Краткие лекции по истории политических и правовых учений (к зачету-тестированию)Краткие лекции по истории политических и правовых учений (к зачету-тестированию)Потитко-правовая идеология Древней Индии (брахманизм, буддизм) 4 касты («варны»): брахманы – из уст мирового бога (воспитание …), кшатрии – из рук (управление государством, война), вайшьи – из бедер (обеспечение деятельности брахманов и кшатриев, ремесло …), шудры – из ступней (обслуга, грязный труд). Рабы – не люди, а орудия труда. Если человек не исполняет свои обязанности («дхарму») по этой иерархии, то следует наказание («данду» - палка). Если исполняет то - ????? Путиль: «Из четырех видов узаконения дхармы – обычая, священного писания, судебного решения, царского указа – высшим является, при коллизии их норм, царский указ». В брахманизме приоритет явно у священного писания, т.е. вышеприведенное высказывание – явно отход от брахманизма. Логика приоритета священного писания четко следовала из иерархии (см.выше). «Будда» - просветленный. Основная цель – достижение состояния «нирваны» - высшего состояния духа – достигаемого через ограничение/отказ от желаний (именно неисполнение которых и вызывает основные страдания). «Я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать» - идея духовного равенства, каждый творит свою судьбу. «Насилие не уничтожает насилие, но отсутствием насилия уничтожается оно», (или «ненависть» вместо «насилие»). Т.е. идея: увеличение насилия вызывает его встречный рост. Политико-правовые учения Китая (Конфуций, Шан-Ян) Все учения различаются по принципиальным двум причинам: хорош ли человек по своей природе («зверь или нет») и откуда лучше черпать идеи: из прошлого или из будущего. Конфуций: 1) патриархальная теория происхождения государства и идея патернализма: государство – это разросшаяся семья, монарх – отец большого семейства с соответствующими обязанностями и функциями; патернализм – власть отца и его забота о семье, 2) идея меритократии – власти достойных власть не лучших, а именно достойных в смысле нравственности и морали – при этом невозможно ссылаться на то, что «наверху воруют больше», 3) идея человеколюбия: забота старших о младших и уважение младшими старших, «человека нужно накормить, обучить, а затем привить высокую мораль» - идея того, что без еды и образования привить мораль бесполезно, 4) отрицательное отношение к законам: закон – всегда наказание, которое вызывает защитную реакцию – вранье и полное отсутствие совести, насилие над внутренним миром человека, вынужденного давить себя просто ради выживания, 5) советы чиновникам: древние считали позором для себя не успевать за собственными словами, в стране, где есть спокойствие – будь смел в действиях и в речах, а в стране, где нет спокойствия – будь смел в действиях, но осторожен в речах, и т.д. (очень много советов) Шань-Ян (338-390 г. до н.э.) возглавлял течение легистов («легос» - закон, «легисты» - законники). Противоположность Конфуция: 1) государство – это аппарат подавления собственного народа, а монарх – это деспот, управляющий с помощью суровых законов. Если силен народ – слабо государство, а если слабо государство – то это причина всех бед, 2) доброта и человечность – мать всех проступков, т.е. в государстве должно быть много наказаний и мало наград (соотношение 9:1). За малейший проступок следует сурово наказывать, вплоть до смертной казни – тогда не будет больших преступлений («за уроненный уголь из горшка – смерть, - тогда не будет поджогов»), 3) необходимость оглуплять свой народ, чтобы было легче управлять в империи Цинь, где эта нашла применение, были уничтожены все философские книги и сами философы, за хранение книг – суровое наказание, 4) ввел круговую поруку и суровое наказание за «недоносительство», 5) разрешил покупать чиновничьи должности. Ранее в Китае чиновник был «царь и бог», духовенства не было вообще, т.к. функции духовенства – у чиновников; чиновником мог стать только человек из знатных родов. Шань-Ян изменил эту систему: благодаря покупке должностей к власти пришли энергичные и умные люди. Империя Цинь, построенная по советам Шань-Яна, - чисто тоталитарная. Полное прекращение междоусобиц, «зловещее спокойствие». Греция. Политико-правовые идеи софистов. Софос – мудрость, софисты – платные учителя мудрости. Старшие софисты – разработка проблем государства, управления. Младшие софисты – упор на технологию ведения споров через абсурдную логику, которую трудно «засечь» («то, что не теряли – должно быть у вас»). Их советы адвокатам: вывести соперника из равновесия (чтобы было сложно уследить за логикой), говорить либо очень быстро (чтобы слушающие за логикой не успевали и считали себя туповатыми), либо наоборот – медленно. Т.е. – психологический подход к адвокатской практике. Многозначные слова, игра слов, … Старший софист Протагор: 1) золотой век человечества – в будущем: люди раньше были как звери, отличающиеся от зверей огнем. И только когда боги дали людям стыд, правду/закон – люди стали жить не так, как звери. 