Кодекс Наполеона 1804 года. Римское право древнейшего периодаКодекс Наполеона 1804 года. Римское право древнейшего периодаПЛАН 1. Римское право древнейшего периода (YI в. до н.э. – сер. III в. до н.э.) …………………………………1-4 стр. 2. Гражданский кодекс Франции 1804 г. (общая характеристика)…………………………………………...4-10 стр. 3. Список литературы………………………………………………….11 стр. 1. Римское право древнейшего периода (YI в. до н.э. – сер. III в. до н.э.) В истории римского государства различают три основных периода. Первый – древнейший царский – от основания Рима его первым царем Ромулом до изгнания последнего царя Тарквиния по прозвищу Гордый в 509 г. до н.э.; второй период – республиканский – охватывает примерно пятивековую историю (509-27 гг. до н.э.). И третий – имперский – распадается на два подпериода: период принципата, когда принцепс (первый в списке сенаторов) становится самой первой величиной в государстве и совмещает властные функции многих высших должностей республики – главного жреца (понтифик), главнокомандующего армией, трибуна и др., и период домината ( от dominus – господин), который знаменует дальнейшую эволюцию властной и территориальной структуры империи. Принципат датируется 27 г. до н.э. и 284 г. н.э., доминат охватывает период с 284 по 476 г. Римское право по классовому содержанию было рабовладельческим. Оно всемерно охраняло политические, имущественные и личные интересы рабовладельцев, их неограниченное господство над рабами. Особенностью этого права является тщательная регламентация института частной собственности. Еще со времен Сервия Туллия утверждается как аксиома положение, что квиритское право существует только для граждан Рима. В отношениях между римлянами и чужестранцами действовало право народов (ius gentium). Древнейшие нормы римского права отражали религиозные представления. Эта связь с религией усматривается и в том, что в ту эпоху блюстители культов понтифики являлись одновременно толкователями законов, были первыми юристами. Большое значение придавалось формальным моментам, точному соблюдению терминологии. Древнейшим источником права был общепризнанный обычай. Закон (lex) как источник права вошел в обиход лишь после вступления в силу первой кодификации правовых обычаев – законов XII таблиц. Полагают, что при их составлении было изучено также афинское право. Законы XII таблиц, составленные в Y веке до н.э., по существу представляли собой запись обычного права. Писаные законы являлись крупной победой, вырванной плебеями у патрициев. Законы XII таблиц (451-450 гг. до н.э.) представляют собой краткие изречения по различным вопросам правового общения и нормы, относящиеся к отправлению правосудия, семейным отношениям, собственности, договорным обязательствам и преступлениям. Законы были созданы и обнародованы по настойчивому требованию плебеев, грозивших покинуть город и уже предпринявших такую попытку, удалившись в знак недовольства и угрозы из города. Их требования сводились главным образом к уравнению их в политических правах с патрициями. Они требовали, в частности, обеспечения ауксилиума (элементарной правовой защиты от произвола чиновных служителей при помощи создания своих сословно избранных чиновников – магистратов) и наделения такими правами, которые бы ограничили произвол властей. Поскольку плебс составлял большинство в народном собрании, он требовал расширения прав и более демократического голосования в комициях. Другие пункты притязаний при составлении законов – требования об освобождении от тягот долгового рабства, более справедливого дележа общественного земельного фонда, права вступать в брак с представителями патрицианских родов. В 494 г. плебеи уже добились для себя права избирать своих чиновников (плебейских трибунов). Всего их было к этому времени 10 человек, они не имели управленческой власти, но могли прибегнуть к праву вето (букв. «запрещаю») – праву запрещать исполнение любого распоряжения или даже постановления сената. После изгнания царей, по трибунскому закону, все царские законы вышли из употребления. В течение полувека римские граждане пользовались обычаями и лишь некоторыми законами. В этих условиях было решено избрать 10 человек, с тем, чтобы они подготовили законы для города-государства и учли требования и ожидания конфликтующих сословий. Эти законы, записанные на медных досках, были выставлены на видном месте для более наглядного восприятия. Упомянутым 10 мужам были даны на целый год высшие полномочия в городе- государстве для того, чтобы они могли иметь возможность исправлять законы и толковать их, но без права апелляции в отличие от всех остальных должностных лиц. Первые 10 таблиц вызвали нарекания за их неполноту, и новый состав выборных 10 мужей с равным представительством от патрициев и плебеев прибавил на следующий год к старым еще две таблицы. После прибавки собрание получило название «Законы XII таблиц» (Leges Duodecim tabulorum). Эти же законы иногда именуются Законами десяти (мужей) (Decemviri legibus scridundi). Законы были одобрены народным собранием в 449 г. Содержание XII таблиц можно сокращенно представить так: 1. Положения о гражданском судопроизводстве (процессе) (табл. I-II). 