На главную

История образования Москвы


История образования Москвы

«Из истории народного образования города Москвы»

В феодальной Москве письменность и образование были привилегиями

духовенства и знати. В московских и подмосковных монастырях, княжеских и

боярских домах велась переписка и перевод книг, подготовка книжных писцов

из монахов и светских доброхотов. Мальчиков обучали книжным хитростям в

монастырских и церковных школах и на основании договора у частных мастеров

грамоты.

Деловые бумаги того времени – завещательные письма, межкняжеские договоры

и др., а также летописи и летописные своды конца 14 нач. 15вв.

свидетельствуют о распространении не только церковной грамотности. В Москве

читали, кроме церковных книг, светские прозаические и поэтические

произведения – «Слово о полку Игореве», «Задонщину», «Слово о Мамаевом

побоище», и др.

С конца 15 в, когда Москва превращается в столицу русского

централизованного гос-ва. Для приказов , новых административных учреждений

требовались образованные дьяки, подъячие, переводчики, писцы. Грамотность и

образование все глубже проникает в среду дворянства и состоятельных слоев

купеческого и ремесленного населения. Большое влияние на развитие культуры

и просвещения оказало возникновение в сер. 16 века книгопечатания в Москве

.

Москва с древнейших времен являлась центром русского книжного дела.

Старейшая известная московская рукописная книга – Сийское евангелие 1339г.

В 14 –16вв. в Москве работали рукописные мастерские, тесно связанные со

школами рус. живописцев Феофана Грека, Андрея Рублева и др. В сер. 16в.

около 1553г. в Москве в Китай-городе основан печатный двор – первая

московская государственная типография. Первые книги изданные здесь не имели

выходных данных, поэтому типографию называют еще и « анонимная типография».

1 марта 1564г. И.Федоров и Петр Мстиславец в гос. Моск. Типографии Печатный

двор выпускают первую точно датированную и имеющую выходные данные

печатную книгу «Апостол» - образец высокого типографского искусства. До

конца 17в. здесь было напечатано свыше 500 книг, среди которых были

светские книги , в том числе – учебники.

В 17в. рукописные учебные пособия ( псалтыри, часословы, азбуковники) все

более вытесняются печатными. Для печатных букварей , в которых кроме азбуки

давались первоначальные сведения по грамматике, арифметике, тексты для

чтения, образцом служила первая славяно-русская азбука И.Федорова,

напечатанная им во Львове в 1574г. В 17в. популярны были такие учебники,

как Букварь Бурцова-Протопопова, «Букварь языка славенска…» Симеона

Полоцкого, Букварь Поликарпова для школ со славянской, греческой и

латинской азбукой, «Грамматика» Смотрицкого –по ней учился Ломоносов и др.

Правила поведения детей в школе, в церкви, за столом, во время игр, при

встрече со взрослыми и т.д. нашло свое отражение в рукописном пособии

Славинецкого «Гражданство обычаев детских».

С 16 в. наблюдается рост числа школ грамоты при монастырях, церквах и

частных школ. Открываются школы повышенного образования – грамматические,

греко-латинские и др. В них изучаются славянская грамматика, литература,

риторика, греческий и латинский языки и др. В 1648г. боярин Ртищев

открывает школу «словесных наук» (греко-латинскую) при Андреевском

монастыре, в 1653г. под руководством Епифания Славинецкого начинает работу

школа при Чудовом Монастыре, в 1665г. – «школа для грамматического учения»

Симеона Полоцкого при Спасском мон. за иконописным рядом (Заиконоспасская),

в 1668г.греко-латинская в Китай-городе при церкви Иоанна Богослова, в

1680г. – правительственная при печатном дворе и др.

В 1687г. в Москве на основе школы при Богоявленском монастыре открывается

первое высшее общеобразовательное учебное заведение – Эллино-греческая

академия, образование в которой имело преимущественно гуманитарный

характер.Она располагалась в Заиконоспасском монастыре. Ее руководителями и

преподавателями до 1694г. были братья Иоаникий и Софроний Лихуды, затем –

Головин и Поликарпов. В 17 в. в академии преподавались греческий

(основной), латинский и старославянский языки, богословие, «семь свободных

искусств» - грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия,

астрономия и музыка. Позднее прибавились – нем. и франц. Языки, медицина,

физика, философия, ведущее место занял латинский язык. В академии учились

дети знати, приказных людей и духовенства, купечества, посадских людей.

Для обучения наукам и иностранным языкам детей царской фамилии, придворных

и знатных дворян приглашались на дом видные ученые и преподаватели.

Многие образованные москвичи того времени хорошо владели литературным

слогом, иностранными языками, риторикой. Хозяйственная необходимость и

требования повседневной жизни вызвало появление «Домостроя» 16в. – свод

правил поведения горожанина, в ряде букварей того времени приводятся

образцы деловых бумаг – челобитные, заемные, частные письма, а также

светские притчи, изречения, поговорки. Книги продаются на торжище, где с

16в. имеется особый книжный ряд.

