балтике. Поэтому

славяне были заинтересованы в свержении хазарского ига и с этой целью

заключали разного рода союзы со скандинавами.

Главная роль в борьбе с хазарами выпала на долю правителей

Киева, которые уже в первой половине IX века достаточно усилились,

чтобы принять титул хакана. Однако, судя по всему, такое усиление не

было стабильным, тем более что южные князья вступили в противоречие с

северными. Правил ли на севере Рюрик или его наследники,

принципиального значения не имеет. Но о попытках южных князей

закрепиться и на севере (в земле кривичей) известия есть. Поход на

Византию в 860 году южнорусского княжества был предпринят, чтобы

показать свою силу и значимость. Однако поход закончился неудачей.

Несомненно, поражение у Константинополя сказалось весьма отрицательно

на южном княжестве. Попытка показать северу свою силу не увенчалась

успехом. А на севере, по свидетельству летописи, положение стало

более стабильным. Северным князьям был необходим доступ на богатый юг

и далее для торговли в Византию. Южные князья сделали еще одну

отчаянную попытку: они приняли христианство в надежде на помощь со

стороны греков. Это случилось около 867 г. Возможно, принятие

христианства было связано и с миссией славянских просветителей

Кирилла и Мефодия в Крым в 60-х годах IX века. Есть основания

говорить, что после похода 860 г. произошло резкое изменение политики

киевских князей, ставших теперь союзниками Византии и Хаза-рии. Но

именно это явилось одной из причин их дальнейшего поражения в борьбе

с северными князьями. Нет сомнений в общей канве дальнейших событий,

описанных в "Повести временных лет" и связанных, прежде всего с

походом северного князя Олега на юг и захватом им Киева. Олег победил

(отвлекаясь от датировок) ближайших соседей полян - древлян и

северян, из которых последние платили дань хазарам. Затем князь

освободил от хазарской зависимости радимичей. По сути дела есть

основания говорить о русско-хазарской войне при Олеге, причем

союзниками его выступали, согласно восточным известиям, печенеги.

Война Олега с хазарами датируется 80-ми годами IX века. Именно с

конца IX века можно говорить о начале становления государства,

которое получило название Русь и появилось в результате прежде всего

объединения двух главных политических центров восточных славян -

южного с Киевом и северного с Новгородом. Последний и возник в это

время. Олег постепенно присоединил к Киеву большую часть

восточнославянских земель. Так возникло Древнерусское, или Киевское,

государство и "Русская земля, Русь".

2.ГОСУДАРСТВО РУСЬ (IX - НАЧАЛО ХII в.)

Древнерусское государство можно охарактеризовать как

раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь

киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление

страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных

тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен,

возможностью ее вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым

государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с

зашитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с

экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. Именно с

этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику

киевских великих князей.

|Ран| ФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ IX- нач. XII вв. |

|неф| |

| |Великий князь Киевский | |

| |I | |

| |Дружина | |

| |Старшая дружина. Бояре (знать) | |

| |Младшая дружина (гриди) | |

| |1 | |

| |Местные (удельные) князья | |

| |! | |

| |Местная дружина | |

| |1 | |

| |Погосты, становища, волости | |

| | | |

История Киевской Руси, хронологические рамки которой

большинство историков определяют как IX - начало ХП в., условно может

быть разделена на три больших периода. Первый (IX - середина X в.)

-время первых киевских князей. Второй (вторая половина X - первая

половина XI в.) -время Владимира I и Ярослава Мудрого), эпоха

расцвета Киевской державы; третий период - вторая половина XI –начало

XII в.,переход к территориально-политической раздробленности.

ПЕРВЫЕ КИЕВСКИЕ КНЯЗЬЯ (IX - СЕРЕДИНА X в.)

Объединение Новгорода и Киева.

С 862 г. Рюрик, согласно "Повести временных лет", утвердился в

Новгороде. По традиции с этого времени ведут начало русской

государственности. (В 1862 г. в Новгородском кремле был сооружен

памятник тысячелетию России, скульптор М.О. Микешин.) Некоторые

историки считают, что Рюрик был реальной исторической личностью,

отождествляя его с Рюриком Фрис-ландским, который во главе своей

дружины неоднократно совершал походы на Западную Европу. Рюрик

обосновался в Новгороде, один из его братьев, Синеус, на Белом озере

(ныне Белозерск Вологодской обл.), Другой, Трувор - в Изборске

(неподалеку от Пскова). Историки считают имена "братьев" искажением

древнешведских слов: "синеус" -"со своими родами", "трувор" - верная

дружина. Это обычно служит одним из доводов против достоверности

варяжской легенды. Через два года, согласно летописным сведениям,

братья умерли, и Рюрик передал в управление важнейшие города своим

мужам. Двое из них, Аскольд и Дир, совершившие неудачный поход на

Византию, заняли Киев и освободили киевлян от хазарской дани.