2. Процесс против несостоятельного должника (III). 3. Положения об отцовской власти (IY). 4. Опека, наследование, собственность (Y-YI). 5. Обязательства из договоров и деликтов (правонарушения с причинением вреда (YII-YIII). 6. Публичное и сакральное право (ius publicum, ius sacrum), уголовное право (IX-X). 7. Различные дополнения к первым 10 статьям (о запрете браков между плебеями и патрициями, о том, что решения народного собрания имеют силу закона) (XI-XII). Наиболее характерными чертами Законов XII таблиц стали следующие: . на место произвола магистратов ставился закон. Тит Ливий назвал главным результатом этой древней бескровной политической революции «Уравнение в свободе»; . строгий формализм правовых процедур и общения; . процесс привлечения к ответственности нарушителей прав граждан предполагал энергичное участие заинтересованной стороны, а также в ряде случаев и должностных лиц государства; . казуистичность построения правил и норм (по принципу: «если – то – иначе»); . обязательства возникают, согласно Законам, не только из заключенных договоренностей, но и вследствие причинения ущерба личности, здоровью, имуществу; . суровыми карами наказывалось колдовство, убийство, воровство и измена. Они сильно уменьшили возможности самоуправства и кровной мести. Осужденный на казнь имел право апеллировать к комициям, составной части народных собраний. Смертная казнь ожидала судью взяточника или корыстного посредника в конфликтной ситуации. После одобрения Законов едва не произошел реакционный переворот, но его предотвратили новый уход плебеев из Рима и оппозиция в сенате, которые привели к отставке комиссии децемвиров, отказавшейся сложить свои полномочия. Уже в 449 г. народные трибуны, выбиравшиеся плебеями. Добились права на неприкосновенность, а законы, принимаемые по трибам с участием плебеев, стали признаваться. В 445 г. были разрешены браки между патрициями и плебеями. Законы XII таблиц пребывали в качестве действующих на протяжении многих веков. Через шесть веков их комментировал в специальном трактате юрист Гай. Самый известный судебный оратор поздней республики Цицерон (I в. до н.э.) сообщает, что эти Законы заучивали в школах наизусть «как необходимую песнь» и этому благоприятствовал особый ритмический строй текста Законов. Цицерон, один из признанных комментаторов римских законов, оставил памятное свидетельство о высоком авторитете Законов XII таблиц в таких словах: «Для всякого, кто ищет основ и источников права, одна книжица XII таблиц весом своего авторитета и обилием пользы воистину превосходит все библиотеки философов».[1] 2. Гражданский кодекс Франции 1804 года (общая характеристика). Государственный переворот, совершенный 9 ноября (18 брюмера) YIII года республики при определяющем влиянии генерала Наполеона Бонапарта, произошел в обстановке широкого общественного недовольства коррупцией, разгулом спекуляции, в которые оказались вовлечены члены правительства. Переворот был произведен при содействии армии, которая затем стала стержневым элементом всей бюрократической и территориально-административной иерархии. За короткий отрезок времени (с 1804 по 1810 г.), в частности благодаря энергии и самого Наполеона, было издано 5 кодексов, охвативших все основные для того времени отрасли права и вошедших в историю под названием кодификации Наполеона (гражданский, торговый, уголовный, гражданско- процессуальный, уголовно-процессуальный кодексы). «Кодекс под редким названием «Code civil des francaise» - «гражданский кодекс французов» - был принят 21 марта (30 вантоза) 1804 года. Он представлял собой свод единообразных (унифицированных) законов, действующих на всей территории страны, имеющих особенную структуру и логику изложения (по институтам) и содержащих точные юридические определения либо условные юридические термины (гражданская смерть и т.д.). Кодекс заменил собой около 360 местных сборников кутюмов (правовых обычаев) и стал для всех граждан доступной книгой законов, ясных, понятных и соответствующих в определенной части Декларации прав 1789 года».