На главную

Конституционное право


Конституционное право

Место и роль как базовой отрасли.

КП– ведущая отрасль, т.к её нормы устан-ют:

1. осн полож-я для остал-ых отрасл. Пр: а) верх-во закона. б) суб-орд-я пр-

ых актов. в) нормы КП уст-ют в каких случ-ях закон имеет обратн силу.

2. рег-ют наиб-ее важн-е общ-е отнош-я.

1. Если изм-ся нормы КП то изм-ся нормы др отраслей.

порядок принятия, опубл-ия, вступл-я в силу всех пр-ых актов.

порядок толков-ия КРФ и законов.

2. порядок отмены и преост-ия пр-ых актов.

Кконст-но Пр-ые нормы.

Конституционные нормы- это уст-ые гос-ом обще-обяз-ые правила поведения

которые регулир-ют отнош-я вытекающ-е из основ орг-ии гр-го общ-ва, взаимо-

отнош-ия гос-ва и чел-а, национально-терри-ой стр-ры гос-ва, орг-ии дей-ти

его органов и основ МС.

В науке уделено мало внимания конст-ым нормам. Признаки пр-ой нормы КП: 1.

Исходят от гос-ва 2. Общеобяз-ые нормы поведения 3. Носят гос-но власт-й

характер. 4. Охр-ся гос-ом. 5. Закреп-сы в Дф-ых по форме актах.

Особенности: 1. Отлич-ся по своему содерж-ю. 2. Отлич-ся по источникам

(КРФ, Норм-ых договорах, в реш-иях КС) 3. Отлич-ся по видам норм (нормы-

принципы, нормы-правила). 4. Носят учередительный характер. 5. Особый мех-

изм реализации. 6. Разнообразие S-ов . 7. особенность структуры норм КП 8.

Носят комплексный характер.

Соотнош-ие норм КРФ и норм КПр. Точки зрен:

1. Все нормы КРФ – явл- конст-.нормами.

2. Не все нормы КРФ явл-ся конст-ми нормами (+ Земель Пр, Процес-е Пр и

т.п.)

Общ т.зр.: 1. Конст. Нормы сост осн часть КПр. 2. Конст нормы по своему

содерж-ю значит-о шире гос-о пр-ых норм. 3. Гос-пр-ые нормы включ-ют нормы

КРФ и др. актов рег-их гос-о пр-ые отнош-ия. Классиф-ии норм:

1. по характеру содерж-ся в них предпис-й: 1)Управомачивающие 2)обязывающие

3) запрещающие.

2. По содерж-ию: 1)Основы конст-го строя 2) гос. Устр-ва 3)Сис-ма орг-ов

гос-ва 4)Осн-е пр. чел-а и гр-на. 5)оновы ОМС.

3. По терр-ии дейст-я: 1)Федер-ые 2)регион-е 3)муниц-ые.

4. По степени ДФ-ия обяз-ти предпис-ия: 1) императивные(обяз-ие) 2)

диспозит-ые(по соглаш-ю) 3)Альтернативные 4) Рекомен-ые

5. В завис-ти от выполн-ой ф-ии: 1) Пр-нанаделит-ые 2) Пр-охран-ые.

6. По назнач-ию в мехме пр-го регул-ия: 1) матерь-ые(уст-ют повед-ие,

соверш-ие дейст-ий). 2) Процессуальные.

7. По степени ДФ-ти правил повед-ия: 1) конкретно-регулятивные(чётко Дф-ют

правила повед-ия). 2) обще-регулят-ые.

8. По дейст-ю во времмяни: 1) нормы с огранич сроком дейст-ия 2) с не Дф-ым

сроком.

9. По V-у регулир-ия: 1) Общие(регул-ют несколько видов отнош-ий) 2)

Специальные (рег-ют Дф-ый вид отн-ий) 3) Исключительные.

10. По Юр. Силе: 1) Нормы содерж-ся в КРФ. 2) В федер-ых конст-ых законах.

3) В ФЗ. 4) в м/д-нар-ых дог-ах 5)В указах презта 6) в пост-ях палат парл-

та и т.д. до муниц-го уровня.

Виды Конст-ых норм: 1.Нормы-правила 2. Нормы-принципы 3.Нормы-программы 4.

Нормы-деклорации. 5. Нормы-разьясния. 6. Нормы-определ-ия.

Предмет, Развитие взглядов.

Предмет – круг общ-х отнош., рег-ых данной отр-ю.

1. -я т.з. Кравчук- Предмет-осущест-е власти. Широкое опред-ие.

2. Баглай. Предмет: 1.-Защита пр и свобод чел-ка и гр-на. 2. Устр-во гос-

ва.

–я т.з. Кутафин, Козлова. – Предмет: 1. Основы конст. Строя. 2. Пр-ое полож-

е чел-а и и гр-на. 3. Гос. Устр-во (Федеративное). 4. Установл-е сист-мы

принципов орг-ии и дей-ти орг-ов гос-ва. 5. Основы ОМС.

Структра Конст-й нормы.

Специфика нормы: 1) в одних нормах только диспозиция 2) диспоз-ия и

гипотеза 3) в др только санкция. Отличия: 1. Не связаны с мерами Уг. Адм.

Гр. Дисцип. и Матерь-ой ответст-ти , а специфичны по своему содерж-ию. 2.

Нормы не уст-ют ответст-ть т.к. их исполнение обесп-ся санкциями дротраслей

пр.

Особенности: 1. Отлич-ся по своему содерж-ю. 2. Отлич-ся по источникам

(КРФ, Норм-ых договорах, в реш-иях КС) 3. Отлич-ся по видам норм (нормы-

принципы, нормы-правила). 4. Носят учередительный характер. 5. Особый мех-

изм реализации. 6. Разнообразие S-ов . 7. особенность структуры норм КП 8.

Носят комплексный характер.

Виды Конст-ых санкции: 1.связ-ые с досроч-ым лишением статуса гос. Органа,

долж лица, общ-го обьед-ия (роспуск гос-думы, вырж-е недоверия прав-ву,

инпичмент прекращ-ие дей-ти общ-го обьед-ия на сон-ии реш-ия суда) 2.

Санкции связ-ые с наруш-ем и устранением К-ых пр-наруш-ий.(отмена не-К-ых

актов) 3. Огранич-ие или лишение общ-го или спец-го статуса (лиш-ее

неприкосн-ти и т.п.) 4. За наруш-ие парламентских процедур (предупреж-ие

вытуп-го, лишение депутата пр. выст-ть на разные сроки, удал-ие из зала

засед-ий).

Конст-ая ответственность.

Рассм-ся как самост-ый вид ответст-ти включ-ий в себя моральную, юр-ю и

политич-ю ответст-ти; это обьясн-ся: полит-ой окраской общ-ых отнош-ийи тем

что в К-ии закрепл-ы осн-ые идеологич-ие принципы, что предаёт ей Пр-ю

окраску.

Источники К-ой ответст-ти: КРФ, ФКЗ, ФЗ, Акты през-та, уставы и законы S-ов

РФ, Уставы и иные пр-ые акты муниц-ых образ-ий.

Основания К-ой ответст-ти: 1. Наруш-ие норм отрасл-го зако-д-ва 2.наруш-ие

норм КРФ и конс пр.

Признаки юр-ой ответст-ти (К-ая отв-ть облад-ет ими): 1. Связана с наруш-ем

пр-ых норм 2. Может быть связана с др видами отв-ти. В гос праве возможна

отв-ть без вины.

S-ты Конст-ой отв-ти: 1.Орг-ны гос-ва (пре-т , гос дума прав-во) 2.ОМС

3.Долж-ые лица 4.Избер-комы и их члены 5.Изберблоки и их обьед-ия 6. Общ-ые

обьед-ия 7.Депутаты 8.Кондидаты в депутаты 9.Уполномоченые по Пр-ам чел-а

10. Физические лица.

Особенности: 1. Многобразие S-ов 2. Санкции применяются к даже к группам

лиц (избирателям). 3. Возможна ответст-ть без вины. 4. Нормы КПР уст-ют

принципы юр-ой ответс-ти которая конкретиз-ся в др отраслях пр. 5. Гос отв-

ть явл-ся самомт-ым видом ответст-ти, наполнена моральным политич-им содерж-

ем.

Гос-но Пр-ые отнош-ия.

- Явлсся одним из видов Пр-отнош-ий обладаюфим общими чертами , присущими

для пр-отнош-ий: 1. Возник-ет м/д S-ми на основе норм пр. 2. Связь

порождает Дф-ые юр-е пр и обяз-ти. 3. Связь поддерж-ся принудит-ой силой

гос-ва. Особенности К-ых Пр-отнош-ий: 1. Власти-отнош-ия т.к. они возник-

ют по поводу осущ-ия народного,национального суверенитета и гос-ой власти.

2. Отлич-ся содерж-ем т.к В основном возник-ют по поводу основ К-го строя,

пр-го статуса чел-а и гр-на. 3. Особый S-ый состав (от народа до физ-их

лиц). 4. Отличаются многообразием. 5. Не все К-ые отнош-ия порожд-ся конст-

ми нормами, в силутого многие нормы не влекут возникнов-ие К-ых пр-отнош-ий

(принципы, правила). Гос-но-Пр-ые отнош-ия - это общ-ые отнош-я регул-

ся нормами гос-го пр, содерж-ем кат-ых явл-ся связь м/д S-ми в форме

взаимных пр иобяз-ей уст-ых пр-ой нормой. Виды К-ых отнош-ий: 1. По

содерж-ию: К-ый строй, статус чел-а, гос. Устр-во, орг-ия и дей-ть орг-ов

гос-ва и ОМС 2.По целевому назначению: Пр-установит-ые и пр-охр-ые. 3. По

назнач-ию: матерь-ые, процессуальные. 4. По фоме: пр-ое сост-ие и пр-отнош-

ие в собств смысле. 5. В завис-ти от вр-ни дейст-ия: пост-ые и временные.