После смерти Рюрика в 879 г., не оставившего после себя

наследника (по другой версии им был Игорь, что дало основание

впоследствии в исторической литературе называть династию киевских

князей "Рюриковичами", а Киевскую Русь - "державой Рюриковичей"),

власть в Новгороде захватил предводитель одного из варяжских отрядов

Олег (879-911).

Объединение Киева и Новгорода. Договор Руси с греками. В 882 г.

Олег предпринял поход на Киев, где в это время княжили Аскольд и Дир

(некоторые историки считают этих князей последними представителями

рода Кия). Выдав себя за купцов, воины Олега с помощью обмана убили

Аскольда и Дира и захватили город. Киев стал центром объединенного

государства.

Торговым партнером Руси была могущественная Византийская

империя. Киевские князья неоднократно совершали походы на своего

южного соседа. Так, еще в 860 г. Аскольд и Дир предприняли на этот

раз удачный поход на Византию. Еще большую известность получил

договор Руси и Византии, заключенный Олегом.

В 907 и 911 г. Олег с войском дважды успешно воевал под стенами

Константинополя (Царырада). В результате этих походов были заключены

договоры с греками, составленные, как записал летописец, "на двое

харатьи", т.е. в двух экземплярах - на русском и греческом языках.

Это подтверждает, что русская письменность появилась задолго до

принятия христианства. До появления "Русской Правды" складывалось и

законодательство (в договоре с греками упоминалось о "Законе

русском", по которому судили жителей Киевской Руси). Согласно

договорам, русские купцы имели право месяц жить за счет греков в

Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия. При

этом купцы должны были иметь при себе письменные документы и заранее

предупреждать византийского императора о своем приезде. Договор Олега

с греками обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и

продажи ее на рынках Византии.

При Олеге в состав его державы были включены и стали платить

дань Киеву древляне, северяне, радимичи. Однако процесс включения

различных племенных союзов в состав Киевской Руси не был

единовременной акцией.

Князь Игорь. Восстание древлян.

После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь (912-945). В его

княжение в 944 г. был подтвержден договор с Византией на менее

выгодных условиях. При Игоре произошло первое народное возмущение,

описанное в летописи, - восстание древлян в 945 г. Сбор дани в

покоренных землях осуществлял варяг Свенельд со своим отрядом. Их

обогащение вызвало ропот в дружине Игоря. "Князь, - говорили

дружинники Игоря, - воины Свенельда богато изоделись оружием и

портами, а мы обеднели. Пойдем собирать дань, и ты получишь много и

мы".

Собрав дань и отправив обозы в Киев, Игорь с небольшим отрядом

вернулся обратно, "желая больше имения". Древляне собрались на вече

(наличие собственных княжений в отдельных славянских землях, а также

вечевых сходов говорит о том, что в Киевской Руси продолжалось

становление государственности). Вече решило: "Повадится волк к овцам,

то перетаскает все, если не убить его". Дружину Игоря перебили, а

князя казнили.

Уроки и погосты.

После смерти Игоря его жена Ольга (945-964) жестоко отомстила

древлянам за убийство мужа. Первое посольство древлян, предлагавшее

Ольге взамен Игоря в качестве мужа своего князя Мала, было заживо

закопано в землю, второе сожжено. На поминальном пиру (тризне) по

приказу Ольги были перебиты подвыпившие древляне. Как сообщает

летопись, Ольга предложила древлянам дать в качестве дани по три

голубя и три воробья с каждого двора. К ногам голубей была привязана

зажженная пакля с серой; когда те прилетели в свои старые гнезда, в

древлянской столице вспыхнул пожар. В результате выгорела столица

древлян Искоростень (ныне город Коростень). В огне пожара погибли, по

летописи, около 5 тысяч человек.

Жестоко отомстив древлянам, Ольга вынуждена была пойти на

упорядочение сбора дани. Она установила "уроки" - размер дани и

"погосты" - места сбора дани. В княжение Игоря и Ольги к Киеву были

присоединены земли тиверцев, угличей и окончательно - древлян.

Походы Святослава.

Одни историки считают Святослава (964-972) -сына Ольги и Игоря

талантливым полководцем и государственным деятелем, другие

утверждают, что это был князь-авантюрист, видевший цель своей жизни в

войне. Перед Святославом стояла задача защитить Русь от набегов

кочевников и расчистить торговые пути в другие страны. С этой задачей

Святослав справлялся успешно, что подтверждает справедливость первой

точки зрения.

Святослав в ходе своих многочисленных походов начал

присоединение земель вятичей, нанес поражение Волжской Болгарии,

покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно

воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, овладев Тмутараканью

на Таманском полуострове, отразил натиск печенегов. Он попытался

приблизить границы Руси к Византии и включился в болгаро-византийский

конфликт, а затем повел упорную борьбу с константинопольским

императором за Балканский полуостров. В период успешных военных

действий Святослав даже подумывал о перенесении столицы своего

государства на Дунай в город Переяславец, куда, как он считал, будут

"сходиться блага из разных стран": шелк, золото, утварь Византии,

серебро и скакуны из Венгрии и Чехии, воск, мед, меха и пленные рабы

из Руси. Однако борьба с Византией окончилась неудачно, Святослав был

окружен стотысячным греческим войском. С большим трудом ему удалось

уйти на Русь. Был заключен договор с Византией о ненападении, но

дунайские земли пришлось вернуть.