[2] В его разработке приняли участие такие видные французские юристы, как Порталис, Тронше, Мальвиль и др., опиравшиеся на римское право, дореволюционную судебную практику и кутюмы, которые они переработали в соответствии с потребностями нового общества. Первый консул лично участвовал в обсуждении ряда статей Кодекса. Он устранил из проекта некоторые положения, которые ассоциировались с революцией, а теперь, в послереволюционный период, представлялись чрезмерно радикальными. Несмотря на отдельные консервативные отступления, именно в Кодексе Наполеона гражданское право Франции нашло свое классическое выражение. Поэтому и сам Кодекс имел для своей эпохи революционное значение, сыграл исключительно важную роль в разработке и утверждении многих принципов нового гражданского права. Кодекс отличался стройностью изложения, сжатостью юридических формулировок и дефиниций, определенностью и четкостью трактовки основных понятий и институтов гражданского права. Кодекс сыграл огромную роль в упрочении буржуазных отношений во Франции, где (с многочисленными поправками) действует и по сей день. Он стал образцом для создания гражданских кодексов в Италии, Бельгии, Голландии, Польше, Швейцарии и других странах. Гражданский кодекс (ГК) Наполеона насчитывал 2281 статью и состоял из вводного титула и 3 книг. Его структура отразила схему построения институций римского права: лица, вещи, наследование и обязательства. Данная структура Кодекса получила в гражданском праве название институционной. Во вводном титуле говорится об опубликовании, действии и применении законов и трех книг. Первая книга “О лицах” (ст.7-515) переводила такие общие идеи своей эпохи, как равенство и свобода, на конкретный язык гражданско-правовых норм. Согласно ст. 8 ГК, “всякий француз пользуется гражданским правом”. Таким образом, принцип равенства лиц в частноправовой сфере проводился законодателем с наибольшей последовательностью. В ст. 7 специально подчеркивалось, что осуществление гражданских прав не зависит от “качества гражданина”, которое может изменяться в конституционном законодательстве. Гражданское право, предусмотренное Кодексом, не распространялось лишь на иностранцев. Характерной чертой ГК Наполеона было то, что в нем отсутствовало понятие юридического лица. Это объяснялось тем, что в начале XIX в. капитализм еще не вышел за рамки индивидуалистических представлений, а потому любой гражданин выступал в имущественном обороте, как правило, самостоятельно (в качестве физического лица). Более того, сам законодатель испытывал определенное недоверие ко всякого рода объединениям, опасаясь, что под их видом возродятся цеховые и иные феодальные корпорации. Эта позиция нашла свое отражение еще в законе Ле Шапелье 1791 г. Делая шаг назад, по сравнению с революционным законодательством, ГК восстановил “гражданскую смерть” как меру уголовного наказания (в соответствии с этим наказанием осужденный терял собственность на все имущество, “как если бы он умер естественным образом”). Установил ряд ограничений в гражданских правах для женщин (так, женщины не могли быть свидетелями при составлении актов гражданского состояния). В первой книге закреплялись также основные принципы семейного права. В этой сфере Кодекс заметно отличался от ряда положений революционного периода, когда декларировалось равенство личных и имущественных прав женщин и мужчин, была ослаблена отцовская власть над детьми и т.д. Хотя отдельные статьи ГК Наполеона подчеркивали равенство мужа и жены, например: “Супруги обязаны к взаимной верности, помощи, поддержке” (ст. 212 и др.), в целом мужчина занимал в семье господствующее положение. Согласно ст. 213, “муж обязан оказывать покровительство своей жене, жена — послушание мужу”. Муж имел право определять место жительства для семьи, жена была обязана следовать за своим мужем. Весьма характерны статьи Кодекса, касающиеся развода по причине неверности одного из супругов. По ст. 229 прелюбодеяния жены было достаточно, чтобы муж мог требовать развода. Статья 230 иначе определяла право жены на развод в случае неверности мужа: “Жена может требовать развода по причине прелюбодеяния мужа, если он держал свою сожительницу в общем доме”. Это унизительное для женщины условие было отменено только в 1884 г. Неравноправие женщины проявилось также в ее имущественном положении в семье. По общему правилу предусматривался режим общности для имущества мужа и жены. При таком режиме распоряжение семейным имуществом полностью предоставлялось мужу, который мог действовать без участия и согласия жены. Кодекс предусмотрел возможность и иных имущественных отношений супругов, в частности режим раздельного владения. Но даже в этом случае жена, пользуясь своим имуществом и доходами от него, не могла отчуждать без согласия мужа свою недвижимость. ГК устанавливал неравные права мужа и жены и в отношении детей. Родительская власть, о которой говорилось в первой книге, по существу была сведена к отцовской власти. Отец, имевший “серьезные поводы к недовольству поведением ребенка, не достигшего 16 лет”, мог лишить его свободы на срок до одного месяца. Сыновья, не достигшие 25 лет, и дочери до 21 года не имели права вступать в брак без согласия их отца и матери, но в случае разногласия между родителями принималось во внимание мнение отца. Кодекс, в принципе, допускал возможность признания отцом своих внебрачных детей, но ст. 340 запретила отыскание отцовства. Это реально ухудшило положение детей, родившихся вне брака, даже