Мощный рывок в развитии школы и просвещения происходит в 18в. и во многом

связан с именем Петра I. Расширяется практика посылки молодежи, гл. обр. из

дворянских семей, для усовершенствования в науках за границу, но в тоже

время основное внимание уделяется созданию своих высших и средних уч.

заведений.

После переноса столицы в Петербург Москва сохранила значение крупного

политического, экономического и культурного центра. Эллино-греческая

академия в 1701г. реформирована в Славяно-греко-латинскую академию, в ней

усилена подготовка образованных лиц для церковной и государственной

деятельности. Главное внимание в академии уделялось изучению латыни –

международного языка науки и дипломатии.

В нач. 18в. в Москве открывается ряд новых специальных учебных заведений –

Школа математических и навигацких наук, готовившая специалистов для военно-

морского флота, судостроителей, геодезистов и др. Пушкарская

(артиллерийская) школа, Госпитальная школа, Инженерная школа. Для изучения

латинских и новых зап.-европейских языков – Разноязычная школа.

Для детей дворян в 30-е годы 18в. была открыта Юнкерская школа.

Создавались частные дворянские пансионы для мальчиков и девочек. Для других

социальных групп некрепостного населения также открывались новые учебные

заведения.

Главным событием века в области просвещения стало создание в 1755г.

Московского Университета, в который по инициативе Ломоносова принимали

кроме дворян и детей разночинцев.

Университет основан по замыслу и плану Ломоносова указом императрицы

Елизаветы Петровны 12 янв. 1755г. и был открыт 26 апр. 1755г. Первоначально

Университет имел факультеты: юридический, медицинский, философский. При

Университете действовала гимназия, Благородный пансион и Учительская

семинария. Первоначально Университет размещался в здании на Красной площади

на месте Исторического музея. В 1786-93 г. на углу Б,Никитской и Моховой

для него построено специальное здание (арх. Казаков), после пожара 1812г.

перестроенное арх. Жилярди.

В 1833-36 г. на противоположной стороне создано на основе строений усальбы

18 в. т.н. новое здание Университета ( арх. Тюрин).

С открытием Университета Славяно-греко-латинская академия потеряла былое

значение центра высшего общего образования и превратилась в высшее духовно-

сословное уч. Заведение (в настоящее время – Московская духовная академия в

Троице-Сергиевой лавре).

В 1764г открывается Воспитательный дом – приют для незаконнорожденных и

детей бедняков. Воспитанники находились там до 18 летнего возраста и

получали начальное реже среднее образование.»Классические классы» для

мальчиков готовили к поступлению на мед.фак. Московского университета,

Повивальный ин-т и «французские классы» для девочек готовили акушерок и

гувернанток. В 1773г. в интересах купечества при Воспитательном доме

открывается Коммерческое уч-ще, классы театрального танцевания, положившие

начало созданию Хореографического уч-ща.

В 1786г. для детей купцов, мелких служащих и ремесленников открываются 5-

годичное Главное народное училище и 6 малых нар уч-щ с 2-х годичным сроком

обучения. В 1-ой пол. 19в. на постановку образования все больше влияют

развивающиеся кап. отношения, при некоторых фабриках Открыты 2-х годичные

нач. уч-ща, основано Техническое уч-ще (ныне МВТУ им Баумана), Практическая

коммерческая академия, открыта Земледельческая школа для подготовки

приказчиков и управляющих помещичьими имениями, открыт Кадетский корпус,

для детей промышленников и купцов открыто Мещанское уч-ще – повышенная

начальная школа.

К 1839г. в Москве насчитывалось 25 Частных пансионов, где воспитывались

дети дворян, крупных промышленников и купцов. Для девочек действовали

закрытые привилегированные женские средние учебно-воспитательные заведения

– Институты Благородных девиц. Первоначально они предназначались для

дочерей потомственных дворян, позднее в них стали принимать также девочек

из семей чиновников, купцов, духовенства. Воспитанницы находились в

институте с 8 до 18 лет. Потомственные дворянки обучались бесплатно,

остальные платили 400 руб. в год. Значительное место отводилось изучению

иностранных языков, танцев, музыки. Девочек недворянского происхождения

готовили к роли гувернанток и экономок.

Во 2-ой пол.19 и нач. 20 вв в Москве открываются – Петровская

земледельческая и лесная академия ( сельхоз академия им. Тимирязева),

Коммерческих ин-т ( Финансовая академия им. Плеханова), Институт путей

сообщения (МИИТ) . Педагогические кадры готовятся в московском

университете, Учительском ин-те, Учительской семинарии, Епархиальном

женском уч-ще, в 8-х педагогических классах женских гимназий.

Женщины не имели права обучаться в высших учебных заведения и для

продолжения образования вынуждены были уезжать для учебы за границу. В

1869г. в Москве были открыты Высшие Женские Курсы – высшее женское учебное

заведение. Срок обучения был 3 года. Имелись факультеты : Естественно-

исторический, медицинский, физико-математический с химико-фармацевтическим

отделением.