2) справедливость – понятие относительное (что справедливо сегодня или для одного – не справедливо завтра или для другого), 3) мера всех вещей – человек (идея «что для чего существует»: личность для государства или государство для личности: всё должно быть ради человека). Афины: Сократ По решению суда был приговорен к смерти, из уважения – самым мягким способом – ядом. Идеи: 1) управлять должны знающие, 2) закон и справедливость – понятия тождественные. Именно за эти идеи Сократ и был признан виновным и был казнен за подрыв конституционного строя и за развращение молодежи. Причина такого решения суда: 1) занятие должностей в Афинах – по жеребьевке (в т.ч. ремесленники …), жеребьевка – основной конституционный принцип Афин, 2) жеребьевка считалась «волей богов», т.е. если против жеребьевки – то атеист, а атеизм – совращение молодежи. Платон (ученик Сократа). о формах правления: иерархия в порядке ухудшения: 1) аристократия (власть лучших, сначала под лучшими имелись ввиду философы, но власть развращает даже философов – появилась олигархия), 2) олигархия (власть немногих богатых; поскольку бедных больше, то существует недолго, превращается в демократию), 3) демократия (власть народа, необученных, неграмотных людей, путающих многие понятия: «свобода – вседозволенность», «хамство – доблесть»; демократия перерастает в охлократию), 4) охлократия – власть толпы (но толпе всегда нужен лидер, и он легко в ней появляется – появляется тимократия), 5) тимократия – власть героев, власть чести (опасна тем, что эти герои и военные не мыслят своего существования без войны, жестокой централизации и т.п. – перерастание в тиранию), 6) тирания – жестокая власть одного (против тирании выступают лучшие – опять возврат к аристократии). Идеальное государство (вечная и оптимальная аристократия) по Платону соответствует сущности человека: - разумность – стремление думать, - честолюбие – стремление к славе, - вожделение – необходимость физиологического комфорта. Тогда в идеальном государстве – соответствующие три сословия: философы, воины и ремесленники/земледельцы (в зависимости от сути конкретного человека). Принципы жизни философов и стражей: 1) общность имущества и запрет прикасаться к деньгам, 2) общность жен (семья автоматически воспроизводит неравенство, т.к. каждый опекает именно своего ребенка, а идея – все дети – каждого члена общества), 3) общественное воспитание детей. Аристотель. Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Разошелся с Платоном по вопросу об оптимальном типе собственности: о личной собственности все заботятся гораздо больше, чем об общественной. Формы правления по Аристотелю: | |Вла|Влас|Влас| | |сть|ть |ть | | |одн|немн|мног| | |ого|огих|их | |«Прави|мон|арис|поли| |льная»|арх|токр|тия | | |ия |атия| | |«Непра|тир|олиг|демо| |вильна|ани|архи|крат| |я» |я |я |ия | Черчилль: «Демократия – самая плохая форма правления, но лучше пока не придумали». Демократия: 1) слишком уравнивает бедных и богатых в плане участия в управлении через равные избирательные права – независимо от их вклада в общество. 2) к власти могут прийти люди, не имеющие собственности и поэтому поступающие безответственно. Полития – власть образованных людей, имеющих имущество – симбиоз олигархии и демократии: всегда будут богатые и бедные, но большая часть общества имеет собственность и, одновременно, грамотна. Два вида справедливости: - уравнивающая справедливость деяствует в отношениях между гражданами, - распределяющая справедливость действует в отношениях между гражданином и государством (государство не может «любить» всех одинаково). Политико-правовые учения раннего христианства: Аврелий Августин (Блаженный) Основные принципы организации жизни общин: 1) общность имущества, 2) обязательность труда для всех, 3) равенство, 4) отсутствие духовенства и культов, 5) осуждение богатства. Сформулировано «золотое правило нормативной регуляции»: «относись к другим так, как бы ты хотел чтобы относились к тебе». Два аспекта: 1) какой мерой вы мерите – такой отмерено будет вам, 2) каким судом судите – таким судимы будете. Основные произведения: «О Граде Божьем», «О свободной воле». 1) человек, живущий по собственной воле, уподобляется дьяволу (неравенство, несправедливость), 2) человек живет по божественной воле. Государство и город – синонимы. Идея 1: те, кто живут по варианту «1» - рано или поздно погибнут, т.к. живут во грехе. Идея 2: насильственная борьба с еретиками оправданна (пастырь должен загонять заблудших овец). Идея 3: концепция «как спастись от греха». Различие между проступком и преступлением: «Если страсть губит душу и тело, то это проступок, если действует во вред другому – это преступление». Фома Аквинский (Аквинат). О государстве и законе. Основное произведение – «Сумма теологии». Признан официальным теологом католической церкви. В Библии – вся власть от бога. Выделение трех элементов государственной власти: 1) Сущность (откуда берется власть) – власть от бога. 2) Происхождение власти: по наследству или силой. 3) Использование власти: a. если монарх заботится о своих подданных и о привилегиях церкви, то этой власти необходимо подчиняться, b. если монарх не заботится о подданных и церкви, то народ имеет право на восстание. «Возможно, тиран послан народу за его грехи». Субординация законов: 1) Вечный закон – закон мироздания, «божественный разум». 