по сравнению с дореволюционным законодательством. Но в целом нормы семейного права в ГК Наполеона имели для своего времени прогрессивное значение. Кодекс секуляризовал брак, развивая тем самым положения Конституции 1791 г. о том, что брак — гражданский договор; подтвердил введенный в период революции развод, что означало разрыв с требованиями канонического права. Правда, в 1816 г., после реставрации Бурбонов, в условиях усиления влияния католической церкви гражданский развод был отменен и восстановлен лишь в 1884 г. Вторая книга “Об имуществах и различных видоизменениях собственности” (ст.516-710) посвящена регламентации вещных прав и также исходила из классической римской классификации: право собственности, узуфрукт, узус и др. В Кодексе ликвидировалось дореволюционное деление имущества на родовое и благоприобретенное и на первый план было выдвинуто деление вещей на движимые и недвижимые. Имущества являются недвижимыми или по их природе, или в силу их назначения, или вследствие предмета, принадлежность которого они составляют. Например, земельные участки и строения являются недвижимостью по их природе. Урожай на корню и плоды, не снятые с деревьев, тоже являются недвижимостью. Как только колосья срезаны, а плоды сорваны, они являются движимостью. Имущества являются движимыми в силу их природы или в силу определения закона. В силу их природы являются движимостями предметы, которые могут изменять свое место нахождения, в частности, когда они двигаются сами, как, например, животные, или же когда они не могут изменять своего места иначе как под воздействием посторонней силы, как, например, неодушевленные предметы. Центральное место во второй книге ГК занял институт собственности. В трактовке права собственности, воспринятой Кодексом, виден отказ от феодальных представлений об условности, расщепленности и родовом характере вещных прав. ГК использовал римскую трактовку понятия собственности как абстрактного и абсолютного права. Статья 544 гласила: “Собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом, с тем, чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законами или регламентами”. В этом определении законодатель подчеркивает универсальный индивидуалистический характер права собственности. Развивая революционные представления о незыблемости и “неприкосновенности” права частной собственности, Кодекс предусматривал, что собственник “не может быть принуждаем к уступке своей собственности, если это не делается по причине общественной пользы и за справедливое и предварительное возмещение”. Индивидуалистический подход к праву собственности в ГК Наполеона проявился также в широкой трактовке правомочий земельного собственника. Статья 552 предусматривала: “Собственность на землю включает в себя собственность на то, что находится над землей и под землей”. Практически это означало, что собственник земли становился полным и абсолютным хозяином всех природных богатств, обнаруженных на его участке. Такая редакция статьи оказалась нереальной и весьма невыгодной для промышленников. Она не учитывала и интересы государства в целом. Уже в 1810 г. она была пересмотрена специальным законом, предусмотревшим, что рудники могут эксплуатироваться лишь на основании концессии, предоставленной государством. В целях смягчения конфликтов интересов частных собственников было установлено несколько законных сервитутов (обременений) – об общей стене, о праве прохода и других, но все же в этой области оставались пробелы и неполнота регулирования. Термин сервитут был заимствован из римского правоведения, однако его разновидности были расширены. Другим заимствованным институтом римского правоведения был узуфрукт, который определялся как «право пользования вещами, собственность на которые принадлежит другому лицу, так же как ими пользуется сам собственник, но с обязанностью сохранить существо вещи» (ст.578). В третьей, наиболее значительной по объему книге (ст.711-2281) ГК “О различных способах, которыми приобретается собственность” указывалось, что собственность на имущество приобретается и передается путем наследования, путем дарения, по завещанию или в силу обязательств (ст. 711). ГК подтвердил произведенную еще в период революции отмену феодальных принципов наследования. Наследниками умершего становились в определенной, указанной в законе последовательности дети и иные нисходящие, а также восходящие и боковые родственники до 12-й степени родства. Наследственные права внебрачных детей по Кодексу были значительно сужены по сравнению с правом эпохи революции. Такие дети могли наследовать лишь в том случае, если были признаны в законном порядке, причем только имущество отца и матери, но не иных родственников. Кодекс расширил свободу завещаний и дарений, которые нередко использовались для обхода законного порядка наследования. Однако французский законодатель занял в этом вопросе компромиссную позицию, не