6. По степени конкретизации отношений: обще-регулятивные, относительные,

абсолютные. 7. По характеру обяз-ей: активные и пассивные.

Субъекты государственного пр-отнош-ия.

- это участники пр-отношений м/д каторыми возникают юр-ие пр и обяз-ти.

Группы S-ов: 1. Физич-е лица (гр-не РФ, иностр-е гр-не, беженцы, вынужд-е

переселенцы, полит-эмигранты). 2. Савокупность людей: а)ассоциированая (общ-

ые объединения, избир-е объед-я и блоки, инициативные группы гр-ан, полит-е

объединения). б) неассоциированная – народ, нация, нац-е меньшинства, насел-

ие S-ов и муниц-ых обр-ий, собрания граж-ан, сельские сходы. 3. Территор-ые

объед-ия (гос-ва, S-ты РФ, Админ-но-территор-ые единицы, избир-ые округа и

участки). 4. Органы гос-ва. 5. Внешне-руковод-ие и вспомогательные органы

гос-ва (сове госдумы, коммитеты и коммисии закон-дат-ой власти, коммисии

комитеты , помошники советники при през-те). 6. ОМС, представ-ые органы МС,

главы муниц-ых обр-ий и исполнительные органы МС, органы террито-го общ-го

самоуправл-ия. 7. Полномоченые представители, их объединения (депутаты,

кондидаты, их доверенные лица, помошники, представители).

Объекты К-пр-ых отнош-ий.

Это явления соц-ой дейст-ти по поводу каторых возникают взаимо-отнош-ия.

1-я т.зр.: Объекты К-ых Пр-отн-ий – это основы К-ых строя, пр-ое положение

чел-а и гр-на, гос. Устройства и органов гос-ва(т.е то что явл-ся предметом

конст-го пр).

2-я т.зр.: Объекты- это Пр-а и свободы, власть , суверенитет, территория, а

так же действия и события явл-ся основой для возникновения общ-ых

отношений.

Право полит-го убежища.

Этим пр может польз-ся любой чел-ек каторого преследуют за его убеждения,

или за действия или бездействия не признаваемые в РФ преступлением это

закреплено во всеобщей деклорации пр чел-а. Могут выдоваться лица

обвиняемые в совершении прест-ия, или осужденых для отбывания наказания в

др странах, это возможно на основе ФЗ(которого нет) или на основн м/д

народных договоров. В целом законодательством этот ?-ос не урегулирован и

из-за этого происходит много недоразумений.

Пр-ой статус беженцев и вынужденых переселенцев.

Беженцы – это лица не имеющие граж-ва РФ, но прибывшие или желающие прибыть

на террит-ию РФ. Эти лица не могут или не желают пользоваться защитой

страны своей гр-ой принадлежностью из опасений стать жертвой преследований

по признаку: рассы, национальности и т. д. Беженцем не может стать лицо

совершившее прест-ие против мира и человечности, военное праст-ие, или др

неполитическое прест-ие.

Статус беженца: позволяет работать по найму или заниматься предприниматель-

ой дей-тью , преобретать в собств-ть недвиж-ое им-во(на условиях иностр

граждан) , ходатайствовать о получении граж-ва РФ. Беженец не может быть

возвр-ён против его воли в страну каторую он покинул, но при Дф-ых условиях

он теряет статус беженца(при получении гражд-ва РФ, выезде за пределы РФ на

пост-ое место жит-ва, добровольном принятии защиты гос-ва территорию кат-го

он покинул). ФМС (Фед. Мигр Служба) оказывает помощь в приёме, признании,

размещении и обустройстве беж-ев.

Вынужденые Переселенцы (Вын. Пер.) – это граж-не РФ каторые вынуждены или

имеют намеренье покинуть пост-ое место жит-ва на терр-ии др. гос-ва или РФ.

Причиной для этого те же что и для беженцев

Местное самоуправление как основа К-го строя.

Местное (муниципальное) самоуправление – одна из демократических основ

системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент

устройства власти в РФ. Пункт 2 статьи 3 Конституции РФ гласит: «Народ

осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы

государственной власти и органы местного самоуправления». Статья 12: «В

Российской Федерации признается и гарантируется местное

самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий

самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов

государственной власти».

Таким образом, местное самоуправление – это одна из форм реализации народом

принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением

(под свою ответственность) вопросов локального значения, владения,

пользования и распоряжения муниципальной собственностью. В соответствии со

статьями 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществятся:

Через референдумы, выборы, собрания и сходы;

Посредством выборных и других органов местного самоуправления.

Гарантии местного самоупрвления.

Гарантии правомочий служат для того, чтобы обеспечить правовыми средствами

самостоятельность органов местного самоуправления в решении местных

вопросов и обеспечить условия для наиболее полной реализации прав местного

самоуправления.

Конституция РФ закрепляет, что местное самоуправление в пределах своих

полномочий самостоятельно, и устанавливает следующие положения:

. органы местного самоуправления не входят в систему органов

государственной власти

. изменение границ территорий, в которых осуществляется местное

самоуправление, допускается с учетом мнения населения

. структура органов местного самоуправления определяется население

самостоятельно

В целях защиты прав местного самоуправления и создания благоприятных

возможностей для их наиболее полной реализации Конституция РФ (ст. 133)

гарантирует:

. судебную защиту нарушенных прав местного самоуправления

. компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений,

принятых органами государственной власти

. гарантии местного самоуправления более детального закрепляются

федеральным законодательством, а также правовыми актами субъектов РФ

ряд важных гарантий содержит указ Президента РФ «О гарантиях местного

самоуправления в РФ». В нем в частности, установлено, что решения органов

самоуправления могут быть отменены лишь в судебном порядке.

Организационная основа МС.

Анализ статей 3,12, а также главы 8 Конституции РФ показывает, что местное

самоуправление, его органы не входят в систему государственной власти.

Правда, они могут наделяться отдельными государственными полномочиями,

участвовать в осуществлении государственных функций. И в этом качестве

представляют собой государственно-властные органы, деятельность которых по

реализации им полномочий подконтрольна государству. К органам местного

самоуправления относятся:

. Представительные органы самоуправления

. Собрания, сходы граждан (в основном в небольших населенных пунктах)

. Главы местного самоуправления (глава администрации, мэр, и т.д.)

- Местная администрация, подконтрольная главе местного

самоуправления

Понятие и система МС.

Понятие «муниципальное право РФ» характеризует вполне самостоятельное

правовое образование в системе права РФ, хотя и не относиться к числу

основных отраслей права. Таким образом, муниципальное право можно

определить, как право местного самоуправления. Местным самоуправление

называется организация власти на местах, предполагающая самостоятельное

решение населением вопросов местного характера и управление муниципальной

собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем

различных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие

органы местной власти.

Основные направления муниципальной деятельности характеризуются функциями

местного самоуправления. Перечень полномочий органов самоуправления (под

полномочиями мы будем понимать правовое выражение их деятельности)

позволяет выделить следующие основные функции:

. обеспечение участия населения в решении местных дел (ст.131)

. управление муниципальной собственностью (ст. 132)

. обеспечение развития соответствующей территории

. охрана общественного порядка (ст.132)

. защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных

Конституцией РФ (ст. 133)

. обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-

бытовых и иных услугах

Принципы местного самоупрвления.

. К принципам местного самоуправления относятся следующие основополагающие

принципы: 1. Соблюдение пр чел-а. 2.Принцип гос-ой поддержки. 3. Принцип

экономической самостоятельности организационной самостоятельности.

Все отношения, возникающие в процессе организации и действие местных

органов управления, и призвано регулировать муниципальное право. В

частности оно регулирует:

. выбор населением организационных форм самоуправления, его структуры,

формирования соответствующих органов;

. управление муниципальной собственностью, хозяйством, формированием и

исполнением местного бюджета;

. осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных

полномочий, переданных им в соответствие с законодательными и правовыми

актами федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации;

. реализацию органами местного самоуправления конституционного права на

судебную защиту, на компенсацию расходов, возникающих в связи с

возложением на них дополнительных расходов, а также в связи с

неправомерными действиями органов государственной власти.

Финансово-Экономическая основа МС.

Экономическая основа местного самоуправления – муниципальная собственность,

к ней относятся жилищный фонд, нежилой фонд, бюджетные и внебюджетные

средства, и т.д. Органы местного самоуправления имеют свою экономическую и

финансовую базу, формируют бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

Гос-во выделяют МС-ию разл-ые субсидии, дотации и разрабат-ют программы гос-

ой поддержки МС.

Территориальная основа МС.

Территориальная основа местного самоуправления – это городские и сельские

поселения. Однако, оно осуществляется и на других территориях с учетом

исторических и иных местных традиций (район, сельский округ, и т.д.)

Деятельности органов местного самоуправления основана на действующей

Конституции и на правовых актах субъектов РФ, а также на основе положений

местных представительских органов.

Конституционно-правовой статус республики в составе РФ далее

характеризуется тем, что каждая республика имеет свою территорию. Пределы

республики определяются гос. границей республики.