2) Естественный закон («естественный» - «человеческий», осознание человеком вечных законов; в природе действуют законы сохранения и законы размножения; человеческие естественные законы: стремление к самосохранению, размножению, познанию истины). 3) Человеческий закон (феодальное право): человеческие законы не должны противоречить естественным законам, но отличаются от них: a. записаны (тогда как естественные законы не записаны), b. предусматривают наказание за нарушение. 4) Божественный закон – Библия. Призывал силой (с помощью государства) бороться с еретиками: еретики подрывают основы жизни. Средневековая ересь о праве и государстве. Ересь – оппозиционное течение внутри господствующей церкви. Два вида ереси: 1) плебейская (крестьянско-плебейская) ересь: a. требует социального и имущественного равенства, b. требует ликвидации церковной организации и духовенства. Представители плебейской ереси – «богомилы»???. Помещики – слуги дьявола. 2) бюргерская ересь: a. требует юридического равенства (бюргеры в правах ограничены, в отличие от феодалов), b. требует дешевой церкви (бюргеры создают богатство своим трудом и 1/10 часть отдают церкви). Политико-правовое учение Никколы Макиавелли. Основное произведение – «Государь». Основные идеи: 1) выделил политику как особую сферу человеческой жизни, в которой действуют свои законы (главное в политике – человек, в истории неизменны интересы людей), 2) отделил политику от религии и морали (против католической религии, т.к. она призывает к смирению, а нужна религия, призывающая к борьбе за справедливость; «Цель оправдывает средства, если цель – благополучие и спокойствие государства»; мораль стоит над политикой). 3) советы государю: a. государь должен добиваться любви людей, но нужно опираться на страх – все наказания проводить разом, b. государь должен быть скупым (если он щедрый, то не может дать всем одинаково), c. дела, угодные подданным – совершать самому, а неугодные подданным – поручать подданным, d. государь никогда не должен посягать на имущество подданных, «лучше убить, чем грозить». Политико-правовые идеи утопического социализма (Томас Мор и Томазо Кампанелла). Основные произведения: Томас Мор – «Утопия», Томазо Кампанелла – «Город солнца» (написано в тюрьме). Оба произведения написаны в жанре путешествия. Жанр – утопический социализм. Утопия – несбыточное (ни где я ????), блаженная страна. Характерная черта – не думать о материальном благополучии, только о духовном развитии. Материальное развитие вредит духовному. Критика существующего строя. Т.Мор: «овцы пожирают людей». Государство ответственно за своих подданных. Государство – орудие для угнетения бедных. Запутанные законы выгодны для богатых (бедный не может получить образование). Основные идеи: 1) общественная собственность, 2) обязательность труда для всех (работают в «Утопии» 6 часов, в «Городе солнца» – 4 часа), 3) все должны приносить пользу обществу, 4) общественная трапеза, 5) законов мало, т.к. нет частной собственности; основная часть законов – регламентация семейно-брачных отношений, 6) против наказаний: если человек нанес вред обществу – на каторгу. Два вида исполнения смертной казни (Т. Кампанелла): все ударяют его, уговаривают самого обложиться порохом. Теория естественного права и договора (Т.Гоббс, Дж.Локк) Права, которыми люди обладали до появления государства, после появления государства оно наделяет позитивными правами. Т.Гоббс: «Левиафан» (понимал государство как чудовище). 1) человек – эгоист и жаждет власти, «человек человеку волк», идет война всех против всех; источник происхождения государства – разум; политическая власть абсолютна, но не затрагивает гражданские дела, 2) законов должно быть как можно меньше. Дж.Локк: «Законы подобно изгородям вдоль дороги, и лишний закон вреден и не нужен». Для защиты собственности своей – договориться о создании государства. Государство – это сторож. Идеи либерализма. Три ветви власти: исполнительная, законодательная, союзная (внешних отношений). Разработал теорию трудовой собственности. Труд является определителем собственности. Различия в подходах: - Гоббс – договор от всех рисков (за исключением гражданских), - Локк – договор от определенных, оговоренных рисков. Классическая теория демократии. Монтескье: «О духе законов». Есть буква законов и дух законов. На дух законов влияют: - физический фактор (климат, территория и т.д.), - моральный фактор (обычаи, религия, политический режим). Автор идеи разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную. Разработал теорию сдержек и противовесов: ни одна ветвь власти не имеет права заменить закон, предложенный другой ветвью власти. Начал разрабатывать концепцию гражданских прав человека: 1) отметил опасность свободе человека со стороны уголовного законодательства, 2) недопустимость оскорбления естества человека при наказании, 3) недопустимость наказания за помыслы, 4) о нескромных словах. Б.Спиноза: «Богословно-политический трактат». 1) государство – результат компромисса между страстями и разумом людей, 2) законы должны приниматься большим количеством людей (люди - эгоисты, и монарх – тоже), 3) нельзя вмешиваться в сферу, которую нельзя чем-либо изменить ни посулами наград, ни страхом наказания. |
|