последовав примеру английского права, признавшего полную свободу завещания. Дарение или завещание не могло превышать половины имущества, если после смерти лица, совершавшего завещательное распоряжение, оставался один законный ребенок, 1/3 имущества — если оставалось двое, 1/4 — трое и более детей. При таком порядке наследования за законными детьми резервировалась большая часть имущества, которое делилось между ними поровну вне зависимости от возраста и пола. Таким образом, статьи ГК о наследовании способствовали дроблению семейных имуществ. Основное место в третьей книге законодатель отводит обязательственным, прежде всего договорным, отношениям. В точных и ясных положениях договорного права ГК можно видеть много определений, восходящих к известным суждениям римских юристов. Так, договор рассматривался как «соглашение, посредством которого одно или несколько лиц обязываются перед другим лицом или перед несколькими другими лицами дать что-либо, сделать что-либо или не делать чего-либо” (ст.1101). Французский законодатель позаимствовал из римского права и развил в Кодексе идею о равенстве сторон в договоре, о его добровольности и непреложности. Согласие сторон являлось необходимым условием действительности договора. По ст. 1109 “нет действительного согласия, если согласие было дано лишь вследствие заблуждения или если оно было исторгнуто насилием или достигнуто обманом”. Законодатель не устанавливал каких-либо условий, относящихся к содержанию договоров, их выгоде или невыгоде. Характерна в этом отношении ст. 1118, согласно которой по общему правилу убыточность соглашения не может опорочить договор. “Соглашения, законно заключенные, — гласила ст. 1134,— занимают место закона для тех, кто их заключил”. В случае неисполнения договора, в котором предусматривается обязательство должника предоставить вещь кредитору, последний мог требовать через суд передачи ему этой вещи. По ст. 1142 “всякое обязательство сделать или не делать приводит к возмещению убытков в случае неисполнения со стороны должника”. В Кодексе содержались общие указания, относящиеся к условиям заключения и содержанию отдельных договоров: купли-продажи, мены, хранения, найма, товарищества и т.д. Но примечательно, что в нем почти не было статей, регламентирующих отношения между хозяевами и рабочими, хотя для капиталистического общества Франции трудовой договор имел огромное значение. Сами предприниматели, считавшие в то время за норму интенсивную эксплуатацию наемного труда, рассматривали государственное вмешательство в трудовой договор как явно нежелательное явление. Те отдельные положения, которые имелись в Кодексе по трудовым отношениям, свидетельствовали об открытой поддержке интересов хозяев. Так, в ст. 1781 (она была отменена при Наполеоне III в 1868 г.) говорилось: “Хозяину верят в отношении его утверждений: о размере жалования, об оплате вознаграждения за истекший год и о платежах, произведенных в счет вознаграждения за текущий год”. При соблюдении указанных в ГК общих условий договора любому лицу предоставлялась полная свобода деятельности, свобода выбора контрагентов и определения содержания договоров. Кодекс, таким образом, юридически закрепил в имущественном обороте свободу личности, свободу предпринимательской деятельности. «В чистом виде Французский гражданский кодекс был введен во Франции и на тех территориях, которые в 1804 году были ее частью, затем обособились: это Бельгия, Люксембург, Рейнские провинции Германии, Гессен-Дармштадт, Женева, Савойя, Пьемонт, Парма». [3] «Юридико-технические достоинства Кодекса, согласно обобщению Порталиса, очевидны и сводятся к реализации четырех принципов: единство права (право одинаково применяется на определенной территории и по отношению ко всякому гражданину); единство юридического источника (действует только один закон, без участия прецедентного права или обычного права как в Англии); завершенный, всеобъемлющий характер действия права, регулирующего ту или иную область гражданских отношений; закон осуществляет регулирующую функцию в полном обособлении от морали и религиозных предписаний».[4] Список литературы. 1. Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред.проф.К.И.Батыра. – М.: Юристъ, 1999. 2. История государства и права зарубежных стран. Часть 2. Учебник. / Под ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 1998. 3. Основные институты гражданского права зарубежных стран. / Под ред. В.В. Залесского. - М.: НОРМА, 2000. 4. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА- М), 2001. 5. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. - М.: Юридическая литература, 1993. ----------------------- [1] В.Г.Графский. Всеобщая история права и государства. С.191. [2] В.Г.Графский. Всеобщая история права и государства. С.506 [3] В.Г.Графский. Всеобщая история права и государства. С.514. [4] В.Г.Графский. Всеобщая история права и государства. С.515. |
|