Республика имеет внутреннюю границу отделяющую ее от иностранных

государств.

Республика обладает территориальным верховенством. Ее территория

является пространственным пределом ее власти. Территория республики

установлена без ее согласия. Границы между республикой и другими субъектами

РФ согласно КРФ (ст. 38) могут быть изменены с взаимного согласия

соответствующих субъектов.

Принципы всеобщего, равного избирательного права.

Демократические свободные выборы в органы государственной власти и в

выборные органы местного самоуправления РФ являются высшим непосредственным

выражением принадлежащей народу власти. Государство гарантирует свободные

волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и

норм избирательного права. Гражданин Российской Федерации участвует в

выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при

тайном голосовании.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является

добровольным

Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает

всей полнотой избирательных прав.(ч/з дипломатические и консульские

учреждения)

Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо

от различн S-ых признаков (пол расса и т.п.)

Избиратели участвуют в выборах в Российской Федерации на равных

основаниях. Избиратель голосует на выборах в Российской Федерации за

или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

Голосование на выборах в Российской Федерации является тайным, то

есть исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением

избирателя.

Исполнительные органы гос-ой власти. (ОИВ)

В системе властей эта власть организ-ет жизнь всего народа. Она вкл-ет в

себя осн массу гогс служ-их, и гос органов. Её главной ф-ей явл-ся

исполнение законов (по концепции разд властей). Силовые министерства Исп

Вл. олицетворяют принудительную силу гос-ва. Во всех странах ОИВ

обнаруживает тенденции к разбуханию гос. Аппарата, коррупции, чиновничьему

произволу. И тем не менее роль ОИВ во всех гос-ах велика, она особенно

важна там где проводятся реформы – переход от тоталитаризма к демократии.

Пост-социалистические гос-ва , включая РФ совершают этот переход сразу,

провозглашая все цели Пр-го гос-ва. ИВ – это гос органы связ-ые м/д собой

по гориз-ли и вертикали, осущ-ие исполн-е законов. Классификация : 1. По

месту в сис-ме ОИВ: Федеральные и ОИВ S-ов РФ 2. По порядку образования:

Избираемые, назначаемые, и спец-ый порядок. 3. По компетенции: Общая,

отраслевая, межотраслевая. 4. По методу реш-ия ?-ов: Коллегиальные и

Единоличные. 5. По способу финансированья: Бюджетные и финансир-ие по

смешеному типу. Система ОИВ: Во главе ОИВ стоит Правительство, ему

подчиняются – министерства, гос.коммитеты, спец.ведомства (федер-е службы,

коммисии, агенства и фед.надзоры).

Конст-о пр-ой статус Совета Федерации

СТАТУС

Совет Федерации - верхняя палата Федерального Собрания - парламента

Российской Федерации, впервые избранного 12 декабря 1993 года одновременно

с принятием новой Конституции.

Ныне действующий Совет Федерации в соответствии с Федеральным законом "О

порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской

Федерации", вступившим в силу 13 декабря 1995, сформирован 23 января 1996

из руководителей регионов по дол жности. Срок полномочий палаты в целом не

ограничен, а срок полномочий каждого из ее членов определяется сроком

нахождения его во главе своего региона.

В обиходе Совет Федерации иногда именуют сенатом, а членов Совета Федерации

- сенаторами.

СОСТАВ

К моменту формирования Совета Федерации 23 января 1996 в России были 47

невыборных губернаторских должностей. К концу установленного законом срока

проведения сплошных выборов их осталось 6, а к 19 октября 1997 выборы

состоялись везде.

Единого срока полномочий члена Совета Федерации не существует. Состав

палаты меняется постепенно, по мере смены руководства в субъектах Федерации

после очередных выборов. Срок полномочий выборных органов власти и глав

администраций не может превышать 5 лет (существуют отступления от закона:

например, президент Калмыкии избран на 7-летний срок). Количество сроков

для одного лица федеральными законами пока не ограничено.

Не установлены и сроки полномочий руководства палаты - председателя и

замов.

Правительство РФ.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть

Российской Федерации.

Правительство РФ по Конституции состоит из Председателя Правительства РФ,

заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Существовала также категория должностей, "приравненных по статусу к

федеральному министру" (в том числе директор ФСБ и председатель

Госкомимущества, входящие в Президиум Правительства).

Президент лично курирует министерства, которые "подведомственны ему по

вопросам, предусмотренным Конституцией РФ". Истолкование того, какие именно

министерства ему подведомственны, берет на себя сам Президент, и в

настоящее время таковыми считаются МИД, МВД, Минобороны, а с декабря 1997 -

и Минюст.

Председатель Правительства назначается Президентом с согласия

Государственной Думы. Если Дума трижды отклоняет предложенные Президентом

кандидатуры - Президент назначает Председателя Правительства, распускает

Думу и назначает новые выборы.

Члены Правительства назначаются Президентом по представлению Председателя

Правительства. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным

Президентом Президент может отправить Правительство в отставку по

собственной инициативе, по инициативе самого Правительства, или по

инициативе Государственной Думы. Решение об отставке Правительства во всех

случаях принимается Президентом. В случае двухкратного вынесения Думой

вотума недоверия Правительству Президент обязан либо отправить

Правительство в отставку, либо распустить Государственную Думу.

Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по

осуществлению внутренней и внешней политки государства. Статья 114

Конституции перечисляет полномочия Правительства.

Правительством Российской Федерации осуществляется разработка

государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической

политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.

Конст-Пр-ой статус Президента РФ.

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства

Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской

Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на

должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит

перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности

Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает

на должность и освобождает от должности заместителей Председателя

Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности

судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда

Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а

также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в

Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального

прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус

которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской

Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской

Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами

или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей

Российской Федерации в иностранных государствах и международных

организациях.

Формы участия населения в осущ-ии МС.

Население само Дф-ет систему МС , модель, название органов могут быть

разными. Непосредст-ая демократия выраж-ся в выборах, референдумах,

отзывах , обращениях и в Террит-ых Общ-ых огр-ах самоупр-ия (ОТОС на уровне

улицы, дома и т.п.). В соот-ии с законом должен быть выборный

(представительный) орган; если его нет то ?-ы реш-ся сходами граж-ан.

Организация гос власти в S-ах.

Созд-ие мех-ма власти в S-ах РФ относ-ся к числу ?-ов основы Кат-ых треб-ют

закрепл-ия на К-ом уровне как Федер-ом, так и на региональном. Гос-ая

власть в S-ах осущ-ют образуемые S-ми орг-ы гос-ой власти. Перечнь

конкретных орг-ов S-ов в К-ии не закреплён, но ситема орг-ов гос. Власти

должна соотв-ать республиканской форме правления и принципам пр-го гос-ва.

КРФ закрепляет:

федеральные ОИВ для осущ-ия своих полномочий могут создавать свои территор-

ые органы и назначать соот-их долж-ых лиц.

По Дф-ым полномочиям Федер-ые органы и органы S-ов образуют единую систему

исполн-ой власти в РФ

Федер-ые ОИВ могут по соглашению с орг-ми S-ов передавать им часть своих

полномочий , если это не противоречит КРФ.

През-нт и правит-во обеспечивают осущест-ие полномочий федер-ой гос-ой

власти по всей РФ

Сущ-ет три основные модели Суд-ой власти в S-ах.

З-д-ные (представительные) органы вл-ти в S-ах принимают К-ии

(уставы),законы,бюджеты.В респ-ах, краях, областях зак-дат-ая влсть осущ-ет

народное представт-во и осущ-ют законодат-ую власть. Но в вопросах

компетенции и отнош-ий с ОИВ орг-ны зак-дат-ой власти разных S-ов

неодинаковы. Различия касаются форм орг-ии зак-дат-го процесса и процедур

рассмотр-я ?-ов.

Правовой статус S-ов.

Он ограничевается несколькими главами К-ии. Изменение кат-ых возможно

только с одобрения зак-дат-ой власти не менее чем 2/3 S-ов РФ. S-ты

принимают свои уставы, конст-ии, и др акты, они сами устанавл-ют своё

наименование, а в случае его изменения оно вносится в соот-ю статью К-ии.

Но пр-ой статус S-ов не во всём одинаков (Н-р: республики объявлены гос-ми

в то время как др S-ты имеют статус гос-го образования – из этого следует

ассиметричность Росийского федерализма). С помощью ФКЗ можно изменить

статус S-та.. S-ты не в пр вмешиваться в компетенцию федер-ых орг-ов гос-й

власти, но они учавствуют в решении этих ?-в по стедствам их представителей

в Федер-ом Собрании. Федеральный закон не может вторгаться в исключ-ую

сферу дей-ти S-ов РФ, но в ?-ах совместного веденья акты S-ов должны соот-

ать федеральным. О разграничении предмето веденья могут заключаться

договора. Договор не может изменять К-ый статус S-ов. S-ты со своей Пр-ой

системой образуют подинститут К-го Пр. Пр-ой статус S-та может быть

расширен путём создания в его пределах особой экономической зоны (допол-ые

пр и льготы в области таможни, транзита, налогов, режима инвестиций

предпринимательской дей-ти). Уставы строятся на общих принципах с К-ей.

Система органов гос-ой власти устанавл-ся самостоятельно, но при наличии

двух условий: 1. Сответствие основам К-го строя (раздел. властей) 2.