По дороге в Киев Святослав в 972 г. попал в засаду, которую

печенеги устроили у днепровских порогов, и был убит. Печенежский хан

приказал сделать из черепа Святослава чашу, окованную золотом, и пил

из нее на пирах, считая, что к нему перейдет слава убитого. (В 30-е

гг. XX в. при строительстве Днепрогэса на дне Днепра были обнаружены

стальные мечи, которые, как предполагают, принадлежали Святославу и

его дружинникам.)

РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ (КОНЕЦ X - ПЕРВАЯ ПОЛОвина XI в.)

Владимир I. После гибели Святослава великим киевским князем

стал его старший сын Ярополк (972 – 980). Его брат Олег получил

древлянскую землю.

Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни

Малуши, ключницы княгини Ольги (сестры Добрыни), получил Новгород. В

начавшейся через пять лет между братьями междоусобице Ярополк разбил

древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою.

Владимир вместе с Добрыней бежал "за море", откуда через два

года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит.

Владимир занял великокняжеский престол.

При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян

объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены

вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило

дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и

старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была

решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты

рурских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для

этого по рекам Десна, Осетр, Сула, Стугна был сооружен ряд крепостей.

Видимо, здесь, на границе со степью, находились "заставы

богатырские", защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю

легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри.

Принятие христианства. В 988 г. при Владимире I в качестве

государственной религии было принято христианство. Христианство, как

повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его

проповедовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников

Христа. В начале нашей эры апостол Андрей - старший брат апостола

Петра отправился в Скифию. Как свидетельствует "Повесть временных

лет", апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил

на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет "матерью

городов русских". Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где,

по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику

и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях

отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и

Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство постепенно

входило в жизнь древнерусского общества.

Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Кор-

суни (Херсонесе) - центре византийских владений в Крыму (Херсонес

располагается в черте нынешнего Севастополя). Ему предшествовало

участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия II

с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил

своего обязательства - отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда

Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в

обмен на крещение "варвара", которого давно привлекала греческая

вера.

Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в

крещении Руси именуется "равноапостольным".

Ярослав Мудрый. Двенадцать сыновей Владимира I от нескольких

браков управляли крупнейшими волостями Руси. После его смерти

киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015-1019). Во

вспыхнувшей междоусобице по приказу нового великого князя безвинно

были убиты братья - любимец Владимира и его дружины Борис Ростовский

и Глеб Муромский. Борис и Глеб были причислены русской церковью к

лику святых. Святополк за свое преступление получил прозвище

Окаянный.

Против Святоцолка Окаянного выступил его брат Ярослав,

княживший в Новгороде Великом. Незадолго до смерти отца Ярослав

сделал попытку не подчиниться Киеву, что говорит о появлении

тенденций к дроблению государства. Опираясь на помощь новгородцев и

варягов, Ярослав в жесточайшей усобице сумел изгнать "Святошку

Окаянного" - зятя польского короля Болеслава Храброго - из Киева в

Польшу, где Святополк пропал без вести.

При Ярославе Мудром (1019-1054) Киевская Русь достигла

наивысшего могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось

обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г. после успешного

похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского

озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в

Прибалтике. После смерти брата Мстислава Тмутараканского в 1035 г.,

владевшего с 1024 г. землями к востоку от Днепра, Ярослав

окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.

При Ярославе Мудром (1019 –1054) Киев превратился в один из

крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По

дошедшим свидетельствам, в городе было около четырехсот церквей и

восемь рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав ранее

разбил печенегов, был возведен Софийский собор - храм, посвященный

мудрости, божественному разуму, правящему миром. Тогда же, при

Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота - парадный въезд в

столицу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и переводу

книг на русский язык, обучению грамоте.

Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые

назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя

Иллариона - русского по происхождению. Сам князь назывался, подобно

византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в.

на стене Софийского собора. Над саркофагом, выполненным из целого

куска мрамора, в котором похоронен Ярослав, можно прочесть

торжественную запись "об успении (смерти) царя нашего.

При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного

признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие

королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской

принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским и

норвежским королями. Польский король женился на сестре великого

князя, а внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Сын

Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора

Константина Мономаха. Отсюда прозвище, которое получил сын Всеволода,

- Владимир Мономах. Митрополит Илларион справедливо писал о киевских

князьях: "Не в плохой стране были они владыками, но в русской,

которая ведома и слышима во всех концах земли".

Социально-экономический строй Киевской Руси. Земля была в те

времена главным богатством, основным средством производства.