В 1866 г. на базе музыкальных классов Московского отделения Русского

музыкального общества по инициативе Н.Рубенштейна открыта Московская

Консерватория.

Всего Москве к 1914г. насчитывалось 20 вузов.

Однако правом на образование в высших и средних учебных заведениях (

Университете, гимназиях, реальных и коммерческих уч-х) пользовались дети

обеспеченных слоев населения. В связи с этим неграмотность снижалась

медленно –в 1912г. 30% населения Москвы было неграмотным.

После Октябрьской революции создается новая система народного образования.

Был создан народный комиссариат просвещения РСФСР. Первым наркомом с 1917

по 1929г. был Луначарский.

В 1920 году создан Московский отдел народного образования. Первоочередными

задачами стали задачи ликвидации неграмотности, борьбы с детской

беспризорностью, увеличение числа школ и подготовка к введению всеобщего

обязательного начального образования детей. Создавались школы и кружки

ликбеза, начала работу Московская чрезвычайная комиссия по ликвидации

безграмотности. В 1920г. в Москве обучалось 22 тысячи неграмотных рабочих,

кустарей-ремесленников и домохозяек. Постепенно неграмотность в городе была

ликвидирована.

В настоящее время в системе народного образования выделяют: дошкольное

воспитание, общеобразовательную школу, профессионально-техническое

образование,среднее специальное образование и высшее образование.

Дошкольное воспитание.

До 1917г в Москве работало 12 частных детских садов, среди них – 2

бесплатных для детей рабочих, организованных на благотворительные средства.

Первый советский детский сад был открыт в 1918г, для детей рабочих

миусского трамвайного депо, а затем и при фабриках «Трехгорная

мануфактура», «Большевик», заводе «Динамо».

К 1920г в Москве насчитывалось уже 266 д/с.

В настоящее время в городе существуют как государственные муниципальные,

так и частные детские сады.

Общеобразовательная школа.

Несмотря на тяжелые последствия гражданской войны, в 20-х годах расширилась

сеть общеобразовательных школ. К 1930 году в Москве было осуществлено

всеобщее обязательное начальное обучение детей и начало вводится всеобщее

обязательное семилетнее образование. В связи с нехваткой школьных зданий

занятия проходили в три смены, но уже к 40-му году в Москве было построено

дополнительно 379 школ и это дало возможность ликвидировать трехсменность

занятий. Во время войны в зданиях многих школ размещались госпитали для

раненых, а большинство школьников было эвакуировано в глубь страны. После

43 года началось возвращение школ из эвакуации и возобновление занятий.

К 1959 году было в основном осуществлено обязательное 8-ми летнее обучение.

В настоящее время, кроме средних общеобразовательных государственных школ,

существуют также лицеи, многопрофильные гимназии и частные школы.

Профессионально-техническое образование.

В 20-40 годах основным типом профессионально-технической школы была школа

фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), в которой наряду с профессиональной

подготовкой давалась и общеобразовательная. В 40-м году были созданы

Государственные трудовые резервы СССР, которые объединяли в себе 80

ремесленных училищ и 45 школ фабрично-заводского обучения, которые с 59

года были преобразованы в профессионально-технические училища (ПТУ).

Среднее специальное образование.

С 20 года на базе семилетней школы был создан новый тип средней

профессиональной школы – техникумы, где стали готовить специалистов средней

квалификации для всех отраслей народного хозяйства, здравоохранения,

культуры и просвещения, а с 37 года техникумы непроизводственных профилей

стали называться училищами. Это медицинские, педагогические, музыкальные,

военные, художественные училища и в том числе Московское фармацевтическое

уч-ще.

Высшее образование.

После революции появилась возможность получить высшее образование широким

слоям населения. Для подготовки к обучению в Вузах создавались рабочие

факультеты (Рабфаки). Первые рабфаки начали действовать в 1919 году в

Москве при институте народного хозяйства и Московском Государственном

Университете.

В первые послереволюционные годы были созданы 2-й МГУ, Ветеринарный

институт, Горная академия, Инженерно-строительный институт, Текстильный

институт, Химико-технологический и др. В 1923гю при ряде вузов открывается

аспирантура.

В довоенные годы в Москве создаются новые институты и академии, в которых

готовился руководящий состав для различных отраслей народного хозяйства.

В Московских Вузах студенты обучались на дневных, вечерних и заочных

отделениях. Во время войны большинство Московских Вузов работало в

эвакуации, продолжая подготовку специалистов.

В 60-70 годы в столице открываются Вузы по новым направлениям науки и

техники: Электронной Техники, Электронного машиностроения, Электроники и

Автоматики и др. В настоящее время наряду с государственными высшими

учебными заведениями в Москве существует большое число высших учебных

заведений других форм собственности, в т.ч. и коммерческие.

Москва в наши дни продолжает оставаться крупнейшим в стране центром

высшего образования.

© 2010