Система органов должна строится на общих принципах организации исполнит-ых

и представительных органов гос-ой власти в соот-ии с СЗ. S-ты в пр-е осущ-

ть м/д-народные, и внешне-экономические в ограниченом кол-ве.

Прнятие и формы гос. Устр-ва.

- политико-территориальная организация власти, опр-ая пр-е положение

региональных частей гос-ва и их взаимоотн-я с центральнои властью => гос.

Устр-во опр-ет меру централизации и децентр-ии власти. ФОРМЫ гос. Устр-ва:

1. Унитарное го-во- это единое гос-во внутри кат-рого нет гос-ых

образований, а есть Админ-о-территор-ые единицы, не обладающие полит-й

самосто-ю 2. Федеративное гос-во – это союз гос-ых образований каждое из

каторых обладает Дф-ой самостоятельностью. S-ты такого союза имеют равные

права и статус. 3. Теоретически есть ещё и Конфедерация(СНГ).

Государственно правовой статус РФ.

Особенностью РФ является то, что её федерализм переживает переходный

период, обретает демократические формы в сложных экономич-их и полит-их

условиях отсюда незавершённость и иногда противоречивость норм Дф-их Пр-ой

статус РФ и её S-ов. Ещё не приняты многие ФЗ предусмотреные КРФ. Не

сложилась судебная практика по спорам окомпетенции, нет отрегулир-ой

системы исполн-ой власти.

Взаимодействие правительства с органами законодат-ой и судебной власти.

Правит-во рассматривает и вносит в гос-думу проекты ФКЗ и КЗ, учавствует в

законопроектной дей-ти през-та и парламента. От него исходит основно поток

законопроектов. Законопректная дей-ть правит-ва осущ-ся в соот-ии с

принятыми им программами ипланами. Законопрект вносится прав-ом в гос-думу

с приложением док-ов, предусмотренных регламентом гос-думы. Официальные

представители правительства в парламенте обосновывают необходимость приняти

законов. ОИВ не имеет права внести законопроект на раасмотр-е парламента

минуя правительство. МинЮст-ий явл-ся координирующим органом правит-ва при

разработке законопректов.

Коснт-ый суд имеет пр на отмену актов прав-ва , если они будут признаны им

неК-ми.

Предвыборная аггетация.

Кондидатам и избер-обьединениям гарантируется равный доступ к СМИ. Так же

могут проводится дебаты , демонстрации, митинги. Долж-ые лица, зарег-ые

кондидатами освобожд-ся от выполн-ия своих обяз-ей на время выборов.

Журналистам, долж-ым лицам СМИ и работникам ГТРК запрещается учавствовать

в аггетации, если они явл-ся кондидатами или их представителями.

Предвыборная аггетация начинается с момента рег-ии и прекращ-ся за день до

выборов. В СМИ выделяется Дф-ое эфирное время для аггетации, кроме того

есть возможность преобретения дополнительного (платного) эфирного времяни.

Порядок Выдвижния и рег-ии кондидатов.

Пр выдвиж-ия принадлежит избер-ым объед-ям и блокам, а так же лицам в

порядке самовыдвижения. Реш-ия о выдвижении кондидатов от избер-ых объед-ий

и блоков принимаются тайным голос-ием. В их поддержку собираются подписи.

Максим-е число подписей – 2% от общ числа изберателей. Кондидат не может

быть уволен по инициативе админ-ии во вр проведения выборов. Мотивом отказа

в рег-ии может быть только несоблюдение зкона. В случае отказа кондидату

выдаётся копия реш-ия коммисии о мотивации отказа. Кондидаты на время

проведения выборов освобождаются от военной службы, сборов, и т.п.

Образование избер-х округов и участков.

Округа образуются на основании инфор-ии от исполнит-ых органов гос-й

власти и ОМС. Границы округов и число избер-ей в каждом округе Дф-ся соотв-

ей коммисией не позднее чем за 60 дней до голосования. Изберательный округ

составляет единую территорию, при его образовании учитывается Админ-Терр-ое

деление. Для проведения голосования округа разбиваются на учустки, они

образуются главой муниц-го образования. Если в округе не зарегистрирован ни

один кондидат или их число меньше установленого числа мандатов то выборы в

данном округе по реш-ию коммисии откладываются на срок не более 4 мес. Для

дополн-го выдвиж-ия кондидатов и осущ-ия послед-их избер-ых действий.

Правовой статус центизберкома и изберкомов S-ов РФ (ЦИК и ИК).

ЦИК действует на постоянной основе и руководит дей-тью ИК по выборам през-

та, депутатов гос-думы и в иные органы, а так же по проведению

референдумов. Срок полномочий ЦИК – 4 года. ЦИК состои из 15 членов: 5

предст-ей през-та, 10 от палат парл-та. Члены ЦИК должны иметь высшее юр-ое

образование либо учёную степень в области пр. Тайным голосованием члены

избираю председателя, его зама и секреторя. ЦИК совместно с ИК S-ов: 1.

Осущ-ют контроль за соблюденим избер-ых пр и пр на участие в референдуме.

2. Организует систему учёта изберателей. 3. Разрабатывает нормотивы

технологического оборудованья для работы ИК и осущ-ет контроль за их

соблюдением. 4. Осущ-ет меры по орг-ии системы финансированья выборов и

референдума, установления результатов выборов. 5. Распределяет седства из

федерального бюджета на обеспечение, подготовку и проведение выборов и

референдума, контролирует их целевое назначение; оказывает пр-ю,

методическую, организа-онно технич-ю помощь ИК.

Полномочия ЦИКа по выборам през-та и депутатов гос-думы конкретизированы в

соот-их законах.. Дей-ость ИК по выборам в орг-ы гос власти S-ов РФ и

выборные ОМС действуют в соот-ии с ФЗ, актами S-ов и уставами муниц-ых

образ-ий. ИК независимы от гос-ых орг-ов и ОМС, их акты обязательны для

этих органов. Гос органы, ОМС, общест-ые объединения, предприятия,

учереждения, орг-ии, СМИ, и их должностные лица обязаны оказывать комиссиям

содействие.

Изберательный процесс и его стадии.

Проведение выборов состоит из нескольки стадий. От назнач-я даты выборов до

обьявления результатов. В процессе учавствуют СМИ, полит-ие партии, общ-ые

орг-ии и гос-ые органы, органы по проведению выборов. С момента начала

процесса порядок проведения и условия выборов меняться не могут,т.к. это

может привести к нарушению пр изберателей. Стадии: 1. Составление списков

изберателей. В них включаются все граж-не РФ обладающие на день

голосования активным избер-ым правом. Список изберателей сост-ся участковой

изберком-ей по каждому участку на основании сведений от главы муниц-го

образ-ия, каторый проводит учёт два раза в год. Граж-ин может быть

включён только в один список. Список предост-ся для ознакомления не позднее

чем за 20 дней до выборов. 2. Образование избер-х округов и участков.

Округа образуются на основании инфор-ии от исполнит-ых органов гос-й власти

и ОМС. Границы округов и число избер-ей в каждом округе Дф-ся соотв-ей

коммисией не позднее чем за 60 дней до голосования. Изберательный округ

составляет единую территорию, при его образовании учитывается Админ-Терр-ое

деление. Для проведения голосования округа разбиваются на учустки, они

образуются главой муниц-го образования. Если в округе не зарегистрирован ни

один кондидат или их число меньше установленого числа мандатов то выборы в

данном округе по реш-ию коммисии откладываются на срок не более 4 мес. Для

дополн-го выдвиж-ия кондидатов и осущ-ия послед-их избер-ых действий. 3.

Формирование изберкомов на каждом уровне происходит на Дф-ой пр-ой базе. 4.

Порядок Выдвижния и рег-ии кондидатов Пр выдвиж принадлежит избер-ым объед-

ям и блокам, а так же лицам в порядке самовыдвижения. Реш-ия о выдвижении

кондидатов от избер-ых объед-ий и блоков принимаются тайным голос-ием. В их

поддержку собираются подписи. Максим-е число подписей – 2% от общ числа

изберателей. Кондидат не может быть уволен по инициативе админ-ии во вр

проведения выборов. Мотивом отказа в рег-ии может быть только несоблюдение

зкона. В случае отказа кондидату выдаётся копия реш-ия коммисии о мотивации

отказа. Кондидаты на время проведения выборов освобождаются от военной

службы, сборов, и т.п. 5. Предвыборная аггетация. Кондидатам и избер-

обьединениям гарантируется равный доступ к СМИ. Так же могут проводится

дебаты , демонстрации, митинги. Долж-ые лица, зарег-ые кондидатами освобожд-

ся от выполн-ия своих обяз-ей на время выборов. Журналистам, долж-ым лицам

СМИ и работникам ГТРК запрещается учавствовать в аггетации, если они явл-

ся кондидатами или их представителями. Предвыборная аггетация начинается с

момента рег-ии и прекращ-ся за день до выборов. 6. Порядок голосования и

подсчёт голосов изберателей. Голосование проводится в календарный выходной

день, население оповещается ч/з СМИ не позднее чем за 20 дней. Имеется

возможность досрочного голосования. Подсчёт голосов осущ-ся членами

изберкома. Недейст-ми признаются билютени неустановленой формы. После

подсчёта голосов сост-ся протокол об итогах голос-ия. Сроки хранения всей

документации в изберкомах уст-ены законо-дат-ом.

Понятие избирательного права и избер-й системы.