Распространенной формой организации производства стала

феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение,

передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был

князь или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими

вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не

подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские

общины платили дань в пользу государства великому князю.

Все свободное население Киевской Руси носило название "люди".

Отсюда термин, означающий сбор дани, - "полюдье". Основная масса

сельского населения, зависимого от князя, называлась "смердами". Они

могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в

пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в

вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли

личную свободу. Одним из путей закабаления свободного населения было

закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов

в долг "купу" - часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой

категории населения - закупы. Закуп должен был работать на своего

кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг.

Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были

рабы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа

пленников, и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий

уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно широкое

распространение в Киевской Руси. Однако господствующей системой

производственных отношений был феодализм.

Процесс экономической жизни Киевской Руси слабо отражен в

исторических источниках. Очевидны отличия феодального строя Руси от

"классических" западноевропейских образцов. Они заключаются в

огромной роли государственного сектора в экономике страны – наличии

значительного числа свободных крестьянских общин,находившихся в

феодальной зависимости от великокняжеской власти.

Переход к удельной раздробленности (вторая половинаXI- начало

XII в.)

"Очередной" порядок престолонаследия.

Умирая, Ярослав Мудрый разделил территорию державы между пятью

своими сыновьями и племянником от умершего старшего сына Владимира.

Он завещал наследникам жить в мире и любви и слушаться во всем

старшего брата Изяслава. Такой порядок передачи престола к старшему в

роду, т.е. от брата к брату, а после смерти последнего из княживших

братьев старшему племяннику, получил название "очередного" или

"лествичного" (от слова "лестница"). Киевский престол, таким образом,

должен был занимать старший в роду Рюриковичей князь.

Сложность династических счетов, с одной стороны, рост

могущества каждого отдельного княжества, с другой, личные амбиции, с

третьей, неминуемо вели к княжеским усобицам. Богатство же отдельных

княжеств основывалось, прежде всего, на богатстве местных

землевладельцев - бояр, а также доходов, собираемых князем с

подчиненных крестьянских общин.

Любечский съезд. Со смертью в 1093 г. последнего из

Ярославичей - Всеволода в соответствии с лествичным порядком

престолонаследия власть над Киевом перешла к старейшему в роду

Святополку II Изяславичу (1093-1113). Новый князь не сумел справиться

с усобицами, противостоять половцам. Более того - он был человеком

корыстолюбивым, очень неразборчивым в средствах укрепления власти.

Taк при нем широко велась спекуляция хлебом и солью, процветало бес.

Контрольное ростовщичество.

Наиболее популярным на Руси в то время был Владимир

Всеволодевич Мономах. По его инициативе в 1097 г. состоялся Любечский

съезд князей. Было принято решение прекратить усобицы и провозглашен

принцип "Каждо да держит отчину свою". Однако усобицы продолжались и

после Любечского съезда.

Внешний фактор, а именно необходимость отпора появившимся в

середине XI в. в южнорусских степях кочевникам - половцам, еще

удерживал на некоторое время Киевскую Русь от распада на отдельные

княжества. Борьба была нелегкой. Историки насчитывают около 50

половецких вторжений с середины XI до начала XIII в.

Владимир Мономах. После смерти Святонолка II в 1113г. вспыхнуло

восстание в Киеве. Народ громил дворы княжеских управителей, крупных

феодалов и ростовщиков. Восстание бушевало четыре дня. Киевские бояре

призвали на великокняжеский престол Владимира Мономаха (1113-1125).

Владимир Мономах вынужден был пойти на определенные уступки,

издав так называемый "Устав Владимира Мономаха", ставший еще одной

частью "Русской Правды". Устав упорядочил взимание процентов

ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал

переход в холопство. Большое место в этом законодательстве Мономах

уделил правовому положению закупов, что говорит о том, что

закушшчество стало очень распространенным институтом и закабаление

смердов шло более решительными темпами.

Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю

Русскую землю, несмотря на то, что признаки дробления усиливались,

чему способствовало затишье в борьбе с половцами. При Мономахе

укрепился международный авторитет Руси. Сам князь был внуком

византийского императора Константина Мономаха. Его женой стала

английская принцесса. Не случайно Иван III, великий князь московский,

который любил "ворошить летописцы", часто обращался к княжению

Владимира Мономаха. С его именем связывали и появление на Руси короны

русских царей - шапки Мономаха, и преемственность власти русских

царей от константинопольских императоров. При Владимире Мономахе была

составлена начальная русская летопись "Повесть временных лет". Он

вошел в нашу историю как крупный политический деятель, полководец и

писатель.

Сыну Владимира Мономаха – Мстиславу Великому (1125-1132)

удавалось еще некоторое время удерживать единство русских земель.

После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на

полтора десятка княжеств-государств. Наступил период, получивший в

истории название периода раздробленности или удельного периода.