Избер-ая сис-ма – это савокупность пр-ых норм регулирующих порядок

предоставления изб-ых пр , проведения выборов и Дф-ие резултатов

голосования - усечённый смысл. В узком смысле различается прпорциональное

и мажоритарная избер сис-мы. Пропорцио-ая- депутатские мондаты

распределяются пропорционально поданым голсам. Мажоритарная- распределение

мондатов по избирательным округам на основе большинства поданых голосов.

Избир-е пр в широком смысле – это савокупность норм и правил регул-их

изберательный процесс от начала до конца. В узком смысле это нормы рег-ие

порядок предост-ия пр участия в выборах (активное - избирать, пассивное –

быть избранным). Понятие сис-мы пр включ-ет в себя порядок избрания пяти

органов гос-ва: Пре-та, депутатов гос-думы, глав админ-ий S-ов, депутатов S-

ов РФ, и ОМС. S-там предоставлено пр только принимать акты по поводу

составления списков избирателей , создания избер-ых участков и изберкомов.

В КРФ нет раздела об избер-м пр и избер-ой сис-ме, закреплено только в

общей форме активное и пассивное избер-е пр.

Избер-ые объединения и блоки.

Они обладают пр выдвижения кондидатов. Реш-ия о выдвиж-ии принимаются на

соответствующих уровнях, на федер-ых и региональных, местных сбездах этих

объединений. Объед-ия могут объединяться в блоки, каторые пользуются пр-ми

обьединений. Выдвиж-е кондидата от блка произв-ся на съезде конфедерации

блоков. Обьединения могут быть только в одном блоке и не могут выступать в

кач-ве самостоятельных изб-ых обьединений. Реш-ия о выдвижении кондидатов

от избер-ых объед-ий и блоков принимаются тайным голос-ием. В их поддержку

собираются подписи. Максим-е число подписей – 2% от общ числа изберателей.

Изберательные комиссии и комиссии по референдумам.

Они обеспечивают реализацию и защиту избер-ых прв гр-ан и осущ-ют

подготовку и проведение выборов. Сущ-ют: Центральная избер-ая комиссия РФ,

Изберкомы S-овРФ, Окружные изберкомы, территориальные (районные,

городские), и участковые. Изберкомы действуют в кач-ве комиссий

референдума, они действуют на пр-ой основе. В подготовке и проведении

выборов комиссии независимы от гос-ых органов и ОМС. Акты комиссий в

пределах их компетенции обязательны для исполнения (соответственно уровню).

Гос органы, ОМС, общест-ые объединения, предприятия, учереждения, орг-ии,

СМИ, и их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие. В состав

изберкомов не могут входить депутаты, кондидаты и их доверенные лица,

судьи, супруги и близкие родственики кондидатов либо лица находящиеся в их

непосредств. Подчинении. Дей-ть изберкомов осущ-ся гластно и открыто и

основывается на коллегиальности; Все реш-ия принимаются большенством

голосов, несогластные члены могут высказать своё особое мнение, кторое

председателем должно быть доведено до вышестоящей комиссии. Реш-ия комиссий

и их должностных лиц могут быть обжалованы в суд или вышестоящюю

комиссию.

Порядок голосования и подсчёт голосов изберателей.

Голосование проводится в календарный выходной день, население оповещается

ч/з СМИ не позднее чем за 20 дней. Имеется возможность досрочного

голосования. Подсчёт голосов осущ-ся членами изберкома. Недейст-ми

признаются билютени неустановленой формы. После подсчёта голосов сост-ся

протокол об итогах голос-ия. Сроки хранения всей документации в изберкомах

уст-ены законо-дат-ом.

Правовой статус органов судебной власти S-ов.

К судам S-ов относятся: Уставные суды, Суды общей юритдикции S-ов. К-ый

статус судебных органов в республиках часто расходтся со статусом

установленым в ФКЗ , если одни из них призн-ся частью Суд-й сис-мы

(бурятия, Адыгея и т. д.) то др закрепляются вне связи с суд-ой системой

РФ (Татарстан, САХА). К-ые суды в республиках создаются в кач-ве высшего

органа суд-ой власти по защите К-го строя республики. Их компетенция схожа

с компетенцией К-го суда РФ.

Правовой статус органов законодательнои власти в S-ах РФ

З-д-ные (представительные) органы вл-ти в S-ах принимают К-ии

(уставы),законы,бюджеты.В респ-ах, краях, областях зак-дат-ая влсть осущ-ет

народное представт-во и осущ-ют законодат-ую власть. Но в вопросах

компетенции и отнош-ий с ОИВ орг-ны зак-дат-ой власти разных S-ов

неодинаковы. Различия касаются форм орг-ии зак-дат-го процесса и процедур

рассмотр-я ?-ов.

Определение резултатов выборов условия признания выборов недейст-ми.

После подсчёта голосов сост-ся протокол об итогах голос-ия. Протокол о

итогах выборов передаётся в окружную ИК она признаёт выборы недейст-ми если

допущеные нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты

волеизьявления избирателей. Установление итогов голосования осущ-ся в

присутствии наблюдателей представляющих кондидатов и избирательные

объединения, а так же м/д-народных наблюдателей. Вся документация ИК

подлежит хранению, сроки хранения всей документации в изберкомах уст-ены

законо-дат-ом.

Государственные органы в РФ: понятие, признаки, виды.

Понятие складывается из савокупности 3-х признаков:

Каждый орган гос власти создаётся в соответсвии с установленым К-ей и

законами или др пр-ми актами порядком. Порядок создания органов может

предусматривать участие в создании не одного а нескольки органов гос

власти. Органы гос власти могут создаваться преобразовываться и

ликвидироваться не только законами, но и указами през-та, это касается

ОИВ(аналогчное положение в S-ах).

Орган гос власти наделён властными полномочиями т.е. его реш-ия обязательны

для всех и подкрепляются принудительной силой гос-ва. Органы власти издают

пр-ые акты, каторые уст-ют порядок использованья граж-ми тех или иных пр.,

регулируют отнош-ия м/д граж-ом и гос-ом в Дф-ой мере, на определённом

уровне, и в Дф-ой области. Полномочия органа гос власти образуют его

компетенцию, граници кат-ой очерчиваются предельно чётко во избежание

превышения власти. Компетенция обычно устонавл-ся при создании органа

нормативными актами в последствии она может изменяться и дополняться.

Компетенция подчёркивает самостоятельность органа , не имеет компетенции

как правило внутренние подазделения органа гос власти.

Дей-ть органов гос-ва осущ-ся в формах и методах (основных), установленых

актами.

Из названых признаков видно , что каждое гос-е учереждение явл-ся органом

гос власти. Не являются такими гос-ые прдприятия, учебные заведения и т.п.

Органы гос власти состоят из выборных депутатов или назначаемых гос

служащих, наделённых властными полномочиями, но орган власти может быть в

лице одного чел-а(през-нт, ген-прокурор) – эти долж-ые лица дейст-ют в силу

КРФ и законов и несут ответс-ть только перед теми кто их избрал или

назначил.

В РФ есть ОМС они обладают особой природой; хоть они и не входят в систему

органов гос власти , но три признака применимы к ним.

Классификация: (помогает уяснить специфику каждого органа) 1. По уровню

дей-ти: Федеральный и Уровень S-ов.

Органы Законодательной власти. (парламент), ОИВ и органы судебной власти.

Органы с особым статусом(не входящие ни в одну из 3-х властей, но

создаваемые в соот-ии с К-ей): 1.Пркуратура РФ- осущ-ет надзор за

исполнением законов в РФ К-ия относит её к судебной власти. 2. Центральный

банк РФ – денежная эммисия осущ-ся только им, его осн-ая ф-ия – защита

устойчивости рубля; Банк независим в своей дей-ти. 3. Счётная плата РФ-

орган финансового контроля, образуемый Фед-ым собранием и подотчётен ему.

4. ЦИК 5. Уполномоченый по пр чел-ка – назнач-ся гос думой. 6. Академии

наук.

Свобода информ-ии.

КРФ закрепила пр каждого искать и получать инф-ию, следовательно гос-во

обязано предоставлятьинтересующие сведенья, если они не сос-ют гос-ой

тайны. Каждый в пр передовать, производить и распостронять инф-ию любым

законным способом, под личную ответст-ть. Цензура запрещена. Восприпятсв-ие

дей-ти СМИ влечёт за собой Уг. , Админ-ю, и др ответст-ти.

Правовой статус депутатов Федерального собрания.

Он складывается из их пр обя-тей и ответ-ти, он Дф-ся конституцией и ФЗ о

статусе депутата. Они обладают особой право- и дееспособностью, с тем что-

бы они могли учавствовать в законотворчестве и осущ-ии др ф-ий парламента.

Депутаты гос думы избир-ся населением, а члены совета федерации по

должности. Гос-дума работает на пост-ой основе, а сове федер-ии не пост-ый.

Депутаты думы предст-ют весь народ в целом, а члены Сов. Федер. Свои S-ты.

В отл-ии от члена Сов. Фед. Депутат работает на профес-ой основе он не

может находится на гос службе, заниматься др оплачеваемой дей-тью (кроме

преподав-ой, научной и т.п.) Срок полномочий депутата думы начинается со

дня избрания депутата и прекращается со дня начала работы новой думы. Срок

члена Сов. Фед. Дф-ся сроком его долж-ых полномочий. Срок полномочий члена

СФ начинается с принятия СФ реш-ия о призн-ии его полномочий и

заканчивается так же Полномочия депутата прекращ-ся в случаях: утраты

граж-ва, письм-го заявл-ия о слож-ии полномочий, избрания его в др органы

гос власти или ОМС. Члены парламента выполняют поручения палат, направляют

обращения и депутатские запрсы в орг-ы гос власти и ОМС.