3.Русь языческая

В древних поселениях восточных славян почетное место занимали

языческие святилища — целый комплекс сооружений. Обычно несколько в

стороне от жилья и княжеского двора, где-нибудь на холме, на

возвышенном месте, на берегу реки, устраивалось капище -жертвенник.

Капища могли находиться под обыкновенным навесом или быть даже вовсе

открытыми. Сооружались они из каменных плит или песчаника, имели

круглую или овальную форму и были обращены на восток, навстречу

первым лучам солнца. В них поддерживался священный огонь, и отблески

его падали на окружавших капище идолов — изваяния языческих богов,

сделанные из дерева, камня и металла.

Археологи откопали несколько таких, чудом сохранившихся,

изваяний. Самым известным считается так называемый Збручский идол —

его нашли близ города Гусятина, у притока Днестра — реки Збруч. Это

четырехгранный столб из известняка, высотой около трех метров. Каждая

сторона разделена на три яруса: верхний посвящен богам, средний —

людям и земле, нижний — преисподней. На гранях столба — под одной

шапкой — четыре фигуры во весь рост, две из них женские. У каждой

фигуры — свои символы: сабля, конь, турий рог, кольцо и др. Какие

божества изображены на столбе, остается загадкой, которую вот уже

более столетия стремятся разгадать ученые, предлагая самые разные

версии. То ли перед нами четверка богов-охранителей, обращенная к

четырем сторонам света (боги востока, севера и т. д.), то ли одно

четырехглавое (или четырехликое) божество, символически воплощающее

модель мира, как его представляли древние люди. Збручский идол

датируют X веком (ныне этот памятник находится в Краковском музее).

Древние святилища нередко устраивали среди священных деревьев,

иногда в целых рощах; особым поклонением пользовались могучие дубы и

старые дуплистые деревья. Там и сям лежали священные камни.

Живописный вид требищ, величественная картина, открывающаяся на

окружающие просторы, должны были возбуждать в людях священные

чувства. Сюда стекались жители окрестных мест для совершения треб —

религиозных обрядов, молений, торжественных поминальных тризн; отсюда

они обращались к богам с просьбами или словами благодарности.

Языческие требы бывали шумными, нередко они выливались в массовые

обрядовые празднества. Авторы — правоверные христиане с негодованием

писали об этих «кумирских празднованиях», «бесовских игрищах»,

«веселиях сатанинских», когда на всю округу раздавался рев труб,

звенели бубны и гусли, слышалось «гуденье» (игра на гудках) и пение

бродячих артистов — скоморохов — и происходило всеобщее «скаканье» и

«плясанье». Важнейшую и серьезнейшую часть треб составляли

жертвоприношения. Они совершались по разным поводам и посвящались

богам. Следы их — в виде множества обгорелых костей и черепов

животных, остатков угля и золы, обломков культовой посуды — археологи

находят и в наши дни при раскопках древних святилищ. Письменные же

памятники сохранили свидетельства страшного обычая — человеческих

жертвоприношений. Рассказ об одном таком событии мы находим в

летописи под 983 годом (то есть всего за пять лет до принятия Русью

христианства). После успешного похода князь Владимир захотел отметить

победу жертвой в благодарность богам. Старцы и бояре, следуя обычаю,

решили, что нужна человеческая жертва, а для выбора ее положились на

жребий. Он выпал на «прекрасного лицом и душою» юношу, сына жившего в

Киеве варяга-христианина. Когда за ним пришли, отец воспротивился и

произнес по адресу языческих богов обличительную речь: «Не боги это,

а просто дерево. Нынче есть, а завтра сгниют. Не едят они, не пьют и

не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева... Не дам

сына». Тогда княжеские посланцы разрушили дом, его хозяева были

погребены под развалинами. I Обычай приносить в жертву скот и птицу

долго держался в разных местах Руси даже после принятия христианства,

и еще в середине XVI века архиепископ Новгородский и Псковский

жаловался Ивану Грозному по этому поводу.

Впервые попытка зафиксировать на общегосударственном уровне

высший круг языческих божеств принадлежит, судя по «Повести временных

лет», князю Владимиру Святославичу. Согласно летописи, Владимир велел

поставить на холме возле княжеского теремного двора идолов Перуна,

Хорса, Дажьбога, Стри-бога, Симаргла, а под холмом — «скотьего бога»

Белеса (Волоса).

С появлением новой религии языческим богам пришлось туго.

Христианизация Руси происходила весьма активно, для этого постарались

стереть с лица земли ненавистные христианам символы «поганской веры»

— языческие святилища, капища и идолов. Князь Владимир, перед тем как

крестить киевлян, «разрушил храмы идольские со лжеименными богами»,

«требища всюду раскопал и посек и идолов сокрушил» и только после

этого призвал жителей собираться у реки для совершения нового обряда,

а затем велел ставить церкви по тем местам, где прежде возвышались

кумиры.

Так были подрублены основания привычно, столетиями

отправлявшейся народом языческой обрядности.