Неприкосновенность – один ииз осн-ых эл-ов статуса парламентария и

важнейшая гарантия его дей-ти. Парламентарии не могут бытьпривлечены к уг-

ой, админ-ой ответс-ти, налогаемой в судебном порядке, задержаны,

арестованы и т.п., без согласия полаты, кроме случая задержания на месте

прест-ия. Вопрос о лишении неприкосн-ти реш-ся палатами по предьявл-ию ген

прокурора.

К-но-пр-ой статус гос думы.

Государственная Дума - нижняя палата Федерального Собрания - парламента

Российской Федерации, впервые избранного 12 декабря 1993 года одновременно

с принятием новой Конституции.

Дума избирается на четыре года, но может быть досрочно распущена

Президентом в случаях, предусмотренных Конституцией.

Полномочия: Дума принимает постановления простым большинством голосов от

общего числа депутатов (за исключением случаев, когда Конституция

предусматривает более высокий кворум). Законодательные: Государственная

Дума принимает федеральные законы, федеральные конституционные законы и

законы о поправках к Конституции, которые вступают в силу после одобрения

Советом Федерации, подписания Президентом и опубликования. Федеральные

законы принимаются простым большинством голосов. Двумя третями (300

голосов) Дума преодолевает вето Совета Федерации или Президента; одобряет

федеральные конституционные законы и законы о поправках к Конституции.

Кадровые: • выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от

должности (двумя третями голосов)

• дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

• решение вопроса о доверии Правительству РФ;

• назначение и освобождение от должности Председателя Центрального банка

РФ; назначение членов Совета директоров Центрального банка (12 человек),

двух представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете

(НБС) и других членов НБС (в пределах 6 человек по представлению

Председателя ЦБ); • назначение и освобождение от должности Председателя

Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; • назначение и освобождение

от должности Уполномоченного по правам человека; • назначение 5 из 15

членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации; •назначение

представителей Государственной Думы в Совете по вопросам государственной

службы при Президенте Российской Федерации; • назначение одного из 15

членов Коллегии Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг;

Экономические, Социальные права.

Эта группа пр не отделима от личных политических пр т.к. все пр связаны и

сост-ют единый пр-ой статус чел-ка и граж-на. Прямоедействие этих норм

относительно. Эти пр явл-ся стандартом првового гос-ва. По юрид-му

содержанию пр делятся: 1. Пр прямого действия (частн собственость). 2. S-

ые пр 3. Обязаности гос-ва содействовать грвж-ам.

Право мирно собираться.

Это пр принадлежит только гражданам РФ. КРФ закрепляет право мирно

собираться без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия.

Пикетированья. Цель: обсуждение общих проблем (политики). Зто связано с пр

на свободу слова. Указпрез-та установил, что подаётся письменное

уведомление в местную администрацию, не позднее чем за 10 дней до митинга.

Инициатором может быть лицо достигшее 18 лет. В уведомлении указываются:

цели, место, время, сроки проведения мероприятия. Админ-ия должна дать

ответ не позднее чем за 5 дней до митинга, она в пр предложить что-либо

изменить, но её реш-ие можно обжаловать в суд. Уголовно-наказ-мо

нахождение на публ-ом мероприятии с оркжием или чем либо, что может

принести вред жизни, здоровью или собств-ти. Собрания в закрытом помещ-ии

не треб-ют спец-го разреш-ия, но на их участников распостроняются все треб-

ия и запреты (оружие, антиК-ая агитация). Никто не в пр препятствовать

проведению митингов; ОВД не в пр применять спец средства если только……..

Конституционный суд РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации -- судебный орган конституционного

контроля, САМОСТОЯТЕЛЬНО И НЕЗАВИСИМО ОСУЩЕСТВЛЯЯЮЩИЙ СУДЕБНУЮ ВЛАСТЬ

ПОСРЕДСТВОМ К-ГО СУДОПРОИЗВОДСТВА.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА:

---ПРИДНАЗНАЧЕНИЕ-ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ.

---СТАТУС-СУДЕБНЫЙ ОРГАН.

---ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ-САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ И НЕЗАВИСИМОЕ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ.

---ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ-КОНСТИТУЦИОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТТВО.

Полномочия конституционного Суда РФ.

Вцелях защиты основ конституционного строя , ОСНОВНЫХ ПРАВ ИСВОБОД ЧЕЛОвека

и гражданина , обеспечения верховенства и прямого действия КРФ на всей

территории РФ Конституционный Суд РФ

1)разрешает дела осоответствии КРФ.

а)федеральных законов ,нормотивных актов Президента РФ,Совета

Федерации,Государственной думы,Правительства РФ.

в)КОНСТИТУЦИЙ РЕСПУБЛИК,УСТАВОВ,А ТАКЖЕ ЗАКОНОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

СУБЬЕКТОВ рф

б)ДОГОВОРОВ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ И ОРГАНАМИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЬЕКТОВ РФ . г)НЕ ВСТУПИВШИХ В СИЛУ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РФ.

2)РАЗРЕШАЕТ ВОПРОСУ О КОМПИТЕНЦИИ.

а)МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.

б)МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОС-НОЙ ВЛАСТИ РФ И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

СУБЬЕКТОВ РФ.

в)МЕЖДУ ВЫШИМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ СУБЬЕКТОВ РФ

3)ПО ЖАЛОБАМ НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН И ПО

ЗАПРОСАМ СУДОВ ПРОВЕРЯЕТ КОНСТИТУЦИОННОСТЬ ЗАКОНА 4)ДАЕТ ТОЛКОВАНИЕ КРФ.

5)ДАЕТ ЗАКЛЮЧЕНИЕ О СОБЛЮДЕНИИ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ВЫДВИЖЕЕНИЯ ОБВИНЕНИЯ

ПРЕЗИДЕНТА РФ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЗМЕНЕ ИЛИ СОВЕРШЕНИИ ИНОГО ТЯЖКОГО

ПРЕСТУПЛЕНИЯ.

6)ВЫСТУПАЕТ С ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВОЙ ПО ВОПРОСАМ СВОЕГО ВЕДЕНИЯ .

ДВОЙНОЙ ХАРАКТЕР ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ КОНСТИТУЦИОННОГОСУДА

С ОДНОЙ СТОРОНЫ,КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД ЯВЛЯЕТСЯ ОРГАНОМ ПРАВОСУДИЯ ,

СОСТАВНОЙ ЧАСТЬЮ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

С ДРУГОЙ СТОРОНЫ , КОНСТИТУЦИОННОЫЙ СУД ЯВЛЯЕТСЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОРГАНОМ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И В ЭТОМ КАЧЕСТВЕ СТОИТ В ОДНОМ РЯДУ С ДРУГИМИ

ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВА--ПРЕЗИДЕНТОМ, ФЕДЕРАЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ , ПРАВИТЕЛЬСТВОМ

РФ .

КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ В РФ ---САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ СФЕРА ГОСУДАРСТВЕННО-

ВЛАСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ , ОНА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НЕТОЛЬКО КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ

НО И ИНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ---ПРЕЗИДЕНТ И ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

ОБЕСПЕЧИВАЮТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НА

ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ РФ.КОНТРОЛЬ,ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ ,

ЯВЛЯЕТСЯ ПОСЛЕДУЮЩИМ .ТО ЕСТЬ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РАЗРЕШАЕТ ДЕЛА О

СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РФ УЖЕ ВСТУПИВШИХ В СИЛУ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ

АКТОВ И ДОГОВОРОВ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ. ЕДИНСТВЕННОЕ

ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ЭТОГО ПРАВИЛА ПРЕДУСМОТРЕНО ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ - СУД

ПРОВЕРЯЕТ КОНСТИТУЦИОННОСТЬ ПОДПИСАННЫХ НО НЕ ВСТУПИВШИХ В СИЛУ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВООРОВ .

3 ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД МОЖЕТ ОКАЗЫВАТЬ ЗНАЧЧИТТЕЛЬНОЕ ВВЛИЯЯНИЯ НА

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПОЛЬ ЗУЯСЬ ПРАВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ , ФОРМИРУЯ

ПРЕЦЕДЕНТЫ ТОЛКОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОЫХ НОРМ И ДАВАЯ ТОЛКОВАНИЕ

КОНСТИТУЦИИ .

РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА ВЛИЯЮТ НА ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНУЮ ПРАКТИКУ СУДОВ

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ И АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ,ПОСКОЛЬКУ ПО ЖАЛОБАМ НА НАРУШЕНИЕ

КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД И ПО ЗАПРОСАМ СУДОВ ОН ПРОВЕРЯЕТ

КОНСТИТУЦИОННОСТЬ ЗАКОНАПРИМЕН.ННОГО ИЛИ ПОДЛЕЖАЩЕГО ПРИМЕНЕНИЮ В

КОНКРЕТНОМ ДЕЛЕ.

ТРИ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

-----КОНСТ-ЫЙ СУД РФ РАССМАТРИВАЕТ И РАЗРЕШАЕТ ДЕЛА В ПЛЕНАРНЫХ ЗАСЕДАНИЯХ

И ЗАСЕДАНИЯХ ПАЛАТ КОНСТ-ОГО СУДА РФ

-----КОНСТ-ЫЙ СУД РФ СОСТОИТ ИЗ 2 ПАЛАТ ,ВКЛЮЧАЮЩИХ В СЕБЯ 10 И 9 СУДЕЙ .