Крещеную Русь, однако, было трудно заставить полностью забыть и

отбросить языческое прошлое. «Скверные молбища идольские»

восстановить было невозможно, но в разных местах земли, и не только в

отдаленной глухомани, люди продолжали поклоняться, как своим богам,

лесу и камням, рекам и болотам, источникам и горам, солнцу и

звездам... А память о языческом пантеоне закрепилась в народном

языке: в пословицах и приметах, в названиях урочищ, сел, рек... Следы

той же памяти обнаруживаются в разных предметах народной культуры —

узорах на кружевах и тканых изделиях, украшениях домов, символических

изображениях на домашних вещах. Что же мы сегодня знаем о богах,

занимавших некогда места на древнерусском языческом Олимпе и

свергнутых затем силами христианства?

Прямых источников у нас крайне мало, и приходится

довольствоваться отрывочными, попутными, нередко — сбивчивыми

упоминаниями о древней религии славян в сочинениях греческих авторов,

в записках европейских и арабских путешественников, в обличительных

высказываниях русских книжников. Ценнейшие данные предоставляют

археологи, раскапывая и реконструируя древние капища, извлекая из

глубины культурного слоя изваяния идолов и культовые предметы. Очень

важны исследования этнографов и лингвистов, свидетельствующие о живой

связи веровании и религиозных представлении русских, белорусов,

украинцев в XVIII—XX веках с древними истоками языческой религии.

И еще один бесценный источник: язычество восточных славян, при

всех его неповторимых особенностях, есть лишь ветвь общеславянского,

шире — общеиндоевропейского, более того — общечеловеческого древа

языческой религии и мифологии. Обращаясь к другим ветвям —

родственным в первую очередь (западно- и южнославянским, балтским,

скандинавским), мы находим здесь материал для сравнений, для

восстановления навсегда, казалось бы, утраченных элементов язычества

Древней Руси.

Многое, очень многое остается неясным. В науке накопилось

немало предположений, догадок, противоречивых толкований, ученые

ведут дискуссии, медленно, шаг за шагом продвигаясь к истине.

4.РУСЬ ДВОЕВЕРНАЯ

С принятием христианства многое изменилось в народной жизни — в

повседневном быту, в культуре, в обычаях и понятиях русских людей о

мире.

Место языческих капищ с идолами заняли церкви со священными

изображениями на иконах и фресках. Языческие тризны с

жертвоприношениями сменились богослужениями и молитвами. Вместо

жрецов и волхвов явились священники. Тем самым полностью сменилась

вся внешняя форма религиозной жизни.

Другим стало и ее внутреннее содержание: вместо языческого

многобожия пришло и утвердилось понятие единого Бога, все

сотворившего и над всем властвующего; постепенно входили в сознание

представления о Сыне Божием Иисусе Христе, распятом, воскресшем и

вознесенном на небо, о его апостолах — учениках и последователях, о

Богородице и святых, об ангелах, дьяволе и бесах. Языческая культура,

как правило, культура бесписьменная, бескнижная. Христианство

принесло книги, в первую очередь — религиозные: Библию, жития святых,

поучения отцов Церкви (богословов-философов) и другие, а за ними —

сочинения исторического содержания, о природе, о чужих странах... С

книгами, иконами и фресками, с церковными службами и проповедями в

сознание русских людей всех сословий постепенно входили идеи и лица

Ветхого и Нового Заветов, деятели Православной Церкви и мировой

истории, персонажи мировой (а затем и русской) литературы. Мощный

поток новых для Руси литературных сюжетов, легенд, сказаний стал

распространяться письменным и устным путем. Языческую мифологию все

настойчивей вытесняла новая религия — христианская. Постепенно в быт

внедрялись новые, христианские праздники и обряды. Нередко они

как бы подстраивались под прежние, языческие. Так в народном

праздничном календаре возникли пары: Коляда — Рождество

Христово, Семик — Троица, Иван Купала — Иоанн Креститель и другие.

Люди, привыкшие по разным бытовым поводам обращаться к языческим

божествам и духам, включили теперь в число своих чудесных

покровителей и помощников новые силы — Бога и Богородицу, ангелов и

святых. Привычные, традиционные языческие верования смешивались с

новыми, христианскими. Происходили напластования: на христианских

святых переносились свойства и дела языческих персонажей (см. далее

раздел о святых). Народ в основной своей массе не мог воспринять

православную религию во всей сложности ее вероучения: такое было под

силу лишь сравнительно небольшому кругу образованных людей. Для

большинства же новая религия выступала в довольно-таки упрощенных

формах: в виде некоторого набора доступных понятий и образов, ставших

привычными обрядов, повседневных молитв, регулярных посещений церкви.

Народу оказались близки многие моральные нормы христианского учения,

выраженные в виде кратких формул: заповеди Моисея («Почитай отца

своего и матерь свою», «Не убий», «Не укради» и другие), в

Нагорной проповеди Христа («Блаженны милостивые, потому что они

помилованы будут»; «Блаженны миротворцы, потому что они будут

наречены сынами Божиими»), в молитвах («Отче наш...», «Пресвятая

Троица...»). Сама Православная Церковь, хотя и воевала с язычеством,

немало восприняла от него, от его миросозерцания и обрядности. Люди

Древней Руси не могли не ощущать сходства новой веры со старой. Оно

проявлялось прежде всего в понятиях о высшей силе, которая создала

мир и управляла им, о постоянной борьбе добра и зла и о возможности

средствами обрядов, молитв, магии воздействовать на них... По мнению

многих ученых, в народном сознании произошла не перемена веры, а

присоединение новой веры к старой. Язычество частью отмирало, частью

сохранялось, изменяясь со временем, частью же внедрялось в народное

православие. В итоге сложилось такое религиозное, духовное

общество,веру которого на западе стали называть двоеверием.

5.Сравнения русской истории с историей западных европейских

государств относительно начала становления

К историческим, бытовым (фактическим) отличиям присоединились,

что очень удивительно для мыслящего наблюдателя, совершенно

соответственные отличия физические и нравственные.

Физические: пространство, народонаселение, его плотность,

почва, климат, положение, система рек.

Нравственные: народный характер, религия, образование.

Рассмотрим, как эти отличия содействовали к произведению

одинаковых явлений и следствий с историческими, вышеперечисленными.

I. Пространство. Такая обширная страна, как Россия

Ярославова (между Балтийским морем, Польшей, Карпатскими

горами, Новороссийскими степями, Волгой и даль

ним Севером), страна в несколько раз более Франции, Англии

, Ломбардии, Ирландии, не могла быть вдруг, подобно

им, завоевана; пройти это пространство взад и вперед, вдоль

и поперек — недостанет жизни одного поколения, а покорить, содержать

в повиновении, тем более. Так и было.

Монголы после прошли ее, правда (и то в немногих направлениях),

но монголы ходили многочисленным войском,

почти целым народом, а норманны могли набегать только

артелями, с которых было довольно временной дани.

Итак, пространство представило невозможность быстрого

завоевания, а другое следствие от этой причины было следующее: земли

свободной было много, не так как на Западе, и никто не дорожил ею, ни

князь, ни бояре, ни местное население. Бери всякий, сколько хочешь, —

на что же было отнимать, насиловать? За что враждовать?

Обстоятельство весьма важное!

II. Народ туземный (славянский) был очень многочислен и

един по своему происхождению, — чего также не представит

ни одна страна того времени, Галлия, Британия, Италия, заселенные

раньше, получившие много разнородных обитателей.

Это единство сообщало ему твердость, доставляло влияние, которому

невольно подчинились малочисленные пришельцы. Норманны растворились в

славянском населении, подобно капле вина в сосуде воды, так что их

стало не видно, лишь только прекратились северные выселки, и они

остались одни, то есть, после Ярослава. А на Западе наоборот: там

взяли преимущество пришельцы и наложили свою печать на туземцев. Там

галлы, в известных отношениях, стали франками, а у нас варяги-русь

превратились в славян.

Надобно, впрочем, прибавить, что славяне, восприяв в недра свои

норманнов, удержали при себе доставленные ими дары, гражданство и

христианство.

Заметим еще вот что: многочисленность всегда внушает уважение к

себе. Князья, и особенно их мужи, находясь часто с немногими

помощниками, вдали от своих жилищ, среди многолюдных обществ, в

невыгодной для себя пропорции, должны были, естественно, из опасения,

воздерживаться от лишних притеснений, если бы даже когда и

представлялся им повод или случай, что и содействовало к поддержанию

доброго согласия и приязни между пришельцами и туземцами.

III. Заселение не сплошное, но разделенное лесами, степями,

болотами, реками, без больших дорог, при трудных

сообщениях, препятствовало в IX столетии всякому потоку

завоевания и также воздерживало завоевателей. Нельзя было

вдруг идти далее, не осмотревшись на месте, а это требует

времени. Все походы производились по рекам, а страны, ле-

жавшие вдали от оных, в глуши, по сторонам, в заволочьях,

оставались долго в покое, пока князья распространились по

всем городам, откуда уже могли, на досуге, ходить направо

и налево.

IV. Земля бедная, обильная только главными естественны

ми произведениями, удовлетворяющими первым нуждам, голоду и жажде, и

то за труд, с потом и кровью, земля, не

доставлявшая никакого излишка, не привлекала завоевателей.

Что взять было князьям, боярам, от ее бедных жителей? Они

спешили на промысел в другие богатые места, под Царьград,

к берегам Черного и Каспийского морей. Уже только тогда,

как пути были преграждены, ни домой на Север, ни в Гер-

цию на юг, и деваться было некуда, они, между тем, при-

выкнув к земле и жителям, остались жить на неблагодарной

почве. Совсем не то на Западе, где пришельцы нашли себе

рай земной, в сравнении с их отчизной, из которого некуда

им было желать более.