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ ПАЛАТ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПУТЕМ ЖЕРЕБЬЕВКИ, ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

КОТОРОЙ УСТАНАВЛИВАЕТ РЕГЛАМЕНТОМ КОНСТ-ОГО СУДА РФ

---В ПЛЕНАРНЫХ ЗАСЕДАНИЯХ УЧАВСТВУЮТ ВСЕ СУДЬИ КОНСТ-ОГО СУДА , В

ЗАСЕДАНИЯХ ПАЛАТ- СУДЬИ ВХОДЯЩИЕ В СОСТАВ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ПАЛАТЫ.

---ПРЕДСЕДАТЕЛЬ И ЗАМЕСТИТЕЛБ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОНСТ-ОГО СУДА РФ НЕ МОГУТ

ВХОДИТЬ ВСОСТАВ ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ ПАЛАТЫ .

---ПЕРСОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ ПАЛАТ МЕНЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ 3 ГОДА.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНСТ-ОГО СУДА В ПЛЕНАРНЫХ ЗАСЕДАНИЯЯХ ЯВЛВЕТСЯ ВЕДУЩЕЙ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМОЙ ЕГО РАБОТЫ.

4 Основные тринципы деятельности

а)независимость

б)коллегиальность

в)гласность

г)состязательность

д)равноправие сторон

5 Состав,порядок образования и срок полномочий

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей ,назначаемых на должность

Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в

его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

Плномочия Конституционного Суда не ограничены определенным сроком.(срок

полномочий судьи Конституционного Суда 12 лет-назначение на второй срок не

допускается).

АКТЫ КОНСТ-ОГО СУДА РФ

АКТАМИ КОНСТ-ОГО СУДА РФ ЯВЛЯЮТСЯ РЕШЕНИЯ. ОНИ ПОДРАЗДИЛЯЮТСЯ НА ВИДЫ,

ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ИХ СПЕЦИФИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ.

РЕШЕНИЕ , ПРИНЯТОЕ КАК В ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ ТАК И В ЗАСЕДАНИИ ПАЛАТЫ КОНСТ-

ОГО СУДА ИМЕНУЕТСЯРЕШЕНИЕМ КОНСТ-ОГО СУДА.

ИТОГОВОЕ РЕШЕНИЕ КОНСТ-ОГО СУДА ПО СУЩЕСТВУ ЛЮБОГО ИЗ ВОПРОСОВ НАЗЫВАЕТСЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕМ.

ИТОГОВОЕ РЕШЕНИЕ КОНСТ-ОГО СУДА ПО СУЩЕСТВУ ЗАПРОСА О СОБЛЮДЕНИИ

УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ВЫДВИЖЕНИЯ ОБВИНЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ИЗМЕНЕ ИЛИ СОВЕРШЕНИИ ИНОГО ТЯЖКОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ ИМЕНУЕТСЯ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ.

ВСЕ ИНЫЕ РЕШЕНИЯ КОНСТ-ОГО СУДА ПРИНИМАЕМЫЕ В ХОДЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА.ИМЕНУЮТСЯ ЗАККЛЮЧЕНИЕМ.

ПОНЯТИЯ И ВИДЫ КОНСТИТУЦИИ

КОНСТИТУЦИЯ-ЭТО ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА,ВЫРАЖАЮЩИЙ ВОЛЮ ГОСПОДСТВУЮЩЕГО

КЛАССА ИЛИ ВСЕГО ОБЩЕСТВА И ЗАКРЕПЛЯЮЩИЙ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО И

ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ,ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИН.

КОНСТИТУЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОС-ВА УЧРЕЖДАЕТ ПОЛИТИЧЕСКУЮ ФОРМУ

СУЩЕСТВОВАНИЯ ОБЩЕСТВА , СИСТЕМУ ГОСУДАРССТВЕННЫХ ОРГАНОВ, УСТАНАВЛИВАЕТ

ПОРЯДОК ИХ ФОРМИРОВАНИЯ И СПОСОБ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, ЗАКРЕПЛЯЕТ ПРАВА И

СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.

ЗАКРЕПЛЯЯ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ УСТОИ ОБЩЕСТВА , ПОЛИТИЧЕСКУЮ ФОРМУ ЭГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ,

КОНСТИТУЦИЯ СЛУЖИТ ПРАВОВОЙ БАЗОЙ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

ВОТЛИЧАЕ ОТ ОБЫЧНЫХ ЗАКОНОВ ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ

СТАБИЛЬНОСТЬЮ И ДОЛГОВЕЧНОСТЬЮ. ЭТИ КАЧЕСТВА КОНСТИТУЦИИ ОБУСЛОВЛЕНЫ ДВУМЯ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ.

ВО-ПЕРВЫХ ,ВСИЛУ АБСТРАКТНОГО СОДЕРЖАНИЯ ЕЕ ПОЛОЖЕНИЙ ОНА НЕ ПОДВЕРЖЕНА

ПОСТОЯННЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ. ВО-ВТОРЫХ ,ЖЕСТКАЯ ПРОЦЕДУРА ПО ВНЕСЕНИЮ В ЕЕ

ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ СЛУЖИТ ГАРАНТОМ ЕЕ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ И ДОЛГОВЕЧНОСТИ.

КОНСТИТУЦИИ ДЕЛЯТСЯ НА

------ПИСАНЫЕ-СОСТАВЛЕННЫЕ В ВИДЕ ЕДИНОГО ДОКУУМЕНТА

----НЕ ПИСАНЫЕ-СОСТОЯЩИЕ ИЗ ЗАКОНОВ ПАРЛАММЕНТА , СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ

КОНСТИТУЦИОННОГО ХАРАКТЕРА , СУДЕБНЫХ ПРЕЦЕДЕНТОВ И ПРАВОВЫХ ОБЫЧАЕВ.

ПО СПОСОБУ ИЗМЕНЕНИЯ , ВНЕСЕНИЯ ПОПРАВОК И ДОПОЛНЕНИЙ КОКСТИТУЦИИ ДЕЛЯТСЯ

НА

---ЖЕСТКИЕ -ЭТО КОНСТИТУЦИИ,ДЛЯ ПРИНЯТИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ КОТОРЫХ УСТАНОВЛЕНА

ЖЕСТКАЯ ПРОЦЕДУРА.

---К ОБЫЧНЫМ ОТНОСЯТСЯ ТЕ, КОТОРЫЕ ПРРИНИМААЮТСЯЯ И ИЗМЕНЯЮТСЯ В УПРОЩЕННОМ

ПОРЯДКЕ ,Т.Е. ПОРЯДКЕ, УСТАНОВЛЕННОМ ДЛЯ ОБЫЧНЫХ ПАРЛАМЕНТСКИХ ЗАКОНОВ .

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СООТВЕТСТВИЯ ИЛИ НЕСООТВЕТСТВИЯ ТЕМ ФАКТИЧЕСКИМ

ОБЩЕСТВЕННЫМ ОТНОШЕНИЯМ , КОТОРЫЕ СЛОЖИЛИСЬ И ГОСПОДСТВУЮТ В ОБЩЕСТВЕ

КОНСТИТУЦИИ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА

----ФИКТИВНЫЕ КОНСТИТУЦИИ НЕ ВЫРАЖАЮТ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ ,КОТОРЫЕ

ФУНКЦИОНИРУЮТ В СТРАНЕ. ОНИ ОТОРВАНЫ ОТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И СУГУБО

ФОРМАЛЬНЫ.

----ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЖЕ ЯВЛЯЮТСЯ АДЕКВАТНЫМ ВЫРАЖЕНИЕМ И ВОПЛОЩЕНИЕМ

ФАКТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, КОТОРЫЕ СЛОЖИЛИСЬ В ОЬЩЕСТВЕ .ИМЕННО

ОНИ СЛУЖАТ ПРАВОВЫМ КРИТЕРИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ И

ГОСУДАРСТВА,СПОСОБА ИХ ОРГАНИЗАЦИИ ИДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ

ТЕРРИТОРИИ, ФАКТИЧИСКОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.

ТОЛКОВАНИЕ КОНСТИТУЦИИ.

ЦЕЛЬ ТОЛКОВАНИЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ ЮРИДИЧЕСКИ ТОЧНО

ОПРЕДЕЛИТЬ,КАК ПОНИМАТЬ НОРМУ КОНСТИТУЦИИ, ДОПУСТИМО ЛИ ЕЕ РАСШИРИТЕЛЬНОЕ

ПРИМИНЕНИЕ.

ТОЛКОВАТЬ КОНСТИТУЦИИЮ МОЖЕТ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД(ст 125 ч 5). ЭОТ

ОБУСЛОВЛЕННОТЕМ, ЧТО КОНСТИТУЦИЯ БЫЛА ПРИНЯТА ПУТЕМ РЕФЕРЕНДУМА,

НЕПОСРЕДСТВЕННО НАРОДОМ И ПОЭТОМУ ЕЕ ТОЛКОВАНИЕ МОЖЕТ ОСУЩЕССТТВЛЯТЬСЯ

ОСОБЫМ ОБРАЗОМ--ПУТЕМ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТЕКСТА НОРМ

ТЕМ ОРГАНОМ ,КОТОРЫЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ СУДЕБНУЮ ВЛАСТЬ ПУТЕМ КОНСТИТУЦИОННОГО

СУДОПРОИЗВОДСТВА

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД ДАЕТ ТОЛКОВАНИЕ ПО ИНИЦИАТИВЕ--ПРЕЗИДЕНТА РФ, СОВЕТА

ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ,ПРАВИТЕЛЬСТВА.

Политические права и свободы

Вотличае от личных прав , которые по своей природе неотчуждаемы и

принадлежат каждому от рождения как человеку , политические права исвободы

связаны с облоданием гражданства государства .

Естественный характер прав гражданина вытекает из того, что насителем

суверенитета и сдинственным источнииком власти в РФ является ее

многонациональный народ.Эта важнейшая основа конституционногостроя РФ

реальную и практическую реализацию получила через политические пправа

каждого гражданина.

Граждане,ассоциированные как народ,осуществляют власть.

Граждане--каждый как таковой--учавствуют в осуществлении власти.

Ст.60 КРФ говорит что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в

полном обьеме свои права и обязанности с 18 лет.

Осуществляет свои права гражданин в различных формах , как непосредственно

, так ичерез своих представителей.Непосредственными формами явлаются

участие граждан в референдуме,всенародным голосованием,путем реализации

прав избирать и быть избранным.

Конституционно закреплено право граждан обращаться лично,а также направлять

индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы иорганы

местного самоуправления. Это право-важное средство проявления общественно-

политической активности граждан , заинтересованности в общественных делах,а

также защиты своих прав.

Граждане России имеют равный доступ к государственной службе, право

учавствовать в осуществлении правосудия.

Важным правом ,имеющим тесное отношение к участию граждан в управлении

делами государства, является

закрепляемое за каждым право на оъединение,включая право создавать

профсоюзы для защиты своих прави интересов.(СТ.30 КРФ).

Закрепляется право граждан создавать по своему выбору общественные

оьединения без предворительного разрешения органов государственной власти и

органов местного самоуправления.

В ст.5 Закона формируется понятие общественного объединения.Оно

характеризуется как добровольное,самоуправляемое,некоммерческое

формирование,созданное по инициативе граждан,объединившихся на основе

общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе

общественного объединения.

Общественные объединения создаются и действуют на основе принципов

добровольности , равноправия , самоуправления , законности и гласности.

Государственная регистрация общиственного объединения не обязательна ,но

необходима для приобретения прав юридического лица.

5 форм функционирования общественных объединений-

общественная организация (наличие членства),общественное движение - это

массовое общественное объединение, преследующие социальные,политические и

иные общественно полезные цели (нет членства,субьект составляющий эту

организацию-именуется участником ), общественный фонд - эго цель является

формирование имущества на основе добровольных взносов (нет членства

,субьект-участник),общественное учреждение - имеет целью оказание

конкретного вида услуг , отвечающих интересам участников(нет

членства,субьект-участник),орган общественной самостоятельности - цель-

совместное решение социальных проблем ,возникающих у граждан по месту

жительства, работыили учебы,направленное на удволетворение потребностей

неограниченного круга лиц,чьм интересы связаны с достижением уставных целей

и реализации программ органа общественной самодеятельности по сесту его

создания

По территориальной сфере деятельности общественные объединения могут быть

общероссийскими, (такое объединение,которое осуществляет свою деятельность

на территории более половины субъектов Федерации и имеет там свои

структурные подразделения.), межрегиональными( общественное объединение,в

котором эти условия обеспечиваются на территории менее половины субьектов

Федерации ), региональными( они действуют на территории одного субьекта

Федерации) и местными ( осуществляет свою деятельность в пределах

территории органа местного самоуправления).

Сущность Конституции.

ПО ВОПРОСУ О ТОМ , В ЧЕМ СОСТОИТ СУЩНОСТЬ КОНСТИТУУЦИИ, РАЗЛИЧНЫЕ ТЕОРИИ

ПРИДЕРЖИВАЮТСЯ НЕОДИНАКОВЫХ ВЫВОДОВ..

ОДНИМ ИЗ РАСПОСТРАНЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЯВЛ-СЯ ТРАКТОВКА СУЩНОСТИ

КОНСТИТУЦИИ КАК ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА. ПО НЕЙ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ, ЧТО ВСЕ

ЧЛЕНЫ ОБЩЕСТВА ЗАКЛЮЧИЛИ ДОГОВОР, ВОПЛОЩЕННЫЙ В КОНСТИТУИЮ,О ТОМ,НА КАКИХ

ОСНОВАХ УЧРЕЖДАЕТСЯ ДАННОЕ ОБЩЕСТВО,ПО КАКИМ ПРАВИЛАМ ОНО ЖИВЕТ. ПО ЭТИМ

КОНЦЕПЦИЯММ КОНСТИТУЦИЯ-- ВЫРАЖЕНИЕ СУВЕРИНИТЕТА НАРОДА, ПРОЯВЛЕНИЕ ЕГО

ЕДИНОЙ ВОЛИ.

ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ВИДЯТ СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ В ВОПЛОЩЕНИИ БОЖЕСТВЕННЫХ

ПРЕДПИСАНИЙ ЧЕЛОВЕКУ О ПРАВИЛАХ ЖИЗНИ, СЧИТАЮТ,ЧТО В КОНСТИТУЦИИ

ВОПЛОЩАЮТСЯ ИДЕИ ВЫСШЕЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ РАЗУМА.

НЕКОТОРЫЕ ШКОЛЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА СЧИТАЮТ, ЧТО СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ

ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ВОПЛОЩЕНИИ В НЕЙ МНОГОВЕКОВОГО ОПЫТА, ПОСТЕПЕННО

СКЛАДЫВАЮЩИХСЯ ТРАДИЦИЙ ДАННОГО НАРОДА.

ИМЕЮТСЯ И ТЕОРИИ . ОТРИЦААЮЩИЕ НАРОДНЫЙ ХАРАКТЕР КОНСТИТУЦИИ И СВЯЗЫВАЮЩИЕ

ЕЕ СУЩНОСТЬ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВОЛЕЙ .КОНСТИТУЦИЯ ПРИ ЭТОМ

РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК САМООГРАНИЧЕНИЕ ВЛАСТИ .

СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ , ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В УТВЕРЖДЕНИИ ОБЩЕДЕМОКРАТИЧЕСКИХ НАЧАЛ

, ПРЕДПОЛАГАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ЖИТЬ В ГОСУДАРСТВЕ В КАЧЕСТВЕ ЕГО ПОЛНОПРАВНЫХ

ГРАЖДАН ВСЕМ ЧЛЕНАМ ОБЩЕСТВА, КАК СОГЛАСНЫМ, ТАК И НЕСОГЛАСНЫМ С НЕЙ ,

ОБЩЕДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ ПРЕДПОЛАГАЕТ ЕЕ ПРИНЯТИЕ ПРИ

УЧАСТИИ БОЛЬШИНСТВА ИЗБИРАТЕЛЕЙ И ПОДДЕРЖКЕ ЕЕ БОЛЬШЕЙ ЧАСТЬЮ ЧИСЛА

ПОСЛЕДНИХ.

Т.О.,ДЕЙСТВУЮЩАЯ КОНСТИТУЦИЯ РФ ПО СВОЕЙ СУЩНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ВЫРАЖЕНИЕМ

ВОЛИ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО НАРОДА РФ ,ВЫРАЖЕННОЙ ПУТЕМ ВСЕНАРОДНОГО

ГОЛОСОВАНИЯ,ВОЛИ,НАПРАВЛЕННОЙ НА УЧРЕЖДЕНИЕ ТАКИХ ОСНОВ ЖИЗНИ ГОС-ВА

И ОБЩЕСТВА,КОТОРЫЕ ВОПЛОЩАЮТ ОБЩЕДНМОКРАТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, ИСХОДЯТ ИЗ

ПРИЗНАНИЯ ВЫСШЕЙ ЦЕННОСТЬЮ ЧЕЛОВЕКА , ЕГО ПРАВ И СВОБОД.

Место и роль как базовой отрасли.

Конституционно-правовые нормы.

Предмет, развитие взглядов.

Структура Государственно-Правовой нормы.

Субъелты государственного правоотношения.

Конституционная ответственность.

Объекты Конституционно-правовых отношений.

Право политического убежища.

Государственно-правовые отношения.

Правовой статус беженца и вынужденого переселенца.

Местное самоуправление как основа государственного строя.

Понятие и система местного самоуправления.

Принципы местного самоуправления.

Гарантии местного самоуправления.

Финансово-экономическая основа местного самоуправления.

Организационная основа местного самоуправления.

Территориальная основа местного самоуправления.

Принципы всеобщего, равного избирательного права.

Конституционно-правовой статус Правительства РФ.

Конституционно-правовой статус Совета Федерации.

Исполнительные органы государственной власти.

Конституционно-правовой статус Президента РФ.

Формы участия населения в местном самоуправлении.

Организация государственной власти в субъектах РФ.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ.

Понятия и виды государственного устройства.

Конституционно-правовой статус РФ.

Взаимодействие правительства с органами законодательной и судебной власти.

Предвыборная агетация.

Порядок выдвижения и регистрации кондидатов.

Образование изберательных округов и участков.

Понятие изберательного права и избирательной системы.

Избирательный процесс и его стадии.

Избирательные объединения и блоки.

Избирательные комиссии и комиссии по референдуму.

Правовой статус центризберкома и изберкомов субъектов РФ.

Государственные органы в РФ: понятие, признаки, виды.

Определение результатов выборов и признание выборов недействительными.

Правовой статус органов судебной власти субъектов РФ.

Правовой статус органов законодательной власти субъектов РФ.

Правовой статус депутатов Федерального собрания.

Конституционно-правовой статус Государственной думы.

© 2010