V. Климат суровый, холодный, заставлял обитателей жить

дома, около очагов, среди семейств, и не заботиться о делах

общественных, делах площади, куда выходили они только в крайней

нужде, предоставляя все с охотою князю и его боярам, чем устранялось

всякое столкновение и раздоры.

VI. Положение ровное, без гор, одинаковое, содействовало

одинаковости отношений, гражданскому равенству — везде

одни и те же выгоды и невыгоды. Некому и нечем было вос-

пользоваться. Феодалу негде было бы выстроить себе замка,

он не нашел бы себе неприступной горы, да и камня нет на

строение, а только сгораемый лес.

VII. Система рек, текущих внутри земли, странное отде-

ление от всех морей (Белого, Балтийского, Черного и Кас-

пийского), вследствие принадлежности устьев иноплеменни-

кам, мешали туземцам приходить в соприкосновение с дру-

гими народами, получать новые понятия, узнавать чужие вы

годы и невыгоды и судить о своих. Мы оставались одни и

шли своей дорогой, или, лучше, сидели дома, в мире и

покое, и подчинились спокойно первому пришедшему.

Различия нравственные:

VIII. Характер славянский. Нет нужды входить здесь в

доказательства, что одни свойства имеет северный человек,

другие южный, западный, восточный; что кровь у одного об-

ращается быстрее, чем у другого; что каждый народ имеет

свой характер, свои добродетели и свои пороки. Славяне

были и есть народ тихий, спокойный, терпеливый. Все древ-

ние писатели утверждают это о своих славянах, то есть за-

падных. Наши имели и имеют эти качества еще в высшей

степени. Потому они и приняли чуждых господ без всякого

сопротивления, исполняли всякое требование их с готовнос-

тью и не раздражали ничем. Поляне платили дань хозарам,

пришел Аскольд — стали платить ему, пришел Олег — точно

так же. «Кому вы даете дань?» спрашивает Олег северян.

«Хазарам». «Не давайте хазарам, а давайте мне», — и севе-

няне начали давать ему.

Такая безусловная покорность, равнодушие, противоположные

западной раздражительности, содействовали к сохранению доброго

согласия между двумя народами, слившимися вскоре воедино. (Только в

самых крайних случаях они стояли за себя: так, древляне убили Игоря,

так, словене разделались с буйной дружиной Ярослава. Пришельцы

понимали это и не доводили до крайностей.)

IX. Религия. Варяги-язычники встретились у нас со сло-

венами-язычниками, и оставляли одни других в покое. А за-

падные завоеватели встретились с христианами и начали действовать

друг против друга, — новый источник ненависти, которого у нас не

было.

Впоследствии варяги приняли христианскую веру и распространили

ее между славянами, принявшими ее так же, по своему характеру, без

сопротивления, по крайней мере, большей частью, а на Западе наоборот.

У нас пришельцы сообщили религию туземцам, а там туземцы пришельцам.

И вера принята у нас восточная, во многом противоположная

религии западной. Те получили ее из Рима, а мы из Константинополя. Не

место заниматься здесь разбором отличий между обеими церквями; укажем

только на те, которые соответствуют вышеописанным политическим

отличиям: западная более стремится вовне, восточная углубляется

внутрь; у них пропаганда, у нас сохранение; у них движение, у нас

спокойствие; у них инквизиция, у нас терпимость. Действуя вовне,

западная церковь вошла по необходимости в соприкосновение со светской

властью и получила на время преимущество над ней, а наша, углубляясь

внутрь, оставила светскую власть действовать, как ей угодно.

X. Образование. У западных племен, к которым пришли

завоеватели, уже было образование, — и гражданское, и умственное, —

кроме религиозного, о котором мы сейчас говорили. Каково же было им

расстаться с этими сокровищами в жертву варварам! А у нас

гражданского образования не было никакого, а только семейное,

домашнее, которого пришельцы не коснулись. Новое гражданское

образование привито у нас к дереву свежему, дикому, а там к старому и

гнилому. Их здание выстроено на развалинах, а наше на нови. Мы

получили гражданское образование от пришельцев, а западные племена

дали им.Столько различий положено в основание Русского государства

сравнительно с западными! Не знаешь, которые сильнее: исторические,

физические или нравственные! Каковы же они вместе, действуя одно на

другое, укрепляя себя взаимно, приводя к одному концу!

Эти различия развивались впоследствии и представляли из Русской

Истории, при общем (родовом) ее подобии, при единстве цели,

совершенную противоположность с историей западных государств, что

касается ее путей, средств, обстоятельств, формы происшествий, —

противоположность, которую представляет наша жизнь и теперь, несмотря

на все усилия, преобразования, перевороты, время.

Вот что надо иметь непременно в виду, скажем здесь к стати,

рассуждая о Русской Истории, в каком бы то ни было ее периоде,

произнося приговор ее событиям, разбирая ее достоинства и недостатки,

хваля и порицая действующие лица, изъявляя желания или опасения для

будущего времени.

© 2010